IX. Открытие нового неба и новой земли; новый Иерусалим и блаженство его обитателей. Услышал св. Иоанн громкий голос с неба говорящий: «се скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними…, и отрет Бог всяку слезу с очей их! и сказал сидящий на престоле: се, творю все новое… совершилось! Я есмь альфа и омега»! И один из семи ангелов, у которых было семь чаш, показал красоту невесты Агнца, т. е. святого града Иерусалима, сходящего с неба. Светило его подобно драгоценнейшему камню; в высокой стене его 12-ть ворот с именами 12-ти колен израилевых. Город расположен квадратным четвероугольником. Стена его построена из ясписа, а сам город – чистое золото. Основания стены украшены всякими драгоценными камнями, а ворота жемчужные. Город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне, ибо слава Божия осветила его. Ворота его не будут запираться и не войдет в него ничто нечистое…, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни ( Откр. 21 ). Река светлая, как кристалл, исходит от престола Бога и Агнца. Среди улицы древо жизни, на каждый месяц дающее плод свой. Престол Бога и Агнца во святом граде, и рабы Его будут служить Ему, и узрят лице Его и имя Его будет на челах их, и будут царствовать во веки веков. Ангел, показавший все сие Иоанну, повелевает воздать поколение не себе, а Богу, и при сем воспрещает запечатывать слова пророчества книги сей; ибо время близко. Заключительные слова св. Иоанна к читателям и завещание соблюдать апокалипсические пророчества его в целости с верой в скорое исполнение их ( Откр. 22 ). Откр. 1:1–20. Назначение Апокалипсиса и способ дарования его Иоанну Апокалипсис Иисуса Христа, егоже даде ему Бог, показати рабом своим, имже подобает быти вскоре… ( Откр. 1:1, 2 ). На основании этого надписания что мы должны сказать о характере и назначении Апокалипсиса? То, во-первых, что он есть книга по преимуществу пророческая, ибо главным предметом своим иметь не раскрытие каких-либо новых истин христианского вероучения и нравоучения, а изложение того, чему надлежит быть. Это отличает существенно сию книгу от всех остальных книг новозаветного писания, хотя и в них есть не мало пророческих мест, и хотя сам Апокалипсис не чужд нравственно-вероучительных целей. Во-вторых, то нужно приметить, что единственным поводом к написанию Апокалипсиса и прямым источником его содержания было непосредственное распоряжение и непосредственное откровение самого главы церкви – Господа Иисуса Христа; это тоже отличает сию книгу от прочих богодухновенных книг, и содержанию ее сообщает особенную важность. Кому же назначает и повелевает показать свои откровения Господь Иисус Христос? Говорится, что «рабам своим», очевидно всем рабам Христовым, т. е. всей церкви и притом всех времен, а не одной какой-либо местной, или только нескольким, например, семи исчисляемым ниже церквам ( Откр. 1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   И они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.    Время означает год. Времена, по свойству еврейского языка, имеющего также двойственное число, предъизображают два года. А половина времени [означает] шесть месяцев, в течении которых святые будут преданы власти антихриста, чтобы были осуждены иудеи, которые, не уверовав в истину, приняли ложь. Об этом времени и Спаситель говорит в Евангелии: аще не быша прекратилися дние оны, не бы убо спаслася всяка плоть (Матф. 24:22). Что эти времена не применимы к Антиоху, об этом мы скажем при последнем видении.    Ст. 26. И воссядет суд, чтобы власть у него была отнята и сокрушена и уничтожена до конца.    Это [сказано] об антихристе, то есть о небольшом роге, говорившем высокомерно, потому что царство его должно быть разрушено на веки.    Ст. 27. Царство же, и власть и величие царственное, которое ест под всем небом, дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все цари будут служит и повиноваться Ему.    Это говорит о вечной власти Христа.    Ст. 28. Здесь конец слова, —    того слова или речи, которое открыл мне Господь в настоящем видении.    Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне, но слово я сохранил в сердце своем. Доселе книга Даниила написана на халдейском и сирийском языке. Прочее, что далее следует до конца книги, мы читаем по-еврейски.    Глава VIII. Ст. 1. В третий год царствования царя Валтасара явилось видение мне. Я, Даниил, после того, что видел в начале...    Видение это было через два года после предыдущего откровения. Ибо то он видел в первый год Валтасара, а это в третий. Поэтому он прибавляет: после того, что видел в начале.    Ст. 2. Видел я в видении моем, когда я был в крепости Сузах, которая находится в стране Еламе, или, как перевел Симмах, в городе, от которого и страна получила название, как вавилоняне от Вавилона и еламиты от Елама, вместо чего LXX перевели: в стране Элимаиде.    Сузы же — это столичный город страны еламитов, в котором Даниил, по истории Иосифа , воздвиг высокую башню, построенную из квадратных мраморных плит и столь большую и красивую, что она и в настоящее время имеет вид новой. В ней погребаются останки мидийских и персидских царей, и стражем или смотрителем и жрецом при этом месте состоит иудей. Когда я был в крепости Сузах. Это не в том смысле, что из крепости состоит самый город, как мы сказали, столичный и весьма богатый, а в том, что он построен так прочно, что имеет вид крепости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Сам Господь Иисус Христос говорит: «Никто, вошед в дом сильного, не может расхитить вещей его, если прежде не свяжет сильного, — и тогда расхитит дом его» (Мк. III:27). Под именем сильного Он дает разуметь диявола, потому что диявол в силах был удержать в плену род человеческий; под вещами же его, которые имел расхитить, дает разуметь будущих верных Своих, которых тот держал в различных грехах и нечестиях. Так как тому сильному предстояло быть связанным, то упомянутый апостол видел в Апокалипсисе «Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диявол и сатана, и сковал его на тысячу лет» (Апок. XX:1-2), т. е. устранил и ограничил его власть обольщать и держать в своих руках тех, которых ожидало освобождение. Тысяча же лет, как мне кажется, может пониматься двояким образом: или что это совершается в остальные годы тысячелетия, т. е. в тысячелетие шестое, как бы в шестой день, последние часы которого проходят в настоящее время, а затем последует не имеющая вечера суббота, т. е. не имеющий конца покой святых; так что тысячью лет апостол назвал последнюю, остающуюся до конца века часть тысячелетия, как бы часть дня, употребив тот способ выражения, по которому часть называется именем целого; или же тысячью лет он назвал все остальные годы этого века, так что совершенным числом обозначается полнота времени. Ибо число тысяча есть полный квадрат числа десять, Десять, взятые десять раз, дают сто; получается фигура квадратная, но плоская. Чтобы она получила высоту и сделалась полной, сто умножается снова на десять, и получается тысяча. Иногда даже сто употребляется для обозначения всей совокупности чего-либо, как в том случае, когда Господь дает обетование оставившему все и последовавшему за ним, говоря: «Получит во сто крат» (Мф. XIX:29; Мк. X:30); как бы поясняя это, апостол говорит: «Мы ничего не имеем, но всем обладаем» (II Кор. VI:10); потому что и прежде было уже сказано: «Верному весь мир богатство» (Прит. XVII:6). Тем более для обозначения совокупности всего употребляется тысяча, которая представляет собой полноту десятичной квадратуры. Лучшего толкования нельзя дать и тому выражению, которое читается в псалме: «Вечно помнит завет Свой, слово, которое заповедал в тысячу родов» (Пс. 104:8), т. е. во все роды.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Φειδας. Προποθσεις. – Φειδας Β. Προποθσεις διαμορφσεως το θεσμο τς Πενταρχας των πατριαρχων. θναι, 1969. 1 Общее сопроводительное письмо к книге, разосланной каждому из греческих архиереев. – Примечание редакторов русского перевода (далее обозначаются как Ред. или добавляются в квадратных скобках). 3 Ср., в частности: Δοσθεος. Δωδεκβιβλος. 4 Σ. 301:31–302:4. «И епископу иметь место Господа, как после Него главе Церкви, которую он получил, и заметь, что если каждый епископ является главой Церкви, которую он получил после Христа, нет между епископом и Христом третьей главы (οκ εστιν να μεταξ το ’Επισκπου και το Χριστο τρτη κεφαλ), так что Папа не является главой всех Церквей или главой всецелой Церкви как епископ всех». 6 Об этом просил Господь Отца в Своей Архиерейской молитве: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:21–23 ). Свт. Афанасий Великий описывает единство членов Церкви как неразрывное единение, в котором Христос соединяет нас через дарование Святого Духа, Своей Божественной благодати: «Прошу, и тии едино да будут – по телу во Мне и по его совершенству… Ибо все мы, приобщаясь от Него (к Духу), делаемся единым телом, имея в себе Единого Господа» (Athanasius Alexandrinus. Orationes contra Arianos//PG. 26. Col. 369; [ср.: Афанасий Великий , свт. Творения. Сергиев Посад, 1902. Ч. 2. С. 398]). Равным образом тот же великий святой дает нашему единству и триадологический смысл: «Поскольку Слово во Отце, а Дух дается Словом, то хочет (Господь), чтобы мы приняли Духа, и когда примем Его, тогда, имея в себе Духа Слова, сущего в Отце, чтобы оказались и мы по Духу соделавшимися едино в Слове, а через Него – и в Отце. А когда говорит ‘‘как Мы’’, это значит не что иное, как пожелание, дабы сходящая на учеников таковая благодать Духа стала непреклонной и непреложной» (PG. 26. Col. 376; [ср. Творения. Ч. 2. С. 401]).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

— А. Л.) ( Ис.1:9 ): и Иезекииль: «áще бýдутъ Нóе и Дahiuлъ и Иовъ, ни сынове, ни дщéри ихъ спасýтся» (« и если бы нашлись в ней сии три мужа: Ной, Даниил и Иов, – то они праведностью своею спасли бы только свои души, говорит Господь Бог… сии три мужа среди нее, – живу Я, говорит Господь Бог, – не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы, земля же сделалась бы пустынею » ( Иез.14:14-16 ). — А. Л.). Но ни отец вместо сына, ниже сын вместо отца, но кийждо грехом своим погибнем. И паки Исаия: “ ýзрятъ трýпы человковъ преступившихъ мн: чéрвь ихъ не скончáется, и óгнь ихъ не угáснетъ, и бýдутъ въ позóръ всяцй плóти ” ( Ис.66:24 )» с. 190]. Озвученное автором свидетельство Исаии всецело сочетается с учением Христа: « И если соблазняет тебя рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает » ( Мк.9:43 ). Тождественное вышеобозначенному мнение обнаруживает и другой раннехристианский Церковный писатель — Ерм (II в.), в известном произведении « Пастырь ». Так, обрисовывая преподанное ему в Откровении видение, иллюстрирующее созидание Церкви под образом башни, тайнозритель свидетельствует: «…строилась квадратная башня… шестью юношами («первозданными ангелами Божиими, которым Господь вверил все Свое творение для того, чтобы они умножали, благоустрояли и управляли Его творением: посредством их будет окончено и строение башни» с. 232]. — А. Л.)… Многие тысячи других мужей («святых ангелов Господа» с. 232], низших по чину, нежели первые шесть. — А. Л.) приносили камни (символизирующие верующих, не вполне-верующих и даже негодных (см. ниже). — А. Л.)). Некоторые доставали камни из глубины (из воды. — А. Л.), другие — из земли и подавали тем шести юношам, они же принимали их и строили. Камни, извлекаемые из глубины, прямо клали в здание, потому что они были гладки и спайками своими хорошо приходились к другим камням, и так плотно прикладывались один к другому, что соединения их нельзя было заметить.

http://azbyka.ru/apokalipsis/spasutsya-l...

В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Лучшее вложение на случай конца света И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде. И сказали: мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус вознесшийся на небо, придет таким же образом, каким вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:10-11) В борьбе за право православных молиться там, где Христос Спаситель взошел на небо, архимандрит Иоаким потерял мать. Храм, построенный его руками, разрушили бульдозерами. Но даже после этого он не сдается. Долина Иосафата — это узкая лощина между Елеонской (Масличной) горой и зубчатыми стенами Иерусалима. Сколько глаз хватает, склон покрыт известняковыми плитами. Под ними покоится прах тысяч людей, живших сотни лет назад, — мусульман, христиан, иудеев. Захоронения на Масличной горе уже почти не производятся, а потому спрос перекинулся в Иосафатову долину. Все три мировые религии сходны в том, что Страшный суд будет происходить именно здесь. «Я соберу все народы, и приведу их в долину Иосафата, и там произведу над ними суд», — говорит Господь устами пророка Иоиля. И все это, судя по оживлению цен, не за горами. Когда наступит Страшный суд, покойники вылезут из-под пыльных надгробий, покрывающих склоны Иосафатовой долины в Иерусалиме, облекутся плотью и предстанут перед Всевышним. Цены на кладбищенские участки уже выросли до десятков тысяч долларов за квадратный метр. Народ не скупиться – ведь по широко распространенному здесь поверью это должно обеспечить лучшее место в раю! Потому стоимость квадратного метра земли на старинном кладбище в долине Иосафата перевалила за 50 000 тысяч долларов. Это абсолютный рекорд для Иерусалима. Для сравнения: в дорогом районе Старого города — у ворот Яффа, где находятся роскошная «Имперская гостиница и отель Петра, принадлежащие арабами, квадратный метр земли продается по цене «всего» 30 000 долларов. Любопытно также сравнить стоимость последнего пристанища на Елеонской горе со стоимостью жилищ для живых. После головокружительного взлета середины 90-х годов рынок недвижимости Иерусалима показывает признаки застоя. Разразившаяся интифада, война в Ираке застой в экономике привели к мощному спаду спроса на жилье в Иерусалиме вообще, и в особенности на новое жилье.

http://pravmir.ru/luchshee-vlozhenie-na-...

В описании 1620 г. сказано о существовавшем здесь «деревенском доме» Иосифа. «Белла кьеза» (прекрасная церковь ), построенная крестоносцами, уже не существовала. Францисканцы в 1754 г. приобрели этот «деревенский дом» и превратили его в церковь . В 1911 г. она была перестроена. Интерьер полностью современный. Лестница справа ведет в крипту, которая представляет собой, скорее всего, баптистерий раннехристианского храма (доконстантиновского времени). Это высеченная в скале квадратная купель (2 х 2 м) с белым мозаическим полом, расчерченным прокладками черного базальта. Штукатурка позднеримского или ранневизантийского времени. Сбоку от крещальни узкая лестница ведет в такой же узкий коридор, который, сделав поворот на 180 градусов, приводит к искусственной пещере в 2 м высотой. Это и есть силосная яма. Церковь синагоги В центре старого Назарета, рядом с мельхитской (униатской) церковью, находится маленькое здание, известное в литературе как « Церковь синагоги». По преданию, она построена на месте той синагоги, в которой впервые проповедовал Иисус. И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать. Ему подали книгу пророка Исаии, и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это и дивились словам благодати, исходившим из уст Его ( Лк. 4, 16–22 ). Анонимный «паломник из Плаценции» (современная Пьяченца) видел синагогу в Назарете в 570 г. «В синагоге, в которой учился Иисус, хранится книга, в которой Господь написал первые Свои буквы, и есть скамья, на которой Он сидел с другими детьми. Христиане могут поднимать и отодвигать скамью, но евреи совершенно не в состоянии поднять ее или сдвинуть с места».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

в) Размеры Нового Иерусалима ( Откр.21:15–17 ) 15 Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его. 16 Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростью на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны. 17 И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела. Космическое величие Нового Иерусалима еще более отмечено его формой и размерами. Он представлен как гигантский куб, который, кажется, достигает небосвода. Само измерение города измерительной тростью восходит к пророку Иезекиилю, который на высокой горе увидел: «Вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди, и льняная вервь в руке его и трость измерения, и стоял он у ворот» ( Иез.40:3 ); и далее следует подробнейшее описание измерения храма. «Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта». Город на квадратной площади? Это объясняется тем, что в плане квадратными были также великие древние города: Ниневия и Вавилон. Но святой город не только квадратный в плане. Он имеет форму куба. Его длина, ширина и высота равны. Это очень важно, потому что в античном мире и квадрат, и куб считались совершенными формами. Нам сегодня странно это слышать, но у Платона и Аристотеля добрый человек именуется «тетрагоном», то есть четырехугольником. Так же считали иудеи. Жертвенник всесожжения, жертвенник курения и другие священные предметы были кубическими или квадратными ( Исх.27:1 ; Исх.30:2 ; Исх.28:16 ). Эта форма вновь и вновь встречается в видениях нового Иерусалима и нового храма у пророка Иезекииля ( Иез.41:21 ; Иез.43:16 ; Иез.45:2 ; Иез.48:20 ). Наконец, Святая Святых в Соломоновом храме было выполнено в форме совершенного куба ( 3Цар.6:20 ). Иоанн вложил в свою картину кубического города символический смысл: весь святой город – это Святая Святых, обиталище Бога среди людей. Символичны и размеры города. Каждая сторона его равна 12 000 стадий. Одна стадия равна приблизительно 200 м, и каждая сторона, следовательно, равна 2 400 км. Уже раввины говорили о Новом Иерусалиме, что он будет до самого Дамаска и займет всю Палестину. Но город с такой площадью, как у Иоанна, гораздо больше Палестины. Он невообразимо велик. Совершенно очевидно, что Иоанн тем самым хочет сказать, что в святом городе будет место для каждого. Но не только это. По античным представлениям, как уже было упомянуто, земля имеет форму квадрата. На его четырех углах стоят столбы, поддерживающие небесный свод. Таким образом, вполне возможно, что размеры гигантского куба Нового Иерусалима на новой земле символизируют, что он объемлет весь мир, от земли до неба.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

В-шестых, причастие придает христианам силы в духовной борьбе . Как сказано в послании к евреям: «Помыслите о претерпевшем такое над собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» ( Евр. 12:3 ). Эти слова Писания призывают нас укрепиться через размышления. О Ком? О Претерпевшем. Именно это происходит во время причастия. Мы помышляем о Претерпевшем, то есть о Христе, такое поругание от грешников. Через это мы получаем что? Подкрепление для нашей с вами души. В-седьмых, причастие вселяет в нас уверенность в освобождении от суда . Иудейская Пасха напоминала израильтянам о том, что Бог искупил их посредством чего? Посредством крови жертвенного ягненка. Как написано в книге Исход 12:27: «это пасхальная жертва Господу, который прошел мимо домов сынов Израиля в Египте, когда поражал египтян и дома наши избавил». Как мы помним, вечеря Господня была основана на иудейском пасхальном ужине. Однако Христос дополнил ее новым содержанием. Причастие напоминает нам о том, как Бог искупил нас через кровь Христа. И самый основной стих, который об этом говорит, он находится в ( 1Кор. 5:7 ) «Пасха наша, Христос, заклан за нас». В-восьмых, причастие напоминает нам о нашей ответственности перед Церковью . Церковью Иисуса Христа. Написано: «один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Преломляя один и тот же хлеб с другими верующими, разделяя его на всех, мы учимся сознавать себя не одинокими какими-то рыцарями, ведущими одиночный бой, а частью одного общего организма. Учимся быть не религиозными индивидуалистами, а христианами одной церкви. Почему мы не признаем теорию пресуществления. И, наконец, в заключении я хочу сказать, наверное, будет интересно нашим друзьям услышать, почему мы все-таки не признаем теорию пресуществления. У меня есть на это пять аргументов. Прежде всего, необходимо заметить, что, когда апостол Павел цитирует слова Христа в 1 Коринфянам, он пишет: «Сия чаша есть новый завет в моей крови» ( 1Кор. 11:25 ). В этом предложении глагол-связка «быть» употребляется явно не в смысле идентичности абсолютной. Христос не говорит, что чаша и есть сам завет. Эти слова можно понять только в смысле символа. Чаша с вином символизирует завет. Подтверждение этого, напомню, что завет – это договор между человеком и Богом. Первый завет – Ноев, потом Авраамов, потом Моисеев, потом Давидов и, наконец, Христов. Здесь проблема из серии детских вопросов на IQ: «красный, синий, квадратный» – найдите разницу. То есть, получается, что чаша символизирует слова Христа. «Сия чаша есть новый завет в моей крови» можно понять только в символическом смысле. Потому что слова «хлеб есть тело» тоже нужно понимать в символическом смысле. Если мы чашу понимаем в символическом смысле, то, соответственно, и тело мы должны понимать в символическом смысле. Это один контекст, это одна мысль.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Версия Луки существенно отличается от обеих приведенных версий: Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Лк.22:40–46 ). В некоторых рукописях Евангелия от Луки рассказ значительно короче. В них отсутствуют два предложения: Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю. Так, например, эти слова отсутствуют в папирусе III века, хранящемся в оксфордском Музее Эшмола (Ashmolean Museum) и содержащем фрагменты из 22-й главы Евангелия от Луки. 234 Отсутствуют они в Синайском (первая редакция) и Ватиканском кодексах IV века, Александрийском кодексе V века, ряде других манускриптов. На этом основании данный отрывок печатается в современных критических изданиях Нового Завета в двойных квадратных скобках. 235 В то же время отрывок присутствует во второй редакции Синайского кодекса, в кодексе Безы V века и во множестве других рукописей. Из древних авторов отрывок не упоминают Климент Александрийский (II век) и Ориген (III век), Афанасий Александрийский и Амвросий Медиоланский (IV век), Кирилл Александрийский (V век) и Иоанн Дамаскин (VIII век), 236 но о кровавом поте Христа упоминают Иустин Философ 237 и Ириней Лионский (II век), 238 Ипполит Римский (III век), Евсевий Кесарийский , Дидим Александрийский , Иоанн Златоуст и блаженный Иероним (IV век). 239 Количество свидетельств в пользу принадлежности отрывка оригинальному тексту Евангелия от Луки достаточно велико. Объяснить его исключение из текста в силу тех или иных причин проще, чем объяснить его включение в текст на более позднем этапе. 240 Так, например, можно объяснить опущение указанного отрывка тем, что Иисус представлен здесь как будто бы зависящим от ангела, пришедшего Ему на помощь. 241 В любом случае мы будем рассматривать отрывок как неотъемлемую часть рассказа о Гефсиманском борении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010