Книга Руфь Писатель книги. Достоверных сведений о писателе книги не имеется. Но так как она тесно связана по своему содержанию с книгой Судей, a по некоторым выражениям напоминает книги Царств ( Руф. 4:4 I Цap. 20:2 ), то писателем книги считают Самуила. Время и цель написания книги. За неимением прямых. указаний, время написания книги определяется приблизительно. Из содержания книги видно, что времена Судей были ко времени ее написания прошедшими (1 ст.) а так как о Давиде в конце книги хотя и упоминается, но не как о царе, то можно предположить, что она написана во времена Саула. Цель написания та, чтобы точнее изложить и передать потомству родословную Давида, а через него Христа, а во-вторых, чтобы в примере богобоязненной Моавитявки Руфи показать, как добродетель и правда получают награду от Господа еще в жизни временной. Обозрение содержания. Книга Руфь заключает историю Моавитянки Руфи, от которой произошло и название книги. В первой главе излагаются обстоятельства, заставившие Руфь переселиться из родной земли в землю Иудову. Во второй – обстоятельства, сблизившие Руфь с Воозом. В третьей главе изображается намерение и план, составленный свекровью Руфи, для вступления ее в супружество с Воозом. В четвертой и последней главе описывается самое это вступление в брак с Воозом, и ее потомство. Моавитянка Руфь была прообразом языческой церкви, которая, как дикая маслина, привилась ко Христу, и стала участвовать в корне доброй Маслины ( Иак.2:25 , Рим.11:17 ). Книги Царств В Еврейской библии книги Царств составляют две книги с двумя разными названиями. Первая – называется «книга Самуила», а вторая – называется «Цари». В Греческой библии – каждая из двух книг делится еще на две и таким образом являются четыре отдельные книги с общим названием «Книги Царств». Из уважения к древности еврейского канона, православная Церковь их считает так: «Первая и Вторая книги Царств, Третья и Четвертая книги Царств». Писатели книги а) Относительно Первой и Второй книги Царств существует мнение, что 24 главы Первой книги написаны Самуилом, а остальное – пророками Нафаном и Гадом, но оно не может быть принято, потому что о Самуиле, напр., встречаются такие хвалебные выражения, которых ему приписать никак нельзя. ( 1Цар. 7:15 ; 1Цар. 2:26; 3:19–20 и проч.). Указание на период царей Иудейских ( 1Цар.27:6 ) не могли сделать ни Нафан, ни Гад, а писатель, живший долго спустя по разделении царства. Но так как известно, что Самуил и Нафан вели записи о событиях своего времени ( 2Цар.29:29–30 ) то можно предположить, что их записи и послужили материалом для составления книги другим позднейшим писателем.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

1529 ...высоту чести достиг... – Решение Виниуса. Сентенции «Театра» и «Сада» без социальных акцентов и не поднимаются над темой житейской неблагодарности. 1530 кесарь Арнулфий – Арнульф, герцог Каринтии (850–899), германский император с 887 г. В союзе с венграми начал в 893 г. безуспешную войну с Зундебальдом. 1531 ...Зундебалда, царя словенска... – Свентибольд, или Святоплук, великоморавскнй князь 870–894 гг. Занял престол при поддержке императора Людвига Немецкого (843–876), но затем был схвачен и вывезен в Германию. 1532 ...паки на престол его возведе. – Когда немецкие феодалы, в руках которых был Святоплук, попытались использовать его для подавления восстания моравских славян, он перешел к соплеменникам и победами 87–872 гг. добился признания независимости Моравии Обединив Чехию, Паннонию, Галицию и часть лужицкой земли, до конца жизни вел упорную борьбу с немцами. Опустошение же Моравии произошло уже после смерти Святоплука, когда поднялись распри меж его сыновьями. 1533 Липрандий – Лиудпранд, епископ Кремонский (cep. X в.), посол Оттона I Великого в Византии, автор нескольких исторических работ. См. «Антаподосис» (Воздаяние), I. 13. 1536 ...возносяй ся смирится, смиряли же ся – вознесется... – Цитата из Евангелия ( Лк.14:11 ); в «Театре» ее нет, но смысл сентенции аналогичен: «кто слишком хвалится своими делами, часто в бесчестье и осмеяние попадает». 1537 Клит, воевода Александров – друг и сподвижник Александра Македонского, брат его кормилицы Ланики. В 334 г. спас Александру жизнь в битве у Граника с армией Дария III Кодомана. В 228 г. на пиру в Мараканде (совр. Самарканд) убит впавшим в пьяную ярость Александром. 1538 Курций – Квинт Курций Руф (I в. н. э.), римский историк, автор «Истории Александра Македонского» в 10 книгах (см. VIII. I. 28–52 и 2. 1–6). 1539 74. О льве и осле и лисице. – Эзоп; у Гозвинского – 34. В печатное «Зрелище» басня не вошла, возможно, из-за ее прилога. 1541 ...моля лва, да разделит... – Решение Виниуса. В ориг. вторичный раздел добычи поручается лисе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

453 Св. Афан., Посл. 4 к Серап., §§ 2 – 4. Часть символа, именуемого Афанасиевым, заимствована из этого четвертого послания Серапиону. 457 Там же, Излож. веры, § 4. Место это замечательно: το δe αγιον πνευμ εκτιρευμα ον το πατρς eι στιν εν ταις χερσ: το πμποντος πατρος και. Toυ φροντος υιου δι ου επλγρωσε τα παντα. 468 Не бесполезно обратить внимание на то, что во всех творениях св. Афанасия, – всех направленных против ересей, он ни разу даже не упомянул о другом авторитете кроме Церкви Кафолической. Святитель не сделал ни малейшего указания на авторитет епископов по делам веры, а тем более не упомянул о власти епископа Римского. Свидетельство Церкви выражается Отцами, например Отцами собиравшимися в Никеи, таково единственное правило веры. 470 Там же, § 3. Св. Афанасий заранее опровергнул не только Нестория, но и Церковь римскую, которая со времени отделения своего от Церкви кафолической воздает особое поклонение евхаристической плоти Христовой и Егоˆсердцу. Стараются извинить эти поклонения, говоря, что они приближаются в сущности к Богу, но не менее того верно, что их отделяют, не только часть человечества, но даже часть этой плоти, от лица Слова, ставшего плотью, для отдельного поклонения им. Св. Афанасий ясно осуждает эту ересь, как и Церковь впоследствии осудила ее в лице Нестория. 481 См. в особенности, Barruel, Du Pape et de ses droits, II p. ch. 11. Писатель этот утверждает, будто св. Афанасий аппеллировал в Рнме на определение собора Тнрского и на другое низложение свое. Приведены были памятники доказывающие лживость Барюелла, в поддержнвавшнх то же мнение. 484 Св. Афан., Посл, к Афрос, § 1. ....το γαπητο κα συλλειτουσγο ημν, Δαμασου, το επισκπου της μεγλης Ρμης... Слово ρυλλειτουργος обозначает понятие об общественном служении одинакового рода. 501 Св. Григор. Богосл , Беседа 21 в похвалу Афан.. св. Афанас., Аполог, бегст.; Сократ., И. Ц. кн. III , гл. 8; Созом., И. Ц.. кн. IV, гл. 10; Руф., И. Ц. кн. I, гл. 18. 514 Выше сказано было, что открытие этих посланий принадлежит Куртону. Кардинал Маи поместил их в Nouvelle Bibliotheque des Peres, с латинским переводом с сирского, открытого и разработанного Куртоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Disput. под удовлетворением, о котором говорит Амвросий, разумеют извинение св. Апостолом Петром своего греха теми или другими причинами (подобно Адаму): об этом извинении мы не находим сведений в Евангелии 451 . «Камень веры» «удовлетворение» в словах св. Амвросия понимает в собственном смысле: если мы о нем не читаем в Евангелии, то вся жизнь Апостола и его проповеднические труды справедливо могут быть названы удовлетворением за его грех (667–668). Сравнительно большею самостоятельностию и независимостию от источников отличается положительная часть трактата. Так, в первой главе значительное количество свидетельств св. Писания в пользу доказываемой мысли приводится таких, которые не встречаются у Беллярмина и Бекана, именно: Сир.7:36 ; Иер.16:5–8 ; Сир.17:8, 38:23 ; Руф.2:20 ; Вар.3:5 ; Суд.11:39, 40 ; Быт.47:30; 50:25 ; 1Ин.5:16 ; 2Тим.1:16–18 . Точно также комментарий к Лк.16:9 , «Камнем веры» делается независимо от Беллярмина. В первом под друзьями, принимающими нас после смерти в вечные кровы, понимаются нищие, благодеяния и милостыни которым как бы делают нашими друзьями, ходатайствующими о нас при жизни и по смерти своими молитвами (625–626). Между тем Disput. здесь разумеют святых, царствующих со Христом и помогающих умершим своими молитвами 452 . Главы: II-я, заключающая в себе доказательства необходимости молитвы за умерших из правил вселенских соборов и св. отцев церкви, и V, содержащая указание церковных времен поминовения умерших и обычаев, к ним принаровленных, по своему содержанию стоят вне зависимости от трудов Беллярмина и Бекана. Хотя и Disput. 453 касаются некоторых обрядов церкви, бывающих при погребении, но здесь мы не видим многих, указываемых в «Камне веры». С другой стороны, в Disput. преимущественно против возражений доказывается древность этих обрядов, тогда как в «Камне веры» раскрывается главным образом их смысл и значение. При составлении этой главы «Камень веры», вероятно, пользовался трудами своих русских предшественников по полемике с лютеранами, так как его учение о временах поминовения умерших имеет близкое сходство с учением «Книги о вере» (М. 1648) о том же предмете: смысл этих времен в «Камне веры» и в последнем источнике указан один и тот же («Кн. о вере», лл. 110–112).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

Внешние события являются отображением внутренних процессов – и наоборот: некая аллегория, например, притча Иисуса Христа, Который рассказывал много притч, является отражением жизни людей. Когда Христос говорит: «Вышел сеятель сеять» ( Мф.13:3 ), Он говорит про апостольскую проповедь . А что Он сеял? Слово Божье. А что выросло? Колосья; появились люди, которые восприняли это слово! Или когда Господь в притче говорит, что бросили невод в море и поймали рыбу, это значит, что ловили людей ( Мф.13:47 ). Притча всегда ставит определенную задачу, и когда Руфь получает доступ к сосудам, принадлежащим дому Вооза, и из этих сосудов могут пить все – его слуги, служанки, – это свидетельство того, что она действительно имеет возможность черпать истину – насколько только может принять ее сердце. Руфь благодарит Вооза: « Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня » ( Руф.2:10–11 ). Здесь говорится о том, что она пришла к народу, приняла гиюр, присоединилась к евреям. По законам тех времен – до Рождества Христова, – если нееврей хотел принять еврейство, его должны были прогонять, ругать, отталкивать. Но если он упрямо приходил снова и говорил: «Вот, я хочу принять», ему задавали два вопроса. Первый вопрос: почему ты хочешь стать евреем? Если он отвечал: «Я хочу стать евреем, потому что у вас такие великие пророки, с вами разговаривает Господь, на вас особое благословение, над храмом всегда свечение, присутствие Божие, Мессия должен от вас скоро прийти», его прогоняли и больше не принимали. Но если, отвечая на вопрос: «Чего ты хочешь от нас получить?», он говорил: «Ваш народ самый презренный, вас все гонят, вас все не любят. Немногие из вас окажутся способными принять Мессию и будут страдать, мучиться. Но меня есть мечта: пострадать вместе детьми Авраама, Исаака, Иакова, и, может быть, я чуть-чуть достоин этой участи», его сразу принимали.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но как же быть с людьми, которым Господь говорит: «Ненавижу ваши праздники» ( Ам.5:21 )?Что же этим людям делать? У пророка Исаии сказано: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» ( Ис.1:15 ). Дальше – совет: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» ( Ис.1:16–19 ). Бог силен любой грех смыть с человеческой души, мы должны всегда об этом помнить. Святые отцы говорили: «Непрощеный грех – это нераскаянный грех». А если человек раскаивался в своих грехах, то Бог силен омыть такого человека. Он силен, у Него есть намерения очистить такого человека, помните как Господь Иисус Христос , сказал прокаженному: «Хочу, очистись…» ( Мф.8:3  ). Сказано: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» ( 1Кор.6:9–11 ). У Исаии сказано: «Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» ( Ис.1:18 ), – а здесь, мы видим, что грешники, которые становились христианами, получали полное очищение, освящение, оправдание. « У Ноемини был родственник по мужу ее, человек весьма знатный, из племени Елимелехова, имя ему Вооз » ( Руф.2:1 ). Зачем Писание рассказывает нам об этом человеке? Писание рассказало нам о том, как Ноеминь и Руфь вернулись на Святую Землю – и у них ничего нет. Этим самым Писание показывает, что они могли бы попросить у этого человека помощи, он же их родственник. Да, он родственник по мужу, и – по закону Моисея – родственник по мужу должен помогать более активно. Имя этого человека Вооз, или – по-еврейски – Боаз (zub).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Память о Рахили сохранялась в ее потомстве во все последующие времена. Во времена Вооза и Руфи жители и старейшины Вифлеема, благословляя супружество Вооза с Руфью, желали ему такого же счастья и благословения от Бога, какие принесли Израилю Рахиль и Лия ( Руф.4:11 ). Пророк Иеремия, изображая бедствия и пленение Иудеев, представляет Рахиль, как праматерь Израильтян, осиротевшею и безутешно плачущею о сынах своих, ибо их не стало ( Иер.31:15 ). А евангелист Матфей, видя в этом печальном событии образ другого печального события, и именно – избиения Иродом Вифлеемских младенцев, повторяет слова пророка, применяя их к настоящему событию, – дети Вифлеемские принадлежали к потомству Рахили, и она, как мать их, безутешно плачет, потому что их нет ( Мф.2:18 ). Церковь почитает святого Иакова как праотца, а жен его – Лию и Рахиль – как праматерей, как благочестивых и добродетельных людей, канонизированных Церковью , являющих собой образец добродетели и пребывающих, по учению Церкви, после их кончины на Небесах и молящихся перед Богом за всех членов Церкви, ещё живущих на земле. Рахиль И встретил Иаков в долине Рахиль, Он ей поклонился, как странник бездомный. Стада подымали горячую пыль, Источник был камнем завален огромным. Он камень своею рукой отвалил И чистой водою овец напоил.   Но стало в груди его сердце грустить, Болеть, как открытая рана, И он согласился за деву служить Семь лет пастухом у Лавана. Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет – словно семь ослепительных дней.   Но много премудр сребролюбец Лаван, И жалость ему незнакома. Он думает: каждый простится обман Во славу Лаванова дома. И Лию незрячую твердой рукой Приводит к Иакову в брачный покой.   Течет над пустыней высокая ночь, Роняет прохладные росы, И стонет Лаванова младшая дочь, Терзая пушистые косы. Сестру проклинает и Бога хулит, И ангелу смерти явиться велит.   И снится Иакову сладостный час: Прозрачный источник долины, Веселые взоры Рахилиных глаз И голос ее голубиный: Иаков, не ты ли меня целовал

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

По евр.: «в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы» и т.д. Искренние – ближе всех находящиеся к главной невесте, подруги (языческие народы). Тебе – снова. обращается к Царю с речью. 315 Новообрученным желали обыкновенно многочисленного потомства ( Руф.4:11,12 ); наш псалмист видит многих сыновей, которые родятся Царю вместо умерших Его предков (вместо отец: Авраама, Давида и т.д.), уже существующими (быша ­­ родились); они будут владыками земли. Из союза, который Христос заключил с синагогою и языческими народами, вырастут Ему миллионы духовных сыновей (все оправданные), которые будут иметь с ним участие в Его царской власти, в Его господстве над миром ( 2Тим.2:12 , Апок.20:4 ). Из союза с синагогою произошли особенно Апостолы, как князи мира. 316 Написан одним из сынов Корея; евр. надпись ал аламот большею частию переводят: «голосом дев», т.е. петь очень тонким и нежным голосом (сопрано). Отцы Церкви указывали в этом псалме предсказание об освобождении от всех ее врагов; для ветхозаветного псалмопевца это было Делом будущим, а потому тайным; некоторые толковники относят этот псалом к обстоятельствам, рассказанным в 2Пар.20:1–29 . 317 Обретших ­­ нечаянно постигших, заставших нас врасплох; зело можно соединять с помощник с еврейского: «Он – помощь в бедствиях; Он легко обретаем!» 318 Ст.3–4 с евр.: «поэтому мы не боимся, когда колеблется земля, когда горы сдвигаются в сердце (в глубь) морей; пусть шумят, кипят воды его (моря), трясутся от величия» (дополни: мы не боимся). Смысл: мы не боимся и величайших потрясений и опасностей. Понятие «величайших» потрясений в политическом мире он делает наглядным и конкретным, заимствуя образы из внешней природы; произошел бы величайший переворот в природе, если бы земля снова обратилась в хаос, горы опрокинулись бы в море и т.п. Крепостию его с еврейск.: «от величия его» (т.е. моря); у LXX – αυτου, т.е. Бога. 319 Речная устремления и пр.; в противоположность волнующемуся морю, тихо текущая, но обильно изливающаяся река служит символом мирно подаваемой, богатой благодати Божией, которой радуется город Божий, как получивший спасение; вторая половина ст.5 указывает, кажется, основание спасения; Бог спас город, потому что избрал Своим жилищем и этим освятил его (храм на Сионе).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Orda/ru...

Святые сорок мучеников. (См. выше). 10. Святые Кодрат, с бородою, едва показавшеюся, Киприан, Анект и Криск, без бород, были усечены мечом. 11. Святой Трофим, старец, был распят. 12. Святой Орпасиан, старец плешивый, с остроконечною бородою, скончался от ожогов свечами. 13. Святой Александр, юный, без бороды. 15. Святые Агапий и Пуплий, старцы, Ромил, юный, иеродиакон Тимолай, два Александра и два Дионисия, юные, были усечены мечом. 16. Святой Савин, старец, с длинною бородою. 17. Святой Павел, с бородою, едва показавшеюся, был сожжен огнем за почитание св. икон. 18. Святые десять тысяч мучеников были усечены мечом. 19. Святые Хрисанф, молодой, и Дария скончались, будучи ввержены в яму и засыпаны землею. 20. Святые отцы, избиенные сарацинами. 21. Святые Фимон и Домнин, с бородами едва показавшимися. 22. Святые Василий пресвитер, с короткою раздвоенною бородою, скончался, весь истыканный шилами весь с головы до ног. 23. Святой Никон, старец, был усечен мечом. 24. Святой Артемом, старец с длинною бородою, был усечен мечом. 26. Святые двадцать шесть мучеников, юные и старые, в Готфии страдавшие, были сожжены огнем. 28. Святые Иона, юный, и Варихисий, с закрученною бородою, были усечены мечом. 29. Святые Марк, старец, Кирилл диакон. 31. Святый Ипатий, старец с остроконечною бородою, пораженный от одной женщины камнем, скончался, молясь Богу. Апрель 1. Святые Геронтий, молодой, и Василид с бородою, едва показавшеюся, были усечены мечом. 2. Святые Амфиан, старец, и Едесий, молодой, с круглою бородою, были брошены в море. 3. Святой Елипидифор, юный, без бороды, был застрелен из лука. 5. Святые Феодул и Агафопод, юные, без бород, были брошены в море. Святой Клавдий, старец, был усечен мечом. 6. Святые два мученика в Аскалоне, с бородами, едва показавшимися, были врыты в землю по самые ноздри. 7. Святой Каллиопий, юный, без бороды, был распят вниз головою. 8. Святые апостолы от 70-ти: Иродион, Агав, Асинкрит, Руф, Флегонт и Ерма , скончались в разных муках. 9. Святой Евтихий, юный, был усечен мечом. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/erminija...

Тот же разум был и великих учителей наших: ибо Василий Великий вышепомянутое Павлово повеление, еже бы лицу верному от неверного подружия не отлучатися, толкует 106 , яко преданное в надежде обращение неверного лица к благоверию. Тожде сказует Златоустый, Амвросий, Дамаскин, Феофилакт в толкованиях своих на седьмую главу первого послания к Коринфам. Инние же и делом надежду Апостольскую исполнившуюся видели и похвалили на родителях своих. Тако Святый Григорий Богослов похваляет Нонну, матерь свою, иноверному сопряжённу мужеви, но увещанием и благонравием своим мужа к благоверию приведшую. Тако и 107 Август блаженный ублажает матерь свою Монику, которая родителя его, муже же своего, долго в неверии пребывша, также близ кончины суща, приобрете Христу. Прислушает к сим и древний историк Еврейский 108 Иосиф, который похваляет Иакова патриарха, что он, неверную появ жену, дщерь Лаванову Рахиль, научил и презирати идолы своя. И сия довольна суть всякому благоразумному и неупрямому. Но и вящего ради утверждения прилагаются зде: Образы правоверных лиц, с неверными или иноверными сочетавшихся. От Священного Писания 1) Иаков патриарх женился с дщерию Лавана неверного ( Быт. 29 ). 2) Иосиф с дщерию Потифера, жреца Египетского ( Быт. 41 ). 3) Моисей с дщерию Иофора, священника Мадиамского ( Исх. 2 ). 4) Самсон имел жену Филистиню ( Суд. 14 ). 5) Вооз поят Руфу, жену Моавитскую ( Руф. 4 ). 6) Давид имел жену, дщерь царя Гасурского ( 2Цар. 3 ). 7) Соломон поят себе в жену дщерь фараона, царя Египетского, ещё в мудрости и благочестии достохвален пребывая ( 3Цар. 3 ). 8) Есфирь жена бысть Ассвиру, царю Персидскому ( Эсф. 3 ). 9) Тимофей Апостол сын бе некия жены Иудеанины верны, отца же Еллина; чесо ради и не обрезан был ( Деян. 16:1, 3 ). От истории христианских Греческих 10) Константина Великого сестра была за Ликинием. 11) Михаил Палеолог, царь Греческий, выдавал Марию, дщерь свою, ха князя Татарского, но царевна присланная застала его уже умерша и пошла за сына его. А приставник дела того был человек от чина церковного, некий архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010