Глава 3 Руфь просит у Вооза брака во имя закона ужичества. Руф.3:1 .  И сказала ей Ноеминь, свекровь ее: дочь моя, не поискать ли тебе пристанища, чтобы тебе хорошо было? Ноеминь начинает хлопотать об устроении судьбы Руфи, о доставлении ей того «покоя» (евр. manoach), которого она давно желала обеим невесткам ( Руф. 1:9 , menuchah), – супружества и жизни под защитой мужа. Руф.3:2 .  Вот, Вооз, со служанками которого ты была, родственник наш; вот, он в эту ночь веет на гумне ячмень; Руф.3:3 .  умойся, помажься, надень на себя [нарядные] одежды твои и пойди на гумно, но не показывайся ему, доколе не кончит есть и пить; Руф.3:4 .  когда же он ляжет спать, узнай место, где он ляжет; тогда придешь и откроешь у ног его и ляжешь; он скажет тебе, что тебе делать. Ноеминь намерена устроить брак Руфи с Воозом на основании закона родства, или ужичества (ср. Чис. 27:1–11, 36:1–9 ), – так называемый брак левиратный (ср. Втор. 25:5–10 ), от которого, по ее мнению, Вооз не должен был отказываться (юридически) и не мог сделать этого (нравственно) ввиду известного обращения с Руфью (гл. II). Мера для сближения с Воозом, указанная ею Руфи, всецело отвечает правовым и нравственным понятиям древнееврейского уклада жизни, санкционированным законом, и никоим образом не может быть оцениваема с точки зрения европейских христианских понятий. (Ср. блаженного Феодорита , вопр. 2 на кн. Руфь: «Иные порицают и Ноеминь и Руфь, первую за то, что внушила, а последнюю за то, что послушалась и исполнила, т.е. спала у ног Воозовых»). Хотя буква закона ( Втор. 25:5–10 ) не говорит прямо об обязанности других родственников – не братьев – восстанавливать семя бездетно умершему путем левиратного брака, однако дух закона, без сомнения, налагал эту обязанность и на них, хотя позднейший буквализм раввинов не распространял этой обязанности даже на брата, родившегося после смерти умершего бездетным брата его (Мишна, Иевамот II, 1–2). Веяние хлеба в Палестине (ст. 2) в древности и теперь происходит перед вечером, так как около 4-х часов пополудни обычно дует благоприятный для сего ветер с Средиземного моря (W. Nowack, Hebraische ArshaoIogie, Bd, I, leipzig. 1894, S. 233–234). Омовение, умащение тела и возложение торжественных одежд (вместо, вероятно, «одежды вдовства» (ср. Быт. 38:14 ); по Мидрашу, S. 44, Руфь надела одежды субботние или праздничные) – эти действия Руфи по совету Ноемини аналогичны приготовлениям невесты к браку (ср. Иез. 16:9–13 ) и в данном случае были расчитаны произвести наиболее выгодное впечатление на Вооза. Той же цели имело служить, по мысли Ноемини, свидание Руфи с Воозом после трапезы последнего, когда «развеселится сердце его» (ст. 7), т.е. в хорошем расположении его духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 11 (Ср. 3Цар.12:21–24 ) 1–4. Предотвращение, по слову пророка, братоубийственной войны между двумя еврейскими царствами. 5–12. Укрепление Ровоамом городов иудейских и устройство общественных хлебных магазинов. 13–17. Переселение священников и левитов в Иудею из царства Израильского. 18–23. Семья Ровоама. 2Пар.11:1 .  И прибыл Ровоам в Иерусалим и созвал из дома Иудина и Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, чтобы воевать с Израилем и возвратить царство Ровоаму. 2Пар.11:2 .  И было слово Господне к Самею, человеку Божию, и сказано: 2Пар.11:3 .  скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему Израилю в колене Иудином и Вениаминовом: 2Пар.11:4 .  так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими; возвратитесь каждый в дом свой, ибо Мною сделано это. Они послушались слов Господних и возвратились из похода против Иеровоама. Ср. ( 3Цар.12:21–24 ), «Толковая Библия», т. II, с. 426. 2Пар.11:5 .  Ровоам жил в Иерусалиме; он обнес города в Иудее стенами. 2Пар.11:6 .  Он укрепил Вифлеем и Ефам, и Фекою, 2Пар.11:7 .  и Вефцур, и Сохо, и Одоллам, 2Пар.11:8 .  и Геф, и Марешу, и Зиф, 2Пар.11:9 .  и Адораим, и Лахис, и Азеку, 2Пар.11:10 .  и Цору, и Аиалон, и Хеврон, находившиеся в колене Иудином и Вениаминовом. 2Пар.11:11 .  И утвердил он крепости сии, и устроил в них начальников и хранилища для хлеба и деревянного масла и вина. 2Пар.11:12 .  И дал в каждый город щиты и копья и утвердил их весьма сильно. И оставались за ним Иуда и Вениамин. Города, обращенные Ровоамом в крепости или вообще укрепленные им, в большинстве издавна существовали и только были обстроены. Таков Вифлеем ( Быт.35:16,19 ; Быт.48:7 ; Руф.1:1 ); о положении его см. комментарии к ( Нав.15:59 ; Руф.1:1 ) в «Толковой Библии», т. II, с. 98–99 и с. 211–212. Ефам (LXX: Αιτν, Vulgata: Etam) лежал, как и Вифлеем, в колене Иудином ( Нав.15:59 ), верстах в 12-ти от Иерусалима; по причине прекрасного местоположения, садов и обилия водою был, по свидетельству Иосифа Флавия («Иудейские Древности», VIII, 7, 3), любимой летней резиденцией Соломона (развалины водопроводов, бывших здесь, существуют и доныне), ныне – Айн-Аттан, между Вифлиемом и Уртасом (Onomasticon, 487).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Моав, моавитский, моавитяне Моав, моавитский, моавитяне (, , ,=от отца, Μωβ, Μωαβτς, Μωαβται; Moab, Moabitae, Moabitis; М авъ, М М авль, М L: Moab, Moabiter, Moabitisch): Быт.19:37 . Исх.10:15 . . Втор.1:5, 2:8, 9, 11 . TOC o «1–5» h z 18:29, 23:3, 29:1, 32:49, 34:1, 8. Нав.13:14, 32, 24:9, 36 . Суд.3:12 и дал. Суд.3:28–30, 10:6. 11:15–18. 25 . Руф.1:1, 4, 6, 22, 2:2, 6 . 1Цар.12:9, 14:47, 22:3 . 2Цар.8:2, 12, 23:20 . 3Цар.11:1, 7 . . 1Пар.1:46, 4:22, 18:2, 11 . 2Пар.20:1, 36:5, 24:26 . Пс.82:7, 107:10 . Ис.11:14, 15:1 и дал. Ис.16:2 и дал. Иер.9:26. 25:21, 27:3 . гл. Иер.48 :1и дал. Иез.25:8, 9, 11 . Дан. 11:41 . Ам.2:1, 2 . Соф.2:8–9 . – 1Ездр.9:1 . Неем.13:1, 23 . 2Ездр.8:66 . Иудиф.1:12, 5:2, 6:1, 7:8 и др. – Моав, сын Лота от его старшей дочери, родоначальник моавитян ( Быт.19:30, 37 ). Потомки его занимали гористые, но прекрасные плодоносные земли по восточной стороне Мертвого моря. С запада границей их было Мертвое море, на востоке – пустыня, на юге – Вади ель-Ахзи, на севере – река Арнон. Это была часть нынешней провинции Керек. С юга она граничила с Идумеей, на севере – с коленом Рувимовым. Это гористая земля со многими плодоносными долинами и равнинами. Реки ее, как и на прочей Заиорданской земле, текут с востока к западу, таковы: ель-Ахзи, Саред, Арнон. Будучи хорошо орошаема водою, земля изобилует хлебом, фруктовыми деревьями, виноградными садами, скотоводством (сн. Руф.1:1 . 4Цар.3:4 . Ис.16:1, 8–10 ). Главный город их был Ар или Равваф-Моав, на юг от него Кир-Моав, как крепость. Другие города: Луиф, Сигор и другие. Землей управляли цари ( Чис.22:4 . Суд.3:12 . 1Цар.22:3 . 4Цар.3:4 . Иер.27:3 ), и при них находились князья и старейшины, подобно как у Идумеев ( Чис.22:8, 14–15, 23:6 ). В прежнее время вся земля Заиорданская населена была ханаанскими племенами исполинов, замзумимами или зузимами и емимами. Емимы жили между Арноном и Саредом ( Быт.14:5 ), а замзумимы или зузимы – между Арноном и Иавоком ( Втор.2:20 . Быт.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Муж (Husband) Муж – по определению человек, связанный с женой. Прототипом мужа в роде человеческом был Адам. В Библии показаны многие его сыновья, и в число особенно запоминающихся мужей, входят Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Вооз, Давид, Соломон, Ахав и Иосиф, муж Марии. Среди них Вооз и Иосиф выделяются как идеал. Сразу же можно отметить, что в Библии лишь немногие мужчины достаточно подробно показаны в роли мужей. В Книге Руфь Вооз являет собой развернутый образ того, каким должен быть муж. Будучи благочестивым хозяином и зажиточным земледельцем ( Руф.2:3–4 ), он доброжелательно и великодушно относился к своей будущей невесте задолго до того, как узнал, что ему предстоит жениться на ней. Он ценил Руфь за ее благочестие и добродетельность ( Руф.3:10–11 ). Когда Руфь дала понять, что хотела бы выйти за него замуж, он действовал решительно и благородно. Вооз выступил в роли родственника-защитника, заботившегося о материальных потребностях Руфи и ее свекрови и стал отцом ребенка Руфи. Аналогичный образ мы видим в лице Иосифа, мужа Марии. Когда его невеста забеременела до брака, он, «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» ( Мф.1:19 ). В дальнейшем Иосиф стал спутником Марии на жизненном пути, в почитании Бога и в воспитании Ребенка. Роль мужа . Роль мужа определена в рассказе о творении. На физическом уровне Адам предоставил свою плоть для сотворения жены, ставшей в определенном смысле его вторым «я» (как на это указывают сами слова на еврейском языке – is, «мужчина», и issa «женщина»). Таким образом, муж и жена выступают пред Богом как одна человеческая личность. Они также «одна плоть» ( Быт.2:24 ), что означает половой союз ( 1Кор.6:16 ) и близость. В этом выражается основной смысл положения мужа: его неполнота самого по себе и необходимость союза с женой, чтобы найти утешение, без которого жизнь превращается в неутолимый поиск подруги ( Быт.2:18–23 ). Следовательно, взаимодействие двух частей, составляющих единое целое, – одна из основных характеристик роли мужа. В Библии мы практически не видим развернутых картин взаимоотношений между мужем и женой, тем не менее можно себе представить мужа и жену, делящих радости и печали жизни, вместе выполняющих обязанности по работе, воспитанию детей и участию в религиозной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иудея ( ,; οδα, γ οδα; Iuda, terra Iuda; Juda, das Land Iuda, das Iudische Land; земля Нав.15:1 и дал. Нав.19:1–9 . Суд.15:9, 11 . Руф. 1:1, 2, 7 . 1Цар.17:1, 22:5, 23:3, 23, 27:10, 30:14, 16 . 2Цар.2:1, 6:2, 24:7 . 3Цар.12:17, 13:1, 14:21, 15:17 , 4Цар.9:29, 15:37, 22:13, 23:17 , . 25:22. , 1Ездр.1:2, 2:1, 4:6 . Неем.1:2, 6:18, 7:6, 11:2 ,. 12:31, 13:15. 2Ездр.1:32, 37, 2:12, 4:45, 6:1, 8:12, 78 . Тов.1:18 . Иуд.1:12, 4:1, 8:21 . и др. Мф.2:1, 5–6, 22, 3:1, 5, 24:16 . Мк.1:39, 2:4, 3:1 . Ин.3:22, 4:3, 47 . . и пр. и пр. и пр. – Слово «Иудея» иногда принимается в обширнейшем смысле, и под нею разумеется вся Палестина. Так особенно понималось слово это по возвращении иудеев из плена. Как имя иудеев означало весь народ иудейский, не живущих только в уделе Иудином, но и в других городах Палестины, так и имя «Иудея» означало всю обетованную землю, всю Палестину, все земли, по которым расселялись иудеи по возвращении своем из плена (см. напр. Агг.1:1, 14, 2:2. 21 . Зах.1:21 . Мак.2:11–12). Когда Иуда Маккавей вел войны, защищая свое отечество от иноплеменников, к нему обращались с просьбой о защите не иудеи только иерусалимские, но и из Галилеи, и Самарии, и Галаада ( 1Мак.5 гл.). Но собственно под Иудеей разумеется только южная часть Палестины. Около времен И. Хр. обетованная земля разделялась на четыре главные части: на Иудею, Самарию и Галилею, и к ним присоединялась четвертая часть за Иорданом. Такое разделение можно примечать еще во времена И. Навина ( Нав.20:7–8 ). То же видно из книг Маккавейских ( 1Мак.10:30 ). То же видим у Флавия, который подробно описывает границы этих земель (о Войн. Uyд. III, 3 ). Это же видим из Нового Завета ( Мф.2:1, 3:1, 4:12–16, 23–25 . Мк.3:7–8 . Лк.1:65, 2:4, 3:1 . Ин.4:3–4, 7:1 . Деян.1:8, 8:1, 9:31 ). К Иудее собственно принадлежали: колена – Иудино, Вениаминово, Симеоново, Даново и часть Ефремова (сн. 2Пар.15:8–9 ). Иудеей называется эта часть, потому что большей частью принадлежит Иудину колену, иудеям, а не израильтянам. Границы ее на севере – горы Ефремовы и Самария, на юге – Аравия и пустыня Дин (Вади-Муррег), отделяющая Иудею от Идумеи, на западе – Средиземное море, на востоке – Мертвое море и Иордан. По Флавию, к ней принадлежали также и приморские земли на Западе – до Птолемаиды (Herz. XI. р. 2 и 31). Понимая Иудею в этом объеме, мы, согласно указаниям Св. Писания, различаем в ней пять главных частей: 1., Полуденную, 2., Нагорную Иудею, 3., пустыню Иудейскую, 4., низменные места Иудеи и 5., прибрежные равнины ( Быт.13:3, 20:1, 24:62 . Втор.34:3 . Нав.10:40, 11:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Дочь (Daughter) В Библии женщины почти всегда идентифицируются как дочери своих отцов. Многие достаточно значительные действующие лица представлены просто дочерьми: например, дочери Лота ( Быт.19 ), дочь фараона ( Исх.2:5 ; Евр.11:24 ), Иеффая ( Суд.11:34 и далее), дочь Иова ( Иов.42:15 ), дочь Иродиады ( Мф.14:6 ), Иаира ( Мк.5:23 ) и сирофиникиянки ( Мф.15:22 ). Другие же называются по именам, но только в связи с делами, к участию в которых они привлекаются как дочери своего отца: Ревекка, к родителям которой Авраам послал слугу на поиски невесты для Исаака ( Быт.24 ); Мерова, дочь Саула, на которой женился Давид ( 1Цар.18:17 ); Рахиль и Лия, дочери хитрого Лавана, ставшие женами Иакова ( Быт.29 ). На память приходят также те женщины, которые вели себя как дочери: Руфь по отношению к Ноемини ( Руф.4:15 ), Есфирь по отношению к Мардохею ( Есф.2:7 ). Как в сыне, так и в дочери отражаются черты родителей; и ее личная репутация положительно или отрицательно влияет на будущее их имени. Дочь нуждалась в родительской опеке, и, за редкими исключениями, родители относились к ней как к своему сокровищу. Иеффай скорбел о данной им клятве, погубившей его дочь ( Суд.11:35 ); Иов дал своим прекрасным дочерям наследство ( Иов.42:15 ); Иаир и сирофиникиянка страстно умоляли Иисуса спасти их дочерей ( Мф.15:22 ; Мк.5:23 ). Иисус выразил мысль о высокой ценности и привилегированном положении исцеленной Им скорченной женщины, назвав ее «дочерью Авраамовой» ( Лк.13:16 ). Родители обычно заботились о безопасности дочери, относясь к этому как к первоочередной обязанности. Пророки называли дочь «нежною и роскошною» ( Ис.47:1 ), «дщерью Иерусалима» ( Плч.2:15 ), «девой, дочерью народа моего» ( Иер.14:17 ). Девственная дочь считалась уязвимой, и насилие над ней рассматривалось как бедствие ( Плч.2:13 ). Ожидалось, что благами праведности родителей должны пользоваться не только сыновья, но и дочери ( Иез.14:20 ). Будущее дочери нередко зависело от желаний или потребностей родителей: Лот и вениамитяне предлагали своих дочерей чужеземцам; Мелхола стала женой Давида в качестве награды Саула за победу в битве; дочь Иродиады по наущению матери плясала перед Иродом; Лия и Рахиль действовали в соответствии с планами Лавана. Дочь получала наследие, хорошее или плохое, от своих родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Содержание I. Посольство Ионы в Ниневию, его бегство и наказание за это II. Спасение Ионы III. Покаянная проповедь Ионы в Ниневии IV. Недовольство Ионы и вразумление его     В 4-й кн. Царств, в 14 гл. ст. 25, повествуется, что Иеровоам II, царь Израильский, «восстановил границы Израиля от входа в Хамаф до моря пустынного (Мертвого), по слову Иеговы, Бога Израилева, которое Он сказал чрез раба своего Иону, сына Амитаева, пророка из Гат-хефера» (в уделе кол. Завулонова, см. Нав.19:13 ). Это пророчество Ионы о расширении пределов Израильского царства не дошло до нас, но зато до нас дошла книга пророка Ионы, сына Амитаева (слав. Амафиина), значит, принадлежащая тому же лицу, которому принадлежит и пророчество, – книга, в которой простым, прозаическим языком рассказывается о Божественном посольстве Ионы в Ниневию за тем, чтобы возвестить погибель сему городу, о попытке пророка чрез бегство в Фарсис (Финикийская колония в Испании) освободиться от такого поручения, о Божием наказании ослушника и раскаянии его, о покаянной проповеди его в Ниневии и благоуспешных последствиях ее, о ропоте пророка к Богу на помилование Им покаявшихся Ниневитян и вразумлении его со стороны Бога. I. Посольство Ионы в Ниневию, его бегство и наказание за это. Рассказ книги прямо начинается формулою: «и было слово Иеговы к Ионе, сыну Амитаеву», формулою, соединяющею между собою известный принятый ряд событий, совершающихся последовательно, по времени, одно за другим, хотя бы эти соединяемые события передавались и в разных священных книгах (см. Руф.1:1 ; 1Цар.1:1 ; и др.) и потому нисколько не принуждающею к предположению такого рода, что следующий за этою формулою рассказ в книге пророка Ионы есть отрывок из некоего большего сочинения, до нас не дошедшего. Слово Божие говорило пророку: «встань, поди в Ниневию, большой город оный и возглашай против него», угрожай ему наказанием, «ибо зло его взошло пред лице Мое». И так пророк посылается в Ниневию, главный в то время город Ассирийского царства и резиденцию Ассирийских царей, по сказанию кн. Быт. ( Быт.10:11 ) построенный, по переводу одних, Ассуром, а по переводу других, Нимродом 1 , а по сказанию Греческих и Римских писателей Нином, мифическим основателем Ассирийского царства, – город неоднократно называемый в книге большим городом, городом на три дня пути ( Ион.3:2–3, 4:11 ), и называемый так пророком не ради того, чтобы выставить пред своими соотечественниками могущественную силу его, а ради того значения, какое имела для Бога Ниневия, как столица языческого мира, как город большой у Бога именно ( Ион.3:3 ), как город многолюдный и потому обращавший на себя особое попечение Божие ( Ион.4:11 ). Этому великому языческому городу Иона должен возвещать грозное слово Иеговы, потому что «зло его взошло пред лице Иеговы»; потому что развращение, нравственное растление Ниневии так велико, что оно проникло уже на небо и вопиет там к Богу о мщении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smirnov/...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Обращение (Conversion) Под обращением понимается изменение направления. Это представление лежит в основе библейских образов обращения. Само это слово в Библии встречается редко, но рассказы об обращении занимают видное место, прежде всего в Новом Завете. Ветхозаветным аналогом обращенных служат язычники, отказывающиеся от своих традиций и принимающие иудейскую веру и Бога. Общий знаменатель таких рассказов об обращении – признание человеком потребности в одном истинном Боге и отвержение всех альтернатив. О человеке, совершившем подобный поступок, обычно говорится, что он «уверовал». В число библейских синонимов обращения входят покаяние, получение спасения и обретение веры. В библейских образах, связанных с обращением, последовательно выражается идея о коренном изменении; люди, всегда верившие в Бога или всегда знавшие Его, обращенными не называются. Конкретные моменты обращения детей Израиля и учеников Иисуса при Его жизни в Библии не показываются, хотя вера для этого, безусловно, требовалась. В Ветхом Завете мы видим благочестивых мужчин и женщин, но лишь изредка встречаем примеры обращения. Жизнь Иакова настолько изменилась после встречи с Богом и борьбы с Ним у потока Иавок ( Быт.32:22–32 ), что этот эпизод можно рассматривать как рассказ об обращении. Послушание Авраама призыву оставить отчий дом и религию тоже привело к таким резким изменениям в жизни, что это можно назвать обращением – изменением направления с введением совершенно нового обряда обрезания как сопутствующего символа ( Быт.17 ). С тех пор желающие стать иудейскими прозелитами и принять Бога Авраама принимали также обрезание. Таким образом, обрезание было ветхозаветным символом обращения к вере в Бога и свидетельствовало о коренном изменении в жизни человека. В других ветхозаветных примерах обращение приводит к изменению в сфере не только религии, но и культуры и образа жизни. Первым известным прозелитом была Раав. Согласно Посланию к евреям, решающим фактором стала вера, которую Раав продемонстрировала, назвав Бога евреев «Богом на небе вверху и на земле внизу» ( Нав.2:11 ; ср. Евр.11:31 ). Она действовала в соответствии с этим исповеданием и спрятала лазутчиков, поэтому спаслась вместе с семьей и стала частью народа Израиля. Еще в Ветхом Завете рассказывается о том, как обратилась Руфь, оставившая свой народ и своих богов и последовавшая за свекровью из родного Моава в Израиль. В своем исповедании веры она заявила: «Народ твой будет моим народом, и Бог твой моим Богом» ( Руф.1:16 ). Таким образом, Руфь тоже уверовала в Бога и обратилась в иудейскую религию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Иегова Иегова , евр. Jehovah, LXX Κυ’ριος, Vulg. Dominus, слав.русск. Господь, – собственное имя Бога (Израилева) в Ветх. Завете, священнейшее и типичнейшее из всех ветхозаветных имен Божиих. В иудейском предании тетраграмма имени Божия «Иегова» представляется собственным именем (schem hammejuchad) Бога Истинного – в отличие от нарицательных имен Его, общих Ему с другими, языческими богами; существенным (schem havajah), т. е. обозначающим самое существо или абсолютное бытие Бога, а не отдельные свойства пли качества Его; раздельным, ясным (schem[hain]mephorasch [т.е. nomen expressum, или nomen separatum, или nomenmanifestum и др.; ср. Prof. Dr. W. Bacher, Die älteste Terminologie der judischen Schriftauslegung, Lpzg 1899, S. 159–160, и в The Jewish Encyclopedia XI, 1905, p. 262–264); или просто именем (haschem) по преимуществу, – обозначением самого лица, а не какого-л. эпитета. Точное и верное произношение этого священнейшего имени традициею совершенно утеряно. Суеверный страх у послепленных иудеев пред этим именем, которое у них как бы отожествлялось с самим непостижимым существом Божиим, вызвал стремление – сначала возможно более ограничить употребление сего имени, а затем и прямо признать его непроизносимыми». Основываясь на неправильном понимании Лев.24:11–16 (хулу имени И. здесь понимали в смысле простого произнесения его) и Исх.6:3 , книжники, иудейские попытались ограничить употребление «Иегова» даже в библ. тексте, заменяя его именами Adonai или Elohim (напр., в Псс.41–82, ср. особ. Пс.52 , Пс.13 ; нет имени И. в целой кн. Екклезиаст, затем, – вопреки древнему употреблению имени Иегова в житейском быту, напр., в приветствиях ( Руф.2:4 . Суд.6:12 ; ср. Мишна, Берахот 9, 5), – дозволено было употреблять его лишь в храме – в словах священич. благословения ( Чис.6:24–26 ; ср. М. Тамид 7, 2), наконец, со времени смерти первосвящ. Симона Праведного (в III в. до р. Хр.) и священники перестали употреблять имя Иегова даже в храме, а произносил его однажды в год – в день Очищения – один первосвященник (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Юмор (Humor) Библия по своей сути – книга серьезная, а не развлекательная. Вместе с тем, замалчивание содержащегося в ней юмора означало бы искажение духа Библии. В Библии представлен широкий диапазон юмора – от наименее интеллектуальных (фарс) до наиболее интеллектуальных (ирония и игра слов) категорий с общим тяготением к утонченности. Наилучший способ получить представление о данном вопросе – систематизировать типы юмора в Библии по определенным категориям. Комедийные ситуации . Комедийными считаются запутанные, неожиданные или просто смешные ситуации. Юмор обычно проявляется в самой фабуле, хотя комедийные ситуации могут также возникать благодаря участию в них определенных характерных персонажей. Распространенный тип такой ситуации – крайне неожиданное событие, застигающее одного или нескольких действующих лиц врасплох. Когда Иаков пришел в Харран и встретил миловидную Рахиль у колодца, в нем взыграл мужской адреналин. «Человек кроткий, живущий в шатрах» ( Быт.25:27 ), вдруг становится силачом, одной рукой отвалившим камень колодца, который обычно пастухи могли сдвинуть лишь общими усилиями ( Быт.29:2–10 ). Это стало эмоционально тяжелым испытанием для Иакова, который быстро потерял голову, «поцеловал Рахиль... и заплакал» ( Быт.29:11 ). Взволнованная Рахиль убежала, чтобы все рассказать отцу ( Быт.29:12 ). Сцена вполне подходит для сценария телефильма. Представьте себе также такую непредвиденную ситуацию, лишающую человека дара речи, когда он неожиданно обнаруживает лежащую рядом с собой женщину, присутствия которой никак не ожидал. Это было с Иаковом: «Утром же оказалось, что это Лия» ( Быт.29:25 ); и с Воозом: «В полночь он содрогнулся, приподнялся, и вот, у ног его лежит женщина» ( Руф.3:8 ). В последнем эпизоде Вооз не удержался от банального вопроса: «Кто ты?» – на который женщина не только дала прямой ответ, но и побудила его поторопиться и сделать ей предложение ( Руф.3:9 ). Смешно могут выглядеть и люди, негодование которых доходит до крайней точки. В качестве примера можно назвать один из забавных эпизодов в жизни Павла, когда иудеи пришли в такую ярость и такое неистовство, что в ответ на слова Павла смогли лишь размахивать своими одеждами и бросать пыль в воздух ( Деян.22:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010