Сказав: «я ныне родил Тебя» , пророк показал, что и то рождение Сына, которое должно было совершиться в известное определенное время, Отец приписывает Себе Самому, потому что оно должно быть по Его воле. Но уже и то даже выражение: «я ныне родил Тебя» указывает на вечность рождения Божия, в которой нет действия прошедшего и будущего, а всегда только одно настоящее. О Духе же Святом тот же Давид свидетельствует такими словами: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их (Пс. 32:6). Итак, здесь упоминает он о Трех лицах: Бог — Отец и Сын, Которого называет Словом ради его вышнего и бесстрастного рождения, и о Святом Духе. И в другом месте он говорит: «Духа Твоего Святого не отними от меня» (Пс. 50:13). И опять: «Куда пойду от Духа Твоего» (Пс. 138:7)? Сими словами пророк ясно показывает, что существует Дух Святой, Который наполняет Собою все. И еще говорит: «пошлешь дух Твой — созидаются» (Пс. 103:30). Не Давидом ли все это сказано? Но и Боговидец Моисей в книге Бытия приводит такие слова Божии: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). С кем же тогда говорил Бог, если с Ним не было какого-то другого Лица? Никто не скажет, чтобы это сказал Бог Небесным Силам, ибо те самые слова: «по образу Нашему» не дают никакой возможности так думать; не один и тот же образ и подобие у Бога и Ангелов, как не одинаково существо и сила их с Богом, но иное — существо Божие и иное — ангельское. Итак, нужно предположить, что был Кто-то Иной в беседе, с Кем Бог сказал те слова: «по образу Нашему» . Этот Иной должен был быть таким, Который бы имел одинаковое существо с говорящим Богом, совершенно тожественный с Богом по образу и подобию. Кто же это мог быть, как не Сын, Который единосущен Отцу, равен с Ним по славе и власти, будучи неизменным образом Божиим? Что же мы вводим нового, когда веруем и утверждаем, что существуют Отец и Сын и Святой Дух? И если язычникам это представляется невероятным и неосновательным, то это неудивительно, ибо они не знают Священного Писания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Так что покаяться надо и если допускал гнев, и если ненавидел кого-то, и если обзывал. «Рака» – это значит «пустой человек», а «безумный» – то же, что и «дурак». Эти словечки мы щедро разбрасываем направо и налево. Не перечислить и других, которых даже и вслух-то назвать нельзя. Отныне напиши в своем сердце слова Апостола: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). И прежде, чем идти на исповедь, постарайся примириться со всеми, с кем находишься во вражде, если, конечно, с твоей стороны это возможно. Попроси прощения у всех, кому вольно или невольно сделал зло и прости всех, кто будучи виноватым перед тобой, захочет попросить у тебя прощения или же когда-то просил, а ты не простил его. 7. «Не прелюбодействуй». В Нагорной проповеди Господь Иисус Христос, как всегда, доводит эту заповедь до самого сердца. Он говорит: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ). Сказано также: «А блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф.5:3 ). Понятно, невозможно сразу вдруг прийти в совершенную чистоту. И этого от тебя сейчас не требуется. Начни, как всегда, с дел. Слово Божие говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» ( 1Кор.7:2–5 ). Само собой разумеется, человек, который впервые пришел на исповедь, заведомо не может состоять в совершенном церковном браке. Так, если с кем-то находишься в близких отношениях, и при этом не записан в органах регистрации гражданского состояния, священник может спросить: «Что вы думаете делать дальше?» А вы и не собираетесь навсегда принять друг друга в свою жизнь, вы просто корыстно используете друг друга. Дескать, вот это мне от тебя не надо, а это надо, причем надо до тех пор, пока не надоешь, а потом я пошлю тебя на все четыре стороны. Это является грехом блуда, и священник совершенно справедливо не отпустит тебе его и не допустит ко Причастию, впредь до твоего раскаяния и исправления: либо – расстаться, либо – навсегда вместе.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тебя же да сохранит крепкая Десница во славу Своей Церкви, как столп, как опору, как поборника ее. И да узрим мы, смиренные, тебя или возвращающимся оттуда в азиатскую страну, как древние видели солнце Евангелия, возвращавшееся из заключения на Патмосе, или священноначально прославляемый на небесах над десятью городами (Лк.12:17)! Примечания 1. Написано в 816 году. Послание 42(101). К Фалалею, сыну То, что ты высказал в письме, сын, я прочитал. Вот мой ответ тебе: удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, заповедует святой апостол (2Фес.3:6). Как же говорит Григорий алелфийский, что вы безосновательно отвращаетесь от него, когда он не только бесчинно ходит, но и совершенно соединился с иконоборцами, подписавшись под ересью, вкушая вместе с ними пищу и питье и общаясь с ними? Если же он скажет, что раскаялся и исполняет епитимью, то пусть докажет это письменным исповеданием, прокляв еретиков и ересь и ни в коем случае не вступая в общение с ними. А доколе он не сделает этого, да будет чужд для вас, боящихся Господа. Ибо он лукавствует под личиной раскаяния, увлекая вас и тайно распространяя пагубные речи, как будто от лица противников. Поэтому и ты, как слабейший, заразившись его беседой, стал сомневаться в том и другом. Но так как ты просил разрешить эти недоумения, то прими это с благоразумием. Изречение Златоуста в похвальном слове святому Роману: " Наш Христос стенами не ограничивается " , - надо принимать не просто, но узнав, в беседе с кем он это сказал Ибо в беседах должно обращать внимание и на время, и на лица, и на образ речи. На время - потому, что не одно и то же заповедано древним и находящимся под благодатью; на лица - потому, что иное свойственно еретику, а иное православному; на образ речи - потому, что не одно и то же - говорить догматически и произносить простейшую речь. С кем же беседовал Златоуст? С православным ли, выставлявшим икону Христову? Нет, но с язычником, который наивысшей Причине всего приписывает свойства самых низших существ, по замечанию божественного Дионисия и полагает, что она нисколько не превышает его разнообразных безбожных изображений. Поэтому хорошо и совершенно справедливо сказал отец: " Наш Христос стенами не ограничивается " . Здесь надобно подразумевать: по Божескому естеству не ограничивается подобно его богам, помещаемым на стенах и там заключаемым, не имеющим в себе ничего умопостигаемого, кроме того, что предстает взорам смотрящих. У них есть глаза, но не видят; есть уши, но не слышат; есть руки, но не осязают; есть ноги, но не ходят; есть ноздри, но не обоняют, как они обличаются пророком (Пс.113:13-15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1201...

" Тот, Кто создал их в начале, сделал их мужчиной и женщиной " , показав этим, что по этой причине человек должен оставить своих родителей и прилепиться к своей жене, продолжал говорить о Создателе " что то, что Бог сочетал, да не разлучит никакой человек " . Как они поэтому могут считать творение независимым от Отца? И снова св. Иоанн всеобъемлюще говорит: " Все стало через Него быть и без Него ничего не стало быть, что начало быть " . Как тогда Творец мог бы быть кем-то другим, чем Отец Христа? (3) Таковы понятия, которые выдвигают люди. Но безбоязненность Бога их глупых слов явно открыта Божественным учением Христианской веры. И мы знаем, что так как есть Разум за вселенной, то она не произошла сама, и так как Бог бесконечен, а не ограничен, она не была сотворена из существующей материи, но из ничего и из небытия. Абсолютный и уникальный Бог дал всему бытие через Слово. Он говорит так много в Бытие: " В начале Бог создал небеса и землю; и еще через весьма полезную книгу Пастыря1: " Верь прежде всего, что един Один Бог, создавший и устроивший все и из небытия в бытие " . Павел также указывает на ту же самую вещь, когда он говорит: " Верой мы понимаем, что миры созданы Словом Божиим так, что то, что мы видим теперь, не возникло из того, что появилось раньше " Ибо Бог благ и более того, при всей благости, которой Он является Источником, невозможно для Того, кто так благ быть кем-то средним или стесненным относительно чего-нибудь. Не будучи стесненным ни к чему из существующего, Он сотворил все из ничего Своим собственным Словом, нашим Господом Иисусом Христом и из всех Его земных существ, Он выделил для особенного милосердия людей. Им, людям, кто как и животные, были по природе недолговечны, Он подарил благодать, в которой другие существа испытывали недостаток, а именно являть Его собственный образ, долю в разумном существе самого Слова, так, чтобы, отражая Его и сами являясь разумным и, даже выражая Разум Божий, как и Он, хотя и в ограниченной степени, они могли бы продолжать жить всегда в благословенной и единственно истинной жизни святых в раю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/57/h...

Уроки Господа всегда как матрешка. За один уроком следует второй. В чуде исцеления расслабленного их было три. Дружба, природа здоровья и понимание того, что Бог есть любовь, а любовь больше закона. Или, как сказал один из простецов:   — Братолюбие выше поста и молитвы. Формула непривычная, но что-то в ней есть по существу этого эпизода Евангелия. Итак, урок номер два. Христос исцеляет расслабленного не потому, что тот покаялся, или принес какие-то жертвы, или сам того просил. Господь исцелил его по просьбе друзей. Неизвестно, слышали ли они это чтение из Старого Завета, или нет, но поступили точно в его духе: Помни, что смерть не медлит, и завет ада не открыт тебе: прежде, нежели умрешь, делай добро другу, и по силе твоей простирай твою руку и давай ему. Трать серебро для брата и друга и не давай ему заржаветь под камнем на погибель; располагай сокровищем твоим по заповедям Всевышнего, и оно принесет тебе более пользы, нежели золото;   заключи в кладовых твоих милостыню, и она избавит тебя от всякого несчастья (Книга премудрости Иисуса сына Сирахова). Можно думать, что раз его принесли друзья, то, во-первых, у него были друзья, что само по себе уже хорошо. А во-вторых, эти друзья ценили больного. Возможно, он был хорошим человеком, если они ради него проделали такой труд. Такая дружба всегда есть редкость. Ее нечасто встретишь. Читаешь молитвы у гроба новопреставленного и видишь, что вокруг покойного людей почти нет. Так, дочь или сын и редкие ряды малочисленной родни. Увы. Дружба – редкий дар. Перейдем ко второму вложению в эпизоде. Господь не просто исцеляет больного ради друзей, но добавляет нечто давно знакомое и непонятное: — Дерзай, чадо, прощаются тебе твои грехи. Как можно догадаться о том, насчет чего надо дерзать, если мы не знаем истории этого человека? Кем он был, кем он стал, умер ли он за Христа, или как жил бессмысленно, так и бессмысленно помер, неизвестно. Попробуем связать эти три слова — «дерзать», «оставляются»  и «грехи». Первая мысль о том, что все-таки расслабленность была связана с какими-то его грехами, которые пленили расслабленного до такой степени, что Богу пришлось связать его путами болезни. И Христос намекает расслабленному, что освободившись от грехов и от пут болезни, он, по уговору с Богом, должен сделать нечто такое, на что раньше у него недоставало духа, то, что требовало смелости и жертвы.

http://pravmir.ru/svyashhennik-konstanti...

Христу нужны друзья Друг – дар Божий. Друг – сокровище сердца 16 июля, 2017 Друг – дар Божий. Друг – сокровище сердца Проповедь священника Константина Камышанова на евангельское чтение об исцелении расслабленного. Священник Константин Камышанов Христу нужны друзья. Об этом мы узнаем из  разных мест Евангелия. Бог ценит дружбу, об этом мы узнаем из сегодняшнего евангельского чтения об исцелении расслабленного: И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои. В описании этого случая отсутствует информация о том, кем был этот больной, кем он стал и как он умер. Евангелист не посчитал нужным что-то сообщить и о его друзьях, принесших носилки с другом к Иисусу. Писатель также считает не важным природу греха и болезни расслабленного. Что за грех сковывал несчастного — это тоже не важно для евангелиста. В сухом остатке мы видим только усилия друзей и загадочные слова Христа: — Дерзай! Что дерзай, зачем дерзай, почему дерзай — не понятно. И не важно. Потому что главным событием сюжета стала дружба. Могут сказать: а причем тут какая-то дружба? Она не входит в список добродетелей, среди которых праведность, святость, молитвенность или постничество. И правильно. Все эти характеристики описательные, в то время, как друг Божий – это качество, а не описание. Особенность нашей религиозности и состояния церковной жизни как-то не воспринимает дружбу как нечто обязательное и угодное Богу. Один высокопоставленный иерарх даже так вот выразился: — В моем положении дружба контрпродуктивна. И, по своему, он прав. Дружба контрпродуктивна в некотором смысле, в зависимости от того, каков смысл служения. Но у Христа другой взгляд на дружбу. Вспомним то, о чем Он просил учеников накануне смерти, буквально за несколько часов до ареста. О дружбе. Бог просил человека быть Ему другом. Бог просился в друзья к человеку. Бог предлагал человеку открыть счастье дружбы с Богом. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

http://pravmir.ru/svyashhennik-konstanti...

Читай Быт.1:26 ст.: „и сказал Бог: – сотворим человека по образу нашему“... К кому это обращается Бог ? Кто с Ним учавствовал в творении человека? Яков заметил: – Бог никого не приглашает к участию в создании людей. Он просто кому-то объявляет волю Свою. Я возразил: – неправду ты говоришь, друг! Если бы „кому-то“ Бог „просто“ объявлял Свою волю, – Он сказал бы: „Я сотворю человека“; а то написано иначе: „сотворим“... Стало быть, кого-то Бог приглашает в сотрудники Себе, с кем-то советуется. Кого же бы Бог звать стал таким образом? – Ангелов, ответил Яков. Я сказал: – разве ангелы творили людей? – Не творили, а советы Богу давали, – промолвил Яков. Я ответил: – Это совершенная неправда. У пр. Исаи написано: „Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию и указывает Ему путь мудрости?“ ( Ис.40:13,14 ст.). Никто: ни ангелы, ни люди. Бог „и святым своим не доверяет, и небеса нечисты в очах Его“ ( Иов.15:15 ). Яков ответил: – Разума Господня не постигают только беззаконные люди. Благочестивым же избранникам Бог открывает Свою волю. – И благочестивые-то люди знают волю Господню в самой ничтожной доле, – сказал я. Советовать Богу они никак и ни в чём не могут. О непостижимости Божией премудрости вот что написано у древнего мудреца: „первый человек не достиг полного незнания её: не исследует её также и последний“ ( Сир.24:30 ). Если так, каким родом слабые люди могут давать советы Премудрому Богу?.. Яков возразил: – А как же Бог совещался с ангелами о погибели Ахава ( 3Цар.22:19–22 ст.)? Я ответил: – Ты, друг мой, искажаешь Писание. В 3 кн. Царств рассказывается о том, как Бог предлагал ангелам пойти и погубить Ахава. Он испытывал их произволение и готовность служить Правде Божией. Самая же погибель нечестивого израильского царя была предрешена Богом единолично. В этом легко убедится всякий, если прочтёт внимательно 3Цар.22:19–22 . Таким образом, не доказано, что Богу ангелы могут давать советы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же получается: в ком нет греха, в том нет и истины?! – «Никак»! – ответил бы Апостол Павел на этот лукавый поворот мысли ( Рим.6:15 ). Ибо далее Иоанн Богослов пишет: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать, как Он поступал». И «кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины». Значит, все-таки, как раз если согрешаем, то нет в нас истины! Недаром Апостол убеждает нас: «Дети мои! Сие пишу вам, чтобы вы не согрешали». Апостол всех, без исключения, просит об этом. Значит, для каждого вполне по силам – совсем не грешить. Но если эта просьба дойдет до сердца, и вдруг – совсем перестанем грешить, и, наконец-то, радостно отчитаемся, «что не имеем греха», то… – снова представим Бога «лживым»! Что же, замыкается круг, из которого нет выхода? Но в этот круг мы сами себя загоняем своей лукавой логикой. А вслушаемся внимательно в слова Апостола. Он ополчается против двух конкретных людей: против того, кто говорит «не имею греха», и против того, кто говорит: «Я познал Его». И ублажает он третьего человека, который не говорит ни первого, ни второго, а просто исповедует грехи свои. И если мы это делаем, «то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды». Если мы, стараясь «поступать так, как Он поступал», вдруг оступимся, то – сразу какие силы приходят на помощь: «мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира»! И мгновенно круг размыкается. У одного подвижника некий человек спросил: «Почему ты, отче, такой молитвенник и чудотворец, столь почитаемый людьми, говоришь, что ты грешнее всех»? А тот в ответ спросил: «Скажи мне, кто ты в своей деревне»? – «Самый богатый человек». – «А кем ты себя чувствуешь в Антиохии»? – «Одним из равных». – «А в Константинополе»? – «Одним из бедных». – «Ну а кем ты себя почувствуешь при царском дворе?» – «Последним нищим», – ответил тот. Вот так меняется духовное самочувствие человека по мере приближения к Богу, по мере познания Его, по мере того, как соблюдаем Его заповеди, и по мере того, как истина входит в душу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

19 ст.       Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Они нахальными и вздорными речами уловляют в плотские похоти и разврат еще неокрепших в вере, едва отставших от тех людей, кои еще живут в заблуждении; обещают им свободу, а сами рабы тления. Это и понятно, потому что кто кем побежден, тот тому и раб. 20 ст. Ибо если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. 21 ст. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познавши, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. 22 ст. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Но если кто избег скверны мира, познал Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и опять в них запутывается, слушает лжеучителей и увлекается ими, то для таких людей последнее бывает хуже первого. Лучше бы таким людям не познавать пути правды, лучше бы им не быть христианами, нежели познавши истину в учении Христовом возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Такие люди погибают для спасения. С ними случается то, что обыкновенно бывает с известными нам животными: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи. Глава 3-я Разрушая нравственное учение Христа, лжеучители в тоже время насмехались над ожиданием христианами скорого пришествия Христа и связанного с ним другого ожидания – кончины мира. Первый мир, говорит апостол, погиб от воды, а нынешний погибнет от огня. Все это несомненно будет скоро. Если же и кажется, что Господь медлит исполнением своего обетования, то для пользы людей же. Господь придет внезапно, а потому ожидающим Его должно проводить жизнь святую и богоугодную. В обновленном мире будет жить только правда. Итак, заключает апостол, свою речь, достойным образом готовьтесь ко встрече Господа. Таково в общих чертах содержание третьей главы второго послания апостола Петра.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Беседа 24 Еф.6:14–17 .  Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. В чем состоит оружие христианина и с кем он должен бороться. – Об Анне, матери Самуила. 1. " Препоясав, – говорит (Павел), – чресла ваши истиною». Какое значение этих слов, об этом сказано в предыдущей беседе. Именно: мы должны сделаться столь легкими, чтобы ничто не мешало нашему странствованию. «Облекшись в броню праведности». Как броня хранит от ранений, так и правда (спасает нас). Правдой же называет здесь всю вообще добродетельную жизнь. Конечно, многие наносят ей раны; но поразить и низвергнуть ее никто и никогда не может, даже сам дьявол . Как бы так было сказано: внедривши в свою грудь праведные дела. О таких людях и Христос говорит: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» ( Мф.5:6 ). Кто оградил свое сердце правдой, тот так же крепок, как и броня; такой человек никогда не увлечется гневом. «И обув ноги в готовность благовествовать мир». Выражение, не совсем понятное. Что оно значит? Приготовлением благовествования он обувает нас как бы в прекрасные сандалии. Разумеет же здесь или готовность к благовестию, так что этому делу должны служить ноги, равно как предустроение и ограждение евангельского пути, или, если это объяснение неверно, то он хочет сказать, чтобы они (ефесяне) готовились к походу. Как бы то ни было, но под «готовностью благовествовать» разумеется не что иное, как самый лучший образ жизни. Об этом еще пророк сказал: " готовности 4 сердца их вняло ухо твое " ( Пс. 9:38 ), т. е. сердца, которое было хорошо настроено. «благовествовать мир», – сказано. И правильно. Выше он упомянул о войне и сражениях, а теперь указывает на то, с кем должно вести сражения, именно – с демонами. Поэтому-то благовествование и делается благовествованием мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010