Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! Я недавно узнала, что на именины нужно быть в храме и причаститься. Но в нашем храме Литургия служится только в воскресенье и праздникам. Что делать в таком случае? Достаточно в день именин помолиться больше святому покровителю, прочесть его житие или стоит искать другой храм или слушать Литургию в прямом эфире (например, если человек пожилой)? Похожие вопросы 4 Ответа Здравствуйте! Нет такого канона, который бы обязывал непременно быть в храме в день именин. Также как и нет обязанности быть у друга в гостях на день рождения, особенно если он не устраивает праздник день в день. Поэтому стоит посмотреть на этот вопрос не сквозь призму предписаний, не искать некий шаблон, а посмотреть как на человеческие отношения с близким другом. Если вы попробуете переосмыслить это так, то сможете без труда найти ответ на свой вопрос. Нет канонических предписаний быть в храме в день памяти святого, имя которого в крещении носит человек. Это благочестивая традиция, как и традиция давать в крещении имя в честь святого. Такая традиция есть не во всех Поместных Православных Церквах, в некоторых крестят с тем именем, что дали родители, даже если нет святого с таким именем. Поэтому не стоит выводить какое-то правило для причащения из дня памяти святого. Есть возможность — пойдите в храм, нет такой возможности — почтите память святого дома сугубой молитвой. Если есть возможность, желательно быть в этот день в храме, а в идеале и причаститься, хотя бы даже не там, куда Вы привыкли ходить. Если такой возможности нет, помолитесь как можете дома. Не думаю, что слушание литургии по телевизору заменит внимательную и благоговейную личную молитву. Это скорее не грех, а упущение. Но, если нет возможности в такой день посетить храм, то обратитесь с молитвой к своему святому покровителю из дома или иного доступного вам в этот день места. С уважением, Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/greh-li-na-imeni...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте! 15 июня прошлого года ушел на тот свет мой родной брат, у мамы сын. Маме приснился покойный сын, как живой и слёзно у неё что то просил. По словам мамы: видела сына во сне хорошо так одет был, красивый такой, но он у меня что то просил, говорит: “мама принеси мне это, у тебя же это есть а у меня нету, ну принеси мне”, мама ему отвечает “что тебе принести сынок скажи мне что?” А он отвечает “ну мам принеси мне пожалуйста принеси это у тебя есть а у меня нету.” Только что принести так мама и не поняла. Батюшка подскажите как отнестись к этому сну? Мама покоя себе не находит и думает что же просил ее сын. Требы (записки) об упокоении подаём регулярно, на кладбище мы тоже ходим навещать. Помогите пожалуйста советом. Заранее спасибо. Похожие вопросы 2 Ответа Здравствуйте. Насколько мне известно, среди отвечающих здесь нет священников, мы просто обычные верующие люди. Прежде всего, не стоит придавать большого значения снам: они могут быть вызваны либо просто работой подсознания, либо даже являться бесовской прелестью. И нам, обычным, далеким от прозорливости святых людям, практически невозможно определить, что именно за ними стоит. Как бы там ни было, но умершие ждут наших молитв. Это именно то, что есть у нас, но что далеко не всегда есть у них. Вы подаете требы, но, возможно, вам необходимо усилить и свои личные молитвы о упокоении близкого вам человека. Можно молиться и в храме, и дома; и каноническими молитвами, и своими словами. Хорошо еще ради усопшего подавать милостыню (не профессиональным попрошайкам, а, например, купить хлеба и колбасы бедной старушке или бомжу), или вообще творить любые добрые дела. С уважением, Ольга, посмотрите что требуется всем, без исключения, усопшим: Поминовение усопших . На кладбище ходят в первую очередь для молитвы. Если подаёте записки, то надеюсь, что и в Литургии Вы участвуете, и в Церковных Таинствах, иначе записка становится профанацией. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 78  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3976 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/kak-ponyat-chto-...

Учитывая одно из толкований свидетельства Папия Иерапольского о том, что ап. Петр передал учение Господа в форме хрий ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 15), исследователи попытались сравнить речения Иисуса Христа с греко-рим. хриями ( K ü rzinger. 1977; Fischel. 1968; Mack, Robbins. 1989). Выяснилось, что в канонических Евангелиях 1-й из выделяемых Квинтилианом типов хрий почти не встречается (при этом подобных речений Господних весьма много в апокрифическом Евангелии Фомы; это обстоятельство привело нек-рых исследователей к предположению, что в этом апокрифе сохранились древнейшие варианты логий). Хрий 2-го и 3-го типа в Евангелиях довольно много (напр.: Мф 18. 1-3; Мк 12. 41-44). Ряд хрий не содержит вводных формул; обычно это изречения, подводящие итог сказанному (напр.: Мф 6. 34; 22. 14); возможно, что до записи Евангелий они могли передаваться отдельно. Во 2-м типе хрий выделяются ответы на требующие дать определение чему-либо вопросы (Лк 10. 29), ответы на вопросы о наилучшем или самом важном (Мк 12. 28), ответы на критические замечания (Мк 2. 16, 18, 24) и др. (см.: Berger. 1984. S. 1096-1103). Наиболее изученная лит. форма в Евангелиях - это притчи, короткие метафорические рассказы. Греч. слово παραβολ многозначно и относится в источниках как к пословицам и поговоркам, так и к пророческим речениям, анекдотам (в античном смысле этого слова), небольшим рассказам. Начиная с эпохи ранней Церкви притчи в Евангелиях понимались прежде всего как аллегории, повествующие о духовной реальности (напр., толкование Мф 20. 1-16 в: Iren. Adv. haer. IV 36. 7; Лк 15. 11-32 в: Tertull. De pudic. 9). Среди притчей выделяют те, к-рые основаны на примерах (παρδειγμα) (об играющих детях в Мф 11. 16; ср.: Epict. Diss. IV 7. 22; о враче и больном в Мк 2. 17; ср.: Epict. Diss. II 14. 21). Нек-рые притчи содержат примеры от противного («никто не...»), риторические вопросы (со словами «кто-либо», «может ли...» и др.) (Лк 9. 62; 11. 5; 6. 39; ср.: Epict. Diss. I 24. 3-5; 27. 15-21; Test. Iob. 37. 6), примеры из мира животных (Мф 10. 16; ср.: Plat. Resp. 2. 375a-376c) или природных явлений (Мф 24. 27; ср.: Epict. Diss. II 18. 29-32). Однако нигде в Евангелиях не встречаются басни (ανος), явным признаком которых служит использование специфического аллегорического языка (наиболее известны «Басни Эзопа» с их образами животных).

http://pravenc.ru/text/347622.html

Св. Зак. по изд. 1876 г., которой требуется, чтобы для присутствования при тех действиях следователя, которые совершаются им без бытности депутатов, были два свидетеля от сельского или городского полицейского начальства по принадлежности). 69 В случаях медленной высылки сельскими начальствами лиц, нужных к допросу, следователи должны сообщать о сем местному присутствию по крестьянским делам, прося его содействия. 70 По прямому смыслу вышеприведенных статей, следователи должны допрашивать обвиняемого не письменно (как иные делают), а лично и словесно. Так нужно делать, по крайней мере, при производстве следствия по преступлениям против благочиния и благоповедения, и вот почему: от допрашивания обвиняемых чрез вопросные письменные пункты происходит много неудобств: 1) ответы часто даются уклончивые, неопределенные, неясные; 2) некоторые вопросы намеренно обходятся и остаются без ответа и проч.; 3) малограмотные причетники иногда дают ответы нетолковые и пишут крайне неразборчиво; 4) ответы иногда пишутся вместо обвиняемого другим лицом более изворотливым; 5) обвиняемому дается простор писать, что угодно; 6) некоторые обвиняемые долго не дают ответов; 7) да и самые вопросные пункты составить заранее довольно трудно, так как нельзя предвидеть, что будет обвиняемый отвечать на тот или другой вопрос и т. д. Во избежание таких неудобств, тормозящих правильное и скорое производство следствия, и не следует допрашивать обвиняемых чрез письменные вопросы. Если и нужно иногда заготовить допросные пункты, то разве по делам сложным и то вчерне для своей памяти, чтобы потом, при допросе, не опустить какого-либо обстоятельства. Только по преступлениям против должности, обвиняемые на основании 653 ст. Зак. суд. в XV т. могут быть допрашиваемы чрез вопросные письменные пункты (см. «Руков. к произв. след. по прост. и прест. священно- церковнослужителей» прот. А. Луканина. Пермь. 1880 г. стр. 48–50). При допросах обвиняемых, равно как и обвинителей, нельзя ни тех, ни других спрашивать под присягой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Можно ли, по мнению церкви, посещать кладбище беременной. Очень много мнений на этот счёт… 4 Ответа В Церкви нет никаких ограничений для посещения кладбищ беременными. Думаю, что упоминаемые Вами “много мнений” — это в основном просто суеверия, прямо противоречащие христианству. С уважением, Если беременной женщине становится плохо при посещении кладбища (такое случается не только с беременными — и истерики случаются, и даже скорую вызывают), то лучше не стоит. Это мнение здравомыслящего человека. Мнение же Церкви по поводу посещения кладбища беременной в целом — можно. Никаких запретов в связи с беременностью в Церкви вообще нет. Ирина, Ваш вопрос из области медицинской, а не духовной. Священники, естественно, не всегда руководствуются исключительно догматическими или каноническими определениями. Если спросить у священника, можно ли беременной прыгать с табуретки, то наверняка получите ответ “нельзя”. Но это совсем не потому, что у Церкви есть канон о запрете беременным прыгать с табуретки. Если у Вас нет никаких личных страхов, фобий, психотравмирующих переживаний, связанных с кладбищем, то вполне можно посещать кладбище беременной. Однако если кладбище вызывает панические или чрезмерно тревожные состояния, то стоит сначала провести работу (например, с психологом, психотерапевтом) по преодолению своих реакций на кладбище или хотя бы дождаться родов. В случае похорон близких людей нужно быть уверенной в своих силах перенести пиковые моменты захоронения (которые часто являются самыми стрессовыми  при переживании горя) без нервных припадков, способных повредить будущему ребенку, — например, вызвать преждевременные роды. В этом плане хорошо прислушиваться к мнению людей, хорошо знающих Ваш характер и предугадать Ваши реакции, так как самооценка, тем более у беременных женщин, не всегда адекватна. Если же речь идет о посещении захоронений на кладбище, чтобы помолиться за умерших, со светлой грустью почувствовать близость дорогих людей, то это хорошее дело, в том числе, для беременных. Прочие житейские “мнения” о том, что беременным ходить на кладбище нельзя обычно связаны с суеверным взглядом на жизнь. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 87  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3974 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-hodit-...

Разделы портала «Азбука веры» Можно ли болельщику молиться за свою футбольную команду? За победу, за удачу команде, за хорошее судейство в матче, за то что бы не было травм, и т.д. Или футбол это не та область жизни (это область развлечения), где молитвы приемлемы? Похожие вопросы 5 Ответов Молиться можно, только выглядит это несуразно, как-будто у человека нет больше проблем. Это подобно тому, когда пришёл человек на приём к президенту своей страны, и убедительно просит главу государства помочь ему сварить манную кашу. На мой взгляд, это было бы неуместным и пустым. Как пишет блж. Феофилакт Болгарский , Многоглаголание есть пустословие: например, молить о чем-либо земном — о власти, богатстве, победе. Общецерковного мнения на этот счет Вы не найдете, его просто нет. И быть не может, поскольку это вопрос не догматический, не канонический, да и в общем к Церкви имеющий второстепенное отношение. Но, без всякого сомнения, встретите разные частные мнения на этот счет. Я тоже выскажу свое личное мнение. Футбол — это победы, поражения, травмы, предвзятое или непредвзятое судейство, упорные тренировки и многое другое. Футбол весь состоит из этого. Молиться о том, чтобы что-то было, а чего-то не было, на мой взгляд, нелогично, т.к. все это неизбежно. А еще сейчас футбол — это уже не просто спорт, а еще и большой бизнес. Вряд ли Ваша любимая команда, о победе которой Вы хотите молиться, посвятит свою победу Богу и на полученные деньги сделает некое благое дело. Для футболистов игра — это работа, а не чистый спорт, способ заработать неплохие деньги. Если Вы хотите молиться о том, чтобы они заработали, то это Ваше право. Но задайтесь еще и таким вопросом — какую духовную или иную пользу принес их победа Вам? После ответа на этот вопрос Вы сможете определиться и возможностью молитвы о любимой команде. Вам не кажется, что профессиональный спорт (в том числе и футбол) культивирует в человеке страсти — тщеславие, зависть, гнев и проч.? Я вот в этом просто уверен. Зачем же молиться об укоренении в страстях? Скорее, надо молиться, чтобы изжить в себе эти страсти. Если Вы с симпатией относитесь к каким-то футболистам, можете и о них помолиться, чтобы они тоже победили эти страсти. за удачу команде Фортуна  (лат.  Fortuna ) — древнеримская богиня удачи. Понимаю, что вряд ли болельщики исповедуют столь грубое язычество, но иногда полезно взглянуть на значение того, что мы желаем. Футбол относится к сфере развлечений , рекомендую подробнее ознакомиться с этим понятием по ссылке. Книги «Вопросы и ответы» Самое популярное Сейчас в разделе 49  чел. Всего просмотров 5.3 млн. Всего вопросов 3975 ©2024 Вопросы и Ответы к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-bolels...

В основном сборнике юридических сочинений Д. Х. (πονματα διφορα) выделяются акты Охридской архиепископской канцелярии (между 1215 и 1238), к-рые делятся на 4 группы: акты, составленные лично Д. Х.; акты, изданные им совместно с архиепископским синодом; акты, составленные сотрудниками канцелярии; акты, чей составитель не известен. Среди актов, составленных лично Д. Х., имеются послания и канонические ответы с указанием адресатов, предписания (т. е. акты, содержащие общеобязательные правила поведения), сигиллий, «апология» (документ церковно-политического характера), юридический трактат, канонические ответы без указания адресата, судебные решения, протоколы. Сочинения Д. Х. обладают содержательной общностью и могут быть сгруппированы по институтам и отраслям права. В издании Ж. Питра выделены вопросы адм. права и статуса лиц (хиротонии и др.), семейного, уголовного, наследственного, имущественного права. В издании Принцинга πονματα διφορα подразделяются на 19 групп. Так, Pon. Diaph. 24-46 касаются вступления лиц в 3-й брак, но особое внимание в них уделено наследственным правоотношениям (в связи с правами детей на наследование имущества родителей); в Pon. Diaph. 47-55 речь также идет о наследовании, но уже применительно к приданому; в Pon. Diaph. 91-102 рассматриваются случаи незаконной передачи земельных владений; в Pon. Diaph. 103-106 говорится о сроках давности в семейных и имущественных правоотношениях; Pon. Diaph. 77-80, 107-115, 146-150 посвящены церковному праву и церковной политике (конфликты между юрисдикциями различных Церквей). Сопоставление групп, выделенных по хронологическому и содержательному признакам, позволило Принцингу прийти к выводу о том, что в совр. виде πονματα διφορα восходят к регестам Д. Х., т. е. к сборнику его актов, структурированному по образцу регест К-польского Патриархата. Кто и когда составил этот сборник, неизвестно. В то же время очевидно структурное сходство πονματα διφορα и более раннего сборника материалов визант. судебной практики - «Пиры» Евстафия Ромея (XI в.). Но «Пира» более однородна по содержанию, включает только материалы, связанные с деятельностью суда (среди актов Д. Х. есть и церковно-дипломатическая переписка); фиксирует практику высшего имп. суда в К-поле (акты Д. Х.- практику церковного суда в Охриде), притом что оба суда рассматривают в основном дела светского характера (об имущественных и договорных отношениях, наследовании и т. п.). Факт участия церковного суда Д. Х. в рассмотрении светских вопросов показывает, что к XIII в. в Византии произошло фактическое расширение юрисдикции церковных судов (за счет упадка гос. судебной системы), а также позволяет предположить, что в πονματα διφορα должны были отразиться правовые обычаи местного населения.

http://pravenc.ru/text/178183.html

3. Исторические источники науки церковного права. – К историческим источникам науки церковного права относятся: древние церковные историки, древние хроники 293 , византийские историки и писатели хронографов 294 , жития святых 295 , автобиографии 296 , писания мужей апостольских 297 , творения христианских апологетов 298 , творения отцов и учителей церкви 299 , произведения церковных писателей позднейшего времени 300 . Подобного же рода историческими источниками пользуется наука церковного права, если дело касается и какой-нибудь отдельной автокефальной церкви: напр. русской 301 , сербской, болгарской 302 , греческой 303 и др. 4. Официальные документы, составляющие источник науки церковного права. – Сюда прежде всего относятся деяния соборов вселенских и поместных, деяния соборов автокефальных церквей, а также памятники канонического общения и взаимных сношений между ними, соборные послания и послания или грамоты патриархов, митрополитов и епископов, акты судебных заседаний и судебные решения, официальные ответы на вопросы канонического характера, поучения, имеющие характер разъяснений или распоряжений со стороны представителей иерархии, предписания и приказы, так называемые памяти (напр. венечные) 304 ; кроме того – каталоги или списки кафедр и клириков, диптихи, синодики, донесения, отчеты, ведомости, формы различных актов и различные бумаги, входящие в состав канцелярского делопроизводства, словом, все официальные документы и бумаги канонического или вообще церковно-правового характера. Сюда же нужно отнести так называемые ставленные грамоты, выдаваемые клирикам епископами при их посвящении и производстве в различные степени клира. Все эти источники 305 имеют весьма важное значение в науке церковного права при разъяснении обстоятельств происхождения, составления, развития, приложения, изменения и прекращения различных норм церковного права. При историческом изучении они могут служить часто единственными указателями на существование не дошедших до нас канонов и законов и единственными памятниками вышедших из употребления обычаев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Канонические ответы были написаны: Дмитрием Синкеллом, митрополитом кизическим, хартофилаксами Петром, Никитой и Никифором, Феодором Вальсаманом, Дмитрием Хоматином, архиепископом охридским и др. Рассуждения, заносившиеся в канонические сборники, принадлежат Федору Вальсамону, Зонаре и др. лицам. Даже памятная записка светского юриста патриция Евстафия Романа, о браке двух двоюродных братьев с двумя двоюродными сестрами нашла себе место в ряду канонических статей, заносившихся в церковные сборники. После падения византийской империи, турецкие государственные законы в известной мере составили источник церковного права, а в 60-х годах XIX столетия явились, с утверждения турецкой власти, общие канонические уставы () касательно избрания патриарха и епископов, устройства синода и смешанного совета, монастырей и проч., составленные особым церковным представительством, состоящим из духовенства и мирян. В последнее время (в 1880 г.) был пример конкордата, заключенного между австро-венгерским правительством и константинопольским патриархом по церковным делам Боснии и Герцеговины. В выделившейся из константинопольского патриархата церкви греческого королевства важный источник, определивший устройство и управление новообразованной церкви, составили государственные законы, изданные в 50-х годах прошлого столетия. Государственными же законами или уставами, получившими утверждение государственной власти, определилось устройство и управление церквей в Сербии, Румынии и в болгарском экзархате. В трех независимых церквей, существующих в пределах Австро-Венгрии (карловацкой, трансильванской и буковинско-далматинской), нормы церковного права устанавливаются отчасти государственными законами, отчасти синодами, состоящими из архиереев, или соборами или конгрессами, составляющимися из духовенства и мирян. § 62. Византийские толкователи. Канонический материал, составившийся в течение предшествующего периода, потребовал объяснительных работ, так как смысл древних канонов, переживших несколько столетий, потерял во многих случаях ясность, и к тому же, вследствие включения в канонический свод канонов, возникших в разное время и в разных странах, оказались каноны, противоречащие одни другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Как бы ни было изъявлено согласие – лично супругами или через их представителя, – оно обычно должно выражаться словами. Может случиться так, что один из брачующихся не знает языка другой стороны, либо им не владеет тот, кто, ассистируя при заключении брака, обязан испрашивать и принимать согласие. В этом случае при заключении брака можно прибегнуть к помощи переводчика, обязанного просто переводить на соответствующие языки вопросы, с которыми ассистирующий при заключении брака обращается к брачующимся, и ответы, даваемые ими лично или через представителя. Приходской настоятель не может позволить, чтобы брачное согласие было выражено с помощью переводчика, не обретя прежде моральной уверенности в том, что тот будет способным и точным переводчиком. 2. Ассистирование при бракосочетании от имени Церкви Единодушная воля супругов должна быть засвидетельствована не только перед лицом другой стороны, но и перед лицом той «общины», членами которой они являются. В момент изъявления их согласия супруги в её лоне обретают новый юридический статус, устойчивый и охраняемый законом. По этой причине и гражданское, и каноническое законодательство могут предписать супругам (каждое законодательство – супругам, подчиняющимся именно ему) тот «способ», по которому они должны выразить своё согласие. Этот способ образует «форму бракосочетания». Если брак заключается по первой форме, то он называется «гражданским», если же он заключается по второй форме, то он называется «каноническим». Здесь рассматривается только юридическая форма, установленная каноническим законодательством для браков, подпадающих под его полномочия и названная, в свою очередь, «канонической формой». Некоторые торжественные обряды, которые её составляют и могут быть разнообразными в зависимости от ситуации, необходимы для того, чтобы брак был действительным, а другие – лишь для того, чтобы он был законным. Выражение согласия по форме, предписанной каноническим правом, называется «бракосочетанием». В момент бракосочетания мужчина и женщина, которые «сочетаются о Господе», то есть как крещёные, принятые в церковную общину не только как отдельные люди, но и как пара, обретают «в своём жизненном статусе и чине собственный дар в Народе Божием» (L.G. 11).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/polozh...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010