С.В. Шумило Содержание Роль Афона в истории культуры и духовности Украины. (вместо предисловия) Малоизвестный запорожский скит «Черный Выр» на Афоне: по материалам украинских архивов Статус Афонских обителей Афонский Зографский монастырь и его связи с Украиной Положение русского монашества на Афоне и основание скита «Черный Выр» в XVIII в. Афонский скит «Черный Выр» и его связи с запорожской сечью Ктиторство запорожских казаков на Афоне Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским «Знатный запорожец» на Афоне «Казацкий епископ» Анатолий (Мелесь) и Афон Водным путем «Из Запорожья на Афон» Дикеи и некоторые иноки «Черного Выра» Сохранившиеся описания «Черного Выра» Греческая революция и запустение «Черного Выра» и других обитателей Афона «Малороссийский» Ильинский скит и другие обитатели на Афоне в XIX в. Памятник присутствия запорожских казаков на Афоне Сокращения   К 1000-летию древнерусского монашества на Святой Горе Афон Международный институт афонского наследия в Украине   Роль Афона в истории культуры и духовности Украины 1 . (вместо предисловия) Афон c его многовековым наследием в течение многих столетий играл исключительно важную роль в развитии отечественной духовности и культуры как в эпоху Киевской Руси, так и в период национально-освободительной борьбы украинского народа в XVII в., и в более поздние времена, влияя при этом на самобытность национальных религиозных традиций в Украине. Особенно важным было основание и становление под влиянием Афона Киево-Печерского монастыря, который стал своего рода «рассадником» и центром монашества, духовности, книжности, культуры и просветительства в Киевской Руси. Первое известное письменное упоминание о киеворусском монашестве на Афоне относится к 1016 г. Под этой датой в одном из святогорских документов, которые хранятся в библиотеке Великой Лавры на Афоне, зафиксированы подписи игуменов всех монастырей Святой Горы. Среди них такая надпись: «Герасим монах, милостию Божией пресвитер и игумен обители Роса, свидетельствуя, собственноручно подписал» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Память свт. Петра Могилы, митрополита Киевского 21 декабря (3 января) Адрес: 35331, Украина, Ровенская область, Ровенский район, с. Городок, ул. Монастырская, 1 Телефон: (0362) 20–14–82 Свято-Троицкий Корецкий женский монастырь [ править править код ] Троицкий Корецкий женский монастырь В 1064 году во время паломничества по святым местам Первый игумен Киево-Печерского монастыря Варлаам основал на берегу реки Корчик женский монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вся дальнейшая история этой обители повторяет путь практически каждого монастыря этих мест. В 1242 году он был разрушен во время нашествия Батыя. Затем был восстановлен уже как крепость с мощной оборонительной стеной. В 1496 году после двухнедельной осады вновь был разрушен крымскими татарами. С 1596 г. Троицкий монастырь — единственный женский монастырь на Волыни. Один из последних Корецких князей — Ян-Карл — принял католичество, и в 1622 г. отдал часть монастыря францисканским монахиням. С 1752 по 1795 годы он полностью принадлежал Василианскому ордену. Только в 1795 г. Указом Екатерины II православная часть монастыря была возвращена монахиням, но спустя два года обитель сгорела. К 1800 г. храм и кельи были восстановлены и вновь освящены. В 1866 г обители были возвращены развалины францисканского монастыря. Началось строительство нового храма. В начале ХХ века были построены Иоанно-Предтечинская церковь и надвратная колокольня. В советское время обитель вошла в число 9 монастырей Украины не закрытых властью, хотя у монахинь отобрали землю и несколько зданий, а Воскресенский скит превратили в базу заготовки зерна. С 1988 года монахиням стали постепенно возвращать здания и территории. Сейчас монастырь полностью возрожден. Адрес: Украина, Ровненская область, г. Корец, ул. Киевская, 56 Телефоны: (03651) 2-04-55 ; факс: 2-18-66 Успенский Липенский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Липенский монастырь Учреждение монастыря связано с именем Иоанна, послушника Свято-Успенской Почаевской Лавры, где в одной из икон Божией Матери он узнал лик Жены, которая явилась ему во время его болезни в детсве. Приняв постриг с именем Иакова и сан иеромонаха, он решил создать монашеский скит при источнике в Липках. Родители дали о. Иакову гектар земли. Послужив на разных приходах и попросив помощи у монастырей, приходских общин и богатых землевладельцев, он собрал средства и в 1921 г. воздвиг над источником деревянную церковь Успения с приделом св. вмч. Димитрия Солунского. Новый скит был подчинен Почаевской Лавре. Совершая ежедневное богослужение, о. Иаков проживал в родительском доме, в семье брата Антония, который оказывал храму помощь по хозяйству, а в последние годы жизни служил в нем диаконом. Скит посещали сотни людей, но в 1939 г. он был закрыт, во время нацистской оккупации – возродился, а в 1950 г. его закрыли вторично. Основатель скита возвратился в Лавру, где в 1956 г. преставился в сане архимандрита.

http://azbyka.ru/palomnik/Ровненская_обл...

– Придете в скит, скажете послушнику Павлину, что я благословил чай. Можете пойти затем в Ильинский скит, если будет желание и силы, сходите в монастырь Пантократор. Или, если захотите, оставьте вещи у нас и сбегайте туда налегке. – Тепло попрощавшись, отец Симон умчался на привезшей нас маршрутке. Я поправил рюкзак и подумал, что сбегать у нас не получится: здоровье у всех не то. Будем идти. По Афону ведь нужно ходить.     Идем – Эге-ге! – радость переполняла. Не пугал нас новый маршрут. Нас вообще перестало пугать что либо. Мы – афониты! И нам Эгейское море по колено! Мы поправили рюкзаки и застучали палками по дороге, ведущей к скиту Богородицы. – Не забывайте, здесь много ядовитых змей! – опустил нас на землю Георгиевич. И, уже почти ничего не боясь, продолжили свой путь дальше, рассматривая по сторонам странные не то деревья, не то кусты с жёлудями на ветвях и колючими (непохожими на дубовые) листьями. Каждый из нас был вооружен четками, как и планировали, мы углубились в духовное делание. Углубились, правда, неглубоко – нас интересовало все, и мы, еще не уставшие, вращали головой во все стороны, набираясь афонских впечатлений. На одном из сайтов интернета о Ксилургу написано буквально следующее: «Скит Богородицы Ксилургу – древнейшая русская обитель в мире, созданная, по преданию, воинами из дружины княгини Ольги, крестившейся в Константинополе около 957 г. Здесь принял монашество преподобный Антоний, основатель Киево-Печерской лавры. Именно с него началось русское присутствие на Святой горе». Правда, эта версия не имеет, по-моему, документального подтверждения. Но доподлинно известно, что уже с 11 века скит населяли русские. В скиту особой святыней является икона «Сладкое лобзание». Известны случаи исцелений от этой иконы безнадежно больных. Находится она в Успенском храме скита. В трапезной в вылинявшем подряснике, с огромным ножом послушник Павлин совершал вокруг стола какое-то таинственное действие. Он очень решительно рубил оказавшиеся к своему несчастью на столе баклажаны и кабачки, и все это жарил на большой сковороде.

http://isihazm.ru/1/?id=2075

Пожалуй, самым необычным в нашей поездке стало посещение скита в честь преподобных Антония и Феодосия Печерского в Одринках. Скит стоит на острове, который со всех сторон окружают или болота, или берег быстрой реки Нарев. Во время осеннего и весеннего половодья 800-метровая дубовая кладка, связующая скит с материком, обычно скрывается под водой, и доступ к острову затруднен. Обитель здесь была основана еще в XVI столетии супрасльскими монахами, благодаря поддержке одного из князей Вишневецких, которому в этих местах на реке Нарев явилась икона преподобного Антония Киево-Печерского - святой указал дорогу заблудившемуся в болотах вельможе. В XIX столетии духовная жизнь в Одринках угасла, а в наши дни - вновь возрождается. Становление скита в честь основателей русского монашества связано с именем архимандрита Гавриила, прежнего наместника Супрасльской Лавры. Отец Гавриил, отказавшись от епископской кафедры, в одиночку начал молитвенную жизнь на совершенно пустом острове. Как сам он часто шутит: " На болоте, но не в болоте! " И привлек к себе тысячи людей, жаждущих духовного окормления и телесного излечения - по благословению отца Иоанна Крестьянкина отец Гавриил уже много лет занимается фитотерапией. Трудами самого отца Гавриила и его многочисленных духовных чад здесь и вырос скит с двумя храмами и несколькими часовнями. Совсем рядом - Беловежская пуща. Своими глазами мы видели гуляющих рядом со скитом оленей, по рассказам жителей Одринок, частыми гостями являются лоси и волки. Впрочем, не волки бывают самыми опасными врагами - не раз были нападки на скит ненавистников православия. 3 года назад нечестивцы сбросили надвратный крест, уничтожили пасеку, причинили много вреда по хозяйству, осквернили находящийся неподалеку обелиск советским воинам, отдавшим жизни за освобождение этих земель от фашистов. Сейчас все восстановлено. В праздники сюда для участия в богослужениях приезжают тысячи людей. И все они получают не только духовную радость, но и угощение, приготовленное под личным руководством отца Гавриила.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Православный монастырь в киевском урочище «Церковщина» был основан на стыке XI—XII вв. на месте, где иногда уединялся в Великий пост один из основателей Киево-Печерской Лавры — прп. Феодосий Печерский. Монастырь в «Церковщине» назывался Гнилецким и в своем развитии повторил историю Лавры: сначала существовал в пещерах, а со временем был частично перенесен на поверхность, где соорудили каменную церковь. Есть основания считать, что в Гнилецком монастыре начинал свой монашеский путь прп. Герасим Вологодский — миссионер Русского Севера в XII в. Запустевший из-за монгольских набегов на Киев, Гнилецкий монастырь долго напоминал о себе устьями пещер и руинами церкви, которую стали называть Церковищем — отсюда и топоним «Церковщина». Трудами свт. Иннокентия Херсонского (Борисова) — когда архипастырь еще служил в Киеве — вход в пещеры был благоустроен в 1835 г. для посещения паломниками, а в начале ХХ в. в «Церковщине» был создан «Скит Пречистой». Весной 1832 г. настоятель Киево-Братской обители архимандрит Иннокентий (Борисов, будущий святитель Херсонский, +1857), гуляя по окрестностям монастырской дачи у села Пирогова (в 14 км к югу от центра Киева), обнаружил в урочище «Гадючий лог» заброшенные подземелья. Они напоминали собой пещеры Киево-Печерской Лавры, которая с момента ее основания (1051) была подземным монастырем, но спустя несколько лет переместилась на поверхность и в дальнейшем использовала ископанные иноками подземелья как монашеское кладбище и место затворничества отдельных подвижников. Однако, в отличие от лаврских пещер, укрепленных и украшенных в XVII — начале XX вв. в связи с причислением погребенных в них подвижников к лику святых, подземелья Гадючьего лога сохранили изначальный аскетический вид. В этом отношении пещеры под Пироговом являлись весьма назидательным памятником церковной истории. Желая положить конец запустению святыни и сделать ее доступной для обозрения, св. Иннокентий начал ходатайствовать о передаче Гадючьего лога из казенного ведомства в ведение Братского монастыря, каковая и состоялась в 1833 г. После этого в урочище был устроен хутор Братской обители, а в 1835 г. открылись для посещения пещеры. Паломники могли увидеть в них подземную церковь с уникальным грунтовым четырехколонным навесом-киворием над престолом, монашеские кельи с лежанками и вырезанными на стенах крестами.

http://sobory.ru/article/?object=14106

Наконец 10 апреля 1902 года указом Киевской Духовной консистории я был уволен из Киевского Свято-Троицкого монастыря и назначен в Церковщину в Скит Пречистыя настоятелем его и строителем. Так начался третий и, надо полагать, последний этап моей жизни перед переходом моим в вечность, в небесные обители Творца моего и Бога, аще удостоен буду от Него сей великой милости. Богу нашему слава. Часть II Глава XVI. Древние предания и свидетельства исторические об иноческой обители Церковщина Многими великими подвигами просиял, яко звезда пресветлая, первоначальник в Российской земле монашеского общего жития, сподвижник преподобного Антония по устроению славной Киево-Печерской обители, игумен ее, преподобный и Богоносный отец наш Феодосий. Измлада Христа возлюбив, в юные годы жизни Феодосий оставил родительский дом, пришел в Киев к преподобному Антонию и умолил принять его в число подвижников пещерных. На 24м году жизни, по благословению преподобного. Антония, Феодосий пострижен был в иноки (в 1032 году). В течение двадцати лет иноческого жития он трудился в обители КиевоПечерской более других начальников ее: носил другим воду, рубил дрова, молол рожь и относил каждому муку; ночью отдавал тело свое комарам и мошкам. Кровь текла по телу, а он прял волну и пел псалмы. В храм Божий являлся он первым и, став на своем месте, не сходил с него во все время Богослужения, с благоговейным вниманием слушая пение и чтение церковное. В 1054 году Феодосий был поставлен иеромонахом, а в 1057 году избран игуменом Киево-Печерской общины, после — Лавры, построил в ней Великую церковь и келлии и ввел общежительный монастырский Устав Студийский. Будучи игуменом, он исполнял самые черные работы по обители и во всем являл братии поучительный пример. Слава преподобного Феодосия как игумена Киево-Печерского монастыря привлекла в обитель множество иноков. И сами великие князья того времени любили наслаждаться беседою Феодосия и в храме, и в келье, и у себя во дворце. Преподобный не боялся обличать и сильных мира сего. Обращал он в христианскую веру и евреев, живших в г. Киеве. Особенно же любил Преподобный бедных и странников: для них он построил в обители общий двор, и здесь они бесплатно кормились.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

С середины 1980 года начинается ее подвижническая эпопея за возвращение Русской Церкви отобранных у нее монастырей. С конца 1986 года, подготовив письмо-обращение к секретарю ЦК КПСС М.С. Горбачеву о необходимости возвращения Свято-Введенской Оптиной пустыни в ведение Русской Православной Церкви, начала сбор подписей под ним наиболее влиятельных деятелей культуры страны. Свои подписи под письмом поставили: академик Понтрягин, писатель Ганичев, космонавт Севостьянов, певец Козловский, композитор Свиридов, писатель Распутин, академик Лихачев. После успеха с возвращением Оптиной пустыни в течение длительного времени безрезультатно добивались передачи РПЦ Киево-Печерской лавры. И лишь после того, как в 1988 году было подготовлено и передано секретарю ЦК КПСС подобное же письмо о передаче Русской Православной Церкви Киево-Печерской лавры, имеющей огромное культурно-религиозное значение для многих православных народов России, эта просьба была удовлетворена. Киево-Печерская лавра также вскоре была возвращена РПЦ. Ввиду того, что Иоанно-Предтеченский скит не был передан РПЦ вместе с Оптиной пустынью, пришлось направлять властям отдельное письмо и по этому поводу, а также по поводу возвращения Церкви Шамординского монастыря. Возвращение Свято-Введенской Оптиной пустыни Русской Православной Церкви стало не только прецедентом для последовавшего затем повсеместного процесса восстановления действующих храмов и монастырей, но и для изменения отношения Государства к Церкви, предоставления реальной свободы православного вероисповедания и прекращения административного преследования верующих. С момента возникновения Института русской цивилизации Елена Сергеевна постоянно помогала мне в подготовке ряда книг. Она перевела для нас книгу О. Коннера «Христос не еврей», переданную мне для издания И.С. Глазуновым. Книга эта нами неоднократно переиздавалась. В 2008 году Бехтерева перевела для издания в нашем Институте книгу выдающегося русского ученого и публициста, жившего и умершего в Австрии, Андрея Крыленко, «Денежная держава. Тайные механизмы истории». Исследованию этой темы он посвятил значительную часть своей жизни. В книге раскрывались тайные механизмы деятельности мировых банкиров, рассматривающих деньги как главную форму власти и условие победы над христианскими народами. Исследовались политические и финансовые составляющие мирового порядка, утвердившегося в XIXbeke, позволяющего через биржи и банки, манипулируя фиктивными стоимостями, деривативами и курсами золота и валют, управлять абсолютным большинством человечества. Было показано, как природные и экономические ресурсы христианских стран переходили под власть мировых банкиров и автоматически перекачивались в их пользу. Правители продают свои народы в денежное рабство, из которого их может спасти только возвращение к ценностям Христианства. Формулировки и отдельные мысли, высказанные в этой книге, многократно обсуждались на наших семинарах.

http://ruskline.ru/analitika/2023/01/04/...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КИТАЕВСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СКИТ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Спасо-Преображенский скит Китаевской пустыни . В 60-70-х годах XIX века недалеко от Китаевской пустыни , по дороге на село Круглик , был устроен погост с храмом Преображения Господня , где стали хоронить монахов Киево-Печерской Лавры . При церкви поселился вначале только причт . Место получило название Преображенского скита . Со временем, число проживавших тут монахов увеличилось; стали появляться новые деревянные и каменные строения, в том числе и своя пекарня. Так образовалась Преображенская пустынь . Она была закрыта в 1924 году. Ее место надолго занял дом отдыха ученых. Произошло это так: в 1921 году, когда все монастырское имущество, кроме храмов, перешло в ведение Губземотдела, эта организация решила устроить в Преображенской пустыни свой санаторий. Для определения подходящего помещения туда направили государственного служащего П.И.Троцкого. В его задачу входило составление полной описи имевшихся строений. В Лавре, и в самой Преображенской пустыни верно оценили действия властей как попытку вообще выселить монахов. Вначале Земотдел потребовал освободить для санатория 15 комнат и, чтобы как-то ослабить бдительность проживавшей в пустыни братии, предлагал выделить из ее числа человека, которому можно было бы поручить заведование хозяйственной частью. Зная негативное отношение руководства Земотдела к монастырю и, в то же время, не имея возможности отстоять Преображенскую пустынь, лаврская братия решила, что будет лучше передать свои бывшие помещения общественной организации, а именно – Комитету по улучшению быта ученых. Тогда представители лаврской общины повели переговоры с названным Комитетом об устроении в пустыни дома отдыха научных работников. Такое соседство с людьми образованными, интеллигентными позволило бы, по мнению братии, продолжить в стенах монастыря богослужебную практику. В результате Преображенская пустынь стала местом отдыха ученых. Однако надежды черноризцев не оправдались. Политика советской власти продиктовала свои условия, и вскоре новые соседи полностью заняли территорию бывших хозяев. В 1924 году настоятель Лавры уже обращался в секцию научных работников с просьбой о разрешении погребать монахов на Братском кладбище Преображенской пустыни.

http://drevo-info.ru/articles/5286.html

Он принёс её домой. Вытерев икону от пыли, члены семьи увидели и лик Младенца, и надпись, свидетельствующую о том, что икона принадлежит Молчанской Софрониевой Пустыни. Ну не чудо ли?! И вот 19 мая, при содействии президента фонда Ирины Николаевны Щербань, семья Коваленко передала в дар Софрониевскому монастырю эту икону. День 19 мая вошел в историю монастыря как день второго обретения Иверской иконы Пресвятой Богородицы. По материалам: Древний Софрониевский монастырь - православный мужской монастырь Конотопской и Глуховской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. При советской власти был закрыт и вновь возвращён церкви в 1999 году. Является одним из семи чудес Сумщины. Точная дата создания монастыря и имена его учредителей неизвестны. По преданию, первые монахи поселились на горе Чудная в XI-XIII вв. В «Историко-статистическом описании Софрониевской пустыни» за 1837 год утверждается, что монастырь был основан ещё в эпоху крещения Руси. Также возможно, что его основали греческие монахи, прибывшие с митрополитом Михаилом. По другой же версии, монастырь был основан уже на время прихода на Русь православия в правление князя Владимира (980-1015 гг). Существует также версия позднего основания Софрониевской пустыни, согласно которой её основали монахи Киево-Печерской лавры, которые оставили Киев из-за нашествия орд монголо-татар, которые в 1240 г. почти до основания уничтожили город и его святыни, как об этой трагедии подано в летописи: «И поднялся страх и ужас большой, когда не только киевляне бежали из Киева, но и иноки Феодосиева монастыря» (то есть Киево-Печерской лавры). В «Описании Софрониевой пустыни и скита при ней», изданном в 1910 г., приведено множество интересных выдержек из старинных летописей и документов. В одном из таких отрывков говорится, что два монаха пришли из Киева к Софрониевской пустыни, где нашли себе пещеру, которую превратили в скит. Но самым интересным остаётся то, что создание этого документа относится к той эпохе, когда Киев ещё не был разрушен кочевниками. Так или иначе, но наиболее вероятным представляется, что именно монахи Киево-Печерской лавры, спасаясь от захватчиков, основали Софрониевского пустынь. Они поселились на Чудной горе, назвав её так, возможно, за большой лес и несравненную красоту природы этого места. Известно, что во время правления литовского князя Александра-Ольгерда (1345-1377) на этом месте уже был монастырь, которым управлял архимандрит Филарет. В конце XIV в. пустынь получила набеги кочевников-тюрков, которые ограбили и полностью разрушили обитель.

http://sobory.ru/article/?object=13952

В противоположность притеснениям монахами писалось много обращений в высшие органы власти. Писали к Святейшему Патриарху Алексию I, в Совет по делам религии, особенно много писали власти как местной, так и Всеукраинской и всесоюзной. Но все эти обращения были в основном безуспешными. Автор религиозно-просветительских программ русской службы Би-би-си епископ Василий (Родзянко) считал, что на судьбу монастыря положительно повлияло участие митрополита Антония Сурожского , привезшего в редакцию восемьдесят писем из СССР, на основе которых была сделана специальная радиопередача о притеснениях монахов и намерении закрыть лавру. В последующие десятилетия советского режима власти снова покушались на Лавру, но безрезультатно. В этот период священноархимандритами Лавры были Львовские архиереи. С распадом СССР давление атеистических властей ослабло, Лавра смогла расширить свою деятельность - открылся лаврский Свято-Духовский скит, в городе Кременец Лавре было возвращено здание музея, с 1991 года возобновилось лаврское образовательное учреждение - как пастырские курсы, как духовное училище, а с 1994 года уже как духовная семиария. Но новые светские власти Украины зачастую были враждебны к Лавре за её верность каноническому строю Церкви и отказ от уклонения во вновь насаждаемые унию и раскол. С 1990 года наместники Лавры обыкновенно находятся в епископском сане, с титулом Почаевских, викариев Тернопольской, а с 2000 года - Киевской епархии. С 1996 года Лавра является ставропигиальным монастырем Украинской Православной Церкви. На 2013 год была самой многочисленной обителью на Украине. Современное состояние [ править править код ] Свято-Успенская Почаевская Лавра - крупнейший православный монастырь на Западной Украине и второй после Киево-Печерской лавры по Украине. Храмы лавры План лавры План Свято-Успенской Почаевской лавры Святые [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Успение Пресвятой Богородицы - 28 августа Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Успенска...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010