«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Симеон Фессалоникийский. Творения Симеон Солунский —  автор множества разнообразных писаний на литургические, пастырские, канонические, догматические, апологитические , моральные, исторические и политические темы. Симеон Солунский звестен как литургист. Занимался антиисламской полемикой, сосредоточенной на трёх пунктах: учение о Боге, христология, мораль. В собрание творений Симеона Солунского вошли: «Двенадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себе единую веру нашу», «Послание православному Крита», необходимейшихъ о божественнаго Символа, откуда оне собраны и противъ кого поставлены», «Книга о храме», «О священной молитве», «Послание в поддержку благочестия, против Агарян», «Против язычников, или магометан», «Совет и пожелание стоящим верно за отечество и напротив имущим порицание». Сочинения Двенадцать главъ или членовъ, содержащихъ въ себе единую веру нашу И стинная и единая вера наша, превосходящая умъ и слово потому самому, что она есть правая и единая вера, истиннейшее превосходящаго разумъ единаго Бога въ Троице, хотя и неограниченна, однакожъ кратко объемлется въ сихъ главахъ, которыя должно исповедывать всякому право верующему и желающему спастися. Эти главы некоторые называютъ и членами веры, или началами и Ихъ насчитывается двенадцать, во образъ Апостоловъ Христа, невечерняго Солнца, и оне приводятъ право верующаго къ нескончаемому веку славы Его. Изъ нихъ три главы о Святой Троице, въ честь самой Троицы, которая, будучи вечною, есть причина всего; шесть о Слова, — и это также удивительно: въ самомъ деле, Слово, будучи единымъ отъ Святой Троицы и единичнымъ, стало сугубымъ ради насъ и потому–то имеетъ сугубую троицу главъ; а еще три главы о (домостроительства), въ честь также безначальной Троицы, которая, сотворивъ все изъ ничего, все благо содержитъ и всемъ мудро управляетъ. Первая глава о томъ, что Божество — едино по естеству, а не множественно, что Оно едино по силе, власти, вседержительству и господству.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

П.В. Безобразов Сделанные арх. Порфирием выписки из кодекса (in folio) святейшей митрополии Вифлеемской, выданного митрополиту Дионисию из Константинополя патриархом Иерусалимским Афанасием 1842 г. в месяце октябре 259 I 1844 года декабря 16 в воскресенье успе во Господе приснопамятный отец наш и 132-й патриарх Иерусалимский Афанасий, поживши 96 лет, если не долее. Тотчас же по отшествии его, Великая церковь , всегда в уме имеющая подчинить себе Иерусалимский престол, предложила Высокой Порте назначить патриархом того, кого захочет она, т. е. Великая церковь ; а святого Фаворской горы кир Иерофея, за шесть уже лет канонически назначенного в законного преемника, обвиняла пред державным девлетом в том, якобы он был русский подданный и потому по восшествии на престол иерусалимский утвердится в русской мощи и будет некоторым образом непокорен девлету. Посему девлет и не одобрил сего дела (т. е. избрания Иерофея). Но в то время как архиереи Великой церкви рассуждали, кому из них предвосхитить Иерусалимский престол, наши братия святогробцы, обретающиеся в Константинополе, подали в Высокую Порту просьбу и просили державу её приказать, чтобы избран был канонический патриарх из святогробцев, каковое право принадлежит им по силе находящегося в руках их ахтинаме и хаттишерифа. Посему высокодержавная Порта разрешила и определила, чтобы избран был в патриархи кто-нибудь из святогробцев (кроме преосвященного Фаворской горы). А наши братия святогробцы отвечали, что право избрания патриарха принадлежит святому и священному собору в Иерусалиме. И вслед за тем написали с поспешностью и великим тщанием к Иерусалимскому синоду, дабы избрали кого-нибудь и нарекли в законного патриарха належащего ради страха от Великой церкви. Получив сии письма 10 января 1845 года и собравши наиполный собор, по священнословному призыванию Всесвятого и Вседетельного Духа, начали творить избрание и после многих рассуждений, наконец, избрали епитропа преосвященного Лидды кир Кирилла с общего согласия (один только отделился от нас и противоречил, он сделался и предателем, объявив агарянам через злейшего ходжакиана Набит Браима эфенди тайны святого и священного собора) и тотчас отправились к высокороднейшему сатрапу Иерусалима Али паше и к мудрейшему мулле и просили их избрание наше послать на утверждение в высокий девлет, и они с радостью обещались исполнить нашу просьбу, но впоследствии, переменившись по наветам вышереченного клеветника и предателя, не исполнили обещания, отговариваясь разными предлогами.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Румынская/Каноническое устройство/Органы церковной власти HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Протоиерей Владислав Цыпин Органы церковного управления Румынской Церкви Румынскую Церковь возглавляет блаженнейший Патриарх, который одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Унгро-Влахийского, Наместника Кесарии Каппадокийской. Патриарх созывает центральные органы власти Румынской Церкви на заседания и председательствует на них. Он приводит в исполнение решения этих высших органов власти, представляет Румынскую Церковь перед государственной властью, поддерживает отношения с другими Православными Церквами; вместе со Священным или Постоянным Синодом Патриарх издает послания к полноте Румынской Церкви, дает братские советы епископам, заботится о своевременном замещении вакантных кафедр, имеет право визитации епархий, является председателем избирательной коллегаи по выборам митрополитов: Румынская Церковь разделена на митрополичьи округа, которые состоят из нескольких епархий. Патриарх совершает хиротонию митрополитов и подписывает указы об их назначении, назначает и увольняет служащих Патриаршей администрации, а также профессоров и преподавателей духовных школ. Румынскую Церковь возглавляет блаженнейший Патриарх, который одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Унгро-Влахийского, Наместника Кесарии Каппадокийской. Патриарх созывает центральные органы власти Румынской Церкви на заседания и председательствует на них. Он приводит в исполнение решения этих высших органов власти, представляет Румынскую Церковь перед государственной властью, поддерживает отношения с другими Православными Церквами; вместе со Священным или Постоянным Синодом Патриарх издает послания к полноте Румынской Церкви, дает братские советы епископам, заботится о своевременном замещении вакантных кафедр, имеет право визитации епархий, является председателем избирательной коллегаи по выборам митрополитов: Румынская Церковь разделена на митрополичьи округа, которые состоят из нескольких епархий. Патриарх совершает хиротонию митрополитов и подписывает указы об их назначении, назначает и увольняет служащих Патриаршей администрации, а также профессоров и преподавателей духовных школ.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Христ. этика с ее идеалом моногамии не одобряет 2-й брак, видя в нем предосудительную уступку чувственности, однако Церковь допускает его, ибо, по слову ап. Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор 7. 39-40). Правосл. брачное право предусматривает возможность вступления во 2-й брак при вдовстве или после прекращения 1-го брака, однако в соответствии с канонами всякий вступающий во 2-й брак подвергается епитимии. Согласно свт. Василию Великому, второбрачных следует отлучать от Причащения на 1-2 года (Васил. 4). Ныне эта норма, как и др. канонические нормы относительно епитимий, не употребляется буквально. Вступление во 2-й брак после расторжения 1-го допустимо с т. зр. церковного права для стороны, признанной невиновной в разводе. Виновность в расторжении предыдущего брака составляет препятствие для вступления во 2-й брак. Это положение, вытекающее из евангельского нравственного учения и практики древней Церкви, отражено в церковном законодательстве: «Номоканоне XIV титулов» патриарха К-польского Фотия (Nomocan. XIV tit. XI 1; XIII 5); «Кормчей» (гл. 48); «Прохироне» имп. Василия I Македонянина (Proch. 49). Эта же норма была повторена в законодательстве Российской Церкви - «Уставе духовных консисторий» (1841), в соответствии со ст. 253 к-рого виновный в расторжении брака осуждался на пожизненное безбрачие. Однако указом Святейшего Синода от 14 июля 1904 г. таковым лицам было разрешено просить правящего архиерея о дозволении на вступление в новый брак, при этом они могли вступить в брак только после канонически предусмотренной за прелюбодеяние 7-летней епитимии (ср.: Трул. 87, Анкир. 20, Васил. 77). Епархиальному архиерею было предоставлено право сокращать этот срок по своему усмотрению (основываясь на Трул. 102 и др.), однако не более чем до 2 лет. Принципиально тот же подход к повторным бракам выражен в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» - документе, принятом Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 13-16 августа 2000 г. : «...после законного церковного развода, согласно каноническому праву, второй брак разрешается невиновному супругу. Лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами» (Х 3).

http://pravenc.ru/text/171501.html

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Московский Патриархат как «классический патриархат» Патриархат — это церковная система территориально-административного управления, возникшая в эпоху Вселенских Соборов. В это же время формировалось и каноническое право. Не будет преувеличением назвать патриархаты этой эпохи «классическими» патриархатами. В какой степени система управления Русской Церковью в Московский, Синодальный и Новейший периоды ее истории соответствовала представлениям о патриархате эпохи Вселенских Соборов? Церковно-территориальное деление в Римской империи IV века Как известно, I Никейский Собор (325 год), обустраивая территориальное управление имперской Церкви, воспользовался только низшим, провинциальным уровнем государственного деления. Каждая провинция (греческий эквивалент этого термина — епархия) имела свой главный город, митрополис. Согласно 4-му и 5-му Никейскому правилу, епископы, резиденции которых находились в митрополисах, получали титул митрополитов. За митрополитом было закреплено право утверждать выбор и совершать поставление нового епископа. Остальных же епископов, входящих в состав отдельной провинции и подчиненных митрополиту, позднее обозначили термином «епархиоты». Провинций-епархий было в середине IV века около ста, и каждая обладала полной автаркией, будучи самостоятельной во внутреннем управлении, замещая вдовствующие кафедры и разрешая широкий круг внутренних проблем на регулярных — дважды в год — епархиальных соборах. Таким образом, высшим церковным титулом, связанным с конкретными административными обязанностями (утверждение епископских хиротоний, проведение регулярных соборов), с этого момента стал титул «митрополит». В 6-м правиле перечислены три кафедры, имевшие устойчивый авторитет на сравнительно больших территориях, состоявших не из одной, а из нескольких провинций. В нем идет речь о ряде Египетских провинций с центром в Александрии, об Италии с Римом во главе и о Сирийских провинциях, тяготевших к Антиохии. Структура управления этими областями оставалась той же самой, то есть двухступенной; единственной особенностью этих церквей была их «полипровинциальная» территория, вместо «монопровинциальной» для всех прочих митрополитов.

http://e-vestnik.ru/church/moskovskij_pa...

1. Синодальное постановление патриарха Сисинния о невенчании второбрачных Это (неизданное) постановление довольно часто встречается в греческих рукописях канонического содержания, но всегда – только под глухим заглавием: διταξις συνοδιχ περ δευτερογαμας (или περ δευτερογαμοντων), т. е. без имени патриарха, при котором оно состоялось, и без всякой даты. В таком виде оно было известно по рукописям Чижману, который в своём знаменитом труде: «Брачное право восточной церкви» приводит небольшой отрывок из этого постановления, но не делает никакой попытки определить, хотя бы приблизительно, время его издания 1 . Русские канонисты, по отношению к этому вопросу, поставлены лучше. Московская синодальная библиотека предлагает им не только два превосходных греческих списка этого постановления 2 , но и славянский (сербский) перевод его – в списке XV века и, что всего важнее, с таким надписанием: Чинь сьбра стго града о втробрачнимь сьвькуплни 3 . Нет оснований думать, что славянский переводчик сам сочинил это надписание, т. е. по собственному домыслу поставил над своим переводным текстом имя патриарха Сисинния. Такое предложение представляется невероятным уже потому, что все другие, довольно многочисленные статьи канонического содержания, входящие в состав означенного сербского Требника и изложенные здесь в особом, сравнительно новом переводе 4 , имеют над собой те же самые надписания, какие даются им в греческих подлинниках. Почему же нужно было допустить, что одна только занимающая нас статья получила своё надписание от самого славянского переводчика, а не была точно так же надписана и в своём греческом оригинале? А если так, то в самом содержании статьи не оказывается никакого повода к сомнениям в действительной принадлежности её оригинала патриарху Сисиннию, известному и другими своими постановлениями по вопросам брачного права, преимущественно – знаменитым «томом», запрещающим браки в 6-й степени свойства 5 . Во времена этого патриарха (995–998) греческая церковь , несомненно, держалась ещё того строгого воззрения на второй брак, какое выражено в издаваемом διταξις συνοδικ: второбрачных супругов она не только подвергала епитимии, назначенной в древних церковных канонах 6 , но и лишала своего благословения и венчания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

1 См.: Церковь Духа Святого. Paris, 1971. С. 186 сл. - М.А. 2 См.: L " Eglise du Dieu dans le Christ (3-я глава неоконченной второй части книги «Церковь Духа Святого»: «Les Limites de [ " Eglise " ]//Pensée Orthodoxe. 1968. 13 (написано по-русски в 1950). - М.А. 3 Строматы. IV. 8. 66. 4 О видимой и невидимой церкви см. мой очерк: Две идеи вселенской церкви//Путь. 1934. Окт. - дек. С. 16—29. 5 Pecuniam tuam adsidente Cristo spectantibus angelis et martyribus praesentis super mensam dominicem sparge (De aleatoribus//TU. Bd. V. Heft I. S.29). 6 Αγγελικν δυναμεων φισταμνων τοις αθροματι τν πιστενντων κα ατο το Κυρου κα Σωτρος ημν δυναμεως δη δε κα πνευματων αγων , ομαι δε τι κα προκεκοιμημνων , σαφς δε , τι κα τ βω περιντων , ε κα τ πς ουκ εχερς επεν (Origenes. De oratione. 31). 7 Грациан (Gratianus) - болонский монах XII в., основоположник канонического права. Автор аналитического канонического свода «Concordantia discordantium canonum», после позднейших многочисленных дополнений получившего название «Decretum Gratiani». 8 См. Дидахи. 15. 9 Впоследствии о. Н. Афанасьев изменил свой взгляд на роль пророка. См.: Церковь Духа Святого. - М.А. 10 См.: Покровский А.И. С. 473: «Учение об общецерковной рецепции собора (точнее, о церковной общине метрополя, как органе такой рецепции) является одной из наиболее плодотворных и наименее спорных идей, пущенных в научный оборот этим оригинальным и крупным канонистом Именем «рецепции» Sohm, говоря кратко, обозначает согласие общины с тем решением, какое выносит собор епископов, общецерковное одобрение этого решения и полное подчинение ему, то есть, переводя на язык Киприана, - рецепция обозначает собой тот самый concensus епископов с клиром и верным народом, о котором, как безусловно необходимом условии правильности и твердости соборных решений, так часто упоминается в его корреспонденции». Общине верных принадлежит право после соборного испытания определить, действительно ли решение епископов (как истолкователей воли Божией и «продолжателей» апостолов и пророков) соответствует воле Божией и, согласно этому, принять или не принять это решение к исполнению и руководству. «Церковь, или екклесия, - говорит Сом, - в силу своего идеала и своей сущности, - это христианство, народ Божий и царство Божие, тело Христово на земле» (Sohm. Kirchenrecht. Bd. I. S. 2). В этой связи см. также: Zizioulas J. The theological problem of " Reception "http://Centro pro Unione Bulletin. 1984. Ν 26. Р. 3—6). Ср. между прочим «согласие в любви» как богословскую категорию у A.C. Хомякова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3729...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Поместные церкви и высшее управление в них. (канонические основания; исторический очерк) Протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право Образование поместных Церквей. Древние митрополии. Каждая автокефальная поместная Церковь представляет собой совокупность нескольких епископий, поэтому она должна иметь органы своего единства, наделенные административной властью, возвышающейся над властью отдельных епископов. Посредством своих органов высшего управления поместная Церковь поддерживает постоянные отношения с другими автокефальными Церквами, иными словами, высшая церковная власть представляет собой орган общения поместной Церкви со Вселенским Православием. Самой ранней в истории формой объединения нескольких епископий в одну поместную Церковь были Церкви отдельных провинций Римской империи, таких, как Вифиния, Ликия, Египет, Понт. Епископы главных городов этих провинций именуются в 34-м Апостольском правиле «первыми епископами.» В эпоху гонений христианство распространялось по провинциям из их центров, где христианские общины часто были устроены самими апостолами или мужами апостольскими, подобно Церквам Антиохии, Рима, Коринфа, Ефеса. Христианские общины, обязанные своим рождением епископам и проповедникам из апостольских Церквей провинциальных столиц - митрополий (по-гречески - «μητροπολις» - «город-мать»), чтили эти Церкви как своих матерей, признавали для себя их авторитет, а в известном смысле и юрисдикцию предстоятелей материнских церковных общин. Так складывались первые поместные Церкви, возглавляемые автокефальными первыми епископами. «Первый епископ» на языке 34-го Апостольского правила (и в 9-м правиле Антиохийского Собора, близком, если не прямо тождественном ему по содержанию), именуется уже митрополитом. В канонических памятниках впервые этот титул встречается в правилах I Никейского Собора (прав. 4, 6, 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/432407/

Закрыть itemscope itemtype="" > Католикам и православным остается надеяться на чудо Казанская икона Божией Матери может примирить Церкви 02.04.2003 343 Время на чтение 4 минуты Непростые взаимоотношения двух христианских Церквей, называющих себя Церквами-сестрами - Русской Православной (РПЦ) и Римской Католической (РКЦ) - всю зиму находились в замороженном состоянии. Похоже, весна принесла потепление. Две недели назад в Женеве встретились представители обеих Церквей - митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, и кардинал Вальтер Каспер, председатель Папского совета по содействию христианскому единству. Было официально объявлено, что тема встречи - обсуждение ситуации в отношениях между католиками и РПЦ. Заместитель митрополита Кирилла, протоиерей Всеволод Чаплин, участвовавший в переговорах, прокомментировал эту встречу " НГР " : " Рассматривались вопросы, которые вызывают нашу озабоченность, а именно положение верующих канонической Православной Церкви на Западной Украине и проблема католического миссионерства среди людей, по крещению и традиции принадлежащих к православию. Эти темы были подвергнуты достаточно откровенному анализу и обсуждению. На наш взгляд, появились признаки того, что Ватикан может сделать позитивные шаги, которые приблизили бы разрешение сложившейся ситуации. В любом случае проблему пока нельзя назвать исчерпанной. Было решено продолжить более подробные консультации. Мы надеемся, что со стороны Католической Церкви на самом высоком уровне будет ясно проявлена добрая воля, направленная на урегулирование существующих проблем " . Однако, несмотря на достигнутую договоренность о дальнейших консультациях, вряд ли приходится надеяться, что в ближайшем будущем между сторонами будет заключен " мир " . Конфликт действительно затянулся. И православная сторона занимает в нем гораздо более жесткую, нежели католики, позицию. РПЦ, например, требует не переманивать в свою веру русских людей, " православных по рождению " , оставляя за католицизмом право быть религией немцев, поляков, литовцев и других исконно католических народов, проживающих в России. Не менее категорично выдвигаются претензии к католикам восточного обряда на Западной Украине, которую РПЦ признает своей канонической территорией.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение митрополита Кирилла с разъяснением канонического положения схимонаха Сергия (Романова) 16.08.2020 802 Время на чтение 7 минут Источник: Екатеринбургская еапрхия Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Почитаю своим долгом более подробно разъяснить каноническое положение бывшего схиигумена Сергия (Романова), который с 24 июля сего года уже окончательно и без надежды на восстановление извержен из священного сана, лишен благодати хиротонии и утерял право совершать Таинства и вообще какие-либо священнические действия как ныне, так и когда-либо в будущем. Вначале брат Сергий признал лишение сана, сказал, что и почитаемые им Афонские старцы благословили ему более не приступать к священству, назвал себя схимонахом Сергием и по-видимому принял справедливое о себе решение Церкви. По своему обыкновению он записал об этом видеообращение. Однако буквально через несколько часов передумал, видеозапись удалил, возложил на себя священнический крест и самовольно приступил к священнослужению. В настоящее время схимонах Сергий, презрев Церковь Христову, находясь в дерзновенном самообольщении, по внешнему виду воспроизводит чинопоследование Божественной Литургии. Однако она, в силу безблагодатности служителя, не только не совершается, но является для него самого и соучастников смертным грехом кощунства и поругания святыни. Присоединяя к своим грехам ещё и грех Иуды, схимонах Сергий (Романов) влечёт в след за собой и души доверившихся ему людей. История Церкви знает не только подвиги святых, но и их падения. Нас не должно смущать, что павший монах был много лет облечен благодатью священства и совершил немало добрых поступков. Ибо только лежащие не падают и лишь бездеятельные не совершают ошибок. Но те, кто мог бы служить добру и правде и имеют дары и таланты – являются предметами особых дьявольских искушений, дабы лишить Церковь служителей, а самих служителей спасительного ковчега Христовой Церкви. В жизни брата Сергия было чудо покаяния, было сокрушение сердечное и место самоотверженному подвигу. Но тщеславие – сладкий яд Сатаны и приятный малозаметный порок – отравило его душу, превратило его монашество в актерство, проповеди в агитацию, пастырство в диктат, а возглавляемую им евхаристическую общину в политический клуб или, что ещё хуже, в беззаконное собрание.

http://ruskline.ru/opp/2020/08/16/obrawe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010