Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАСПАРРИ [итал. Gasparri] Пьетро (5.05.1852, Каповаллацца-ди-Уссита, близ Норчи, Умбрия - 18.11.1934, Рим), кард.-камерленго Римско-католической Церкви (1916-1934), титулярный архиеп. Кесарии Палестинской, гос. секретарь (1914-1930), один из создателей Кодекса канонического права (Codex juris canonici) . Род. в многодетной семье небогатых землевладельцев. По окончании начальной семинарии в Непи с 1870 г. продолжил учебу в папской Римской семинарии и в Академии св. Аполлинария, получил степени д-ра философии, д-ра богословия, д-ра канонического и гражданского права. 31 марта 1877 г. рукоположен во пресвитера. В 1877-1880 гг. преподавал каноническое право в папском Урбанианском ун-те, а также церковную историю и догматическое богословие в папской Римской семинарии. С 1880 г. проживал в Париже и преподавал каноническое право в Парижском католич. ун-те, а также возглавлял орг-цию «Opera per gli italiani», занимавшуюся помощью итал. диаспоре во Франции. 3 мая 1889 г. папа Римский Лев XIII назначил его тайным камергером папы, 13 апр. 1894 г.- прелатом папского двора. В 1896 г. принимал участие в работе папской комиссии по изучению вопроса о действительности англикан. рукоположений. 12 февр. 1898 г. папой Львом XIII Г. был назначен титулярным епископом Кесарии Палестинской и 26 марта того же года - апостольским делегатом в Перу, Эквадоре и Боливии. Епископское рукоположение Г., совершенное 6 марта 1898 г. в парижской ц. св. Иосифа, возглавил архиеп. Парижский кард. Франсуа Ришар. 23 апр. 1901 г. переведен на службу в Римскую курию на должность секретаря Конгрегации чрезвычайных церковных дел и с 27 июля того же года - консультанта Верховной конгрегации Sanctum Officium. 4 апр. 1904 г. папа Пий Х назначил Г. секретарем папской комиссии по кодификации канонического права, фактически поручив ему возглавить работу над составлением Кодекса канонического права. С 1906 г. одним из ассистентов комиссии и ближайших помощников Г. являлся пресв. Э. Пачелли (впосл. папа Пий XII ). 24 мая 1907 г. назначен ассистентом папского трона.

http://pravenc.ru/text/161719.html

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава первая. Богословское обоснование канонического права 1. Опыт права в церковной общине Сколько бы свободы ни несла с собою принадлежность к церковной общине, нормальная реакция верующего на каноническое право в чем-то подобна реакции гражданина на право государствен ное. Восприятие всего относящегося к юридической сфере в Церкви тоже неоднозначно и во многом аналогично – по крайней мере, в феноменологическом аспекте – привычно двойственному восприятию права во всяком человеческом обществе. 1.1 Двойственность правового опыта В обычном феноменологическом опыте права различимы, по сути, два разных и противостоящих друг другу аспекта. Действительно, с одной стороны, право воспринимается гражданином и вообще человеком как внешняя реальность, как человеческое выражение некоей чуждой воли, ограничивающей свободу и самостоятельность личности. Право представляется конкретным проявлением силы принуждения, которая присуща организованной системе власти, или даже выражением произвола сильнейшего. Вследствие этого оно воспринимается либо как реальность, доступная манипулированию и определяемая идеологией власть предержащих, либо как рыхлая совокупность разнородных и часто противоречащих друг другу норм. С другой стороны, то же самое право открывается человеку как необходимое средство, способное гарантировать (именно тем, что оно полагает определенные границы индивидуальной свободе) порядок и мир в социальном общежитии. В этой второй перспективе право представляется общественным фактором первостепенной важности, который позволяет индивиду и коллективу с уверенностью планировать свое гражданское будущее. Поэтому закон воспринимается как элемент равновесия и как человеческое выражение высшей справедливости, стоящей над индивидуальными интересами. Наложение этих двух восприятий – одного негативного, а другого позитивного – объясняет, почему феноменологический опыт права может быть определен как опыт парадоксальный. Положение верующего (christifidelis) в отношении к каноническому праву имеет в чем-то сходный характер, а значит тоже является парадоксальным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Либеро Джероза Скачать epub pdf Глава пятая. Харизма и формы объединения верующих В рамках соборной экклезиологии, сконцентрированной вокруг понятия communio, «charismata sunt necessaria pro vita Ecclesiae» (харизмы необходимы для жизни Церкви) 632 . В первой главе, посвященной богословскому обоснованию канонического права, была подробно показана их юридическая значимость, и в первую очередь значимость так называемой первичной харизмы 633 . Изучение ее конституционально-юридической роли дало современной канонистике возможность сделать первые шаги в направлении разработки подлинно общей теории харизмы в каноническом праве, а также, – и прежде всего, – переосмыслить богословские основания канонического права в том, что касается феномена ассоциации в Церкви 634 . Множественность и разнообразие новых ассоциативных форм, признанных Вторым Ватиканским собором и другими документами Магистерия 635 , а также множественность и разнообразие традицион ных форм церковных монашеских и секулярных объединений, требуют некоторых предварительных вероучительных разъяснений, прежде чем мы перейдем к рассмотрению кодексных норм относительно ассоциаций верующих (каноны 298_329), а также институтов посвященной жизни и обществ апостольской жизни (каноны 573_746). 18. Теологические основания и критерии различения 18.1 Конституциональный характер различных форм aggregationes fidelium (объединений верующих) Первое разъяснение касается различения, не вполне адекватного в каноническом праве, между конституциональным правом и правом, регулирующим разнообразные формы церковных объединений. Уже несколько лет назад анализ дискуссий вокруг систематики нового Кодекса канонического права позволил сформулировать это непростое различие следующим образом: если ключевым концептом конституционального права является соборное понятие communio, то право ассоциаций всецело сконцентрировано вокруг понятия consociatio (объединения, сообщества) 636 . В историко-экклезиологическом аспекте в первую очередь следует указать на тот факт, что многие церковные объединения, как древние (например, монашеские ордены и братства), так и новые (церковные движения), родились не из одного только человеческого желания объединиться, но благодаря объединяющей силе, полученной их основателем или основательницей как дар первичной харизмы. Во-вторых, необходимо подчеркнуть, что такие формы церковной жизни, согласно учению Второго Ватиканского собора, часто не имеют специфических особых целей, но «преследуют общую цель всей Церкви» (AA 19,1).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Знакомый мне священник перестал поминать Патриарха. Неизвестно, как далеко зашёл он в противлении, однако, боюсь, обычный «ревнительский» путь к расколу повторится. Почти в каждом подобном случае это выглядит сходно. Сначала человек не видит оснований своих поступков и мыслей. Он допускает своеволие и осуждение, будучи занят подробным критическим разбором слов и поступков вышестоящих лиц. Интересная мысль посещает его: сделать конфликт идейным. Право же, лучше представить это борьбой принципов, стоянием за правду, против экуменизма и унии, а вовсе не банальным брюзжанием в адрес начальства. Его, отца N, украсит роль защитника самого важного и дорогого, тогда как иерархи объекты его критики окажутся не просто людьми с несовершенствами, допускающими ошибки, но лицемерами и изменниками, посягнувшими на святое. По сему поводу примеряется тога ревнителя чистоты Православия, а пафосная театральность входит в привычку. Печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви Литургическое поминовение Патриарха и епархиального епископа – залог канонической общности, как бы маячок, подтверждающий своевременный выход на связь, распознавание «своего» от «чужого». Однако упоминание за богослужением «Великого отца и господина нашего Святейшего Кирилла, Патриарха Московского и Всея Руси и господина, преосвященного епископа С-ского…» болезненно отзывается в самолюбии, заставляя переживать униженность перед теми, чьи самые низкие, злодейские скрытые мотивы он раз за разом поставлял перед мысленным взором. Увы, печальная реальность разрыва канонической и литургической связи с иерархией терзает Поместные Церкви. Не только Русскую, но и Элладскую, Сербскую, Румынскую, Болгарскую. Ежегодно значительное число клириков в разных местах «хлопают дверью», извещая о своем намерении отложиться. Видимая простота действия подталкивает новые души к совершению этого духовного самозаклания. «Непоминающий»: этапы разрыва В его устах обличение, в руках его знамя истины, он «истинный христианин», учитель веры

http://pravoslavie.ru/107304.html

Исследования в области русской науки канонического права. [Рец. на:] Ильинский Н. И., свящ. Синтагма Матфея Властаря Источник Синтагма Матфея Властаря . Исследование священника Н. Ильинского. Москва. 1892 г. По тщательности и полноте изучения, всесторонности анализа, какому подвергает автор избранный им предмет, исследование примечательное. Усвоив все незначительные кой-где, сиорадически в пролегоменах к изданиям или в курсах права брошенные в заграничной и русской литературе сведения о М. Властаре, автор в своем исследовании шел по большей части своим путем, всецело погрузившись в самый изучаемый памятник канонического права, призвав к себе в качестве пособий огромные грековизаитийские издания Геймбаха, Цахариэ-фон Лингепталь, Ралли и Потли и друг. Труд, предпринятый автором и им осиленный, особенно в его положении (преподаватель таврической духовной семинарии) громадный. „Многомудрый и словеснейший Матфей Властарь “ – как величали его наши древние книжники – в названном труде о. Н. Ильинского нашел себе внимание, для византийца XIV века даже весьма завидное. Самый главный научный интерес, ради коего синтагма М. Властаря пользуется вниманием цивилистов-византологов, образуют в ней весьма суммарные эксцепты гражданского византийского права, приводимые без всяких цитат. Откуда М. Властарь брал свои эксцепты гражданского права – этот вопрос давно занимал византологов и до сих пор остается не решенным вполне. По крайней мере до сих пор оставалось в этом отношении общепринятым следующее мнение Бинера, высказанное им в знаменитом его исследовании: „Geschichte d. Novellen Justinians. Berlin, 1824“. S. 221 и след.: „Большая часть его (т. е. М. Властаря) рубрик в титулах, содержащих гражданское право, напоминает рубрики не отпечатанного Прохирона Василия (Македонского), другие же – рубрики первых десяти титулов Эклоги Льва, напечатанной в Jus graecoromanum Леунклавия. Но вероятно, он пользовался не обоими произведениями, а только таким экземпляром Васильева Прохирона, в котором первые десять титулов Эклоги Льва 1 помещены были в начале, a прочие титулы ее только в виде эксцентов присоединены были к титулам Прохирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Т. Барсов , экстраординарный профессор СПб. Духовной Академии: «Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью». СПб, 1878 Чем беднее русская литература канонического права, тем позволительнее высказать желание, чтобы она не обогащалась продуктами сомнительного знания, рассчитанными на полное неведение или крайнюю невзыскательность большинства читателей. Пусть сочинения по каноническому праву появляются у нас через десятки лет, только бы каждое из них обозначало собой здоровый, хотя и малозаметный, рост науки. Non multum, sed multum. Всего менее желательно в литературе столь молодой науки, как наше церковное право, встречаться с такими явлениями, которые, имея вид ученых трудов, на самом деле способны только распространять небывалые заблуждения там, где было прежде простое незнание. Пред нами новая книга профессора (если не ошибаемся, канонического права) в СПб духовной академии г. Барсова, озаглавленная «Константинопольский патриарх и его власть над русской церковью». И звание автора, и самая внешность книги, по-видимому, ручаются за ее солидность. Интерес к ней в высокой степени возбуждается уже первыми строками предисловия, в которых заявляется: «Вопрос о константинопольском патриархе и его власти над русской церковью принадлежит к числу важнейших и существеннейших предметов науки церковного права вообще и русского в особенности. В этом вопросе, с одной стороны, содержится сущность развития системы церковного управления на востоке христианской церкви, с другой – заключаются первичные основания управления русской, отечественной церкви. Между тем этот вопрос остается незатронутым в православной литературе – греческой и русской; равным образом и западная – католическая и протестантская – литература не представляют исследования, посвященного специально настоящему предмету. Это обстоятельство освобождает нас от необходимости объяснять: почему мы остановились на этом предмете и избрали его темой для нашего сочинения». Итак, нам предлагается книга, заслуживающая полного внимания читателей не только по важности своего содержания, но и по своей оригинальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Богохульство Богохульство принадлежит к группе преступных деяний, направленных против веры и ограждающих ее законов. Подобные деяния впервые предусматриваются законодательством евреев, а оттуда, чрез каноническое право, переходят и в уголовные кодексы новых народов. Относительно богохульства еврейское право постановляло: «и детям Израиля скажи: кто будет злословить Богу моему, тот понесет грех Свой, и кто хулительно произнесет Имя Всевышнего, да умрет, да побиют его каменьями, будет ли это свой или чужеземец» ( Лев.24:15,16 ). Тот же взгляд отразился и на римском праве христианской эпохи, вытеснив господствовавший до того времени принцип оного: «Deorum injurias diis сигае», т. е. – наказание за оскорбление богов вверяется их личной заботе. Вот почему в 77-й новелле Юстиниана о богохульниках говорится следующее: «так как некоторые, кроме чародейства, произносят также хулительные слова, клятву, божбу, чем возбуждают гнев Божий, то мы обращаемся к этим людям (с предупреждением), чтобы они воздержались от таких поступков, хранили в сердце страх Божий и подражали людям, нравственно живущим, ибо вследствие таких поступков посылаются на страну гонения, землетрясение и чума; поэтому виновные подлежат заключению, а затем и смертной казни, дабы от попустительства таких преступлений не погибли самые народы и целые государства». Но полная формулировка богохуления получилась лишь в каноническом праве. Так, здесь вместе с богохулением в тесном смысле 47 появляется богохуление особого вида, а именно, – когда предметом поношения являются Божия Матерь и признаваемые церковью святые, причем этот вид богохуления карается только тогда, когда он совершен публично, при многолюдном собрании (multis согат asmanmibus publice) – в виду того, что в этом преступлении усматривается посредствующий умысел совратить присутствующих к отпадению от божественного учения. Кроме того, к богохулению каноническое право отнесло божбу и в особенности лжеприсягу. При божбе различалась клятва каким-либо небожественным существом от клятвы Богом, как существом физическим, или частями его существа (волосами, головой); сюда же относилось и призывание имени Бога всуе, без достаточного к тому основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сортировать по Исключить новости Актуальные проблемы канонического права: общие вопросы и проблемы межправославных отношений Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Беседа в редакции с председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви, профессором МДА протоиереем Владиславом Цыпиным. — Перед началом беседы позвольте поздравить Вас с назначением председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви и пожелать Вам помощи Божией и плодотворного труда на этом поприще. А начать хотелось бы с общего вопроса: каноническое право — это богословие или юриспруденция? С чем мы имеем дело, когда попадаем в эту область церковного Предания? — Существуют самые разные варианты ответа на этот вопрос: это — богословская дисциплина, тематика которой сопрягается с правом, это юридическая наука, по тематике своей имеющая дело с жизнью Церкви. В любом случае церковное право включает в себя и богословские, и юридические элементы. При этом одни канонисты считают, что это дисциплина с юридическим методом и богословским содержанием, а другие — прямо наоборот, что у церковного права метод богословский, а содержание юридическое. Все эти определения можно найти в литературе, впрочем, в литературе католической, поскольку у нас сейчас нет возможностей заниматься теоретическими проблемами этой науки, — для этого у нас слишком мало специалистов. Я рассматриваю эту проблему так: эта дисциплина предполагает безусловно знание и богословия, и основ права, а также умение ориентироваться и в том, и в другом. Аналогичным образом обстоит дело с церковной историей — можно задаться вопросом: это историческая или богословская наука? Ясно, что не зная богословия, церковный историк не может быть полноценным ученым. Можно, разумеется, историку, плохо ориентирующемуся в богословии, попытаться исследовать, в частности, и церковную историю. Но если он смотрит на нее не изнутри, то у него получится сомнительная история Церкви. Это же можно сказать и о церковном праве. Разумеется, можно просто рассматривать и церковное право исключительно в институциональном аспекте, не учитывая при этом самого содержания религиозной жизни Церкви.

http://pravmir.ru/aktualnyie-problemyi-k...

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Выписка из протокола заседания Коллегии по научно-богословскому рецензированию и экспертной оценке Издательского совета 24 от 21 декабря 2023 г.     ПРОТОКОЛ заседания Коллегии по рецензированию и экспертной оценке 21 декабря 2023   I. Рассмотрение прошений о присвоении изданиям грифа Издательского совета:   1 .         Заявитель: Т. В. Барсегян. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги Т. В. Барсегян (Куксинская) «Свято-Троицкая Новосоловецкая Вселугская пустынь. Остров Божье Дело» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Т. В. Барсегян (Куксинская) «Свято-Троицкая Новосоловецкая Вселугская пустынь. Остров Божье Дело» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р24-324-0555   3 .         Заявитель: Ю. Л. Кузьмина. СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем текста книги Ю. Л. Кузьминой «Святая Земля. Аудиопутеводитель для православных паломников» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Допущено к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги Ю. Л. Кузьминой «Святая Земля. Аудиопутеводитель для православных паломников» при условии исправления недостатков согласно замечаниям. 2. Присвоить данной книге номер Издательского совета – ИС Р24-324-0556   4 .         Заявитель: торговый дом «Познание». СЛУШАЛИ: Сообщение эксперта об итогах экспертизы представленного Заявителем макета книги П. В. Кузенкова « " Преимущество " и " первенство " . К раскрытию церковно-канонических концептов» , предлагаемой к изданию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Предоставить Заявителю право использовать гриф «Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви» при издании книги П. В. Кузенкова « " Преимущество " и " первенство " . К раскрытию церковно-канонических концептов» при условии исправления недостатков согласно замечаниям.

http://izdatsovet.ru/catalog/references/...

[Де Тедески, также Панормитан, Палермец; лат. Nicolaus Tudescus, de Tudesco, de Tudeschis, de Tedeschis; Panormitanus; итал. Niccolò Tedesco, Tudisco, de " Tedeschi, de " Todeschi] (1386, Катания, Сицилия - 24.02. 1445, Палермо), архиеп. Палермо (с 1435), канонист, юрист, участник Базельского Собора (1431-1449), сторонник концилиаризма (см. Соборное движение ). О жизни Н. де Т. известно мало. По-видимому, он происходил из знатной сицилийской семьи; согласно надгробной эпитафии, его предки были выходцами из Германии. По мнению К. Пеннингтона, «де Тудиско» (de Tudisco) было фамильным именем Н. де Т.: в письме, составленном между 1425 и 1430 гг. (Monac. Clm 23686. Fol. 1), он подписался «Никколо де Тудиско, сицилиец из Маньяче» (Nicolaus de Tudisco Siculus Matantensis). В 1400 г. Н. де Т. вступил в орден бенедиктинцев . В 1405 или 1406 г., получив стипендию сената г. Катании, он начал изучать право в Болонье у известного канониста Антонио да Бутрио, а после его смерти в 1408 г. переехал в Падую к Франческо Дзабарелле (см. Забарелла ). Н. де Т. изучал также рим. право и в своих сочинениях часто ссылался на его нормы. Он считается одним из главных знатоков ius commune - ученого канонического и рим. права. В 1411 г. Н. де Т. получил степень д-ра канонического права (подписывался как doctor decretorum) и преподавал в Болонье, затем в Парме (1411 или 1412-1418) и Сиене (1418 или 1419-1430). В Сиене он написал свои основные труды по праву, приобрел репутацию известного преподавателя и юрисконсульта. В 1431 или 1432 г. городской совет Болоньи предлагал ему 600 солидов за преподавание в ун-те. Анджело Фаброни (1732-1803) в «Жизнеописании великого Козимо Медичи» (Magni Cosmi Medicii vita) упоминал, что 5 мая 1432 г. Н. де Т. прочел лекцию во Флоренции, а на следующий день флорентийцы пригласили его преподавать у них. Неск. месяцев спустя венецианцы предлагали ему вознаграждение за чтение лекций в Падуе, но флорентийцам удалось удержать Н. де Т. у себя. Пеннингтон предполагает, что Н. де Т. продолжал читать отдельные лекции во Флоренции и в 1433-1435 гг. Как считает Пеннингтон, во Флоренции он имел возможность работать с древнейшим списком «Дигест» Юстиниана , захваченным флорентийцами при завоевании Пизы в 1406 г. (Флорентийский кодекс - Laur. Pandette. S. n., ок. 600). Дж. Мурано, указывая на отсутствие имени Н. де Т. в платежных ведомостях магистров права Флорентийского ун-та, напротив, полагает, что он, хотя и получил предложение преподавать во Флоренции, скорее всего не воспользовался им.

http://pravenc.ru/text/2565548.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010