Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Благовест и набат русского реализма: изобразительное искусство. Век XX»: художник-фронтовик М.Н. Гребенков. Беседа Елены Смирновой с прот. Николаем и матушкой Еленой Чернышевыми 02.07.2019 22:00 Елена Александровна Смирнова Поколение художников-фронтовиков — особое. Прошедшее сквозь смерть и боль, оно сохранило тот внутренний духовный накал, который позволял донести до потомков веру в Бога, любовь к жизни, к высшим идеалам правды и красоты. Таковым был Михаил Николаевич Гребенков. Ушел на войну он совсем юным, в бою лишился ноги, однако продолжил учебу и стал известным не только художником, но и архитектором-реставратором, педагогом, иконописцем. Вместе с П.Д.Барановским участвовал в спасении многих сотен памятников архитектуры. Сам построил храм в советское время, что было явным чудом. Реставрировал храм святителя Николая в Кленниках, помогал восстанавливать Оптину, Крутицкое подворье, Иверскую часовню и т. д. О своем любимом учителе вспоминают прот. Николай Чернышев (клирик храма свт. Николая в Клённиках, иконописец, реставратор, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент Кафедры иконописания ПСТГУ) и матушка Елена Чернышева — художник, директор детского отделения воскресной школы. Автор и ведущая цикла — Елена Смирнова. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2019/07/02/22-0...

Архив Пн Патриаршее поздравление епископу Арсеньевскому Гурию с 60-летием со дня рождения 8 ноября 2020 г. 10:30 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил епископа Арсеньевского и Дальнегорского Гурия с 60-летием со дня рождения. Его Преосвященству, Преосвященнейшему Гурию, епископу Арсеньевскому и Дальнегорскому Ваше Преосвященство! Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой — 60-летием со дня рождения. В минувшие годы Священноначалием нашей Церкви на Вас возлагались различные послушания, которые Вы неизменно стремились исполнять со тщанием и ответственностью. Вам довелось трудиться в Московской Патриархии, принимать участие в работе искусствоведческой комиссии по воссозданию Храма Христа Спасителя , преподавать в Николо-Перервинской семинарии, совершать пастырское служение на приходах Первопрестольного града. Девять лет Вы являетесь правящим архиереем Арсеньевской епархии , входящей в состав Приморской митрополии . Отрадно отметить, что, возвещая глаголы вечной жизни (Ин. 6:68) и призывая людей к исполнению евангельских заповедей, Вы стремитесь личным примером благочестия, любви к Богу и Церкви возжигать огонь веры в сердцах пасомых, вверенных Вашему попечению. Во внимание к ревностному служению и в связи с 60-летием со дня рождения полагаю справедливым удостоить Вас ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Молитвенно желаю Вам крепости сил, духовной радости, помощи Божией и преуспеяния в дальнейших архипастырских трудах. Всещедрый Господь да сохранит Вас в добром здравии на многая лета. С любовью во Христе +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...». Начиная с этого дня до Великой Среды на всех литургиях Преждеосвященных Даров добавляется ектения о «готовящихся ко Святому Просвещению» (Крещению). 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5704557.ht...

Новости 4 октября, 2006 Письма Валаамского старца. Окончание У меня грешного есть устарелая привычка, долго она мучила меня, боролся с ней и просил Господа, чтобы избавиться от нее, но Господь не помогал мне. Читаю книги святых отцов, знаю, по теории способы борьбы со страстями... 3 октября, 2006 Православные сайты на премии Рунета. Поддержите! В прошлом году наш сайт «Правмир» занял 7 место в народной десятке – 10 самых популярных сайтов Интернета. И было обидно и горько видеть, что православные, хоть и добились высокого места, сильно уступили игровым и эротическо – нецензурным порталам. читателям которых не было безразлично это голосование. 27 сентября, 2006 Массовая культура - приглашаем к разговору Специально для вас готовим беседу - с членом искусствоведческой комиссии Руссокй Православной Церкви, кандидатом искусствоведения, известным специалистом в области современной культуры протоиереем Борисом Михайловым, посвященное проблемам взаимоотношений христианства и современной масс-культуры. О чем вы хотели бы спросить? 8 сентября, 2006 Синод Русской Православной Церкви Заграницей одобрил " Акт о каноническом общении " Сегодня настало время, когда следует искать восстановления общения с истоками нашего собственного предания. Ведь на то есть две воли – одна исходит от тех русских людей, которые являются чадами Русской Зарубежной Церкви, готовыми всячески содействовать восстановлению церковной жизни и воцерковлению народа, а другая исходит от наших собратьев и сестер в России, трудящихся ради ее возрождения и протягивающих нам руку. 7 сентября, 2006 Как же можем соединиться со Христом, если имеем вражду на кого-либо? Письма Валаамского старца. Часть 8. Некий мудрый старец увещевал гордящегося брата, но сей ответил ему " Прости меня, отче, я не горд " . Мудрый старец возразил ему: " Чем же ты яснее можешь доказать, что ты горд, как не тем, что говоришь: я не горд? " . 2 сентября, 2006 Великие святыни Афона в Москве: мощи св. равноап. Марии Магдалины и частица креста Господня

http://pravmir.ru/category/news/page/584...

К иконе приезжал и наследник русского престола Александр Николаевич, который ходатайствовал перед Святейшим Правительствующим Синодом о том, чтобы, учитывая чудотворения, которые происходят от иконы, образ был признан чудотворным и ему было установлено празднование в Русской Православной Церкви. По ходатайству цесаревича и имея ввиду свидетельства многих людей, получивших исцеления, Синод принимает такое решение, и затем государь император его высочайше утверждает. С тех пор, в течение более чем 150 лет, совершалось чествование иконы Божией Матери Аксайской, которая переносилась крестными ходами и в Большой Лог, и в Старочеркасскую, и в Новочеркасск, и в Ростов-на-Дону. Почитание этой иконы длилось до самого начала XX века, когда на Донскую землю пришла безбожная власть. Мы не знаем, что произошло с иконой, но знаем, что следы ее теряются. Краткое воспоминание об Аксайском образе мы видим в некоторых публикациях в США. Икона была вывезена за пределы Области Войска Донского, но, к сожалению, следы этого образа мы не могли найти, хотя и упорно искали. Но воспоминания об иконе сохранялись в народной памяти, в сердцах аксайчан, жителей Донского края. После того, как по благословению Святейшего Патриарха была изготовлена точная копия Донской иконы, жители Аксая, духовенство выразили желание воссоздать и Аксайский образ Божией Матери. После молитвы Пресвятой Богородице мы начали длительные архивные поиски, которые открыли нам и историю явления иконы, и историю ее почитания, но, самое главное, были обретены изображения чудотворного образа, что помогло иконописцам максимально приблизиться к тому виду, что имела историческая икона, обретенная в 1830 году. Я думаю, что событие восстановления почитания Аксайской иконы будет привлекать благословение Божие на Аксайскую землю и всех тех, кто станет приходить и обращаться с молитвой к Божией Матери», — сказал глава Донской митрополии. После освящения образа от площади Героев начался многотысячный крестный ход во главе с казачьей конницей к Одигитриевскому храму с участием делегаций казаков из Франции, Великобритании и с Дальнего Востока. Митрополит Меркурий совершил праздничную Божественную литургию. Его Высокопреосвященству сослужили благочинный приходов Аксайского округа протоиерей Андрей Мекушкин, секретарь Ростовского епархиального управления иеромонах Артемий (Кузьмин), руководитель епархиального отдела по работе с казачеством протоиерей Сергий Маштанов, благочинный приходов Таганрогского округа протоиерей Алексий Лысиков, председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук, и.о. наместника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря иеромонах Сергий (Коломиц), благочинный приходов Западного округа Ростова-на-Дону иерей Александр Литвиненко, клирики Ростовской епархии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Остроту нынешней ситуации мы видим в том, что очень многое в богословии образа, а значит и в отношении к нему, не сформулировано, или ранее найденные формулировки не приняты церковным сознанием, а потому не являются его частью, а иные из них забыты создателями и исследователями икон, отчасти – сегодня, отчасти – уже столетия назад. …Подход к рассмотрению церковного образа должен стать церковным, а значит – Евангельским. То есть должен заниматься ответами на вопросы – насколько тот или иной образ являет то, что он призван являть: благовестие Христово. Благовестие о спасении мира, через спасение человека Христом. Насколько тот или иной образ являет нам Бога – во Христе, Божией Матери, в человеке. Есть ли в данной иконе правда о Боге и человеке, какой ее знает Церковь , а значит – есть ли в ней хотя бы отблеск Божией красоты, явленный в человеке. Современный исследователь и создатель иконы… стоят перед задачей все более глубокого личного воцерковления. Аскеза при создании икон… – богопознание и восстановление в самом себе поврежденного Образа Божия. Аскеза ума для иконописца – богословие, т. е. всестороннее освоение традиций духовной жизни и параллельно – такое же всестороннее освоение традиций иконописания. Всмотримся внимательнее в стоящие перед нами опасности. Среди них... опасность создания антииконы, скрытого богоборчества, если например, в икону входит душевность, безразличная к доброму и злому. Но в наши дни, как бы «в борьбе» с западными чувственными изображениями, у нас появились изображения совершенно бесчувственные, почти схематичные. СВЯЩЕННИК НИКОЛАЙ ЧЕРНЫШЕВ – клирик храма свт. Николая в Клениках в Москве, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ. АНДРЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ ЖОЛОНДЗЬ (1957–2005) – реставратор-технолог, сотрудник ВНИИ реставрации. Ксения Покровская 138 …Должна возникнуть новая современная икона, но когда я на эту тему размышляю, то всегда вспоминаю Вадима Валентиновича Нарциссова, «ангела-хранителя» дома-музея П. Корина, который… говорит, что называя Рублева вершиной, мы забываем – он был гребнем волны, а волна была на море. А мы сейчас перед пересохшей лужей. Перед нами совсем иссякший водоем. И этот водоем иконописцы теперь всеми своими работами по каплям, по каплям начинают заполнять. И только когда он наполнится, когда иконописцев будут тысячи, – и хорошие, и плохие, и еретические, и традиционные, – когда это станет океаном, когда в нем появятся волны, а у волн уже будут гребни, – только в таком соборном творчестве может возникнуть что-то новое, но исключительно в лоне православия. Мы не заметим, когда оно возникнет впервые, мы этого не увидим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Каким предстает церковное искусство в современной искусствоведческой литературе? Какими должны быть книги о церковной живописи? Может ли светский ученый-искусствовед писать об иконах? Какие издания об иконописи представлены на современном книжном рынке? Эти и другие вопросы будут обсуждаться в понедельник, 3 марта, в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры. К участию во встрече приглашены: - протоиерей Александр Сорокин, председатель Издательского отдела Санкт-Петебургской епархии, ответственный редактор журнала «Вода живая. Санкт-Петебургский церковный вестник»; - игумен Александр (Федоров), председатель Архитектурной комиссии Санкт-Петебургской епархии; - Александр Зилотов, директор издательства «Ладан»; - иеромонах Нектарий (Соколов), главный редактор издательства «Троицкая школа»; - Сергей Алексеев, автор первых двух книг в серии «Зримая истина», член Творческого союза художников России; - Вячеслав Суворов, руководитель православных мастерских " Русская икона " ; - Филипп Давыдов, руководитель Фресковой и иконописной мастерской Филиппа Давыдова. В рамках дискуссии, издательства «Ладан» и «Троицкая школа», а также редакция журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» представят новые издания по истории русской иконописи: - Алексеев С. В. Иконописцы святой Руси. СПб.: «Ладан», «Троицкая школа», 2008. Новая книга в доступной форме представляет историю становления древнерусского изобразительного искусства. На примере жизни и служения самых известных иконописцев автор рассказывает о духовных основах русского иконописания.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-03-01/5...

Михаил Рязанцев. В 2010 г. в М. е. действовали 14 епархиальных комиссий (богослужебная, искусствоведческая, по церковному имуществу и землевладению, каноническая, по делам молодежи, по делам правосл. общеобразовательных учебных заведений, по церковному просвещению и деятельности воскресных школ, по социальному служению, по социальной деятельности в местах лишения свободы, дисциплинарная, экзаменационная, ревизионная, по протокольному обеспечению церковных мероприятий и по приему посетителей Московской Патриархии). В 2011 г. были созданы миссионерская и попечительская комиссии, в марте 2013 г.- отдел религ. образования и катехизации Москвы, в 2014 г.- информационная комиссия, в марте 2015 г. комиссия по делам молодежи преобразована в молодежный отдел Московской городской епархии. В кон. 2016 г. образована комиссия по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Москвы. В Московской обл. действуют 18 епархиальных комиссий и отделов: комиссия по канонизации святых, отдел религ. образования и катехизации, миссионерский отдел, отдел по реставрации и строительству, отдел по работе с медицинскими учреждениями, отдел по благотворительности и социальному служению, отдел по борьбе с алкогольной угрозой и наркотической зависимостью, отдел по тюремному служению, отдел по делам молодежи, отдел по организованному правосл. отдыху, паломничеству и правосл. туризму, отдел по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, отдел по издательской деятельности и связям со СМИ, комиссия по культуре, отдел по взаимодействию с казачеством, аттестационная комиссия, богослужебная комиссия, ревизионная комиссия, дисциплинарная комиссия (2016). Церковь во имя блгв. кн. Димитрия Донского в Сев. Медведкове. 2011–2012 гг. Фотография. 2013 г. Церковь во имя блгв. кн. Димитрия Донского в Сев. Медведкове. 2011–2012 гг. Фотография. 2013 г. В мае 2012 г. количество благочиннических округов Москвы возросло до 27: в их число вошло благочиние ставропигиальных приходов и Патриарших подворий Московской обл., объединяющее храмы за пределами Москвы.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Церковная живопись в XXI веке, или Об украденных мощах и котах для мамы О жизни и творчестве Андрея Жолондзя — вспоминают его друзья и коллеги 22 мая, 2015 О жизни и творчестве Андрея Жолондзя — вспоминают его друзья и коллеги В Москве, в храме Воскресения Господня в Кадашах состоялась конференция «Церковная живопись b XXI beke», посвященная памяти искусствоведа, реставратора, технолога Андрея Георгиевича Жолондзя (16.11.1957 — 05.05.2005). В 1990-е годы прошлого века, во времена возрождения Русской Православной Церкви, трудами Андрея Жолондзя воссоздавались памятники русской церковной культуры, порушенные и поруганные в безбожные годы советской власти, осваивались технологии реставрации и строительства, а главное — формировалось богословское осмысление иконы, образа, храма в современной церковной жизни. Андрей Жолондзь Во время конференции о жизни и творчестве Андрея Жолондзя вспоминали его друзья и коллеги — протоиерей Александр Салтыков, декан факультета церковных художеств ПСТГУ, искусствовед, один из первых научных сотрудников Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, настоятель храма Воскресения Господня в Кадашах; протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии; профессор ПСТГУ Андрей Борисович Ефимов, заместитель декана миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского университета, заведующий кафедрой миссиологии; диакон Дмитрий Клыков, клирик храма Воскресения Христова в Кадашах, научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева; Елена Александровна Чернышева, преподаватель Детского отделения иконописной школы при храме святителя Николая в Клённиках; Дмитрий Несмелов, художник, сотрудник Рублевского музея; архитектор Елена Гурова; реставратор, искусствовед Константин Маслов и другие. Протоиерей Александр Салтыков: Андрей Георгиевич Жолондзь был человеком достойным, светлым, умным, рассудительным, знающим. И, видимо, успел сделать то, что должен был сделать, потому что, конечно, судя по-человечески Господь взял его слишком рано, но «память праведного с похвалами». Действительно, дело и имя Андрея не забывается. И вот мы снова и снова собираемся, чтобы обсуждать вопросы и проблемы современного церковного искусства.

http://pravmir.ru/ob-ukradennyih-moshhah...

«Сегодня важно спланировать совместные шаги для того, чтобы мы сумели сохранить все имеющееся в нашем распоряжении, — отметил Андрей Бусыгин. — Мы должны думать о том, чтобы молиться перед иконами, находящимися ныне в музеях, могли не только наши современники, но и те, кто будет жить много позднее. Именно этот принцип должен лежать в основе нашего обсуждения». Как подчеркнул протоиерей Всеволод Чаплин, Церковь отнюдь не стремится получить в собственность все предметы, находящиеся ныне в музейных фондах. «Я согласен с тем, что икону Андрея Рублева " Троица " лучше не трогать и оставить в Третьяковской галерее. Полностью поддерживаю в этом вопросе музейное сообщество», — сказал отец Всеволод. По его словам, в каждом конкретном случае следует выяснять целесообразность принесения в храм той или иной иконы, остающейся при этом частью музейного фонда, равно как целесообразность обустройства в музее помещения для совершения богослужений. «Хотел бы еще раз напомнить, что в разрабатываемом ныне законопроекте речь идет, в первую очередь, не об иконах, а о зданиях, которые уже переданы в пользование Церкви, — добавил отец Всеволод. — Предметом же совместного обсуждения должно быть то, как действовать в спорных ситуациях. Такие случаи есть: это Рязанский кремль, ряд других объектов. Здесь может быть очень долгое и серьезное обсуждение. Но здание, уже переданное в пользование Церкви, должно быть закреплено в ее собственности». Отец Всеволод также обратил особое внимание на то, что и в отношении переданных Церкви объектов никто не отменял государственного контроля со стороны соответствующих органов. Глава Синодального отдела выразил уверенность, что этот контроль должен быть в обязательном порядке дополнен контролем со стороны Церкви. В качестве примера отец Всеволод привел практику, введенную с этого года в Московской епархии : все решения о реставрации того или иного церковного здания принимаются исключительно с согласия церковной искусствоведческой комиссии. Сходную позицию по данному вопросу выразил заместитель директора Музеев Московского Кремля А.Е. Баталов, который напомнил о своем предложении создать специализированный церковный орган, ответственный за сохранность наиболее ценных памятников, находящихся в ведении Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/1110862.ht...

«Смотрите широким и любящим взглядом». Художник-фронтовик Михаил Гребенков Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни 4 июня, 2014 Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни Не ограничиваясь рамками преподаваемого им предмета, Михаил Николаевич учил своих учеников нетерпимости к фальши, «кукольности» как в рисунке и в живописи, так и в жизни, учил верному отображению Божьего Творения и самоотверженной верности Истине. Михаил Николаевич Гребенков. Фронтовик, художник, архитектор-реставратор, ученик П.Д. Барановского, храмостроитель, художник-педагог, человек, преданный искусству, последователь школы рисунка великого русского художника-педагога Павла Петровича Чистякова. В 70–80-е годы Михаил Николаевич стал учителем тех, кто должен был ступить на педагогическое поприще, кому предстояло стать художниками и иконописцами нашего времени. Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни… О своем учителе вспоминают клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель иконописной мастерской протоиерей Николай Чернышев, руководитель детского отделения Маросейской иконописной школы матушка Елена Чернышева, художники, иконописцы Владимир Федянин и Юлия Горяная. Протоиерей Николай Чернышев: – Мое знакомство с Михаилом Николаевичем состоялось в годы окончания школы, когда я готовился поступать в институт. Это были годы моего взросления. Трудно представить степень моего невежества во всем, что касалось взрослой жизни. Михаил Николаевич не только как педагог готовил меня к поступлению в вуз, но и открывал глаза на многое, на то, что происходит в мире, в нашей стране. Это было абсолютно не похоже на то, что говорилось в школе, по радио, по телевидению и в газетах. В его словах открывалась правда, открывался какой-то совершенно неведомый мир. И ему больше верилось, этому миру, – настолько искренне Михаил Николаевич рассказывая о людях, которые были ему близки, о своей собственной жизни, о законах искусства, его критериях.

http://pravmir.ru/smotrite-shirokim-i-ly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010