В основание своего уничижения Девы Марии протестанты берут, по научению духов заблуждения, несколько мест Писания. Первое - это Мф. 1:25, где сказано, что Иосиф «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца...». Отсюда делается вывод, что Иосиф не знал Деву Марию только до времени, пока Она не родила. Но это не так. Греческая конструкция данного предложения позволяет перевести его так: «И он не знал Ее. И родила Она Сына...», т. е., здесь описаны просто два факта. Христос в Мф. 28:20 говорит: «И се Я с вами во все дни до скончания века». Хотя здесь стоит частица «до», но это все же не значит, что после скончания века Христос уже не будет со своими учениками. Также в Пс. 109:1 написано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Здесь также, хотя и сказано «сиди... доколе», но все же очевидно, что Христос будет сидеть одесную Отца и после того, как враги Его будут положены под Его ноги. Так и Мф. 1:25 не значит, что после рождения Иосиф познал Деву Марию. Второй аргумент, который приводят протестанты, это то, что у Христа были братья (Лк. 8:20; Ин. 7:5). Но по преданию это были дети Иосифа от первого брака, ибо он был вдовец. Называются же они братьями Христу условно, т. к. были его сводными братьями. Ведь и сама Богородица называет Иосифа отцом Иисуса, что, конечно же, было условно (Лк. 2:48). Если бы это были сыновья Девы Марии, то Христос со креста не поручал бы Ее Иоанну. Мария маленькой девочкой, в 3 года, была посвящена Богу родителями и осталась жить при храме. Позже она дала обет девства и сохранила его до конца жизни. На это указывает то обстоятельство, что, когда Ангел благовестил Марии, уже обрученной Иосифу, о том, что Она родит Сына, Она в изумлении спросила: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Ведь если бы Она собиралась вступать с Иосифом в обычный брак, то этот вопрос был бы неуместен. Если кто-то скажет невесте, что она родит сына, то она, хотя еще и не была с мужем, не будет удивляться тому, как это может быть, ведь она готовится к замужеству, обычным следствием чего является рождение детей. Предание говорит, что Иосиф был уже стар, когда Дева Мария была ему обручена. Это подтверждает тот факт, что во время служения Христа Иосифа уже не было в живых, т. к. он умер от старости. Пречистая Дева же потому была ему обручена, что по иудейской традиции каждая женщина должна была быть за кем-то закреплена, то ли за отцом, то ли за мужем, а отец Марии Иоаким умер вскоре после рождения Пресвятой Богородицы. Не могла та единствення во всей вселенной, с которой Бог соединился не только Духом, но и плотью (ведь Христос в утробе Своей Матери был одно с Ней), иметь с кем-то супружеские отношения; не могла святая утроба, выносившая Самого Бога Сына, носить еще кого-то. Протестанты, начиная с монаха Лютера, женившегося на монахине, отвергли добродетель девства, и отсюда и рождаются подобные извращения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=42

б) называется первым, альфой, началом всего: Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса (Ис. 48:12—13); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1:8); ибо все из Него, Им и к Нему (Римл. 11:36); в) и что сотворение мира почитается одним из отличительных признаков Бога истинного: мужи! что вы это делаете , воскликнули Павел и Варнава, когда язычники в Листре, принявши их за нисшедших на землю своих богов, хотели принести им жертвы, — и мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них (Деян. 14:15; ср. Ис. 45:18). Святые Отцы и учители Церкви, кроме того, что, на основании Слова Божия, догматически проповедовали эту истину верующим, старались иногда раскрывать ее и при свете естественного разума. С одной стороны, они положительно доказывали, что мир сотворен Богом. «Все существа, говорит, например, святой Иоанн Дамаскин, или сотворены, или не сотворены. Если сотворены, то без сомнения и изменяемы: ибо что начало бытие свое с изменения, то необходимо и будет подвержено переменам, то есть, или тлению, или произвольному изменению. Если же не сотворены, то по естественному следствию должны быть и неизменяемы, ибо существа, противоположные по бытию, имеют и образ бытия противоположный, то есть, и свойства противоположные. Но кто не согласится, что все существа, не только подлежащие нашим чувствам, но и сами ангелы подлежат переменам, делаются другими и имеют разнообразное движение? Духовные существа, то есть, ангелы, души, демоны изменяются по своему произволению, когда преуспеяние их в добре и уклонение от добра усиливается, или ослабевает. Все же прочее изменяется посредством телесного рождения и разрушения, приращения и уменьшения, посредством перемен в качестве и местного движения. Но что изменяемо, то необходимо и сотворено; если же сотворено, то сотворено кем-нибудь. А Творец должен быть уже не сотворен, ибо если и Он сотворен, то непременно сотворен кем-нибудь, а сей другим, и так далее, пока не дойдем до чего либо несотворенного. Итак Творец должен быть не создан, а следовательно и неизменяем. Но неизменяемый что есть иное, как не Бог?.» С другой стороны, древние пастыри опровергали все противоположные мнения. И в том числе-

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

б) называется первым, альфой, началом всего: Я первый и Я последний. Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса ( Ис. 48:12–13 ); Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель ( Откр. 1:8 ); ибо все из Него, Им и к Нему ( Римл. 11:36 ); в) и что сотворение мира по­читается одним из отличительных признаков Бога истинного: мужи! что вы это делаете, воскликнули Павел и Варнава, когда язычники в Листре, принявши их за нисшедших на землю своих богов, хотели принести им жертвы, – и мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них ( Деян. 14:15 ; ср. Ис. 45:18 ). Святые Отцы и учители Церкви, кроме того, что, на основании Слова Божия, догматически проповедовали эту истину верующим, старались иногда раскрывать ее и при свете естественного разума. С одной стороны, они положительно доказывали, что мир сотворен Богом. “Все существа, говорит, например, святой Иоанн Дамаскин , или сотворены, или не сотворены. Если сотво­рены, то без сомнения и изменяемы: ибо что начало бытие свое с изменения, то необходимо и будет подвержено переменам, то есть, или тлению, или произвольному изменению. Если же не сотворены, то по естественному следствию должны быть и неизме­няемы, ибо существа, противоположные по бытию, имеют и образ бытия противоположный, то есть, и свойства противополож­ные. Но кто не согласится, что все существа, не только подлежащие нашим чувствам, но и сами ангелы подлежат переме­нам, делаются другими и имеют разнообразное движение? Духовные существа, то есть, ангелы, души, демоны изменяются по своему произволению, когда преуспеяние их в добре и уклонение от добра усиливается, или ослабевает. Все же прочее изменяется посредством телесного рождения и разрушения, приращения и уменьшения, посредством перемен в качестве и местного движения. Но что изменяемо, то необходимо и сотворено; если же сотворено, то сотворено кем-нибудь. А Творец должен быть уже не сотворен, ибо если и Он сотворен, то непременно сотворен кем-нибудь, а сей другим, и так да­лее, пока не дойдем до чего-либо несотворенного. Итак Творец должен быть не создан, а следовательно и неизменяем. Но не­изменяемый что есть иное, как не Бог?”. 1025 С другой стороны, древние пастыри опровергали все противоположные мнения. И в том числе-

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается: лучше было бы этому человеку не родиться». Заметь опять в обличении неизреченную кротость. Даже и теперь не грозно, но весьма милостиво беседует с предателем, и притом прикровенно, несмотря на то, что не только прежняя его бесчувственность, но и после этого обнаружившееся в нем бесстыдство достойны были крайнего негодования. Ведь и после этого обличения Иуда говорит: «Не я ли, Равви» ( Мф. 26:25 )? О, бесчувственность! Спрашивает тогда, как сам это сознает! И евангелист, удивляясь его дерзости, говорит об этом. Что же сказал в ответ кротчайший и незлобивый Иисус? «Ты сказал». Хотя он и мог бы сказать: о, скверный и прескверный, гнусный и нечистый человек! Столько времени готовясь совершить зло, удалившись и заключив сатанинский договор, согласившись взять сребро и будучи обличен Мною, ты осмеливаешься еще спрашивать? Но Христос не сказал ничего такого. Что же сказал? «Ты сказал», – и тем самым начертывает для нас образ и правило терпения. Но иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, – спросишь ты, – если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое, скажешь, что если Христу надлежало быть распятым, то нужно было, чтобы это совершено было кем-либо; если кем-либо, то, конечно, таким человеком. Если бы все были добры, то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Поэтому когда мы ругаемся, мы прямо явным образом идем против запрета Христа произносить слово «рака», а вдвойне ругаемся, говоря «дурак». Вот поэтому не надо слово ни «дурак» произносить, ни слово «безумный». А «безумный» как интерпретировать? — Возможно, это связано с тем псалмом, где Господь говорит «рече безумец в сердце своем: несть Бог». То есть безумный тот, кто отвергает Бога, то есть кичится каким-то своим нечестьем, и поэтому если мы человека обвиняем, что он нечестивец, такой безумный, что ты плохо себя ведешь, неудачник по жизни — это тоже нельзя так говорить. «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя» — то есть ты ему что-то такое сделал нехорошее, он гневается на тебя, вот за что-то, за Твой поступок — оставь там дар твой перед жертвенником и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди, принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебе слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Обратите внимание: Господь, кроме того, что указывает на важность определенного духовного состояния, что не надо гневаться, потому что гнев может привести к тому, что ты станешь убийцей — или физически, или духовно, — говорит, что вообще гнев имеет даже и нежелательные житейские последствия. Ты начинаешь гневаться, раздражаться, с кем-то ссориться — а ты уверен, что твой соперник не окажется сильнее тебя, не посадит тебя в тюрьму? Даже какая-то осторожность житейская подсказывает нам, что миролюбие лучше, чем ссора. «Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, (то есть из темницы), пока не отдашь до последнего кодранта» — как бы мы с вами сказали — до последней копейки. Поэтому осторожность не только в духовной, но и в житейской жизни — это, вообще говоря, предписание Господа Иисуса Христа. Следующее. «Вы слышали, что сказано древними: не прелюбодействуй». Обратите внимание: как в предыдущем случае, так и в этом Господь говорит, что сказано древним, но сказано и кем — через Моисея сказано Богом.

http://azbyka.ru/video/nagornaya-propove...

В тексте Евангелия от Иоанна, где описывается Тайная Вечеря, Христос говорит Иуде слова, о которых сам евангелист свидетельствует, что «никто из возлежавших не понял, к чему Он это сказал ему» (Ин. 13, 28), а именно: «что делаешь, делай скорее» (Ин. 13, 27). Хотя со времени этого знакового события евангельской истории прошло почти две тысячи лет, многие христиане согласятся, что, по крайней мере психологически, эта фраза остается нам непонятной. В наши дни находится немало людей, которые на основании этой краткой фразы, произнесенной Спасителем, делают выводы, что «Иуда Искариот был не предателем Иисуса Христа, а посвящённым исполнителем пророчества», «Иуда просто выполнял свою миссию, свою роль в череде событий» и т.д. и т.п. Но если мы хотим оставаться в пределах православного вероучения, мы не можем согласиться с толкованием, в котором евангельская история трактуется как некая грандиозная постановка, и каждому актеру в ней отводится своя роль, исполняя которую он делает личный вклад в спасение человечества. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст, опровергая подобные взгляды: «Но иной скажет: если написано, что Христос так пострадает, то за что же осуждается Иуда? Он исполнил то, что написано. Но он делал не с тою мыслию, а по злобе. Если же ты не будешь обращать внимания на намерения, то и дьявола освободишь от вины. Но нет, нет! И тот, и другой достойны бесчисленных мучений, хотя и спаслась вселенная. Не предательство Иуды соделало нам спасение, но мудрость Христа, дивно обращавшая злодеяния других в нашу пользу. Что же, – спросишь ты, – если бы Иуда Его не предал, то не предал ли бы другой? Какое же отношение имеет это к настоящему предмету? Такое, скажешь, что если Христу надлежало быть распяту, то нужно было, чтобы это совершено было кем-либо; если кем-либо, то, конечно, таким человеком. Если бы все были добры, то не исполнено бы было строительство нашего спасения. Да не будет! Сам Всемудрый знал, как устроить наше спасение, хотя бы и так было, потому что премудрость Его велика и непостижима. Поэтому-то, чтобы кто не подумал, что Иуда был служителем домостроительства, Христос и называет его несчастнейшим человеком» .

http://pravoslavie.ru/120780.html

Вслед за тем (что нами сказано), естественно исследовать это. В самом деле, если сии святые дары посвящаются Богу, а освящают имеющих нужду в освящении, то для чего и тех, которые уже освящены и вполне совершенны, мы, по нашей вере, чтим этим дароприношением и когда, прося о чем-либо, призываем их на помощь, обещаем служение сих даров, как будто бы хотим или им принести дары или за них, дабы они сделались совершеннее? Это потому, что есть и другой способ сего дароприношения, отличный от того, о котором я сказал прежде, по которому дары сии бывают и дарами святых, когда они приносятся Богу, как дары благодарственные за ту славу, которою Он прославил их, и за то совершенство, которого их сподобил. Ибо хотя они – дары Божии, так как Богу посвящаются, но бывают и дарами нуждающихся в помощи верных, потому что помогают им, и дарами святых, потому что ради их посвящаются Богу. Что дается ради меня, то, кем бы ни было принято, получаю я, ибо не все, что кем-либо дается нам, мы принимаем своими руками, но и руками друзей, и своих домашних, и вообще всех тех, кому дарящий дарит, чтобы доставить удовольствие нам. Посему и Господь, несмотря на то, что подаяние принимают бедные, говорит, что Он Сам принимает, так как подающие подают ради Его. Так и святые принимают сии дары, потому что ради них дары посвящаются Богу, ибо, как из любви ко Христу бывает то, так и из любви ко святым – это. Действительно, так как мы очень любим их, то их блага считаем своими и радуемся вместе с ними их благополучию, так, как бы и сами участвовали в тех благах. А радуясь так о дарах, которые подаются им от Господа, мы благодарим Давшего и приносим Ему благодарственные дары. Но не потому только святые приемлют дары, что из любви к ним бывает дароприношение, но и потому, что для них крайне приятно и усладительно то самое, что чрез них Бог приемлет благодарение и прославляется. Ибо как величайший грех людей порочных состоит в том, что чрез них имя Божие хулится, так великую добродетель святых, добродетель крайне вожделенную для них, составляет то, что чрез них Бог прославляется. Это было непрерывным их подвигом и при жизни в теле; в этом и по преселении на небо – постоянное их занятие, и наслаждение, и верх того блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kavasi...

Наверное, и свидание с мамой отменилось, чтобы я смогла подобрать более важные слова для нее, чем запланировала. Сейчас у меня уже совсем другие мысли.  28 марта. « Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Мф. 6: 25–26).  Бог дает то, что человеку действительно сейчас нужно. Много раз такое бывало: когда очень чего-то не хватало, оно в нужный момент появлялось. Причем появлялось по-разному: кто-то поделится, кто-то отдаст, родные присылали, хоть я и не просила. Поэтому я искренне стала верить в то, что Бог никогда не оставит. Главное — иметь в Него веру. Ведь если даже в таких условиях, где нельзя пойти и купить то, что хочется, все появлялось как с неба, что говорить о жизни на свободе, где столько возможностей. Все необходимое всегда будет.  Закончились все овощи. Маму ждать не скоро с передачей. Сижу и думаю, как это прекрасно — поесть свежих огурцов. Через пару часов подходит девчонка и говорит: «Мне тут так много овощей прислали, пошли салат сделаем».  2 апреля. Размышляла о том, что делать после всех этих событий, как жить дальше. И ответ пришел. Одна девушка с весьма печальной судьбой и большим сроком наказания сегодня рассуждала: «Не важно, чем ты будешь заниматься здесь, намного важнее, кем ты будешь, когда выйдешь».  Мы все меняемся со временем. Но важно то, к каким выводам мы приходим.  С уверенностью могу сказать, что верующие люди более спокойно переносят трудности. Они меньше плачут, унывают, жалуются на судьбу, несправедливость.  В таких местах все очень непредсказуемо, никогда не знаешь, как все повернется завтра. Здесь нет свободы выбора: где хочу, там и работаю, что хочу, то и делаю, с кем хочу — с тем и общаюсь. Сегодня ты находишься среди добрых людей, а завтра — среди тех, кто тебя совсем не понимает. И только когда смиряешься с любым исходом событий, осознавая, что все, что произойдет, произойдет от Его большой любви, чувствуешь, что готов ко всему! Тогда появляется и покой на душе. 

http://pravmir.ru/v-tyurme-ya-vpervye-za...

«Обличу тебя и поставлю пред лицем твоим грехи твоя». Ты, грешник, то и то делал: когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься, уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство; сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь ( Пс. 49:18–20 ). Грешник! Ты разоряешь Закон Мой и «отвергаешь слова мои вспять», и думаешь, что все это останется без наказания и Я не призову тебя к ответу? Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: «не взыщет» ( Пс. 9:34 ). Нет, нет, не так будет, как ты беззаконно мечтаешь и тешишь себя. За все Я, что ты ни делал, потребую ответ, и все беззаконные твои дела, слова, помышления, начинания, замыслы, поступки представлю пред тобою. Вот ты грешник, то и то мыслил и начинал, то и то делал и говорил, и так закон Мой вечный и ненарушимый разорял и слова уст Моих, слова святые, презирал и попирал. «Обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твоя». Блуднику и всякому осквернителю представятся все скверные его мечтания, слова, взгляды и дела, где и когда их совершал, и с кем нечистотою смешался. Злобному представится, кого и чем повредил, кому и когда ядом отравленную нашу подал, и так жизнь его или отнял или сократил; кого и перед кем своею клеветой обесславил, бесчестия, поношения, поругания, посмеяния и печали его причиною был, и проч. Вор и расхититель увидят пред собою все свои бесовские дела, или тайно, или явно, или лестно сотворенные; увидит где и что, и у кого нагло похитил или коварно присвоил, или тайно украл. Беззаконный купец увидит, какие товары бессовестно про давал и людей обманывал; какие гнилые вещи за здоровые, и дешевые за дорогие и одни вещи за другие продавал; сколько воды в вино мешал, сколько раз и за какой товар большие цены, чем он стоит, требовал, и так бессовестно поступал. Вот ты того и того, в такое–то и в такое–то время в продаже товаров своих обманывал, и так против совести своей поступал и больше, чем заповедь Мою «не укради» ( Исх. 20:15 ), скверную свою прибыль почитал.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Потому когда говорит: Аз и Отец едино есма, то словом: едино, говорит о единстве сущности. Отец и Сын – «одно по сущности, а не по личности» ( Ориген Selecta in Ps. 135 ), не так, как у Шведенборга, одно в котором божественное – Отец, а человеческое – Сын; не так, как у Савеллия, – Yιοπατηρ Сыноотец, или у Ноэта, Сын то же, что Отец. Ренан, повторяя Шведенборга, пишет: «Бог не говорит с Ним (с Иисусом), как с кем-то вне Его; Бог в Нем... Он живет в Боге ежеминутным общением... Но он не провозглашает Себя единосущным Богу». – Справедливо, что Сын находится в постоянном внутреннем общении с Отцом ( Ин.8:16 ). Но ложь, будто Сын не признавал Себя единосущным Отцу: Он говорит прямо: Я и Отец – одно. Ложь и то, будто «Бог не говорит с Ним, как с кем-то вне Его». Сын и Отец действуют как два отдельные лица. Отец свидетельствует о Сыне голосом с неба: и прославих и паки прославлю ( Ин.12:30 ). Ст. 31–36. Как и прежде, иудеи схватились за каменья, чтобы бросать их в Иисуса за мнимое богохульство ( Ин.8:57 ). «Много добрых дел показал Я вам от Отца моего: за которое из них хотите побить Меня камнями»? говорил им Господь. «Добрые дела» – дела любви ( 1Тим.6:18 ; Быт.44:4 ), исцеления разнообразных больных, питание голодных. И народ свидетельствовал о Нем: «все делает доброе, глухих творит слышащими и немых говорящими» ( Мк.7:37 ). «Показал от Отца», силою Отца, пребывающего в Сыне, показал дела – еврейское выражение, значит то же, что совершил дела ( Пс.4:6, 70:20, 83:8 ). Много добрых дел для вас сделал, за которое из них хотите убить? Какая горькая жалоба, какая изумляющая кротость в этом вопросе! Иегова точно так же жаловался устами пророка ( Мих.6:3 ). И апостолы проповедовали: «Того, который благотворил и исцелял больных, вы умертвили» ( Деян.10:38–39 ). «Иудеи сказали – хотим побить тебя камнями – за то, что ты, будучи человек, делаешь себя Богом». Если бы иудеи думали, что Иисус выдает себя только за божественного человека, то не сказали бы: «Ты, будучи человеком, делаешь Себя Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010