С приветственным словом к собравшимся обратился протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы, главный редактор Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове: «Христос Воскресе! Пасха — великий праздник, и не только для христиан. Это всемирный день особой радости, которую дает Господь Своему творению. Победа, которую мы связываем с пасхальными днями 1945 года, состоялась благодаря вере, которую имел народ. С самого начала, с первых страшных дней 1941 года и все долгие годы до 1945 года, он жил верой в победу, и она свершилась. Неслучайно с нами сегодня мощи Георгия Победоносца. Святой Георгий, побеждающий змия, символизирует победу доброго воинства над злом, и наша победа в Великой Отечественной войне — это, конечно, победа религиозная». В ходе открытия выставки к собравшимся обратились: председатель комитета Госдумы по регламенту и организации работы, член комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Сергей Попов; первый заместитель руководителя фракции ЛДПР Алексей Диденко; заместитель председателя комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Тарнавский; ординарий архиепархии с центром в Москве архиепископ Паоло Пеццо; Сергей Ряховский, председатель Российского объединенного Союза христиан веры евангельской; раввин, вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России по связям с государственными, общественными организациями Зиновий Коган; вице-президент Российского книжного союза Олег Новиков; вице-президент Благотворительного фонда «Красногорье» Илья Аристов; президент Русского культурно-просветительного фонда святого Василия Великого Василий Бойко-Великий; главный редактор издательства «Вече» Сергей Дмитриев. В церемонии открытия выставки принял участие струнный квартет «Пересвет».

http://patriarchia.ru/db/text/4042142.ht...

Arhiva A avut loc prima edin în componena lrgit, în regim de colegiu, a Consiliului de experi pentru arta, arhitectura i restaurarea bisericeasc 13 octombrie 2016 19:51 12 октября 2016 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание расширенного состава Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации в режиме коллегии. В состав коллегии, помимо членов Экспертного совета, вошли представители зарубежных (по отношению к России) частей Русской Православной Церкви. На повестку дня были вынесены следующие вопросы: По итогам заседания создано 4 рабочих группы по направлениям работы Экспертного совета: На заседании выступили: председатель Совета протоиерей Леонид Калинин, директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского архитектурного института, профессор, доктор искусствоведения Д.О. Швидковский, заместитель генерального директора музея-заповедника «Московский Кремль», профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член президиума Научно-методического совета Министерства культуры РФ А.Л. Баталов, заведующая кафедрой иконописи и монументальной живописи ПСТГУ Е.Д. Щеко, председатель комиссии Союза архитекторов РФ по культовым сооружениям, член консультативно-экспертного совета Московской областной епархии по реставрации М.Ю. Кеслер, архитектор, член Московской искусствоведческой комиссии Д.В. Пшеничников и другие. Заседания Экспертного совета (ЭС) по церковному искусству, архитектуре и реставрации, по решению Святейшего Патриарха, будут проводиться не реже, чем дважды в год, а коллегия один раз в год будет рассматривать вопросы общецерковного уровня. Решения и рекомендации общецерковного характера, принятые в рамках работы коллегии, будут передаваться в Священный Синод для принятия к сведению или для общецерковного утверждения. Экспертный совет не наделен властью принимать административные решения, он представляет Священноначалию профессиональные экспертные заключения.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4637774...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Храме Христа Спасителя прошла конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» 30.01.2020 26 января2020 года в рамках XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя в Москве, вмещающем более ста слушателей, была проведена конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви : прошлое и настоящее». Возглавил работу конференции, ставшей уже традиционной для Рождественских чтений, член Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. В качестве гостей в президиуме находились также епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий и епископ Балахнинский Илия. Куратором мероприятия был секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов. Наибольший интерес слушателей вызвал доклад доктора политических и философских наук А.Г. Дугина «Философские аспекты единоверия ». С большим интересом были также заслушаны сообщения на историко-литургические (иерей Михаил Желтов — «Особенности павечерницы в древнерусской богослужебной традиции»; протоиерей Сергий Гончаров — «Исправление служебников в середине XVII века») и музыкально-искусствоведческие темы (чтец Г.Б. Печенкин — «Современное состояние знаменного пения в Русской Православной Церкви»). Отклик вызвали и доклады исторической тематики (протоиерей Евгений Саранча — «История ходатайства о единоверческом епископе в 1906 году» и С.Ю. Шеин — «О каноническом и нравственном аспектах попытки воссоединения старообрядцев, предпринятой архиепископом Андреем (Ухтомским)»). В общей сложности прозвучали десять сообщений, сопровождавшиеся компетентными комментариями митрополита Георгия. В заключение конференции состоялась презентация документального фильма о восстановлении единоверческих храмов Подмосковья (автор — А. Честникова).

http://drevo-info.ru/news/25609.html

К периоду работы в Комиссии относится создание таких философско-искусствоведческих работ, ставших классическими, как «Иконостас», «Моленные иконы преподобного Сергия», «Храмовое действо как синтез искусств», «Амвросий, Троицкий резчик XV века». Примечательно, что некоторые из этих работ (например, «Иконостас») записывала под диктовку С.И. Огнева, в доме которой это происходило. Подобную же помощь оказывала одна из дочерей В. В. Розанова – Александра: ей диктовалась «Обратная перспектива» в лаврских помещениях Казначейского корпуса, где разместилась Комиссия. В те годы Ю.А. Олсуфьев и П. Н. Каптерев были постоянными посетителями дома Флоренского. Там они работали над статьями и описями, обсуждали пути русского искусства. Еще в начале 1920-х годов близкие дружественные отношения установились между П.А. Флоренским и В.А. Фаворским. В 1919 году семья Фаворских поселилась в одном из корпусов Лавры. 279 Первым директором Сергиевского историко-художественного музея стал отец жены художника – В.Д. Дервиз, а отец Владимира Андреевича – Андрей Евграфович ранее сотрудничал в Комиссии по охране памятников искусства и старины Лавры. Работа в Комиссии, постоянные контакты с руководством музея сблизили Флоренского с семьей художника. И Мария Владимировна, и Владимир Андреевич рисовали детей Флоренского – Кирилла, Ольгу, Марию. Между детьми Флоренского и сыном Фаворского Никитой возникла дружба. «За те годы 19211923 мы с Владимиром Андреевичем и Никитой частенько направляли наши шаги в ... переулок, всходили на крылечко длинного деревянного дома, дергали проволоку висячего звонка и, пока он сотрясался, слушали приближающиеся шаги по сеням...» – вспоминала М.В. Фаворская. Глубокий интерес художника к личности Павла Александровича проявился в его портретных изображениях – миниатюре на кости (1922 год), в экслибрисе, изображающем воина в доспехах с геральдическими знаками. Книга Флоренского «Мнимости в геометрии» была издана в 1922 году с обложкой работы Фаворского. Автор дал пояснения к обложке, характеризуя ее как «художество, насыщенное математическою мыслию»9 . Послесловие книги по существу является анализом художественного метода Владимира Андреевича, анализом пространственного построения книжной гравюры. В1923 году Фаворский гравировал обложку другой книги Флоренского – «Число как форма». Несомненна их этическая общность и любовь к древнерусскому искусству. Искания художника в области формы находят обоснование в теоретических воззрениях Флоренского.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

«Воцерковление архитектора» 7 мая 2007 г. 13:06 Об «актуальных храмах» — православных церквях, строящихся по новым проектам, — с корреспондентом журнала «Эксперт» побеседовал председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель искусствоведческой комиссии при Московской Патриархии протоиерей о. Владимир Силовьев. — Отец Владимир, каковы основные критерии, которым должен удовлетворять проект нового православного храма ? — Храм — высшее достижение человеческого ума и духа, и поэтому здесь много критериев. Конечно, прежде всего в храме должно быть удобно служить и удобно молиться. Архитектура храма, как и всякая архитектура, не должна раздражать, угнетать, она должна радовать. Бывают храмы очень скромные, как древние базилики Рима, к примеру, но очень удобные для богослужения. Можно идти по этому пути, но русский человек все-таки идет по пути красоты, потому что Бог есть красота. Далее. Соответствие канону, который понимается очень широко — как наследие всех предшествующих эпох. Сейчас, чтобы строить новый храм, надо основываться на всем наследии христианского зодчества. Храм может быть в традициях конца XIX века — неорусского стиля, особенно любимого сейчас, или в традициях XV-XVI веков, иногда даже в традициях домонгольского периода, которым на самом деле очень трудно следовать, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту. То есть храмы могут быть построены в каком угодно стиле, но они должны быть вписаны в окружающее пространство, в ментальность современного верующего и неверующего человека, который смотрит на храм. И тут нужно либо повторять в точности, в прежних формах, существовавший когда-то храм, как это было сделано по отношению к храму Христа Спасителя, или создавать что-то стилизованное, но уже начала XXI века. — Возглавляемая Вами комиссия рассматривает только предназначенные для Москвы проекты? — Комиссия работает только по Москве. К сожалению, нет общецерковной комиссии, но она, скорее всего, и невозможна. Потому что каждая епархия — это целый мир. И в каждой, по-видимому, должна быть своя епархиальная комиссия, но я ничего не слышал о том, что они есть в других епархиях. Пусть наша комиссия служит образцом для их создания. Все-таки у нас накоплен определенный опыт. И тут надо сказать, что Москва имеет значительные возможности для создания такой комиссии, для привлечения высококлассных специалистов. Мы ведь иногда устраиваем расширенные заседания и привлекаем многих специалистов со стороны.

http://patriarchia.ru/db/text/236897.htm...

В начале февраля о ситуации вокруг “примуса” высказался Юрий Лужков. “Фигура самого Михаила Булгакова, сидящего на сломанной скамейке, не вызывает ни у кого возражений, — сказал он. — Но есть основания поспорить, нужно ли устанавливать на Патриарших прудах примус”. Кроме того, по словам московского мэра, “было бы целесообразно спросить мнение верующих о фигуре, символизирующей Иисуса Христа, которого авторы предполагают изобразить идущим по водной глади Патриаршего пруда”. По словам Натальи Чернецовой, “сам Булгаков очень любил это место и никогда бы не одобрил строительство памятника своим персонажам”. Примус в романе Булгакова — “нехороший” предмет, принадлежащий демоническому Коту Бегемоту из сатанинской свиты Воланда. Гигантский примус, да еще украшенный какими-то непонятными знаками на дне, разумеется, вызвал возражения православной общественности. Священник Борис Михайлов, член епархиальной искусствоведческой комиссии, побывал на одной из пресс-конференций Александра Рукавишникова. Скульптор говорил о том, что его творчество сегодня понимают лишь несколько человек, но “художник работает на будущее и не может ориентироваться на мнение общественности”. На это отец Борис Михайлов возразил ему: “Вы работаете, не неся в своем сердце любви к людям, которые вас окружают. Это губительно. Искусство не может жить самим собой”. Позже в беседе с корреспондентом ЦВ отец Борис Михайлов сказал: “Трагический разрыв искусства с Богом приводит к тому, что среда, в которой мы живем, мир, который нас окружает, становятся враждебными, холодными. Рукавишникову было невозможно объяснить, что как только он возведет этот примус, то не сможет ни одной ночи спать спокойно. Слава Богу, теперь он отказался от этого примуса”. Бесспорно, что проект грубо вторгался в гармоничную среду Патриарших прудов, и, если бы он был осуществлен, это бы убило атмосферу этого уголка Москвы. И вот, наконец, радостная новость: 12 марта Интерфакс сообщил, что Комиссия по монументальному искусству отказалась от идеи возведения на Патриарших прудах в Москве памятника Михаилу Булгакову. Москвичи победили. Члены комиссии сочли целесообразным искать другое место для памятника Булгакову, а в составленном ими документе признается, что проект с примусом, являющийся фактически памятником нечистой силе, оскорбителен для чувств верующих.

http://e-vestnik.ru/culture/primusa_ne_b...

Иларион (Алфеев) , ректор МДАиС, глава Учебного комитета Верейский архиеп. Евгений (Решетников) , наместник Троице-Сергиевой лавры Сергиево-Посадский архиеп. Феогност (Гузиков) , управляющий патриаршими приходами в Канаде Каширский еп. Иов (Смакоуз) , наместник Спасо-Преображенского Валаамского монастыря Троицкий еп. Панкратий (Жердев) , председатель епархиальной комиссии по социальному служению в местах лишения свободы Красногорский еп. Иринарх (Грезин) , руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям Звенигородский еп. Антоний (Севрюк), управляющий патриаршими приходами в США Наро-Фоминский еп. Иоанн (Рощин), председатель Синодального отдела по делам молодежи Люберецкий еп. Серафим (Амельченков), управляющий приходами Московского Патриархата в Италии Богородский еп. Матфей (Андреев). В помощь Патриарху в управлении Московской городской епархией создан возглавляемый Патриархом епархиальный совет Москвы, при к-ром работают следующие комиссии: богослужебная, по церковному имуществу и землевладениям, ревизионная, искусствоведческая, дисциплинарная, каноническая, экзаменационная, по церковному просвещению и деятельности воскресных школ, информационная, по социальному служению, по социальному служению в местах лишения свободы, по миссионерству и катехизации, попечительская, по протокольному обеспечению церковных мероприятий, по приему посетителей Московской Патриархии, по исследованию подвига новомучеников и исповедников и увековечению памяти почивших священнослужителей Москвы, а также отдел религ. образования, молодежный отдел, церковный суд. К нач. 2017 г. на территории Москвы действовали 15 мон-рей (7 мужских и 8 женских, из них 13 ставропигиальных) и 493 прихода, в клире состояли 25 архиереев, 1277 священников и 386 диаконов (кроме насельников ставропигиальных мон-рей в священном сане). Помощь в управлении Московской обл. епархией Крутицкому и Коломенскому митрополиту оказывает возглавляемый им епархиальный совет. Работают следующие епархиальные отделы: религ.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Протоиерей Владимир Силовьев родился 27 ноября 1955 года в г. Карабанове Александровского района Владимирской области в православной семье. В 1972 году окончил среднюю школу, в 1974-м — медицинское училище 13 в Москве. С 1974 по 1976 год служил в рядах Советской армии. С 1976 по 1979 год учился в Московском медицинском институте имени Семашко. С 1979 года обучался в Московских духовных школах. Окончил Московскую духовную академию в 1985 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Святой благоверный князь Даниил Московский и созданный им Данилов монастырь». В том же году рукоположен во диакона и во пресвитера. Служил в московских храмах: в Богородском Преображенском, святого мученика Иоанна Воина на Якиманке, Скорбященском на Калитниковском кладбище. Посещал вольнослушателем лекции на искусствоведческом отделении Московского государственного университета. В июле 1989 года назначен настоятелем вновь открытого храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. В 1990 году возведен в сан протоиерея. С 1995 по 1998 год — член Епархиального совета города Москвы, с 1998 года — председатель искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете города Москвы, с 2015 года также секретарь Общецерковной комиссии по церковному искусству, архитектуре и реставрации . За годы служения отца Владимира на этом посту главная издательская структура Русской Православной Церкви добилась новых впечатляющих успехов. Значительно вырос общий тираж издаваемых книг, расширен их ассортимент. Улучшено оформление «Журнала Московской Патриархии», увеличен его тираж, запущен самостоятельный веб-сайт издания и его странички в соцсетях. В 2011 году ЖМП отметил свое 80-летие. 23 декабря 2011 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил редакцию «Журнала Московской Патриархии» с юбилеем и во внимание к трудам и в связи с юбилеем издания вручил высокие церковные награды его сотрудникам. Епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский Николай (с 2017)

http://patriarchia.ru/db/text/5858834.ht...

Наталия Марковна Зельцер Закончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, Ленинградский государственный педагогический институт имени А.И. Герцена. В настоящее время - иконописец Князь-Владимирского собора. - Оглядываясь назад и оценивая то, что произошло за последние пятнадцать лет, как бы вы охарактеризовали состояние иконописи в современной России? Можно ли говорить о зарождении в наши дни какого-то нового иконописного стиля? - О каком-то общем стиле говорить сложно. Сейчас люди ориентируются на те примеры из прошлого, которые им нравятся, на каноны и на собственное восприятие Евангелия. - Но нас в школе учили, что в прошлом в России были разные иконописные школы - Новгородская, Московская… Существует ли понятие «школы» в современной иконописи? - Вообще разделять иконопись на школы - это чисто искусствоведческий, светский подход. Конечно, можно сказать, что в разные времена и в разных странах иконописная традиция принимала разные формы. Но в конечном итоге вся иконопись основана на одном и том же Слове, а все основы канонической иконописи заложены в Византии в V веке и с тех пор не менялись. - А Церковь сегодня как-то регулирует сферу иконописи? Есть ли в современной Церкви какие-то органы или комиссии, которые следят за соблюдением иконописных канонов? - Я ни разу не видела, чтобы священник отказался освятить какую-либо новонаписанную икону… Конечно, никто эту сферу строго не регламентирует. Но за последние двадцать лет появились специалисты, к которым можно обратиться за консультацией, есть признанные учебные заведения, где учат иконописи и реставрации. Ведь на тот момент, когда иконопись у нас возрождалась, большинство священников и не видели никогда каноническую иконопись. А сейчас уровень знаний у мирян и священнослужителей существенно возрос. К тому же сейчас у нас есть епархиальная комиссия, которая наблюдает за строительством новых храмов. Ее возглавляет игумен Александр Федоров - он же руководит иконописным отделением при семинарии. Наличие такой комиссии очень важно, потому что если храм построен неправильно, его невозможно правильно расписать.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

В Ростове впервые проходит выставка икон из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, организованная Областным музеем изобразительных искусств и Донской митрополией 16 октября 2014 г. 15:14 15 октября 2014 года митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий посетил выставку икон из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (Москва). Выставка «О Тебе радуется» является первым совместным проектом Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Ростовского областного музея изобразительных искусств и  Донской митрополии . На выставке присутствовали министр культуры Ростовской области Тимофей Субботин, заместитель директора музея им. Андрея Рублева Мария Иващук, директор Ростовского областного музея изобразительных искусств Светлана Крузе, главный хранитель музея им. Андрея Рублева Оксана Смирнова, председатель Искусствоведческой комиссии Донской митрополии, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ростовской епархии протоиерей Валерий Волощук, члены комиссии, духовенство епархии, студенты художественного техникума им. Грекова. Глава Донской митрополии обратился с приветственным словом к посетителям выставки, отметив, что она открывается в дни празднования Покрова Пресвятой Богородицы — особо чтимого праздника на Дону среди казачества. «Радует то, что выставка посвящена Богоматери и называется " О Тебе радуется " . Слово  " радость " сейчас в нашей жизни становится редкостью. Но радоваться человек может не только от человеческого общения, но иногда и от того, что что-то приятное и полезное увидел. Икона тоже является радостью. Сегодня для нас такая радость — через Богоматерь, через Ее изображение можно заглянуть в мир небесный. Эта выставка предоставляет счастливую возможность для посетителей порадоваться тому, что Бог не оставляет нас», — подчеркнул архипастырь. На выставке в Ростовском областном музее изобразительных искусств в отдельном оборудованном зале представлены также иконы из древлехранилища Донской митрополии и запасника Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря. Открытие данного зала стало возможным благодаря совместным усилиям сотрудников музея и представителей Донской митрополии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010