Все воцерковленные люди знают слова Евангелия: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Все также знают слова царя и пророка Давида : «Широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118: 96). «Широкий» – в первую очередь просторный. Как говорит святитель Феофан Затворник : «Заповедь широка потому еще, что исполняющему ее дает широту, или полную свободу». На первый взгляд, не так легко совместить эти два изречения. Вот давайте и поговорим на эту тему.      Есть в Патерике такая история. Два монаха впали в блуд. Придя в себя после совершения греха, стали говорить друг другу: «Что пользы в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и должны будем идти в огонь и мучение?» Они вернулись в пустыню и просили отцов назначить им покаяние. Старцы затворили их в кельях на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Когда закончилось время их покаяния, они вышли из затвора. И отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом – и удивились этому. Печального брата спросили: «Какими мыслями ты был занят в келье?» «Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, – и от страха “прильпе кость моя плоти моей” (Пс. 101: 6)». Спросили и другого: «А ты о чем размышлял в келье своей?» Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от блудного мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, – и помня о Боге, я радовался». Старцы сказали: «Покаяние того и другого – равно пред Богом». В этой прекрасной истории мы видим, что можно одинаково угодить Богу, не только ведя разную жизнь, но и имея разные помыслы. Я понимаю, что скептик упрекнет меня в том, что это – лишь красивая история Патерика, которая мало приложима к жизни. Но от этого чудесного рассказа, в котором не фигурируют имена и даты, давайте перейдем к более историческим повествованиям, изобилующим фактами. И первый факт до нас доносит святой апостол Лука : «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян. 15: 36–41). Как мы видим, даже в среде апостолов были разногласия и споры, которые, впрочем, не мешали им совершать чудеса и знамения, проповедовать Христа, созидать Церковь. Почему – об этом позже.

http://pravoslavie.ru/65259.html

Господь отделился от земли и всего, что сиянием своим непосредственно, зримо преодолевал на ней. Он — с нами; но по–человечески, по–земному, Его нет с нами. Точно так же и в личной жизни, в начале пути подвижнического, когда незаслуженно и нечаянно великая, несказанная радость осеняет душу. Она, — как и даруемое для питания и укрепления Пречистое Тело и Честная Кровь Христовы, — «во обручение будущего Царствия», во обручение одухотворенности и просветленности всего существа  . Так, — повторяю, — в начале пути. И бесконечно–радостно это начало; так неизъяснимо–хорошо тогда, что, воспоминая сладкое прощание, даже в памяти мимолетного видения своего человечество находит силу преодолевать препятствия; мечтами о восторге первой влюбленности подвижник отгоняет от себя черные мысли будничного труда и скуку и тоскливость серой повседневной жизни. Но, в общем, в среднем, в обычном и личная жизнь христианина, вне своих высших подъемов, и повседневная жизнь Церкви, — за вычетом избранников Неба, — мало, смутно и тускло знает Духа Святого, как Лицо. А с этим связано и недостаточное, не всегдашнее знание небесной природы Твари. Иначе и быть не может. Ведение Духа Святого дало бы полную духо–носность, Утешител обожение всей Твари, завершенное просветление. Тогда кончилась бы история; тогда исполнилась бы полнота сроков; тогда во всем мире Времени уже не было бы. Повторяю, это — завершение, как удостоился узреть Тайнозрительный Орел: «и Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, — повествует Он, — поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, море и все, что в нем, что времени уже не будет — τι χρνος ουκτι σται; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится — ετελεσθη — тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим, пророкам» (Откр. 10, 5–7). Вот что будет на грани истории, когда Утешитель от кроется. Но, доколе идет история, дотоле возможны лишь моменты и миги озарения Духом; дотоле знают Утешителя лишь отдельные люди в отдельные моменты и миги, и тогда подымаются над временем, — в Вечность, — «времени для них нет», и кончается для них история.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Да, тайна спасения очень велика. Она была непостижима для Адама и Евы. Им очень хотелось, чтобы Господь поскорее послал от семени жены (под именем жены отцы понимают и Пресвятую Деву Марию) Сына Своего для спасения рода человеческого. Само имя Ева , то есть жизнь, которое Адам дал жене своей, свидетельствует о напряженности этого ожидания. И как обрадовалась Ева, родив первого своего сына, сказав: Приобрела я человека от Господа, и как велико было ее разочарование, когда оказалось, что это – не Спаситель, а первый человекоубийца Каин. Через сие Господь показывает, что людям надлежало до конца испить ту чашу, которую они сами избрали для себя, до конца пройти путь, на который они вступили, отказавшись от правды Божией, от воли Творца и избрав волю диавола. И вся история рода человеческого от изгнания из рая и до пришествия Спасителя – это история ожидания искупления, ожидания Спасения, ожидания вечной жизни в Боге и с Богом. Спасение: вера, надежда, любовь В православной Церкви спасение понимается совсем иначе, чем в католической или протестантской Церквях. Прежде всего, отсутствует протестантское учение о «личном» спасении. В Писании говорится о личной ответственности человека перед Богом: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ( Мф.16:26 ). С другой стороны, из чего складывается спасение, если, например, о личной, семейной жизни человека сказано: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного ( 1Тим.5:8 )? Получается что то, что мы могли бы назвать личным спасением, зависит и от наших взаимоотношений. Все заповеди Божии регулируют взаимоотношения между людьми и человека с Богом. Господь учит нас молиться не Отче мой, а Отче наш, и здесь соборное единство возносится над диавольским эгоизмом замкнутой самой на себя личности. С другой стороны, католическое учение об особой роли иерархии в деле спасения неприемлемо для православных. Клирики не спасают церковь : они вместе с остальною частью народа Божия спасаются в ней. А единый Спас – Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Евангельская же история, если останавливаться, не доходя до Воскресения , — есть история поражения, полного, окончательного провала. От Иисуса отворачиваются все — фарисеи и саддукеи, римляне и иродиане, политическая элита и толпа простонародья. Многие ненавидят Его и хотят погубить. Иисус умирает смертью, предназначенной для самых презираемых и бесправных преступников, смертью, настолько унизительной, что ей нельзя было предать римского гражданина. Один из учеников продает Его за тридцать сребреников, другой три раза отрекается, все оставляют Его и бегут. При Кресте остается только Его Мать с некоторыми женщинами и апостол Иоанн. Ученики вовсе не полны энтузиазма — они пребывают в страхе и глубокой подавленности. И это понятно: Распятие может означать только одно — они жестоко ошиблись. Само Евангелие передает эту атмосферу растерянности и уныния: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лук. 24:21). Более того, даже когда жены мироносицы сообщают ученикам о пустой гробнице и об ангелах, возвещающих Воскресение, ученики не верят: «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» (Лук. 24:11). Евангелие в этом отношении удивительно жестко: столпы Церкви, апостолы, показаны не с самой благоприятной стороны. И такое свидетельство может быть только истинным и только исходящим от самих апостолов — вся позднейшая христианская литература, естественно, проникнута благоговейным к ним почтением и никто в последующих поколениях христиан не посмел бы приписать апостолам что-то подобное. Итак, мы видим Иисуса, казненного лютой и бесчестной смертью, единодушно отвернувшийся народ, разбежавшихся учеников — картину полного и тотального поражения, за которым могло следовать только полное забвение. Ученики постепенно бы отошли бы от потрясения и вернулись к своим повседневным занятиям, а в глазах народа Иисус остался бы просто еще одним провалившимся соискателем на роль Мессии — не первым и не последним.

http://pravoslavie.ru/70187.html

Если же старый человек отличается доброй жизнью, мудрым словом, которое оправдывается делом, тогда общество преклоняется перед ним, обращается к нему как к наставнику, истолкователю трудных обстоятельств и разных случайностей. Такие опытные люди получают имя «старец», в смысле наставника, учителя, – и появление их есть действие Промысла Божьего для пользы общественной жизни и нравственного развития. Так было с первых времён человечества, и можно сказать, что история патриархов есть история старцев. Древние изречения показывают, что старчество, как дар Божий, всеми высоко ценилось: «Пред лицем седаго возстани, и почти лице старче, и да убоишися Господа Бога твоего» (Лев. 19, 12); «спроси отца твоего, и он возвестит тебе старцев, и они скажут тебе» (Втор. 32, 7); «в старцах мудрость, и в долголетних разум» (Иов. 12, 12). Пророк Исаия возвещает, что люди за свои беззакония лишаются старцев: «И отсечет Господь у Израиля голову и хвост, пальму и трость, в один день: старец и знатный – это голова; а пророк-лжеучитель есть хвост» (Ис. 9, 14–15). В Апокалипсисе сказано: «И окрест престола престоли двадесять и четыри: и на престолех видех двадесять и четыри старцы седящыя, облечены в белыя ризы: и имяху венцы златы на главах своих» (Откр. 4, 4), – что толковники предполагают, что это избранники Божьи, святые представители человечества обоих Заветов – Ветхого и Нового. Старцы соцарствуют Богу, составляют верховный Его совет. Белые одежды означают чистоту их душ, венцы знаменуют победы их над миром, плотью и врагами спасения. С появлением Антония Великого , основателя монашества, появились мужи, идущие путём скорбей, украшенные смирением, провождающие жизнь в отшельничестве, в посте и молитве, в борьбе с полчищами бесов, и такими подвигами они достигали душевной чистоты, созидая в себе обитель Св. Духа, и от Него получали многоразличные дары (Гал. 3, 22–23), которые и употребляли на пользу ближних, оставив за собой имя «старец». Старец чертами своими в жизни подражал Иисусу Христу: Христос, исходя на проповедь Евангелия, прошёл в пустыне подвиг искушения, так и старец как «сребро разожжено, очищено седмирицею» в подвиге совлечения ветхого человека, выходил на подвиг старчества со словом духовной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

И если теперь перейти после этого к тому, чем мы занимаемся по книге Бытия, – а мы занимаемся историей патриархов – с 12-й главы по 25-ю главу история патриарха Авраама. В ней самый важный момент, конечно, он – человек веры. Вот посмотрите 15-ю главу, как Бог заключил с ним Завт. И глава 17-я, где даётся обряд обрезания, который делает человека членом общины Господней. Вот это обрезание на половых органах, оно символизировало собой человек вступал в союз через кровь. И его заменяет у нас крещение. В Таинстве крещения человек становится членом общины, членом Церкви. В 18-й главе удивительное явление ему трёх Ангелов – вот, Троицы, под дубом Мамврийским. И где Господь открывает ему, что на будущий год Авраам будет иметь сына обтования, и открывает ему – вот параллельно уживается всё, – что идёт наказать жителей Содома, Гоморры, Адмы, Севоима-Сигора, Лаши. Вот этот Пентаполь, который в своих грехах преисполнил меру и должен быть уничтожен. И патриарх Авраам ходатайствует в 18-й главе. Откройте 18-ю главу книги Бытия и посмотрите это великое ходатайство патриарха за людей грешных. Вот состояние души правдного человека. Никакого злорадства по поводу того, что Господь идёт уничтожить этих людей, напротив: ему жаль их. 22-й стих: «И обратились мужи оттуда и пошли в Содом; Авраам же еще стоял пред лицом Господа. И подошел Авраам и сказал: неужели Ты погубишь правдного с нечестивым? И с правдником будет то же, что с нечестивым? Может быть, есть в этом городе пятьдесят правдников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь всего места сего ради пятидесяти правдников, если они находятся в нем? Не может быть, чтобы Ты поступил так, чтобы Ты погубил правдного с нечестивым, чтобы то же было с правдником, что с нечестивым; не может быть от Тебя! Судия всей земли поступит ли неправосудно? Господь сказал: если Я найду в городе Содом пятьдесят правдников, то Я ради них пощажу весь город и все место сие». Вот возьмите наш мегаполис – страшный, со всеми его включениями, – он вбирает в себя уже , и границ никаких нет. Так вот: погубишь ли Ты место сие, если найдется 50 правдников? – Ответ: Не погублю. Значит, есть в этом городе правдники, извстные только Богу. Ради них и стоит наш город, как и любой город. И вот, так он доходит до десяти, смотрите – 32 стих:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И Захария, отец его, исполнился Духа Святаго и стал пророчествовать, говоря: “Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил ему избавление. И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа, приготовить пути Ему”. Младенец же возрастал и укреплялся духом и был в пустыне до дня явления своего Израилю (см.: Лк.1:8-25, 57-80 ). Вот ч!удная история рождения и возрастания святого человека Божия. Святой Иоанн был пророком Божиим, Предтечей и Крестителем Спасителя нашего Иисуса Христа. И эти достоинства так велики, что он по праву почитается одним из величайших святых в Церкви Божией, ибо из рожденных женами нет никого, кто бы был более его. Рассмотрим же поподробнее, почему он больше всех. Прежде всего святой Иоанн был не только святым мужем и Пророком, но и, как уже сказано, Предтечей и Крестителем Господним. Эта особенность весьма много отличает его от других ветхозаветных Пророков и возвышает над ними. Другие Пророки видели пришествие Христово только издалека и в тени, а потому и говорили о нем неясно, в символах и гаданиях, и умерли все, не удостоившись узреть предсказанного ими Мессию. Святой же Иоанн Креститель видел Его и беседовал с Ним лицом к лицу, а потому не предсказывал только, но и утвердительно свидетельствовал о явлении Его и даже сподобился чести совершить над Ним Крещение, а через это как бы посвятить Его на великое служение человеческому роду. Таким образом, он был больше пророка: он был земной Ангел Божий, которого Отец Небесный послал пред возлюбленным Своим Сыном приготовить путь Ему (см.: Ис.40:3-5 ; Мал.3:1 ; Лк.3:4-6 ). Он был друг Сына Божия, которому было поручено возвестить людям о пришествии обетованного Мессии и приготовить их к принятию Его. Такой великой чести не имел ни один Пророк, и это поставляет его выше всех рожденных женами. Но Иоанн Креститель был велик не по одному только необычайному служению своему, но и по своему личному характеру и самой жизни. Святые Евангелисты говорят о нем, что он вел такую строгую и святую жизнь, так пламенно любил правду и с таким самоотвержением возвещал ее людям, а вместе с тем был так скромен и смирен сердцем, что и в этом отношении его надо признать одним из величайших угодников Божиих. По свидетельству Евангелистов, святой Иоанн с самого детства пребывал в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он  не ест и не пьет  (ср.: Мф.11:18 ). С такой изумительной строгостью жизни он соединял еще большую чистоту нравов, так что весь народ иудейский признавал его за великого праведника, а некоторые даже думали, не Христос ли он. Другого подобного мужа не представляет история: все Пророки, хотя и вели жизнь святую и воздержную, но не столь строгую, как Иоанн Креститель.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется ( Деян. 2:1–8,11–21 ). Вот рассказ Деяний, из которого ясно следует, что в памяти Церкви история христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается библейский рассказ о творении: В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:1–2 ). И весь Ветхий Завет , вся многовековая история встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. И, наконец, Христос говорит о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни – рождение от Духа, Который «дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит» (ср.: Ин. 3:8 ). Все христианство, таким образом, – это моление о Духе, вера в Духа, радость о Духе. Все христианство – это мольба: «Прииди и вселися в нас, и очисти нас...». По-древнееврейски понятия «дух» и «ветер» выражаются одним словом – руах. Как буря очищает и обновляет воздух, как дыхание животворит все причастное жизни, так Дух Божий есть последнее, завершительное явление Божественной жизни, то обновление и очищение, о котором тоскует, которого ожидает все в мире. Слышим ли мы, понимаем ли еще эти слова: «духовный», «одухотворенный»? Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что человек перестал жаждать Духа и вместо него жаждет лишь того, что можно потрогать, взвесить, измерить? И вот является угодливая идеология, в основе которой – отрицание Духа и прямая ненависть к Нему. Порой кажется, что страшное восстание против Духа захлестывает весь мир. Но неужели правда, что не дух, а материя определяет судьбу человека? Неужели в определении того, что есть сущность жизни, ошиблись и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский , и Пушкин, и Достоевский – все, кроме автора «Капитала» и партийных вождей? Конечно, нет! И в день Пятидесятницы, в этот «последний и великий день», как называет его церковная молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем торжество духовного начала в человечестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

...и цветистый культурный обман История христианского мира - это история драматических взаимоотношений между Богом и Его новыми людьми. Господь избирал и возвышал неизвестные дотоле, пребывавшие в исторической тьме народы. Господь дарил им Себя, и было им хорошо, до тех пор, пока Он был их главным богатством. Когда же они хотели превратить Его благодать в свою частную соб­ственность или начинали хвалиться Его подарками, будто своими заслугами, Он отворачивал Свое Лицо. Он также мог гневаться на людей, когда они больше внимания уделяли религиозному искусству: резьбе по камню, церковному злату, стройному пению, витийствующему богословию - и забывали о Боге как о Центре, о Сердце, об Источнике. Любили лучи и забывали о Солнце - так можно кратко сказать. Это было не богопознание, но цветистый культурный обман, разросшийся на месте бывшего богопознания. Тогда исполнялись слова: «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения: так как ты отверг ведение, то и Я отвергну тебя от священнодействия предо Мною» (Ос. 4: 6). Все это было у евреев, но не только у них. Просто на их истории эти процессы видны, как на матрице. Впоследствии они проявлялись многократно в истории разных народов, познавших Бога, в том числе и нашего. Когда священника зовут в школу или в армию, это уже хорошо. И не страшно, что его просят повлиять на подчиненных с целью улучшения дисциплины. Пусть просят. А священник главной своей задачей должен считать разговор с людьми о Боге. Улучшение дисциплины будет побочным продуктом светлых знаний о Господе Иисусе Христе. И передача этих святых знаний - главная задача священника, «ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Мал. 2: 7). «Нам нужно дать чистую настройку!» Кто-то из мудрых миссионеров сказал: «Когда говоришь с еретиком, не говори против него, говори выше». Говоря против, мы ничего не достигнем, поскольку в силу одного лишь инстинкта самосохранения человек будет спорить, защищаться, не соглашаться. Но если в недрах нашего церковного сознания мы богаты тем, чего нет и не может быть у отколовшихся от Церкви, то мы должны суметь показать им те высоты, о которых они еще не думали, показать им сокровища, которых они не видели.

http://radonezh.ru/monitoring/priglasili...

–Интересно! Так чего же хочет от меня твой Бог, Даниил? –Отпусти мой народ. Господь говорит о тебе: «Кир исполнит всю волю Мою и скажет Иерусалиму: ты будешь построен! и Храму: ты будешь основан!» Через некоторое время Кир созывает вавилонских иудеев и, вернув им священные сосуды Храма, отпускает. С ликованием возвращается народ в родную землю. Пророчества Исайи о скором рождении Мессии у всех на устах. Восстань, светись, Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Тогда увидишь, и возрадуешься, и затрепещет и расширится сердце твое, потому что богатство моря обратится к тебе, достояние народов придет к тебе, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. До предсказанного пророком Рождения Христа остается 536 лет. Учители. Мыслители. Пророки. Совместный проект «Радио России» и Русской Православной Церкви 3 апреля 2013 г. Рейтинг: 9.2 Голосов: 209 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ольга 22 мая 2019, 14:00 Очень интересная статья. Спасибо большое! Согласна с ludmila toll, такую Историю надо преподавать нашим детям в школах, чтобы с детства они понимали, Кто наш Творец и Создатель! Слава Богу за всё! виктор 27 мая 2014, 17:06 Спасибо.Интересно очень и поучительно eka 5 апреля 2013, 19:04 imenno etot stix aleqsandra sergeevicha zastavil zadumaca i otkrit bibliu--v kakoe yjasnoe vremia mi jili.,navernoe ateizm samoe strashnoe iz vsex bed.. ludmila toll 4 апреля 2013, 04:45 спасибо вам Сергей. храни вас Господь и Пресвятая Богородице. Вот она История --а что нам преподавали совершенно все с ног на голову перевернуто было если бы преподавали с детства в школах именно вот такой предмет-- история-- с такими материалами! Истинную правду древней истории Израиля невозможно отделить от Спасителя , Господа нашего. это и интересно и поучительно и дети бы росли одухотворенными

http://pravoslavie.ru/60171.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010