БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) БОРИС КАЗАНСКИЙ (Салтыков Борис Иванович?; † март 1553), мч. (пам. 2 окт., 4 окт.- в Соборе Казанских святых) БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в мест. Борок близ слободы Холуй Вязниковского у. Владимирской губ. (в наст. время пос. Холуй Южского р-на Ивановской обл.) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в с. Борщёве (Боршёво) Коротоякского у. Воронежской губ. (ныне Хохольский р-н Воронежской обл.), на правом берегу Дона, в 35 верстах от Воронежа БОСКО Джованни (1815 - 1888), свящ., основатель салезианского ордена, св. католич. Церкви (пам. зап. 31 янв.) 93-103 103-105 105-106 БОСТРА сел. в юго-зап. части Сирии, в горном массиве Эд-Друз (обл. Хауран), недалеко от границы с Иорданией. В прошлом - крупный адм. и церковный центр, известный в наст. время своими археологическими памятниками 106-107 107-109 БОТКИН Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)с 109-110 110-111 110-111 111-112 БОТТАРИ Джованни Гаэтано (1689 - 1775), итал. историк Церкви, историк искусства, архивист, один из основоположников музейного дела 112-113 113-114 114-115 115-116 116-117 117-118 БОЭМУНД ТАРЕНТСКИЙ норманнский гр. Тарента (совр. Таранто) в Юж. Италии, кн. Антиохии (с 1098), один из предводителей 1-го крестового похода БОЭЦИЙ Аниций Манлий Торкват Северин (ок. 480 - 524 или 526), рим. философ, богослов и гос. деятель, св. католич. Церкви (пам. зап. 23 окт.) 118-126 126-128 128-130 БОЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ, находящийся в ц. Рождества Пресв. Богородицы Боянской иконы Божией Матери жен. мон-ря (Черновицкая епархия Украинской Православной Церкви) 131-133 133-135 135-136 БРАГСКИЙ ОБРЯД один из местных вариантов римского обряда, практиковавшийся с XII-XIII вв. в кафедральном соборе г. Брага (Сев. Португалия) и в нек-рых приходах Брагского архиеп-ства

http://pravenc.ru/vol/vi.html

Реабилитация: 1989 по Указу Президиума ВС СССР от 16.01.89. По Какому Году Реабилитация=1933. Публикации: 1. Обидин Д.А. На нем заканчивалось русское дворянство//Маяк. 1996. 2 июля. 2. О них душа моя скорбит. Вязниковская книга памяти жертв политических репрессий. Вязники, Владимирская область. 1998. С.101. 3. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие. ХХ век. Биографические материалы по Владимирской епархии. С.48. 4. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. С.55. 5. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С.39. Заявитель: Обидин Донат Андреевич, внучатый племянник. По материалам сайта Православный Свято-Тихоновский гуманитарный Университет - «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века» http://kuz1.pstbi.ccas.ru/cgi-htm/db.exe/ans/nm/ «Село Кожино на речке Курже находится в 140 верстах от губернского города и в 17 верстах от уездного. До 1761 года село Кожино принадлежащего Суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю; оно было приложено в монастырь частично в 1573 году Марьей Григорьевной Третьяковой женой Кожина и частично в 1588 году Софьей Никифоровной, дочерью Кожина. В писцовых книгах Гороховецкого уезда 1628 г. о Кожине отмечено следующее: " в селе Кожино церковь пророка Ильи древяна клецки вверх - строение Спасского монастыря и приходских людей. По прежним книгам 1678 года в Кожине значится уже две церкви - во имя св. прор. Ильи и Казанской иконы Пресв. Богородицы. В 1760-1772 г.г. вместо деревянных церквей построен в Кожине каменный двухэтажный храм, который без существенных изменений сохранился здесь до настоящего времени. Главною строительницей храма была, по преданию помещица Ан. Андр. Оболдуева. Престолов в этом храме два: в верхнем этаже во имя св. Пророка Ильи, в нижнем в честь Казанской иконы Божией Матери».

http://sobory.ru/article/?object=04198

В 1912 году каменные кельи были перестроены и расширены. В монастырском хозяйстве были каменные сараи, погреб, конюшня, скотный двор, баня. При монастыре действовала школа. В 1916 году Благовещенский монастырь особым указом Священного Синода был преобразован в женскую обитель. Настоятельницей была назначена игуменья Серафима из Серапионово-Алексеевской общины, что за Клязьмой всего в нескольких верстах от Вязников. Монастырь закрыли в 1920-е годы. Монахини удалились в Серапионовскую пустынь, где впоследствии были арестованы. Игуменью Серафиму сослали в лагерь. В 1930-е годы на территории закрытого монастыря было выстроено здание техникума, при этом монастырская ограда с южными воротами разобраны до основания, а келейные корпуса отобраны в жилой фонд Вязников. Оба храма (чудом уцелела и Всехсвятская надвратная церковь) переданы музею. Только благодаря музею и присвоению собору статуса памятника архитектуры мы сейчас видим церковь практически в неизменённом виде. Смотрите также: мужской монастырь въ г. Вязникахъ (1906 год, 197 страниц) Современное состояние [ править править код ] В 1990-х годах Благовещенский собор был передан Русской Православной Церкви, став приходским храмом. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы с колокольней 21 июля 1999 года возрождение монастыря благословил архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Постепенно восстанавливаются церкви, обустраивается территория. Храмы [ править править код ] Собор Благовещения Пресвятой Богородицы Надвратная церковь Всех святых Приписные приходские церкви Станки. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Налескино. Церковь Казанской иконы Божией Матери (Подворья Мстерской женской обители в честь св. Иоанна Милостивого) Святыни [ править править код ] Древний чудотворный образ Казанской-Вязниковской иконы Божией Матери, Шуйская-Смоленская Икона Божией Матери, Икона " Споручница грешных " с частицей ризы Пресвятой Богородицы, Икона " Рождество Христово " с частицей яслей Господних, частица Животворящего Креста Господня, на котором был распят Христос, частица Ризы Пресвятой Богородицы, частицы мощей святаго Антония Великого – основателя монашества, святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова , частицы мощей Блаженной Матроны Московской, частицы мощей благоверных князей Петра и Февронии Муромских, преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия Брянчанинова , мироносицы Сусанны, Киево-Печерских отцов и Владимирских святых, частицы облачения святаго Иоанна Русского и святителя Спиридона Тримифунтского. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

Вязниковская Казанская икона Божией Матери Вязниковская Казанская икона Божией Матери Уже с 1-й пол. XVII в. В. и. приобрела общерус. известность. В 1640 г. паломническую поездку к ней совершил царь Михаил Феодорович (Дворцовые разряды. СПб., 1851. Т. 2. Стб. 646-647). Каменная соборная церковь, где впосл. пребывала В. и., была построена в 1670-1674 гг. на средства дворцовой казны царя Алексея Михайловича, церковной казны и мирского подаяния. После пожара в храме 1 июля 1703 г. чудотворная икона находилась в течение 5 лет в располагавшейся рядом теплой Никольской ц., у царских врат. В 1708 г. образ при большом стечении народа перенесли в приготовленный к освящению Казанский храм, откуда он на зимний период возвращался в Никольскую ц. (ежегодный крестный ход, приуроченный к этому событию, был установлен по распоряжению архиерея в 1875). Вокруг г. Вязники крестный ход с В. и. был учрежден в 1892 г. в память избавления от эпидемии холеры в 1891 г.; проводился в последнее воскресенье перед храмовым праздником - 8 июля ст. стиля. В 10-ю субботу по Пасхе из вязниковского Казанского собора по окончании поздней литургии ежегодно совершался крестный ход в погост Никологорский, через деревни Лукново и Синяткино, установленный, по преданию, по случаю избавления жителей погоста и окружавших его 30 деревень от моровой язвы в 1771 г. В. и. оставалась в Казанском соборе до 1929 г., когда Владимирский губисполком вынес решение о закрытии храма в Вязниках и об использовании его «для культурных целей». 1 марта 1929 г. началось разрушение церковных зданий, внутреннее убранство из металла пошло на лом, иконы продавались на дрова, нек-рые предметы попали в краеведческий музей. В. и. была сохранена одной из прихожанок храма. В годы Великой Отечественной войны икона была помещена в открывшемся в Вязниках Крестовоздвиженском храме, где находится и в наст. время. Наиболее раннее описание В. и. относится к 1702 г. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. 18). Икона находилась в створчатом киоте, была украшена басменным окладом с изображением 4 евангелистов по углам, резными венцом, короной и цатой с драгоценными камнями и жемчугом. К образу на серебряных цепочках были подвешены 2 резные позолоченные Казанские иконы, приложен золотой крест с алмазом (вклад царя Феодора Алексеевича, сделанный в 1682 во время проезда через Вязники на богомолье во Флорищеву пуст.).

http://pravenc.ru/text/161155.html

При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 37. В дер. Хрычеве с 1873 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 40. Затаеховский приход Затаеховская слобода на р. Лухе и речке Таихе находится в 76 вер. от уездного города и в 150 от губернского. – Так как эта слобода непосредственно примыкает к селу Мыту, то приход часто именуется и более известен под именем Мытского. По преданию, на месте настоящей церкви в слободе существовал когда-то мужской монастырь (местность около церкви и доселе называется монастырем), но никаких письменных свидетельств об этом монастыре не сохранилось. До постройки каменной церкви в прошлом столетии была здесь деревянная церковь . – В 1801 г. на средства крестьянина Ив. Родионова устроен каменный храм. – Трапеза его в 1867 г. расширена. Престолов в храме в настоящее время три: главный – в честь Вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь Животворящего Креста и Смоленской иконы Божией Матери (устроен в 1877 г.). Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно чтим прихожанами и окрестными жителями Животворящий Крест с изображением Распятого Спасителя – древнего письма. Крест этот вынесен из прежней деревянной церкви и прежде находился в часовне близ церкви. Ценностью украшений отличается риза на Смоленской Божией Матери, она низана жемчугом и украшена стразами. Бывшие в церкви оловянные сосуды переданы в древлехранилище братства Ал. Невского. Близ церкви с давних пор существует деревянная часовня. По одному преданию, она построена в память отдохновения на этом месте преп. Макария Унженского, когда он шел к другу своему преп. Тихону Лухскому. – По другому преданию, здесь явилась Казанская икона Божией Матери, которая затем перенесена была в Казанскую церковь села Мыта. Ежегодно 8-го июля бывает крестный ход в эту часовню из Мытской и Слободской церквей. Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается около 500 руб. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

В 1744 г. кровля и главы на соборе были разобраны и построены вновь – главы выше, а кровля круче; в то же время в алтаре вместо ветхого деревянного пола устроен каменный пол. Были ли затем капитальные переделки храма и его внутренних украшений, сведений о том не сохранилось. Известно только, что в 1849 г. стены храма были расписаны священными изображениями. Но в 1892–94 г. г. произведено было полное и капитальное обновление Казанского собора, ибо к тому времени и внутренние и внешние украшения собора заметно обветшали и попортились. Обновлен был собор тщательно как с внешней так и с внутренней стороны и по обновлении был торжественно освящен Архиепископом Владимирским Сергием 15 июля 1894 г. Таким образом этот памятник русского церковного зодчества XVII века и благочестивого усердия Московских государей принял прежний свой благолепный вид. Собор построен по древнему византийскому плану в форме квадрата с примыкающими с восточной стороны тремя полукружиями алтаря; своды собора и пять его глав поддерживаются четырьмя внутренними столбами. Фасады собора разделены вертикально пилястрами на отделы, завершенные полукружиями, над которыми сделан прямой карниз с четырехбитной крышей, горизонтально фасады разделены поясом на 2 этажа, в обоих этажах находятся окна с перемычками из двойных арочек с висячими сережками, над окнами сделаны тройные дуговые кокошники, а по бокам находятся колонки, весьма красиво составленные из фигурного кирпича. – Дверей в соборе три, все они без особенных украшений. Внутри храм имеет вид квадратной палаты; алтарь отделен от храма каменною стеною. Предъалтарный иконостас резной, резьба на нем в стиле рококо, очень сходен с иконостасом Владимирского Успенского собора, весь вызолочен. Солея возвышается над полом на три ступени, престол возвышается еще на одну ступень. Престол обложен вызолоченной бронзой с изображениями Тайной вечери, Положения во гроб, Воскресения Христова и Моления о Чаше. – Над престолом резная сень с шатровым верхом. Сень на 2 колоннах устроена и над горним местом. – Главный престол в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери. В правом предъалтарии устроен придел во имя Св. Безсребренников Козьмы и Дамиана; время устройства этого придела неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Крестный ход в Вязниках с Казанской Вязниковской иконой Божией Матери. Фотография. 21 июля 2009 г. Крестный ход в Вязниках с Казанской Вязниковской иконой Божией Матери. Фотография. 21 июля 2009 г. В наст. время в М. и В. е. совершаются крестные ходы в следующем порядке: вечером накануне праздника Пасхи в Вознесенском кафедральном соборе в Муроме происходит встреча благодатного огня, затем - крестный ход по центральным улицам города до Спасо-Преображенского муж. мон-ря. Накануне дня памяти благоверных князей Константина, Михаила и Феодора (2 июня по н. с.) во время совершения всенощного бдения (на каноне утрени) устраивается крестный ход из Благовещенского муж. мон-ря к месту убиения св. кн. Михаила. В день памяти (3 июня по н. с.) по окончании Божественной литургии крестный ход отправляется из Благовещенского муж. мон-ря на р. Оку в память крещения муромцев св. кн. Константином. На реке совершается освящение воды. В день памяти благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (8 июля по н. с.) совершается крестный ход из Троицкого жен. мон-ря в Спасо-Преображенский муж. мон-рь, где, согласно местному преданию, принял иноческий постриг блгв. кн. Петр. Также в сент., в день перенесения мощей благоверных кн. Петра и кнг. Февронии (последнее воскресенье до 6 сент.), перед началом Божественной литургии проводится крестный ход из Троицкого жен. мон-ря в Вознесенский кафедральный собор. В праздник Рождества Пресв. Богородицы (21 сент. по н. с.) после окончания Божественной литургии из Вознесенского кафедрального собора совершается крестный ход в Окский парк Мурома, где находился кафедральный собор в честь Рождества Пресв. Богородицы (разрушен в 30-40-х гг. XX в.). В Вязниках в день празднования Казанской иконы Божией Матери (21 июля по н. с.) по завершении Божественной литургии устраивается крестный ход с Казанской-Вязниковской иконой из кафедрального храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня до центральной площади города, где стоял Казанский собор, построенный во 2-й пол. XVII в. на средства царя Феодора Алексеевича . Храм разрушен в 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 8/18 июля), чудотворный образ, получивший название по месту явления ок. 1623 г. в Вязниковской слободе Ярополчской вол. Владимирского у. (с 1778 г. Вязники) («Сказание о чудесах от чудотворного сего святаго новоявленнаго образа Казанские Пресвятые Владычицы нашея Богородицы и присно Девы Марии града Иерополча в Вязниковской слободе» - вязниковская редакция: Вязниковский ист.-худож. музей. Собр. ркп. 988, 1025, 1026; ГА Владимирской обл. О. Ф. Р-357. Оп. 2. 177). В списке XVII в. («Сказания о чудеси Пречистые Богородицы чюдотворные иконы Казанъские Михайлова моления Обросимова» - ОР РГБ. Ф. 173) указывается, что икона была написана старцем Иоакимом, к-рого авторы агиографических исследований отождествляют с прп. Иоакимом - местночтимым в Суздале и Шуе иноком Шартомского во имя свт. Николая Мирликийского мон-ря (ученик прп. Иринарха, затворника Борисоглебского († 13 янв. 1616); до нач. 20-х гг. XVII в. подвизался в Борисоглебском на Устье мон-ре Ростовского у.). Подвижник был известен современникам не только тем, что он был искусный изограф, но и тем, что от написанных им икон исходила благодатная сила чудотворений. «Сказание о чудесах» из вязниковского музея сообщает, что освидетельствование В. и. состоялось в Казанской ц. слободы (название храма в сказании не указано, наиболее раннее упоминание о деревянной Казанской ц. относится к 1630) по указу царя Михаила Феодоровича и по благословению патриарха Филарета в окт. 1623 г. архим. владимирского Рождественского мон-ря Порфирием, а также освященным Собором в лице игум. владимирского Золотоворотского Спасо-Преображенского мон-ря Варсонофия, протопопа Успенского собора со священниками и диаконами. По указанию архим. Порфирия и освященного Собора были переписаны чудеса от иконы и имена исцелившихся. Так, 13 окт. 1623 г. были зафиксированы 2 чуда: во время литургии получил исцеление дьячок Родион, страдавший душевными и телесными недугами, а во время молебна прозрела слепая на один глаз крестьянка Ксения Семёнова. Всего до июня 1703 г. было зафиксировано почти 270 исцелений (отражены в вязниковской ред. сказания).

http://pravenc.ru/text/161155.html

Сызрань. Собор Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор Карта и ближайшие объекты Было время, когда Сызрань украшало множество храмов, только в черте города их было четыре. Главный -Христорождественский - на территории крепости... В Кремле находится церковь во имя Нерукотворного Спаса, а рядом - там, где стоит Казанский собор, на территории Богородицкого девичьего монастыря ещё две церкви: каменная во имя Казанской иконы Божьей Матери (построена в 1741 г.) и деревянная во имя Сергия Радонежского (сгорела в первой половине 18 в.) В 1764 году монастырь упразднили, церковь во имя Казанской иконы Божьей матери сделали приходской и приписали к собору Рождества Христова... К середине 19 в. собор уже не вмещал всех прихожан быстро растущего города. Нужен был новый главный соборный храм. Его заложили 26 июля 1866 г. на месте разобранной Казанской церкви. Был создан попечительский совет, в него вошли настоятель собора протоиерей Арсений Петров Успенский, прихожане: купец Борис Ипатович Колпаченков, городской голова Алексей Иванович Леднёв,старосты церкви - Пётр Григорьевич Серебряков и Михаил Дмитриевич Сысуев, которые и были главными благотворителями. По трём кружкам для приношений на строительство нового храма было собрано более шести тысячи рублей, и в городе закипела всенародная стройка. Наблюдал за строительством архитектор Александр Анатольевич Тамаринский. На строительство собора и каменной колокольни (она стояла отдельно) было потрачено 70 тысяч рублей. 23 декабря 1872 года, через шесть лет от начала строительства, настоятель собора протоиерей Арсений Успенский освятил престол в приделе святого Александра Невского, а через полтора года преосвященный Евгений освящает главный престол - во имя Казанской иконы Божьей Матери... В летописи Казанского собора читаем: " Икона эта особенно чтится гражданами Сызрани. В память избавления жителей заступлением Богоматери от холеры, свирепствовавшей в городе в 1830 году, установлен на вечные времена Крестный ход 22 октября " . Иконы в новый собор писаны мастером Владимирской губернии Вязниковского уезда, села Палехи крестьянином-собственником Николаем Михайловым Сафроновым. За написание 87 икон ему заплачено 3480 рублей, за устройство и резьбу иконостаса заплачено 4500 рублей самарскому купцу Фёдору Андрееву Бычкову. В 1879 году началось оформление наружных стен храма. На алтарной стене установили иконы Казанской Божьей Матери, святых благоверных князей Александра Невского и Владимира, на северной и южной сторонах - святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского. Иконы были алатырским мещанином Гусевым масляными красками на железных листах. Они украшали наружные стены собора.

http://sobory.ru/article/?object=07126

В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алферьева, Афанасьева, Брюхова, Георгиевского на Уводи, Григорьева, Доронина, Инивеж, Кочнева, Кулеберьева, Маршева, Миловского, Митрофаниевского погоста, Новоселок, Першина, Пищуговой Пустыни, Семеновского-Поливановых, Семеновского-Сарского, Галицкого погоста, Тейкова, Тюрикова, Церковного и Яковлевского погоста. Алферьево Село Алферьево расположено при речке Санебе и находится от уездного города в 55 верстах, а от губернского города в 90 верстах. В настоящее время в селе Алферьеве две каменные церкви, с каменною же колокольнею: холодная – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая, однопрестольная. Холодный Благовещенский храм сооружен в 1697 году средствами архимандрита Феодосия, как свидетельствует о том надпись, сделанная в олтаре на северной стене: «Лета 7205 июля в 29 день построил сию святую церковь с трапезою и с колокольнею каменное по обещанию своему Архимандрит Феодосий за сие строение за просфорами и за упокой ево Архимандрита Феодосия такожде и ево родителей поминать рабов Божиих иеромонаха Никодима, схимонаха Нестора монаха Нифонта монаха Аввакума схимонахини Февронии Иоанна, Григория Мины Ирины Ульянеи Ксении Петра вживых иерее Иоанна Игнатия ермонаха Аввакума Елены девицы схимонаха Гурия схимонаха Ферапонта инокини схимницы Наталии Анны Иоанна младенца»; подобная же надпись высечена и на западной стене храма. Кто был архимандрит Феодосий, – неизвестно; никаких биографических о нем сведений не сохранилось; а равно также неизвестно, где он и указанные в надписи лица погребены; при церкви же Благовещенской нет ни древних склепов, ни древних надгробных памятников, которые бы указывали на место их погребения. Храм Благовещенский отличается высотою; имеет форму квадрата с полукруглым алтарем; венчается пятью грушевидными главами с осмиконечными крестами; наружные стены украшены различными лепными изображениями и колоннами. Главный престол обит листовой медью; над ним – сень, утвержденная на четырех столбах и украшенная сверху вызолоченною резьбою; внутри же сени изображены Триипостасный Бог и символы Ветхого и Нового завета; иконостас пятиярусный с гладкими колоннами; царские двери в нем глухие и совершенно гладкие, с обычными изображениями Благовещения и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010