И.В. Кривушин Заключение За три века существования ранневизантийская церковная историография проходит в своем концептуальном развитии несколько принципиально разных этапов, которые в то же время позволяют говорить о ней как о целостном историографическом феномене со своим началом, расцветом и закатом. Начальный этап – рождение ранневизантийской историографии – бесспорно связан с Евсевием, который впервые в христианской литературе дал последовательное описание всей прошедшей истории церкви и предложил определенные способы ее интерпретации. Значение его труда огромно для мировой истории христианства, ибо это было первое настоящее Слово об истории церкви, знак того, что эта история состоялась. И не случайно, что такое Слово было сказано писателем начала IV в. Евсевий стал свидетелем и непосредственным участником ключевых для судеб христианства событий. На его глазах рождалась новая церковь и новое христианское государство, и он находился в самом эпицентре созидающего времени. Свершилась неизбежная встреча историка и Истории. Оценка вклада Евсевия в европейскую историографическую традицию не может быть однозначной, поскольку его «Церковная история» предлагает не один, а два разных, даже несовместимых типа церковного историописания. В своем сочинении Евсевий делает попытку соединить христианскую теологию с христианской историей. В историко-теологических целях он стремится продолжить Священную Историю и историю Христа в истории церкви. История у Евсевия тянется от Творения и Грехопадения через Первое Пришествие к Великому гонению и перевороту Константина, распадаясь на две четко разграниченные эпохи – дохристианскую и христианскую. Тем самым церковная история вливается в общий поток всемирной истории и становится одним из важнейших ее периодов. Теологический принцип ложится в основу выделения сверхсобытий – высших моментов соприкосновения Бога и его Логоса с земной историей. Сугубо теологический смысл истории – сохранение и передача божественной истины – определяет ее целостность и находит свое воплощение в преемствах. Таким образом, Евсевий реализует в сфере исторического повествования традиционное раннехристианское отношение к церковной истории как к истории сохранения первоначальной истины и постоянного воспроизведения неизменного образа христианской духовности (антиистория), которая кардинально отличается от светской суетной событийной истории (история как таковая).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предисловие Но время обозрения церквей г. Старицы, настоятелем Рождество-Богородицкой (Пятницкой) церкви священником Михаилом Казанским, 19 июня 1904 г., была вручена мне рукопись в (переплете), под заглавием: «История о Иове, патриархе Московском и всея России». Священник же Казанский, как видно из надписи на заглавном листе, рукопись эту получил «на память от (преданной) прихожанки Евдокии Нилус... 1902 г. августа 10 дня». Рукопись написана, вероятно, в начале 19 столетия; она в четверть листа, листов в ней 23 с полулистом. По библиографическим исследованиям оказывается, что «История о первом патриархе Московском Иове» довольно известна по указаниям С.М. Соловьева («История России», том VIII, примечание 42 и заключение 1-й главы) и в особенности Московского митрополита Макария («История русской церкви», том X, примеч. 34 и следующие). Преосвященный Макарий дал общую характеристику этого памятника и не раз пользовался его показаниями 1 . Рукопись, принадлежащая старицкому священнику Мих. Казанскому, 18 августа сего 1904 r., в заседании Комиссии Тверского Церковно-Археологического Комитета, в присутствии моем, была сверена с напечатанною в XIII томе Русской Исторической Библиотеки, издаваемой Археографическою Комиссиею (С.-Петербург, 1892 года, 928–950 стр.), членами Комитета, священниками Николаем Сердобольским и Александром Петропавловским, и обе они оказались почти во всем своем составе сходны. В рукописи (л. 3) патриарх назван Германом, вместо Гермогена; на листе 11 напечатано «на Туле», а в рукописи «на Туше» (стал самозванец); на том же листе в рукописи не упомянуто имя царицы, а в печатном имя царицы – Мария (супруга Бориса Годунова). Во 2-м чуде в рукописи не упомянуто имя исцеленной при гробе Иова девицы, а в печатном она поименована Иулитою, Харитоновою дочерью; в третьем чуде в рукописи упомянуто имя женщины, получившей исцеление, а в печатном, кроме отчества, она названаТарасовою дочерью. В рукописи опущено перечисление чудес (чудо первое, второе...), а в печатном – пред описанием каждого чуда говорится: «чюдо первое Иова патриарха»... «чюдо второе»... Всех чудес описано четыре. Как печатная повесть о патриархе Иове, так и рукописная заканчиваются словами: «А честные его мощи положены в соборной церкви (в Большом Московском Успенском соборе) подле Иоасафа патриарха».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Предметом настоящего труда служит история ветхозаветного канона, как важнейшего собрания священных ветхозаветных книг, отличаемых не только от апокрифических, но и таких ветхозаветных книг, которые в православной церкви пользуются названием книг священных, но не канонических. Отсутствие в русской богословской литературе целостной истории ветхозаветного канона, важность этой истории, особый современный интерес ее достаточно выясняют появление настоящего труда. Из русских исследователей в данной области можно назвать имена преосвященного Михаила с его статьей «Библейский канон священных книг ветхозаветных» 1 , священ. Сперанского со статьей «Свидетельства древне-православной Церкви о неканонических книгах Ветхого Завета» 2 , П. Соколова с его сочинением «История ветхозаветных писаний в христианской Церкви от начала христианства до Оригена включительно» (Москва, 1886 г.). Названные авторы пишут отдельные части истории ветхозаветного канона, которые, во-первых, не связаны между собой, а во-вторых, не обнимают этой истории во всей целости. Притом, не всегда указанные авторы пользуются в своих исследованиях первоисточниками, не всегда с достаточною полнотой обследуют взятый ими предмет. Между тем, потребность в цельной истории ветхозаветного канона должна чувствоваться сильно: эта история имеет важность и для науки библейской истории и для ветхозаветной экзегетики. Она важна для библейской истории, составляя ее необходимое введение, потому что первоисточником надлежащим образом можно пользоваться только тогда, когда изучена история его происхождения, равно и дальнейшей судьбы; важна для изъяснения Священного Писания Ветхого Завета, так как такое или иное построение истории канона невольно влияет на принципиальные воззрения экзегета: различно будет понимание Моисеева законодательства, духа пророчеств Иезекииля, откровений Даниила и всех вообще пророчеств в зависимости от частных исследований касательно происхождения отдельных ветхозаветных писаний; а между общей историей канона и этими частными исследованиями есть много общих точек соприкосновения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Dagaev/...

Иерусалимская икона Божией Матери: история, поклонение История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября, 2019 История об удивительном чуде связанном с иконой в храме Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой Патриаршего подворья. 25 октября – день празднования Иерусалимской иконы Божией Матери, которая, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя неподалеку от Гефсиманского сада. Иерусалимская икона Божией Матери Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и евангелистом Лукой через пятнадцать лет после Вознесения Спасителя. Иерусалимская икона Божией Матери: как она появилась? В Россию Иерусалимский образ Божией Матери попал в год Крещения Руси в качестве подарка из Константинополя святому равноапостольному князю Владимиру, крестившемуся в городе Корсуни (нынешний Херсонес) и обвенчавшемуся там же с Анной, сестрой константинопольских императоров Василия и Константина. Дальнейшая история чудотворного образа связана с городами Киев, Новгород, Москва и – Париж, куда, по некоторым сведениям, святыня была увезена французами, захватившими в 1812 году Москву и разграбившими, осквернившими соборы, церкви Кремля. (Согласно другим сведениям, она хранится в Ватикане, но весомых доказательств как первой, так и второй версии нет). В Крестовоздвиженском Иерусалимском ставропигиальном женском монастыре, что в селе Лукино Домодедовского района Подмосковья, и в представительстве этой обители в столице – Патриаршем подворье храма Иерусалимской иконы Божией Матери за Покровской заставой – 25 октября отмечается престольный праздник. Однако не всем прихожанам известна в подробностях история святыни своего храма. А обе эти истории (что в сельском монастыре, что в московской церкви) полны драматических моментов, наглядно свидетельствующих о том, как Господь через людей выражает Свою волю : «Бог производит в вас и хотение, и действие по Своему благоволению» (Флп. 2, 13).

http://pravmir.ru/ierusalimskaya-ikona-b...

Скачать epub pdf Филосторгий, Сокращение «Церковной Истории» «История» Филосторгия была опубликована в 1642 году в Женеве Ж. Годфруа. В 1673 году увидело свет параллельное издание (с латинским переводом) с комментарием, подготовленное А.Валуа. Затем последовал еще ряд изданий, наиболее заметными из которых были издание У. Ридинга (1721), перепечатанное в 1748 году в Турине, и текст в Греческой серии Патрологии Ж.-П. Миня, т. 65, col. 459–624. Впоследствии фрагменты «Истории» (в сопровождении статьи и комментария) публиковались П. Баттифолем в Romische Quartalschrift, 1889, 3, S. 252–289; 1890, IV, S. 134–149; 1895, IX, S. 57–98. Последнее и наиболее авторитетное издание: Philostorgius. Kirchengeschichte. Mit dem Leben des Lucian von Antiochien und den Fragmenten eines arianischen Historiographen. Friedhelm Winkelmann (Hg.), (2-е изд. 1972, 3-е доп. 1981), выполненное на основе текста, подготовленного в начале века И. Бидецом (Bidez J. Philostorgius Kirchengeschichte: GCS21 (1913) 1–150). В 1676 году был опубликован первый французский перевод. Существует и английский перевод Э. Уолфорда (Лондон, 1855). На русском языке сочинение Филосторгия было опубликовано в 1854 г. в Санкт-Петербурге («Сокращение «Церковной истории» Филосторгия»). Переиздано в 1998 году под названием «Патриарх Фотий. История церкви Филосторгия» (М., «Посев»). При подготовке настоящего издания была осуществлена корректировка имеющегося русского перевода по тексту, опубликованному в: Patrologiae cursus completus. Series graeca. Т. 65, col. 459–624. [Пролегомена] История Филосторгия состоит из 12 книг, при этом начальные буквы каждой книги, соединенные последовательно в одно слово, дают имя автора (filostorgiov). Историю свою он начинает, по его же словам, ссорою Ария с Александром: она-то и стала, как утверждает Филосторгий, причиной ереси. События им прослеживаются вплоть до восшествия на престол Валентиниана, сына Плацидии и Констанция; и до убийства тирана Иоанна. В целом история сия есть похвальное слово еретикам, а в отношении православных она скорее поношение и клевета, нежели история. Из первой книги

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сретенский монастырь: история обители и святыни 20 августа, 2014 Содержание статьи Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю. История монастыря В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян. История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии. Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал… Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы. Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.

http://pravmir.ru/sretenskij-monastyr/

В.В. Акимов Приложение 1. Вопросы по истории Церкви в доникейский период ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ 1. Когда впервые появилось сочинение с названием «Церковная история»? Кто был его автором? 2. С каким греческим глаголом связано происхождение слова «история»? Каково значение этого глагола? 3. Где в Евангелиях встречается слово « Церковь », «экклесия»? 4. Что такое Церковь в догматическом понимании? Чем Церковь в догматическом понимании отличается от Церкви, которая является объектом исторического изучения? 5. Чем определяется святость Церкви? 6. Что является предметом изучения истории Церкви? Что относится к внешней и внутренней жизни Церкви? 7. С какими богословскими дисциплинами связана история Церкви? 8. Какие факторы определяют богословский характер истории Церкви? 9. Каковы особенности православного богословского подхода к изучению истории Церкви? 10. Этапы работы историка. 11. Для чего нужны вспомогательные исторические дисциплины? 12. Что это за дисциплины? 13. Возможна ли абсолютная объективность при реконструкции исторических событий? Почему? 14. Какие крайности может иметь конфессиональный субъективизм церковного историка? ИСТОЧНИКИ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ИСТОРИОГРАФИЯ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ЦЕРКВИ 1. На какие классы делятся монументальные источники? 2. Какие христианские памятники относят к разряду археологических? 3. Какие памятники относят к христианским письменным источникам? 4. В каком памятнике сохранилось самое первое описание мученичества известного исторического лица? 5. Какие обстоятельства способствовали процессу активного издания текстов древних церковных писателей? 6. Почему «Патрология» Ж. П. Миня пользуется популярностью и в настоящее время? В чем заключаются недостатки этого издания? 7. Кого считают «отцом» церковной истории»? Какие исторические сочинения принадлежат этому автору? 8. Какие греческие историки V века были его продолжателями? 9. Кто является основателем латинской церковной историографии? 10. Кто перевел «Церковную историю» Евсевия Кесарийского на латинский язык и дополнил ее рассказом о последующих событиях?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение в историю христианской православной церкви 1. Церковь и ее назначение Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных между собой православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Своим назначением она имеет: 1) сохранять и распространять между людьми дарованное ей Божественное Откровение; 2) сохранять и употреблять к освящению своих членов установленные таинства и другие священнодействия; 3) сохранять Богоучрежденное в ней управление и пользоваться им для руководства верующих к животу вечному. 2 . Предмет церковной истории История христианской Церкви имеет своим предметом изобразить судьбу и потом деятельность Церкви по отношению к главной цели ее назначения – освящению и спасению человеческого рода. Изображая судьбу церкви как общества, история должна показать, как это общество основалось, утвердилось и с тех пор существует доныне. При изображении же деятельности Церкви относительно главной цели ее назначения, история должна всегда иметь в виду: 1) как Церковь в различные времена и при различных обстоятельствах сохраняла полученной ею от И. Христа и Апостолов учение веры и уясняла его в сознании своих чад: 2) как она сохраняла и употребляла во благо людей Божественные таинства и вообще священнодействия и 3) как она сохраняла и пользовалась своим священноначалием для возведения своих членов к высшему нравственному совершенству. 3. Разделение церковной истории В истории церковной различают большей частью три главных периода: Во-первых, период основания и, по преимуществу, внешнего распространения Христовой Церкви, начиная от сошествия Св. Духа на Апостолов до победы христианства над язычеством в Римской Империи, при Константине великом (34–323). Во-вторых, период, по преимуществу, внутреннего устроения и утверждения Церкви Христовой и отпадения западной Церкви от союза с восточной (323–863). В-третьих, период постоянного сохранения и защищения всего древнего благоустройства Церкви вселенской Церковью Православной восточной и постепенного искажения этого благоустройства Церковью западной доныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

История христианства в России до равноапостольного князя Владимира, как введение в историю Русской Церкви Источник Предисловие Историю православной Церкви в нашем отечестве обыкновенно начинают с обращения к христианству великого князя Владимира, и начинают весьма справедливо. Церковь Русская действительно появилась не прежде, как со времен равноапостольного просветителя России: с этих только пор у нас начался ряд первосвятителей, без которых, в строгом смысле, нет и не может быть Церкви, ряд, непрерывно продолжающийся доныне; с этих только пор Церковь наша получила надлежащее внутреннее и внешнее благоустройство; с этих только пор она соделалась известною и во всеобщей истории как особая, определенная отрасль Церкви вселенской. Но столько же справедливо и то, что христианство существовало в России еще прежде великого князя Владимира, с самого основания Русского царства, хотя мы и не можем сказать, чтобы была уже тогда у нас постоянная высшая иерархия, а следовательно, была в строгом смысле и Русская Церковь. Не менее справедливо, что христианство существовало в пределах нынешней России даже до основания Русского царства, со времен самих святых апостолов, хотя и тогда не было у нас какой-либо одной определенной Церкви, а было несколько частных Церквей, или епархий, большею частию не имевших между собою никакой иерархической связи. Как же смотреть нам на все эти следы христианства в нашем отечестве до происхождения отечественной Церкви при равноапостольном просветителе России? Говорить о них в самом составе своем история Русской Церкви, без сомнения, не может, потому что история эта должна говорить только о Русской Церкви и начинаться с ее началом. Но и оставить без внимания означенные следы христианства также не может, потому что они имеют ближайшее отношение к Русской Церкви. Отношение к ней тех начатков христианства, какие появились в нашем отечестве со времени основания его до равноапостольного Владимира, очевидно: это было христианство в царстве Русском, в народе русском и имело непосредственное влияние на обращение к святой вере великого князя Владимира со многими из его подданных, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Древней Церкви, 3 «Лекции по истории Древней Церкви, третий том. История церкви в период Вселенских соборов» Василия Болотова, великого православного историка, умевшего совмещать научную объективность, верность Преданию и философский дар. В истории Болотов усматривал «голос церкви, рассеянный не только в пространстве, но и во времени,- голос ничем не заменимый, который всегда и повсюду составлял предмет веры для всех». Болотовские «Лекции по истории Древней Церкви» — блестящий труд, классика церковной историографии, возможно лучший по своей теме (хотя прошел уже век после их чтения). «Лекции по истории Древней Церкви. История церкви в период Вселенских соборов» посвящены истории Древней Церкви в период Вселенских Соборов. Разбираются такие аспекты как: Церковь и государство; церковный строй. Лекции по истории Древней Церкви. Том III История церкви в период Вселенских соборов Общий характер этого периода  С началом этого периода мы вступаем в строй церковной жизни в общем весьма близкий к тому, какой существует и доселе. Сфера действия, бытовая сторона церковной жизни предшествующего периода, в своих подробностях для нас не совсем представимы: церковь мучеников, общество гонимое, отрицаемое, юридически непризнанное и тем не менее живущее такой жизнью, которая предполагает значительную публичность обнаружений, — представляет явление слишком своеобразное, экстраординарное. Интерес, который возбуждает последующая церковная история, — другого рода — не столько эстетический, сколько практически положительный. Церковная жизнь в настоящем периоде принимает характер нормальный, легче укладывается в выработанные обьщенным опытом формы представления. Этот период посредствует — не хронологически только — между позднейшей церковной историей и ее самым древним периодом. Необыкновенно энергичная церковная жизнь живо напоминает предшествующий период; но она развивается при таких внешних отношениях, которые общи настоящему периоду с последующими. Это сочетание новых форм и древнего содержания и силы сказалось вескими последствиями почти на всех пунктах церковной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010