Тяжкое бедствие постигло Русскую Церковь . Одна утрата, следовала за другой: Глинская пустынь, древнейшая святыня земли Русской – Киево-Печерская Лавра, Свято-Андреевский собор, в котором почивали св. мощи великомученицы Варвары, кафедральный собор в Новгороде, Св. скит Почаевской лавры, тысячи храмов Украины и Белоруссии, монастыри Закарпатья и Молдавии, святые храмы России! Беда обрушилась и на очаги христианского просвещения: одна за другой были закрыты семинарии в Киеве, Ставрополе, Саратове, Волыни, Жировицах. Горестный вопль потряс Русскую Церковь ! В эту минуту тяжкого испытания с надеждой на помощь обратились сердца верующих людей к своим Пастырям. Ибо кому как не Пастырю должно полагать душу свою за овцы, ограждая стадо от расхищения? Поток жалоб и заявлений, подписанных тысячами православных, хлынул к епархиальным архиереям и в Управление Московской Патриархии. Сотни ходатаев переполняли в эти дни канцелярии правящих епископов. За тысячи километров приезжали посланцы бедствующих приходов и монастырей в Москву, ища защиты и покровительства Святейшего Патриарха. Увы, напрасны были надежды! С вежливым равнодушием, с холодным бессердечием, как докучливых просителей встречали епархиальные канцелярии ходатаев церковного горя! Имея возможность оказать действенную помощь, большинство епископов Русской Церкви не нашли в себе мужества встать на защиту своей паствы. Мы говорим не о тех немногих, которые сознательно служили беззаконию, лично помогая безбожникам закрывать храмы – о таких сказано «...да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем, и епископство его да приимет ин» ( Деян.1:20 ). Но даже те архиереи, которые в сердце своем скорбели о церковном бедствии, беспомощно разводили руками, как бы говоря: «...оставил Господь землю сию и не видит Господь» ( Иез.9:9 ). Так ли это? Разве священный долг архипастыря не повелевает ему полагать душу свою за овец стада Христова? Епископы обязаны были защищать храмы, тем более, что гласное советское законодательство дает достаточное объективное основание для защиты храмов силой закона! Епископы имели полную возможность не только направить протест верующих по законному руслу, но и самим ходатайствовать перед гражданской властью о пресечении беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Эсфигмене процвели мужи, наставленные не только в Божественной, но и во внешней премудрости, и первым среди них назовем похвалу Святой Горы – великого Григория Паламу , затем, из последующих, – многоизвестного Феодорита 172 , противника Никодима Святогорца , а из позднейших – отца Герасима Смирнакиса, неутомимого исследователя афонской истории и автора объемистого труда «Святая Гора» 173 . На холме у моря виден запустевающий ныне скит Самария, где подвизался русский монах преподобный Антоний, основатель знаменитой впоследствии Киево-Печерской лавры, которая покоит честное тело его. При виде наполовину пустых хижин вспоминаются слова Писания: Чадо, над мертвецем источи слезы ( Сир. 38, 16 ). Эти усопшие дороги нам, и святы для нас их эримитирии, бывшие некогда духовной палестрой, где они сражались с главными врагами – миром и похотью его. Как тоскует душа монаха по временам, когда в скитах, келлиях и кафизмах подвизались аскеты и рачители безмолвия – живой пример добродетельного жития для монастырских отцов! Одного из них, монаха Корнилия, я встретил вскоре после своего пострига, в 1911 году, когда с другими братиями нашего монастыря пришел в Эсфигмен на праздник Вознесения Господня, справлявшийся здесь с великой пышностью, – и пришел, как оказалось, не только ради наслаждения святым торжеством, но и для встречи с благоговейнейшим и смиреннейшим подвижником. Таков был и безмолвник Савва (о нем рассказано в «Святой Горе» иеромонаха Герасима Смирнакиса) – маститый старец, малый телом, но исполин по его брани с бесами. Согбенный под бременем шестидесятилетнего подвига, он был светел лицом и казался сошедшим с фресок великого Панселина, как икона истинно добродетельной души. Безмолвническая жизнь отца Саввы протекала в пещере, окруженной густыми зарослями, куда братья-эсфегмениты доставляли ему лишь самое необходимое. Тогдашние обители были богаты, что называется, «живой силой» и сполна обеспечены всем необходимым из своих метохов. При таком положении дел братья, ищущие подлинно высокой жизни, имели возможность избегать суеты и все внимание отдавать внутреннему деланию. Прочие же, гости 174 , внося известную сумму, могли селиться за монастырскими стенами в кафизмах, упражняясь в безмолвии и получая от обители пропитание в натуральной форме. К нашему времени те и другие покинули монастыри, где от насельников требуется во всем разделять жизнь братства (ибо все числящиеся за ним должны быть всегда налицо) и где не выделяют теперь пропитания для живущих за их пределами (ибо съестные припасы для братии покупаются большей частью за наличные деньги на рынках).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(В. Г.) Мироточивая икона в Канаде В 1982 году, в Монреале, около частицы мощей новомученицы Елисаветы (Феодоровны) начала мироточить Иверская икона, копия знаменитой афонской иконы Богоматери. Это произошло в Канаде, в доме православного испанца Хозе Муньоса. Приводим с некоторыми сокращениями его рассказ. Однажды, во время паломничества на Афон, мы поехали в скит, где трудились несколько греков иконописцев. Я просил продать мне чудного письма икону — копию Иверской чудотворной. Игумен сказал: “За такую святыню деньги брать нельзя. Бери икону, она должна быть с тобой”. Мы вернулись в Канаду. 3 ноября 1982 года я поставил икону рядом с частицами мощей из Киево-Печерской лавры и новомученицы Елисаветы, полученными мною от покойного архиепископа Леонтия Чилийского. Все время пред ней теплилась лампада и каждый день пред сном я читал пред ней акафисты. 24 ноября в 3 часа ночи я проснулся от сильного аромата роз. Вся комната была им наполнена. Осмотревшись, я увидел, что икона была покрыта благоуханным маслом. Вскоре мироточивую икону стали возить по приходам Православной Церкви и этим миром помазывать прихожан. Этот же елей милостью Божией был привезен и в Россию. Чудеса в Оптиной пустыни (1988; 1989 гг.) 11 ноября 1988 года в пятом часу вечера в Введенском соборе Оптиной пустыни совершалось чудесное явление благодатной росы на Казанской иконе Пресвятой Богородицы и истечение благовонного мира от образа преподобного Амвросия. Свидетели чуда видели выступившую на изображении Богородицы прозрачную, как слеза, влагу. Сначала возникла как бы испарина, а затем появились и капли, постепенно увеличивавшиеся. Их собрали, икону вытерли досуха, а они явились снова на том же месте или рядом на оранжево-красном одеянии Богомладенца, под Его благословляющей рукой. Это видела братия, видели паломники, работавшие в монастыре. Роса тщательным образом была снята с иконы, и сразу же, до начала службы, отцом наместником архимандритом Евлогием был прочитан акафист, после которого роса появилась вновь. Всенощная, соединенная со службой чудотворному образу, окончилась в 22 часа 30 мин, а в 23 часа стало известно, что начала источать миро икона Преподобного Амвросия.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-ch...

Память прп. Анастасии Киевской (в миру Великой княгини Александры Петровны Романовой, 1838–1900) торжественно почтили в четверг Светлой седмицы в Свято-Покровском женском монастыре Киева, где хранятся ее святые мощи.      Праздничное богослужение в Никольском соборе Киевского Покровского женского монастыря, основанного в 1889 г. прп. Анастасией, возглавил Наместник Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел. Ему сослужили епископы Ирпенский Климент, Фастовский Дамиан, Золотоношский Иоанн, а также духовенство и гости монастыря в священном сане. После Литургии вокруг храма был совершен крестных ход. Многочисленные паломники смогли приложиться к мощам прп. Анастасии, хранящимся в обители.      Как известно, прп. Анастасия имела непосредственное отношение к закладке в 1881 г. на Святой Горе первого камня в основание соборного храма Афонского Свято-Ильинского скита, основанного в 1757 г. прп. Паисием Величковским. Великая княгиня Александра Петровна (Прп. Анастасия Киевская) Великая княгиня Александра Петровна — супруга великого князя Николая Николаевича, сына императора Николая I, дочь принца Петра Георга Ольденбургского и принцессы Терезии Нассауской, правнучка императора Павла I. В июне 1881 г. Александра Петровна на пароходе в сопровождении контр-адмирала Головачёва сделала остановку у берегов Святой Горы Афон. Посетить Удел Божией Матери Великая княгиня не могла, так как посещение этого святого места женщинам запрещено. Но её навещали на пароходе афонские старцы, в беседе с которыми она находила утешение и укрепление своих духовных сил. Братия Русского Ильинского скита на Святой Горе при посредничестве и участии архимандрита Макария (Сушкина), игумена Русского Пантелеимонова монастыря, обратились к Александре Петровне с просьбой положить первый камень в основание соборного храма, который планировали построить на месте старого, пострадавшего от землетрясения. «Великая княгиня милостиво согласилась на это, и 22 июня прислала камень с приличной надписью, поручив сопровождавшему её контр-адмиралу Головочеву положить оный от её имени в основание собора. Таким образом, при помощи Божией, совершилась закладка собора. Собор будет двухпрестольный: главный престол – во имя пророка Ильи, придельный – во имя святой мученицы царицы Александры. Оставляя берег Афонской горы, Её Императорское Высочество пожелала видеть скит. Пароход против него остановился. Настоятель с братиею поспешили на пароход, взяв с собой главнейшую святыню скита – чудотворную икону Божией Матери «Млекопитательницы» и святые мощи – стопу святого апостола Андрея Первозванного. Её Высочество с благоговением приложилась к святыне и за сим оставили берег Афона, напутствуемая горячими молитвами и благожеланиями русских обитателей Святой Горы».

http://pravoslavie.ru/93171.html

    Конец X — начало XI века в истории скита связан с именем русича Антипы из Любеча, который стал на Афоне иноком Антонием. Преподобный Антоний - основатель Киево-Печерской Лавры и первоначальник русского монашества в родном Отечестве — был пер вым из тех русских, чье имя осталось в истории Афона. В одном из переложений его жития можно прочесть, как Антипа под влиянием святогорских подвижни ков встал на путь иноческой жизни и в поисках полезного места для спасения души оказался на Афоне: " ...Обошел тут богобоязненный Антипа все монастыри, скиты и подвижнические пустынки, много встречалось ему живущих на Свя той Горе и русских братьев, особливо в обители рус сов - Ксилургу; видел жительство их, свыше естест ва человеческого подражавших во плоти житию ангельскому, и сердце его разгорелось Христовой любовью порев новать житию их " , - так пишет соста витель жития прп. Антония.   И до сегодняшнего дня церковные историки называют два возможных места пострига преподобного Анто ния Печерского: это - или обитель Богородицы Ксилургу, или монастырь Есфигмен. Достоверно известно, что инок Антоний жил в монастыре Ксилургу подолгу. Будущий отец русского монашества дважды посетил Афон до своего водворения в Киеве. Опираясь на известные ему источники, Владимир Маевский писал: " В XI в. русские имеют свою обитель на Афоне. Это - обитель " Святыя Богородицы Ксилургу " - сущес твующая как русская и до сего дня. Б ней, по преданию, жил после постриже ния преподобный Антоний Печерский и оттуда он принес " благословение Святой Горы " в Киев " .   Но для современных поклонников афонских святынь ценно и то, что пре подобный Антоний сближает нас с историей монастыря Есфигмен, хотя   " ...это монастырь чисто греческий, и братия его состоит из одних иноков-греков. Но по преданию, именно в Есфигмене, в конце X и начале XI века, подвизал ся первоначальник русского иночест ва преподобный Антоний Киевский; по благословению игумена этой обители Феоктиста он удалился в пещеру высе ченную в скале над морем и получив шую название Самара " .

http://isihazm.ru/?id=370&c_pid=2

Ф. 19. 115)), послушники (Варнава - Манявский скит, 1684 (ЦГББ. Слав. 10845)), реже светские лица, дьяки (Иоанн Залавский - 1674 (Б-ка САНУ. 64)), крестьяне или городские жители («мищанчуки»), члены братств («братчики»). Большинство дошедших до нас рукописных И. анонимны. Отсутствие упоминания о переписчике отражает идущую от средневековья традицию умалчивания имен исполнителей богоугодных дел. Известны владельцы нек-рых И., напр. игум. Щеплотского монастыря Исаакий (ЛНБ. Ф. 3. 36), игум. Мелетий (Смоленск (?); келейный И.- ГИМ. Увар. 807). В некоторых И. указано их назначение, напр. 2 одинаковых экземпляра для правого и левого клиросов, написанные послушником Киево-Печерской лавры Ианнуарием Салухой (НКПИКЗ. Кн. 2084, 2087, 1852 г.). Иногда указана обитель как место создания И. Хотя братии не благословлялось менять без причин место постоянного пребывания, иногда обстоятельства к этому принуждали, поэтому мн. книги перевозились владельцами и теперь находятся вдалеке от мест их написания. Принцип составления И.- компактное изложение певческих моделей годового репертуара - оказался удобным и в литургической практике, и в процессе обучения пению. То, что в И. был включен репертуар из неск. певч. книг, разных по содержанию и структуре (Обиход, Октоих, Ирмологий, Минея, Триодь), обусловило его синтетическую структуру, использование во всех богослужебных циклах и в результате более чем 300-летнее применение в певч. практике. Традиция составления И., сложившаяся к нач. XVII в., приобрела на протяжении XVII-XIX вв. устойчивость. На нее не повлияли сложные конфессиональные изменения ни в нач. XVII в., когда стало активно распространяться униатство (преимущественно на белорус. землях), ни в нач. XVIII в., когда Греко-католическая Церковь утвердилась на всем правобережье Днепра, ни в XIX в., когда укр. и белорус. Церковь на днепровском правобережье возвратилась к Православию (за исключением галицких и закарпатских земель в составе Австрийской империи (с 1867 Австро-Венгрии)). После принятия Брестской унии в 1596 г.

http://pravenc.ru/text/674075.html

Схиархимандрит Зосима (Сокур) (1944–2002) Отец Зосима родился в тюремной больнице в Свердловской области, где его мать отбывала ссылку за исповедание веры. Детские годы Ивана (так звали отца Зосиму в миру) прошли в Авдеевке, шахтерском городке недалеко от Донецка. Здесь после окончания ссылок и заключений поселилось много сестер Иоанновского монастыря, среди которых была и матушка Антонина, сестра его матери. В этой монашеской общине и рос будущий старец. В школе Ваню Сокура прозвали «попом». Он не был ни октябренком, ни пионером, ни комсомольцем. «У меня всю жизнь была одна партия, – говорил отец Зосима, – это Матерь Церковь , у меня был один партийный устав – это Евангелие и Закон Божий... Надо мной в школе очень издевались, за то что я в церковь ходил. Перевоспитывали учителя, привлекали школяров: вы там побейте этого попа, чтоб он в церковь не бегал!.. Гонимый, ненавидимый, шел и шел я в храм Божий, бесу на зло...» С детских лет Ваня Сокур мечтал стать священником, но поступить в семинарию сразу не удалось – началась эпоха хрущевских гонений на Церковь , и у него не приняли документы. Он выучился в техникуме на ветеринара, а через год после окончания техникума стал послушником в Киево-Печерской лавре. После ее закрытия определился в Свято-Духовский скит Почаевской лавры. О недолгом пребывании в скиту отец Зосима вспоминал с любовью: в те годы в Почаеве подвизались преподобные старцы Кукша Одесский и преподобный Амфилохий. Несмотря на множество препятствий, Ване Сокуру удалось все же поступить в Ленинградскую Духовную семинарию, а затем и в академию, которую он закончил в 1975 году. Тогда же он принял монашество с именем Савватий. По распределению он был направлен в Одесскую епархию, в Свято-Успенский монастырь, где ему определили жить в той самой келье, которую прежде занимал преподобный Кукша Одесский. Отцу Савватию перешла и схимническая одежда преподобного Кукши, к которой батюшка относился как к великой святыне. Чтобы ухаживать за матерью, отец Савватий переходит в Донецкую епархию, где становится настоятелем сельского храма святого Александра Невского.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Для посетителей открыты Дальние и Ближние пещеры. Отреставрированы корпуса 53 и 56, где находятся паломнические гостиницы. На цокольном этаже корпуса 53 расположена паломническая трапезная, в корпусе 39 - монастырское экскурсионное бюро. На территории К.-П. л. действуют Киевские ДС и ДА, находятся адм. здания Киевской митрополии, резиденция Предстоятеля УПЦ, митрополита Киевского и всея Украины. В доме настоятеля лавры на Ближних пещерах на цокольном этаже расположен свечной завод. Остальные постройки используются в качестве общежития для братии и под хозяйственные нужды. К нач. 2013 г. в К.-П. л. проживало ок. 180 чел. братии. В. В. Воронин Скиты и подворья В ведении К.-П. л. в различные периоды находилось не менее 14 приписных скитов или подворий с храмами (не считая отдельных приписных мон-рей или приходских храмов). Первое из подворий, упоминаемое в летописи под 1096 г., существовало в Суздале (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 228); впосл. преобразовано в суздальский во имя вмч. Димитрия Солунского муж. мон-рь . В 1631 г. был основан скит в Голосеевском лесу близ Киева (см. Голосеевский в честь Покрова Пресв. Богородицы муж. мон-рь ). Видимо, с сер. XVII в. в Ст. Киеве у Нижнего вала существовало подворье в честь Покрова Пресв. Богородицы. В сер. XVIII в. Покровский храм подворья был обращен в приходский, к 1784 г. он обветшал, был упразднен, а приход приписан к Верхне-Местской ц. святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова ( Берлинский М. История г. Киева//Киïвська старовина. 1992. 1(292). С. 99). В люстрации Киевского замка за 1552 г. упоминается подворье на территории Замковой горы (горы Киселёвка), а также церковь, вероятно относившаяся к подворью (АрхЮЗР. 1886. Ч. 7. Т. 1. С. 107). Правосл. храм на Замковой горе отмечен и на плане Киева, приложенном к кн. «Тератургима» (1638) мон. Афанасия (Кальнофойского). В 1651 г. Киевский замок был сожжен казаками Б. Хмельницкого, храм с подворьем разрушены. С XVI в. известно подворье с храмами во имя прор. Илии и свт. Николая Чудотворца в с. Городок (Гродек, Грудек) Луцкого у. Первое известие о с. Городок как о лаврском имении датировано 6 марта 1516 г. (в этот день кн. Константин Иванович Острожский, женатый на дочери кнг. Анастасии Гольшанской Татьяне, подтвердил завещание тещи о передаче Городка обители). О проживании монахов в Городке известно из документа Луцкого суда от 22 мая 1562 г., в к-ром упоминается иером. Иларий, урядник подворья (Опись актовой книги Киевского Центрального Архива. 2036/Сост.: О. И. Левицкий. [Офиц. изд. архива]. К., 1883. С. 18). В янв. 1593 г. в скиту скончался еп. Владимирско-Брестский Мелетий (Хребтович-Богуринский). В 1702 г. подворье было обращено в загородную резиденцию Луцких униат. епископов.

http://pravenc.ru/text/1684519.html

У этого преподавателя студент Говоров не только учился простоте и ясности изложения мысли, но и находил у него моральную поддержку в трудную для себя минуту. Профессор был земляком Георгия Васильевича, человеком открытым и гостеприимным, своим характером напоминавшим студенту его родителей. По сведениям биографа святителя, профессор Амфитеатров «всегда сочувственно относился к нуждам учащейся молодежи, иногда простирая свои заботы до полного устройства судьбы нуждающегося» 134 . Архимандрит Георгий (Тертышников) сообщает о помощи профессора нищему поводырю, которого он встретил на улице. Узнав, что его отец – бедный дьячок, Яков Кузьмич определил мальчика в духовное училище, и тот с успехом окончил все ступени духовной школы, став впоследствии епископом 135 . Яков Кузьмич нередко приглашал Георгия и других студентов к себе домой для общения. В обществе Я.К. Амфитеатрова будущий святитель проводил свои последние в Академии каникулы, находясь в Голосеевской пустыни 136 , где располагается скит Киево-Печерской лавры. После смерти родителей и принятия монашеского пострига он нуждался в поучительной беседе со своим наставником. Еще один преподаватель, общением с которым дорожил студент Е.В. Говоров, был преподававший церковную историю Дмитрий Иванович Макаров, бакалавр, а с 1841 г. экстраординарный профессор исторических наук в Киевской духовной академии. В 1843 г. он принял монашеский постриг с именем Лаврентий и вскоре оставил учебную деятельность 137 . В свои зрелые годы святитель Феофан неоднократно отзывался о нем как о человеке «предивного нрава» 138       , «ума великого», но при этом весьма простого: «посмотреть на него, подумаете: экая простина, деревенщина!» 139 . Главной его отличительной чертой было безгневие: «Образ кротости, – писал о нем епископ Феофан из затвора одному из своих корреспондентов. – Я ни однажды не видал его рассерженным. Иногда он станет будто сердито говорить; но тон речи всегда изменял ему, и показывал, что это он надувается рассерчать, да не умеет» 140 . По воспоминаниям святителя, еще до принятия монашества будущий архимандрит Лаврентий вел уединенный и аскетический образ жизни, но никому не выказывал своих подвигов: подчеркивал свою лень 141 и говорил, что собирается жениться. Окружающие ценили его душевные качества и глубокие познания: «профессоры все относились к нему с уважением... Он был муж совета, – и утешения» 142 . Егор Васильевич Говоров с другими студентами Академии любили посещать его в Лавре по воскресным и праздничным дням. Личные качества и круг общения Георгия Говорова в Академии

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Сестры, предупрежденные местным католическим свящ. Р. Годзинским, заперли входную дверь в обитель. Из Ровно для поддержки захватчиков был вызван эскадрон польской конницы, но, по свидетельству очевидцев, возглавлявший отряд нападавших капитан Адамкевич был чудесным образом остановлен: он упал с коня и был перенесен на почтовую станцию Самострелы Ровенского повята. Туда же приехал католич. архиепископ, которого капитан, переживший видение, перед смертью попросил не разорять мон-рь. 17 сент. 1939 г. Корец заняли советские войска. В нояб. 1939 г. власти закрыли уч-ще и монастырский приют. В авг. 1941 г., с началом боевых действий и оккупации Волыни нацистами, в К. м. переехали насельницы разрушенного Турковицкого монастыря (совр. Польша) во главе с игум. Магдалиной (Крисько). В годы Великой Отечественной войны К. м. находился в юрисдикции митр. Алексия (Громадского) , возглавлявшего автономную УПЦ и находившегося в каноническом общении с Московской Патриархией. Архиерей ежегодно посещал К. м., совершал богослужения. 26 сент. 1941 г. последний раз перед тем, как он был убит, митрополит служил в обители. 14 авг. 1942 г. в К. м. из возобновленной Киево-Печерской лавры был принесен ковчег с частицами мощей Печерских святых, впосл. перед ним ежедневно служили молебны и пели акафисты. В 1944 г. при освобождении Корца авиабомбой были повреждены один из корпусов и 6 келий рядом с Троицким храмом. Отступавшие нацисты уничтожили монастырский сад. Осенью 1945 г. местным райисполкомом были реквизированы здания Воскресенского мон-ря под склады зерна. В «пользовании» сестер оставили храмы и монастырское кладбище, затем «за несовместимостью» в 1946 г. храм закрыли, а новое монастырское кладбище перенесли к городскому Георгиевскому кладбищу. Имущество перевезли в Троицкую обитель. После кончины 14 нояб. 1946 г. игум. Феофании К. м. возглавила игум. Магдалина (Крисько; до 1954). 13 февр. 1950 г. по распоряжению еп. Волынского и Ровенского Панкратия (Кашперука) к К. м. в качестве подворья был приписан скит, расположенный в Белевских Хуторах.

http://pravenc.ru/text/2057268.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010