Закрыть itemscope itemtype="" > «Эта трагичная история оставалась одной из самых малоисследованных тем» В Санкт-Петербурге состоится презентация книги историка М.В.Шкаровского «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность» 19.01.2018 472 Время на чтение 7 минут В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры готовится к выходу монография «Сто лет Александро-Невского братства: история и современность». Ее автором является доктор исторических наук главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии Михаил Витальевич Шкаровский, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии». Вплоть до недавнего времени сложная и трагичная история Русской Православной Церкви в XX веке оставалась одной из самых малоисследованных тем отечественной историографии. Выход ряда монографий и сборников документов в 1990-х – 2010-х гг. позволил осветить многие важные аспекты, но далеко не все. Повышенное внимание исследователей и читателей заслуженно продолжают привлекать аспекты церковной жизни 1917-1930-х гг. – самого тяжелого и героического периода в многовековой истории Русской Церкви, когда просиял целый сонм святых новомучеников. Одним из таких значительных, но недостаточно исследованных сюжетов является история существовавшего в 1918-1932 гг. в Санкт-Петербурге (Петрограде, Ленинг раде) Александро-Невского братства, столетие создания которого в настоящее время отмечается в северной столице. Особо следует отметить, что несколько создателей и активных деятелей братства были прославлены в лике святых, в том числе священномученики митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский), архиепископ Иннокентий (Тихонов), архимандрит Лев (Егоров), мученицы княжна Кира Оболенская и Екатерина Арская. И в минувшие века, когда на Православную Церковь обрушивались гонения, братства являлись одной из самых действенных форм ее защиты. Когда же после Октябрьского переворота Россию захватила волна антицерковных репрессий и преследований, традиции прошлого возродились вновь. Для сплочения священнослужителей и мирян в Петрограде, а затем и в других городах России стали создаваться объединения преданных делу Христову людей. В северной столице главным сразу стало братство, образованное 19 января/1 февраля 1918 г. про благословению и при непосредственном участии митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина при Свято-Троицкой Александро-Невской Лавре. Не случайно и Святейший Патриарх Тихон благословил деятельность этого братства в специальной грамоте от 19 сентября 1918 г.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/et...

Г.Е. Захаров Библиография Источники Авксентий Доросторский. О вере, жизни и кончине Ульфилы. Вступ. Ст., пер. и коммент. Г. Е. Захарова). Вестник ПСТГУ. Серия II. 2011. N 4 (41). С. 105–116. Аммиан Марцеллин. Римская история. Пер. с лат. Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни. СПБ. 2000. Афанасий Великий , свт. Творения: в 4 т. М. 1994. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Getica). Вступ. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 2001. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и Святых Отец. М. 2009. Олимпиодор. История. Вступ. ст. пер., коммент., указат. Е. Ч. Скржинской. СПБ. 1999. Павел Орозий. История против язычников. Кн. VI-VII. Пер. с лат., коммент., указат. и библ. В. М. Тюленева. СПБ. 2003. Созомен. Церковная история. СПБ. 1851. Сократ Схоластик . Церковная история. М. 1996. Сульпиций Север. Сочинения. М. 1999. Феодорит Кирский , блж. Церковная история. М. 1993. Фотия патр. Константинопольского сокращение церковной истории Филосторгия. СПБ. 1854. Acta Conciliorum Oecumenicorum. T. I: Concilium universale Ephesenum. A. 431. Vol. IV: Collectio Casinensis. Strasburg; Berlin; Leipzig, 1923. Acta Concilii Toletani Tertii. PL. 84. Col. 341–359. Actes du concile d’Aquilée. SC. 267. Р. 1980. P. 330–383. Altercatio Heracliani laici cum Germinio episcopo Sirmiensi. Caspari C. P. Kirchenhistorische anecdota: nebst neuen Ausgaben patristischer und kirchlichmittelalterlicher Schriften. Vol. I. Christiania, 1883. S. 133–147; PLS. T. I. P. 345–350. Ambrosius Mediolanensis. De Fide ad Gratianum Augustum Libri Quinque. PL. 16. Col. 527–698. Ambrosius Mediolanensis. Epistulae prima classis. PL. 16. Col. 875–1050. Ammianus Marcellinus. Roman history. Vol. I-III. Cambridge; London, 1982–1986. Athanasius Alexandrinus. Ad episcopos Aegypti et Libyæ epistula encyclica. PG. 25b. Col. 537–593. Athanasius Alexandrinus. Apologia contra Arianos. PG. 25. Col. 247–410. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Afros. PG. 26. Col. 1029–1048. Athanasius Alexandrinus. Epistula ad Epictetum episcopum. PG. 26. Col. 1049–1070.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ill...

Из чтений по церковной археологии и литургике (история литургии, толкование литургии, история песнопения) Источник Содержание Предисловие Введение История литургии Глава I Установление таинства Евхаристии Глава II Развитие и обособление первой части литургии в II–IV вв. Глава III Литургии малоазийской отрасли–Василия Великого и Иоанна Златоуста Толкование литургии Глава I. Краткая история толкования литургии на Востоке и на Руси Глава II. Объяснение обрядов литургии Из истории песнопения, поучения и обряда, как основных элементов христианского богослужения Глава I. Песнопение в перво-христианской церкви Глава II. Основные формы церковных песнопений и их происхождение Глава III. О церковном пении и музыке Глава IV. Поучение во времена апостольския Глава V. Драматический элемент в христианском богослужении     Вторая часть книги посвящена литургике; в ней нет таких пропусков, как в первой части. Все отделы этой части курса читались автором без иллюстраций и по всем им сохранились подлинные записи, относящиеся ко времени не позже середины 1895–6-х годовъ; исключение представляет лишь последний, незаконченный писанием и обработкой, отдел, писанный автором наспех в последний год жизни. Ни один из отделов 2-ой части не был напечатан при жизни автора; лишь объяснению обрядов литургии было им отведено место в диссертации; „Соборные Чиновники и особенности службы по нимъ». В остальном отсылаем читателя к предисловию и Введению 1-й части. 8 августа 1918 г. И. А. Голубцов. Предисловие Настоящее издание – посмертное: оно начато после смерти автора и выполнено при отсутствии каких-либо указаний с его стороны. Курс по церковной археологии и литургике покойный автор читал в Московской Духовной Академии в течение 25 почти лет (1887–1911), и чем дальше шло время, тем определеннее складывалось у него намерение обработать свой курс в пособие для слушателей, но внезапная ранняя смерть помешала осуществиться этому намерению. Имея ввиду действительную бедность русской церковно-археологической и литургической литературы общими доступными руководствами и, в то же время, доподлинно зная, что в основу научных воззрений и методов преподавания покойным профессором были положены точки зрения и традиции, установленные его знаменитым предшественником по кафедре И. Д. Мансветовым , издатель-сын, в согласии с советами близких к автору лиц, счел возможным взять на себя смелость собрать в одном издании все, что в виде ли напечатанных еще самим автором статей или в форме рукописных набросков являлось составной частью читанного им курса.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Источники и пособия Амвросий «История Российской иерархии» Изд. 2. Антонович «История православных церквей в Юго-Западном крае XVII века» (Архив Юго-зап. России ч. I, т. IV). Аскоченский «Киев с древнейшим его училищем – Академиею». Бантыш-Каменский «История Малой России, со времён присоединения оной к российскому государству при Алексее Михайловиче». Велички Самуила Летопись. Вестник Юго-западной России 1862 89. 1863 4. 1866 5, 8. Гассе Церк. История. Голубинский Е. Е. «Очерк истории просвещения у греков со времени взятия Константинополя турками до настоящего столетия.» Правосл. Обозрен. 1872 г. и 7. Евгений «Описание Киево-софийского собора», «Описание Киево-печерской лавры», «Словарь Исторический» Изд. 2. Еленевский «Мелетий Смотрицкий» Прав. Обозр. 1861 7. Ersch und Gruber «Allgemeine Enciclopädie Wissenschaften und Künste» (Dositheus). Захария Копистенского «Палинодия» Рук. Киев. дух. акад. Υψηλντου «Αθανσιου Κομνηνου εκλησιαστικν και πολιτικον». «Икона» или изображение великия соборныя церкве всероссийского и всех северных стран патриарша престола приключшихся дел в разные времена и лета. Рук. Импер. публ. библиотеки, Синодальной библиотеки и Румянцевского музея, изданная в V томе I части Архива Югозап. России. Карпов «Киевская митрополия и Московское правительство во времена соединения Малороссии с великой Россией» Прав. Обозр. 1871. и 9. Костомаров «Монографии Т. IX–XI». Коялович «Литовская церковная уния». «Лекции о Западной Руси». Крыжанич Юрий «Русское государство в половине XVII века. Лазарь Баранович «Письма». Le Quien «Oriens Christianus». Макарий «История русской церкви» т. V. Максимович М.А. «Межигорский монастырь» Киевские Епархиальные Ведомости» 1865 г. 7. Маркевич «История Малороссии». Мелетий Смотрицкий Θρνος. (Из библ. Киев. дух. акад.). Образцов «Киевские ученые в Великороссии» Эпоха 1859 года январь. Основа. 1861. 8. Памятники Киевской Археографической Комиссии т. II. Пекарский «Представители Киевской учености». Отечественные Записки 1862. т. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Михаил Легеев " decoding="" title="" Иерей Михаил Легеев: «Моя история прихода к вере – история классического интеллигента» Иерей Михаил Легеев В Избранное Иерей Михаил Легеев для «Азбуки веры» Моя история прихода к вере – история классического среднестатистического интеллигента. Не было каких-то ярких событий, обстоятельств или чего-то ещё. Детство и юношество прошли в советское время в общей атеистической атмосфере, был воспитан в коммунистическом духе, соответственно о Боге и мыслей никаких не возникало по определению. Портрет Ленина висел в моей комнате. Потом, когда я был в армии, произошли некоторые исторические события: начало перестройки, 1000-летие Крещения Руси . Народу открылась правда о том, что в действительности всё не так обстоит, как нас учили. Широкое свидетельство о церковной жизни стало открываться многим людям, и я был среди них. У меня был плавный, без каких-то скачков или резких движений процесс прихода к вере. Вера постепенно вызревала в душе после того, как людям открылась правда о Боге, о Христе , о Церкви. И так, наконец, я крестился в 1994 году. Уже внутренне, вероятно, я был готов к крещению и раньше, но некоторое время откладывал, а потом познакомился со своей будущей женой (она сама крестилась незадолго до нашей встречи), и я хотел, чтобы мы сразу зарегистрировали брак и венчались . Крестился буквально за неделю до свадьбы. Одно событие было приурочено другому. Получается, что внутренне я созрел к крещению, а желание жениться было как бы толчком. Но крестившись, я был не воцерковлённым ещё, как и моя супруга. Несколько лет мы воцерковлялись, вживались в Церковь. Тоже был плавный процесс. Отдельно можно сказать, как я пришёл к священническому служению. Я был с раннего детства научно ориентирован, буквально с первого класса осознавал, что буду учёным. Ярко выраженный научный склад был, хотя родители были простыми людьми, рабочими (вспоминается даже забавный случай: в новой школе, как мне рассказывали спустя много лет, обо мне говорили, что пришёл мальчик, сын профессора, хотя мой папа в действительности был сварщиком). Мой научный путь начался с камней: я стал коллекционировать минералы и изучать их где-то с 10 лет. Происходило это всё в Пятигорске, где жил до 12 лет. Я уроженец Ленинграда, но из-за плохого здоровья – регулярно болел воспалением лёгких, пневмония была два месяца весной, два месяца осенью, родители специально переехали на юг. В Пятигорске было много минералов. Серьёзно подходил к своему увлечению. В книжных магазинах скупал чуть ли не целые полки научной литературы и всё это прочитывал довольно быстро. В моей коллекции тогда были тысячи экспонатов, образцов минералов, и я в них хорошо разбирался. На этой почве увлекался также сопредельными науками – например, химией, поскольку для геологии её знания важны.

http://azbyka.ru/way/ierej-mihail-legeev...

История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста по его творениям Источник Содержание Введение Отдел I-й. Антиохийская церковь. Ее история Часть первая. Нравственное состояние Антиохийской церкви Глава I-я. Нравственное состояние церковного клира в Антиохийской церкви Глава II-я. Нравственное состояние монашества в Антиохийской церкви Глава III-я. Нравственное состояние Антиохийского общества Часть вторая. Религиозное состояние Антиохийской церкви Предисловие Глава I-я. Общий обзор религиозного состояния Антиохийской церкви Глава Суеверия Глава III-я. Употребление клятвы в Антиохийской церкви Глава IV-я. Раскол в Антиохийской церкви Глава V-я. Ереси в Антиохийской церкви Ереси Глава VI-я. Секта Иудействующих в Антиохийской церкви Глава VII-я. Отношение язычества к христианству Отдел II-й. Константинопольская церковь. Ея история Часть первая. Нравственное состояние Константинопольской церкви Глава 1-я. Клир Глава II-я. Монашество А) монахини Б) Монахи Глава III-я. Общество Часть вторая. Религиозное состояние Константинопольской церкви Глава 1-я. Общий очерк состояния церкви Глава II-я. Противорелигиозные обычаи Глава III-я. Ереси Глава VI-я. Раскол в церкви Константинопольской Послесловие     Введение § I-й. История двух знаменитых церквей Востока тесно связана с именем Святого Иоанна Златоустог о. Антиохия и Константинополь за целое полстолетие, в своей жизни вообще, и государственной в значительной доле, а в особенности церковной, – неразрывно соединены в своем быту с жизнью Златоуста, с его пастырскою деятельностью, с его судьбой. В одном городе – в церкви Антиохийской – он начал свою духовную жизнь и деятельность, до пресвитерства включительно; другой город – церковь Константинопольская – имела его своим Святителем. Естественно, поэтому, то явление, что в творениях Святого Иоанна Златоуста отражается современное ему состояние церкви. Свидетельства современников, как биография Палладия, друга Златоустого, показания историков, как Эрмия Созомена и Феодорита, и формальные документы, как протоколы соборов, судивших Святителя, достаточно знакомят, в свою очередь, с состоянием обеих церквей. Но сочинения самого Златоустого, его толкования Св. Писания, его беседы, слова, его послания, его письма, – проливают яркий свет, проникающий в самую глубь внутренней жизни христианского общества и представляют самую верную картину истории двух церквей, где Св. Златоуст жил и действовал, родился и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона. Вторая лекция 8 апреля, 2015. Протоиерей Георгий Митрофанов Бывает стыдно, когда мы читаем фрагменты этих посланий, но стыдно должно быть не за Патриарха, а за наших с вами предков 18 марта в просветительском Лектории портала «Православия и мир» состоялась вторая лекция протоиерея Георгия Митрофанова на тему «История Церкви ХХ века сквозь призму личности Патриарха Тихона». Мы предлагаем нашим читателям текст этой лекции и её видеозапись. Протоиерей Георгий Митрофанов   – кандидат философских наук, магистр богословия, преподаватель истории Русской Церкви в Санкт-Петербургской духовной семинарии, профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Настоятель храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла при Академии Постдипломного Педагогического образования. Автор курсов по предметам «История Русской Церкви», «История России» в СПбДАиС, нескольких учебников и множества публикаций. Мы с вами остановились вчера на патриаршем послании Совнаркому 26 октября 1918 года. То, что произошло за предшествующий год, за год пребывания у власти большевиков, изменило очень сильно не только положение Церкви, но и всю страну. Было очевидно, что хотя сопротивление большевикам стало несколько нарастать (я имею в виду и действия постепенно увеличивающихся белых армий, и, самое главное, первые крестьянские восстания в ответ на продразверстку осенью 1918-го года), большевистская власть по-прежнему укреплялась и распространяла свое влияние. Значительная часть народа продолжала этот режим или поддерживать, или принимать. Показательно, что лозунгами восставших крестьян в 1918 году (как, впрочем, и тамбовских крестьян в 1921 году) был зловещий лозунг «За Советы без коммунистов». Добрые большевики закончили войну и дали землю, злые коммунисты ввели продразверстку. Я напомню, что как раз в это время РСДРП(б) превращается в РКП(б). Французские крестьяне, от шуанов до вандейцев, сражались под лозунгом «За веру и короля», сражались годами и в конце концов победили. Им оставили их храмы, их земли, а революционный генерал Бонапарт стал императором. А у нас как будто все было забыто. Анафема Патриарха так и не привела к тому, к чему он призывал.

http://pravmir.ru/istoriya-tserkvi-hh-ve...

Этот учебник, История Христианской Церкви, составлен по знаменитому учебнику Протоиерея Петра Смирнова, История Христианской Церкви, 1903 г. Наш учебник написан в 1989 г., для учеников " Русской Церковной Гимназии при Храме Всех Святых в Земле Российской Просиявших " в Бурлингейме, Калифорния. Книгой могут пользоваться и взрослые. Для них она будет конспектом по Истории Христианской Церкви. В конце книги помещен отдел библиографии, а также адреса откуда можно выписывать эти книги. Программа по Закону Божию в Бурлингейме, та же самая что и в " Русской Церковной Гимназии Св.Кирилла и Мефодия " при Скорбященском Соборе в Сан- Франциско и в приходской " Св. Покровской Школе " при Храме Покрова Пресвятой Богородицы в Пало-Алто. Все три школы находятся в районе Сан-Франциско. Программа, с небольшими изменениями, в основном, такая же самая какая была в русских школах до 1917 г., а за границей она сохранилась до сих пор: Класс School Возраст Гимн. Grade 8 1 2 Во всех 3-х пр.классах: 9 2 3 Молитвы, Двунадесятые праздники и 10 3 4 Заповеди Закона Божия 11 1 5 Ветхий Завет 12 2 6 Новый Завет 13 3 7 Богослужение 14 4 8 История Христианской Церкви 15 5 9 История Русской Церкви 16 6 10 Катихизис 17 7 11 Апологетика 18 8 12 Нравоучение пр. - Приготовительные классы) Таким образом История Христианской Церкви преподается в 4-ом классе гимназии; после Ветхого Завета, Нового Завета и Богослужения. Эта программа была составлена для русских школ в православной России, где вся страна, молилась, ходила в церковь и постила. Правда, последнее время до 1917 г., были отступления, но все таки в основном, это была православная страна. Жизнь в такой стране создавала русских людей с христианскими качествами характера, с православным мировозрением и по духу православными. Закон Божий который дети проходили в школе, была только теория того, что дети уже знали из своего личного опыта и из своей жизни. Сейчас же все совершенно другое. Русские за границей живут в странах которые не православные и в некоторых случаях даже не христианские, и в которых православные в меньшистве. Сама жизнь требует добавления к этой программе. Поэтому, во всех классах, паралельно с программой ведутся еще разговоры на следующие темы: (1) Церковный год, (2) Жития святых и (3) Современная жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1884...

Вступление Раздел I Церковь Церковь есть общество истинных последователей Иисуса Христа. Общество это основано на положительном вероучении и учреждениях, дарованных Его Божественным Основателем и заменило древний союз, заключенный Богом с Израилем. Оно есть новый союз или Новый Завет , то есть, новое свидетельство самого Бога об истине, на благо и на религиозное преуспеяние человечества. Ветхий Завет заключен был лишь с народом израильским, потому что целью его было, только сохранение обетования о Мессии, Который должен был произойти от этого народа. Характер Завета этого был, следовательно, преходящий и местный. Новый же Завет дарован всем народам; вот почему исключительный характер его есть всемирность или кафоличество не в том смысле, что в известное время Церковь займет большую область, или что члены её будут многочисленнее, но в том, что есть народы, без исключения, в нее призываются и что она пребудет неизменной до скончания мира. Христианское общество называлось всемирным и кафолическим даже в то время, когда число верующих было еще очень невелико. Церковь, по её всемирности, можно считать как бы составляющую одно целое во все времена, с самого учреждения, и даже в местных её собраниях, которые суть лишь различные члены того же тела. Собрания эти также называются церквами, а все вместе составляют христианское общество. Среди частных церквей некоторые вполне заслуживают это название, потому что всецело сохранили Божественное учреждение свое и вероучение. Другие же лишь относительно только можно называть церквами, потому что они, более или менее, оставили это вероучение и отказались от учреждений, составляющих сущность христианского общества, или к началам Божественным, которыми живет это общество, привмешали начала человеческие. История Церкви История Церкви имеет предметом своим Церковь в её всемирности, то есть, в том виде, как она представляется во время своего учреждения и какой она продолжает быть в течение веков. История следит за Церковью через все времена и у всех народов, удостоверяя о её тожественном, непоколебимом существовании. На пути своем история замечает изменения, какие догмат претерпел у тех или других народов, в то или другое время их существования, и по положительным фактам указывает, где находится первоначальное вероучение и учреждения, которые из частных церквей продолжают быть членами Церкви истинной, и которые из них, изменив Божественное устройство свое, лишь относительно еще имеют право называться церквами христианскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

В.В. Акимов Введение в изучение истории древней Церкви Происхождение наименования церковной истории Впервые наименование церковной истории (εκκλησιαστικη ιστορια) встречается в надписании сочинения епископа Кесарии Палестинской Евсевия, который носит почетное имя отца церковной истории. Написано это сочинение было в IV веке, хотя некоторые элементы историописания встречаются и у более ранних церковных писателей, начиная с автора книги Деяний святых апостолов – евангелиста Луки. Греческое слово ιστορια, которому соответствует русское слово «история», а также греческое слово ιστωρ (знающий, очевидец, свидетель), которому соответствует русское слово «историк», происходят от греческого глагола οιδα (знаю, поскольку видел; знаю на основании собственного опыта, видения; знаю воочию). В древних языках имеется несколько слов, обозначающих знание в нескольких различных аспектах, знание непосредственное и знание опосредованное. Например, в церковно-славянском языке это глаголы «знаю» и «ведаю». В первоначальном значении слово историческое знание было знанием, полученным опытным путем, путем собственного видения или путем расспрашивания непосредственных свидетелей происшедшего. Так что история в изначальном понимании – это, по словам В. В. Болотова , «расспрашивание, разузнавание человеком чего-либо совершившегося и самое стремление быть свидетелем событий» 1 . В настоящее время историк далеко не всегда является свидетелем изучаемых им событий, но он по-прежнему стремится узнать о прошедшем, реконструировать на основе всех известных источников ход исторического развития человеческого общества. В самом кратком определении история является наукой о развитии человеческого общества. И поскольку Церковь также представляет собой форму объединения людей, является особым обществом, она также имеет свое прошлое, свою историю, которая может и должна подлежать изучению. Церковь в догматическом понимании и Церковь как объект исторического изучения Объектом изучения церковной истории является Церковь . Греческое слово εκκλησια происходит от глагола καλεω – звать, созывать, приглашать. Таким образом, Церковь – это собрание, собрание званных, призванных, приглашенных. В историческом контексте это слово обладает оттенком всеобщности, демократичности, поскольку в Древней Греции им обозначали народное собрание, в противовес совету старейшин, геронтов, называвшемуся βουλη. Греческое наименование Церкви само по себе опровергает достаточно распространенное неправильное мнение о том, что Церковь – это только представители духовенства. Однако Церковь – это совокупность всех верующих, она объединяет в себе и клир, и мирян.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010