5. Приветствовать высказанное предложение о разработке методических материалов и учебников по вероучительным дисциплинам для всех классов общеобразовательной школы для последующего внедрения в православные школы, гимназии и лицеи. 6. Констатировать крайнюю нежелательность отсутствия у священнослужителей законченного богословского образования. Предложить организовать в благочиниях семинары для повышения квалификации духовенства. 7. Выразить озабоченность недостаточным количеством приходских храмов в российской столице, населенной многими миллионами людей. Считать необходимым предпринять усилия, направленные на увеличение численности храмов с целью нормализации приходской жизни. 8. Полагать важной активизацию деятельности Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете города Москвы и оказание ею помощи каждому приходу в проектных работах, касающихся строительства и восстановления храмов и иных церковных зданий, а также организации внутрихрамового пространства. 9. Обратиться к органам государственной власти с пожеланием о скорейшем принятии закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, что позволило бы упорядочить существующую практику такой передачи в центре и регионах, а также по справедливости разрешать возникающие конфликты. 10. Выразить удовлетворение принятием Священным Синодом нового приходского устава, окончательно устраняющего навязанную Церкви управленческую практику, возникшую в годы гонений. Считать необходимым скорейшее принятие приходами данного устава. 11. Полагать своевременным переход к распространению в церковных лавках и православных книжных магазинах только той литературы, которая одобрена Издательским Советом Русской Православной Церкви, и только тех периодических изданий, которые одобрены Синодальным информационным отделом. 12. Иметь в виду, что возрождающаяся роль Церкви в обществе ставит вопрос об особом церковном попечении о состоянии семьи. Статистика разводов, абортов, внутрисемейных проблем должна восприниматься как один из важных показателей действенности пастырского служения. В настоящее время необычайно важна церковная работа с молодыми семьями. Браковенчанию должна предшествовать катехизическая и назидательная беседа. В дальнейшем семья, созданная в Таинстве Брака, должна побуждаться к постоянному контакту с приходом, включая участие в богослужении и различных формах приходской деятельности.

http://patriarchia.ru/db/text/969686.htm...

И это принципиальный вопрос, поскольку в этих видах работ используются совершенно разные методики и подходы. В свою очередь, необходимо понимать, что кроме недвижимых церковных памятников (в основном переданных государством Церкви зданий храмов), которые, похоже, сейчас только и имеются в виду, существуют и движимые церковные памятники, которые также требуют особого учёта, хранения и реставрации. К движимым церковным памятникам можно отнести предметы изобразительного искусства (иконы, живопись), книги, рукописи, предметы декоративно-прикладного искусства (церковная утварь из различных материалов, шитьё, облачения, колокола) и др. На проблеме сохранения движимых церковных памятников хочется остановиться подробнее, так как этой проблеме, на наш взгляд, не уделяется достаточного внимания. В определении Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 24–29 июня 2008 года “О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви” было отмечено следующее: “Сочтено полезным создание при епархиальных управлениях, духовных школах, монастырях и приходах древнехранилищ (церковных музеев) для сохранения духовного, исторического и культурного наследия православной традиции, запечатлённой в материальных памятниках прошлого” 9 . Для того, чтобы воплотить в жизнь эту рекомендацию, нужно иметь чёткое представление о последовательности действий в данном направлении. По сути сегодня необходимо говорить не только о создании в епархиях искусствоведческих комиссий, но и о создании в структуре епархиальных управлений отделов по учёту, хранению и реставрации церковных памятников. Это не будет новшеством, поскольку Поместным Собором 1917–1918 годов было намечено развитие системы церковно-археологических учреждений, которую должна была возглавить Патриаршая палата церковного искусства и древностей. Этому помешала революция. В послереволюционное время лишь некоторые выдающиеся личности, такие как Ю. А. Олсуфьев, в жесточайших условиях продолжали свои исследования в области искусствоведения и теории музейного дела 10 .

http://pravmir.ru/o-sohranenii-tserkovny...

Дети заболевали и стали один за другим умирать. Из десятерых осталось в живых только пятеро, хотя переболели туберкулезом так или иначе при таком соседе в семье все. Это те убийственные устои, что насаждались новыми «хозяевами», и, судя по всему, передавались ими от поколения к поколению: сын Михаленко работал в НКВД – на Лубянке. Хотя, надо заметить, что и случаев покаяния как самих чекистов, так и их потомков – слава милосердию Божию! – известно достаточно. Убийственная служба режиму, всячески поддерживаемая номенклатурой, вероятно, просто заменяла, по планам большевиков-коммунистов, ранее передававшееся из поколения в поколение служение у Престола Божия. У протоиерея Димитрия Смирнова предки по одной линии все были священниками вплоть до XVII века, а по другой – до XVIII века. Его дед и отец – советская власть постаралась! – стать священниками уже не могли. Хотя в параллельных линиях родства духовенство все же было. Например, священник Димитрий Крылов (†12.01.1966), чье результативное душепопечение советской власти сильно досаждало, и его, разумеется, гоняли с прихода на приход. Но он был, впрочем, любимцем за свое ревностное служение у Святейшего Алексия I, который направлял его по рублевским местам. Так, Промыслом Божиим и благословением священноначалия он нашел и сохранил для нас то, что ныне в науке называется «Звенигородским чином» Андрея Рублева. На самом деле к Звенигороду эти всем нам известные иконы не имеют никакого отношения, кроме того, что тогда там служил отец Димитрий Крылов, к которому старые иконы попали от немца художника-антиквара, служившего у купца Сапожникова. Последний был из старообрядцев, у него-то, судя по всему, в семье и хранились эти святыни. А когда началась революция, убийства да разорения, реликвию постарались спрятать. Так она и оказалась у отца Димитрия Крылова, прекрасно разбиравшегося в древнерусском искусстве и сразу сообразившего, что перед ним не простые иконы… Он потом сам и вызвал комиссию Грабаря, а тот приписал искусствоведческое «открытие века» себе, что это он якобы нашел где-то эти иконы на чердаке…

http://pravoslavie.ru/95609.html

Состоялось очередное заседание расширенного состава Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации 18 мая 2017 г. 15:17 17 мая 2017 года в Трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялось очередное заседание расширенного состава Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации . В заседании коллегии, помимо членов Экспертного совета, приняли участие представители Русской Православной Церкви из Митрополичьего округа в Республике Казахстан ,  Белорусского экзархата ,  Виленской и Литовской епархии , Эстонской Православной Церкви . На заседании выступили: В ходе заседания также выступили: епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий  — архитектор, секретарь Экспертного совета по Сибири и Дальнему Востоку; протоиерей Владимир Силовьев  — главный редактор Издательства Московской Патриархии , председатель Московской епархиальной искусствоведческой комиссии; С.В. Демидов — директор Патриаршего архитектурно-реставрационного центра, архитектор-реставратор высшей категории, член Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ; Л.И. Лифшиц — доктор искусствоведения, заведующий сектором древнерусского искусства Государственного института искусствознания, член президиума Научно-методического совета по охране и реставрации недвижимых памятников культуры Министерства культуры РФ; М.В. Чистякова — заместитель директора Государственного исторического музея по научно-фондовой работе; В.В. Дмитриев — доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры инженерной геологии Российского государственного геологоразведочного университета, инженер-реставратор, член Научно-методического совета при Министерстве культуры РФ; М.В. Нецветаева — представитель Белорусского экзархата. Участники встречи обсудили следующие документы, которые после окончательной доработки будут представлены для утверждения Предстоятелю Русской Православной Церкви: Более подробная информация о заседании будет размещена на сайте Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации  http://expe rtchurch.ru . Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4895292.ht...

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии при ФНКЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии. 2012 г. Товарищество реставраторов «Мастерские Андрея Анисимова». Фото: patriarchia.ru Известный архитектор Андрей Анисимов рассказал о своей практике строительства храмов. Он особо отметил, что в идеале весь цикл работ по проектированию, строительству и благоукрашению храма следует выполнять «одной командой профессионалов, обладающих опытом и отлично знающих, прежде всего, многовековую традицию архитектуры православных храмов». По его мнению, главной проблемой строителей в регионах, несмотря на двадцатилетие церковного возрождения, является слабое понимание практического назначения разных частей храмового пространства – ведь опыта у светских архитекторов по-прежнему не хватает. Самая частая ошибка, даже при удачном архитектурном решении, по мнению Андрея Анисимова, это несоответствие интерьера экстерьеру. Поэтому проектировщики, архитекторы и иконописцы должны создавать храм сообща, продумывать каждую деталь в едином стиле. Кроме того, нужно эффективно решать чисто практические задачи. Все храмостроители сошлись во мнении, что проект современного храма должен предусматривать удобные приходские помещения, чтобы разместить, например, раздевалку или комнату матери и ребенка, не говоря уже о библиотеке или воскресной школе. Таким образом, требуется уже строить не храм, а сразу задумывать единое решение для целого храмового комплекса. К сожалению, как показывает практика, такой храм, сделанный продуманно и по всем канонам, будет стоить недешево. «Но дело даже не в количестве средств, а в том, чтобы расходовать их с умом, не просто покрыть всю крышу золотом в знак богатства, а употребить деньги на то, чтобы храм соответствовал своему месту и назначению, а главное, чтобы он был настоящим храмом», – сказал Андрей Анисимов. Важно, что на конференции были показаны некоторые образцы удачных и не удачных, по мнению участников, архитектурных решений храмов в разных городах России и Украины. При этом богатому набору частных мнений явно не хватало обобщения. В конференции не приняли участие ни представители епархиальных искусствоведческих комиссий, ни правящие архиереи из епархий, которые, собственно, и организуют процесс строительства, и могли бы рассказать много интересного. Зато собрание выявило острые проблемы, которые характерны не только для такой специфической области, как церковная архитектура, но и в целом для сознания современного человека.

http://pravoslavie.ru/56415.html

Состоялось первое заседание искусствоведческой комиссии Шадринской епархии 26 августа 2021 г. 12:12 Состоялось первое заседание искусствоведческой комиссии Шадринской епархии , которое возглавил председатель комиссии епископ Шадринский и Далматовский Владимир . В заседании комиссии приняли участие заместитель председателя — епархиальный древлехранитель игумен Варнава (Аверьянов), руководитель отдела религиозного образования и катехизации протоиерей Сергий Климов, руководитель отдела по культуре Шадринской епархии протоиерей Алексий Новоселов, художник православного историко-просветительского центра «Белое городище» при Успенском Далматовском мужском монастыре О.А. Серебренников, директор и главный архитектор ООО «Ресткомплектпроект» (г. Курган) Г.А. Статных. В ходе работы комиссии был рассмотрен уточненный вариант эскизного проекта иконостаса и росписи храма в честь Архангела Михаила села Житниково Курганской области, поступившего от благотворителя А.Н. Барыгина (г. Челябинск), также состоялось обсуждение исторической реконструкции каменной ограды женского монастыря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы села Верхняя Теча Катайского района Курганской области. По итогам заседания было принято решение признать невозможным утверждение поступившего эскизного проекта в предложенном виде из-за недостаточной степени соответствия его стилистики, подобранных сюжетов, цветового решения и формы иконостаса реставрируемому историческому объекту (храму конца XIX — начала ХХ века) как выявленному памятнику культурного наследия. В связи с необходимостью разработки единого стиля, общего для иконостаса и напольных кивотов, заявителю рекомендовано заказать полноценный проект квалифицированным специалистам — с учетом архитектурных особенностей, размера строения и православных традиций. Настенная роспись также должна гармонировать с иконостасом и может быть выполнена после разработки проекта. В завершение заседания игумен Варнава (Аверьянов) проинформировал членов искусствоведческой комиссии о ходе проведения работ по восстановлению юго-восточной части ограды женского монастыря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы села Верхняя Теча, проект которой был разработан членом комиссии Г.А. Статных. Шадринская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Сборник открывают воспоминания коллег и друзей Андрея Георгиевича, первым из которых несомненно был протоиерей Николай Чернышёв, приложивший много стараний для выхода этой книги. Отец Николай — известный московский иконописец и преподаватель иконописания, клирик храма святителя Николая в Клённиках, руководитель мастерской отделения иконописи факультета церковных художеств ПСТГУ, член Патриаршей Искусствоведческой комиссии. После Слова от составителей в сборнике помещён некролог, написанный отцом Николаем, далее следует его подробная статья “Об Андрее, о ценностях, им исповедуемых, о его проблемах и болях”. Такое личное именование Андрея Георгиевича в заглавии по имени объясняется тем, что он был не только близким другом отца Николая, но и духовно у него окормлялся. Эта статья рассказывает о личности Андрея Жолондзя; о его научных устремлениях, о том, какое большое значение придавал он грамотной технологичности исполнения произведения, от которой зависит конечный художественный результат, даже величие произведения. Отец Николай упоминает о бескомпромиссном подходе технолога к реставрации и сохранению церковных памятников — ничто здесь не должно делаться спустя рукава, необдуманно, на скорую руку, чтобы переделать при случае, “потом”. Подобные действия наносят вред произведениям, ускоряют их разрушение. В тексте говорится и о непростом характере Андрея Георгиевича, о его прямоте и принципиальности, о нетерпимости к любой фальши и угождению кому-либо, о стремлении оставаться самим собой; говорится здесь и об отношениях с родителями, упомянуты и его многочисленные болезни и немощи, бывшие практически несовместимыми с той активной деятельностью, которой занимался реставратор. Завершает текст упоминание о людях, так или иначе повлиявших на формирование его личности, известнейшими из которых были архимандриты Таврион (Батозский), Иоанн (Крестьянкин), Зинон (Теодор), С. С. Аверинцев… Продолжает сборник статья протоиерея Бориса Михайлова “Человек девяностых. Памяти А. Жолондзя”. Отец Борис также состоит в Патриаршей Искусствоведческой комиссии, в своей статье он описывает совместную работу с Андреем Георгиевичем в создании “Нас­тавления по приёму, учёту и хранению имущества храмов Русской Православной Церкви” — незаменимого руководства для церковных ризничих, в обязанности которых входят бережное хранение и учёт храмового имущества. Именно на девяностые годы прошлого века приходится начало активной деятельности Андрея Жолондзя, его выступления на совещаниях и конференциях, посвящённых сохранению культурного наследия Церкви, и активная практическая работа на восстанавливаемых или новостроящихся церковных объектах.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-iskusstvo-i...

«Важно, чтобы каждый мастер, который трудится на ниве храмового зодчества, иконописания или иного церковного искусства, знал бы не только внешние формы и характеристики ремесла, но и вдумчиво изучал основы традиции. И если труд художника будет основан не на рабском копировании, а на внимательном и глубоком осмыслении самых основ церковного искусства, тогда, думаю, наше искусство будет возрождаться», — отметил председатель ОВЦС. От имени организаторов выставки выступил протоиерей Владимир Силовьев, председатель Искусствоведческой комиссии при Епархиальном совете г. Москвы. Вместе с представителями художественных мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya» он передал в дар храму Христа Спасителя список Касперовской иконы Божией Матери. Выставка «Свет Рождественской звезды» подготовлена Искусствоведческой комиссией, порталом мастеров православных искусств «Дионисий» и «Журналом Московской Патриархии» . На выставке собраны иконы А. Соколова, священника Андрея Давыдова, А. Чашкина, А. Эйтенейера, С. Ржаницыной, центра «Русская икона», «Московской иконописной мастерской», миниатюры и иконы мстерских мастеров В. Молодкина, Е. Грачева, В. Фокеева, шитые иконы мастерских «Прикосновение» и «Natalia Valevskaya», ювелирные изделия «Мастерской Гребенниковых», работы мастерской «Кавида мастер», галереи «Бронзовое чудо», Творческого союза художников декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты «Товарищества реставраторов» мастерских Андрея Анисимова и других. Скульптор Салават Щербаков предоставил победивший во всероссийском конкурсе проект памятника священномученику Гермогену, который будет установлен в Александровском саду. Для посетителей выставка откроется 7 февраля, по окончании работы Архиерейского Собора. Ее можно будет посетить до 25 февраля. В дни работы экспозиции будут организованы мастер-классы мастеров церковных ремесел, встречи с художниками, презентации ведущих мастерских церковного искусства. 7 февраля пройдет мастер-класс мозаики и архитектурного проектирования «Мастерской Андрея Анисимова» и мастер-класс иконописи Православной школы искусств «Троица», 15 февраля — презентация собрания произведений галереи «Бронзовое чудо». Все мероприятия начинаются в 15.00.

http://patriarchia.ru/db/text/2767314.ht...

На конференции «Церковь и музейное сообщество» обсуждалось сотрудничество государственных музеев Ростовской области и Донской митрополии 17 февраля 2015 г. 14:40 16 февраля 2015 года по благословению митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия в станице Старочеркасской открылась научно-практическая конференция «Церковь и музейное сообщество». Важное событие в жизни Донского региона подготовлено совместно Донской митрополией , Управлением Министерства культуры Российской Федерации по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам, Министерством культуры Ростовской области и Донским Старочеркасским мужским монастырем. Конференция проходила в Атаманском дворце Ефремовского подворья и Воскресенском войсковом соборе. Открывая работу конференции, с приветственным словом к собравшимся обратился руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Ростовской епархии протоиерей Валерий Волощук. Он передал участникам конференции благословение главы Донской митрополии митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия. Ключевыми вопросами конференции стали история Старочеркасского Воскресенского войскового собора и сотрудничество государственных музеев Ростовской области и Донской митрополии. Работа форума организована в целях развития взаимодействия Донской митрополии и музеев Ростовской области в сохранении, использовании и популяризации историко-культурных ценностей, а также привлечения интереса молодежи к духовно-нравственным проблемам современности, повышения уровня ее религиоведческой культуры, вовлечения в реализацию научно-исследовательских и просветительских проектов. В конференции приняли участие более 100 участников из 20 организаций, в том числе: В.А. Писанов, заместитель руководителя Управления Министерства культуры РФ по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам, начальник отдела государственного контроля и надзора за сохранением культурных ценностей; А.А. Резванов, министр культуры Ростовской области; протоиерей Валерий Волощук, председатель Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии; игумен Макарий (Зеленков), наместник Свято-Донского Старочеркасского мужского монастыря; иеромонах Артемий (Кузьмин), секретарь Ростовского епархиального управления; О.В. Смирнова, главный хранитель музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (г. Москва); Н.В. Шихалева, директор Старочеркасского музея-заповедника. Среди участников форума сотрудники Старочеркассского музея-заповедника, музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Ростовского областного музея изобразительных искусств, Таганрогского государственного литературного и историко-архитектурного музея-заповедника, Таганрогского художественного музея, члены Архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии, преподаватели и студенты Донской духовной семинарии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

На распутье? Забытый мир требует осмысления Православному церковному искусству, как и христианству в России, более 1000 лет. И в древних, и в новых храмах мы видим те же образы, порядок и сюжеты росписей. Значит ли это, что в православной храмовой живописи и иконописи никакого развития быть не может? 1 августа, 2010 Православному церковному искусству, как и христианству в России, более 1000 лет. И в древних, и в новых храмах мы видим те же образы, порядок и сюжеты росписей. Значит ли это, что в православной храмовой живописи и иконописи никакого развития быть не может? Эклектика сегодня — неизбежность Православному церковному искусству, так же как и христианству в России, более тысячи лет. Но и в Новгородской Софии (1050), и в храме Георгия Победоносца на Поклонной горе (1995) мы видим те же образы, порядок и сюжеты росписей: Страшный суд на западной стене, Христос Пантократор — под куполом. Значит ли это, что в православной храмовой живописи и иконописи никакого развития быть не может? Отвечает протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии. Протоиерей Николай ЧЕРНЫШЕВ, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии Не кризис — Должно ли церковное искусство развиваться? Сегодня в основном в храмах одни копии — это кризис? — Я не согласен с утверждением, что в храмах у нас копии. Есть то, что очень отдаленно к ним приближается. Я не видел ни одной современной иконы, автор которой бы потрудился до конца постичь самую простую из древних икон. Это всегда нечто приблизительное. Но иконописная традиция всегда строилась на основе списков с древних образов. Список — это и не копия, и не самочиние, оторванное от традиций. Подобные примеры, качество которых, конечно, разное, можно встретить и сейчас. Это вполне нормально для жизни Церкви, хотя и непонятно для светских искусствоведов. Отец Георгий Флоровский называет Х VIII — XX столетия веками плена русского богословия. Это не могло не отразиться и на церковном искусстве. Понятие об иконе было настолько повреждено, что многие канонические иконы, которые являли подлинный опыт богообщения во времена расцвета церковной культуры, признавались устаревшими, подвергались насмешкам даже внутри церковного общества. Примером и ориентирами были Васнецов, Нестеров, Рафаэль, Микеланджело, а не Рублев и мастера Византии. И именно тогда, когда Церковь была на грани уничтожения, в начале ХХ века были открыты иконы как давно забытый мир! Необходимо было время, чтобы осмыслить, что это за культура. И оценки давались не всегда верно. Поэтому сегодня, всматриваясь во все более разнообразный мир иконы, как русской, так и византийской, серьезные искусствоведы с выводами о современном положении не торопятся.

http://pravmir.ru/na-raspute-zabytyj-mir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010