Содержание Предисловие И.Числов. «Христова жизнь на земле – прообраз бытия христианского мира» Жизнеописание Господа Нашего Иисуса Христа Начало Благая весть Рождение в подземелье Необычайное прославление первого дня рождения Человеколюбца Важные сны Важное и второстепенное Любимый труженик Иоанн Предтеча Иоанн Креститель Небо отверзлось О князе мира сего Первый поединок Исполнилось время Исполнилось писание На сельской свадьбе Новое учение Да будете сынами Божиими Скорлупа смерти Мощь соприкосновения со Христом Феодул Разноликий город Индия Люди и боги как скоты Два семени Бог от Бога Глас с небес Молчание Крещение Духи Простецы и глупцы Лицо Иисуса Типы Типы в притчах Домохозяин Молитва Таинственная книга Пророк Литургия Победитель Изгоняющий бесов [Бог], возлюбивший человека Повелитель природы Сыны царства Целитель недужных Воскрешающий мертвых Сыны тьмы Вера и знание Святая Троица Благословенное царство Высоты истинные и ложные Тайна, на которую пролился свет Приукрашенная ложь Пастушья хижина Проповедь в малой сельской церковке     Предисловие Святитель Николай Сербский (Велимирович, 1880–1956), безусловно, самая яркая и масштабная личность в новейшей истории Балкан, всем житием своим неуклонно свидетельствующая, что подлинная любовь к Господу и служение Ему немыслимы без приобщения к богодарованным ценностям национальной жизни. В одиннадцатый том творений святителя вошли книги «Единый Человеколюбец» и «Феодул». Первое произведение есть воссоздание истории земной жизни Господа Иисуса Христа. Оно отличается глубочайшим проникновением, своего рода «вживанием» в события земной жизни Спасителя, позволяет по-новому взглянуть на знакомые и ставшие привычными евангельские сюжеты, открывая в них все новые смыслы. Книга «Феодул», написанная в жанре «диалогического монолога», носит миссионерско-апологетический характер и уникальна тем, что дает современному читателю редкий пример христианского взгляда современного святого отца Церкви на Индию, ее культуру и религиозные традиции буддизма и индуизма. Это популярное произведение актуально и для искушенного читателя, знакомого с нехристианскими восточными культами и стремящегося разобраться в их сути, чтобы в поисках истины закономерно прийти ко Христу и Православию. «Христова жизнь на земле прообраз бытия христианского мира...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕНОСИС Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) Распятие. Икона 2-й пол. XIV в. (Музей Греческого ин-та визант. и поствизант. исследований, Венеция, Италия) [греч. κνωσις; лат. exinanitio - истощание, умаление, опустошение], обозначает в богословии уничижительное состояние, добровольно воспринятое Сыном Божиим при воплощении для спасения мира. Термин «кеносис» имеет новозаветное происхождение (см., напр.: Флп 2. 7). К. характеризует всю земную жизнь Иисуса Христа и свидетельствует о великой любви Бога к человеку. Предельное уничижение Христа явлено в Его крестных страданиях и смерти. Неизменная верность воле Божией, сохраненная Им во всех искушениях, стала основанием для преображения мира и создания Его Царства: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп 2. 9-11). Ветхозаветные пророчества о К. В ВЗ есть много свидетельств о К. грядущего Мессии. В Книге прор. Исаии говорится, что большинство современников Христа соблазнится Его смиренным видом и образом жизни: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» (Ис 53. 3). Прор. Исаия подчеркивает добровольность страданий Христа (см.: Ис 50. 6) и раскрывает сотериологический смысл уничижения Мессии: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53. 4-5). В псалмах тема К. раскрывается через изображение буд. страданий и внутренних переживаний страждущего Христа на пределе человеческих сил, в глубокой личной скорби: «Я изнемог от вопля, засохла гортань моя, истомились глаза мои от ожидания Бога моего.

http://pravenc.ru/text/1684191.html

Кончились, братие, праздники великие, дни и вечера святые, дни торжеств церковных и воспоминаний досточудных, в течение которых не знали мы ни поста, ни коленопреклонений. И насладились же сердца истинных христиан духовным богорадованием. Каких чудных богооткровений и видений не были мы свидетелями за эти дни! То – созерцали мы предвечного Бога в яслях младенчествующим и ангелов – поющими Ему славу; то волхвов, царей Персиды, издали шествующими на поклонение божественному Отрочати. Видели Ирода неистовствующим по случаю рождества Христова, и Христа – спасающимся от руки Иродовой. Видели Христа (в день нового года) беседующим в храме с книжниками еврейскими и, несмотря на 12-летний возраст, всех их приводящим в удивление. Наконец – вот Он на Иордане. Дух Святый сходит на Него, и Бог Отец подает Свой голос о Нем, как о Сыне Своем возлюбленном. Знаем мы отчасти, и как относились ко всем сим знамениям времени современники сих событий. Они – увы! не узнали они родившегося Мессии, хотя и ждали Его явления в мир с нетерпением, и с часу на час. А узнал ли диавол тогда же, что сей Иисус есть Сын Божий и именно то Семя жены, о Котором Бог сказал Адаму с Евой еще в раю, что Оно сотрет главу змия, или что тоже – сокрушит диавола, и Которого, вместе с людьми, конечно, не мог не ждать и диавол? Насколько известно, от диавола сокрыто было таинство воплощения Сына Божия от Девы Марии. И потому когда родился Иисус Христос и ангелы воспели Ему славу, и затем – когда на Иордане Бог Отец торжественно назвал Иисуса Христа Сыном Своим возлюбленным, для диавола это была задача. Как это обыкновенный, по-видимому, человек – есть Сын Божий? Что значит сие свидетельство Бога Отца о Христе Иисусе? Допытаться истины, дознаться доподлинно – кто есть сей Иисус, именуемый от Бога Сыном, естественно сделалось тогда для сатаны вопросом самым жгучим. А как и Иисус Христос пришел в мир за тем, чтобы победить диавола и победить его в открытой борьбе; то и Иисусу Христу нужно же было, рано или поздно, явить Себя диаволу. Встреча была неизбежна. Борцы должны были ознакомиться один с другим. Вот почему, лишь возвратился Иисус от Иордана после крещения, Дух Святый и повел его в пустыню искуситися от диавола. Мы таким образом должны ныне, братие, сделаться свидетелями еще одного из замечательнейших событий евангельских, быть свидетелями единственнейшей на свете борьбы Богочеловека с сатаною. Вот ход этой борьбы представителя света с представителем и князем тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Беседа на Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Видите ли вы общее нам торжество, которое Господь Иисус Христос даровал верующим в Него Своим вознесением на небо? Это торжество явилось чрез печаль. Видите ли вы жизнь или, лучше, бессмертие? Оно возблистало для нас чрез смерть. Видите ли вы небесную высоту, на которую восшел Христос, и высокую славу, которой Он был прославлен? Он получил ее чрез уничижение и бесславие. И Апостол сказал о Христе, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог Его превознесе, и дарова Ему имя, еже паче всякого имене: да о имени Иисусове всяко колено поклонится, небесных и земных и преисподних: и всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп. 2:8 ). Итак, если Бог превознес Христа Своего потому, что Он смирил Себя, что Он претерпел бесславие, что Он был искушаем, что ради нас Он подъял крест: то как Он прославит нас, если мы не возлюбим смирения, если мы не будем оказывать любви к братьям, если мы не будем стяжать себе души наши терпением в искушениях, если мы не последуем за нашим Вождем, вводящим в вечную жизнь чрез тесные врата и путь? Мы к этому призваны: на сие бо, – говорит верховный апостол Петр, – и звани бысте, зане и Христос пострада по нас, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет. 2:21 ). . Почему же Христос Божий прошел чрез столь великие страдания? Почему Бог ради этого превознес Его и призывает нас в союз страданий Сына Своего? Сам Бог–один и тот же, всегда и во веки остающейся без перемены, – Сам все пременяющий на лучшее, как восхощет, – Сам попускающий изменяться на худшее всему тому, что желает сего. Итак, создание видимое и невидимое, обладающее свободой, может изменяться на лучшее или худшее, – или, примыкая к воле Божественной, получает от нее потребное для того, чтобы совершать восхождение к лучшему, – или, противясь Божественной воле, справедливо оставляется Богом и падает в худшее состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Глава I Написание и приветствие (1). Наставление в испытаниях (2–11): об искушениях и терпении (2–4), о мудрости и молитве (5–8), о ничтожестве богатства (9–11). Природа и источник искушений; всесовершенный Бог – источник всякого блага и спасения (12–18). Обуздание гнева и языка, исполнение закона (19–26). Сущность благочестия (27). Иак.1:1 .  Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – радоваться. Наименование себя рабом Бога и Иисуса Христа вполне понятно в устах святого Иакова, как истинного апостола Христова: по замечанию блаж. Феофилакта, «апостолы Господа выше всякого мирского достоинства поставляют то, что они рабы Христа». Этим странным наименованием себя Апостол, быть может, имел в виду возбудить веру и смирение своих читателей, а также вызвать доверие к себе с их стороны. Вопреки некоторым комментаторам нового времени (как Гальцман, Юлихер), выражение: «двенадцати коленам, находящимся в рассеянии», отнюдь не означает духовного Израиля или Церковь Христову, рассеянную между иудеями и язычниками, – подобный символизм или аллегоризм вполне чужд посланию св. Апостола Иакова, – а означает, по буквальному смыслу, именно внепалестинских иудео-христиан; вероятно, это были «преимущественно христианские общины заиорданские, Дамаска и Сирии, где христианство , как видно из Деян. 9 и дал., распространилось весьма рано» (проф. Богдашевский). Обращение к читателям с пожеланием «радоваться» ( χαρειν), напоминая отчасти употребительное у греков и иудеев-эллинистов приветствие (см. 1Мак 10:18, 25 ; Деян. 23:25 и др.), имеет, однако, у Апостола специфически-христианский смысл, как и в окружном послании иерусалимского собора, редактированном тем же апостолом ( Деян. 15 и сл.), именно имеет значение радости в Господе Иисусе, как Боге Спасителе и Искупителе. Сам исполненный радости и блаженства, даже при тягчайших испытаниях веры, св. Апостол и своим читателям молитвенно желает прежде всего этой высокой и недосягаемой для мирских бедствий радости.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Известно, что Лука писал позже Марка и Матфея. Своё Евангелие он так и начинает: «Как уже многие начали составлять повествование о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, – то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего начала, по порядку описать» всё важнейшее и достовернейшее. Каждое время ставит свои задачи. Сначала надо обратить, потом – углубить обращение. Всё, что мы читаем в Евангелии, сначала вмещалось в одно слово: «Покайтесь!..» Апостолы учитывали духовный возраст слушателя. Сначала – «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (Кор. 2:4). А потом – «между совершенными» проповедовали духовную мудрость. Так и Матфей, и Марк, во-первых. Показывают силу слова Господа Иисуса Христа, а также, что Апостолы были сразу призваны и были свидетелями всего того, о чём возвещают миру. Поэтому эпизод у Геннисаретского озера у них сразу после искушения в пустыне. а Лука пишет уже несколько лет спустя: он обращается к некоему Феофилу, уже наставленному в учении Христа, и цель Луки – укрепить Феофила, дать ему «твёрдое основание» веры ( Лк.1:4 ). А основание тем твёрже, чем на большее количество вопросов «как?» и «почему?» даётся ответ. Так и на вопрос – почему Пётр сделал такой решительный выбор у Ганнисаретского озера, – пришло время дать предельно возможный ответ (равно, как пришло время рассказать некоторые притчи Христовы, более глубоко раскрывающие суть Его учения). Заметим, что Иоанн Богослов, который писал намного позже, счёл нужным сообщить и ещё один факт, предшествовавший окончательному призванию Симона-Петра. Сразу после крещения Христова, ещё в Иудее, первозванный Андрей «находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: «Христос», и приводит его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, что значит: «камень» (Пётр)» ( Ин.1:41–42 ). Так, ещё до прихода Христа в Галилею, Пётр увидел Его чудесную прозорливость и услышал пророчество о себе. Но время ещё не пришло, и они расстались. Когда же Иисус пришёл в Галилею, то Он зашёл в дом уже знакомого Ему Петра и исцелил его тёщу. И хотя Пётр и тут ещё не последовал за Ним, но уже у Ганисаретского озера он по слову Иисуса закидывает в море сеть в то время дня, когда по человеческим понятиям это делать бессмысленно. И только после чудесного улова Пётр припал к ногам Учителя и навсегда остался с Ним.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Праздник Богоявления напоминает нам о том духовном обновлении, которое принес на землю Господь наш Иисус Христос. Мы все вошли в Церковь Божию через Таинство Крещения; оно открыло нам вход в Царство Небесное, о приближении которого стал возвещать святой Иоанн Креститель, а затем в Своих проповедях, притчах и поучениях о нем говорил и Спаситель. Иоанн Предтеча был послан, чтобы уготовить путь Господу, прямыми сделать стези Его (см. Мф. 3:3). Он был тем, кто в своей жизни должен был пережить то, что переживет Господь наш Иисус Христос. Он предшествовал Господу, и в Евангелии от Луки уже в самых первых главах мы видим, что жизни Иоанна Предтечи и Господа Иисуса Христа развиваются как бы параллельно. Этот параллелизм мы наблюдаем во всем евангельском повествовании апостолов Луки и Матфея, вплоть до того момента, когда Иоанн Предтеча, как бы предвосхищая восшествие Господа Иисуса Христа на Голгофу и Его крестную смерть, принимает свой мученический венец от рук царя Ирода. В честь Иоанна Предтечи создан этот святой храм, престольным праздником которого является день Усекновения главы Крестителя Господня. Сегодня мы совершили Божественную литургию в части храма с образами святого Предтечи и в алтаре, и в четверике. Этот последний пророк Ветхого Завета и первый из новозаветных мучеников — сегодня среди нас, он благословляет нас на наши жизненные труды и напоминает, что путь покаяния ведет к Царству Небесному. Господь наш Иисус Христос начал Свою проповедь именно с тех слов, которые были лейтмотивом проповеди Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (см. Мф. 3:2). Когда Иоанн Предтеча произносил эти слова, то слово «приблизилось» означало, что настало время пришествия Мессии, — Того, Которого он еще не знал лично, но ему было открыто, что Он уже пришел на землю. И когда Мессия Обетованный, Господь наш Иисус Христос, пришел на воды Иордана, чтобы принять от Иоанна крещение, Предтеча Духом Святым распознал Его и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф. 3:14). После крещения в Иордане, а затем искушения от дьявола в пустыни, Господь снова вернулся к Иоанну и пробыл с ним по крайне мере два дня, о чем мы узнаем из Евангелия от Иоанна. И проповедь Спасителя началась с тех же самых слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). Только в словах Христа этот призыв к покаянию обрел уже другой смысл, он стал благовестием, ибо Христос и был Тем Обетованным Мессией, с пришествием Которого связывалась надежда на наступление на земле Царства Небесного — не как реальности, далекой от нас, что ожидает нас за порогом смерти (если мы удостоимся быть допущенными в Царство Небесное), а как жизни вечной, с которой мы соприкасаемся уже здесь, на земле, прежде всего, через участие в Божественной литургии и через причащение Святых Христовых Тайн.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3968928...

свящ. Алексей Емельянов Приложения Приложение 1. Поисковая таблица к Синопсису по Евангелию от Матфея Глава, стихи и название перикопы 1:1–17 3. Родословие Иисуса Христа 1:18–23 9. Благовестие Иосифу о Боговоплощении 1:24–25 10. Рождество Иисуса Христа 2:1–12 15. Поклонение волхвов 2:13–15 16. Бегство в Египет 2:16–18 17. Избиение младенцев 2:19–23 18. Возвращение из Египта и поселение в Назарете 3:1–12 20. Проповедь Иоанна Предтечи; свидетельство об Иисусе Христе 3:13–17 21. Крещение Господне и новое свидетельство Иоанна Предтечи 4:1–11 22. Искушение Господа в пустыне 4:12–17 35. Начало служения Господа в Галилее 4:18–22 37. Призвание к апостольству Петра, Андрея, Иакова и Иоанна 4:23–25 41. Благовестие в Галилее 5:1–8:1 (НП) 51. Нагорная Проповедь 5:1–12 (НП) 51.1. Заповеди блаженства 5:13 (НП) 51.2. Соль земли 5:14–16 (НП) 51.3. Свет миру 5:17–20 (НП) 51.4. Об исполнении закона и пророков 5:21–26 (НП) 51.5. О новом законе: убийство, гнев, примирение 5:27–32 (НП) 51.6. О прелюбодействе и разводе 5:33–37 (НП) 51.7. О клятве 5:38–42 (НП) 51.8. О мести 5:43–48 (НП) 51.9. О любви к врагам 6:1–4 (НП) 51.10. О милостыне 6:5–15 (НП) 6:16–18 (НП) 51.12. О посте 6:19–21 (НП) 51.13. О сокровище 6:22–23 (НП) 51.14. Око – светильник телу 6:24 (НП) 51.15. О служении двум господам 6:25–34 (НП) 51.16. О заботах человеческих и попечении Божием. Искание Царства Божия 7:1–5 (НП) 51.17. Об осуждении 7:6 (НП) 51.18. Об осквернении святыни 7:7–11 (НП) 51.19. Наставление о просьбе 7:12 (НП) 51.20. Общее правило ветхозаветной нравственности 7:13–14 (НП) 51.21 Два пути 7:15–20 (НП) 51.22. О распознании лжепророков 7:21–23 (НП) 51.23 О ложном исповедании Господа 7:24–27 (НП) 51.24. Два образа слушания Слова Божия 7:28–8,1 (НП) 51.26. Заключение 42. Исцеление прокаженного 8:5–13 52. Исцеление слуги сотника 8:14–15 39. Исцеление тещи Симона 8:16–17 40. Исцеление многих бесноватых и больных 8:18–22 61. Новые ученики и слова Христа о следовании за Ним 8:23–27 62 Усмирение бури 8:28–34 63. Исцеление бесноватых в Гадаринской стране

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

преподобный Симеон Новый Богослов ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА, НОВОГО БОГОСЛОВА деятельные и богословские главы 1. Вера есть (быть готовым) умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, – нищету вменять в богатство, худость и ничтожество в истинную славу и знаменитость, и в то время как ничто не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь, – особенно же (она есть) стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на всё видимое, как на прах или дым. 2. Вера во Христа есть не только, чтоб небречь о приятностях жизни, но и то, чтоб терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение, в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас, – подражая Давиду, который говорит: «терпя потерпех Господа и внять ми» ( Пс. 39, 1 ). (Т.е., терпя скорби, я уповал, что Господь поможет мне; почему и Господь, видя, что я не колеблясь чаю помощи от Него, призрел на меня и явил мне милость Свою). 3. Предпочитающие в чём-либо родителей своих заповеди Божией не имеют веры во Христа. Конечно, и собственная совесть их обличает их в таком неверии, если только совесть жива в них. Ибо истинно верующих отличительный знак есть ни в чём никогда не преступать заповеди великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. 4. Вера во Христа, истинного Бога, рождает желание вечных благ и страх мучений; желание же сих благ и страх мук приводят к строгому исполнению заповедей, а строгое исполнение заповедей научает людей глубокому сознанию своей немощности; это сознание истинной немощности нашей рождает память о смерти; кто же возымел сию память сожительницей себе, тот приболезненно взыщет узнать, каково будет ему по исходе и удалении из сей жизни; а кто тщательно старается узнать о будущем, тому прежде всего надлежит лишить себя настоящего (т.е. благ и вещей мipa сего). Ибо обладаемый пристрастием к чему-либо из сего последнего, даже самому ничтожному, не может стяжать совершенного познания о том первом. Даже когда бы, по смотрению Божию, вкусил он сколько-нибудь такого познания, то – если тотчас не оставит того, к чему одержим пристрастием, и не предаться всецело стяжанию сего единого познания, не позволяя себе даже думать о чем-либо другом кроме его, – взято будет от него и это познание, какое мнится он имети.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Ю.В. Серебрякова 2.1. Выход Христа на служение 2.1.1. Первая встреча Христа с будущими апостолами О ближайших событиях после Крещения и искушений Христа в пустыне подробно говорит только евангелист Иоанн. Само Крещение апостол Иоанн не описывает, но посредством приводимого свидетельства Предтечи упоминает о нем как о состоявшемся. «Я не знал Его, – говорит Иоанн Предтеча, – но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» ( Ин. 1: 33–34 ). Получив обещанное свидетельство Духа как основание для собственного свидетельства, св. Иоанн Креститель начинает говорить ученикам и народу об Иисусе из Назарета как о пришедшем в мир Мессии, Агнце Божием, Сыне Божием, Который будет крестить Духом Святым и огнем. После свидетельства Предтечи: «Се Агнец Божий, вземлющий на Себя грех мира» ( Ин. 1: 29 ) – два ученика Крестителя, Андрей и еще один ученик, в котором церковное Предание видит автора Евангелия, немедленно оставляют учителя и следуют за Христом. Почему сравнение Христа с жертвенным агнцем на них так сильно подействовало? Они сразу увидели разницу: к Предтече шли люди кающиеся, нуждающиеся в очищении души, здесь же Креститель свидетельствует, что идет Человек, не только не нуждающийся в покаянии, но, наоборот, способный взять на Себя грехи всего мира. Андрей, убежденный, что нашел Мессию, позвал к Нему своего брата Симона. Симону Господь сразу дал новое имя, под которым он известен всему миру: «Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» ( Ин. 1: 42 ) 146 . На другой день после этой встречи Господь Сам находит земляка Петра и Андрея Филиппа из Вифсаиды Галилейской и зовет его следовать за Собой (в отличие от первых трех встреч, тут мы видим конкретный призыв к ученичеству): «На другой день [Иисус] восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» ( Ин. 1: 43 ). На тот момент еще никто из будущих апостолов не видел от Христа чудес; для них несомненным удостоверением Его мессианства было свидетельство Предтечи, слово Самого Христа и кратковременное общение с Ним: «Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос» ( Ин. 1: 41 ); «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» ( Ин. 1: 45 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010