«В те дни». Если бы у нас было только одно Евангелие Матфея, то, читая его, мы подумали бы, что выражение «в те дни» относится к словам евангелиста о поселении Иосифа в Назарете. А так как это было во время детства Спасителя, то мы стали бы относить и явление Иоанна народу ко времени Его детства. Правда, это первое впечатление, которое получается при чтении Евангелия, вскоре было бы поправлено, потому что в связи с крещением народа Иоанном говорится о крещении Самого Иисуса Христа (стих 13 и сл.) и о последующем искушении Его ( Мф.4 ). В обоих этих событиях Христос представляется уже взрослым мужем. Почему, переходя к изложению событий крещения Иоанна, евангелист не начал этого раздела как-нибудь иначе? Почему он не сказал, например, вместо «в те дни» – в те годы? Почему он не сказал прямо: когда Иисусу исполнилось или исполнялось тридцать лет? Чтобы устранить эту трудность, сравнивают выражение «в те дни» с еврейским «бэйямим гагем», которое имеет то же значение и также употребляется для обозначения неопределенного времени. Например, Исх.2:11 (по буквальному переводу): «и было в те дни, и велик Моисей» и т.д. (в русском переводе – «спустя много времени» и проч.; см. также Исх.2:23 ; Ис.38:1 ). У евангелистов Марка ( Мк.1:9 ) и Луки ( Лк.2:1 ) буквально то же выражение, с той только разницей, что, относясь к недавним событиям, оно поставлено с артиклем ( ν κεναις τας μραις – Марк; ν τας μραις κεναις – Лука; ср. Бласс, Gram., S. 145, 147). Отсюда, во всяком случае, можно вывести, что если бы Матфей хотел означить здесь время детства Спасителя, то употребил бы артикль перед словом «дни». Поэтому выражение Матфея считается неопределенным, общим, употребленным не столько для точного обозначения времени событий, сколько для перехода к рассказу о новых событиях. Матфей часто употребляет еще слово «тогда» – не для обозначения времени, а просто для связи с предыдущим повествованием ( Мф.3:13, 4:1, 9:14, 11:20 и др.). Больше всего соответствуют этому наши славянские выражения «во дни оны» или «во время оно». В слове «те» ( κενος, от κε – «там», значит собственно «тамошний», или, в приложении ко времени – «тогдашний») можно усматривать простое противоположение тогдашнего времени – времени писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ви?дение Духовных ви?дений, как полагаю, восемь. И семь из них – нынешнего века, а восьмое есть делание будущего века... Первое есть познание скорбей и искушений этой жизни... и сетование о всем, что естество человеческое потерпело чрез грех . Второе – познание своих согрешений и благодеяний Божиих... Третье – познание ужасного, бывающего перед смертью и после смерти... Четвертое – уразумение жизни в этом мире Господа нашего Иисуса Христа и учеников Его и прочих святых, мучеников и преподобных отцов, дел их и слов. Пятое – познание естества и изменения вещей... Шестое – ви?дение существующего, т. е. познание и уразумение чувственных созданий Божиих. Седьмое – уразумение мысленных созданий Божиих. Восьмое – познание о Боге, называемое богословием. Из этих восьми ви?дений три первые приличны проходящему деятельную добродетель, дабы он успел многими и горькими слезами очистить душу свою от всех страстей и получить от Бога, по благодати, и прочие (ви?дения); пять же – перешедшему к ви?дению, т. е. получившему познание (духовное), за доброе хранение и всегдашнее исполнение телесных и нравственных, т. е. душевных деланий; чрез что и сподобляется их ощущения явно и мысленно. От первого получает делатель начало познания, и по мере того, как он после этого старается о делании и поучается в данных ему разумениях, преуспевая в них, пока не придет в навык их, – само собою является в уме его иное познание, и подобно сему и прочие (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 60–62). Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 105). Молись в сокрушении духа Господу, чтобы Он открыл тебе очи видеть чудеса, сокровенные в законе Его, который – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 108). Источник. Зрение грехов, зрение того падения, в котором находится весь род человеческий, есть особенный дар Божий. Испроси себе этот дар, и понятнее будет для тебя книга Небесного Врача – Евангелие (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 109). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Второе послание Апостола Петра Время и место написания послания О времени и месте написания второго послания Апостола Петра имеются следующие данные. «Знаю, что скоро должен я оставить храмину мою, как Господь наш Иисус Христос открыл мне», – пишет Св. Апостол во втором своем послании ( 2Пет. 1:14 ). Значит, это послание было отправлено незадолго до его смерти, случившейся по преданию в 67-м году христианской эры. И как первое послание Ап. Петра относится ко времени между 63-м и 64-м годами, то второе следует относить ко времени около 66-го года. А так как последние годы своей жизни Св. Ап. Петр, по древнему церковному преданию, провел в Риме, где и скончался мученически вместе с Ап. Павлом; то, конечно, из Рима же он и написал свое второе послание. Поскольку же в нем он ничего не говорит еще о своем темничном заключении, то, вероятно, послание им написано несколько ранее своих уз. Отношение 2-го послания Петрова к 1-му и к посланию Апостола Иуды «Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл» – так пишет Св. Ап. Петр во втором своем послании ( 2Пет. 3:1 ), и этим дает понять как то, что оно назначалось тем же читателям, что и первое послание, так и то, что оба они имели одну и ту же цель – возбуждение чистого смысла христиан малоазийских, т. е. их ума и совести к духовному трезвению или, как выражается сам Апостол, к непрестанному памятованию проповеданных им словес Христовых, а также глаголов пророческих и апостольских ( 2Пет. 3:2 ). Таким образом второе его послание, по отношению к первому, есть как бы повторительное подтверждение первых его наставлений, имевшее особенным поводом своим близкую кончину Апостола и полученные им откровения о грядущих опасностях и испытаниях церкви Божией и о вторжении в ограду ее волков лютых, в лице лжепророков и безнравственных лжеучителей. Справедливо называть второе послание Апостола Петра предсмертным его завещанием, в котором он, с одной стороны – приводит на память духовным чадам свои прежние наставления, а с другой – предупреждает о грядущих опасностях и искушениях, возбуждая их к мужеству и осторожности и воспламеняя веру во Христа Иисуса.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 12 Евр.12:1 . Посему и мы, кои такое... имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей... бремени нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, кои приведут к совершенству весьма многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, – сложим с себя все, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, – и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу, (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола. Евр.12:2 . Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры,.. Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей: то есть тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне ( Мф.4:1 ), и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поскольку радость имел о нас и претерпел муки креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную престола Божия. Евр.12:3 . Итак, пораз мыслите о Том, Кто ради Своей любви к нам столько претерпел от грешников, – не от тех, коим Сам Он был противником, но от тех, кои по неверию своему стали противниками для душ своих (себе самим), – чтобы вам не изнемочь в скорбях ваших и не ослабеть душами вашими во время искушений ваших. Ибо, хотя вы доселе и имели преследования, однако «еще не» подверглись убиению, – и хотя вы противоборствовали в меньшем подвиге, однако доселе вы Евр.12:4 . еще не до подвига крови... против греха... подвизались. Это сказал он потому, что они были преданы миру и закону, обрезывались и продолжали еще исполнять предписания закона. Приводит им притчу в пример из Премудрости Соломоновой, говоря: Евр.12:5–6 . Сын мой! не пренебрегай научения Господня и не унывай,.. ибо... кого любит... Господь, и наказывает ( Притч.3:11–12 ). Итак, когда вы подвергаетесь наказанию, Евр.12:7 . терпите, поскольку как сынов

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

Декабрь 1 декабря Благодарю Господа, удостоившего меня совершить Божественную всемирную литургию и премирную жертву, примиряющую нас с Богом и соединяющую с Ним: благодарю за причастие пренебесных Таин. Суббота. Преблагословенная Матерь Божия скорбела скорбями величайшими, да Сама, искушена бывши, может и искушаемым всегда помогать. И Она, Пребыстрая Заступница всех скорбящих, как и Сам Единородный Сын, пострадав, искушен быв, быстро и державно помогает всем страдающим за Него и искушаемым. В церковном богослужении представляется всем молящимся зрелище Божественной любви и благости, премудрости, всемогущества, правды, святыни, долготерпения, бесконечного снисхождения и истощания Божественного. В театре, в драмах – зрелище страстей человеческих и их соотношений, столкновений; весь интерес драмы не идет далее земного блаженства – разбогатения, женитьбы на любимой особе или же какого-нибудь трагического конца. Проникнул ли нас дух Христов? А это нам всего необходимее, ибо от этого зависит наше будущая судьба за гробом. Истлит тебя собственное зло. Потому берегись зла как ужаснейшего смертельного яда и жалей глубоко тех людей, которые подвержены злобе и гневу, а не отвечай им злом на зло, обидой на обиду. Если они не раскаются, не исправятся и станут продолжать к тебе питать вражду, то их истлит собственная злоба или гнев, как и тебя, если ты будешь питать в себе злобу. Это же разумей и о прочих страстях. Подверженный страсти человек, хотя бы, по-видимому, он был благополучен, есть несчастный человек. Чрез Святейший Синод от Самого Господа исходит священие (sanctiv) на всю Россию: чрез избрание, наречение и посвящение епископов и чрез посвящение епископами священнослужителей и церковнослужителей священнодействуются все службы и Таинства церковные, совершается духовное управление верующими как членами духовного благодатного Царства Христова. (Благословено Царство Отца и Сына и Святого Духа...) О христолюбивом воинстве Церковь молится как о защитниках Государства, Веры, Церкви, престола. Но и все христиане православные суть духовные воины Христовы, непрестанно воюющие против греха, соблазнов мира, против диавола; Церковь Христова на земле есть Церковь воинствующая. Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа [ 2Тим. 2, 3 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Жители Римской Империи были искушены в философии, и христианство было посеяно на не совсем доброй почве. Не так сложно было вчерашним язычникам отвергнуть ложных богов, вера в которых уже изжила себя. Им было трудно признать Три Лица в Едином Боге. Не в том был соблазн для них, что Бог Един, а в том, что Он Един в Трех, и Три в Одном. Арианство было логичнее: Бог Отец – Единый Бог, а Сын и Дух – сотворены Им и Сын назван Сыном по благодати, но не по природе. 16 июня. ПРАВМИР. Церковь чтит память  святых отцов Первого Вселенского Собора. Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова. С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени. Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов. Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него Удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.

http://pravmir.ru/pamyat-svyatyx-otcev-p...

К матери, лишившейся сына Так в издании 1860 г (II, 169−177) озаглавлено перепечатываемое оттуда письмо. Всякая душа христианская, слышащая о скорби твоей, должна восприять участие в ней состраданием к желанном тебе утешений Божьих, дабы горесть, которую испить определено тебе непостижимою в премудрости, и вечною в благости волею Божиею, была растворена благодатью Духа Святого и радостью мира Христова, дабы чаша сия открылась и явилась в сознании твоем чашею спасения, дабы слезы твои, раба Господня, соединились со слезами Спасителя твоего, соединившимися с каплями пота кровавого в Гефсиманском саду, где всесвятая душа Его, в смертельной скорби за наши грехи, проливала сию молитву к Богу Отцу: «Отче мой! все возможно Тебе, мимо неси от Меня чашу сию, однако не как Я хочу, но как Ты» ( Мр.14:36 ). И дабы как Христос, несмотря на отвращение человеческого существа, ужасавшегося от предстоящих страданий о смерти, претерпел крест, и воссел одесную престола Божия ( Евр.12:2 ), пострадал за нас, подавая нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет.2:21 ), так и мы, вкупе со всеми ученицами Иисуса Христа и чадами Божьими, борющимися с разнообразными искушениями в сей кратковременной жизни, дарованной нам для благочинного приготовления к вечному блаженству царства небесного, всякий день с благовейнейшею покорностью, и с детскою верою и преданностью принимали святую чашу свою от руки всеобщего нашего Отца и Врача небесного, восклицая с Пророком: «Чашу спасения прииму и имя Господне призову» ( Пс.115:4 ), и с Апостолом: «Нынешние временные страдания ничто не стоят в сравнении с тою хвалою, которая откроется в нас» ( Рим.8:18 ), и паки: «Мгновенное легкое страдание наше производит для нас в величайшем преизбытке вечную славу, тогда как мы не имеем целью видимого, но невидимое; ибо видимое временно, а невидимое вечно» (Кор.4:17−18). Тогда как все христианские души, до которых известие о преставлении сына твоего достигает, святою во Христе Иисусе любовью возбуждаемые к тому, чтоб радоваться с радующимися, и плакать с плачущими ( Рим.12:15 ), без сомнения, воссылают усердные молитвы к Богу и о душе новопреставленной, и о матери, ею оставленной.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Ключ от царства небесного. Поучение о молитве Господней Поучение 1-е. О происхождении и употреблении молитвы Господней, во все времена христианской церкви Господи, научи ны молитися. Так просили Господа ученики Его, чтобы Он научил их молиться! И Господь дал им молитву, когда сказал: егда молитеся, глаголите: Отче наш , иже на небесех и проч. ( Лк.11:1 ). В другой раз, Господь, вопреки ошибочному мнению некоторых, яко во многоглаголании своем услышани будут, дал наставление, как должно молиться Богу благоугодно, кратко и успешно. В известной нагорной беседе Он, к бесчисленному собранию окружавшего Его народа, воззвал снова: Сице убо молитеся вы: Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь: и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть царство, и сила, и слава во веки, аминь. ( Мф.6:9–13 ). Итак, мы знаем из Евангелия, что святая молитва Господня: Отче наш дважды произнесена была устами Самого Господа нашего Иисуса Христа. После сего было бы излишне говорить о том, в каком употреблении молитва сия была и долженствовала быть у апостолов, когда они, по собственному их прошению, приняли оную от Самого Господа. Не обинуяся можно сказать, что св. апостолы непрестанно молились сею молитвою, и других научали молиться именно сею молитвою. Потому, без всякого сомнения, она была главнейшею и всегдашнею молитвою и во всей первенствующей церкви Христовой. Это особенно ясно видно из того, что все первенствующие христиане, кроме примера и наставления апостолов, сами слышали на горе блаженства как молитву, так и наставление о сей молитве из уст Самого Господа, и потому несомненно возглашали ее не только дома, но даже на общественном торжественном Богослужении, как об этом свидетельствует Божественная литургия св. ап. Иакова, брата Господня и первого епископа Иерусалимского. Во 2 веке, молитву Господню называли «молитвою, которой научены мы от Самого Господа; на которой должны основываться, и которою должны запечатлеваться все другие наши молитвы», – называли «сущностию всего Евангелия, и – сокращением всего учения Христова». ( Тертуллиан ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Комментарии Женевской Библии на Откровение Иоанна Введение Автор Автор этой книги называет себя Иоанном (1,1.4.9; 22,8). Он был хорошо известен церквам в Малой Азии (1,9; см. Время и обстоятельства написания). Иустин Мученик , Ириней Лионский и другие церковные авторитеты II в. по Р.Х. считали автором ее апостола Иоанна Богослова. Однако в III в. епископ Дионисий Александрийский , сравнив стиль и тематику книги Откровение с Евангелием от Иоанна, пришел к заключению, что эти книги, возможно, принадлежат разным авторам. И все же, наиболее вероятно, что автором книги Откровение является апостол Иоанн. При этом в самой книге подчеркивается, что все, что сообщается в ней, изначально исходит от Иисуса Христа и от Бога Отца (1,1.10.11; 22,16.20). Откровение, таким образом, обладает полнотой Божественного авторитета (22,18.19). Время и обстоятельства написания Книга Откровение была написана в период гонения, вероятно, в конце правления римского императора Нерон (54–58 гг. по Р.Х.) или во времена царствования Домициана. Большинство ученых склоняются к дате ее написания около 95 г. по Р.Х. Откровение обращено к семи церквам в Малой Азии (1,4.11), в той ее области, которая в настоящее время является частью Западной Турции. Каждой церкви адресованы слова укоризны и ободрения в соответствии с ее состоянием (2,1 3,22). На некоторых христиан обрушились преследования (1,9; 2,9.13); однако следует ожидать еще худшего (2,10; 13,7–10), римские власти попытаются принудить христиан воздавать императору божественные почести. Еретические учения склоняли христиан к компромиссу с языческим окружением (2,2.4.14.15.20–24; 3,1.2.15.17). Откровение утешает христиан тем, что Христос знает, в каких условиях они находятся, и призывает их твердо противостоять всем искушениям. Победа обеспечена им кровью Агнца (5,9.10; 12,11). Христос не замедлит прийти; Он победит дьявола и всех его пособников (19,11 20,10); народ Божий будет наслаждаться вечным покоем пред лицом Господа (7,15–17; 21,3.4). Трудности истолкования

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? ( 2Кор. 11:29 ) Не напрасно святая Церковь , ублажая всехвальных Апостолов, поет: чтем болезни и труды ваша. Какое неисчислимое множество болезней и трудов представляет нам ныне чтенное краткое воспоминание св. Апостола Павла о своем служении благовествованию Христову! Изнурения, бдения, алчба и жажда, стужа и нагота, отовсюду опасности и беды, кораблекрушения, раны, темницы и многократные приражения смерти – вот печати его апостольского подвига. Но этого не довольно: «еще тягостнее, – как замечает св. Златоуст 1 , – были для него внутренние борения и одна за другою приливавшиеся волны забот о братиях. Каждый, даже самый уничиженнейший из них, был для него как ближайший родной, от которого ничто не могло его отторгнуть, о каждом он болел, как мать, находящаяся в муках рождения. Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся? Слова эти показывают, что он так сокрушался об изнемогающих, как бы сам одержим был их болезнью; так страдал вместе с соблазняющимися, как бы палим был и горел». Вот образец истинной сострадательности для пастырей духовных, для родителей христианских и для всех, радеющих о спасении ближних! Взирая на такой высокий образец, размыслим, благочестивые слушатели, откуда истекает и чем подкрепляется в душе истинного ученика Христова чувство сострадания к немощным и впадающим в грехи собратьям. Источник всякого святого чувствования в сердце христианина есть Божественное сердце Спасителя нашего: так и источник христианского сострадания к одержимым болезнями душевными есть неизреченно милосердное сострадание Господа Иисуса Христа ко всем грешникам. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха ( Евр. 4:15 ). Сколь глубоко грешный человек пал, столь глубоко многомилостивый Господь преклонился к падшему, чтобы его восставить. Какие только унижения, лишения и скорби навлек на себя и приготовил себе человек, отступивший от Бога, все оные милосердующий Господь восприял на Себя, соединив с Божественным естеством Своим, не могущим страдать, естество человеческое. Он не только изведал на Себе все наши немощи и скорби, но и вкусил за нас самую смерть; не только претерпел за нас жесточайшие мучения телесные, но и испытал, по человеческому естеству Своему, ужаснейшее страдание душевное, то есть чувство оставления от Бога. Так велика любовь Его, так беспредельно Его сострадание к грешникам!

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Golubins...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010