1757 Cyr., Ep. XLVIII (42) ad Donat. M. gr. 77, 249B-C. M. V, 348D. Д.B.C.II 2 , 162; Ep. XL (35) ad Acac. Melit., M. gr. 77, 184C-D. M. V, 3120. Д.В.С. II 2 . 152; Synod. CVIII, M. gr. 84, 721C. 1760 Cyr., Ep. XL (35) ad Acac. Melit. ( Χρμα) M. gr. 77, 184C. M. V, 812B. Д.В.С. II 2 , 152. 1761 Архидиакон и синкелл св. Кирилла – Епифаний, говоря в послании к Максимиану о получении этих требований восточных, замечает, что они (требования) „fecerunt incidere (Кирилла) aegritudinis recidivum“ (Synod. CCIII. M. gr.84, 826С). С одной стороны, нельзя допустить, что мужественный борец за веру и Церковь , с радостью недавно перенесший за веру темничное заключение, вдруг стал таким слабым, что заболел под влиянием письма „нескольких“ епископов Востока, письма, правда, неприятного. С другой стороны, судя по ответному посланию Акакию, св. Кирилл далеко не испугался предъявленных к нему требований и твердо продолжал настаивать на покорности Эфесскому собору. Наконец, странно и со стороны синкелла писать Максимиану о recidivum, не сказав, в чем же состояла эта болезнь, которая повторилась. Все это заставляет нас думать, что Епифаний под aegritudo разумеет не болезнь, а скорбь, печаль, в каковом значении это слово часто употребляется. Тогда понятно будет, почему он называет эту aegritudinem повторной; новое обнаружение упорства восточных возобновило у св. Кирилла ту скорбь, которою он болел в Эфесе. 1763 Cyr., Ep. XXXIII M. gr. 77, 162B-C. Synod. LVI. M. gr. 84, 665C-D.Boзмoжho, что в это время в Александрии заседал обычный осенний (в октябре) собор, почему св. Кирилл и говорит о скорби епископов всего Египта. Гарнье допускает, что св. Кирилл нарочито созвал собор в соответствие Антиохийскому и Верийскому собору восточных (M. lt. 48, 1214В). 1770 Synodic. LV, M. gr. 84, 660А. Акакий говорит, что он, кроме письма Аристолая и папы Сикста, получил из Александрии три-четыре письма. 1774 Вся переписка, нашедшая в Synodicon’e место в главах LV-LXXVI (M. gr. 81, 660–687), вызвана именно этим письмом. Упоминаетсяо нем и в других главах, напр. LXXX, LXXXVIII, CVII, CXXIX, CXXXVI и др. Историю этих сношений между восточными см. у Tillemonm’a·op. cit., XIV, 522–528 и y H. H. Глубоковского, op. cit., I, 111–113.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Хиротония: 01.03.1980 Тел.: 26820-26734, 26820-26684, 26820-28378. Факс: 26820-27953 Ε-mail: imprevez@otenet.gr Ксанфийская и Перифеорийская митрополия Кафедра: г. Ксанти. В епархии действуют два мужских монастыря, из которых самый крупный – Панагиас Архангелиотиссис, где подвизаются 28 монахов, и два женских; приходских храмов – 85, остальных – 131, клириков – 95. Имеется радиостанция (93,8FM), выходит периодическое издание ”Διακονα”. В храмах епархии хранятся честные мощи святого Давида Эвбейского, святого Нектария Пентапольского и святого Арсения Каппадокийского. Правящий архиерей: митрополит Пантелеимон (Калафатис) Хиротония: 29.01.1995 Тел.: 25410-22505, 25410-70488 Факс: 25410-25581 Сайт: http://imxp.duth.gr/ Ε-mail: imxp@duth.gr Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская митрополия Кафедра: г. Парамифия. В епархии действуют два мужских монастыря; приходских храмов – 153, остальных – 792, клириков – 121. Имеется радиостанция (105,1FM). Правящий архиерей: митрополит Тит (Папанакос) Хиротония: 17.07.1974 Тел.: 26660-22092 Сайт: http://www.imparamythias.gr Ε-mail: imparam@otenet.gr Паронаксийская митрополия Кафедра: г. Наксос. В епархии действуют три мужских монастыря и три женских, из которых самый крупный – исихастирий Фапсанон Пару, где подвизаются 33 монахини; приходских храмов – 44, остальных – 908, клириков – 45. Имеется радиостанция (98,5FM), выходит периодическое издание «Πνευματικ Κιβωτς». Правящий архиерей: митрополит Каллиник (Деменопулос) Хиротония: 30.06.2008 Тел.: 22850-24644 Факс: 22850-24600 Сайт: http://www.i-m-paronaxias.gr/ Ε-mail: paronaxia@otenegr.gr Патрская митрополия Кафедра: г. Патры. В епархии действуют пять мужских монастырей, из которых самый крупный – Гирокомиу, где подвизаются 29 монахов, и четыре женских; приходских храмов – 187, остальных – 87, клириков – 270. Имеется радиостанция. Правящий архиерей: митрополит Хризостом (Склифас) Тел.: 2610-320602 Факс: 2610-339391 Сайт: http://www.i-m-patron.gr Ε-mail: i-m-patron@otenet.gr

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

«Когда, как указано в евангельском чтении, говорит Лев В., Господь спросил своих учеников, за кого они почитают Его, и после того, как многие высказали различные мнения, блаж. Петр ответил: «Ты еси Христос, Сын Бога живаго», то Господь сказал ему: «блажен, ты, Симон, сын Ионы; ибо не плоть и кровь это тебе открыли, но Отец Мой небесный. И Я тебе говорю также: ты есть Петр и на этой скале желаю Я создать Мою Церковь и врата ада не должны её превозмочь. И Я желаю дать тебе ключи царства небесного; всё, что ты свяжешь на земле, должно быть связано и на небе; и всё, что ты разрешишь на земле, должно быть разрешено и на небе» (Sr. III, 2; ср. Sr. LXII, 2; LXXXIII, 1). Интересно затем, как св. —497— Лев толкует этот текст Евангелия совершенно в духе папских тенденций в речи на день своего посвящения (IV, 2). Словам Спасителя Лев В. придает такой смысл. «Мой Отец небесный открыл тебе это», т. е., говорит Лев, не земное мнение, а небесное наставление научило тебя. «И Я говорю тебе», т. е., «как тебе Мой Отец открыл Мое божество, то делаю и Я тебе известным твое отличие». «Ты еси Петр»… т. е., «хотя Я есмь неприкосновенная скала, краеугольный камень, который делает из двух одно, основание, кроме него никто другого не может полагать, однако ты также есть скала, потому что ты через Мою силу укрепишься, чтобы разделять со Мной по могуществу то, что Мне собственно принадлежит». «И на этой скале Я создам Церковь и силы ада её не одолеют», т. е., на этой крепости (fortitudinem) Я желаю создать вечную Церковь и высота Моей Церкви должна воздвигаться через посредство этой веры. Ради этого, продолжает Лев, Петр только один получил многое, тогда как ни на кого из других учеников не перешло что-либо, на что он не имел также части. Из всего мира избирается только один Петр, который, предстоит призвание всех народов, ставится во главе всех апостолов и отцов Церкви, так что он властвует всеми священниками и пастырями душ, хотя в народе Божием и много может быть» (Ser. IV, 2). У св. Льва ап. Петр, как глава и центр церковной жизни, представляется поэтому преимущественным обладателем всей полноты духовных дарований и прав, которые свойственны иерархии церковной. «Этого человека, говорит Лев, божественное благоволение удостоило такой общности своего могущества, что оно (бож. благов.) позволило своим дарам протекать на других апостолов только через него» (Ser. IV, 2); «И хотя право вязать и решить передано также и другим апостолам, но Петр предпочтительно наделен этим достоинством, ибо он поставлен за образец и во главе всех правителей Церкви» (Ser. IV, 3; LXXXIII, 1:2).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

277 См. гл. I, стр. 22–23. Что Феодорит познакомился и жил вместе с Несторием и Иоанном Антиохийским в Анамийском монастыре, – это мнение Перри (The second synod of Ephesus. P. 202) ни на чем не основано. 278 Haeret. fabul. compendium, IV, 12 (Migne, gr. ser. t. 83, col. 433, p. 369): o χ ο δα ποταπος τ εξ ρχς ντεθραμμνος ( Νεστ ριος) πιτηδεμασιν. 281 Возможно, что Феодорит знал Германикийского пришельца во время его пребы­вания в Антиохии, но ни гл. 12 кн. V Наег. fab. compend., ни Contra Nestorium ad Sporatium (Migne, gr. ser. t. 83, col. 1157 sqq.) не дают права совершенно положительно заключать, что тогда «Несторий хорошо был знаком» Антиохийскому клирику, ставшему потом Киррским епископом, как это делает протоиер. А. В. Горский (Прибавл. к Твор. Св. Отц., XIV, стр. 341). 282 См. напр. Comment. Theodoreti in Ezech. XLVIII, 35 (Migne, gr. ser. t. 81, col. 1248. 1249. 1252. 1253. 1256. Творения, VI, стр. 722–727), in Agg. II, 24 (M. 81, col. 1872. Творения, V, стр. 76–77), epist. 82. 104. 145. 151 (M. 83, col. 1265. 1300. 1377. 1380. 1417. 1424) и мн. др. 283 Сам Феодорит весьма точно выражает такое отношение свое в указанным край­ностям в решении христологической проблемы. «Мне, – писал он Евсевию Анкирскому (epist. 109: М. 83, col. 1304, р. 1178), – кажутся нечестивыми разделяющие на двух сынов одного Господа нашего Иисуса Христа, а ровно и те, которые идут противополож­ным путем и называют одним естеством божество Владыки Христа и человечество. Эти скалы противоположны друг другу, путь же Евангельских догматов – средний (между ними), украшенный стопами святых пророков и Апостолов и тех, кои после них блистали благодатными дарами в учении». «Мы, – замечал Феодорит при другом слу­чае (epist. 21: М. 83, col. 1201, р. 1085), – конечно не отрицаем особенностей естеств, но как считаем нечестивыми разделяющих на двух сынов единого Господа Иисуса Христа, точно так же называем врагами истины и старающихся слить естества». Cnf. Eran., dial. II: Migne, gr. ser. t. 83, col. 148. 149.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

754 Сообразнее с содержанием письма разуметь здесь не Антиохию, как Люп (Вольф), а Константинополь. 757 См. выше: письма 247 (гл. 128), 248 (гл. 129), 249 (гл. 133). 250 (Гл. 135) 253 (гл. 146) на стр. 411–412 413–414. 416–419 421–422.426– 427. 759 Это и следующие письма появились после примирения блаж. Феодорита с Иоанном Антиохийским, причем Антиохийский владыко уполномочил Кирского пастыря делать все, что он найдет нужным для привлечения упорных к союзу, и даже – в случае надобности – намеренно клеветать на него (Synodicon, cap. CXXI): Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 738). 761 Как кажется, здесь нужно разуметь крайних членов партий (Кирилло-Иоанновой и восточной-протестующей), которые не думали и не заботились о взаимном соглашении и умиротворении церквей. Такое понимание представляется вам более сообразным е обстоятельствами дела и с содержанием самого письма, чем толкование Балюза, будто Кирский епископ говорит о своих друзьях, которые боялись отправлять к своим единомышленникам послания, опасаясь, что последние попадут в руки противников. 762 Письмо Елладия к блаж. Феодориту не дошло до нас, а послание к нему квестора Домитиана сохранилось в Synodicon, сар CXXV (Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 740–741); здесь Домитиан убеждает Тарсийского епископа соединиться с Иоанном Антиохийским по примеру епископов первой и второй Киликии. См. о «квесторе» и выше письмо 216 (XXXVI) на стр. 347,1. 763 См. Synodicon, сар. CLIX (Migne, gr ser. t. LXXXIV, col. 773) Выражая свое радостное согласие на соединение с Иоанном Антиохийском в православной – Никейской – вере, Максимин (Аназарвийский) и все предстоятели второй Киликии просят, однако же, Антиохийского владыку не принуждать их к принятию «глав», которые все еще смущают их. О Нестории здесь совсем не упоминается. Очевидно, согласно уговору с блаж. Феодоритом, Иоанн Антиохийский не требовал подписи низложения ересиарха. 765 В первой Киликии. Этот Кирилл после присоединился к Иоанну Антиохийскому вместе с другими епископами первой Киликии (Synodicon, сар CXCIÏ Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 804–805).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

766 Такого письма до нас не дошло; вероятно, разумеется послание к Иоанну: см. прим. к письму 256 (гл. 360) на стр. 432,1. 768 Не одно ли это лицо с упоминаемым в 125 письме (на стр. 159) пресвитером и архимандритом Мекимой? 769 На предшествующее письмо блаж. Феодорита Александр Иерапольский отвечал просьбою не приходит к нему и не тревожить ни себя, ни его, так как он настолько убежден в своей правоте, что не уступить Кирскому епископу я в том случае, если бы даже все воскресшие праведники поддержали его (Synodicon, сар. CLXVIÏ Migne. gr. ser. t. LXXXIV, col. 781–783). 771 Нужно иметь в виду, чего на возвратном пути из Ефеса «восточные» же только отлучили от общения (как Ефесцы их), но и низложили Кирилла Александрийского , Мемнона Ефесского и всех восьми депутатов с Ефесского собора, бывших в Константинополе (Synodicon, сар. CXXXVI, CXLI и CXLIV: Migne, gr. ser. t. LXXXIV, col. 753 757 А 790 I); на Прокла же было распространено решение относительно Максимиана (Synodicon, cap. XLVIII, col. 654). 772 Письмо эти, вероятно, но принадлежит блаж. Феодориту, ибо трудно допустить, чтобы Кирский епископ мог предполагать в Нестории большую терпимость к догматике Кирилла Александрийского и к политике Иоанна Антиохийского, чем в Александре Иерапольском. Впрочем, в самом содержании письма нет ничего такого, что могло бы компрометировать Феодорита 773 См. еще в письмах 235 (гл. 60), 238 (гл. 72), 241 (гл. 88) и 245 (гл. 110) на стр. 378–380, 368,5. 392. 401. 774 На моление Феодорита об уступчивости (см выше письмо 260 на стр. 436–437) Александр снова ответил решительным отказом и заклинал своего друга Святою Троицею – оставить его в покое, поскольку они убежден в упорном еретичестве Кирилла Александрийского , а Иоанна Антиохийского считает – догматически подозрительным в виду его непостоянства (Synodicon, сар. CLXIX Migne, gr. ser. t LXXXIV, col. 753–784). 775 Старания блаж. Феадорита относительно Александра не привелн ни к чему: 15 апреля 435 года (Synodicon, сар. CLXXXIV: Migne, gr. ser. t LXXXIV , col. 799) Евфратисийский митрополит был, удален из Иераполя и сослан в Египетский Фамозин, где были рудники (Synodicon, сар. СХС, col. 803).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Серия Полный месяцеслов, т. II, стр. 90). Некоторые (Schulzius. Dissert. de vita et scriptis Theodoretï Migne, gr. ser. t. 80, col. 50) называют указание Евагрия vagum testimonium, но нам достоверно известно, что преем­ник Маркиана действительно обращался к какому-то Иакову, монаху Низивийскому (Mansi, VII, 524. А. Деян., IV, стр. 466), хотя его письмо и не дошло до нас. Если предполагать, что Иаков умер вскоре после этого (Tillemont. Mémoires, XV, р. 876: note 13 sur Théodoret), – в таком случае кончину Феодорита нужно относить приблизительно к 457 году, а не к следующему, как хотят ссылающиеся на Феодора Чтеца Гарнье (Dissert. I, cap. XIII, n. III et IV: M. 84, col. 158–159), Удэн (Comment. I, col. 1064) и др. Наконец, необходимо упомянуть еще об одном обстоятельстве, которое отсылает нас ко времени позднейшему даты Марцеллина. Разумеем комментарий Феодорита на книгу пр. Даниила, где автор выражается так: «после неистового восстания на Владыку, по дерзком уготовании креста, не было им (Евреям) уже восстановления, но – по истечении более, нежели четы­рех сот сорока лет ( λλ πλεινων τεσσαρκοντα κα τετρακοσων διαδραμντων τν) – остаются рассеянными и пресельниками во вселенной» (Comment. in Daniel. IX, 24 : Migne, gr. ser. t. 81, col. 1472, p. 1240. Творения, IV, стр. 179). Отсюда выходит, что Киррский епископ занимался изъяснением Св. Писания в 474 году. Для устранения загадочного ха­рактера этого факта Гарнье (Dissert. II, cap. IV, § II, n. III: Μ. 84, col. 223–224) пола­гал, что в цитированном месте ведется счет еврейский и притом от Рождества Христова, так что 440 равняется собственно 426. – Что касается terminus а quo, то ясно без слов и что и здесь и при других случаях (cnf. Comment. Theodoreti in Daniel. IX, 24. 27 : Migne, gr. ser. t. 81, col. 1473. 1485, p. 1252. Творения, IV, стр. 181. 191. In Ezech.XXI, 28: Migne, gr. ser. t. 81, col. 1017. Творения, VI, стр. 552) таковым считается момент крестной смерти Спасителя. Поэтому, даже согласившись с Гарнье, мы будем иметь 459–460 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

1712 Сократ. «Histor Eccles.» Lib. V, cap. XXII. « ν τας μραις το Πασχα μνον βαπτξονσι». Curs; Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom LXVII, col. 640; в рус, перев. СПб. 1851 г., стр. 432. 1714 Василий В. «Ехнатгат ad baptismo», Curs. Compl; Patrol. Ser. Grace. Tom. XXXI, col, 424–425: рус. пер. Т. IV., Москва, 1846 г. стр. 225. 1716 «Constitut. Apostol.» Liber V. cap. XIX. Gursus Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. I, col. 893. «Апостольские Постановления» в рус. переводе, стр. 161. 1717 Златоуст. «Epist. ad. Innocent», n. 3. Curs. Compl, Patrolog, Ser. Graec. Tom. LXII, col. 533. «Письма I. Златоуста к разным лицам», в русск. пер. СПб. 1866, стр. 10. 1719 Victor. «De persecut. Vandal Lib. II, cap XVII. Curs. Compl, Patrol. Ser. La t. Tom. LVIII, col. 216–217. 1721 Григор. Назианзен, «Orat XL. jn snnct bapt.» et .Orat XXXIX in sancta bumina» Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. XXXVI. 1722 Valerius. «Not. iu Theodoret.» Lib. II, с. XXVII. Hunc locum de baptismi sacramento intellexerunt interpretes. Ego vero de festo Epiphaniorum. die malim intelligere, quo Christus in lordane est baplizatus. Nunc, ehim diem praecipuo honore colebant Hierulsalimitani, ео quod apud ipsos Christus tinetus fuissst. Eoque die infants baptizari apud illos solebant, ut legere nomini in lypica monasterii sancti Sabbae, ubi etiam officium illius diei refertur. Bingh. «Anliquit. Eccles.» Tom. IV, Lib. XI cap. VI, § VII Ed. 1755, p. 252. 1724 Златоуст, . " Qrat. do Bapt». Christi. Curs. Compl. Patr. Тот. XLIX col 366. «Слова и беседы на разные случаи», т. II, СПб. 1865. стр. 64. 1725 Григорий Туронский. «Histor Francor». Lib. VIII, cap. IX. Curs Compl Patrol. Tom. LXXI, col 453–454. Rogaverunt deineps ut ad sanctum Pascha baptisnretur sed, nec tunc allatus est infans. Deprecati sunt nutem tertio, ut ad: festivitatem sancti Ionnnis exhiberetur, sed nec tunc venit. 1727 Созомен. «Hisior. Eccles». Lib. II, Cap. XXIV. Curs. Compl. Patrol. Ser. Graec. Tom. LXVII, Col. 1008–1009 ; в русск, пер. СПб. 1851 г. стр. 142–143. Это свидетельство можно понимать, впрочем, и как указание на обычай совершать крещение в день Пасхи, так как здесь говорится о храме, устроенном в честь Воскресения Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Así, para el pensamiento cristiano antiguo, el estado inmaduro de la humanidad en el principio (en la manera como esta idea fue desarrollada primeramente por Ireneo), así como su naturaleza compuesta, invitan a los seres humanos a funcionar en relación con la creación como realizadores de un propósito más elevado, lo que significa que el carácter de microcosmos está ligado a una tarea de mediación. Esto llega a ser particularmente explícito en Máximo el Confesor y, antes de él, en un Padre sirio, Nemesio de Émesa. Para este último, los seres humanos no son en primer lugar reflectores pasivos del universo creado; están llamados a cumplir una función precisamente como microcosmos. Están llamados a actuar como microcosmos uniendo en sí mismos los elementos opuestos del mundo. Esta tarea de los seres humanos significa que tienen que juntar cosas que son opuestas: criaturas mortales con lo inmortal; seres racionales con lo irracional. En Nemesio, la tensión entre la idea del ser humano como microcosmos, que refleja el mundo exterior, y la del ser humano como creado a imagen de Dios, está reconciliada más definitivamente a través de la insistencia en la función del ser humano en el mundo. Encontramos nuevamente esta combinación particular en Máximo el Confesor, quien la desarrolló en una teología de la quíntuple mediación humana, como veremos más adelante. Por el momento, baste afirmar que, de esta manera, es el ser humano en cuanto creado a imagen de Dios el que es al mismo tiempo un ser compuesto, cuya unidad hace posible para él realizar su carácter de imagen tanto como cumplimiento personal (liberado en Cristo de la condición de pecador) cuanto como una tarea de mediación dentro del mundo creado, ligando ese mundo al Creador en la perfección plena de adoración. Imagen y semejanza: una distinción importante Con el fin de conceptualizar la constitución de la humanidad como una tarea, la Iglesia primitiva hizo a menudo la distinción entre imagen y semejanza en la historia bíblica de la creación. Hemos destacado que los términos hebreos seleni y denmt no conllevan tal distinción, sino que son simples sinónimos. Pero, en el Antiguo Testamento griego, los términos eikón (semejanza) y homóiosis (semejanza) parecen más abiertos a una distinción entre dos significados. Orígenes unió esto a sus observaciones sobre las dos creaciones. En Gn 1:26 es la intención última de Dios la que es esbozada y, por tanto, se mencionan tanto la imagen como la semejanza. Pero en 1:27 sólo la imagen es mencionada (dejando Dios de lado la semejanza de forma explícita), lo que indicaba para Orígenes que el ser humano recibió en la primera creación la dignidad de imagen pero que la perfección de la semejanza quedaba reservada para el final de la historia (a cuenta de los esfuerzos pedagógicos de Dios así como de la positiva imitación de Dios por la humanidad). De esta manera, para Orígenes la semejanza era adquirida por los seres humanos a través de la imitación de Dios.

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/la-teo...

964 Златоуст . Homil. XXV in. Ioan. III, 5. Curs. Compl. Patrol, Ser. Graec. Tom. LIX. col. 152; в русск. пер. «Бес. на Ев. Иоанна» ч. 1. СПб. 1834, стр 304 – 305. 966 Иероним. Comment, in Ephes. Lib. II, cap. IV, n. 5–6; Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat Tom, XXVI, col. 496. 968 Кирилл Иерусал. " Сатесн mystagog II, n II». Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 1077–1080. Ср. «Твор. Кирилла Иеруслим.» в рус. пер. стр. 359–360. 969 Златоуст . «Homil. in Colos. VI.», n. IV.: Curs. Compl Patrol. Ser. Graec. Tom. LXII, col. 342; в рус. пер. СПб. 1854 стр. 100. 971 Григорий Двоеслов . «Episl ad Leandrum» Curs. Compl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col. 334. De trina mersione baptismatis.., nil respondí verius potest, quam ipsi sensistis. Nos autem, quod tertio mergimus, triduanae sepulturae sacramenta signamus, ut dum tertio ab aquis infans educitur, resurrectio triduani temporis exprimitnr». 973 Иоанн Дамаскин. «Expositio fidei ortodoxae». Curs. Cumpl. Palrolog. Ser. Graec. Tom. XLIV, col. 1120; в рус. пер. «Точн. излож. прав. веры М. 1855, стр. 235. 975 Garrucci . Storia dell» arte Christiana; Фрикен , «Римск. катакомбы» часть. II, М. 1877, стр. 243. 976 Concil. Coel, can. II. Sciant etiam presbyteri, quando sanctum baptismum ministrant, ut non affundant aquam super capita infantium, sed semper mergantur in lavacro, sicut exempluin praesbuit per semel ipsum Dei Filius omni credenti quando esset ter mersus in undis Iordani. Hardnin . «Acta concil,». Tom. IV, Par. 1714, col. 1224. 977 Св. Григорий Двоеслов , «Episl. ad episc. Leandr.» Curs. C ompl. Patrol. Ser. Lat. Tom. LXXXIV, col 834. Qaod si qui. forte etiam pro summa Trinitatis veneratione aestimet fere, neque ad hoc aliquid obsistit, baptizandum semel in aqus mergere, quia dum in tribus subsistentiis una substatia est reprehensibile esse nullate nus potest infantem in baptismate velter ver semel mergere, quando et in tribus mersionibus personarum trintias, et in uno potest divinitatis singularitas designari. Sed si nune hucusquae infans in baptismate tertio mergebatur, fiendum apud vos esse non censeo, ne dum mersiones nimerant, divinitatem dividant, dumque quod faciebant faciunt mo rem vestrum se vicisse glorientur.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010