Для Л. 2-я пол. 60-х гг. XIX в. стала временем не только возобновления древнерус. храмов, но и особого внимания к слав. и рус. древностям. В 1865 г. было найдено древнейшее на территории Зап. Руси Туровское Евангелие XI в. (БАН Литвы. F 19-1). Церковь во имя вмц. Варвары в усадьбе Маркучай. 1905 г. Фотография. 2008 г. Церковь во имя вмц. Варвары в усадьбе Маркучай. 1905 г. Фотография. 2008 г. Неск. часовен в память солдат, погибших во время Польского восстания, было построено в Вильне в 3-й четв. XIX в. архитекторами Чагиным и Резановым. Часовня во имя св. кн. Александра Невского (1863-1865, не сохр.) в центре сквера на Георгиевском проспекте (ныне на пл. Винцо-Кудиркос), напоминающая средневек. итал. баптистерий, имела вид октагона с арочной декорацией и высоким шатром. Декор покрывал не только арки или капители, но и сами тела колонн, напоминавшие романские храмы Италии и Юж. Франции. В наружной и во внутренней отделке были использованы разноцветные мрамор и гранит. Часовня во имя св. Георгия Победоносца (1865) недалеко от ц. св. Евфросинии Полоцкой была построена в виде кивория на 4 колоннах с шатром, арки и колонны декорированы. Чагин построил небольшую ц. во имя вмц. Екатерины в Вильнюсе (1872) в русско-романском стиле, напоминающем его же реконструкции древних храмов. Кубическая одноглавая церковь была возведена в память Е. В. Потаповой, жены главного начальника Северо-Западного края генерал-адъютанта А. Л. Потапова. Также малая ц. во имя вмц. Варвары (1905) в Маркучяе (ныне в черте Вильнюса; поместье вдовы Г. А. Пушкина, где он похоронен) в рус. стиле имеет кубический объем, фасады завершены килевидными кокошниками, шатровая кровля увенчана малой главкой. К числу небольших храмов в рус. стиле относится и ц. во имя св. Владимира при 3-м Донском Казачьем полку на воинском кладбище в предместье Антоколь (ныне р-н Антакальнис в Вильнюсе; по проекту и на средства военного инженера генерал-майора В. А. Быковского, строитель Д. Бикнер, 1904-1905, не действует). Существовало неск. домовых церквей: при дворце генерал-губернатора (во имя Александра Невского; 1819), полковых казармах, юнкерском уч-ще, тюремном замке (в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), воспитательном доме, госпитале, гимназиях.

http://pravenc.ru/text/2110567.html

β) Не меньшее, может быть, приращение сумм Братства составили единовременные пожертвования менее 100 р., но не менее 5 р., т.е. такие, по которым жертвователи вступали в число действительных членов Братства. Так как многие лица делали свои обычные членские взносы по 5 руб. и более в течение (Продолжение следует). 1760 μς – важное разночтение, предполагающееся и толкованием Кирилла. Оно же имеется в В D (μς? после δε) L. d. Саг. Копт. Мемф. ed. Oxf. 1898. Эф. (Рим.) Сир. (иер.). Ориг. 3, 201. а ; 4, 27. с. Макарий Hom 30. 6 (οτι δνασϑε γζεσϑαι) Нонн 10, 19, Иероним трижды ( Иер. 13 Гал. 13 Еккл.) др. Но другие и все славян. читают: εμε или με: a или b ACX др. унц. не мал. 1. 33. 69 прочие мин, Сир. Тациан (Ефр. 197 и Ciasca § 36 син. пеш. геракл. Эфиоп. Platt. Hilar. 929. а Злат. 8, 377. 1761 Опять μς и в толковании согласно: L Копт. (Мемф. Oxf. 1898) Эвиоп. ed Rom. (Ориг. Нонн и Иероним не касаются этого второго μς. Другие и слав. все εμε – με: В D Сир. син. иер. пеш. геракл. и Тациан (Ефр. и Ciasca lbid.) Саг. Копт. Ит. Вульг. Гилар. и все, читающие первое εμε – με. 1762 ως – дондеже все слав. согл: В C 3 D др. мн. Сир иер. () син. и пеш. () Тац (Ефр и Ciasca) Копт. Гот. Вульг. (denec) Ит. (dum а. с. е. ff 1) Ориг. 3, 201. а и 4, 27. с Rue. Другие ς=так как: L. 33. Сир. Геракл. (на поле) Итал. (cum b. d.) Ориг. 4, 27. с Huet. др. 1769 Документ этот в отрывке напечатан в VI т. Рус. Истор. Библ. 116, а в полном виде – „О ереси жидовств.,“ изд. Общ. Истор. и Др., Москва, 1902. стр. 118–122. 1774 „И ныне благодарим Бога, что те еретицы от тебя прещение приняли, как уже ты, благодатию Святого Духа, поставлен бысть на той высокий степень святительства великиа митрополия всеа Русскиа земля; а до тебя будет кто попустил тому быти о том, от Христа месть приимут в будущем веце, а от тобя им подобает же казнь приняти здесь, противу своему злодейству”... (Рус. Истор. Библ.. т. VI 115, столб. 770). 1778 Любопытное примечание делается в прибавл. ко 2-й новгор. летоп., что Геннадий осуждённых на соборе еретиков предал некоторого рода пытке по благословению Зосимы (П. С. Р. Л., III 184).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Д.С. Бирюков Иоанн Итал. Иоанн Итал родился в Италии около 1025 – 1030 -х гг. В 1038 – 1042 гг. Иоанн воевал вместе с отцом на стороне сицилийцев против Византии; возможно, в это время Итал получил военное образование. Однако после того как полководец Георгий Маниак захватил Сицилию, отец Иоанна вместе с ним бежал в Аомбардию. Затем около 1049 г. Иоанн прибыл в Константинополь, чтобы получить образование, где стал учеником знаменитого византийского ученого, ритора и философа Михаила Пселла (1018 – конец 1070-х или начало 1080 -х гг.). Итал был самым даровитым из учеников Пселла. Известно, что он часто с ним полемизировал и даже критиковал за то, что тот двигается вперед в преподавании слишком медленно. В свою очередь Пселл отмечал, что для своеобразного стиля Итала характерно то, что он не блещет красотой речи, но «как бы насильно покоряет рассуждениями» 573 . Итал был искушен в философии, но не очень хорошо разбирался в других областях византийского тривиума – риторике и грамматике. Если подход Пселла к наукам проявляется в его универсальности и, соответственно, эклектичности, то Итал был менее универсальным по своим интересам, но благодаря этому более оригинальным мыслителем, чем Пселл. Благодаря своим успехам Итал был приближен к царскому двору; к нему благоволил император Михаил VII Дука. Около 1070 г. Михаил Дука во время войны Византии с норманнами послал Итала в Аомбардию в качестве своего представителя; после того как Итала обвинили в предательстве, он вынужден был бежать в Рим, но затем он прибыл с покаянием к императору и в конце концов был прощен. Во второй половине XI в. в Константинополе имела место заметная тенденция в сторону пристального изучения платонических и неоплатонических философских текстов (в первую очередь – Платона, Плотина, Порфирия, Ямвлиха, Прокла). Эта тенденция, вообще характерная для поздневизантийской культуры, была названа современным исследователем о. Герхардом Подскальски византийским «проклренессансом» 574 . В случае Итала это проявлялось в том, что неоплатонические философские категории использовались для решения христианских догматических вопросов (что и послужило, в частности, к его осуждению). Преподавание философии было упрочено созданием должности «ипата философов» – должности, примерно соответствующей в Византии министру высшего образования. Итал сменил на этой должности Михаила Пселла (1075 г.); после Итала этот пост занимал Феодор Смирнский. Ученики Пселла и Итала становились епископами или правительственными чиновниками. Итал преподавал своим ученикам учение Платона, Порфирия, Ямвлиха, Прокла, а также «Органон» Аристотеля.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Дело предстояло трудное. Необходимо было и обезоружить Роберта этим договором и сохранить достоинство, императора и империи. Для такой миссии необходим был человек вполне надежный, преданный императору и в то же время опытный, на которого можно было бы понадеяться, что он сумеет уладить дело. Таким близким и доверенным человеком, прекрасно знакомым с обычаями итальянцев, и был И. Итал. Не ему ли была поручена миссия, о которой упоминает Анна Комнин? Но И. Итал не оправдал надежд императора. Анна Комнин говорит, что он предал императора. Но это едва ли справедливо. Если бы И. Итал предал своего императора, то император едва ли бы простил ему его измену и дозволил ему скоро же возвратиться обратно. Скорее всего И. Итал неискусно вел переговоры и этим испортил дело. А это могло случиться при неровности характера И. Итала. Это, вероятно, и испортило его миссию. Когда об этом узнали в столице, оттуда был послан новый человек, чтобы сменить И. Итала. Итал же, боясь подвергнуться наказанию, бежал в Рим. А когда переговоры были благополучно окончены и договор был заключен И. Итал испросил себе помилование и дозволение возвратиться в Константинополь, и император не только дозволил ему возвратиться, но даже пожаловал ему монастырь Пили и церковь 40 мучеников 74 . Брачный договор был подписан в августе 1074 года. Поэтому самый эпизод с посольством и бегство в Рим могло случиться в том же году. В июле месяце 1073 года император обращался за помощью к п. Григорию VII 75 ; очень может быть, что около этого же времени начаты были и переговоры с Робертом Гвискардом. Что же касается времени возвращения И. Итала, то относительно этого проф. Скабалланович говорит, что Итал скоро раскаялся и обратился с просьбой о помиловании 76 . Скорее всего так и было на самом деле. И. Итал возвратился в столицу не позже 1075 года. Возвратившись в столицу, И. Итал получил от императора монастырь Пили и церковь 40 мучеников. Вскоре после этого Мих. Пселл прекратил свою преподавательскую деятельность; и на его место был назначен И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

стал главной позицией движения ирредентизма, игравшего заметную роль в политической жизни И. 8 дек. 1869 г. по инициативе папы Пия IX в Риме открылся Ватиканский I Собор , на к-ром в качестве догмата было провозглашено учение о папской безошибочности в вопросах веры и морали. С началом франко-прусской войны 1870-1871 гг. имп. Наполеон III отозвал франц. гарнизон из Папской области, что возобновило призывы нек-рых итал. политиков решить «римский вопрос» путем итал. оккупации Рима. Поражение Франции и падение Второй империи Наполеона III в нач. сент. 1870 г. позволили итал. правительству начать переговоры с папой Пием IX о добровольной капитуляции. Ввиду папского отказа 11 сент. частям итал. армии был дан приказ войти на территорию Папской области. 20 сент., после непродолжительных боев, итал. войска взяли Рим, положив конец существованию Папского гос-ва и завершив объединение И. 2 окт. в Лацио и Риме был проведен плебисцит, по результатам которого они были включены в Итальянское королевство. 9 нояб. 1870 г. Апостольская пенитенциария издала декрет, распространивший принцип «Non expedit» на всех итал. католиков, но 5 дек. в бывшем Папском гос-ве состоялись досрочные выборы, в результате к-рых в итал. парламент вошли депутаты от Лацио и Рима. 1871-1900 гг. 3 февр. 1871 г. кор. Виктор Эммануил II провозгласил Рим столицей И. 13 мая 1871 г. новый парламент принял «закон о гарантиях», к-рый регулировал новые взаимоотношения итал. гос-ва и папства. Согласно закону, особа папы объявлялась священной и неприкосновенной, за понтификом сохранялись все почести и привилегии монарха, свобода в осуществлении духовной власти над католич. Церковью, в т. ч. право на дипломатические отношения с др. гос-вами. Но при этом папа лишался светской власти, а владения Папского престола ограничивались Ватиканским и Латеранским дворцами в Риме, базиликой св. Петра и загородной резиденцией Кастель-Гандольфо. Итальянское гос-во обязывалось ежегодно выплачивать Папскому престолу 3 млн 225 тыс. лир. Тем же законом предусматривался гос.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

мон-рь св. Анны и новициат, а также подчинил генуэзский и рим. мон-ри босых К. непосредственно Папскому престолу. Испан. босые К., опасаясь переноса центра ордена в Рим, предложили создать независимую итал. ветвь босых К., к-рая отличалась бы цветом и кроем монашеского одеяния. Согласно бреве «In apostolicae dignitatis» от 13 нояб. 1600 г., из итал. мон-рей босых К. была образована самостоятельная кармелитская конгрегация прор. Илии с правом основывать мон-ри по всему миру, кроме Испании и ее колоний. В 1605 г. в Риме состоялся 1-й генеральный капитул итал. конгрегации, был избран генеральный настоятель - пресв. Фердинанд Пресв. Девы Марии, приняты конституции, в к-рых правила созерцательной жизни сочетались с миссионерской и пастырской деятельностью в миру. Осенью того же года неск. босых К. из итал. конгрегации были направлены в Польшу, где они должны были помочь униат. митр. Ипатию Потею в реформировании ордена василиан . В 1614 г. итал. конгрегация насчитывала 300 монахов, но на протяжении XVII в. количество мон-рей значительно возросло. В 1617 г. по решению генерального капитула в Риме было создано 6 провинций итал. конгрегации босых К. (Генуэзская (4 мон-ря), Римская (6 мон-рей), Польская (3 мон-ря), Ломбардская (3 мон-ря), Французская (4 мон-ря), Бельгийская (5 мон-рей)). В 1626 г. были созданы Неаполитанская и Немецкая провинции, в 1632 г.- Сицилийская, в 1638 г.- Ирландская (ликвидирована в сер. XVII в. англ. властями), в 1641 г.- Аквитанская. К нач. XVIII в. в итал. конгрегации босых К. насчитывалось ок. 4 тыс. монахов в 19 провинциях, 181 мужской и ок. 100 женских монастырей. В 1620 г. в Риме открылась семинария, готовившая кармелитских пресвитеров-миссионеров. Один из видных представителей итал. конгрегации - Фома Иисуса (мирское имя - Диего Санчес Давила), автор научных трактатов по миссиологии «Побуждение к миссии» (Stimulus missionum) и «О заботе по спасению всех народов» (De procuranda salute omnium gentium), сыграл важную роль в учреждении Папским престолом рим.

http://pravenc.ru/text/1681105.html

И И. Итал, если бы мыслил по-ариански, т.е., склонялся к мысли о тварности Сына, тогда он не мог бы выразиться о нем, что Он возвращается к Отцу; так как по Арию Сын не знает Существа Отчего. Что И. Итал не мог мыслить о Сыне по-ариански, это видно еще из следующего. Арий никогда не называл Сына единосущным Отцу и всячески вооружался против мысли об единосущии, так как она в корне подрывала его теорию о тварности Сына. Итал же в своем исповедании называл Сына Божия не только единородным, но и единосущным; следовательно, он никак не мог мыслить о Сыне, как о творении. Но в таком случае, какую мысль он соединял с выражением, что Сын по ипостаси стал иной. Сходство италовых выражений об отношениях Сына к Отцу с мыслями новоплатоников приводит к мысли, что И. Итал представлял себе Бога абсолютно единым. Представляя же себе совершенное единство Божества, он неправильно смотрел и на взаимные отношения ипостасей Св. Троицы. Учение церкви о предвечном рождении Сына Божия он понимал иначе. Именно о рождении он мыслил не как о рождении Бога от Бога света от света, солнца от солнца, а как о рождении луча от солнца. Как луч рождается от солнца, так и Сын рождается от Отца. Но как луч по своей сущности и своему бытию не то же что солнце, так и природа Сына отлична от природы Отца. Луч неразрывно связан с солнцем, так и Сын имеет свое бытие в зависимости от Отца. В этом последнем смысле И. Итал, скорее всего, и считал, что Сын по ипостаси стал иной. И. Итал, по-видимому, представлял себе ипостась Сына не вполне самобытною, считая ее зависимою от Отца, а поэтому и к Нему возвращающеюся. Считая же ипостась Сына несамобытною, он неправильно понимал вечность, единосущность и единосильность Сына, представляя себе, что всем этим Он пользуется не самобытно, а в силу своей зависимости от Отца. Что И. Итал, действительно, представлял себе Сына не вполне самобытным по Ипостаси, это видно из его учения об ипостасях, которое изложено им во втором пункте его исповедания. 2. Учение И. Итала об ипостасях святой Троицы Второй пункт Италова исповедания, обративший на себя внимание собора, касался учения об ипостасях св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

25 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – СПб., 1899. – С. 1280. («Высокомерный, надменный, презрительный»). 29 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – СПб., 1899. – С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордыня»). 32 Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь. – СПб., 1899. – С. 1304. («Высота, вышина; высокое положение, вознесенность» – слав. «высота»). 33 Там же. С. 1280. («Разнузданный, наглый, дерзкий; дерзостный по отношению к кому-л.» – слав. «досадителя»). 34 Там же. С. 1266. («Высокомерный, надменный, презрительный; роскошный, пышный» – слав. «горделивого»). 36 Там же. («Наглость, дерзость» νμων «беззаконный, противозаконный; нечестивый, преступный» – слав. «укоризну беззаконных»). 38 Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордыни»). 39 Там же. С. 1266. (Греч. τος βρει «наглость, дерзость» κα γερωχ «гордость, надменность» – слав. «с укоризною и гордостию»). 40 Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордость»). 41 Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» – слав. «с досаждением»). 43 Там же. С. 1304. («Возносить, возвышать; превозноситься, кичиться (свой) красой» – слав. «вознесеся»). 44 Там же. С. 1266. («Наглость, нахальство, дерзость, грубость, глумление» – слав. «досаждения»). 45 Там же. С. 1280. («Высокомерие, заносчивость, презрительность; пренебрежение, презрение» – слав. «гордыня»). 49 «Сколь прочна гордыня, чей создатель – дьявол , которого пророк изображает говорящим: Вознесу престол мой над облаками и буду подобен Всевышнему». (Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I- VIII веков. Ветхий Завет . Том X: Книга пророка Исайи 1–39 /Пер. с англ., греч., лат., копт, и сир. Под редакцией Стивэна А. Маккиниэна/Русское издание под редакцией Г.И. Беневича. – Тверь: Герменевтика, 2011. – С. 128). 50 «И потому Творец вселенной и врач Бог, зная, что гордость есть причина и начало болезней, захотел уврачевать противное противным, так чтобы то, что распалось от гордости, было восстановлено смирением. Ибо гордый диавол говорит: взойду на небо ( Ис. 14, 13 ); а смиренный говорит: смирилась до земли душа моя ( Пс. 43, 26 )». ( Иоанн Кассиан , преп. О духе гордости//Его же. Писания. – Сергиев Посад, 1993. – С.147. (О постановлениях киновитян. Кн. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В переводе встречаются некоторые чтения, которых нет ни в славянском переводе, ни в известных греческих списках. Например, 16:14 – немногими благами земли (слав. от малых от земли); 17:5 – смяли (слав. смятоша – ξετρασσον); 17:30 – морских татей (слав. искушени – πειρατηρου); 21:3 – нет покоя (слав. не в безумие – ες νοιαν); 29:6 – во власти (слав. в ярости – ν θυμ); 41:5 – сонма (слав. шума – χου); 48:13 – кончался (слав. не разуме – ο συνκε); 54:22 – соблазнились (слав. приближишася – γγισαν); 57:10 – горн (слав. рамн – μνος); 58:14 – когда их не будет более (слав. во гневе кончины и не будут – ν ργ συντελεας κα οκ σονται); 59:2 – полчище алонское (слав. в дебри соляной – ν φραγγι λνος); 88:51 – еже удержах (ο πσχον), у Порфирия: ты дал обещание; 88:45 – блеск (очищения – καθαρισμο); 96:3 – попалят вокруг (слав. облак и мрак – νεφλη κα γνφος); 74:9 – πλρες κερσματος– для угощения; 146:7 – поочередно (во исповедании – ν ξομολογσει). Пропущены некоторые слова по сравнению с греческим и славянским текстом: 46:5 – нам; 46:10 – Богу; 90:16 – с ним я в скорби; в 118 псал. всего 144 стиха нет; 124:2 – его, 3 – грешных; 142:1 – услышь меня по правде Твоей. Встречаются вставки, не имеющие параллелей в греческом и славянском тексте: 88:51 – которому Ты дал обещание. Маккавейские книги так же переведены с издания Септуагины, напечатанного в Москве в 1821 году. Нужно отметить то, что епископ Порфирий перевел Четвертую книгу Маккавеев, которая есть в изданиях Септуагинты, но которой нет ни в Елизаветинской редакции славянского перевода, ни в Синодальном тексте. В XVI в. прп. Максим Грек перевёл с греческого языка на славянский эту книгу. 4 книга Маккавеев посвящена подвигу Елеазара, Соломонии и семи отроков и представляет собой, по сути, философский трактат, доказывающий господство разума над физическими страданиями. Прп. Максим Грек последовательно сокращал философские фрагменты, его, прежде всего, интересует житие мучеников. В переводе эта книга приписывается Иосифу Флавию и озаглавлена «Иосипа Иудеанина слово о том, яко благочестивый помысл самодержец есть страстем. И сие являет от вышеестественаго терпениа, еже к горчайшим мукам Маккавеов, мученых бывших Антиохом». 16

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Особенности, отличающие афоно-итал. памятники (Типикон прп. Георгия и многочисленные южноитал. тексты) от к-польских (Студийско-Алексиевский и Евергетидский Типиконы): 1) непорочны на утрене В. с., согласно к-польским памятникам, поются с 3 аллилуиариями текущего гласа (последними из 9 имеющихся в каждом гласе), в афоно-итал. наблюдается разнообразие в их исполнении; 2) в последних по-разному поются и седальны по непорочным (тогда как к-польские Типиконы указывают петь «Ο συνχων τ πρατα τφ συσχεθναι κατεδξω» (            )); 3) к-польские памятники не имеют особого эксапостилария В. с. (только «Свят Господь»), в афоно-итал. он есть; 4) на хвалитех к-польские памятники указывают петь стихиры со стиховны Великой пятницы (нач. 1-й: «λδβλθυοτεΟτε κ το ξλου» (      )), тогда как в афоно-итал. наблюдается разнообразие (так, в Мессинском Типиконе 1131 г. на хвалитех 3 стихиры 2-го гласа (нач. 1-й: «Σμερον συνχει τφος» -      ) и 2 на 2-й плагальный (нач. 1-й: «Τν σμερον μυστικς» -      )); стихиры на «Слава» и «И ныне» в студийской традиции в целом исполняются одинаково; 5) согласно к-польским Типиконам, после входа с Евангелием на утрене нет тропаря, сразу поется прокимен, следуют чтения (это связано с тем, что заимствованный из кафедрального богослужения тропарь использован в качестве седальна по непорочным), афоно-итал. памятники предписывают петь, как правило, тропарь «Благообразный Иосиф»; 6) яркая особенность афоно-итал. памятников - повторное совершение входа после прочтения паремий (то же встречается и в слав. студийских памятниках- см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 483). Повторный вход, в противоположность 1-му, происходит торжественно, в сослужении всего духовенства обители (вечерня до паремий совершалась одним священником вместе с диаконом), и имеет следующий порядок: на последней паремии все священники и диаконы облачаются в белое и по окончании чтения входят с Евангелием (предваряемые диаконами с кадилами и свечами) из притвора в храм и затем в алтарь при пении Пс 31. Удваивание вечернего входа (из-за к-рого первый вход, единственный по остальным источникам, в афоно-итал. памятниках превращается из входа с Евангелием во вход с кадилом) связано со следованием древней традиции, когда после прочтения паремий в храм входили новокрещеные во главе с епископом, но теперь вместо новокрещеных из притвора в храм входит духовенство в белых ризах.

http://pravenc.ru/text/150073.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010