Этот чудотворный образ, датированный домонгольским периодом и являющийся святыней Владимирской земли, находится в специальном климатическом киоте. К сожалению, негативных примеров можно привести значительно больше 6 . Достаточно вспомнить частые заявления таможенных служб и милиции о задержании в огромных количествах церковных ценностей, многие из которых являются настоящими сокровищами. Особо поразило заявление о задержании более трёх тонн икон и предметов декоративно-прикладного искусства, вывезенных из России, в марте 2009 года. И такие сообщения — не редкость. О причинах этого явления нужно серьёзно задуматься не только милиции и таможенным службам. На наш взгляд, образцом во многом также может быть Церковно-археологический кабинет при МДАиС, созданный профессорами и преподавателями Академии в 1950 году. В основание музея положены прежде всего пожертвования Святейшего Патриарха Алексия, а также вклады Преосвященных архиереев, клириков и мирян 7 . При ЦАКе есть штатные хранители и реставраторы, заботящиеся об учёте и сохранности коллекции. Кроме этого, нужно отметить заботу о безопасности коллекции: здесь установлено видеонаблюдение и пожарная сигнализация. Свидетельством хорошей работы ЦАКа являются также периодически проводимые здесь выставки. Говоря о положительном опыте, необходимо отметить и работу искусствоведческой комиссии при Московской Патриархии и отдела по реставрации и строительству Московской епархии. Именно в такие отделы и комиссии должны обращаться настоятели за помощью при разработке проектов строительства и реставрации храмов. Так, митрополит Ювеналий в том же докладе говорит: “Должно неопустительно представлять на благословение Правящего архиерея эскизные проекты генеральных планов храмовых комплексов, строительства или реставрации храмов, создания или реставрации росписи храмов, иконостасов и других значительных в художественном отношении работ по интерьеру церквей” 8 . Однако существуют и определённые проблемы в постановке вопроса. Так, необходимо разграничивать строительство и реставрацию.

http://pravmir.ru/o-sohranenii-tserkovny...

Заместитель председателя Исполнительного Комитета Ленинградского Совета депутатов трудящихся Е. ФЕДОРОВА Депутат Верховного Совета СССР П. КУБАТКИН Главный архитектор Ленинграда член-корреспондент Академии архитектуры Н. БАРАНОВ Член городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников Б. СТРАУПЕ Вице-президент Академии наук СССР академик Л. ОРБЕЛИ Вице-президент Академии наук СССР академик А. БАЙКОВ Председатель Правления Союза советских писателей Н. ТИХОНОВ Патриарх Московский и Всея Руси АЛЕКСИЙ Уполномоченный Комитета по делам искусств при СНК СССР в Ленинграде Б. ЗАГУРСКИЙ Директор Государственного Эрмитажа академик И. ОРБЕЛИ Член-корреспондент Академии наук СССР доктор искусствоведческих наук, профессор М. ДОБРОКЛОНСКИЙ Декан энерго-машиностроительного факультета Ленинградского политехнического института им. М.И. Калинина, доктор технических наук, профессор В. ШРЕТЕР Декан юридического факультета Ленинградского государственного университета, заслуженный деятель наук, доктор юридических наук, профессор А. ВЕНЕДИКТОВ Ответственный секретарь Ленинградской городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников Л. КУПРИЯНОВА ЦГА СПб. Ф. 8557. Оп. 6. Д. 1109. Л. 1043. Подлинник. Опубликован в 1945 г. отдельной брошюрой. О числе погибшего в Ленинграде населения СВЕДЕНИЯ городской комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников о числе погибшего в Ленинграде населения 25 мая 1945 г. п/п Наименование районов и городов Убито авиабомбами и артснарядами Погибло от голода Всего погибло Ранено Василеостровский Володарский Выборгский Дзержинский Кировский Красногвардейский Куйбышевский Ленинский Московский Октябрьский Петроградский Приморский Свердловский Смольнинский Фрунзенский г.Колпино г.Кронштадт По централизованному учету отдела актов гражданского состояния (персонально установленных) 191427 191427 Итого: 632253 649000

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как пояснил ТАСС глава комиссии протоиерей Леонид Калинин, изначально произошел сбой с порядком утверждения эскизов, поэтому и возникло напряжение. Результат оказался не таким, как ожидали. По его словам, процесс возвращается в «нормальное русло» вдумчивого подхода к тому, какой может быть роспись в совершенно особенном месте – храме при детской больнице. «Профессиональная искусствоведческая комиссия рассматривает все эскизы, работает вместе с авторами по уточнениям и исправлениям, сейчас никаких предпосылок для какого-то дальнейшего разжигания конфликта вообще не существует. Мы ждем разработки проекта иконостаса и второй части росписи. В целом ситуация успокоилась, очень мирно все разошлись. Было очень доброжелательное, вдумчивое обсуждение с позитивным результатом», – отметил он. По словам священника, если по окончании подготовительного процесса у комиссии останутся неразрешенные вопросы, то, возможно, она обратится за окончательным решением к Патриарху. Фрески Затуловской стали «принципиально важным событием, которое преодолевает некоторые застойные моменты последних десятилетий в церковном искусстве», считает член комиссии, иконописец Александр Солдатов. По его мнению, отделение церковного от культуры «принципиально неприемлемо» для самой же Церкви. «Это привнесение в церковную культуру свежей струи, очень высокохудожественной традиции светского искусства чрезвычайно полезно для самой Церкви», – отметил Солдатов. По его словам, фрески Затуловской «совершенно каноничные»: «светлые, абсолютно христианские, радостные и красивые», образы легко узнаются, при том, что живопись художницы «необычного языка». Работа Ирины Затуловской " Uomini e bestie " . Фото: ninadue.com Комиссия также сошлась во мнении, что в храме при детской больнице роспись должна быть живой, а не «среднестатистической», и может чем-то походить на детский рисунок. «Здесь совершенно другое искусство. Может быть, оно кому-то покажется очень своевольным, немножко свободным, но там нет никаких нарушений канонов – это просто чуть более свободное искусство, чем обычно мы привыкли видеть, когда строгие лики или строгие позы... В конце концов, это может быть такой даже шаг вперед в развитии современного церковного искусства», – считает кандидат культурологии, искусствовед, член экспертного совета по церковному искусству Ирина Языкова.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Состоялось первое заседание расширенного состава Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации в режиме коллегии 13 октября 2016 г. 19:51 12 октября 2016 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание расширенного состава Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации в режиме коллегии. В состав коллегии, помимо членов Экспертного совета, вошли представители зарубежных (по отношению к России) частей Русской Православной Церкви. На повестку дня были вынесены следующие вопросы: По итогам заседания создано 4 рабочих группы по направлениям работы Экспертного совета: На заседании выступили: председатель Совета протоиерей Леонид Калинин, священник Сергий Неретин — клирик Вознесенского кафедрального собора г. Алм-Аты, представитель Митрополичьего округа в Республике Казахстан , директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин, вице-президент Российской академии художеств, ректор Московского архитектурного института, профессор, доктор искусствоведения Д.О. Швидковский, заместитель генерального директора музея-заповедника «Московский Кремль», профессор, заслуженный деятель искусств РФ, член президиума Научно-методического совета Министерства культуры РФ А.Л. Баталов, заведующая кафедрой иконописи и монументальной живописи Православного Свято-Тихоновоского гуманитарного университета Е.Д. Щеко, председатель комиссии Союза архитекторов РФ по культовым сооружениям, член консультативно-экспертного совета Московской областной епархии по реставрации М.Ю. Кеслер, архитектор, член Московской искусствоведческой комиссии Д.В. Пшеничников и другие. Заседания Экспертного совета (ЭС) по церковному искусству, архитектуре и реставрации, по решению Святейшего Патриарха, будут проводиться не реже, чем дважды в год, а коллегия один раз в год будет рассматривать вопросы общецерковного уровня. Решения и рекомендации общецерковного характера, принятые в рамках работы коллегии, будут передаваться в Священный Синод для принятия к сведению или для общецерковного утверждения. Экспертный совет не принимает административные решения, но представляет Священноначалию профессиональные экспертные заключения и осуществляет практическую помощь епархиям Русской Православной Церкви в проведении экспертиз и сертификаций, а так же в обмене опытом по реставрации, храмоздательству и церковному искусству. Экспертный совет сформирован как самостоятельная общецерковная структура, занимающаяся экспертизой по трем главным направлениям: проекты храмов-новостроек и церковных сооружений (и мониторинг их последующей реализации); проекты реставрации храмов с их последующей реализацией; актуальные аспекты проходящих в церковном искусстве творческих процессов и, в том числе, в иконографии. Вошедшие в ЭС эксперты высококлассные специалисты, компетентность каждого из которых в своей области признается на общероссийском и мировом уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/4637550.ht...

2431. Воробьев В., прот. А. Б. Салтыков: К 40-летию со дня кончины//БСб. 1999. 3. С. 275–277. 2432. Квливидзе Н. В. Историография русского церковного искусства//ИВ. 2000. Вып. 3–4(7–8). С. 238–263. 2433. Кызласова И. Л. Историк православного искусства Александр Иванович Кирпичников//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 314–332. 2434. Матюшкина М. Л., Павлова К. Н. Методологический аспект работы А. Н. Грабара «Император в византийском искусстве»//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 139–145. 2435. Матюшкина М. Л., Павлова К. Н. А. А. Фролов: Эмигрантская судьба русского ученого//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 333–341. 2436. Озолин Н., прот. Два аспекта иконологии Л. А. Успенского //ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 9–16. 2437. Пятницкий Ю. А. К истории бытования византийских памятников из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 50–58. 2438. Силовьев В., прот. Некоторые аспекты работы Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете Москвы//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 155–160. Символика христианского искусства 2439. Букин Н. Происхождение древле-христианской символической живописи и значение ее в истории искусств//АиО. 1997. 2(13). С. 324–339. 2440. Журавский А. В. К вопросу об использовании полумесяца (луны) в христианской символике//ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 31–35. 2441. Звездина Ю. Н. «История о животных бессловесных» [М., 1803] – источник по христианской морально-назидательной символике//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 192–200. 2442. Луковникова Е. А. Древнехристианская изобразительная символика//АиО. 1995. 3(6). С. 160–168. См. также 2225, 2885. Архитектура 2443. Берташ А. В. Содержание и эволюция русского стиля в церковной архитектуре середины XIX – начала XX в.//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 113–124. 2444. Георгий (Данилов), еп. Нижегородский и Арзамасский. Патриарший архитектурно-реставрационный центр: Тез. докл./Архим. Георгий (Данилов)//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 161–162. 2445. Корноухов А. Д. Современная практика работы в храмовой архитектуре//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 180–184. 2446. Крашенинников А. Ф. Архитектор В. Н. Максимов и его деятельность по церковному строительству//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 349–357.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Решительно указал Святейший Патриарх на недопустимость освещать учреждения сомнительного назначения — разного рода ночные клубы, дискотеки и рестораны, магазины, где продается безнравственная и сомнительная продукция. В отношении богослужения Предстоятель Церкви высказался в том смысле, что в приходах нашей столицы должно совершать богослужения неспешно, но и не чрезмерно растягивая, учитывая реальные потребности и возможности прихожан. При рассмотрении внебогослужебной деятельности прихода, мне особенно запомнилось высказывание о том, что особенный акцент следует сделать на волонтерских добровольческих проектах, по работе с молодежью. На каждом приходе должны в качестве регулярных тружеников появиться: педагог-катехизатор, молодежный руководитель, церковный социальный работник. Предстоятель отдельно остановился на имеющем место по сей день недостаточном уровне богословского образования клириков. Путем решения этой проблемы видится и проведение пастырских семинаров, и определенная переподготовка по благочиниям. Для лучшей подготовки будущих кадров Учебному комитету было дано указание о разработке программы и создании проекта подготовительных курсов для поступающих в духовные семинарии. Немалое внимание было уделено и эстетике храмового бытия. Концентрированно Патриарх Кирилл сказал об этом в следующей фразе: «Может ли быть благодатным безобразие?», имея в виду ту вкусовщину и непризнание авторитета квалифицированных специалистов, которые мы порой встречаем при строительстве или реставрации храмов, даже и московских. И Святейший Патриарх твердо указал, что настоятель ни в коем случае не должен руководствоваться своими понятиями и представлениями. Нужно следовать совету профессионалов и необходимым результативным заключениям искусствоведческой комиссии. Вопросы Предстоятелю Также Святейший Патриарх довольно долго отвечал на записки, в том числе на неподписанные (но рекомендовал подписывать, говоря, что бояться этого не нужно). Что мне запомнилось (это вполне не репрезентативная выборка). На вопрос — традиционно встречающийся — о длительном чтении записок на Литургии Патриарх ответил, что долгом настоятеля является позаботиться, чтобы не складывалась парадоксальная ситуация, когда Евхаристический канон занимает 15 минут на Литургии, а чтение записок — 40-50. При этом Его Святейшество не призывал отказаться от чтения записок вообще, но отвести этому разумное время.

http://patriarchia.ru/db/text/976621.htm...

тема Г. в «общественных науках» неизбежно предполагала идеологический подтекст, была прямо или косвенно связана с апологией социализма и критикой классового характера «буржуазного гуманизма». Написанные в это время работы о гуманистическом характере социализма, социалистической демократии и даже советской пенитенциарной системы если и заслуживают внимания, то только для понимания роли идеологии в советском обществе. В меньшей степени идеологический диктат и цензурные ограничения отразились на издании лит-ры, прямо или косвенно связанной с Г. и попытками его осмысления. В советское время были переведены на рус. яз. или переизданы философские сочинения таких видных представителей гуманистической мысли, как Дж. Бруно, Л. Валла, Н. Макиавелли, Ф. Петрарка, П. Помпонацци, Эразм Роттердамский, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, М. Монтень и др. Проблемы Г. эпохи Возрождения в его отношении к искусству и культуре рассматривались в фундаментальных трудах М. В. Алпатова , Л. М. Баткина, М. М. Бахтина, Б. Р. Виппера , А. Г. Габричевского, В. Н. Гращенкова, И. Е. Даниловой, В. Н. Лазарева , И. А. Смирновой. Философии и этике Г. эпохи Возрождения посвящены работы Л. М. Брагиной, Н. В. Ревякиной, В. В. Соколова, А. Х. Горфункеля и др. Вопросы Г. и эстетики Ренессанса в художественной лит-ре разрабатывались в работах А. А. Аникста, И. Н. Голенищева-Кутузова, Л. Е. Пинского, Р. И. Хлодовского и др. Проблемы возрожденческой науки в связи с Г. обсуждались в книгах П. П. Гайденко, А. А. Гастева, В. П. Зубова, Б. Г. Кузнецова и др. Исследователями эпохи Возрождения И. А. Антоновой, Н. М. Гершензон-Чегодаевой, М. А. Гуковским, А. К. Дживелеговым, Ю. Д. Колпинским, В. Д. Коонен, О. Ф. Кудрявцевым, Н. В. Ревуненковой, Е. И. Ротенберг, В. И. Рутенбург, И. Х. Черняк и др. написаны работы, в ко-рых рассматривается широкий круг исторических, искусствоведческих и философских проблем, касающихся взаимоотношения Г. с античной мифологией, христианством, философией и культурой Возрождения. Тема кит. Г. была исследована Н. И. Конрадом, визант. Г.- И. П. Медведевым . Комиссией по культуре Возрождения начиная с 1973 г. издано 20 сборников исследовательских статей.

http://pravenc.ru/text/168288.html

13 ноября 2013 г. 19:30 Памятник святым Димитрию Донскому и Евфросинии Московской торжественно откроется в Москве 19 ноября На ближайший вторник, 19 ноября, в российской столице намечено освящение и торжественное открытие памятника святому благоверному князю Димитрию Донскому и его супруге Евдокии (преподобной Евфросинии Московской). Бронзовая скульптурная группа, изображающая супругов, их сына Василия и еще одного младенца на руках у княгини, появится на территории храма преподобной Евфросинии на Нахимовском проспекте столицы. Как рассказал «Церковному Вестнику» настоятель храма протоиерей Алексей Ладыгин, в настоящий момент отливка монумента общей высотой 4 метра в подмосковном Солнечногорске завершена, в Москву для монтажа его намечено доставить 18 ноября. «В свое время идею этого памятника одобрила Московская городская Дума, но бюджетного финансирования не предусмотрели, - напомнил о. Алексий. - Поэтому нам пришлось заниматься этим исключительно на средства жертвователей». Общая смета памятника составила 6 миллионов рублей. Предварительно приход храма провел закрытый конкурс проектов, по итогам которого лучшей признали работу скульптора Дмитрия Кукколоса. В окончательном проекте учтены замечания Искусствоведческой комиссии Московской Патриархии. Как рассчитывают инициаторы установки памятника, тот напомнит москвичам об атмосфере подлинно христианской любви, царившей в семье Димитрия и Евдокии. Освятит памятник по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла руководитель управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям архиепископ Егорьевский Марк . Начало торжества 19 ноября в 16.00 в домовладении 8 по Нахимовскому проспекту. 13 ноября 2013 г. 19:30 HTML-koд для сайта или блога: Памятник святым Димитрию Донскому и Евфросинии Московской торжественно откроется в Москве 19 ноября На ближайший вторник, 19 ноября, в российской столице намечено освящение и торжественное открытие памятника святому благоверному князю Димитрию Донскому и его супруге Евдокии (преподобной Евфросинии Московской). Бронзовая скульптурная группа, изображающая супругов, их сына Василия и еще одного младенца на руках у княгини, появится на территории храма преподобной Евфросинии на Нахимовском проспекте столицы. e-mail: @

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnik-evfro...

Для творчества священника Павла Флоренского свойственно, как отмечал и он сам, сочетание двух подходов: с одной стороны, – конкретные исследования, посвященные детальному, скрупулезному анализу предмета, которые кажутся второстепенными, например, описание эволюции олифы икон; с другой стороны, – внутренне основанное на этих исследованиях, следующее из них, философское обобщение. Такими конкретными работами явились созданные частично вместе с Ю. А. Олсуфьевым, в связи со службой в Комиссии, несколько «Описей», – фундаментальных исследований предметов древнерусского церковного искусства, в частности «Опись икон Троице-Сергиевой Лавры дο XVIII в. и наиболее типичных XVIII–XIX в.» (рукопись, 1920); «Опись лицевых изображений и орнамента книг Троице-Сергиевой Лавры» (рукопись, 1921); «Опись панагий Троице-Сергиевой Лавры» (Сергиев Посад, 1923); «Амвросий, Троицкий резчик XV в.» (Сергиев Посад, 1927). Эти работы не потеряли своего значения и теперь, о чем говорят многочисленные указания на них в исторической и историко-искусствоведческой литературе. Исследованиями обобщенного философского характера явилась серия трудов об иконах. Учитывая широту и разносторонность подхода отца Павла Флоренского к предмету исследований, можно понять, почему он рассматривал эту проблему в своих сочинениях с разных точек зрения. Эти работы, являясь обычно частями или главами более значительных трудов, представляли собой в то же время законченные произведения, которые публиковались самостоятельно. Наиболее ранней работой, посвященной анализу иконописи, является доклад «Моленные иконы преподобного Сергия», прочитанный в 1919 г. на заседании Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры (опубликован в «Журнале Московской Патриархии», 1969, 9). Следующий, но более значительный труд, – «Иконостас» (1922 г.), один из разделов обширной работы «Философия культа», над которой отец Павел Флоренский работал в самом начале 20-х годов. Почти одновременно с ним написана другая работа на близкую тему, – «Обратная перспектива» (1922 г.), глава труда «У водоразделов мысли», объявленная печатанием в издательстве «Поморье» (см. рекламный листок в книге Π. А. Флоренского «Мнимости в геометрии». «Поморье», M., 1922). Эта статья подготовлена к печати в 1922 г., но тогда не была опубликована и вышла в 1967 г. в Тарту (Труды по Знаковым системам, вып. III, Тарту, 1967). Позже, в 1924 ., отец Павел Флоренский говорил о методах изучения предметов изобразительного искусства на лекциях в Высших Художественных Мастерских (ВХУТЕМАС), где читал курс анализа перспективы. К этим работам тесно примыкает «Анализ пространственности в художественных произведениях» (1927 г.). Все эти статьи с разных точек рассматривают православные иконы. В них уже в 20-е годы поставлен и сформулирован ряд проблем, которым посвящено в последние несколько лет много публикаций и выступлений.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Стремясь в срок сдать работу комиссии, художники экспедиции невольно желали придать фрескам, изъятым из «материнских» интерьеров, изобразительную законченность, чтобы те воспринимались цельными произведениями. В первую очередь именно этим обстоятельством объясняется довольно смелое (особенно по довоенным меркам) использование тонировок и «дописываний» утраченных фрагментов. Некоторые «переосмысленные» подобным образом фрагменты росписи давали обильную пищу для размышлений исследователям следующих поколений. Так, только теперь окончательно выяснилось, что одна из верхних конечностей ангела в апокалиптическом цикле с 1940 года занимает положение, отличное от первозданного. При недавней реставрации историческая справедливость восторжествовала: руку «вернули» на место. Впрочем, многие тайны стенописи Троицкого собора только предстоит разгадать. Так, в апокалиптическом фресковом цикле у двух ростовых фигур угадывается портретное сходство с царственном четой: государем Алексеем Михайловичем и государыней Марией Ильиничной. Подписей ни у той, ни у другой фигуры нет, зато их главы окружают нимбы. Несмотря на это, советская искусствоведческая традиция прочно отождествляла их с венценосными ктиторами обители из рода Романовых. Справедливо или нет – возможно, выяснят лишь будущие поколения исследователей. Экспозиция открыта во внутренней анфиладе музея по адресу Москва, Воздвиженка, 5/25 ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ ЧИТАЙТЕ В ВОСЬМОМ НОМЕРЕ " ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ " 18 сентября 2020 г. 14:20 HTML-koд для сайта или блога: Фрески Калязинского монастыря проступают из-под толщи времени К 80-летию гибели архитектурного ансамбля Троицкого Макарьева монастыря в затопленном при создании Угличского водохранилища городе Калязине Государственный музей архитектуры преподнес поистине царский подарок ценителям и знатокам православного искусства. Здесь открылась постоянная экспозиция, которая представляет и сами сохраненные фрагменты стенописи соборного храма обители, и подробно рассказывает об истории их спасения и растянувшейся на несколько поколений реставрации.

http://e-vestnik.ru/culture/freski_kalya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010