В. В. Симонов Введение в историю Церкви – Часть 2 – Обзор историографии по общей истории Церкви – Учебное пособие Источник Часть 1 → Содержание Введение Раздел 1. Зарубежная историография общей истории Церкви (основные этапы развития) Глава 1. Историко-церковные исследования (общие работы) § 1. Начало историографии церковной истории как науки § 2. Историко-критическое направление § 3. Новотюбингенская школа § 4. Либеральная историография § 5. Учебная литература § 6. Мифологическая теория § 7. Критика либеральной школы § 8. Религиозно-историческая школа § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. § 10. Э. Гиббон и начало англиканской историографии церковной истории § 11. Историография церковной истории в XX в. § 12. «Теория цивилизаций» и церковная история § 13. Культурно-историческая школа § 14. Разработка церковной истории христианского Востока § 15. «Истории папства» § 16. «Истории христианства»: синтетический подход к церковной истории § 17. Греческая историко-церковная и богословская наука Нового и Новейшего времени § 18. Историография истории Армянской Апостольской церкви § 19. Библиографии и справочная литература по церковной истории § 20. Энциклопедии Глава 2. Патрологические исследования § 1. Ранние патрологические систематизации § 2. Патрологическая систематизация и христианская археология в XIX – начале XX в. § 3. Серийные издания патрологических источников и развитие патрологии в XX в. § 4. Патрология как «история духовности» § 5. Патрологические исследования в новогреческой историографии § 6. Справочная и библиографическая литература по патрологии Глава 3. Изучение истории канонического права § 1. Толкования § 2. Право и вера (влияние протестантской теологии) § 3. Проблема богословского обоснования канонического права § 4. II Ватиканский собор и развитие канонического права § 5. Изучение византийского канонического права § 6. Изучение канонического права в рамках «историй Вселенских соборов» Глава 4. Изучение истории христианского богослужения § 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

38 и 40 апостольские правила, с одной стороны признают право собственности епископа, а с другой стороны, озабочены тем, чтобы между епископской собственностью и церковным имуществом была проведена строгая граница. Видимо, эта забота была вызвана тем обстоятельством, что в апостольские времена эта граница не была постоянной. Епископы были преемниками апостолов, содержащиеся по завету Основателя Церкви ( Лк. 10:7 ; 1Тим 6:8 ; Дидахэ XIII, 1, 2) на средства церковных общин наравне с бедняками (Апостольские постановления II, 25, 26; VIII, 30). Первая христианская община в Иерусалиме, чьи члены видели свою главную задачу в проповеди Евангелия, изначала сберегала то же устроение, что и община апостолов и в то время у множества уверовавших одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но всё у них было общее ( Деян.4:32 ), причём все апостолы были управителями имущества христианской общины ( Деян.4:37 ). Когда умножились ученики такое устройство становилось более непригодным ( Деян.6:1-6 ) и апостольская общность имущества вскоре прекратилась, принципиальный взгляд на то, что апостолы и епископы (как их преемники) не имеют надобности в личной собственности, так как имеют право на содержание от паствы, а в то же время им принадлежит право распоряжаться имуществом христианской церкви, — оставался в силе и далее. Такой взгляд отвечал имущественно-правовому положению христианской Церкви во время гонений. Христианская церковь для римской власти была collegium illicitum и, как таковая, была принуждена, пользоваться имущественными правами под маской других организаций — locus religious, collegia funeraticia, collegia tenuiorum и, в конце концов, под видом частной собственности — обычно собственности епископской. Но уже в III веке некоторые римские кесари признавали за христианской церковью как таковой право собственности и потому возникла необходимость в точном разграничении собственности церкви и личной собственности епископа. И эта необходимость имела особую остроту тогда, когда епископы были женаты, и у епископа мог появиться соблазн пожертвовать интересами церковного имущества в пользу интересов своей семьи. Задачу такого разграничения берут на себя уже 38 и 40 апостольские правила. То, что эти правила появились в ту эпоху, когда вопрос о епископской собственности был в переходном состоянии, ясно видно из одного примечания, которое делает 40 апостольское правило. «Пусть точно будут известны вещи епископа, — говорит правило и добавляет — если таковые имеет». Отсюда становится ясно, что в те времена были и такие епископы, что подобно апостолам содержались единственно из церковных средств.

http://azbyka.ru/nasledstvo-episkopa-v-p...

VIII. Заключительное слово Наш критический разбор канонических воззрений проф. Суворова слишком затянулся, по обстоятельствам от нас независящими. Не имея возможности и теперь продолжать эту работу по намеченной широкой программе и окончить в скором времени, мы прерываем её и предлагаем благосклонному вниманию читающей публики то, что доселе сделано нами. Надеемся, что и этого вполне достаточно для того, чтобы видеть, что православная церковь никогда не разделяла и теперь не разделяет тех воззрений по основным вопросам церковного права, какие он ей навязывает, а каноническая наука православной церкви никогда не признаёт их пригодными для себя. Но, быть может, иначе отнесётся к ним церковное право, как наука юридическая? Так именно полагает проф. Суворов. Он полагает, что церковное право как наука юридическая должно отвергать самобытность церкви как общественного союза и даже различие между сферами церковных и государственных отношений, наоборот обязано сливать их в одно общее 37 , должно отрицать у церкви самобытные правительственные полномочия, передаваемые преемственно вместе со священным саном от Христа Спасителя и апостолов, а усвоять источник церковных правительственных и судебных полномочий государственной власти 38 , должно считать если не единственным, то господствующим источником церковного права государственный закон 39 . Таким образом, проф. Суворов желает создать науку церковного права светского характера и направления в отличие от церковного права, как науки церковной, подобно тому, как есть у нас в жизни церковное мировоззрение и т. н. гуманное, светское миросозерцание, причём для светского права. По мнению проф. Суворова, не обязательно держаться церковной точки зрения на саму церковь , а позволительно и даже похвально отрешиться от неё и стать на точку зрения светского права. Нет нужды, что при таком порядке вещей светское церковное право будет разрушать то, что созидает церковное право, верное началам церкви. Эта перспектива не смущает проф. Суворова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Исидор Севильский как правовед Глава I. Вокруг Исидора Севильского: исторические оценки и проблема источников 1. Политика и право в Толедском королевстве VI – VII вв. 2. Церковь и религия в Толедском королевстве VI – VII вв. 3. Культура в Толедском королевстве VI – VII вв. 4. Исидор Севильский в историческом и культурном контексте 5. Правовые сюжеты и понятия в творчестве Исидора Севильского: проблема источников и методологии их исследования 5.1. «Этимологии, или Начала» 5.2. «Дифференции» 5.3. «Синонимы» 5.4. «Сентенции» в трех книгах 5.5. «О церковных службах» и «Монашеский устав» 5.6. Язык и право как исследовательская проблема Глава II. Место права в образовании Исидора Севильского и в его основных произведениях 1. Право в образовании Исидора Севильского 2. Библиотека Севильи по данным «Этимологий» 3. Проблема знакомства Исидора с греко-римской классической культурой 3.1. Римское классическое наследие в пятой книге «Этимологий» 3.2. Греческая философия в «Этимологиях» 4. Место правовых сюжетов в структуре основных произведений Исидора 4.1. Грамматика и богословие: две книги «Дифференций» 4.2. Теологические трактаты: «Синонимы, или Стенания грешной души» и «Сентенции» в трех книгах 4.3. Предтеча канонического права: трактаты «О церковных службах» и «Монашеский устав» 4.4. Энциклопедия «Этимологии, или Начала» Глава III. Ключевые понятия римского права в интерпретации Исидора Севильского 1. Принципы выделения ключевых понятий 2. Представление о справедливости в трудах Исидора (iustitia и aequitas): земной и божественный уровни 2.1. Iustitia 2.2. Aequitas 3. Понятие права и закона (ius и lex) 3.1. Определение права (ius) и его структура 3.2. Закон (lex) 4. Понятия несправедливости и противозаконности (iniustitia, iniquitas, iniuria) 5. Понятия преступления (crimen) и греха (delictum, peccatum) 5.1. Грех (delictum, peccatum) 5.2. Преступление (crimen) 6. Iudex в произведениях Исидора Глава IV. Влияние концепций Исидора на соборное законодательство Толедского королевства 1. Исидор на II Севильском соборе (619 г.) 1.1. Разрешение конфликтов между епископами 1.2. Вопросы церковной дисциплины 1.3. Каноны о низших чинах клира 1.4. Каноны, касающиеся монастырей 1.5. Каноны о христианской вере 2. Исидор на III Севильском соборе (622 – 624 г.) 3. Исидор на IV Толедском соборе (633 г.) 3.1. Регламентация церковной службы и порядка проведения соборов 3.2. Обязанности и полномочия епископа 3.3. Каноны, регламентирующие жизнь клириков 3.4. Каноны, касающиеся монахов, дев и вдов, посвятивших себя Богу, и кающихся 3.5. Антииудейские каноны 3.6. Постановления, касающиеся вольноотпущенников Церкви 3.7. Правовые основы «политической теологии» (семьдесят пятый канон) 4. Составление «Испанского канонического свода» как итог деятельности Исидора-правоведа Заключение Источники и литература I. Источники II. Литература III. Переводы Принятые сокращения Un encyclopédiste, théologien et juriste: Isidore de Séville et ses idées sur le droit et la justice  

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Sevilsk...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 204 2002 г. 4 октября. Протокол о намерениях между Эстонской Республикой и Эстонской Православной Церковью Московского Патриархата 243 Настоящий протокол о намерениях (в дальнейшем протокол) подписан 4 октября 2002 г. в г. Таллинне для декларирования и достижения общих целей. Эстонская Республика через Министерство внутренних дел (в дальнейшем Эстонская Республика), которую представляет на основании закона и распоряжения правительства Республики от 2 октября 2002 г. 644-к, министр внутренних дел Айн Сенник, и Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата, с регистрационным номером 01801009 (в дальнейшем ЭПЦ МП), которую представляет митрополит Корпилий (в миру Вячеслав Якобс), именуемые в дальнейшем отдельно или вместе Сторона или Стороны, – учитывая, что ЭПЦ МП является Церковью, самостоятельно действующей в Эстонии, находящейся в каноническом подчинении Московского Патриархата, и зарегистрированной в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов; – учитывая, что в Эстонском регистре церквей, приходов и союзов приходов зарегистрирована находящаяся в каноническом подчинении Константинопольского Патриархата и самостоятельно действующая в Эстонии Эстонская Апостольская Православная Церковь (в дальнейшем ЭАПЦ), которая признана решением Таллиннского городского суда от 14.09.1993 г. правомочным субъектом в отношении имущества, противоправно отчужденного от нее; – учитывая, что ЭПЦ МП и ее приходы владеют и пользуются частично тем имуществом, в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом реформы собственности, то есть лицом, имеющим по закону право требовать возврата имущества или право на его компенсацию, и желают для продолжения своей деятельности иметь в отношении этого имущества законное право пользования и/или собственности; – учитывая, что ЭАПЦ выразила согласие в целях конструктивного решения возникших между ЭАПЦ и ЭПЦ МП (в дальнейшем Церкви) имущественных вопросов отказаться от осуществления в отношении имущества, находящегося фактически во владении и пользовании ЭПЦ МП и его приходов и упомянутого в Приложении 1 и в отношении которого ЭАПЦ признана правомочным субъектом права требования возврата этого имущества, и согласиться с оставлением в собственности государства этого имущества и передать государству имущество, упомянутое в Приложении 2, для его дальнейшей передачи ЭПЦ МП и его приходам на условиях и порядке, содержащихся в заключаемых в будущем соответствующих договорах;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обзор пособий по Церковному Праву Скачать epub pdf Церковь может рассматриваться с разных сторон. Как общество Земная Церковь имеет определенные законы и правила. Соответсвенно, верующие, члены Земной Церкви, имеют и свои обязанности, и свои права. Законы и правила церковной жизни составляют предмет науки: Церковное Право. Как наука Церковная Право возникло не сразу. Однако материал для этой науки формировался с первых же дней существования Церкви. Ряд основных положений относительно прав и обязанностей последователей Христа представлен в Священном Писании . Эти положения имели руководственное значение уже для первых христиан. Постепенно оные положения конкретизировались за счёт появления правовых положений более частного характера. В эпоху Вселенских Соборов были оформлены и закреплены Правила Вселенских Соборов, а именно: « Св. Вселенского I Собора, Никейского », « Св. Вселенского II Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского III Собора, Эфесского », « Св. Вселенского IV Собора, Халкидонского », « Св. Вселенского VI Собора, Константинопольского », « Св. Вселенского VII Собора, Никейского ». В этот же период, а также в последующее время были созданы своды правил: « Правила св. Петра архиепископа Александрийского и мученика, из слова его о покаянии », « Правила иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Александрийского », « Первое каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийскойя, к Амфилохию епископу Иконийскому Вступление », « Второе каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому », « Третье каноническое послание св. отца нашего Василия, архиепископа кесарии Каппадокийской, к Амфилохию епископу Иконийскому » и др. Какие-то из означенных правил были приняты за обязательные к исполнению, какие-то в качестве дисциплинарных и/или нравственных ориентиров. В это же время были изложены и введены в оборот Правила ряда Поместных Соборов, как то: « Анкирского (314) », « Неокесарийского (315) », « Антиохийского (341) », « Сардикийского (344) », « Лаодикийского (364) », « Карфагенского (393–419) » « Константинопольского, во храме св. апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) » и др.

http://azbyka.ru/otechnik/chto-chitat-kh...

священник Иоанн Юркович (католик) Вступительное слово Церковь , основанная Господом Иисусом Христом, в своей миссии спасения людей исходит из Его Учения. Вместе с тем она, как и любое другое установление, руководствуется в своей деятельности также и собственным Правом. Уже с первых веков своего существования Церковь старалась собрать воедино священные каноны, чтобы легче было изучать, использовать и соблюдать их. Не случайно уже кан. 25 IV-ro Толедского Собора (633 г.) гласит: «священникам надлежит знать Священное Писание и каноны», ибо «священники Божии должны всячески избегать невежества, которое является матерью всех заблуждений» («sciant sacerdotes Scripturas Sacras et canones...» quia «ignorantia татег cunclorum errorum maxime in sacerdotibus Dei vitanda est»). Предлагаемое учебное пособие «Каноническое право о браке» как раз и предназначено для того, чтобы хотя бы в какой-то мере восполнить существующий у нас недостаток в подобной литературе. Очень нужное и актуальное, первое на русском языке после принятия нового Кодекса Канонического Права (1983 г.), это пособие составлено Моне. Иваном Юрковичем, секретарём Представительства Святого Престола в Российской Федерации и профессором канонического права Колледжа Католической Теологии им. Св. Фомы Аквинского. Автор проделал немалую работу по подготовке настоящего учебного пособия, в приложении к которому даётся также перевод канонов о браке на русский язык. Если учесть, что это первое пособие такого рода, а также то, что в области канонического права практически отсутствует терминология на русском языке, то становится ещё более понятным объём проделанной работы и её значение. Особо следует подчеркнуть, что в настоящем учебном пособии уделено должное внимание проблематике смешанных браков и, в частности, между католиками и православными, что так важно для России, а также главнейшие положения Кодекса Канонов Восточных Церквей в области брачного права. Тем самым настоящее учебное пособие приобретает и немалое экуменическое значение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

Разделы портала «Азбука веры» Научно-практическая конференция СФИ «Традиция святоотеческой катехизации. Пути возрождения» Канонические нормы четко говорят о том, чем должны заниматься некрещеные члены церкви и в чем их ответственность как членов церкви. Краткий обзор канонических норм, связанных с оглашением, нужно начать с напоминания о месте и значении канонического предания в жизни церкви. В своей знаменитой статье «Неизменное и временное в церковных канонах» протопр. Николай Афанасьев пишет: «Каноны облекают догматическое учение… в форму норм, которым должна следовать церковная жизнь, чтобы соответствовать догматическому учению» . Следовательно, каноны в церкви являются (или, точнее, должны быть) способом выражения самой сути ее жизни в исторической действительности: «…‌воля Церкви – ее богочеловеческая воля – выражается в том, чтобы через канонические постановления исторические формы ее бытия воплощали бы ее существо» . Поэтому, перед тем как рассмотреть каноны, связанные с катехизацией, необходимо указать на духовную реальность, которая стоит за ними, – или, другими словами, обозначить, какую реальность они стремятся выразить. Эта реальность – не просто некая, как могло бы показаться, практика или институт катехизации, а в первую очередь целая категория членов церкви, которым уже присуща вера во Христа, но которые еще не принесли обетов крещения, т. е. еще не приняли крещение (или его не актуализировали). Об этом говорит сам факт наличия данных канонических норм в церковном предании. Ведь действие канонов не может распространяться на внешних. Таким образом, церковь видела границы, отделяющие ее от мира сего (следовательно, свои основные границы), пролегающими не через крещение (или его отсутствие), и не через регулярное участие в евхаристии, как это говорится иногда сейчас, а через веру во Христа. Именно через нее человек становится христианином, пусть еще и не в полноте, но членом церкви. Именно из этого духовного факта и исходят канонические правила . Теперь рассмотрим содержание канонических постановлений, связанных с катехизацией.

http://azbyka.ru/pravo/articles/kanonich...

Разделы портала «Азбука веры» священник Александр Рентель Чинопоследования хиротонии и каноническая процедура извержения из сана В Избранное По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение… 2Тим.1:6 Вступление: каноны и церковь Сталкиваясь с канонической проблемой, православный канонист, естественно, должен начать с соответствующих канонов, тщательно изучив их текст и исторический контекст. Сразу же после этого он должен попытаться понять их значения, далее — рассмотреть историческую практику Церкви, а затем применить каноны для решения проблемы. Это краткое описание канонической методологии предполагает твердую убежденность в том, что каноническая традиция Церкви может и фактически должна быть использована в решении возникающих в Церкви проблем. К сожалению, не все в Церкви разделяют это основное положение и скорее предпочтут оставаться на осмотрительном расстоянии от канонов, которые им представляются формальными, неясными, средневековыми и поэтому — по их мнению — противоречащими христианству, и будут стремиться к нахождению иного решения. Однако другие, решительно защищая ценность канонов, могут рассматривать только один или другой канон, или же оборот фразы в каноне, отделяя ее значение от более широкого экклезиологического контекста, и принимать решение, явно недостоверное в своем фундаментализме. Здесь, может быть, я представляю попытку рассмотреть жизнь Церкви через текст канона, а не канон через жизнь Церкви. Надлежащая каноническая методология отвергает оба отклонения от стандарта и лишь стремится сделать все «благопристойным и чинным» ( 1Кор.14:40 ) и «обеспечить спасение и прогресс людей» 1 . Понимание текстов каноновне всегда является легкой задачей для православных церковных людей. Им не нужно смотреть дальше самого фундаментального герменевтического ключа для понимания канонов — Иисуса Христа. Иисус Христос, присутствующий в канонической традиции — это тот же Иисус Христос Священного Писания, литургии, духовной жизни, всей жизни Церкви. Иного Христа, допускающего легализм, софистику, игру слов, в канонической традиции не существует. Он — канон, стоящий за канонами Церкви и дарующий канонам их силу. Иными словами, поскольку каноническое право должно быть правом Церкви, если оно для Церкви, каноны должны начинаться и кончаться Иисусом Христом. Следовательно, если каноны понимать правильно, они могут быть поняты только в контексте Церкви.

http://azbyka.ru/chinoposledovanija-hiro...

Управляющий делами УПЦ митрополит Антоний: Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического православия 13 октября, 2014 Владыка, благословите! В СМИ распространяется информация о том, что 14 октября, в день Покрова Божией Матери, Киевский Патриархат готовит массовые захваты храмов Украинской Православной Церкви. В заявлении УПЦ КП говорится о том, что якобы 14 октября священноначалие будет отсутствовать в Киеве.Листовка, на которую ссылаются СМИ, призывает украинских патриотов и сторонников Киевского Патриархата к противозаконным действиям в отношении УПЦ, включая физическую расправу со священниками канонической церкви. Поступали ли со стороны УПЦ КП угрозы в адрес УПЦ? Церковный раскол с самого своего зарождения уже более двадцати лет является очагом межконфессионального напряжения в Украине. Верующие люди вряд ли смогут забыть ужас захватов храмов, происходивший в 90-х годах. Когда грубой силой нельзя было добиться своих целей, руководство УПЦ КП пыталось достигнуть их с помощью интриг. Сегодня им кажется, что вновь появилась возможность увеличивать статистику своих приходов с помощью грубой физической силы. Мы слышим неприкрытые призывы к агрессии в адрес канонического православия.  Начиная с февраля этого года, по отношению к УПЦ постоянно используется шантаж. Не раз из уст главы УПЦ КП звучали конкретные призывы, дословно, «надавить» на нашу Церковь. Он был уверен, что верующие люди, прошедшие испытание своей веры в горниле 90-х годов, так же легко откажутся от нее, как это когда-то сделал он сам. Но такой план не сработал. Добровольно перешел в раскол только один священник из Херсонской епархии УПЦ. Тогда прозвучал призыв устраивать «референдумы» по селам в отношении того, к какой юрисдикции должен принадлежать сельский храм. И тут не все оказалось просто. В большинстве случаев такие «референдумы» спровоцировали межрелигиозные конфликты в регионах. Множество людей высказались против ухода из канонического православия и перехода в раскол. Для подавления их конституционного права сегодня повсеместно используется право физической силы. Подделываются документы, срываются замки, людей избивают, выталкивают из храмов. В это время, к сожалению, сотрудники милиции зачастую спокойно наблюдают за происходящим, игнорируя очевидный криминал.

http://pravmir.ru/upravlyayushhiy-delami...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010