В свою очередь значительная часть оставшихся после начала Первой мировой войны и революционных событий в России афонских монахов подвергалась репрессиям. Несколько десятков их оказались заключены в лагеря, тюрьмы или расстреляны. Пять бывших афонских были расстреляны в 1937-1938 гг. на подмосковном полигоне Бутово. Все они в 2000-х гг. были прославлены Русской Православной Церковью в лике новомучеников. Всего же в базе данных пострадавших за веру священнослужителей и мирян Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета имеется 12 святых новомучеников афонских (больше чем новомучеников Киево-Печерской Лавры и Троице-Сергиевой В начале 1920-х гг. русские афонские обители лишились всех своих подворий в России, в частности, одесские и петроградское подворья они фактически потеряли в 1923 г. Ново-Афонский монастырь был закрыт в 1924 г., братия подворий и Нового Афона в основном разогнана и, как правило, не получила разрешения вернуться на Святую Гору. В 1923-1924 гг. Свято-Андреевский скит остался без своего кавалского метоха, а Свято-Пантелеимоновский монастырь - без каламарийского, сикийского и касандрийского метохов, отобранных греческим правительством для размещения беженцев из Малой Азии. Испытывая значительные материальные затруднения, обитель была вынуждена продавать церковную утварь, облачения, иконы, хозяйственный инвентарь. Из-за скудости во всем и частых болезней смертность в монастыре достигала 50 человек в год, число братии с каждым годом сокращалось. Одновременно пришли в упадок монастырские мастерские и промыслы, созданные для обслуживания паломников. Были проданы принадлежавшие Свято-Пантелеимоновской обители суда, а также некоторая часть греческого собрания рукописей монастырской Уже на Всероссийском Поместном Соборе 1917-1918 гг. прозвучала тревога за судьбу русских святогорцев. После 1917 г. все решения и международные договоры, связанные со статусом Святой Горы принимались без участия России. Тем не менее, и в них было предусмотрено сохранение прав и свобод насельников Афона - негреков, 10 августа 1920 г. оказался заключен Севрский договор между странами Антанты и Грецией, в 123-й статье которого Греция обязывалась «признавать и хранить традиционные права и свободы», которыми пользуются негреческие монашеские общины на Афоне, в соответствии с 62-й статьей Берлинского трактата от 13 июля 1878 г. Севрский договор ставил исполнение этого пункта под контроль Совета Лиги Наций, каждый член которого мог вносить в Совет предложение о принятии тех или иных мер против Греции за нарушение с ее стороны этого пункта.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=6&iid=919

Итак, в акте Великой Лавры за февраль 1016 года в числе двадцати двух подписей настоятелей афонских монастырей стоит подпись «Герасима монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса». Эта «обитель Роса» была известна как «монастырь Древодела» (Ксилургу), акты которого от 1030 года и далее сохранились в составе архива монастыря св. Пантелеимона. До сих пор Ксилургу существует как скит Богородицы в получасе ходьбы от Ильинского скита и в часе ходьбы от морского берега. Скорее всего, Герасим был не просто очередным игуменом, а игуменом-ктитором недавно основанного монастыря. Возможно он подвизался на Афоне параллельно с прп. Антонием Печерским, который провёл здесь, паломничая, времени «довольно» – около 10 лет в конце X или начале XI века. В 1010–1013 годах прп. Антоний был послан на Русь для устроения общежительной обители по святогорскому образцу, но в 1015 году он оказался снова на Афоне. Скорее всего, игумен Герасим совершил постриг над прп. Антонием – в таком случае, именно о нем слова прп. Антония при основании Киево-Печерской обители: «Да будет на месте сем благословение Святой Афонской горы и старца, постригшего меня!» В 40-е годы XIX века возникло предание Эсфигменского монастыря о пребывании в нем прп. Антония – до сих пор показывают и пещеру вне монастырских стен на обрыве горы как место его подвигов. Однако находящаяся в глуби лесов обитель Ксилургу более исторически обоснована, хотя сравнительная близость к ней пути, ведущего через Ватопед в Эсфигмен только подчеркивает реальное подвизание прп. Антония в этих местах. Русский исследователь из эмиграции В. А. Мошин изложил гипотезу, согласно которой Русский монастырь на Афоне был устроен при св. князе Владимире. В любом случае интересен тот факт, что первый десятинный храм в Киеве, так же, как и в обители Ксилургу был посвящён Успению Божией Матери. Но в отличие от столичного храм в афонской глуши был маленьким, скорее всего, в несвойственной для греков манере деревянным. Недаром обитель была прозвана по профессии своего первого или своих первых насельников обителью «Древоделя».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Тут встретился нам полуразвалившийся скит. Он мог бы пополнить собой грустный перечень утрат, но у штабеля досок на поляне появился молодой монах с топором в руке — знак отрадный. Грунтовка, кое-где замощенная камнем, вьется по горному уступу к морскому берегу. За каждым поворотом открываются живописные виды: то красная черепица келий, то белые бастионы далекого монастыря, то старая мельница, нависшая над пересохшим ручьем, — и лес, лес, бесконечные разливы зелени всех оттенков. Сверкающая солнечная дорожка уходит по морю к размытым силуэтам островов, словно подчеркивая великолепие благословенного уголка. Возможно, это величие и эта вечная красота первозданной природы в сочетании с энергетическими токами человеческого духа рождают здесь неповторимое ощущение: как будто приближаешься к пониманию самих основ бытия. По дороге Алексис угощает нас ягодами неведомого нам кустарника и подходящими к случаю чудесами. О том, как корабль, на котором Божья Матерь направлялась на Кипр, прибило бурей к Афону, и Божья Матерь крестила здешний народ языческий, после чего объявила себя заступницей Афона и ходатайницей за него перед самим Богом; о появлении иконы Божьей Матери, приплывшей к берегам Афона из Малой Азии и сохраняемой с тех пор в Иверском монастыре (это та самая икона, копия с которой особо чтилась раньше на Москве; недавно копия была повторена и торжественно передана восстановленной часовне, что возле Исторического музея); о дьяволе, который под видом трудолюбивого послушника проник в один монастырь, но был разоблачен, лопнул, как гриб-пороховик, и вылетел вон через дымоход; о подвигах многочисленных афонских схимников, среди которых были, например, преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской лавры, и старец Силуан, которому не раз являлся Иисус Христос. И еще о многом другом. Так, разговаривая, мы спустились к Свято-Пантелеимонову монастырю. Близился час вечерней трапезы. Византийское время Братские трапезы (их две всего — утренняя и вечерняя) подчиняются, как и весь уклад монастырской жизни, вековой традиции. Излишне говорить, что монахи питаются исключительно вегетарианской пищей и соблюдают все посты. При этом, однако, нельзя сказать, что все они изнуряют себя. Недаром на Святой Горе бытует присловье: лечись в Андреевском ските, слушай пение в ските Святого Ильи, а хочешь вкусно поесть — ступай в монастырь Святого Пантелеймона.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1669

Предлог перемещения был по-державному неумолим: казармы и склады многотысячного гарнизона Киевской крепости требовалось разместить рядом с источником воды — а он тут на горе был один: у матушек. Гарнизон проще всего было обустроить рядом с новыми «мазепинскими» стенами Лавры — серьёзная экономия на ограждении военной части с одной стороны. Наконец, при казармах как раз необходим был вместительный храм — не ходить же в Лавру одновременно тысячам солдат и подручных работников крепости. Кроме того, в 1710 году Киев постигла эпидемия чумы, уменьшившая количество жительниц обители почти вдвое — а Пётр подчёркивал, что денежной помощи монастырям от царя и его наместников больше не последует. Это означало, что содержание крупного градостроительного объекта стало бы для инокинь, даже с учётом богатства их родственников, непосильным бременем. На эту неизбежную скорую деградацию и указал «губернатор» Дмитрий Голицын Киево-Печерской Лавре, закрывая её женский монастырь — и возводя в качестве смягчающей компенсации мужской скит на киевской окраине Китаево. После обители До конца 1740-х годов наместницами женского Подольского монастыря становились лишь матушки, перемещённые с Печерска. А сам монастырь чаще именовался Вознесенским, Нововознесенским, Новодевичьим — в честь Вознесения Господня в середине XVIII века был освящён и главный храм его, сохранившийся и доныне. И лишь с начала века в обиход вернулось изначальное название подольской обители: Флоровская. Многочисленные сёла и угодья из собственности женского Печерского монастыря не были отобраны государством — как сплошь и рядом происходило при Петре с закрывающимися обителями — а были унаследованы Флоровским монастырём. Как говорится, и на том спасибо. Впрочем, через полвека земли у монастырей всё-таки отобрали. На старом же месте женской Печерской обители второй её каменный храм — трапезный Покровский — был немедленно закрыт. В нём расположился денежный склад гарнизона крепости; в трапезной поселились казначеи и экономы гарнизона. В келиях и доме наместницы разместили склады оружия и снарядов, ремонтные мастерские. А затем для боеприпасов бывшее монастырское подворье плотно застроили многочисленными деревянными сараями.

http://pravoslavie.ru/70717.html

В 1911 году духовник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, игумен Валентин (Коротенко) , построив себе на пещерах небольшой шалаш, переселяется в него чтобы охранять святыню и служить панихиды по погребенным, как о том часто просили приходившие туда в большом количестве паломники. Таким образом было положено начало новому скиту Ионинского монастыря. 22 октября того же года в Свято-Троицком храме Ионинского монастыря отец Валентин познакомился со старшим советником Киевского губернского управления, князем Владимиром Давидовичем Жеваховым , поведав ему о новообретенном древнем пещерном Зверинецком монастыре. Это стало новой страницей в жизни князя, будущего священномученика, который приложил огромные усилия, чтобы помочь в организации на месте пещер скита. На его личные средства была взята в аренду земля над пещерами, и по благословению митрополита Киевского Флавиана проведены археологические раскопки с расчисткой части пещер. В Зверинецких пещерах было найдено 48 ниш-могил, в которых насчитывалось 96 погребенных, а также множество человеческих останков, которые лежали в различных положениях вдоль всего пещерного прохода. Обнаружен был алтарный синодик с именами игуменов (надпись " игоумени звериньнсьци " – единственное документальное свидетельство о древней обители), а также надписи над нишами-усыпальницами Феодора Калики, Андроника Печерника и Иоанна. Зверинецких святых стали почитать как месточтимых киевских святых. Над новооткрытыми пещерами была построена церковь-скит, куда 23 апреля 1914 года торжественным крестным ходом с огромным стечением народа и духовенства, при участии двух архиереев, был перенесён из Киево-Печерской Лавры напрестольный крест и драгоценная икона Спаса Вседержителя, пожалованные государем императором Николаем II . В этой же церкви хранилась икона преподобного Сергия Радонежского , подаренная преподобномученицей великой княгиней Елисаветой Феодоровной . В 1915 году митрополитом Киевским Флавианом была совершена местная канонизация Зверинецких преподобных .

http://drevo-info.ru/articles/15595.html

Все они добывали себе пропитание и одежду трудами рук своих. Здесь впервые услышал Платон церковные службы, совершаемые строго по Афонскому чину «с великим благоговением и страхом Божиим». В этом скиту Платон нашел своего земляка, уроженца Полтавского полка, схимонаха Протерия, большого любителя птиц. Он приучил их слетаться к его келлии. Когда он открывал окно, птицы влетали в комнату и клевали приготовленные им зерна. Когда Протерий шел в церковь , птицы летели за ним, а некоторые садились ему на плечи и голову и звонко распевали. Когда он входил в церковные двери, птицы взлетали на крышу церкви и ожидали его выхода. Как только он появлялся, они снова окружали его и провожали до келлии. Старец Паисий рассказывает в своих записках, как он научился в этом скиту варить пищу и печь хлебы. Между тем из Мотронинского монастыря пришел в Трейстены иеросхимонах Михаил и с ним, к удивлению и радости Платона, тот самый его товарищ, который уговорил его бежать из Киево-Печерской Лавры. Оказалось, что ему удалось усыпить бдительность своей матери, и он на лодке уплыл из Киева вниз по Днепру, а потом пробрался в Мотронинский монастырь. Прибытие старца Михаила в скит доставило всем большую радость. Все очень любили этого старца, который был их общим духовным наставником. С его прибытием жизнь в скиту стала одушевленнее. Старец имел обыкновение по воскресеньям и праздникам после обеда собирать братию около церкви на траве под деревьями и вести беседу. Здесь каждый мог обращаться к нему со своими вопросами и он отвечал им. Он говорил с большим одушевлением, а нередко и со слезами. Он особенно любил уговаривать братию не поддаваться духу времени, не вести жизнь «бесстрашную», но свято хранить закон Христов и заветы древних отцов Церкви. Такие же беседы он вел иногда и по вечерам: в светлую лунную ночь собиралась братия на той же поляне около церкви и слушали старца до полуночи. Эти беседы имели большое влияние на Платона – они одушевляли его, возбуждали и укрепляли в нем решимость всецелого служения Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Таким указанием он счел неудачное свое сватовство. Неоднократно родитель Ивана Ивановича предлагал ему вступить в брак. Находились и невесты, но каждый раз сватовство его, по некоторым причинам, расстраивалось. После этого он уже окончательно решился привести в исполнение свое заветное решение идти в монастырь. Ангел трубит. Оптина пустынь      Нужно заметить, что незадолго перед тем старший брат его Михаил Иванович уже вступил в монашество в знаменитую своими духовно опытными старцами Оптину пустынь. С тех пор как Михаил Иванович устроился в Оптиной, Иван Иванович, посещая брата, имел случай лично познакомиться с ее великими старцами. Глубокое впечатление произвела на него прозорливость старца Льва. Старец, выслушав его с отеческой любовью, очень утешил своей беседой и, отпуская, предсказал, что со временем и он будет в монашестве. Такое же расположение было у него и к настоятелю преподобному Моисею и братскому духовнику преподобному Макарию, с которым Иван Иванович был даже в переписке. Старцы, в свою очередь, питали к Ивану Ивановичу любовь за его доверие к ним и простоту. В 1847 г., когда родитель послал Ивана Ивановича по торговым делам на Украину, последний, исполнив возложенное на него поручение, решился уже бесповоротно бежать в Оптину пустынь, и таким образом сразу порвал привязанность к родным. Написав письмо к родителю с известием о своем решении, он отправился в Оптину. Как гром поразила Ивана Васильевича весть о решении сына. Прибыв в Оптину, Иван Иванович не застал в ней более ни своего брата (он был переведен в то время в Тихонову пустынь, а затем перешел в Киево-Печерскую Лавру, где в сане архимандрита и наместника Лавры и почил о Господе), ни первого своего старца преподобного Льва, скончавшегося 11 октября 1841 г. Обителью управлял преподобный Моисей. По совету преподобного Макария и с позволения отца игумена Иван Иванович поступил первоначально в скит. Молодого послушника Иоанна поместили сначала на пасеке и, по монастырскому обыкновению, назначили ему послушание печь хлебы, которое он выполнял с ревностью около года, затем некоторое время был поваром.

http://pravoslavie.ru/96717.html

В годы Великой Отечественной войны через Голосеевскую пустынь проходила вторая линия обороны за город Киев. Здесь велись ожесточенные бои. Однако ни один снаряд не попал на монашеское кладбище, на котором был погребен преподобный Алексий Голосеевский. И в годы гонений, и в годы преследований, и в страшное военное время на его могилке всегда горела лампадка и на ее немеркнущий огонек шли люди, взыскующие Небесного Света. В 1993 году обитель открыли как скит Киево-Печерской Лавры. Скитоначальником был назначен Архимандрит Исаакий (Андроник). В этом же году, 4 октября по новому стилю, были обретены мощи преподобного Алексия Голосеевского и открыт домовой храм в честь преподобного Иоанна Многострадального. В 1996 году, согласно решению Священного Синода, Голосеевская пустынь стала самостоятельным монастырем. В ней восстановлены храм в честь иконы Божией Матери, именуемой «Живоносный Источник», и монашеское кладбище; на месте бывшего митрополичьего дома построена новая церковь; выросли монашеский и административный корпуса, дом наместника с домовой церковью в честь святых Царственных Страстотерпцев, гостиница и другие монастырские строения. Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Богослужения [ править править код ] Актуальное расписание богослужений Престольные праздники [ править править код ] Покров Пресвятой Богородицы - 14 октября Икона Пресвятой Богородицы " Живоносный Источник " - 21 апреля (переходящая) Дни памяти вмч. Иоанна Нового, Сочавского (2/15 июня), Прпп. Иоанна Многострадального (18/31 июля) и Алексия Голосеевского (11/24 марта и 21 сентября/4 октября), Собор Трех Святителей - 12 февраля Варлаама и Иоасафа индийских (2 декабря — 19 ноября). Особо чтимые праздники: Местонахождение [ править править код ] Адрес :03041, Украина, Киев, ул. Полковника Затевахина, 14. Телефон: (044) 527-82-19 . Проезд: Где остановиться [ править править код ] Приезжающим в Свято-Покровскую Голосеевскую пустынь паломникам предоставляется возможность поселения.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Покровск...

С первых чисел сентября 1841 г. старец стал ослабевать и проболел пять недель. Молодой келейник старца о. Иаков слышал его молитву: «Благодарю Тебя, милостивый Создатель мой, Господи, что я избежал тех бед и скорбей, которых ожидает грядущее время, но не знаю избежите ли вы их». – «Поди сюда Яша!» Я подошел. Старец благословил меня и еще повторил те самыя слова. Я как был в то время млад и неопытен, не спросил Батюшку, какия это беды и скорби. А после его кончины и желал бы знать, да уж было поздно». Такова была запись келейника Иакова, впоследствии иеромонаха Иоакима Киево-Печерской Лавры. После жестоких страданий великий старец отец Лев отошел ко Господу 11-го октября 1841 года. Общая скорбь была неописуема и велико было стечение народных масс у гроба усопшего. Послесловие Образ великого старца иеросхимонаха отца Льва менее знаком русскому боголюбивому читателю, чем образ старца о. Амвросия. Автор книги «Оптина Пустынь» (Прот. Сергей Четвериков. Оптина Пустынь. Париж, 1926 г.) о. прот. Сергий Четвериков различает в жизни скита три периода: весну при жизни о. Льва, лето при жизни о. Макария и, наконец, плодоносную осень при о. Амвросии. С его легкой руки проф. Смолич в своем труде «Leben und Lehre der Startzen. Wien, 1936» повторил подразделение прот. Четверикова, причем изобразил старца Льва как человека почти что невежественного. Но, между тем, если о. Лев и употреблял простонародные выражения, то ими он попадал в цель и совершал перевороты в человеческих душах. Старцы Лев и Амвросий жили, вернее сказать, действовали, в разные эпохи. При жизни о. Льва не было регулярного почтового и телеграфного сообщения, не было железных дорог, как позднее во время жизни о. Амвросия, о котором еще при его жизни были сообщения в печати. При этом доступ к нему народный не бывал никогда закрытым. Тогда как о. Лев был гоним еще в первые годы XIX столетия, когда братия Белобережского монастыря была недовольна его простотой в жизни, по их мнению, не соответствующей сану игумена. Когда же он удалился в лесной скит к о. Феодору, новый настоятель изгнал обоих старцев из-за стечения к ним народа. Мы знаем о гонении на Валааме и в Оптиной Пустыни. Доступ к отцу Льву далеко не всегда был для всех открыт и слава о нем не могла греметь повсеместно. Образ же старца Амвросия достойно сиял, как солнце по просторам русского царства. Но не нам судить, кто был выше из них. Это известно одному Богу. Читать далее Источник: Стяжание Духа Святого/И.М. Концевич. - Москва : Институт русской цивилизации, 2009. – 864 с./Оптина Пустынь и ее время. 249-853 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

Иногда приходили они к нему ночью, пугая его призраками: как будто, например, пришло множество народу с заступами и говорят: “Раскопаем пещеру и погребем здесь этого человека.” А иные говорили ему: “Беги, Исаакий, хотят тебя погрести.” Он же говорил: “Если бы вы были люди, то пришли бы днем, а вы – тьма и во тьме ходите, и тьма берет вас.” Он знаменовал их крестом, и они исчезали. В другой раз приходили стращать его в образе медведя или другого зверя или вола, иногда ползли к нему змеями, жабами, мышами и всякими гадами. Но ничего не могли они сделать и сказали: “Победил ты нас, Исаакий!” Он же сказал: “Вы победили меня в образе Иисуса Христа и Ангелов, не будучи достойны показываться в таком виде. Теперь же вы делаете, как следует, являясь в образе зверей, скотов, змей, гадов: вы на самом деле скверные, злые, таковы и в видении.” И тотчас скрылись от него бесы, и с тех пор не было ему вреда от них. Он сам рассказывал, что три года была у него эта борьба. После же того он вел жизнь строгую, воздержную, в крепком посте и бдении, (М. Викторова. Киево-Печерский патерик С. 14). 895. Предавшись самовольному подвигу, инок впал в прелесть: видел свет, изменение на иконе, поднимался во время молитвы на воздух См. также: Гордость ; Непослушание ; Подвиг ложный ; Своеволие ; Самообольщение . Отец архимандрит Онуфрий о себе рассказал следующее: “Окончил я курс Кантонической школы в 19 лет. Душа моя была полна желания посвятить свою жизнь служению Богу. С этой целью я прибыл в Гефсиманский скит, что при Сергиевой Лавре. Он тогда только что открылся. Игумен скита отец Анатолий, видя мою юность, долго не принимал меня, но, уступая моим слезам, наконец, решил принять. Послушание дано мне было при больнице, служить больным. Старцем моим был назначен иеросхимонах Феодот, который прибыл из молдавской Нямецкои Лавры, это был старец строгий и к себе, и ко всем прочим. Горя непреодолимым желанием спастись, прихожу я однажды к отцу Феодоту и прошу его благословения класть келейно по несколько сот земных поклонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010