Такой именно взгляд на иконопочитание был прямым следствием учения об обожествлении плоти Христа Спасителя по природе. Иконопочитание тогда становится иконослужением, когда почитающий начинает воздавать служение самому изображению, т.е. краскам и доске. А это будет в том случае, если самому первообразу воздаваться будет служение, т.е., если первообраз будет достоин такого служения. На иконе же изображается плоть Христа Спасителя. Следовательно, самой иконе воздается служение постольку, поскольку воздается служение плоти. Плоти же может воздаваться служение в том случае, если плоть обожествлена, если она становится такою же, каково и Божество. Итал, несмотря на утверждение членов царского следствия, настаивал, что церковь служит, а не почитает икону Спасителя; значит, он видел в изображении и в самой плоти Христа, взятой отдельно от Божества, такое начало, которому прилично не почитание, а поклонение и служение. Такой взгляд на плоть Христа Спасителя вполне вытекал из философских взглядов И. Итала, и им вполне соответствует. 6. Общее изложение учения И. Итала, содержащегося в его исповедании Обзор Италова исповедания и актов собора приводит нас к следующим выводам. Заключения членов царского следствия о сходстве некоторых пунктов учения И. Итала с учением Ария, Савеллия и Аполлинария не имеют за собой оснований кроме неточных или вернее неправильных выражений, только видимо сходных с учениями означенных еретиков. И. Итал не смотрел на Сына Божия, как на творение, не видел в ипостасях только обнаружений одного и того же существа, являвшегося в мире под различными именами, не думал, что во Христе Спасителе Бог Слово соединился только с одушевленною плотью, а не со всем человеческим естеством. Но не будучи повинным в одних, взведенных на него обвинениях, И. Итал оказался повинным в других. Уже рассмотрение одиннадцати глав привело нас к мысли, что в своих философских воззрениях И. Итал кроме Платона следовал еще и новоплатоникам. И этот вывод в исповедании Итала нашел только новое подтверждение. Его взгляд на Божество, как на совершенно Единое, заимствованный им из новоплатоновской философии, отразился в его воззрениях на отношение ипостасей св. Троицы, на отношении Сына к Отцу, а равно и в его воззрениях на вопросы, как обожествлена плоть Христа и как нужно смотреть на иконопочитание.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последний вопрос, как видно из христологи-ческих и триадологических споров VI в., является ключевым. Надо сказать, что Итал придерживался концепции радикального реализма, т. е. признавал реальность общего не только в смысле общего-в-единичном (умеренный реализм), но и как чего-то, что существует обособленно от единичной вещи. Следует прежде всего отличать то реальное общее, которое Итал помещает в ипостаси Души, от содержания ипостаси Ума, о котором на основании сохранившихся текстов философа судить определенно невозможно: ясно только то, что Итал различает уровень интеллектуальный и уровень душевный. Таким образом, строго говоря, общее Иоанна Итала ни в коем случае не тождественно идеям в Уме классического неоплатонизма 1016 . Иоанн Итал также, следуя Александрийской школе неоплатонизма 1017 , ясно различает роды-и виды-до-многого, во-многом и после-многого. К первому классу относятся роды и виды, которые не связаны непосредственно с бытием единичных вещей и не смешаны с порождающей множественность материей. Роды-до-многого пребывают обособленно от материи в ипостаси Души. Второй класс составляют непосредственно соотносящиеся с единичностями виды. Они являются содержанием природы ( φσις), некоей реальности структурированного становления, вызванного соединением Души и материи, которое начинается с чего-то определенного, т. е. с вида, и завершается также чем-то определенным, т. е. конкретной единичностью. В результате этого становления происходит «вживление» видов в материю и возникновение единичностей 1018 . Причем надо сказать, что, учитывая случайность материальной составляющей единичности, которая выразилась, в частности, в учении Иоанна Итала о том, что воскресшее тело человека будет иметь ту же форму, что и при первом рождении, но иную материю 1019 , источником идентичности единичности является именно ее форма. Проще говоря, единичность – это прежде всего форма единичности или ее сущность 1020 . К третьему классу относятся роды и виды как понятия рассудка. Иоанн Итал именно их называет общим в строгом смысле 1021 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Правление И. В. было временем значительного усиления связей с Италией. Русские посольства многократно посещали разные итал. гос-ва (гл. обр. Венецию, Милан и Рим), откуда привезли в Москву мастеров разных специальностей, так что в Москве уже в 70-х гг. XV в. существовала итал. колония. Итал. мастера содействовали развитию ряда отраслей производства, таких как чеканка монеты, литейное дело, производство кирпича и др. Наиболее выдающимся из трудившихся в Москве итал. мастеров был Аристотель Фьораванти из Болоньи, построивший Успенский собор в Московском Кремле. Итал. мастера активно участвовали в возведении стен и башен Кремля. Эпоха правления И. В.- время большого крепостного и храмового строительства прежде всего в Московском Кремле, но также и в иных центрах (в частности, в конце правления И. В. был построен Новгородский кремль). По образцу Успенского собора Московского Кремля строились храмы во мн. рус. городах. Ко времени правления И. В. относится деятельность иконописца Дионисия , создавшего иконостас для московского Успенского собора. При участии советников И. В. был создан такой крупный памятник летописания, как Московский свод 1479 г. Ко времени правления И. В. относятся творчество преподобных Нила Сорского и Иосифа Волоцкого, создание такого значительного памятника общественной мысли, как Послание на Угру Ростовского архиеп. Вассиана I (Рыло) , а также «Хожения за три моря» Афанасия Никитина. Последние годы правления И. В. были отмечены борьбой за престолонаследие. Старший сын вел. князя Иоанн Молодой не позднее 1471 г. был провозглашен соправителем отца. В браке с дочерью молдав. господаря Стефана Еленой у Иоанна Иоанновича в 1483 г. родился сын Димитрий Иоаннович . В 1472 г. И. В. вступил во 2-й брак с Софией (Зоей) Палеолог , племянницей последнего визант. имп. Константина XI Палеолога . В этом браке родились неск. сыновей и дочерей, старшим из детей был Василий III Иоаннович (род. в 1479). Иоанн Молодой скончался в 1490 г. После его смерти Василий стал правителем Тверской земли, но не получил великокняжеского титула и не был объявлен соправителем отца. В 1497 г. кн. Василий был обвинен в организации заговора, в намерении «отъехать» от отца и арестован; были казнены его сторонники из детей боярских. В 1498 г. И. В. объявил своим соправителем внука Димитрия, и тот был коронован по визант. обряду коронации соправителя. Однако в марте 1499 г. Василий был провозглашен «государем великим князем» Вел. Новгорода и Пскова, а Димитрий перестал участвовать в управлении страной. В апр. 1502 г. Димитрий и его мать Елена попали в опалу и были заключены в тюрьму, а Василий стал соправителем отца - «великим князем всея Руси».

http://pravenc.ru/text/469780.html

Вторжение итал. армии в Эфиопию (окт. 1935) привело к международной изоляции И., Лига Наций ввела против нее экономические санкции. Германия воздержалась от присоединения к санкциям, что создало основу для сближения режимов Муссолини и Гитлера. Итало-эфиопская война сопровождалась масштабной патриотической кампанией в И. (в т. ч. национальным сбором денег и ценных украшений в «фонд родины»), в к-рой принимало участие и католич. духовенство. Весной 1936 г. итал. войска разгромили эфиоп. армию под командованием имп. Хайле Селассие I и 7 мая завершили аннексию И. Эфиопии. 9 мая Муссолини объявил о «возрождении Римской империи» и о принятии кор. Виктором Эммануилом III титула «император Эфиопии». В честь победы в Итало-эфиопской войне 30 марта 1938 г. парламент присвоил королю и Муссолини звание «первых маршалов империи». Признание Германией итал. аннексии Эфиопии и решение о совместной поддержке войск ген. Ф. Франко в гражданской войне в Испании (1936-1939) укрепили политическое и военное взаимодействие И. и нацистской Германии. Итал. духовенство положительно оценило отправку итал. экспедиционного корпуса в Испанию, где республиканское правительство проводило гонения на католич. Церковь. В окт. 1936 г. зять Муссолини, министр иностранных дел Г. Чиано, подписал в Берлине договор о политическом сотрудничестве в Европе («ось Берлин-Рим»), в нояб. 1937 г. И. присоединилась к Антикоминтерновскому пакту Германии и Японии, в дек. того же года вышла из Лиги Наций. И. отказалась поддерживать независимость Австрии и не опротестовала ее присоединение (аншлюс) Германией в марте 1938 г. В сент. 1938 г. Муссолини выступил посредником в переговорах Германии с Великобританией и Францией относительно герм. оккупации Судетской обл. и раздела Чехословакии, завершившихся заключением Мюнхенского соглашения (30 сент. 1938). Желая участвовать в начатом территориальном переделе Европы, в апр. 1939 г. И. оккупировала Албанию (включена в состав Итальянской империи в качестве королевства). 22 мая того же года в Берлине был подписан договор о дружбе и военном союзе между И. и Германией (т. н. Стальной пакт).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

в ипостасях. 3) Говоря об естествах Христа Спасителя, И. Итал выразился, что одно Он имел всегда (σχεν ε), а другое воспринял. Здесь обращено было внимание на то, что выражение «имел» прямо привносит мысль о Сыне, как о втором после Отца; церковь же не считает Сына рожденным после Отца, но всегда Собезначальным, Совечным Отцу 148 . 4) Говоря о воплощении Сына Божия, Итал, по мнению членов совета, «то самое учение, которое давно уже Григорий Богослов отверг, как безумное, введенное Аполлинарием, принял в целости и признал за свое собственное». А Итал высказал, что он верует «в Сына Божия, не в человека простого», «но в Бога» вочеловечившегося и не в человека Богоносного, но в Бога плотоносного» 149 . Сославшись на Григория Богослова , члены совета привели Италу и соответствующее место. «Убежденные в этом пусть не предаются негодованию, но да постыдятся; пусть не одолевают нас ложью, но да сделаются более скромными; да изгладится на воротах эта и удивительная программа и проповедь православия, которою они встречают входящих, расспрашивая и расследуя на счет слов – должно покланяться не человеку Богоносному, а Богу плотоносному. Что может быть бессмысленнее этого? хотя с этим изречением много носятся наши новые глашатые истины и хотя оно при быстрой перестановке слов имеет некоторую софистическую приманку и сходство с фокусом, который может забавлять простецов, но на самом деле он представляет собой смешную и глупую вещь. Ибо кто переменит слово νθρωπος и слово σρξ на слово Θες (одно принимаем мы, другое они), то что он получит при посредстве этой странной и богопознательной перестановки? Должно поклоняться не плотоносному, но Богу человеконосному. Так ныне возвещают нам скрытую после Христа мудрость 150 . 5) Коснувшись вопроса о Богородице, И. Итал выразился так: «верую во святую Деву Марию, что она есть истинная Богородица и что после рождества пребыла Девой» 151 . На эти слова было обращено внимание вследствие неточности выражения. «Великий Богослов, сказали Италу, учит, что иное есть веровать во что и иное верить в кого и что первое относится к Божеству, второе же ко всему прочему.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Состоя ипатом философов, И. Итал преподает своим слушателям логику и диалектику, знакомит их и с историей философии. Отвечая же на запросы византийского общества, он стремится сблизить философию Платона и новоплатоников с христианским вероучением и дать богословским вопросам философскую основу. Поступая так, И. Итал следовал в этом случае отчасти своему предшественнику Мих. Пселлу. Этот последний утверждал, что эллинская философия хотя и ошибалась в своих учениях о божестве, но природу исследовала в том виде, как сотворил ее создатель. А поэтому Пселл сам извлекал, да и другим советовал извлекать оттуда те крупицы истины, которые в ней рассеяны. Но Михаил Пселл был очень осторожен в своих заимствованиях, чему, конечно, в значительной степени способствовали его прекрасные познания как в философии, так и в богословии. Иоанн же Итал, не будучи столь образованным, не был и столь осторожным в своих сближениях. Будучи знатоком в греческой философии и сравнительно мало опытным в христианском вероучении, он не в состоянии был согласовать христианского вероучения с воззрениями греческих философов. И незаметно для себя он стал отклоняться и привносить в христианские взгляды воззрение чисто философские, как они изложены у греческих философов. Такое направление деятельности Иоанна Итала не могло остаться незамеченным и скоро возбудило против него порицание. Дело дошло до дознания. Разбор некоторых произведений Иоанна Итала ясно обнаружил характер воззрений его и степень его заблуждений. По этому поводу было составлено несколько анафематизмов, в которых были осуждены основные взгляды И. Итала. После таких результатов можно было бы ожидать, что Иоанн Итал скоро сойдет со сцены общественной деятельности. А между тем случилось совершенно обратное. Учение И. Итала осуждают; а его самого оставляют при исполнении его обязанностей и предоставляют ему продолжать свою деятельность. И эта деятельность чрез пять лет возбуждает против него новое преследование. Начинается новое подробное расследование дела И. Итала.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн XXIII ввел в практику пастырские визиты папы Римского в рим. и итал. приходы и мон-ри. Для принятия решений по противодействию процессам секуляризации в зап. обществе папа объявил о созыве в Риме Ватиканского II Собора (1962-1965), принявшего курс на «aggiornamenmo» - обновление Римско-католической Церкви. Собор, продолживший работу при папе Римском Павле VI (с 21 июня 1963), утвердил программу реформ католич. Церкви (структурных, литургических и др.), а также новое социальное учение католической Церкви, провозглашавшее открытость совр. миру и изменение модели государственно-церковных взаимоотношений. Чтобы освободить католическую Церковь в И. от влияния Римской курии, в 1965 г. папа Павел VI учредил Итальянскую епископскую конференцию, заменившую Ассамблею итал. епископов и кардиналов, и положил начало интернационализации Римской курии, т. е. включению в нее представителей разных национальностей и снижению числа итал. кардиналов. Проведение послесоборных реформ, порученное епископской конференции, совпало с общественно-политическими переменами в И. В кон. 60-х гг. XX в. в И., как и в ряде др. зап. стран, проходили масштабные молодежные выступления, начавшиеся в 1967 г. под лозунгами реформы системы высшего образования. В ряде итал. ун-тов, в т. ч. в католич. ун-те Милана, они переросли в беспорядки, к-рые сопровождались захватом учебных корпусов и столкновениями с полицией. Осенью 1969 г. молодежное движение переросло в массовые социальные волнения («жаркая осень 1969»). В 2 общенациональных забастовках приняло участие ок. 20 млн чел. Наряду с социально-экономическими требованиями (улучшение условий труда, повышение зарплат, пенсионная реформа) выдвигались политические лозунги (демократизация местных и общегос. органов власти, повышение роли самоуправления, в т. ч. создание рабочих советов, фабрично-заводских комитетов и др.). События 1968 - нач. 70-х гг. отразили кризис традиц. устоев итал. общества (изменение брачно-семейных отношений, появление нового молодежного образа жизни и культуры, рост роли женщин в общественной жизни, кризис традиционной общественной морали).

http://pravenc.ru/text/2033697.html

Эта недобрая молва об Итале и его деятельности достигла до имп. Михаила; и он обратил на нее внимание. По его распоряжению и под его непосредственным руководством было рассмотрено дело Итала, составлены были обвинительные пункты и представлены на суд церковной власти 109 . Так было поступлено с И Италом. Подобное сообщение актов собора как будто и не вяжется с свидетельством Анны Комнин, что императоры любили Итала и покровительствовали ему; а теперь сами же начинают над ним суд. Но подобная странность перестанет быть такою, если мы обратим внимание на некоторые особенности самого судопроизводства. Судопроизводство ясно обнаруживает что именно расположение к И. Италу и заставило императора обратить внимание на молву и проверить ее. Молва указывала, что Итал распространяет учения, давно отвергнутые церковью. Это был уже не неясный народный слух, когда бывает еще неизвестно, в чем обвиняют. Это было уже определенное обвинение, на которое нельзя было не обратить внимания, тем более что согласно утверждению Итал увлекает неопытных на путь погибели. Так или иначе, а следовало проверить народную молву и успокоить общественное мнение. Имп. Михаил, не смотря на все свое расположение к И. Италу, был вынужден обратить внимание на его деятельность. Но, обратив внимание, он повел дело так, что еще яснее обнаружил к нему свое внимание. Его расположение обнаружилось в следующем. Прежде всего какую роль должны были играть в этом деле духовная и светская власти? Молва указывала, что Итал проповедует мнения, противные учению церкви. Следовательно, он обвинялся в преступлении против веры и чрез это самое становился ответственным пред церковью. И светская власть во всем этом могла быть причастною постольку, поскольку Итал был чиновником и преподавателем в государственной школе. Первенствующая же роль должна была принадлежать духовной, а не светской власти. На деле же первенствующая роль принадлежит императору. Он созывает совет и на нем определяет степень виновности Итала, оставляя духовной власти приложить только каноническое определение. Но и этого мало. Император занимает не только первенствующее место в этом деле, но и распоряжается самовластно, как ему «заблагорассудится» 110 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Завершая анализ триадологии Итала, следует обратить внимание на некоторый богословский казус, который мы уже встречали у Михаила Пселла . Дело в том, что наряду с православным учением о Троице (специфическим образом интерпретируемым), Иоанн Итал признаег также неоплатоническое учение о трех субординированных ипостасях. Если в трактате «О третьей ипостаси» (вопрос 68) философ излагает данную неоплатоническую концепцию хотя бы со ссылкой на «эллинов» и «внешних мудрецов» – почему мы и не рискуем привлекать этот текст в качестве достоверного источника, – то в вопросе 69 («Три древнейших мнения о Божестве: безначалие, многоначалие, единоначалие») он, комментируя слова Григория Богослова о движущейся Единице, излагает некоторые аспекты неоплатонического учения как свои собственные. Данный трактат важен, поскольку он дает представление о том, как координированная триада переходит в субординированную. Иоанн Итал ставит перед собой задачу ответить на два вопроса: каким образом движется то, что по природе является неподвижным; и почему движение Единицы остановилось на Троице? На первый вопрос Иоанн Итал отвечает в том смысле, что образ движения определяется той сущностью, которая движется: если это несовершенная, временная сущность, то и движение временно, несовершенно и обусловлено чем-то вне-положенным вещи, а если совершенная, то и движение происходит вне времени, совершенным образом и в обращенности на себя. Такое движение в себе является покоем и поэтому целью движения всего сущего 1006 . Первое неподвижное является Перводвижителем (т. е. Умом) в аристотелевском смысле. Какова цель движения Единицы? Дело в том, что Она сама по себе не порождает никакого числового, т. е. определенного, бытия. Она является лишь его основанием и началом в смысле самого факта бытия. Чтобы быть началом бытия именно в качестве чего-то определенного Единица посредством идеальной двоицы становится первой числовой определенностью. Такой определенностью, которая выступает в качестве образца для всей бытийной иерархии, и является Троица 1007 . В итоге Иоанн Итал различает Единицу как неопределенное начало и тождественное Троице «составленное из единиц» Единое 1008 . Подражая Троице существует и всякий иной чин бытия или, как выражается Итал в схолиях к Дионисию Ареопагиту , «ангельская и душевная иерархия» 1009 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Философия Платона и новоплатоников получила преобладающее значение и в лице Иоанна Итала она встретила горячего поклонника и популяризатора. В своем увлечении означенной философией И. Итал находил в ней не только крупицы истины, но многое признавал согласным с правдой. Это привело его к сближением между философией и христианским вероучением в таких пунктах, которые сходного ничего не имели. Правда; уже в то время такой характер увлечения философией встретил сильное осуждение со стороны церкви. Но так как защитников И. Итала и его философствования было много, то церковь при всем своем желании, не вдруг могла парализовать деятельность И. Итала. Долгий процесс против него ясно обнаружил что препятствия были весьма велики. Созданное же Италом направление еще долгое время волновало церковь и вынуждало ее время от времени предпринимать различные меры. За осуждением И. Итала следует ряд новых осуждений, которые стоят в тесной связи с движением, вызванным И. Италом. В виду всего этого личность И. Итала, его деятельность, направление его философского мышления и его философско-богословские взгляды и оказываются имеющими столь важное значение. А между тем имя Иоанна Итала принадлежит к мало известным именам. Причина этого заключалась в крайней скудости о нем известий. В последнее время количество данных для суждения о нем увеличилось, хотя их еще нельзя считать вполне достаточными для обрисовки его личности и деятельности. Но тот интерес, который Итал представляет собой, побуждает нас воспользоваться и этими данными. И наше исследование представляет собой посильную попытку обрисовать выше намеченные явления византийской жизни, поскольку они группировались около личности Иоанна Итала. Глава 1. Биографические сведение об Иоанне Итале О происхождении Иоанна Итала известно очень немногое. С достоверностью можно утверждать, что Итал происходил из Италии и за это получил прозвание Итала или Италианца 1 . Анна Комнин прямо говорит, что у Итала была варварская природа 2 , и что самая речь его обличала в нем латинское происхождение: произношение он имел такое, какое бывает у человека, прибывшего из латинской земли в молодых годах 3 . Этот выговор у Итала так и остался несмотря на долгую жизнь в Константинополе и прекрасное знание греческого языка 4 . Что же касается более подробного определения, откуда происходил Иоанн Итал, то для этого можно воспользоваться следующим. Мих Пселл в одном из своих произведений называет И. Итала «Лангобардцем» 5 и этим самым дает основание полагать, что его родиной была Лангобардия. Есть и другое основание считать Лангобардию родиной И. Итала. Анна Комнин, передавая об одном из эпизодов жизни Итала, именно, об его путешествии на о. Сицилию, замечает, что с о. Сицилии отец и сын возвратились в Лангобардию 6 . Tafel, передавая о том же самом, прибавляет, что они возвратились в Лангобардию или Колабрию 7 , но своего добавления ничем не подтверждает Поэтому естественнее всего предположить, что родиной И. Итала была Лангобардия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010