Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII вв. Новый Завет . Т.1а. Евангелие от Матфея. 1–13 /Т.1б: Евангелие от Матфея. 14–28 ; т. 2: Евангелие от Марка. Тверь, 2001–2007. Вергилий. Энеида//Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979. С.137–402. Геродот. История. М., 1972. Деяния Вселенских Соборов. Т.3. СПб., 1996. Димитрий Ростовский . Сладчайшие Спасителя нашего глаголы, яже изрече на Кресте, по исчислению седмь//Творения: В 5 т. Т.1. М., 1839. С.255–260. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. Т.1–3. М., 2005. Евагрий Схоластик . Церковная история. М., 1997. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Евангельское приготовление//SC 369. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Жизнь блаженного василевса Константина: De vita Constantini//SC559. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Церковная история. М., 1993. Евсевий Кесарийский (Памфил) . Ономастикой: Onomasticon//GCS 11/1. Евфимий Зигабен . Толкование на Евангелие от Матфея: Commentarium in Matthaeum//PG 129, 112–765. Иосиф Флавий. Иудейские древности. Иудейская война. Против Апиона. М., 2011. Квинт Курций Руф. История Александра. М., 1993. Коран/пер., комм. И.Ю.Крачковского. М., 1990. Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луциллию. М., 1977. Луций Анней Сенека. Утешение к Марции: Ad Marciam de consolation//L. Annaei Senecae. Dialogorum libri duodecim/ed. H. A. Koch, J.Vahlen. 1884. Лютер М. О евреях и их лжи//D. Martin Luthers. Werke : Kritische Gesamtausgabe. Bd. 53. Weimar, 1920. S. 412–553. Некрасов Н.А. Памяти Добролюбова//Некрасов Н.А. Сочинения. Т.2. М., 1959. С.12–13. Николай Месарит. Реликвии церкви Богоматери Фаросской//Реликвии в Византии и Древней Руси: письменные источники/под ред. А.М.Лидова. М., 2006. С.198–206. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2008. Паломничество Эгерии: Itinerarium Egeriae//SC296. Платон. Горгий//Платон. Собрание сочинений. Т.1. СПб., 2006. С.261–374. Руперт из Дейца. Комментарий на Евангелие от Иоанна: Commentaria in Evangelium S. Joannis.//PL 169, 201–826.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В словах «Господу [сил]» последнее привнесено из греко-славянского перевода, основывающегося на большинстве греческих списков, в которых читается: τ Κυρω Σαβαθ (в Ватиканском и других списках) или: τ Κυρω τν δυνμεων (в Александрийском, Амвросианском и других списках). «Сокровищница Господня», в которую должны были вноситься найденные в Иерихоне золото, серебро и другие металлы, находилась при Скинии собрания ( Чис.31:54 ). В словах «[вся] стена» первого слова нет в некоторых из древнейших (Александрийском, Амвросианском) и позднейших списков, как и в еврейском тексте, и это опущение слова «вся» заслуживает внимание ввиду того, между прочим, что часть стены, на которой или около которой (см. к Нав.2:15 ) находился дом Раави, должна была сохраниться, в противном случае обрушился бы и дом Раави, который в дальнейших словах библейского повествования ( Нав.6:21–22 ) представляется уцелевшим вместе со всеми, находившимися в нем. Нав.6:21 .  А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. Нав.6:22 .  И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. Раави со всеми ее родственниками была сохранена жизнь вследствие клятвы, данной ей бывшими соглядатаями, которые посланы были в ее дом, чтобы вывести всех находившихся в нем. Как не принадлежавшие к израильскому народу они водворены были вне израильского стана. Впоследствии Раав вошла в состав израильского народа и жила среди него, когда оставила, конечно, языческие верования и открыто стала исповедовать Бога Израилева. Сказанное о Раави: «И она живет среди Израиля до сего дня» ( Нав.6:24 ) – показывает, что писатель книги пользовался памятниками, написанными несколько спустя после самих событий. По древностям И. Флавия (V:1, 7), Иисус Навин дал ей участок земли и относился к ней с почтением. Живя среди израильтян, она так сблизилась с ними, что сделалась женою Салмона, князя Иудина колена ( Руф.4:20 ), и матерью Вооза ( Мф.1:5 ), которые были предками Давида, а вместе и предками Христа Спасителя. Апостолы относили Раав к ветхозаветным праведникам, которые спаслись от гибели верою ( Евр.11:31 ) и соединенными с нею делами получили оправдание ( Иак.2:25 ), а отцы и учителя церкви в лице хананеянки Раави, уверовавшей в истинного Бога и оставившей прежнюю порочную жизнь, усматривали прообраз Церкви Христовой из язычников (творения блаженного Феодорита , епископа Киррского, т. I, 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

По просьбе Н. в Треверы прибыли италийские строители, к-рых прислал Руф, еп. Октодурский (MGH. Epp. T. 3. P. 133-134). Согласно Венанцию Фортунату, Н. восстановил пришедшие в ветхость церкви и епископскую резиденцию (domus - Venant. Fort. Carm. III 11). По данным археологических раскопок, треверский епископский храм, возведенный в IV в., представлял собой ансамбль из 2 параллельных базилик, баптистерия и др. зданий. Храм сильно пострадал во время нападений варваров в V в. С деятельностью Н. археологи связывают восстановление сев. базилики, лежавшей в руинах; при этом были использованы античные колонны из развалин рим. храмов (см., напр.: Weber W. Antike Kirchenanlage im Bereich von Dom und Liebfrauen//Antiquité Tardive. 1996. Vol. 4. P. 82-83; Piva P. Osservazioni sull " evoluzione e la cronologia del gruppo episcopale di Treviri//Ibid. P. 84-86). Н. также приписывается восстановление др. городских церквей (см.: Anton. 1987. S. 107, 134). Вероятно, епископ превратил в церковь погребальную базилику на пригородном некрополе, где находились захоронения св. епископов Максимина и Агриция. Высказывалось мнение о том, что Н. основал при базилике мон-рь (см.: Resmini. 2016. S. 67, 194-196, 711). В стихотворении Венанция Фортуната описывается крепость с 30 башнями и дворцом, построенная Н. на скалистом утесе, к-рый возвышался над р. Мозеллой (Мозель). Очевидно, укрепление было предназначено для защиты земельных владений епископской кафедры, т. к. поблизости от него находились водяные мельницы, виноградники и яблоневые сады ( Venant. Fort. Carm. III 12). По одной из версий, крепость находилась близ совр. сел. Ноймаген-Дрон (ок. 20 км к северо-западу от Трира) (напр.: Gauthier. 1980. P. 185; см. также: Meckseper C. Der Palast des Nicetius - oder: ganz jenseits von Bauforschung//Architectura. 1994. Bd. 24. S. 161-169). Вероятно, о Н. идет речь в письме австразийского майордома Гогона Петру, еп. Меттиса (ныне Мец): майордом просил епископа поприветствовать от его имени некоего человека, «чье учение украшает дворцы королей», неустанно посещавшего гробницы святых и построившего величественную церковь на берегу Мозеллы (MGH. Epp. T. 3. P. 135).

http://pravenc.ru/text/2577739.html

Пс.43:6             Тобой врагов наших – избодаем,                         именем Твоим растопчем восстающих на нас. «Тобой избодаем» – рогами Твоего жертвенника. Два «рога» – принадлежность жертвенника ( Пс.118 /117:27). Эти рога носит какой-то неукротимый и, может быть, невиданный реем. Если это бык (или буйвол), то такой, который никак не соприкасается с человеческими делами: его нельзя приручить, его не приносят в жертву и на него даже не охотятся ( Пс.22 /21:21). Реем – либо дикий, либо святой. В благословении об Иосифе говорится: «первородного тельца его – краса его, рога быка (реем) – рога его, ими народы он избодает – вкупе [до] оконечностей земли» ( Втор.33:17 ). «Избодать все народы до оконечностей земли» – это ветхозаветная поэзия о том, что «проповедано будет Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф.24:14 ). Псалом 44/43 говорит о плене и прямых гонениях на Церковь . Пс.43:10,11             Но теперь Ты отринул и посрамил нас,                         и не выходишь в воинствах наших,                   обратил нас вспять от врага,                         и ненавидящих нас грабят для себя. «Грабят для себя» – мародерствуют, творят беспощадный грабеж. Такое стремление урвать для себя есть главный импульс в действиях тех, кто «съедает народ, как едят хлеб» ( Пс.14 /13:4); это не внешний враг, это – враги народа из своих. Пс.43:12             Ты дал нас, как овец, на съедение                         и в народах развеял нас. «На съедение» – самое тяжелое народное бедствие, когда народ «едят»; именно о лихоимцах Давид говорил: «делающие беззаконие – съедающие народ мой, [как] едят хлеб» ( Пс.14 /13:4). Это – страшный образ: поглощение народной силы происходит безвозвратно и укрепляет обжирающихся. " Развеял» зара – образ из сельской работы: «веять» – отделять зерно от мякины, очищать зерно ( Руф.3:2 ). О «нечестивых» сказано иначе: их, «как мякину, разносит (надаф) ветер» ( Пс.1:4 ). «Развеяние, рассеяние», которому подвергся народ в плену, имело смысл отделения семян от мякины. Это было смыслом Вавилонского плена.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

3Цар.11:25 .  И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причиненного Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царем Сирии. Подобное же противодействие встретил Соломон и на северной, сирийской границе, в завоеванной Давидом провинции ( 2Цар.8:3–10 ), со стороны некоего Разона, который, по предположению И. Флавия, действовал против Соломона совместно с Адером Идумейским (ср. ст. 25). 3Цар.11:26 .  И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, – имя матери его вдовы: Церуа, – раб Соломонов, поднял руку на царя. 3Цар.11:27 .  И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего. 3Цар.11:28 .  Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Но наибольшая, притом внутренняя опасность для Соломона и всей его династии возникла со стороны неизвестного дотоле Иеровома – ефремлянина (евр. Ефрати, ст. 26, иногда означает: жители Ефрафы или Вифлеема, ( Руф.1:2 ; 1Цар.17:12 ); иногда, как здесь, в ( Суд.12:5 ; 1Цар.1:1 ): ефремлянин). Ефремово колено издавна тяготилось властью царя из колена Иудина, да и все прочие колена, в отличие от Иудина колена именовавшие себя Израилем, очень неохотно несли бремя власти царя иного колена (ср. 2Цар.19:41–43 ). В данном же случае ефремлянин Иеровоам быль поставлен (23 ст.) надсмотрщиком над рабочими из родного ему «дома Иосифова», т. е. из колена Ефремова и Манассиина ( Нав.17:17,18:5 ; Суд.1:22,35 ), на работах по реставрации крепости и других зданий Иерусалима (ст. 27), и эта рабская работа (ср. 3Цар.9:23 ) могла влить последнюю каплю в чашу давно копившихся чувств ревности и обид ефремлян в отношении Соломона; Иеровоам по своему личному честолюбию явился лишь подходящим выразителем недовольства своего колена династией Давида и стремления обособиться в самостоятельное царство (см. у проф. Ф. Я. Покровского. Разделение Еврейского царства, с. 280–281).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 19–20. Соломон оказывает величайшую почесть Вирсавии – матери своей (иной прием имела она у мужа своего Давида ( 3Цар.1:16 )); сидение по правую руку царя – знак равенства ( Пс.109:1 ); (И. Флав. Иудейские Древн. VI, 11, 9). Важное значение царицы – матери царствующего государя, называвшейся: гебира, владычица ( 3Цар.15:13 ), в древнееврейском царстве видно уже из постоянных библейских указаний имени матери каждого царя ( 3Цар.14:21,15:2 ); подобное значение принадлежит теперь султанше – матери правящего султана – в Турецкой империи. Ходатайство свое за Адонию Вирсавия называет «небольшою просьбою», видимо, не представляя себе политической важности нового замысла Адонии. Ст. 22. Соломон сейчас же представляет дело в истинном свете, усматривая в домогательстве Адонии не только его искание царства, но и политический заговор с участием Авиафара и Иоава ( 3Цар.1:7 ). Конец ст. 22 с евр. т. дает такую мысль: «проси царства ему (Адонии), и священнику Авиафару, и Иоаву». Напротив LXX: κα ατ Αβιαθαρ κα ατ Ιωαβ ταρος; Vulg.: et habet Abiathar sacerdotem et loabum; слав.: «и ему Авиафар... и Иоав... друг» (так и русск. синод.). Евр. текст имеет видимое преимущество пред переводами LXX и Vulg., которые вынуждены вставлять новые слова ( ταρος, habet); точно передается евр. т. у проф. Гуляева. Ст. 23. Ввиду нарушения Адониею условия, на каком дарована была ему жизнь ( 3Цар.1:52 ), Соломон клянется (формула клятвы – обычная в Ветхом Завете, ( Руф.1:17 ; 1Цар.3:17,14:44,20:13 ) и др.), что Адония должен погибнуть. Ст. 24. «Устроивший (Иегова) мне дом»: династия Давида прочно утвердилась на престоле в лице Соломона и с него ( 2Цар.7:12–29 ). Ст. 25. Казнь Адонии, как затем Иоава (ст. 34) и Семея (ст. 46), совершает Ванея, начальник хелефеев и фелефеев ( 3Цар.1:38 ), которым, кроме служения телохранителей, вероятно, принадлежало и дело палачей, подобно телохранителям царским в Египте ( Быт.37:36 ) и Вавилонии ( 4Цар.25:8 ; Дан.2:14 ). О самом убийстве Соломоном брата блаженный Феодорит говорит: «различна жизнь человеческая: одни упражняются в высоком любомудрии, другие в так называемой гражданской добродетели; иные управляют царством или войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В подлиннике это место несколько отлично от приведенного здесь, но в главном – в указании на место рождения Мессии – совершенно они одинаковы. По подлиннику так: «Вифлеем Ефрафа, мал ли ты между тысячами иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, который должен быть Владыкою в Израиле, и которого происхождение из начала, от дней вечных». Откуда бы ни произошло это различие, – так ли понимали это место из пророка первосвященники и книжники, или евангелист сам приводит его так, – в этом важности нет, когда главная мысль пророческого изречения вполне удержана в Евангелии; частности в различии только более выясняют главную мысль. Ефрафа – значит плодоносное поле, название, выражающее то же, что и Вифлеем, и данное ему по тому же (ср. прим. к Мф.2:1 ). Так назывался Вифлеем иудейский еще в патриархальное время (ср. Быт.35:19, 48:7 ; Руф.4:11 ). – «Мал ли ты между тысячами Иудиными» (ничем не меньше больших городов иудиных): Вифлеем был городок немноголюдный, который по внешней силе никак не мог равняться с городами многолюдными вроде Иерусалима, с городами, которые были сильны, которые могли давать много способных носить оружие; но пророк указывает на преимущество его пред прочими городами другое, несравненно важнейшее, чем внешняя сила или богатство. – «Произойдет Тот, который должен быть Владыкою» (Вождем) «Израиля»: «хорошо сказано произойдет, а не останется в тебе, ибо Христос не остался в Вифлееме, но по рождении вышел из него и жил большей частью в Назарете» (Феоф., ср. Злат.). «Владыкою»: это существенная черта Мессии – владычество духовное над всем миром. Израиль (еврейское царство) употребляется здесь частью потому, что пророчество изречено было народу еврейскому, которому и обещан был Мессия (ср. 3лат.), частью потому, что Израиль употребляется здесь для обозначения избранных всего человечества, «уверовавших во Христа, как из евреев, так и из язычников» (Феофил., ср. Злат.). – «Которого происхождение из начала, от дней вечных»: «пророк указует этими словами на божество Владыки, имеющего родиться в Вифлееме; хотя Он и родится по плоти во времени, но по божеству своему Он вечен.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Это место была гора Мория, купленная Давидом у владельца ее Иевусея Орны за 600 сиклей серебра, после того как явился на ней Давиду Ангел всегубитель с мечем простертым на Иерусалим и вслед затем по повелению Божию принесена была Давидом на сей горе жертва Богу. На жертву Господь ниспослал с неба огонь, и язва прекратилась. С сего времени Давид неоднократно приносил жертвы на горе Мории и назначил ее для построения храма. Священная важность этого места возвышалась еще преданием, что здесь Авраам приносил во всесожжение сына своего Исаака. – Работы по созданию храма кончены были в 8-й месяц ( 3Цар. 6:38 ), а освящение его отложено было до следующего года и последовало в 7-ой в священном году и первый в гражданском месяце Тисри ( 3Цар. 8:2 ). Освящение храма положено было совершить в этот месяц потому, что первая половина его проходила в трех праздниках. – Труб (1 день месяца), Очищения (10 день) и Кущей (15 день). К последнему празднику обязаны были являться, по закону Моисееву, все Израильтяне мужеского пола. Таким образом торжество освящения храма должно было увеличиться от совпадения с великими годовыми праздниками. – Празднование освящения началось в 8-й день месяца и продолжалось до 23-го дня со включением праздника Кущей ( 3Цар. 8:65–66 ; 2Пар. 7:9–10 ). – К участию в торжестве освящения Соломон собра вся старцы Исраилевы в Сионе. – Старцы Израилевы – это лица, имевшие судебную и начальственную власть в городах Израилевых ( Нав. 2:4 ; Руф. 2:11 ), отправлявшие свою должность на площади у городских ворот ( Иов. 29:7 ) и в качестве представителей своих сограждан присутствовавшие при общественных жертвоприношениях ( 1Цар. 15:30 ). В этом качестве старейшины Израилевы, вместе с начальниками колен и главами семейств 1 , должны были присутствовать и при освящении храма. Торжество освящения началось перенесением в храме ковчега завета с Сиона, из града Давидова, куда и собрал Соломон старцев. Сион – горная возвышенность на юге Иерусалима. Градом Давидовым, или крепостию Давидовою, она называлась потому, что на вершине ее сначала стояла Хананейская крепость, которую взял Давид, и которую он расширил, обстроил и обратил в свою резиденцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Название ап. Павлом Руфа избранным в Господе и его матери своею матерью показывает, что семейство самого Симона было высоко по нравственным своим качествам. Неупоминание о самом Симоне показывает, что главы семейства не было уже в живых. Старший брат Руфа, Александр, но преданиям Римской церкви, за исповедание христианской веры, был замучен в Карфагене и память его совершается 11 марта (Migne, Dictiormaire de la Bible, t. IV 152). Св. Поликарп Смирнский в послании к Филиппийцам (написанном в 107 г.) называет Игнатия и Руфа образцами терпения. Этот Руф не одно ли лицо с ап. Руфом. В апокрифическом сказании «Хождение ап. Андрея и Петра» в страну антропофагов, Александр и Руф представляются их спутниками (Журнал Министерства Народ. Просв. 1877 г. январь. Рус. Визант. отрывки, январь, 70 стр. Список этого хождения ап. Андрея находится в Памятниках отречен, литературы, изданных Н. И. Костомаровым ). По сказанию Дорофея и др. восточных писателей св. Руф был епископом в г. Фивах, что в Элладе (в Греции). Этот город Фивы у некоторых, (как напр, у архим, Никифора – Библ. энциклопедия III гл., 108 стр.; у прот. Солярского, Библ. Словарь III вып. 385 и у др.) обращены в Дивах: «св. Руф будто был епископом в Дивах, в Элладе». Мартиролог Узуарда, Адона и др. считают св. Руфа мучеником, память коего 18 декабря, и, по их мнению, он был сын Симона Киринейского и принадлежал к числу «древних» учеников Господа, трудившийся в евангельской проповеди между иудеями и язычниками. Люций Декстор пишет, что св. Руф был епископом в Испании в Каталонии и испанцы считают его своим апостолом. (Migne. Dictionnaire de la Bible, t. IV p. 152). Память его у католиков 11 (по другим 14 или 21) ноября. О проповеди св. ап. Руфа среди неверных есть указание в службе св. Руфу. «Дом Троицы показался еси световиден, Руфе преславне, и словом благодати требища низверг сен, и создал еси Господу церкви» (2-й стих З-й песни канона 8 апр.). В православной церкви память св. ап. Руфу совершается 8 апреля вместе с св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Пуплий Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Радонежских святых собор (6/19 июля) Рафаил , архангел (8/21 ноября) Родион (Иродион), ап. от 70-ти, еп. Патрасский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля; 10/23 ноября) Роман Кесарийский , Антиохийский, диакон, мч. (18 ноября/1 декабря) Роман Киржачский , прп. (29 июля/11 августа) Роман Олегович , Рязанский, блгв. князь, мч. (19 июля/1 августа) Роман Сладкопевец , Константинопольский, диакон, творец канонов (1/14 октября) Роман Угличский , блгв. князь (3/16 февраля; 23 мая/5 июня [Ростов.]) Ромил Кесарийский (Палестинский), мч. (15/28 марта) Ростово-Ярославских святых собор (23 мая/5 июня) Руф Кизический , мч. (29 апреля/12 мая) Руф Печерский , прп., затворник, в Дальних (Феодосиевых) пещерах (8/21 апреля; 28 августа/10 сентября [Печер.]) Ру ф , ап. от 70-ти, еп. Фивский, сщмч. (4/17 января ап.]; 8/21 апреля) Рязанских святых собор (10/23 июня) Савва Вишерский , Новгородский, прп. (1/14 октября) Савва Крыпецкий , Псковский, прп. (28 августа/10 сентября) Савва Московский , прп. (13/26 июня) Савва Освященный , Муталаскский, игумен, прп. (5/18 декабря) Савва Охридский , равноап., исповедник (27 июля/9 августа) Савва Печерский , прп., в Ближних (Антониевых) пещерах (24 апреля/7 мая; 28 сентября/11 октября [Печер.]) Савва Сторожевский , Звенигородский, прп., игумен (3/16 декабря; 19 января/1 февраля) Савва Стратилат , Римский, мч. (24 апреля/7 мая) Савва I Сербский , архиеп. (12/25 января; 30 августа/12 сентября [Серб.]) Савва II Сербский , архиеп. (8/21 февраля) Савватий Антиохийский , мч. (19 сентября/2 октября) Савватий Соловецкий , прп. (8/21 августа; 27 сентября/10 октября) Савел Персиянин , Халкидонский, мч. (17/30 июня) Савин Ермопольский (Египетский), мч. (13/26 и 16/29 марта) Садок Персидский , еп., сщмч. (20 февраля/5 марта; 19 октября/1 ноября) Самон Едесский , мч., исповедник ( 15/28 ноября) Сампсон Странноприимец , прп. (27 июня/10 июля) Самуил , пророк, судия Израильский (20 августа/2 сентября) Саторнин Критский , мч. (23 декабря/5 января)

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010