Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЫСШЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ Канонические принципы устройства В. у. определены 34-м Апостольским правилом: «Епископам всякаго народа подобает знати перваго в них, и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения: творити же каждому только то, что касается до его епархии и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без разсуждения всех. Ибо тако будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец и Сын и Святый Дух». По толкованию Иоанна Зонары , «правило повелевает, чтобы первенствующих епископов в каждой епархии почитали главою и без них не делали ничего такого, что имеет отношение к общему состоянию Церкви, каковы, например, догматические исследования, мероприятия по поводу общих заблуждений, поставления архиереев и тому подобное... Впрочем, и первенствующему епископу правило не позволяет, по злоупотреблению честию, превращать оную в преобладание, действовать самовластно и без общего согласия своих сослужителей делать что-либо указанное выше, или подобное тому». Ап. 34 устанавливает, т. о., в устройстве управления Поместной Церкви 2 взаимосвязанных основания: соборность и иерархичность. Большая часть правил, конкретизирующих права и обязанности первоиерарха - главы Поместной Церкви и Собора епископов,- относится к IV - 1-й пол. V в. В 9-м прав. Антиохийского Собора первый епископ именуется митрополитом в соответствии с ситуацией, сложившейся в IV в. Антиох. 16 и 20 и IV Всел. 19 возлагают на митрополита обязанность созывать поместные Соборы и предоставляют ему право председательствовать на них. I Всел. 4 и 6 возлагают на первоиерархов попечение о вдовствующих кафедрах и осуществление руководства при избрании епископов, а также утверждение избранных. Согласно IV Всел. 9, главе Поместной Церкви (митрополиту и экзарху) принадлежит право принимать жалобы на епископов и назначать соответствующие расследования. Карф. 63 предусматривает посещение первоиерархом подчиненных епископий, т. е. предоставляет ему право визитации . В соответствии с Двукр. 14 подчиненные первоиерарху епископы обязаны, под угрозой низложения, возносить его имя за богослужением.

http://pravenc.ru/text/161103.html

преосвященного Иоанникия, епископа Архангельского, от 28 ноября 1905 года Поставляя своим нравственным долгом не скрыть от Святейшего Синода мнений и соображений по предложенным вопросам комиссий и благочиннических собраний, я решаюсь их представить при сем в подлиннике. От себя лично по каждому из предложенных вопросу имею долг представить следующие соображения: 1 . Ввиду того, что в предложении г. синодального обер-прокурора перед перечислением вопросов, подлежащих рассмотрению Всероссийского Собора, высказана первостепенной важности мысль о том, что «самое созвание Поместного Собора нуждается в точном определении, на основании канонических постановлений и церковной практики, его состава», – первый вопрос, подлежащий обсуждению, естественно является, вопрос «о составе Поместного Всероссийского Собора». Я совершенно разделяю основную мысль, высказанную и посильно обоснованную членами комиссий и намеченную благочинническими собраниями, о том, что предстоящий Собор, как Собор Всероссийской Церкви, должен быть «всецерковным», т. е. состоять из епископов, клира и мирян, и средоточием и единением всех лучших сил данного времени: иерархии, клира и мирян. Только в таком общественном составе Собор будет живым общением всех православных россиян в духе любви и единства, и будет обладать жизненностью и высоким нравственным авторитетом. Если ограничить состав Собора одними епископами, Собор может не получить должной авторитетности не только в глазах мирян, но и в глазах самих подведомых епископам клириков, и будет трактоваться, как уже и ныне трактуется в печати, «замкнутым архиерейским собранием». Но не все участники Собора должны пользоваться одинаковым решающим голосом. Таковой голос должен принадлежать одним епископам (или их заместителям); представителям же клира и мирян следует предоставить право лишь «совещательного голоса». Так было на Вселенских Соборах; так, а не иначе, должно быть по существу дела. Только епископам, как преемникам апостолов, предоставлено Господом Иисусом Христом «право вязать и решить» ( Мф.18:15–19 ). Только епископ имеет право «судить со властью, как судит Бог», говорится в Апостольских Постановлениях (2, 11, 12, 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хроника: Научная конференция “Церковное право и государственное законодательство в истории России” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 7 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 37, 2003 Институт Российской истории Российской Академии наук 12–14 мая 2003 г. 12–14 мая 2003 г. в Институте Российской истории Российской Академии наук прошла научная конференция “Церковное право и государственное законодательство в истории России”. Организаторы — Центр истории религии и Церкви ИРИ РАН, Научный совет РАН “Роль религии в истории”, Центр изучения древнего права, Благотворительный фонд “Обретение культурных ценностей” — приурочили ее проведение к 75-летнему юбилею выдающегося историка, члена-корреспондента РАН Я. Н. Щапова. На конференции было сделано более 40 докладов; основными для нее стали две темы: изменения, которые претерпевало византийское наследие, прежде всего каноническое, при встрече с реалиями общественной и церковной жизни Руси, и влияние государственного законодательства на жизнь Православной Церкви в России. Эти две темы не случайно стали центральными на юбилейной конференции Я. Н. Щапова. Открыл конференцию доклад Н. Н. Лисового (ИРИ РАН) “Я. Н. Щапов и школа русского канонического права”. Выступавший коротко остановился на научном пути юбиляра, отметив, что в 1950–1980-е гг. он был единственным ученым в России, кто имел научное и человеческое мужество быть настоящим историком Церкви, то есть исследовать вопросы “канонического богословия”, относящиеся к самой сути ее бытия. С начала 1960-х гг. Я. Н. Щапов полностью посвятил себя этой теме. В 1978 г. вышла его эпохальная книга “Византийское правовое наследие на Руси и в славянских странах X–XIII вв.” — итог многолетних исследований русской Кормчей. Эта и последующие работы Я. Н. Щапова порой напрямую продолжали труды дореволюционных русских канонистов. Жизненный и научный подвиг Я. Н. Щапова в 1997 г. был отмечен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием, который за соединение усилий светской и церковной науки наградил Я. Н. Щапова орденом преподобного Сергия Радонежского II степени.

http://pravmir.ru/hronika-nauchnaya-konf...

Церковь вне времени, пространства и не привязана ни к какому политическому измерению. Она есть божественное учреждение и потому не подчиняется земному социальному порядку и устройству. Тем не менее ее нахождение в обществе обуславливает некие связи, необходимые для социальной коммуникации. Церковь хоть и надмирное образование, но не отделена от мира и его законов. Это причина вводит Церковь в область права – как внутреннего, так и внешнего. Любому церковному образованию необходимо считаться с гражданскими законами (если они не противоречат законам религиозным) и выстраивать собственную правовую парадигму, беря в расчет страстное начало в человеке, нуждающееся в обуздании. Это область церковного права охватывает саму внутрицерковную жизнь, ее административную систему, взаимоотношения между общинами, учреждениями и самими членами Церкви. Церковь хоть и надмирное образование, но не отделена от мира и его законов Христос, Основатель и Глава Церкви, дал ей основной закон – правило веры и правило жизни по вере. Все это раскрывается в Священном Предании, в которое входит Священное Писание, святоотеческая традиция и благодатный церковный опыт, передающийся через христианские поколения, начиная с апостольских времен. Протоиерей Владислав Цыпин констатирует: «Нормы и правила, регулирующие как внутреннюю жизнь Церкви, в ее общинно-институциональном аспекте, так и ее отношения с другими общественными союзами, религиозного или политического характера, составляют церковное право» . Подобного рода канонической формализацией Церковь сохраняет свою целостность, единство, святость. Для конкретной дефиниции сферы церковных канонов необходимо раскрыть понятие «право». Правовая область дает много определений, часто вступающих в разногласия друг с другом. Такой диссонанс связан с существованием разных теории права. Само по себе «право» – это предельно широкий и ключевой концепт в юриспруденции, от того или иного его изложения зависит метод и характер юридической теории. В церковной традиции есть также попытка дать дефинию этому понятию. В «Дигестах» императора Юстиниана (533 г.) и в перешедших из этого сборника в византийские законодательные своды «Василики» и «Прохирон» (IX в.), а также в канонический сборник «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря (1335 г.) оно сформулировано так:

http://pravoslavie.ru/157240.html

А.С. Смыкалин Глава VI. Виды церковной власти и церковный протокол 1. Три вида церковной власти. Власть религиозного учения. Символ веры и другие изложения вероучения. Проповедь. Катехизация и школьное обучение религии. Миссионерство. Духовная цензура. 2. Власть священнодействия. Богослужение. Церковный календарь. Христианская смерть. Погребение усопших и их молитвенное поминовение. Поминальная трапеза, или поминки. Дни поминовения усопших. Кладбища. Канонизация. 3. Церковный протокол. Правила обращения и переписки. Официальная переписка. Церковные визиты. Церковные приемы. 1. Три вида церковной власти Подобно тому как подвиг Основателя Церкви Христа Спасителя стал исполнением трех высших служений (Пророческого, Первосвященнического, Царского), так и церковная власть, производная от воли Главы Церкви, духовная по своей природе, по содержанию разделилась на три вида: 1) власть религиозного учения; 2) власть священнодействия; 3) собственно правительственная власть (до Октября 1917 г.) или власть церковного управления (ее мы рассмотрим в paзд. VII). Именно они образуют каноническое право. Власть религиозного учения. Осуществляется в образе Христа-Пророка. Основополагающим в учении является Символ веры . Символ веры и другие изложения вероучения. Символ веры – краткое догматическое изложение основ христианства. Церковь Христова через свой епископат, а в исключительных случаях через Вселенские Соборы, выясняет недоуменные вопросы в свете непреложных и неизменных Истин Откровения, в духе Священного Писания и Священного Предания и формирует свое непререкаемое и непогрешимое решение по затруднительным вопросам вероучения. Данное решение не новый догмат и новое учение, оно только изложение Апостольского Предания применительно к новым вопросам, возникшим в церковной жизни. Так появлялись догматические вероопределения (оросы) на Вселенских Соборах. Исповедание догматов, безусловно, обязательно для всех членов Церкви. Для сохранения чистоты и неповрежденности православного учения Церковь с самого начала своего бытия прибегала к его кратким изложениям – символам. До нас дошло несколько древних символов. Среди них – Символ Григория Неокесарийского , так называемый Апостольский Символ, и Символ, приписываемый Афанасию Великому . Более полное изложение основ православного учения содержится в «Чине исповедания и обещания архиерейского» (так называемой епископской клятве).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Украинская Православная Церковь сохранила свой дар и способность объединять всю Украину О главном месседже нынешнего Собора епископов УПЦ - глава Синодального информационно-просветительского отдела Украинской Православной Церкви епископ Ирпенский Климент (Вечеря) 01.02.2016 497 Время на чтение 3 минуты - Какие вопросы обсуждались на сегодняшнем Соборе? - Главный вопрос - участие нашей Церкви в будущем Всеправославном Соборе, который пройдет на острове Крит в этом году. Блаженнейший Митрополит Онуфрий недавно принял участие в Синаксисе, во Всеправославном Совещании Предстоятелей. На нем рассматривалась повестка дня предстоящего Всеправославного Собора. Блаженнейший рассказал архиереям о самых проблемных вопросах повестки. Те опасения, которые были не только у архиереев, но и у миллионов верующих людей, сегодня практически сглажены. Всеправославный Собор будет обсуждать лишь те вопросы, по которым все Поместные Церкви имеют единое мнение: относительно института брака, постов, вопросы административного характера, касающиеся устройства Церкви и автономного статуса. На обсуждение Всеправославного Собора также вынесен очень важный документ, посвященный характеру миссии Православной Церкви в современном мире. Это связано с вызовами и кризисами, которые проявляются сегодня не только на европейском континенте, но и на всем пространстве нашей планеты. Так, нынче большие проблемы на Ближнем Востоке, и в этом регионе православные христиане претерпевают настоящий геноцид. Об этом Православные Церкви заявляют во всеуслышание и призывают общественность обратить внимание на эту трагическую ситуацию. - Можно ли назвать наш Архиерейский Собор УПЦ подготовительным к Всеправославному Собору? - Да, безусловно. Кроме того, Собор обратился к верующим, к священству и монашеству УПЦ со словами поддержки: наше право быть в канонической Церкви - это священное право. В частности, речь шла о людях, которые даже и сегодня в селе Птичья и в других отдельных местах и селах ценой различных испытаний добиваются своего права быть в канонической Церкви.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

иером. Арсений Содержание Рукописи на пергамене Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы Церкви Отдел IV. Каноническое право Отдел V. Богослужебные книги Отдел VI. История Церкви и жития святых Отдел VII. Смесь Рукописи на бумаге Отдел I. Священное Писание Отдел II. Толкование Св. Писания Отдел III. Отцы церкви Отдел IV. Разные богословские сочинения Отдел V. Каноническое право Отдел VI. Богослужебные книги. Отдел VII. История Церкви и жития святых Отдел VIII. Смесь Азбучный указатель имен и предметов     Библиотека Троицкой Сергиевой лавры началом своим восходит ко временам самого преп. Сергия; его, как основателя и первого игумена лавры, должно считать основателем и лаврского книгохранилища. По свидетельству преп. Иосифа волоколамского, блаженный Сергий с первыми сподвижниками своими, за неимением пергамена и бумаги, писал даже «на берестех» (Чтен. в Общ. ист. и древ. Росс. 1847 г., 7). В описи Сергиева монастыря 1642 г. между другими книгами означены: «Два Служебника на харатье; Свертки на деревце, чудотворца Сергия; Евангелие в десть, на бумаге, Исаковское Молчалниково; Псалтирь в полдесть, на бумаге, письмо Исаака Молчалника († 1388 г.)», ученика преп. Сергия. О другом ученике Сергия, Афанасии, с 1874 г. игумене серпуховского Высоцкого монастыря, жизнеописатель преп. Сергия говорит: «в божественных писаниях бе зело разумен, и доброписания многа руки его и доныне свидетельствуют, и сего ради любим зело старцу (св. Сергию)». (Житие его, изд. в 1646 г., л. 89). Примеру преп. Сергия в обогащении обители книгами следовал преемник и ученик его игумен Никон. Доселе хранятся в ризнице: «Чудотворца Никона Евангелие и Служебник“, а в библиотеке «Октоих и Триодь постная-харатейные». В 1418 г. «замышлением игумена Никона списана бысть книга Диоптра, рукою раба Божия Иосифа» 190). Из учеников преп. Никона известен духовным любомудрием иеромонах Матфей, для коего в 1412 года инок Варлаам переписал Лествицу 156), а в 1414 г. инок Антоний переписал Поучения аввы Дорофея и другие статьи аскетического содержания 165). Любовь к книжной отеческой письменности от первых игуменов перешла и к преемникам их и ученикам последних. Таким образом, чрез собственноручное списывание, отчасти чрез покупку и пожертвование, книги постепенно умножались, так что в 1616 г. была уже «многобогатная божественных писаний книгохранительница» 281).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Каноническая оценка «Акта о каноническом общении» Митрофорный протоиерей Александр Лебедев Опубликованный « Акт о каноническом общении » основан на канонических принципах и понятиях, которые далеко не всем известны. Следовательно, необходимо подробнее объяснить некоторые аспекты канонической терминологии. В первую очередь, нужно подчеркнуть каноническое определение понятия «автокефальной Церкви». По церковному учению, автокефальная Церковь совершенно самостоятельна в своем управлении. Как сам термин «автокефалия» обозначает, такая Церковь имеет право выбирать своего Предстоятеля совершенно самостоятельно, без необходимости утверждения сего избрания какой-либо другой инстанцией. Кроме того, никакая Церковь не может сама себя объявить автокефальной. Такой статус должен быть пожалован уже общепризнанной автокефальной Церковью, через дарование особой формальной граматы, называемой «Томосом». Если такое провозглашение автокефалии признается всеми другими автокефальными Церквами, имя Предстоятеля новой автокефальной Церкви вносится Патриархом Константинопольским в т.н. «Диптихи» – т.е. в официальный список Предстоятелей автокефальных Церквей, поминаемых на богослужениях по определенному чину. В соответствии с многовековой традицией, ставшей правилом, только Предстоятель автокефальной Церкви имеет право освящать Святое Миро. Русская Православная Церковь Заграницей никогда не считала себя автокефальной, а, как сказано в основополагающих ее документах, лишь «неразрывной частью поместной Российской Православной Церкви, временно самоуправляющейся на соборных началах до упразднения в России безбожной власти» (Положение о Русской Православной Церкви Заграницей, параграф 1). Об этом говорилось и в Окружном Послании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 1933 г: «... органы Заграничного Церковного Управления отнюдь не стремились к присвоению себе автокефальных прав, в чем пытается обвинять митрополит Сергий. Вся заграничная церковная организация считала и считает себя доныне учреждением чрезвычайным и временным, которое немедленно должно упраздниться по восстановлении нормальной и общей и церковной жизни в России».

http://pravoslavie.ru/618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ван дер Менсбрюгге Альберт; 9.07.1899, г. Сен-Никола (фламандское Синт-Никлас), Вост. Фландрия, Бельгия - 26.05.1980, Дюссельдорф, Германия), архиеп. Дюссельдорфский. Род. в католич. семье из старинного фламандского рода, многие члены к-рого посвятили себя служению католич. Церкви. В 1912-1917 гг. обучался в общеобразовательном колледже св. Варвары в Генте (Вост. Фландрия). В 1917-1919 гг. изучал философию в ин-те свт. Николая. 30 окт. 1919 г. поступил послушником в бенедиктинский мон-рь св. Андрея близ Брюгге (Зап. Фландрия), был наречен Мавром во имя любимого ученика прп. Венедикта Нурсийского , принес монашеские обеты и пребывал в обители до 1921 г. Продолжал изучать философию, с 1921 по 1925 г.- богословие в колледже бенедиктинцев Мон-Сезар (аббатство Кейзерсберг), являющемся филиалом Лёвенского ун-та. В сент. 1924 г. еп. Гентским Сегерсом рукоположен во диакона, 9 авг. 1925 г. архиеп. Мехелен-Брюссельским Дезире-Иосифом, кардиналом Мерсье, примасом Бельгии,- во иеромонаха. В эти годы иером. Мавр посещал богослужения по визант. обряду, под влиянием к-рых увлекся византологией и в 1925-1927 гг. начал изучать древние литургию, патрологию и каноническое право в Восточном папском ин-те в Риме . Одновременно преподавал каноническое право в мон-ре в Амей-сюр-Мёз, где богослужение совершалось и по зап., и по вост. обрядам (с 1939 в мон-ре Шевтонь , Бельгия). Осознав внутреннее стремление к Православию, иером. Мавр в 1928 г. беседовал об этом в Париже с митр. Евлогием (Георгиевским) , управляющим рус. приходами в Зап. Европе, встречался также с крупным богословом проф. прот. С. Н. Булгаковым . 14 апр. 1929 г., в Страстную пятницу, митр. Евлогий в ц. прп. Сергия Радонежского при Православном Богословском ин-те св. Сергия в Париже совершил присоединение иером. Мавра к правосл. Церкви в сущем сане с наречением ему имени А. в честь свт. Алексия, митр. Московского. По благословению митр. Евлогия в 1929-1945 гг. А. служил священником в Англии. В предвоенное десятилетие вел исследовательскую работу по патрологии и древним литургиям в Британском музее в Лондоне и в б-ке Оксфорда , а также изучал визант. искусство и раннюю христ. архитектуру в Музее Альберта и Виктории в Лондоне, читал лекции по патрологии и древним литургиям в Оксфорде (1929-1939) и Кембридже (1939-1944).

http://pravenc.ru/text/64648.html

Понятие о церковном праве § 1. Определение науки Церковное право есть наука о законах, принятых Апостолами, соборами, св. Отцами и всею церковью во всегдашнее руководство при суждении о делах суду церковному подлежащих с той целью, чтобы в обществе Христианском все благообразно и благочинно происходило. Примечание 1. Иначе сия наука называется правом Каноническим. Слово – Κανν означает: а) в механике стрелку, поверяющую на весах отношение тяжестей; b) в архитектуре линейку, по которой проводится или поверяется прямая линия; с) в артиллерии пушку и, в особенности, цель на оной; d) в праве поместном оброков ежемесячно или ежегодно платимый содержателем имения законному владельцу; e) в основном Богословии список Библейских книг, признанных Богодухновенными: в созерцательном, правило для веры, как в нравственном правило для правов; f) в Иерархии: список епископов, пресвитеров, диаконов и вообще всех церковных лиц, законно определенных для прохождения открытых должностей в церкви; g) в Литургии стихи, назначенные для чтения и пения при отправлении Богослужения; h) в церковной экономии количество съестных припасов и сумм на содержание священнослужителям ежемесячно или ежегодно по определению начальства отпускаемых; i) в общеупотребительном наречии, правило, постановление, устав; k) у заноноискусников в особенном смысле какое-либо известное правило или церковное постановление; в частном смысле собрание правил церковных; в общем смысле закон церковный, как слово νμος означает закон гражданский. Из сего словопроизводства видно, что право сие, хотя издревле преимущественно в западной церкви, и названо каноническим от святости происхождения, силы, действия и пространства законов в нем содержащихся, и как бы по преимуществу достойных именоваться правилом; впрочем с большею точностью и определенностью оно названо, по отношению к познаваемому предмету, в уставе Киевского св. Владимира университета, церковным правом; а по отношению к познающим лицам, в уставе всех Российских университетов церковных правоведением.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Voskre...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010