Июль 1. Святые мученики Косма я Дамиан В лечения действует сила Христова При исцелении больных, св. Косма и Дамиан говорили: «мы только руки на вас возлагаем, но силою нашею ничего не можем сделать; а все производит всемогущая сила Христа, единого истинного Бога». Зависть губит и святых Один врач, по зависти, коварно завлек святых, безмездных врачей на одну гору, под предлогом, собирания врачебных трав; там он устроил так, что они разошлись в разные места, и побил их по одиночке камнями. Препод. Петр, бывший патрикий Помощь от святого апостола Иоанна Препод. Петр, находясь в оковах и в темнице, по случаю плена в Болгарии, прилежно молился Богу; – явился к нему ночью евангелист Иоанн Богослов и, разрешив его от оков, довел до Рима. Св. муч. Потит отрок Предупреждение в искушении Отрок Потит был заперт в темнице отцом идолопоклонником; по молитве явился к нему ангел и сказал: «будет по твоему прошению: Бог, Которому ты всем сердцем предался, всегда с тобою, и о чем Его ни попросишь – получишь; знай же, что губитель душ человеческих диавол вооружился против тебя. Надобно и тебе взять все оружии Божии, чтобы ты мог противустоять козням его». Сила слова поучающего Отец св. Потита Гилас, послушав учение отрока сына своего, сказал: «теперь я узнал, что истинный Бог есть христианский; если бы не была в отроке Божественная сила, то он не мог бы от сердца произносить слова эти». Условие исцеления: вера и крещение В городе Валерии жена одного сенатора была больна проказою; из ее дома случайно вышел евнух – и на вопрос св. Потита о воде – спросил: «не может ли он исцелить проказу его госпожи»? Он отвечал: «где будет вера, там будет и исцеление; ибо Владыка мой Иисус Христос по вере дает всякому просящему у Него. Госпожа твоя, если будет веровать в Иисуса Христа, получит исцеление». Потом он ее крестил и она стала здорова от проказы. Отвердение тела Когда царь велел рассечь мученика мечами на мелкие части, чудесною силою Божиею плоть его сделалась крепка, как железо или твердый камень, так что мечи не могли нисколько вредить ему, а сами мучители друг друга изрубили. Просьба о муках

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Не терпит Бог людской гордыни. Не с теми Он, кто говорит: " Мы - соль земли, мы - столб святыни, Мы - Божий меч, мы - Божий щит " . Не с теми Он, кто звуки слова Лепечет рабским языком И мертвенный сосуд живого Душою мертв и спит умом. Но с теми Бог, в ком Божья сила, Животворящая струя Живую силу пробудила Во всех изгибах бытия. Но с тем, кто гордости лукавой В слова смиренья не рядил. Людскою не хвалился славой, Себя кумиром не творил. Он с тем, кто духа и свободы Ему возносит фимиам: Он с тем, кто все зовет народы В духовный Мир, в Господень Храм. Но с теми Бог, в ком Божья сила! Дивен Промысел Божий, чудно раскрывающийся в двухтысячелетней жизни Святой Православной Церкви. Пройден большой исторический путь, путь тяжких и суровых испытаний, когда гнет и гонения со стороны врагов Христа и противников истинной веры достигали такой силы, что, казалось, не устоит Церковь Православная, но верно исполняются слова Основателя и Главы Церкви, Господа Иисуса Христа, о том, что и врата ада не одолеют ее. Незыблемо стоит и наша Святая Русская Православная Церковь, ревностно сохраняя чистоту догматов и святоотеческого учения, невзирая на многократно усиливающийся натиск внешних и внутренних врагов истины Христовой, лжепастырей и лжехристиан, распространяющих по России тлетворные семена лжеучений. Но покров Пресвятой Богородицы простирается еще над Русью, сильна еще молитва новомучеников и исповедников Российских и всех святых Божиих земли нашей. Они сияют, как звезды, и освещают путь к Богу православному народу. По милости Божией есть еще в нашей стране истинные пастыри, способные научить вере и истине, наставляющие свою паству идти путем послушания Церкви и отцам духовным, путем покаяния, милосердия, любви к ближним и своей Отчизне. К ним, старцам Божиим, неиссякаемым потоком стекаются все, нуждающиеся в совете и духовной помощи. Каждый здесь получает духовную и молитвенную поддержку, укрепляется в вере, научается противостоять искушениям и со смирением претерпевать все ниспосылаемые нам по грехам нашим скорби.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/127/...

Покаяние Так о.Иоанн всех зовет к надежде на Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего. Но не безусловно. А при условии, по крайней мере, наличия покаяния. «Говорят: Бог милосерд! Он помилует нас! – Конечно, у Бога бесконечно много милости. Но если Бог бесконечно милостив к нам и щедр, то зачем же мы произвольно Его оскорбляем своими беззакониями? Чем больше мы облагодетельствованы от Него, тем больше должны любить Его, быть благодарными Его святым заповедям. Где же эта любовь, эта благодарность, это послушание?» – В ответ на это мы теперь, после пришествия на землю воплотившегося Сына Божия, должны бы проявить себя в добродетелях, в добрых делах; но таковыми оказываются лишь немногие, святые люди. Мы не таковы. Мы чрезвычайно далеко отстоим от них своими делами. Мы все равно остаемся грешниками. Что же делать нам? «Кто знает, как трудно, без особенной Благости Божией, обратиться грешнику с любимого им пути греха на путь добродетели! Как глубоко грех пускает в сердце грешника и во всем существе его корни свои... Потому мы видим, что грешники весьма часто и не думают о своем обращении и не считают себя великими грешниками. Если бы не благодать Божия, кто бы из грешников обратился к Богу?!» Если «моя ежедневная величайшая беда – грехи, язвящие и гложущие мое сердце», – говорит против себя сам о.Иоанн, – то следовательно, и ему не до конца помогал как будто «против этой беды ежедневной же величайший Избавитель и Спаситель Иисус Христос»? Нет, такие моменты у него были не редкостью, и скоро уныние исчезало: «Он – Христос –мне ежедневно благотворит невидимо, благостию». «Надо надеяться на Господа при всех искушениях, при всех безотрадных состояниях души: избавит Господь!» «Я немощь, нищета; Бог – сила моя! Это убеждение есть высокая мудрость моя, делающая меня блаженным». Как же так? Причина простая. Отец Иоанн прибегал к покаянию. К этому же покаянию он звал и других: если не можешь делать добрые дела; если даже бессилен в молитве своей и надежде на Христа Бога, то прибегай к Нему же в покаянии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Сергиев Посад, 8 октября 2004 г. Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви Возлюбленные о Господе всечестные пастыри и диаконы, боголюбивые иноки и инокини и все верные чада церковные! Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве, в Храме Христа Спасителя, и в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре с 3 по 8 октября 2004 года, обращается ко всей Полноте нашей Церкви со словами апостольского приветствия: " Благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего " (2 Пет. 1. 2). Благоволением Божиим Собор завершил свои труды, и ныне мы возносим ко Господу молитвы о даровании сил ко исполнению соборных определений. Призываем пастырей - соработников наших на ниве Христовой, а вместе с ними и всех боголюбивых православных христиан к дальнейшим трудам. Вместе с апостолом  взываем: " Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды " (1 Кор. 16. 13). В прошлом остались тяжелые годы тоталитарного атеизма, воздвигавшего прямые, откровенные гонения на веру Христову. Испытание насилием сменилось искушением свободой, и мы с горечью замечаем: общество его не выдерживает. Сегодня у нас и новые недруги - более коварные, скрытные и изощренные, но не менее опасные, чем атеизм. Это культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий, зачастую связанных с нравственной распущенностью. Это уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, " виртуальной " реальности, азартных и " интеллектуальных " игр. Это межнациональные, социальные, политические и даже внутрицерковные распри, в которых истощаются духовные силы народа. Особенную тревогу вызывает у нас распространение секуляризма в современном обществе, желающем строить жизнь без Бога. Мерилом всего объявлен человек, который, будучи сотворен по образу и подобию Божию, изначально имел высочайшее достоинство, но был поврежден грехом.

http://pravoslavie.ru/11379.html

протоиерей Александр Шаргунов Скачать epub pdf Седмица 5-я по Пятидесятнице Понедельник Мф, 45 зач., 12, 9–13 И, отойдя оттуда, вошел Иисус в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку. И спросили Иисуса, чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы? Он же сказал им: кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак, можно в субботы делать добро. Тогда говорит человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала она здорова, как другая. «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их». Это произошло после того как Христос заградил уста фарисеев, обличавших Его учеников за то, что они в субботний день срывали колосья среди засеянных полей и ели их. Он вошел в синагогу их, синагогу фарисеев, в которой они начальствовали и в которую Он шел, когда они затеяли этот скандал с Ним. Мы должны остерегаться, чтобы какие-то искушения могли воспрепятствовать нашему служению. Тем более недопустимо – из-за конфликтов с кем бы то ни было, даже если мы правы в них, – перестать ходить в храм Божий. Знает сатана, как многого он может добиться в разрушении Церкви через сеяние раздоров между верующими по самым незначительным поводам. Фарисеи совершали работу вражию, напав на срывавших колосья, но Господь посрамил их лицемерие. Однако и в синагоге лицемерные учители Закона продолжают зорко следить за каждым шагом Христа. «Там был человек, имеющий сухую руку». Этот несчастный человек пришел в дом молитвы. Кто лишен возможности трудиться для мира, должен больше, чем другие трудиться для своей души. Таковыми являются прежде всего престарелые и больные. Фарисеи хотят продолжить спор со Христом, начатый в поле, и с презрением спрашивают Его, показывая на сухорукого: «Можно ли исцелять в субботы?» Мы не слышим, чтобы этот человек обратился ко Господу с просьбой об исцелении. Но они заметили, что Христос остановил Свой взгляд на нем, и знали, как часто Христа находили те, кто не искал Его. И потому, изнемогая от зла, заранее ждали Его добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Разделы портала «Азбука веры» На вопросы отвечают священнослужители и миряне Протоиерей Андрей Лобашинский, благочинный Малоярославецкого округа – Отец Андрей, как человеку в нашем суетном мире приобрести «мир и духовную тишину в сердце»? – Ответить на этот вопрос, значит, попытаться в нескольких словах передать весь опыт духоносцев Православной Церкви… Все, наверное, помнят призыв батюшки преподобного Серафима Саровского к необходимости стяжания мирного духа, речь идет о стяжании Святого Духа, что собственно и является целью сознательной христианской жизни… Однако этой цели добиваются единицы, потому что, если Евангелие Господа нашего Иисуса Христа не становится «единым на потребу», т.е. уникальным Откровением о мире и человеке и единственным руководящим принципом жизни верующего человека, его главной заботой, болью и любовью, то и вся его жизнь по-прежнему принадлежит только ему самому, а не Его Создателю, Спасителю и Промыслителю, и человек остается в том же замкнутом, порочном кругу земной жизни – умирания. Поэтому мирный дух в сердце христианина – это итог и результат жизни во Христе и ради Христа, как и свидетельствует св. апостол Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» ( Гал. 2:20-21 ) Для нас зачастую дело представляется таким образом, что эти слова апостола никаким образом не касаются нашей христианской жизни, а ведь это совершенно не так, ведь тот же апостол сказал: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.14:16 ). Мир и тишина в сердце рождаются после бурь и тревог, сомнений и искушений, тягот страдного и крестного пути христианина, когда он спокойно и непоколебимо чувствует присутствие Сына Божия в своем сердце, дающего мир Божий, превосходящий всякую тревогу и сомнение. За это стоит бороться… – Что такое православная духовность? – Вообще-то на эту тему написаны целые библиотеки книг… И ответить на этот вопрос можно весьма разным способом, в зависимости от того, какое содержание мы будем вкладывать в этот термин. Можно рассуждать о православной духовности, как о соборном духовном опыте святых отцов Православной Церкви, и тогда это станет темой целой книги, можно также говорить о некоторой методологии православной аскетики, которая присуща духовным наставлениям преподобных отцов, уместно будет при этом остановиться на внешних устойчивых приметах, заметных в духовном облике святых Православия – и в каждом случае, говорить или писать на любую из этих тем будет сложно, потому что право говорить об этом достойно, означает обладание духовным правом на такое свидетельство. Поэтому заранее хочу сказать, что мои заметки носят характер наблюдений и размышлений над прочитанным…

http://azbyka.ru/chto-takoe-pravoslavnay...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 36. О пророках и Промысле Божием. В субботу 1й седмицы Великого поста (по Апостольскому чтению) Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. ( Евр.1:1-2 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами слышали в Апостольском чтении (см. Евр.1:1-12 ), как первоверховный апостол Павел увещевал христиан Палестины не оставлять веры в Господа Иисуса Христа, показывая Его превосходство и славу не только над всеми людьми, но даже над Небесными Силами. Среди евреев, исповедующих Христа, к моменту написания данного послания укрепилось стремление объединить христианские догматы с иудейскими или же, наоборот, вовсе отвергнуть Ветхий Завет как устаревший и не имеющий больше никакого значения. Это были опасные тенденции, следование которым могло привести к краху души, к стойкому безверию. Естественно, апостол не мог допустить, чтобы христианская община, которая, по Божией милости, образовалась в Палестине, шла по ложному пути. Зная, как иудеи трепетно относятся к древним пророчествам, апостол Павел говорит о том, что Отец Небесный обращается теперь к людям не через пророков, а непосредственно через Своего Божественного Сына, Которого послал на землю для искупления грехов рода человеческого: Бог многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Иисус Христос – Наследник всего мира. Нет ничего на свете, что было бы не подвластно Господу. И потому Он не сравнится ни с одним, самым знаменитым пророком! Через Господа и Спаса нашего даны людям благодатные средства спасения от беззаконий и духовной смерти. Сын Божий открыл дорогу к Небесному Отцу, вернул человечеству столь долгожданное теснейшее Богообщение, вывел людей из рабства греху. Ведь до искупления на кресте, отягченные печатью первородного греха, люди очень легко впадали в искушения, поддавались страстям и порокам, потому что были ближе не к Богу, а к врагу рода человеческого. И только Сын Божий, Распятый и принявший смерть на кресте за каждого из нас, смог победить грех, вырвать жало смерти и освободить людей от сетей диавольских.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Филадельфия – город в древней Лидии, основанный за два с половиною века пред Рождеством Христовым царем пергамским Атталом Филадельфом. Христианская вера насаждена там св. апостолом Павлом, который поставил сюда и первого епископа, Лукия; по смерти сего, св. апостол Иоанн Богослов посвятил Димитрия 1 . К нему-то, может быть, обращены слова Господа Иисуса Христа в Откровении: знаю твои дела; вот, Я отворил пред тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Поскольку ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле. Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего (Ап. 3:7–12). Из дальнейших иерархов филадельфийских особенную известность в церковной и гражданской истории приобрел Феолепт митрополит, процветавший в исходе XIII и начале XIV столетия. Его подвижническая жизнь, твердость к православию, любовь к отечеству и другие истинно христианские добродетели стяжали ему уважение от современников и поставили его в ряду тех пастырей Церкви, которых память драгоценна для потомства. О родителях его и первоначальном воспитании не дошло до нас известий; знаем только 2 , что он был уроженец Никеи, и в 1277-м году, когда император Михаил Палеолог воздвиг открытое гонение на противников унии с римским престолом, велел конфисковать имения их и дома продавать с публичного торгу, когда такое распоряжение коснулось и Никеи,– Феолепту «шел двадцать пятый год возраста, служил он у олтаря в сане диакона и имел супругу, красивую видом, прекрасную нравом. И вот тогда, лишившись дома и всего, что при доме, изгоняется он от родных мест в места безлюдные и необитаемые, не имея с собою ничего, кроме верхнего платья, сделанного из грубой волны и волос, не находя там ни крова, ни хлеба, ни иного чего в пищу и утоления голода, а питаясь в продолжении двадцати двух дней, и то в умеренном количестве, вареными бобами, которые давал ему некто Христа ради». Место, куда он укрылся от гонителей, были пустыни Афонской горы, по свидетельству «Добротолюбия» 3 , тут встретился он и с другими отшельниками, долго боролся с искусительными воспоминаниями о прежней жизни и оставленной им жене, и наконец, вручил себя одному подвижнику, под руководством которого проходил правила духовного подвижничества. «От него же научается он жизни по Богу, деятельности и вместе созерцанию, и трезвению ума. Под руководством его он упорядочил всякое чувство и подчинил его уму, и таким образом с постоянным и целостным усердием, тщанием и вниманием, при помощи Божией, он ратовал против наветов злых духов».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

1851 года 4 декабря. Письмо твое, чадо Христово, – не раз прерывал я, при чтении, слезами и желал бы при этом превратить их в вопль крепкий – ко Владычице нашей, Матери чистоты и беспримерного целомудрия. Владычице, Заступнице Мира, и Лествице высокая, до небес, до сердца Божия простершаяся! прими нас под кров свой и введи туда, где свет невечерний, где нет грехов, нас окаляющих и оскверняющих! Таково, сестра моя о Господе, было впечатление письма твоего, проникнутого и доверенностью, ни чем мною незаслуженною, и избытком родственного о Господе расположения, нетающего и самых тайных грехов, кои хотелось бы впрочем, тебе изгладить из книги жизни, да не откроются пред всей вселенной они в день суда неумытниго. Понимаю сердце твое, горлица Христова, сколь ни сильно проросло мое сердце грехами; чувствую скорбь твою и не яко наставник и пестун, но яко друг искушенный, страдавший и доднесь горюющий о немощах своих, готов я, чем могу, помогать тебе, уповая всего более на содействие всесильной благодати Божией, любящей проявлять свою силу в нашем бессилии ( 2Кор. 12:9 ), и на помощь Той, яже стена есть девам, столп девства, вразумляющая окраденных умом и тлителя смыслов упражняющая, луч умнаго Солнца, светило незаходимого Септа . Согрей мое сердце, Слове Божий, и освяти ум мой косный, слепотствующий. Даждь слабому моему гласу глас силы , да воспламенит ее сердце к люблению Тебя Единого.... Спрашиваешь меня, касательно Т., как вести себя в отношении к ней? Мне думается, что не мешает, помолясь, написать ей несколько строк для вразумления. Содержанием этого письма может быть: 1) Сожаление, что она в тумане скорби, во мгле кручины сердечной, навеянной врагом чистоты и святости, не видит предмета вполне достойного любви ее: Господа нашего Иисуса Христа, стяжавшего нас бесценною кровью своею и готового простить все вольные и невольные уклонения ее от Него, ввести в покой Свой чрез мир совести и смиренную преданность Его святой воле. 2) Ужас последствий от закоснения в грехе, не могущем впрочем, победить милосердие Божие, взыскавшее Марию Египетскую, Евдокию, Таисию.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

1. Где нет надежды на загробную жизнь, там нет христианства (Мысли Филарета митр. Московского) «Упованием спасохомся» ( Рим.8:24 ), – говорит апостол; «мы спасены в надежде», а не в полном совершении спасения. Что значит: спасение в надежде? – Ожидание, как определяет тот же апостол, «блаженного упования и явления славы великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:13 ). Итак, где нет сего ожидания, там нет надежды; где нет надежды, там нет спасения; где нет спасения, там нет христианства. Кто чувствует в себе грех , тому не существенно ли потребна твердая надежда, совершенного прощения и очищения? Без сего не угрожало ли бы ему отчаяние, которое есть ад в душе, прежде нежели низведет во ад душу? Кто страждет, тому не существенно ли нужна отрадная надежда лучшего состояния? Кто испытывает или хотя видит несправедливость, тот, для успокоения сердца и совести, не имеет ли также нужды в надежде правосудия? Кто подвизается до изнурения, не имеет ли нужды в ободряющей надежде воздаяния? Христианин знает, что прощение и очищение грехов приобретено ему Кровью и смертью Христовой; однако чувствует и то, что корень греха еще не исторгнут из него, как признавался и апостол, что он чувствует «живущий в себе грех, и что не живет во плоти его доброе» ( Рим.7:17–18 ). Можно даже сказать, что святой более грешника чувствует в себе грех , потому что сие внутреннее чувство не заглушается в нем ни внешними чувственными удовольствиями, ни усыплением совести: посему, что было бы с христианином, если бы он не надеялся и не ожидал непрестанно явления Христова, которое во всех частях, даже до тела смирения, должно преобразить его в славный образ Христов, причем без сомнения и малейшие останки нечистоты греховной исчезнут, и всякая брань греха, всякое искушение навеки прекратится. Христианин страждет, и страждет едва ли не более прочих человеков, ибо ему, сверх общих для растленного естества человеческого неизбежных страданий, в особенный жребий дан крест, подобный тому, на котором пострадал Христос; сколь же несчастен был бы христианин, если бы не думал, если бы не чувствовал в своем страдании, что страданием Вошедший во славу» ( Лк.24:26 ) ежеминутно приближается, чтобы осиять славою страдальцев?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010