6) библ. Р. – это не просто семейные хроники, поскольку часто они носят отчетливый мессианский характер. В них выделены определ. личности, каждая из которых знаменует собой начало нового этапа в истории спасения (напр., Ной, Авраам, Иаков Израиль, Давид, Зоровавель). Их ближайшие родственники исключаются из Р. Спасителя и сливаются с миром обыкнов. людей (напр., Каин, Лот, Исав). Избранными являются только первенцы, на которых почиет обетование. Происхождение может сочетаться с богоизбранностью. Иногда Бог использует людей, не принадлежащих к Израилю, с тем чтобы исполнилось обетование, дарованное Аврааму и его прямым потомкам (напр., Асенефу, Быт. 46:20 ; Руфь, Руф. 4:21 ). Р. строятся не на основе кровных связей между поколениями, а в соответствии с Божьей спасит. волей, не поддающейся законам человеч. логики. II. ПОНЯТИЕ «ТОЛЕДОТ» Особого внимания заслуживает евр. слово толедот (от глагола «рождать»), встречающееся в книге Бытие 11 раз и переводимое как «происхождение» ( Быт. 2:4 ), «родословие» или «житие» ( Быт. 5:1 ; Быт. 6:9 ; Быт. 10:1 ; Быт. 11:10 ; Быт. 11:27 ; Быт. 25:19 ; Быт. 36:1 ; Быт. 36:9 ; Быт. 37:2 ). Толедот можно перевести также как «история рода, обращенная к его началам». П.Й.Виземан (P.J.Wiseman, Die Entstehung der Genesis, S. 49ff) указывает на то, что предложения, в которые входит слово толедот – «вот родословие такого-то...», – это не вводные формулы к Р. и другим родовым хроникам, а заключит. предложения отдельных повествований (особенно отчетливо это заметно в Быт. 2:4 ). Т.о., толедот и стоящее рядом с ним имя (за искл. Быт. 2:4 ) указывают на составителя или на того человека, чья родословная составлена. По мнению Виземана, такой лит. прием был использован при составлении древневавил. надписей на глиняных табличках. Он делает вывод, что, вероятно, раздел Быт. 1 – Быт. 37 изначально был записан на 11 глиняных табличках, каждая из которых заканчивалась предложением со словом толедот и на которых в десяти случаях указывалось имя их составителя или владельца. Если Виземан прав, то можно сделать выводы о времени создания, авторах и композиции Первой книги Моисея. III. РОДОСЛОВИЕ ИИСУСА

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Показывает также история сия и добродетель Вооза» (вопр. I на кн. Руфь, с. 314–315). Вообще, «изложение и композиция в этом рассказе просты и наглядны, отличаются таким эпическим тоном, что совершенно ошибочно и неосновательно относить сочинение книги к имевшему преимущественно законодательный характер времени после плена, так как ведь все в ней ясно свидетельствует о первоначальной поре еврейской семейной жизни». Так, напрасно усматривали в книге Руфь тенденцию поддержать обязательность левиратного (ср. Втор. 25:5–10 ) брака (Benary, De hebraeorum leviratu, 1835; BermhoIdm, Enleitung...): если и действительно брак Руфи с Воозом ( Руф. 2:20, 4:10–17 ) был левиратным (лат. levir – деверь) в древнееврейском смысле ( Быт. 38:7–11 ), (ср. Втор 25:5–10 ) – хотя, строго говоря, он не может быть назван так, потому что Вооз не был братом умершего мужа Руфи, – то во всяком случае эта черта является совершенно случайной в повествовании книги и с главной нитью рассказа в существенной связи не стоит. Равным образом нельзя видеть в книге Руфь со многими исследователями (Geiger, Urschrift u. Ubersetzungen der Bibel, 1857, s. 49 ff, Bertholet, Stellung der Israelten z. Fremden, s. 145 ff; Graetz, Geschichte der Iuden II, 2, s. 136 ff; Nowack, Handkommentar z. Alen Test. Richer – Ruth, 1900, s. 184–185 и др.) протест против послепленного ригоризма Ездры ( 1Езд. 9–10 ), Неемии ( Неем. 13:23–31 ) и их единомышленников, не допускавших браков иудеев с инноплеменницами, причем предполагается, пример великой праматери великого Давида, моавитянки Руфи, был наилучшим обличением неправоты тех ревнителей буквы закона ( Втор. 23:3 ; Исх. 34:16 ). Но, независимо от искусственности предположения такого протеста, послепленное написание книги Руфь невероятно уже по самому, выше показанному, характеру ее содержания и изложения; не доказывают столь позднего происхождения книги Руфь и помещение ее в 3-й части ветхозаветного канона (вопреки мнению Uatke, Histor. – Kritisch. Einleitung in d. A. T., 1886, 438 ff.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Страну узов нек-рые исследователи отождествляли с зап. областью Германии, где проживали узипеты, а сел. Виллапата - с неким герм. селением Вилла ( Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 108; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 111). Однако совр. агиографы установили, что речь идет о Хузестане (юго-зап. провинция Ирана) и сел. Бет-Лапат (Гундишапур), т. е. П. имел персид. происхождение. Очевидна параллель с Мученичеством вмч. Иакова Персянина (пам. 27 нояб.), к-рый также происходил из христ. семьи из Бет-Лапата, служил при дворе шаханшаха Йездигерда I (399-420) и его сына Вахрама V (420-438). Последний приблизил к себе юношу и склонил к вероотступничеству. Мать и жена Иакова написали ему письмо с призывом к покаянию, к-рое отрезвило его. Иаков исповедал себя христианином и был предан жестокой казни. Ж. М. Соже полагает, что именно Мученичество Иакова Персянина послужило основой для несохранившегося Мученичества П., к-рое было написано существенно позже излагаемых событий. Агиограф, вероятно, не знал реалий нач. IV в. и поместил дворец Диоклетиана и Максимиана в Риме. Однако П., видимо, действительно существовал. Его имя упомянуто в нек-рых греч. рукописях Синаксарей с дружиной Анфима , Фалалея , Христофора , Евфимии и чад их, мучеников Никомидийских (пам. 19, 22 нояб.). В Византии имеются свидетельства почитания П.: ему был посвящен храм в К-поле, местоположение к-рого не поддается идентификации; он упомянут в трактате «О церемониях» имп. Константина VII Багрянородного ( Const. Porphyr. De cerem. Vol. 1. P. 771, 773). В древние Мартирологи память П. не включена; кард. Ц. Бароний внес ее в Римский Мартиролог под 19 марта с кратким сказанием. В Синаксаре К-польской ц. сказание о П. помещено под 25 мая без упоминания страны его происхождения (SynCP. Col. 707-709), а также под 26 мая (Ibid. Col. 709) и 19 марта (Ibid. Col. 548). Перевод греч. сказания был включен в слав. стишные Прологи ( Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 7. С. 58-60) и позже - в ВМЧ митр. Макария ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 26. 2-я паг.). Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 29-30; MartRom. P. 131; MartRom. Comment. P. 104. N 3; PG. 117. Col. 475 [Менологий Василия II]; ЖСв. Март. С. 395-398; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 107-1110. Лит.: Sauget J.-M. Pancario//BiblSS. Vol. 10. Col. 80-82; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 370-371; Макар. Симон. Синаксарь. Т. 4. С. 232-233. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: ДИОДОР И ДИДИМ мученики Лаодикийские (пам. 11 сент., пам. визант. 10 и 11 сент., 6 и 9 окт.; пам. зап. 11 сент. и 9 окт.) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня)

http://pravenc.ru/text/2578899.html

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ св. прав. (пам. в Неделю жен-мироносиц; пам. греч. 31 июля), влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИПАТИЙ (ок. 366 - 446), прп. Руфинианский (пам. 31 марта; пам. греч. 17 июня; пам. визант. 29 мая, 9 и 17 июня) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИРОДИОН ап. от 70 (пам. 8 апр., 10 нояб., 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 28 марта), ученик ап. Павла ИСААКИЙ (Антимонов Иван Иванович; 1810-1894), схиархим., прп. (пам. 22 авг., в Соборе Курских святых и 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИСААКИЙ (Чернь; † после 1088) пещерник, прп., Киево-Печерский (пам. 14 февр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и святых, в Малой России просиявших) ИСАВР ДИАКОН, ИННОКЕНТИЙ АФИНЯНИН, ФИЛИКС, ЕРМИЙ, ВАСИЛИЙ, ПЕРЕГРИН, РУФ И РУФИН († 283-284), мученики Аполлонийские (Аполлониадские) (пам. 6 июля; пам. визант. 7 июля; пам. греч. 17 июня) ИСАИЯ (XI-XII вв.), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 15 мая, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих и в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский ИУЛИАНИЯ († 1406/07), Вяземская, Новоторжская, мц. (пам. 2 июня, 21 дек., в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123180_14.html

У Иосифа Флавия он отождествляется с Артаксерксом (464–424 до н. э.), сыном Ксеркса, правившего после Дария (Иудейские древности, 11, 6.1). Другие иудейские авторы считают, что речь идет о Кире, разрешившем иудеям вернуться на родину и построить храм (559–530 до н. э.) (Эстер раба, 1:1). Ряд современных толкователей видят здесь Ксеркса I (486–464 до н. э.). Маловероятно, что героем книги выступает Артаксеркс, удостоившийся лестной характеристики из уст греческого историка Плутарха: «…всех, кто царство вал в Персии, превосходивший милосердием и вели чием духа». Это проявлялось, в частности, в отмене суровых телесных наказаний: «Он первый распорядился, чтобы в наказание за проступок какого-нибудь вельможи не бичевать тело и вырывать волосы виновному, а бичевать сброшенное им платье и вырывать нити из снятой с него тиары». Такая характеристика совершенно не вяжется с образом взбалмошного и безответственного властителя, изображенного в Книге Есфири. Значительно лучше соответствует описанию его своенравный отец — Ксеркс I, после поражения от греков сосредоточившийся на пирах и строительстве. Однако ни у кого из перечисленных правителей не было жен по имени Есфирь и Вашти. Эсфирь и Мордехай. Роспись III в. Дура-Эвропос, Сирия Таким образом, мы рассматриваем текст как повествование о жизни народа Божия в рассеянии, но затрудняемся однозначно соотнести его с каким-либо конкретным правителем или же временем и местом написания. Несомненно, это V–II века до н. э. и вавилонская диаспора — автор текста использует много специфически персидских выражений. Текст написан не ранее V века до н. э., так как даже если царь, о котором идет речь, наиболее древний из всех предполагаемых —  Кир, то от его правления должно было пройти некоторое количество лет, на что указывает сам текст, говоря о событиях как о достоянии прошлого. Верхняя же граница обусловлена упоминанием «дня Мордохея» во Второй книге Маккавейской (см. 2 Мак 15:36). Говоря о стихе, начинающем книгу, нужно отметить, что иудейская экзегеза видит в подобного рода вступлении — И было во дни — указание на тяжесть этого периода в истории народа, такое введение используется, на пример, в Книге Руфь: В те дни, когда управляли судьи (Руф 1:1).

http://blog.predanie.ru/article/kniga-es...

Руф.2:4 .  И вот, Вооз пришел из Вифлеема и сказал жнецам: Господь с вами! Они сказали ему: да благословит тебя Господь! Приветствие Вооза жнецам напоминает приветствие Ангела Гедеону ( Суд.6:12 ), ответное приветствие жнецов ему близко к благожеланию при жатве в Пс. 128:8 . Приветствие Вооза и ответ жнецов рисуют привлекательную простоту и сердечность отношений господина и слуг. Руф.2:5 .  И сказал Вооз слуге своему, приставленному к жнецам: чья это молодая женщина? Руф.2:6 .  Слуга, приставленный к жнецам, отвечал и сказал: эта молодая женщина – моавитянка, пришедшая с Ноеминью с полей моавитских; Руф.2:7 .  она сказала: «буду я подбирать и собирать между снопами позади жнецов»; и пришла, и находится здесь с самого утра доселе; мало бывает она дома. На вопрос Вооза о Руфи приставник дает ответ для нее благоприятный: указание на самоотверженную преданность ее Ноемини и чрезвычайное ее трудолюбие. Руф.2:8 .  И сказал Вооз Руфи: послушай, дочь моя, не ходи подбирать на другом поле и не переходи отсюда, но будь здесь с моими служанками; Руф.2:9 .  пусть в глазах твоих будет то поле, где они жнут, и ходи за ними; вот, я приказал слугам моим не трогать тебя; когда захочешь пить, иди к сосудам и пей, откуда черпают слуги мои. Это располагает Вооза в пользу Руфи, и он разрешает ей постоянный сбор колосьев исключительно на его поле, поручая ее охране служанок и ограждая от обид со стороны жнецов (ср. Руф. 2:14–15 ). Руф.2:10 .  Она пала на лице свое и поклонилась до земли и сказала ему: чем снискала я в глазах твоих милость, что ты принимаешь меня, хотя я и чужеземка? Руф.2:11 .  Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня; Руф.2:12 .  да воздаст Господь за это дело твое, и да будет тебе полная награда от Господа Бога Израилева, к Которому ты пришла, чтоб успокоиться под Его крылами! Руф.2:13 .  Она сказала: да буду я в милости пред очами твоими, господин мой! Ты утешил меня и говорил по сердцу рабы твоей, между тем как я не стою ни одной из рабынь твоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

11 . Когда же Израиль с плачем и раскаянием обращался к Богу, то Господь посылал судей, и они силою Духа Святаго побеждали врагов, утверждали благочестие и Богопочитание и управляли в мире до конца жизни своей ( Суд.2:16 ). 12 . От смерти Иисуса Навина до первого царя Израильского – 450 лет – был период судей Израилевых – богоправление, и было тринадцать судей. 13 . Мир Свой Господь послал Гедеону, и Дух Господень объял его и дал ему чудо: роса была на шерсти, а на всей земле сухо, а в другую ночь сухо было на шерсти и роса на всей земле, и дал ему силу с отрядом в 300 человек прогнать всех врагов ( Суд.6:3440 ). 14 . И на Иеффае был Дух Господень, когда его Господь поставил судьей, и он любимую единственную дочь свою обручил по обету на всегдашнее девство и служение Господу при скинии ( Суд.11:2940 ). 15 . И явился Господь прежде неплодной Анне и мужу ее Маною и сказал: «Ты зачнешь сына, и будет он назорей». И это был Сампсон. И дал ему Бог великую телесную силу, и он наводил страх на врагов Израиля ( Суд.13:25 ). 16 . Народ же часто совершал зло в очах Божиих. Так, сыны Дановы поставили истукан и самочинных священников ( Суд.18:3031 ), а сыны Вениаминовы во граде Гивы совершили грех жителей Гоморры и Содома, и было великое поражение и распря, и погибло сто пятнадцать тысяч мужей из народа за грех тот, и чуть не погибло все колено Вениаминово, ибо осталось только шестьсот человек мужей, и объявили им мир и дали жен ( Суд.1921 ). 17 . И еще великое знамение даровал Господь через язычницу Руфь, ибо свет богопознания и спасение иудеям и язычникам открыл. Случилось, что Ноеминь с мужем и двумя сыновьями во время голода ушла в землю Моавитянскую. Сыновья женились на язычницах. Потом муж Ноемини и два ее сына умерли. Жена одного умершего ушла к родителям своим, а Руфь осталась с матерью мужа, возлюбила Бога Израилева и сказала Ноемини: Народ твой будет моим народом, и твой Бог – моим Богом. Куда ты пойдешь, туда и я пойду, и где ты будешь жить, там и я буду жить. И где ты умрешь, там и я умру и погребена буду; смерть одна разлучит меня с тобою ( Руф.1:1617 ). Ноеминь увела невестку свою Руфь в землю Израилеву, и там старейшины народа обручили Руфь в жены Воозу, чтобы оставить имя умершему родственнику. И сказал народ и старейшины: да соделает Господь жену, входящую в дом твой, яко Рахиль и яко Лию, которые обе устроили дом Израиляв ( Руф.4:11 ). И родился сын от язычницы. И взывали женщины к Ноемини, которая носила в объятиях своих внука и была ему нянькою: Благословен Господь, ибо Он не оставил тебя ныне без наследника! И да будет славно имя его в Израиле. И нарекли ему имя: Овид ( Руф.4:14, 17 ). Он отец Иессея, отца Давидова. И вошел Овид в родословие Иисуса Христа, Сына Божия, сына Авраамова, Исаака, Иакова, Иуды... сына Иакова, Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Артемидор, философ, сириец, подружившийся с Плинием в то время, когда Плиний служил на военной службе в Сирии; когда философы были изгнаны из Рима, Плиний помог ему деньгами. Зять Музония Руфа. III, 11. Артемизий, см. Попилий Артемизий. Арулен Рустик, брат Юния Маврика, приверженец стоической философии; претор 69 г.; написал панегирик Тразее и Гельвидию, за что был приговорен к смертной казни. Книга его была публично сожжена. I, 5, §§2, 5; 14, § 1 и сл.; II, 18; III, 11, § 3; V, 1, § 8. Архипп, см. Флавий Архипп. Асклепиад, магистрат города Прусы у Олимпа. X. 81, § 1. Астрей, см. Валерий Астрей. Асудий Куриан, сын Помпонии Галлы, лишенный ею наследства. V, 1. Аттий Клемент, ближе не известен. I, 10; IV, 2. Аттик, см. Юлий Аттик. Атилий Кресцент, друг и сверстник Плиния. I. 9, § 8; II, 14, § 2; VI, 8. Атилий Скавр, друг Плиния. VI, 25. Аттицин, см. Монтаний Аттицин. Аттия Вириола, знатная женщина, жена претория, лишенная наследства своим восьмидесятилетним отцом после его вторичной женитьбы. Дело ее вел в суде центумвиров Плиний. VI, 33, § 2. Ауфидий Басс, один из крупнейших историков империи. Написал во время царствования Тиберия историю междоусобных войн, начав, как полагают, со смерти Цезаря, и историю походов против германцев, закончив ее 40-м годом. Произведения его утрачены. III, 5, § 6. Афинодор, философ, VII, 27, § 7 и сл. Афр, см. Домиций. Афраний Декстр, консул 105 г. V, 13, § 4 и сл.; VIII, 14, § 12. Африкан, см. Юлий Африкан . Ацилиан, оставил Плинию наследство; ближе не известен. II, 16. Ацилиан, см. Миниций Ацилиан. Ацилий, ближе не известен. III, 14. Ацилий II, сын Серраны Прокулы, дядя Миниция Ацилиана. I, 14, § 6. Ацилий Руф, консул 106 г. V, 20, § 6; VI, 13, § 5. Басс, см. Анний Басс, Азиний Б., Ауфидий Б., Гавий Б., Юлий Б., Помпоний Б. Бебий Гиспан, друг Плиния; ближе не известен. I, 24; VI, 25. Бебий Макр, консул при Траяне, год в точности не известен, но раньше 105 г.; префект города 117 г. III, 5; IV, 9, § 16 и сл.; 12, § 4. Бебий Масса, известный при Домициане доносчик; прокуратор Африки; в царствование Нервы был обвинен в вымогательствах, совершенных им во время своего наместничества в Испании, и осужден. III, 4, § 4; VI, 29, § 8; VII, 33, §§ 4–8.

http://azbyka.ru/otechnik/6/pisma-plinij...

Имена свв. апостолов по славянской четии минее: Иаков , брат Господень (23 окт.), Марк , евангелист (25 апр.), Клеопа , брата Иосифа обручника, убиенный иудеями (239 окт. 29, 1295 окт. 30, Нан. 3 окт. 28, «Р. А. У. Н. 25 севт. Копт. 1338 июня 1), Симеон , сын его (27 апр.), Варнава (11 июня), Иосий или Иосиф , прозываемый Варсавою или Иустом (30 окт.), Фаддей (21 авг.), Анания (1 окт.), Стефан архидиакон (27 дек.), Филипп из 7 диаконов (11 окт.), Прохор из 7 диаконов (28 июля), Никанор из 7 диаконов (28 июля и 28декабря), Тимон из 7 диаконов (28 июля и 30 дек.), Пармен из 7 диаконов (28 июля), Тимофей (22 янв.), Тит (25 авг.), Филимон (22 ноября и 19 февр.), Онисим (15 февр.), Епафрас ( Екл. 9 апр. а. У. 19 июля), Архипп (22 нояб. и 19 февр.), Сила (30 июля), Силуан (30 июля), Крискент или Криск (30 июля), Крисп (мР. А. У. Н. 4 окт.), Епенет (30 июля), Андроник (17 мая и 30 июля), Стахий, Амилий, Урван, Наркисс, Анеллий или Апелл (сии 31 ОКТ.), Аристовул (31 окт. и 16 мар.), Иродион или Родион (8 апр. и 10 ноябр.), Агав, Руф, Асинкрит, Флегонт (сии 8 апр.), Ерм ,(5 нояб. и 31 мая), Патров (5 нояб.), Ермий (8 апр.), Лин, Гай, Филолог (сии 5 нояб.), Лукий (10 сент.), Иасон (28 апр.), Сосипатр (28 апр. и 10 нояб.), Олимиан или Олимп (10 нояб.), Тертий (30 окт. и 10 нояб.), Ераст (10 нояб.), Куарт или Кварт (10 нояб.), Евод (7 сент.), Онисифор (7 сент. и 8 дек.), Климент или Клим (25 нояб.), Сосфем (8 дек.), Аполлос (10 сент. и 8 дек.), Тихик (8 дек.), Епафродит (8 дек.), Карп (26 мая), Кодрат (21 сент.), Марк , он же Иоанн (27 сент.), Зина (27. сент.), Аристарх (15 апр. и. 21 сент.), Пуд (15 апр.), Трофим (15 апр.), Марк , племянник Варнавы (30 окт.), Артема (30 окт.), Акила (14 июля), Фортунат (Кал. Флор. 5 июля, Нан. Слепч. 9 июня, Пар. 14 июля, УКр. 19 июня), Ахаик ; Дионисий ареомагит (3 окт.), Симеон, называемый Нигер. Пр. Феоктиста , игумена в Кукуме сикилийском, † 800. Нан. 1. Мст. Соф. Прол. CI. 2. Тип. М. 14 в. М. 448 и 70. Сев. 2. Канон, Феофана по греч. М. 331, что и у нас. В Петр. Феоктиста исповедника. (247. 249 янв. 4 и 5, МГр. 8 янв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Эти установления гарантировали народу, находившемуся под гнетом неправедных мирских З., милостивое присутствие Самого Бога. Г. З., однако, не является чем-то застывшим и неизменным. В свете Божьих откровений мы приходим к пониманию того, что З. пребывает в процессе становления. Нам очевидно, что верующий человек НЗ живет по З. Христа ( Гал. 6:2 ), и этот новый З. есть великая заповедь любви ( Ин. 13:34 ; Ин. 15:12 ). Верующий христианин подзаконен [греч. энномос] Христу ( 1Кор. 9:21 ). Но существует различие между понятиями «быть под законом» ( Гал. 4:21 ) и быть «подзаконным» Христу. История спасения человечества находит во Христе свое завершение. Христос – это «конец закона» ( Рим. 10:4 ). Иисус пришел не нарушить «закон или пророков», а исполнить их ( Мф. 5:17 ). Павел в Рим. 3:31 опровергает мнение о том, что вера отменяет З. «...мы ... закон утверждаем», – говорит он, подразумевая при этом З. веры, божеств. право в целом. Синайское законодат-во с его обязательствами больше недействительно для Церкви Христа. Его место заняла вера в Евангелие. (О соотношении З. и Евангелия см. ниже, п. VI.) V. ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА Содержание З. передавалось различными способами: в виде кратких текстов, составленных в форме вопросов и ответов, посредством ритуалов, в виде сборников правовых норм и вероучительных положений. В зависимости от конкретного случая, толкование З. доверялось судьям, старейшинам или священникам (ср. Втор. 17:8–11 ). Согл. З. решались судебные дела у ворот Вифлеема ( Руф. 4:1–12 ). Чтение З. священником было неотъемлемой частью богослужения в великие праздники ( Втор. 31:9 ). Глава семейства, как домашний священник, произносил в пасхальную ночь ритуальную молитву – своеобразный символ веры ( Исх. 13:14 ). Родители должны были наставлять в З. детей ( Исх. 13:8–10 ; Втор. 6:6–9 ; Втор. 11:18–20 ), а священники – весь народ ( Лев. 10:11 ; Втор. 33:10 ). В молитве (шема), которую следовало произносить утром и вечером, содержатся отрывки из З. ( Втор. 6:4 ; ср. Числ. 15:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010