С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Священники участвуют в телепередачах, выступают в СМИ, преподают в светских вузах. И поэтому важными для многих людей являются самые простые вопросы: что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО. Протоиерей Лев Павлович МАХНО родился в 1940 году в Саратовской области. В 1962 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1966-м — академию. В 1963 году рукоположен в диаконы, а в 1964-м — в священники и направлен в Тулу. В 1982-1985 годах — представитель Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, в 1985-1989-х — в Париже и благочинный Франции. В 1989 году вернулся в Тулу. В 1992-м создал Православную классическую гимназию, на гуманитарном факультете Тульского университета — кафедру теологии. Настоятель храмов Благовещения Пресвятой Богородицы и Святых Двенадцати Апостолов города Тулы. Кандидат богословия, доцент ТулГУ.   — Отец Лев, раньше священство было сословием, дети священников становились священниками. Хорошо это и есть ли тенденции к возрождению сословного священства? — Мой сын недавно стал священником — вот вам уже сословное священство. А есть в России семьи (пусть немного), в которых и в советские времена не прерывалась преемственность священства.

http://pravmir.ru/svyashhenstvo-ne-rabot...

Стихи 1 – 4. С евр. в русском: «и я сказал»; правильнее по-славянски: «он скажет»; слово может быть при различной пунктуации переведено и так, и иначе: (ваомар – «я сказал») или (веамар – «он скажет», «он сказал»). Но второй перевод правильнее потому, что в 3-м стихе «народ Мой», а в стихе 2-м дополнение означено прямо местоимением (т. е. овцы), так что он мыслится в теснейшей связи с 13-м стихом главы II, и разделение на главы едва ли здесь уместно. Прп. Ефрем Сирин не указывает здесь чтения; блж. Феодорит держится за чтение 70-ти. Влагать дальнейшую речь в уста Божий будет вполне согласно с подобными же обличениями грядущего Господа в псалме ( Пс. 49 ), в книгах Малахия ( Мал. 3 ) и Амоса ( Ам. 5:9 и след.), где обличителем явится именно Господь, вводящий стеноруштеля. Тогда исчезает и тождесловность начала этой главы с началом предыдущей: там изобличал пророк, а здесь явится на изобличение Сам Господь, истинный Пастырь, собирающий воедино стадо израилево (ср. Ин. 10 ). Обличение следует самое коренное: искажение истины, обирательство и даже угнетение народа, как и в указанных параллельных местах, так и в Мф. 23 . Разночтения больше нет до стиха 4-го. Образы, взятые в этом трехстишии, известны в псалмах: жестокое поядение народа ( Пс. 13 ) и угнетатель бедного, любящий зло более, чем добро ( Пс. 51 ), равно будут наказаны Богом. Иезекииль в XXIV главе ( Иез. 24 ) в этом образе заклания овец и сбрасывания их по частям в кипящий котел изображает полнейшее разорение и избиение народа. Псалом 17 точно также изображает явление изобличителя Бога и погибель врагов праведника, которые, усмотрев свое посрамление, тщетно взывают к Господу ( Пс. 17:42 ), как и здесь, в стихе 4-м. Думается, что в этом образе Обличителя и затем Карателя соединяется и пришествие Христово и следовавшее затем разорение Иерусалима (см. стих 12), которое и Спаситель называет пришествием Сына Человеческого, когда Господь уже не слышал мольбы отверженного народа. Со стиха 4-го речь возвращается в уста пророка. «Сокроет лицо свое на время, как они злодействуют». Славянский текст: «отвратит лице свое от них… понеже слуковноваша в начинаниях своих на ня». Русский смысл вовсе неясный: здесь, очевидно, та же идея, как и в книгах Иеремии ( Иер. 11:11 ), Иова ( Иов 35:12 ), Притч ( Притч. 21:13 ) и др., что Господь не услышит жестоких, когда они будут обличены; при чем же тут «на время, когда»? Соответствующее слово (каашер – предлог и относительное местоимение) означает причину, например, в словах Божиих Моисею ( Чис. 27:14 ) и еще в других местах Библии, и потому надо предпочесть славянское толкование.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Темы беседы: 1. Страстная седмица; 2. Великая Пятница, страдания и жертва Спасителя и влияние этого события на жизнь каждого человека. А. Пичугин — «Светлый вечер» на радио «Вера». Здравствуйте, дорогие радиослушатели. Здесь в этой студии Алла Митрофанова… А. Митрофанова — Алексей Пичугин. А. Пичугин — Пятница, и поэтому как всегда в это время здесь в нашей студии главный редактор журнала «Фома», глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО Владимир Легойда. Здравствуйте. В. Легойда — Добрый вечер. Наше досье: Владимир Легойда. Родился в Кустанае в 1973 году. Окончил МГИМО, стажировался в Соединенных Штатах, кандидат политических наук, профессор МГИМО. Некоторое время возглавлял кафедру международной журналистики. Оставил эту должность после назначения на пост председателя Синодального информационного отдела Московского Патриархата. С 96 года Владимир Легойда — главный редактор журнала «Фома», он также входит в состав различных государственных и церковных органов. Таких как Президентский Совет по правам человека, общественный совет при Минюсте, Патриарший совет по культуре, Высший церковный совет. С декабря 2015 года Владимир Легойда является председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. А. Митрофанова — У нас сегодня необычная пятница. Наверное, она единственная такая. Да не наверное, а точно. Её называют Великой пятницей, Страстной пятницей. И я думаю, что будет правильно, если мы разговор начнем с тех, самых главных событий, которые сейчас проживаются… Я правильно понимаю, что они не вспоминаются, а проживаются в Церкви? Всякий раз. События Великой пятницы — Распятие, Погребение Христа. В. Легойда — Вообще-то евангельские события проживаются на каждой Божественной литургии. Но понятно, как вы совершенно справедливо сказали, Страстная неделя, Страстная седмица — это особое время, когда мы все призываемся к тому, чтобы, говоря языком богослужения, «всякое ныне житейское отложить попечение», и попытаться максимально пережить и прикоснуться к тем событиям, которые стали определяющими в истории человечества. И у нас есть такая уникальная возможность, наша вера, наше богослужение дает нам возможность в этой погрузиться и это пережить, насколько это для каждого из нас возможно в нашей нынешней ситуации. Поэтому, конечно, Страстная пятница как день Распятия Спасителя, это такая, может быть, точка максимального напряжения евангельских событий.

http://sinfo-mp.ru/svetlyj-vecher-s-vlad...

«Я все правильно сделал». Памяти Александра Градского Музыка была с ним с детства 28 ноября, 2021 Музыка была с ним с детства Ночью 28 ноября на 73-м году жизни умер известный певец и композитор Александр Градский. У народного артиста РФ случился инсульт. Публикуем отрывки из его интервью — о музыке, жизни, своем характере. О детстве и увлечении музыкой Если семья считала себя, скажем так, достаточно интеллигентной, то почему бы мальчика не отдать учиться музыке. Чтобы стать скрипачом, нужно было часов по восемь в день играть, репетировать дома. А я жил в подвале восьмиметровом, и еще 38 человек. В общем, больше двух часов не получалось. И вот эти несколько лет, где как раз нужно было набирать потенциал, были профуканы, и я не смог стать скрипачом в силу малого времени, отведенного мне для занятий. Потому что девять семей и на скрипке мальчик играет в подвале — это, сами понимаете, вызывало раздражение. Но музыки в доме было много, и хорошей. Мама собирала пластинки: у меня было две оперы «Кармен» и «Севильский цирюльник», которые я знал наизусть в исполнении Козловского, Фирсовой, Кипкало. То есть хороший был набор. Одновременно произошло мое окончание музыкальной школы и возникновение рок-музыки и поп-музыки в мировом пространстве. Все это из-за Beatles произошло, поскольку это было настолько ярко, так нас всех завело, что мы вообще не знали, куда от этой музыки деться. Естественно, возникло желание подражать: Элвис Пресли, Нат Кинг Кол, Синатра, Фицджеральд, Дорис Дэй — все это дядя привозил из гастролей, он же работал танцором в ансамбле. Потом появился магнитофон в моем доме, и стало довольно-таки просто переписывать пленки как-то у друзей и все такое. Это уже заполоняло мою жизнь целиком. Я помню, как учился играть на семиструнной гитаре в деревне у моей бабушки Марьи Ивановны. На чердаке валялась старая гитара, и помню, как я подбирал на пустых струнах одну тему из известной песни, не буду говорить из какой — просто это смешно. Но я смотрел по пустым струнам: если подряд эти струны нажимать, вдруг возникает мотив. Ну и дальше пошло-поехало. Видите, чем все закончилось.

http://pravmir.ru/ya-vse-pravilno-sdelal...

IV. А. И. Осипов. Святитель Игнатий (Брянчанинов)-наставник духовной жизни Догорает теперь старчество. Везде уже нет старчества, у нас в Оптиной догорают огарочки Преп. Варсонофий Оптинский Существо любой религии наиболее полно и точно раскрывается в учении о духовной жизни, условиях ее осуществления, законах, по которым она развивается, критериях ее истинности. Потому основное значение в религии всегда придается реальной жизни верующего, а не просто сумме его знаний о вере. Однако успех в духовной жизни определяется не только и не просто степень активности верующего, но и знанием законов этой жизни, без чего многие, вступившие на ее путь, заблуждались и погибали. Всё это прежде всего относится к духовной жизни в Православии, незнание основ которой приводит, как правило, к самым тяжелым последствиям, к так называемой «естественной» религиозности, ко всякого рода мистицизму, чему очень способствует наш «ветхий человек» с его бессмысленным любопытством проникнуть в тот мир, его болезненным влечением к «духовным» наслаждениям и, конечно же, лежащей в основе всех страстей и заблуждений гордостью. Отсюда становится понятной необходимость помощи опытного руководителя, видящего душу человека, способного отличить действие благодати Божией от действия разгоряченного воображения, тщеславия и нервно-психических переживаний. Но такие богодухновенные руководители даже в древние времена были большой редкостью, тем более их нет (по утверждению святых и опытнейших подвижников благочестия) в наш век. Святые отцы предвидели этот голод слова Божия (при больших тиражах Библии!) и предуказали спасительное средство, которое может и теперь помочь каждому искренне ищущему. Это средство – «жительство под руководством отеческих писаний с советом преуспевших современных братий». Приведенные слова принадлежат одному из авторитетнейших русских духовных наставников и писателей XIX века святителю Игнатию (Брянчанинову ; 1807–1867), творения которого представляют собой одно из таких «отеческих писаний», которое особенно ценно для современного православного христианина, как, впрочем, и для христиан других конфессий, искренне хотящих знать путь правильной духовной жизни. Ценность творений святителя обусловлена тем, что они написаны на основании тщательного изучения не только творений святых отцов Церкви, но и католических и протестантских мистиков (сочинения которых он читал в подлинниках), и проверены в личном опыте богопознания; дают достаточно краткое и ясное изложение всех важнейших сторон духовной жизни, в том числе и опасностей, встречающихся на ее пути, как они раскрыты в святоотеческом наследии Церкви; духовный опыт Церкви преподают применительно к психологии и силам человека ближайшей к нам эпохи (XIX век) с учетом ее глубокой обмирщенности, что особенно важно для нашего времени. По этой причине творения святителя Игнатия могут существенно помочь выявлению и осмыслению основ правильной духовной жизни в Православии и служить надежным в ней руководством.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

§ I Между православными могут существовать не вполне одинаковые мнения относительно частностей церковного «окормления» нашей личной или общественной жизни, но сам факт «окормления» Церковью всем нам важен и дорог. В числе же органов, которыми оно совершается, особливо важным представляется Высшее Церковное Управление, относительного которого и предполагаю вниманию православных нижеследующие соображения. Как известно, ныне действующие формы нашего церковно управления, с самого возникновения своего в 1721 году, не преставали возбуждать против себя разнообразную критику. Неоднократно были делаемы и поправки в Синодальном учреждении 1721 года 1 . Но, несмотря на все эти поправки, даже и теоретическая критика не смолкала. В настоящее же время, чем дальше, тем больше, сами факты, неудовлетворенные запросы жизни, чисто практическим путем приводят к убеждению, что наша Церковь не дает достаточного «окормления» современной, усложнившейся, жизни православной России. Как известно, император Петр I ставил целью реформы 1721 года создание «Высшего духовного Соборного Правительства», «со властью равнопатриаршеской», указывая своим подданным иметь новоучрежденный Св. Синод «за важное и сильное Правительство». Осуществилась ли эта идея? Важным и сильным правительством можно считать лишь такое, которое обладает достаточной осведомленностью и средствами для благоустроения всех запросов жизни, относящихся к области его ведения. Наше же Церковное Управление, наоборот, во всех важнейших вопросах жизни обнаруживает слишком часто как недостаток своевременной в них осведомленности, так и недостаток средств к их разрешению. Вследствие этого мы нередко видим не столько решение вопросов, сколько оттягивание их. Это понятно, при неимении способов правильного решения, но ясно, что это признак скорее слабости, чем силы. Между тем, запросы жизни не исчезают от того, что не получают должного, правильного, разрешения, а только самовольно пробивают себе дорогу к разрешению неправильному. Видя при этом отсутствие со стороны Церкви надлежащего руководства, сами православные постепенно привыкают жить и действовать на свой страх, самовольно, раздробляясь при этом на фракции, и утрачивая мысль об общем церковном руководстве их действиями. Отсюда возникают между ними разногласия, подрывающие силы Церкви, а в конце концов даже порождающие и ереси.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

А.И. Солодков Организация и методика церковной реабилитации лиц, отпавших от православия Скачать epub pdf Введение Вопрос о присоединении к Церкви стоял уже с первых времен существования Христианства, так как уже тогда появлялись различные расколы и ереси, пребывание в которых неизбежно разрывало единство с Церковью . На ряде Соборов были выработаны определенные правила (I Всел. 8, 19; II Всел. 1, 7; VI Всел. 95; Лаод. 7, 8; Карф. 6, 57, 126), регламентирующие порядок приема в Церковь , согласно которым присоединяемые к Православию и к части спасаемых принимаются с помощью трех чинопоследований: Крещения; Миропомазания и Покаяния 1 . Отпадение от Церкви всегда печальный факт в силу самого обстоятельства случившегося. Причина отпадения в большинстве случаев – недостаточная просвещенность в основах Православного исповедания. Множество людей попало в секты, будучи крещенными, но так по-настоящему и не познакомившись с Православием. Известно, что научить человека легче, чем переучивать. В этом смысле реабилитация людей, отпавших от Православия, отличается от обычной катехизации. В таком случае необходимо учитывать и знать заблуждения, в которых оказался человек, чтобы правильно выстроить методику подготовки к чину присоединения к Святой Православной Церкви. В работе будут описаны методические пояснения в следующем порядке: какие общие заблуждения существуют в том или ином направлении протестантизма (неопротестантизма), оккультизма и неоязычества. На примере отдельных заблуждений рассмотрим сам принцип организации методики реабилитации. Так, например, при работе с отпавшими в христианские конфессии не обязательно уделять в начале реабилитации много внимания вопросам сотворения мира и шестодневу. Вера в то, что Бог – Творец этого мира и человека, в христианских деноминациях присутствует. Для них первостепенными будут темы: значение Священного Предания, как критерий понимания библейского текста, экклесиология и Таинства Церкви, как условия доступа к соединению со Христом. Цель организации центра реабилитации и методических особенностей – помочь человеку увидеть свои заблуждения, проанализировать ложное мировоззрение, встать на путь покаяния и обретение чистоты Православного исповедания в Боге и с Богом. Для этого необходимо методически правильно выстроить план встреч-бесед с отпавшими от Церкви и предложить материал для самостоятельного изучения.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/organiza...

«Важно правильно построить работу православных общественных объединений» Беседа с протоиереем Александром Пелиным Православные общественные объединения – новая сила, уверенно занимающая место в российском гражданском обществе. Спектр деятельности таких НКО (некоммерческих организаций) направлен на решение самых актуальных социальных проблем, объединяя людей живых и неравнодушных. Недаром на состоявшейся 8 февраля в Даниловом монастыре встрече с лидерами традиционных конфессий В.В. Путин выразил убежденность в том, что некоммерческие организации, созданные при участии Церкви, должны иметь доступ к конкурсам на государственные и муниципальные задания по оказанию социальных услуг «наравне с бюджетными учреждениями», подчеркнув, что объединения, созданные при поддержке традиционных конфессий, зачастую и работают эффективнее. Но эта форма общественной активности – новая для православных сограждан. И потому у них возникает целый ряд практических вопросов: например, как сделать работу внутри организации более эффективной, какие формы взаимодействия между приходом и НКО выбрать? Ответить на эти и многие другие вопросы призвана книга «Маркетинг и менеджмент в православных НКО: анализ, стратегия, осуществление» (Саранск, 2011), написанная специалистом по вопросам церковно-государственных отношений протоиереем Александром Пелиным и топ-менеджером Николаем Григорьевым. С одним из авторов этой книги – протоиереем Александром Пелиным, членом Общественной палаты Мордовии, секретарем Архиерейского совета Мордовской митрополии, ректором Саранского духовного училища, – мы беседовали о проблемах взаимоотношений НКО и общества, НКО и Церкви. – Отец Александр, как возник у вас интерес к теме НКО? – На протяжении ряда лет я занимаюсь развитием молодежного движения, лично участвовал в создании нескольких молодежных общественных организаций. За это время я убедился в том, что существуют некоторые законы развития НКО – так же, как и законы развития общества в целом. Менеджмент некоммерческих организаций – это направление управленческой деятельности, которая в советское время была совершенно не развита в нашей стране, в отличие от Запада.

http://pravoslavie.ru/52495.html

Вышел в свет журнал «Нескучный сад» за 2009 год. В обществе, где Церковь 70 лет существовала почти подпольно, со священниками связаны самые неожиданные представления и даже мифы. Что мы знаем о священниках? И что сами священники могут рассказать о себе, своей жизни и своем служении. Также в номере: Монастырская застава в Бретской крепости. Зачем Бог сотворил блоху. Конец одноразвого мира. Какой крест правильный? Вышел в свет журнал «Нескучный сад» за 2009 год. В обществе, где Церковь 70 лет существовала почти подпольно, со священниками связаны самые неожиданные представления и даже мифы. Что мы знаем о священниках? И что сами священники могут рассказать о себе, своей жизни и своем служении читайте в «Теме номера». Священство – не работа. С XVIII века до революции священство было особым сословием, довольно закрытым. В советской и постсоветской России священник воспринимался как марсианин. Сегодня наступает время контакта, диалога между священством и обществом. Что за люди – священники? И как правильно вести себя с ними? На эту тему рассуждает завкафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Лев МАХНО Батюшки — на экране и в жизни. Кино лишь открыло для себя нового персонажа — православного священника. Каких священников мы видим в современном российском игровом кино? Шесть вопросов о самом главном: зачем нужны священники? Мифы и правда о священниках : Правда ли, что у священника сокращенный рабочий день – два часа службы утром, два вечером? Священники – значит святые? Можно ли священникам купаться? Как правильно здороваться со священником? Всегда ли надо просить благословение? Священник – специалист по жизни? Священник должен быть бедным? Так же в номере: Актуальная рубрика «Эхо событий» : Колумнист «Нескучного сада» Иван Семенов был главным исполнительным продюсером по содержательному взаимодействю ВГТРК и РПЦ в освещении Архиерейского и Поместного Соборов, Он делится своими размышлениями по итогам работы с журналистами. Патриарх Кирилл: говорить с миром на равных Основные вехи биографии нового Патриарха комментирует ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества Николай ЛИСОВОЙ, тесно сотрудничавший с будущим Патриархом Кириллом по делам Общества.

http://pravmir.ru/novyj-nomer-neskuchnog...

Вячеслав Пономарев Таинство Священства (Рукоположение) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Священство есть Таинство, в котором через святительское рукоположение на правильно избранного нисходит Святой Дух и поставляет его совершать Таинства и пасти стадо Христово. Весь церковный народ, составляющий Тело Церкви, подразделяется на духовенство и мирян (клир и народ). К клиру Православной Церкви принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых с точки зрения литургической жизни неравноценно, то есть их иерархические полномочия разнятся между собой. Священнослужители, которым принадлежат права совершения Таинств и богослужений, в свою очередь имеют иерархическое деление: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются в связи с этим большей духовной властью. Священнослужителем Православной Церкви может стать далеко не каждый благочестивый мирянин. Таинство Священства совершается только над православно верующим мужчиной, принадлежащим к клиру (то есть являющимся уже церковнослужителем), состоящим в первом венчанном браке или принявшим монашеские обеты, и избранным для возведения в одну из трех степеней церковной иерархии. Надо отметить, что в Церкви любые служения возможны только на основе благодатных даров, которые в ней же и сообщаются. Только лица, их получившие, могут быть священнослужителями. Поэтому Рукоположение в Церкви не является назначением, а благодатным актом, в котором ниспосылаются на ставленника дары Духа. Но эти дары ниспосылаются на того, кого Сам Бог предназначает и призывает к служению: И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями… ( 1Кор. 12; 28 ). Как говорит апостол Павел: И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр. 5; 4 ). Церковь же активно участвует в этих избраниях и поставлениях. Как и все остальные Таинства, Священство имеет свою внешнюю и внутреннюю сторону. Внешнюю сторону Таинства составляет святительское Рукоположение правильно избранного ставленника, сопровождаемое соборной молитвой. В христианской Церкви с самого начала ее существования Рукоположение составляет основную принадлежность Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через Рукоположение: и избрали Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников; их поставили перед Апостолами, и сии, помолившись, возложили на них руки (п/ж – ред.) ( Деян. 6; 5, 6 ). Апостолы же заповедали епископам, возведенным ими в высший священный сан, рукополагать кандидатов на священнослужение таким же образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010