Глава II. БОЖЕСТВЕННЫЙ МРАК Проблема богопознания была коренным образом рассмотрена в небольшом сочинении, само заглавие которого знаменательно: «О мистическом богословии». Это замечательное произведение, имевшее столь исключительное значение для всего дальнейшего развития христианской мысли, принадлежит неизвестному автору так называемых «Ареопагитик», личности, которую долгое время принимали за ученика апостола Павла – Дионисия Ареопагита . Но защитникам этого мнения пришлось учесть одно странное обстоятельство: об «Ареопагитиках» до начала VI века то есть в течение почти пяти веков, ничего но было слышно; на них не ссылался и о них не упоминал ни один церковный писатель. Впервые их огласили еретики-монофизиты , пытавшиеся опереться на их авторитетность. В следующем веке святой Максим Исповедник вырывает это оружие из рук еретиков, раскрывая в своих комментариях или «схолиях» православный смысл дионисиевских творений 13 . Начиная с этого времени «Ареопагитики» пользуются неоспоримым авторитетом в богословском предании как Церкви Восточной, так и Западной. Современные критики, которые никак не могут прийти к какому-то соглашению по поводу подлинной личности псевдо-Дионисия и времени написания его произведений, теряются в самых разнообразных гипотезах 14 . Колебания критических исследований между III и VI веками показывают, как до сих пор неточны сведения, относящиеся к происхождению этих таинственных произведений. Но каковы бы ни были результаты всех исследований, они ни в чем не могут умалить богословского значения «Ареопагитик». С этой точки зрения не столь важно знать, кто был их автором; основное в этом вопросе – суждение Церкви о содержании самих произведений и то, как она ими пользуется. Ведь говорит же апостол Павел, ссылаясь на псалом Давида: «Некто негде засвидетельствовал» ( Евр. 2, 6 ), показывая тем самым, до какой степени второстепенен вопрос авторства, когда речь идет о тексте, внушенном Духом Святым. Что правильно для Священного Писания , то столь же правильно для богословского предания Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

«(Господи)! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня?» Данный стих представляет собой общее введение к речи 53-й главы, в котором определяется лицо говорящее, предмет речи и адресаты ее. Ввиду того, что установка всего этого крайне важна для правильного понимания настоящей главы, а между тем среди комментаторов существует по этому поводу разногласие, остановимся на выяснении этого с некоторой подробностью. Большинство средневековых раввинских и новейших рационалистических экзегетов, не желая признавать мессианского смысла данной главы, держится того мнения, что лицом говорящим здесь выступает пророк Исаия; но предметом его речи является не Мессия, а народ еврейский вообще или, точнее, период его тяжелого, политического существования («скорбь дней Мессии»), а слушателем, укоряемым от пророка, оказывается весь неверный языческий мир, притесняющий избранный народ Божий. Но если подобная попытка придавать речам пророка Исаии «О Мессии» коллективный смысл не имела успеха раньше ( Ис.49:3, 5–7 ), то здесь повторение ее еще меньше имеет оправдания для себя, так как из всего анализа 53 гл. ясно, что в ней идет речь об единичной личности, а не об олицетворении общины (см. в особенности, «муж скорбей» (3) «все мы блуждали... Господь возложил на Него грехи всех» (6) «Он... страдал добровольно» (7) «за преступления народа Моего претерпел казнь» (8) «не сделал греха и не было лжи в устах Его» (9) и др.). Недаром даже такой свободно мыслящий экзегет, как Duhm и тот относительно затронутого вопроса говорит следующее: «Мессия здесь трактуется, насколько только возможно, еще гораздо индивидуальнее, чем в остальных песнях, и толкование Его личности в смысле действительного или «истинного» народа израильского здесь всецело невозможно (vollends unmögich – «Das Buch Jesaia» – 365 s. Gothingen 1892). А вместе с этой гипотезой падает и другая, как связанная с ней, о том, что исключительными слушателями, к которым была обращена эта обличительная речь пророка, были представители языческого мира, теснившие народ израильский. От критики ложного мнения перейдем к выяснению и обоснованию правильного, выраженного хотя и весьма аподиктически, но, к сожалению, без достаточных доказательств.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Диалог 9-й. О прогрессе и конце мировой истории Духовник . Что же такое прогресс? В чем, с точки зрения церковной, лежит смысл мировой истории? Неужели культура, наука, искусство – все, что создал мир, – пустая комедия? Ведь ты так ставишь вопрос? Я понял тебя правильно? Неизвестный . Да, правильно. И мне думается, что вопрос этот в то же время и самое убийственное возражение против христианства. Духовник . Почему? Неизвестный . Потому, что безвыходное положение для разума. Или надо признать мировую историю бессмысленной комедией, и тогда все, чему учит Церковь , окажется истиной; или надо признать бессмысленным христианское учение, и тогда истиной окажется то, что создал мир. Но так как величие христианства все же более отвлеченное и менее осязательное, чем величие, созданное миром, то совершенно ясно, что человек выбирает последнее. Духовник . Да, громадное большинство действительно поступит так. Оно отвергнет истинное учение Церкви и примет мирскую ложь, но совсем не потому, почему ты думаешь. «Безвыходного положения», о котором ты говоришь, на самом деле не существует. Мировая история, с точки зрения христианской, совсем не «бессмыслица». И ошибка неверующих людей заключается вовсе не в том, что они признают смысл исторического процесса, а в том, что они ложно его понимают. Неизвестный . Но почему же тогда громадное большинство должно непременно отвергнуть истину? Духовник . На это в слове Божием есть совершенно определенный ответ. Неизвестный . А именно? Духовник . «...За то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи...» ( 2Фес. 2, 10–11 ). Неизвестный . Пусть так. Но от этого церковное учение о смысле мировой истории не делается для меня яснее. Духовник . Конечно, и я его тебе его разъясню, но сначала ответь мне на вопрос: сам прогресс, как какой-то процесс, в котором совершенствуется жизнь, ты считаешь несомненным фактом? Неизвестный . Разумеется. Духовник . Что же такое прогресс, с точки зрения людей неверующих? В чем смысл мировой истории, если ничего, кроме материи, не существует и все жизненные явления – не что иное, как физико-химические процессы, в которых по неизменным законам комбинируются атомы вещества?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png О церковном этикете Предлагаем Вашему вниманию текстовую версию беседы протоиерея Максима Козлова о церковном этикете, которая прошла на радио " Радонеж " 23 апреля 2004 года. Давайте вновь поговорим о таком понятии как церковная вежливость и церковный этикет. Ну, может возникнуть вопрос: неужели нет более важных и актуальных тем для общения в прямом эфире? Конечно, много важного и много актуального, но каждый из нас по себе знает, что отсутствие вежливости в Церкви или незнание нами церковного этикета порождает много проблем. От простых - например, человек не знает, как правильно подойти и обратиться к священнику, к епископу, как составить то или иное письмо, правильно адресованное в ту или иную церковную инстанцию. А отсутствие вежливости порождает, прежде всего, проблемы у переступающих порог церкви - у тех, кто сталкивается с некорректным, нетерпимым, грубым обращением со стороны около-церковнослужителей. Да, конечно, есть уровни нашей жизни, нашего бытия, где всякая, в общепринятом смысле слова, вежливость или уже тем более, всякий этикет, отступают. Да, мы знаем, что преподобный Серафим в этом смысле - совершенно вне традиции церковного благочестия, церковного обычая XIX столетия - приветствовал всех приходящих к нему (в некоторое время его жизни) словами: " Радость моя, Христос воскресе! " Приветствовал так и крестьянина, и губернатора, и архиерея. Но для того, чтобы вот так себя вести, так сказать эти слова, нужно, наверное, сначала стать преподобным Серафимом! Потому что представим, если какой-нибудь обычный монах или мирянин в монастыре будет вот так ходить и всем говорить: " Радость моя, Христос воскресе! " Увидит наместника монастыря послушник и тоже будет к нему так обращаться, когда тот его определяет на какое-нибудь послушание… Наверное, это вызовет скорее наказание, чем поощрение! Итак, для нас, обычных людей, не достигших тех высот, которых достиг преподобный Серафим, конечно же, общечеловеческие нормы вежливости и церковного этикета являются обязательными.

http://zavet.ru/a/rss_1085553072.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Не растерять благодать 18.05.2020 656 Время на чтение 5 минут Как правильно подготовиться к Причастию? Должна ли эта подготовка сводиться к чтению молитв? Как часто нужно посещать церковь в период подготовки к Причастию? Как правильно вести себя накануне и в день Причащения? На эти и другие вопросы отвечает духовник Саратовской епархии протоиерей Владимир Пархоменко. Христианин вообще должен жить Причастием, Евхаристией. Господь сказал: Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), поэтому совершенно естественно, что тот, кто хочет идти этим путем, жить с Богом, должен причащаться Животворящих Таин Христовых. Если христианин осознает, насколько высоко таинство, к которому он собирается приступить, сколь бесценны те благодатные дары, которые нам в нем даются, если он понимает, что Евхаристия — это встреча со Христом, то, конечно, он будет готовиться к этой встрече тщательно. Ведь не возникает же у нас сомнения в том, что мы должны серьезно подготовиться к важным событиям мирской жизни, например, поступлению в вуз или к праздничному торжеству — свадьбе, юбилею. Тем более тщательной и серьезной должна быть наша подготовка к главному экзамену и главному торжеству нашей жизни — встрече со Христом. Однако подготовка не должна сводиться к формальному исполнению некоего количества правил, пусть даже этих правил много. Приведу такой пример. Когда-то на Руси существовал благочестивый обычай — перед Причастием непременно помыться в бане. Обычай полезный, ничего плохого в нем нет, но если мы этот обычай сделаем правилом, обязательным к исполнению, то получится ерунда. Нет, мыться перед каждым Причастием не обязательно. Обязательно — не тело вымыть, а душу очистить в Таинстве Покаяния. У святых отцов есть хороший образ: исповедь — это вторая баня после крещения. Эта баня должна предшествовать Таинству Причащения. Духовная подготовка христианина к Приобщению связана, конечно, и с богослужением. Если ты хочешь причаститься, то хотя бы один церковный день нужно посвятить службе. Церковный день у нас начинается с вечера. Поэтому те, кто готовятся к Причастию, должны побывать на вечернем богослужении, которое совершается накануне. Это минимум. Конечно, можно и больше: если есть желание, можно всю предшествующую неделю на все службы ходить каждый день. Но в большинстве случаев человеку, живущему в миру, такого графика придерживаться тяжело. Для мирян достаточно посещать службу в субботу и воскресенье.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/18/ne_ras...

Закрыть Только правильная государственная идеология способна обезопасить нашу страну и наш народ 18.02.2017 780 Время на чтение 4 минуты Как сообщалось , Президент России Владимир Путин принял участие в ежегодном расширенном заседании коллегии ФСБ, посвящённом итогам деятельности ведомства за прошедший период и приоритетным задачам в области обеспечения национальной безопасности на перспективу. «Нас то и дело провоцируют, собственно говоря, постоянно провоцируют и стремятся втянуть в конфронтацию. Не прекращаются и попытки вмешательства в наши внутренние дела с целью дестабилизировать общественно-политическую обстановку в самой России», - сказал, выступая на мероприятии, Глава государства. Слова Президента прокомментировал в интервью «Русской народной линии» сотрудник Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, председатель Отдела Санкт-Петербургской епархии по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков : Самая великая задача дьявола внушить людям, что его нет. Когда человек находится в неведении, то он этих бесовских козней не видит. Мы должны помнить: наша брань не против крови и плоти, но против духов злобы поднебесной. Это самый беспроигрышный вариант. И если силы тьмы духовной пользуются такими изобретениями в уничтожении людей, то, тем более, и их последователи земные также используют такой хитрый ход. И мы наблюдаем, как все это у нас происходит. Ситуацию раскачивают в обществе, стравливают людей друг с другом по любым поводам. Самое главное — народ разъединить. Церковь, дети, молодежь - назовем это основами, столпами общества, это нравственное состояние народа. Много таких моментов, где враги нашего Отечества ситуацию провоцируют, дискредитируют в глазах общества, всевозможным образом слово «патриотизм» высмеивается, кино снимается различное, где наша история подается в негативном виде. Сделано вроде грамотно, вроде славный фильм и название патриотическое, а смотришь — суть-то ужасная. Вот как сейчас — фильм «Матильда» и многие другие фильмы.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/02/18/to...

Митрополит Кирилл ответил на вопросы директора телерадиокомпании «Калининград» Калининград, 19 июня 2006 г . В дни Светлой Пасхальной седмицы митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ответил на вопросы директора Государственной телерадиокомпании «Калининград» Владимира Шаронова, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП . Состоявшаяся беседа была посвящена итогам Х Всемирного Русского Народного Собора, а также восприятию его идей российским общественным мнением, и показана по калининградскому телевидению. Ведущий: Многоуважаемый Владыко, прежде всего, позвольте сделать необходимое для дальнейшего разговора уточнение. Правильно ли я понял, что есть две сквозные идеи в Вашем докладе на Х Всемирном Русском Народном Соборе: о приоритете нравственности над законом и о губительности слепого копирования либеральных ценностей? Митрополит Кирилл : Как свойственно всякому человеку, Вы сделали свой акцент на проблеме. И правильно сделали, потому что ведь мы воспринимаем реальность личностно, сквозь призму своего «я» и исходя из собственных мыслей и озабоченностей. Вы сделали вполне допустимый акцент, в чем-то отражающий, вероятно, Ваше собственное видение вопроса. А вот моя озабоченность была следующей. Идея прав и свобод человека является, несомненно, величайшим достижением человечества. Собственно говоря, если бы эта идея не была реализована в нашем обществе, то мы бы сейчас не могли бы и разговаривать на эту тему, и Вы не брали бы у митрополита интервью на эту тему. И тот факт, что у Церкви сейчас есть права и свободы, – это результат практической реализации этих ценностей. Поэтому говорить, что Церковь выступает против прав и свобод, – это просто не знать нашей истории. Но что происходит, когда человек реализует свои права и свободы вне системы нравственных координат? Ведь человек способен как к добру, так и ко злу. Человеческое существо вмещает и жизнь духа, и жизнь инстинкта. Но если личность осуществляет себя вне системы нравственных координат, то как направить ее на то, чтобы она реализовала доброе начало в себе, а со своим злым началом боролась? Ведь если человек не получил соответствующего воспитания, не был сформирован должным образом и потому не привык ощущать себя в системе нравственных координат, то никакому закону, никакой внешней силе не удастся ограничить его произвол.

http://pravoslavie.ru/17747.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Афонский старец Тихон и Паисий Святогорец, 4-я серия Четвертая серия фильма Афонский старец Тихон и Паисий Святогорец   Четвертая серия фильма повествует о  жизни Паисия Святогорца в Иверском скиту, как раз в то время, когда  о. Тихон (Голенков ) принял его в духовные чада. Наверное, какие-то мысли автора фильма многим покажутся спорными. Но это всего лишь выражение мнения афонских старцев.   По мнению некоторых старцев, сам отец Тихон был простец, а  простецу проще уловить главное в духовной жизни. Так о. Тихон быстро понял, что надо без остатка предаться Богу, сконцентрироваться на одном, бить в одну точку. И он сразу уцепился за главное, быстро нашел правильный путь и уже не оставлял его. Кстати, это было подобно тому, как прп. Силуану Афонскому духовник сказал не принимать блудных помыслов, и тот уже никогда не принимал.  В этом преподобный нащупал правильный путь и держался его до конца. Видимо, именно соединение русского и греческого благочестия дает особенный результат. Это мы видим как раз при соединении ревности старца Тихона и благородства прп. Паисия Святогорца . Что и проявилось в дальнейшем подвиге прп. Паисия. Об этом необычном духовном феномене, который долгое время замалчивался по разным причинам,  и повествует 4-я серия  фильма, созданного святогорцами, которая называется: " Афонский Старец Тихон и Паисий Святогорец " .   + Комментарии Всего комментариев: 10 2017/10/01, 15:34:08 Спаси Господы, отцы и братия за чудный фильм о дивном старце. р.Б. Димитрий 2017/09/29, 23:52:53 +++Мысль из разряда:нет цены+++ Небесное золото: " Лучший Университет-это уйти с головой в блаженную глубину Распятия Христова и погрузиться в Христову Голгофу! " (Святогорец Тихон Русский). Благодарю за фильм!Благодатная Духовная Святогорская Сказка!Нет цены! А Крест Христа-это действительно чудотворный источник нескончаемого Совершенного Знания знаний,несущего Свет Наивысшего Просвещения от Триединого Бога из области Небесного Университета Вселенского Учителя, Христа и Его Учеников Софии Вышней!

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2675

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Монах Симеон Афонский. Постижение Монах Симеон Афонский. Постижение   Дети, принимающие игры за истину, подражающие взрослым, преследующим свои воображаемые цели, суетясь и толкаясь, смотрят на нас и ждут, что оставим мы им в наследство, - беземысленные игры состарившихся детей, или ж.е мудрое, опытное слово, преображающее плоть и дух, и приводящее к постижению Бога, «дающего мудрость и разум ищущим Его»? Есть два взгляда на постижение: правильный и неправильный. Правильный взгляд - это смотреть неисходно внутрь сердца, в свое изначальное бытие, где находится Бог - истинный Центр вселенной. Неправильный взгляд - страстно смотреть в мир, в небытие, где все угасает и исчезает, где мы теряем свою Свободу. К тому, кто избрал жизнь в помыслах, грехи приходят как всеуничтожающий град и безпощадная буря. А к избравшему чистоту сердца благодать приходит как обильный ливень, напояющий землю. Неисходное пребывание сердца в мысленной суете есть полное самоуничтожение и духовная смерть. А неисходное пребывание сердца в Баге есть полное уничтожение всякого греха и Жизнь вечная в святости и блаженстве еще здесь на земле. Постоянная память о Боге - основа святости, отступление от этого памятования, - основа греха. Корень греха - забвение Бога, а корень Спасения, - всецелое устремление к Нему. Непреложность закона последствий грехов, - что посеешь, то и пожнешь, - пронизывает всю нашу жизнь. А свобода выбора - Спасения или гибели души - возлагает на нас самих всю ответственность за нашу собственную жизнь, поэтому Бог, «желающий всем спастись», является для нас единственной опорой и прибежищем. Соединись с вечной жизнью во Христе до того, как смерть соединится с тобой. В стране смерти не найдешь счастья, в стане вечной жизни не найдешь смерти.   Монах Симеон Афонский. Комментарии Всего комментариев: 14 2017/09/01, 10:14:16 Блаженный Андрей, Христа ради юродивый однажды был взят на небо. Ему были показаны красоты рая, которые человеческим языком не возможно описать, и множество святых, но он не увидел там Божией Матери и удивлялся этому. Тогда он услышал вразумление Ангела: " Ее нет здесь. Она утешает на земле всех страждущих, скорбящих и озлобленных. Ты увидишь Ее там " .

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2647

О бессмертии души против сектантов адвентистов 11 Как учит православная Церковь о душе человека? Православная Церковь учит, что душа человеческая получила от Бога самостоятельное бытие и никогда не уничтожается. Хотя тело человека в известное время становится трупом и разрушается, однако, душа его продолжает и будет существовать до тех пор, пока Господь не воскресит (не восстановит из праха Иов 19:25 ) тела, когда душа и тело соединятся для блаженной жизни, или для совместного мучения. Неужели существуют люди, которые учат о душе иначе, чем Православная вера? Таковы – адвентисты, утверждающие, что душа разрушается вместе с телом: когда человек умер, то душа его, по их мнению, погибла, а тело гниет и уничтожается и, таким образом, человек исчезает. По мнению адвентистов душа и тело, это – одно и то же: душа – это кровь в теле, а кровь, как известно, уничтожается вместе со всем телом, в котором она повсеместно течет. Правильно ли адвентисты понимают, что тело и душа человека, это – одно и то же? Нет, не правильно, потому что душа и тело – совершенно отличны одна от другой: тело – из земли, «из праха земного» ( Быт. 2:7 ), а душа есть «дыхание Божественной жизни» ( Быт. 2:7 ). Да и созданы-то тело и душа отдельно. Как повествуется в св. Писании о создании человека? «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». ( Быт 2:7 ). Значит, отдельно было сотворено тело человека, и отдельно получила бытие душа. Почему же в некоторых местах Писания душею называется кровь ( Лев. 17:14 ; Втор. 12:23 )? Это говорится не о человеческой душе, происшедшей от Божия дуновения, а о душе животных; животная душа получила свое начало не от Божия дуновения, а от неразумной природы, воздействовавшей по Божию повелению. Так и говорится в св. Писании: «и сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов и зверей земных» ( Быт 1:20, 24 ). Поэтому и сказано ( Втор. 12:23 ), что душу животных можно (но, конечно, не должно) есть; о человеческой же душе нигде не сказано, что она может служить пищей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010