#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Тиражи, мода – и глубокие образы Протоиерей Николай Чернышев   Оксана Головко   11:27 13.10.2020 602 Время на чтение 16 минут Источник: Православие.Ru Протоиерей Николай Чернышев о современном церковном искусстве и о том, понимаем ли мы его Современному церковному искусству приходится отвечать на множество вопросов и вызовов. Среди вопросов – те, что, например, касаются, богословия образа; среди вызовов – такие: святые образы порой превращаются в эффектные сувениры, а храмы иногда расписывают люди, негативно настроенные по отношению к Церкви. В своей новой книге «Образы и образ» протоиерей Николай Чернышев – иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии со времени ее основания, – отвечает на многие важные вопросы. После выхода книги мы поговорили с отцом Николаем о том, почему сегодня икону, церковное искусство перестали порой ценить даже церковные люди, почему иконописцам не стоит считать себя жителями неведомого града Китежа, и о многом другом.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/13/tirazh...

Митрополит Меркурий рассказал журналистам о переменах в церковной жизни, связанных с учреждением Донской митрополии 27 июля 2012 г. 18:43 27 июля 2012 года в Донской публичной библиотеке состоялась пресс-конференция митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия , посвященная годовщине назначения трех архиереев на Донской земле — на Ростовскую , Волгодонскую и Шахтинскую кафедры, а также выпуску первого номера «Вестника Донской митрополии» — официального печатного органа. В пресс-конференции приняли участие руководитель епархиального информационного отдела протоиерей Даниил Азизов и пресс-секретарь главы Донской митрополии И. Петровский. Митрополит Меркурий, в частности, отметил, что в результате реорганизации произошла активизация религиозной и духовной жизни в пределах Ростовской области, создаются новые приходы, обновляются кадры, по-новому выстраивается жизнь внутри Донской митрополии. «За минувший год качественно изменилась деятельность Донской духовной семинарии, открылось регентско-певческое отделение, активно и плодотворно развивается взаимодействие с Министерством культуры Ростовской области, с музейным сообществом. Заключен ряд важных договоров о сотрудничестве с учебными заведениями, Вооруженными силами, учреждениями культуры», — рассказал иерарх. Он особо подчеркнул, что активизация коснулась прежде всего приходской жизни, отметив при этом важность создания условий для того, чтобы приход становился центром не только богослужебной, но и социальной и культурной жизни. Владыка Меркурий рассказал о деятельности структурных подразделений Ростовской епархии. За истекший год были созданы юридическая служба, информационный отдел, искусствоведческая комиссия, архитектурно-строительный отдел. «Устанавливая взаимодействие с различными сферами общественной жизни, епархиальные отделы исходят из принципа открытости и настроенности на диалог», — подчеркнул правящий архиерей. В ходе пресс-конференции состоялась презентация «Вестника Донской митрополии». В редакционный совет официального печатного органа вошли митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (председатель редакционного совета), епископ Шахтинский и Миллеровский Игнатий , епископ Волгодонский и Сальский Корнилий .

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

Я очень рад тому, что ныне историческая наука развивается не в отрыве от церковной и религиозной тематики. Эта искусственная стена между историей и религией, неестественный отрыв исторической науки от церковной составляющей, которая является ее неотъемлемой частью, приводили к тому, что многие исторические события трактовались предвзято или ошибочно. В настоящее время есть возможность исправить перекосы в исторической науке нашего недавнего прошлого и объективно взглянуть на процессы, происходившие в прошлом. А такой объективный взгляд необходим и для того, чтобы мы сегодня созидали нашу страну, и для того, чтобы работали на будущие поколения». Владыка Иларион сердечно поздравил лауреатов Забелинской премии и выразил надежду на то, что в дальнейшем появится много исследований, достойных такой премии, что историческая наука будет динамично развиваться и между миром науки, музейным сообществом и Церковью будут существовать добрые, гармоничные и конструктивные взаимоотношения. Далее митрополит Иларион вручил премии лауреатам конкурса. Согласно решению Экспертной комиссии Ученого совета ГИМ, первая премия вручена Ф.А. Петрову (ГИМ) за труд «Формирование системы университетского образования в России». Второй премии удостоены Д.А. Диментман и Е.И. Иткина (ГИМ) за историко-культурное исследование «Неизвестный портрет Петра I из собрания Государственного исторического музея и его реплики», вышедшее в серии «Публикация одного памятника» в 2008 году. Лауреатом второй премии также стала Е.А. Добрынина (Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов), автор искусствоведческого исследования «Живописные путешествия по Иркутской губернии XVIII-XIX вв. Графика». Лауреатами третьей премии названы Н.П. Лютикова (Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»), автор каталога «Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX — начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», а также коллектив Омского государственного историко-краеведческого музея — П.П. Вибе, Т.М. Назарцева, О.Н. Артемьева и Ю.В. Трофимов, исследовавшие этнографические коллекции районных музеев Омской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1497204...

Развитие научных, учебных, практических сторон церковного искусства в организационом отношении осуществляется постепенно. При Московской Патриархии существует группа “Арххрам”, руководимая М.Ю. Кеслером и А.Н. Оболенским, осуществляющая возможную координацию усилий в области современного храмостроительства, ими разработаны и Строительные правила в области церковной архитектуры, изданные Госстроем России по благословению Святейшего а также создано развёрнутое пособие по храмовому Тема проектирования новых храмов обсуждалась на Комиссии по архитектурно-историческому наследию С.-Петербургского союза архитекторов. В Москве существует Епархиальная Искусствоведческая комиссия. В 2000 г. в С.-Петербурге была сформирована Епархиальная комиссия по архитектурно-художественным вопросам, и думается, что сеть подобных подразделений во всех епархиях с центром при Патриархии могла бы быть полезной в становлении процесса проектирования и реализации проектов современных церквей, а также в курировании живописных работ и всех видов реставрации. Основными функциями такой комиссии должны быть: Впоследствии они могли бы дополняться такими функциями, как: Многое из названного стало или становится осязаемой реальностью. При всём этом стоит обратить внимание на дореволюционный опыт сотрудничества многочисленных российских археологических обществ со Святейшим Синодом, с Императорской Академией художеств, Императорской Археологической комиссией, с Министерством внутренних дел, архитекторами духовного ведомства и конкретными приходами и монастырями в деле охраны и реставрации памятников. Фактически складывалась единая, в разные годы с разными особенностями, структура. Сегодня многому можно было бы поучиться у того времени. Что же касается вопросов церковного творчества и формирования новых мастеров – это отдельная тема. 16 Проблемы творчества и подготовки новых мастеров стали особо актуальными после искусственного перерыва в жизни большинства сфер православного искусства России в ХХ столетии. В настоящее время существуют уже множество проектов современных храмов, из которых некоторые осуществлены или находятся в процессе реализации.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР [болг. Кирило-Методиевски научен център] (КМНЦ) Болгарской АН. Основан в 1980 г. как преемник Климентовской (1914-1944) и Кирилло-Мефодиевской комиссий (1971-1980) Болгарской АН. КМНЦ - самостоятельное отд-ние, к-рым руководят Научный совет и директор: до 1989 г. П. Динеков , в 1989-1994 гг.- М. Бычваров, 1994-2012 гг.- С. Николова, с янв. 2012 г.- С. Барлиева; в штате 32 сотрудника (кон. 2013). В 1994 г. к КМНЦ была присоединена Секция по исследованиям древнеболг. текстов Ин-та болг. языка Болгарской АН. В составе центра 2 секции (кирилло-мефодиевские источники и традиции; кирилло-мефодиевские тексты), редакционно-издательская и библиографическая группы. КМНЦ проводит фундаментальные и практические исследования по изучению, сохранению и популяризации лит. и культурного наследия равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия , их учеников и последователей как в целом, так и в отдельных языковедческих, лит., текстологических, искусствоведческих, палеографических, культурно-исторических и богословских аспектах их произведений. Главными задачами центра являются поиск, изучение и издание кирилло-мефодиевских источников в слав., визант. и лат. книжности, оригинальных и переводных произведений св. братьев, их учеников и представителей преславской и охридской книжных школ, анализ связей этих произведений с визант. и западноевроп. книжностью, комплексное изучение древнеболг. книжных памятников IX-XI вв. и их поздних болг., серб., рус. и молдав. списков, а также всесторонний анализ кирилло-мефодиевских традиций со средних веков до наст. времени в Болгарии и др. странах. Деятельность КМНЦ имеет 3 направления: исследование и научное издание памятников, составление кирилло-мефодиевской библиографии. Работа сотрудников основана на проектном принципе и предусматривает проведение совместных исследований с представителями зарубежных научных центров. К настоящему времени изданы и готовятся к изданию некоторые кирилло-мефодиевские источники (полное критическое издание слав., греч., лат. и романо-герм. текстов), староболг. перевод ВЗ (Книги пророков, Исход и Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова), неск. гимнографических произведений учеников Кирилла и Мефодия, тексты Лондонского Евангелия , Берлинского сборника и др.

http://pravenc.ru/text/1840475.html

Я очень рад тому, что ныне историческая наука развивается не в отрыве от церковной и религиозной тематики. Эта искусственная стена между историей и религией, неестественный отрыв исторической науки от церковной составляющей, которая является ее неотъемлемой частью, приводили к тому, что многие исторические события трактовались предвзято или ошибочно. В настоящее время есть возможность исправить перекосы в исторической науке нашего недавнего прошлого и объективно взглянуть на процессы, происходившие в прошлом. А такой объективный взгляд необходим и для того, чтобы мы сегодня созидали нашу страну, и для того, чтобы работали на будущие поколения». Владыка Иларион сердечно поздравил лауреатов Забелинской премии и выразил надежду на то, что в дальнейшем появится много исследований, достойных такой премии, что историческая наука будет динамично развиваться и между миром науки, музейным сообществом и Церковью будут существовать добрые, гармоничные и конструктивные взаимоотношения. Далее митрополит Иларион вручил премии лауреатам конкурса. Согласно решению Экспертной комиссии Ученого совета ГИМ, первая премия вручена Ф.А. Петрову (ГИМ) за труд «Формирование системы университетского образования в России». Второй премии удостоены Д.А. Диментман и Е.И. Иткина (ГИМ) за историко-культурное исследование «Неизвестный портрет Петра I из собрания Государственного исторического музея и его реплики», вышедшее в серии «Публикация одного памятника» в 2008 году. Лауреатом второй премии также стала Е.А. Добрынина (Иркутский областной историко-мемориальный музей декабристов), автор искусствоведческого исследования «Живописные путешествия по Иркутской губернии XVIII-XIX вв. Графика». Лауреатами третьей премии названы Н.П. Лютикова (Архангельский государственный музей деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы»), автор каталога «Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX — начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы», а также коллектив Омского государственного историко-краеведческого музея — П.П. Вибе, Т.М. Назарцева, О.Н. Артемьева и Ю.В. Трофимов, исследовавшие этнографические коллекции районных музеев Омской области.

http://patriarchia.ru/db/text/1497202.ht...

А 10 марта фрески замазали». — Те, кто распорядился это сделать, очень спешили, — говорит Ирина Языкова. — Я считаю, что это были интересные росписи, выполненные известным мастером, учеником старейшего реставратора, Адольфа Овчинникова. Закрашивание фресок — это чья-то злая воля, но самое ужасное, что это было сделано исподтишка. И это обязательно должно стать поводом для дискуссии внутри церкви. В проекте любого храма должны участвовать художник, искусствовед и богослов. Современное церковное искусство развивается. Но его тормозят некомпетентные заказчики. И даже иногда не священноначалие, а спонсоры, которые говорят: я даю деньги и знаю, как надо расписать. Я езжу по России и вижу тысячи храмов, расписанных откровенно плохо или в стиле благочестивого гламура. И никто не возражает. Люди боятся того, что не входит в стандарт. Но канон — это не стандарт. Фото: Филипп Давыдов «Каждую композицию я в итоге переписывал по три раза в соответствии с требованиями комиссии. Мне запрещали в храме появляться. Я писал неделю, уезжал в Москву, в храме тут же разбирали леса, — описывает свою работу в Петербурге Трунин. — Епархиальная искусствоведческая комиссия за все время встречалась со мной один раз, в октябре прошлого года. Изначально получалось так, что по срокам мы не успевали сдать храм, поэтому была дана отмашка — допишите без эскизов. Но, когда епархиальная комиссия их потребовала, мы их сделали. В эскизе форматом А4 невозможно проработать шестиметровые работы, в нем подается только способ изображения. Комиссия приняла эскизы в конце декабря. В январе мне разрешили приехать поработать, последний выезд был недели две назад. Я переписал Преображение. Изначально фигура Христа была написана так, что ее было видно целиком». Художник признает, что общепринятый алгоритм работы над созданием храма не был соблюден — эскизы были поданы задним числом. Но сроки поджимали: к середине октября храм должен был быть расписан. «Заказчик останавливал стройку зимой, были проблемы с разрешительной документацией, — рассказал «Фонтанке» Андрей Анисимов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Но если мы этого убоимся, скажем: «Общаться нельзя, рок-музыку слушать нельзя, то и это нельзя», – жизнь потеряет что-то очень важное. Может быть, конечно, она станет безопаснее, но она станет блеклой. Между этими двумя опасностями лежит путь. Это вопросы, с одной стороны, про священника и общину, но на самом деле они про людей, про то, как они строят отношения с другими и с самими собой, как они справляются со своими тревогами. Почему нас тянет к другому человеку? Потому что тревожно. Это уже из области семейной психотерапии. Приход: права и обязанности – Как вы относитесь к идее фиксированного членства в приходе (имея в виду именно Россию, а не диаспору)? – Мне трудно как-то к этому относиться, потому что я никогда этого не видел. Да, в диаспоре это есть, потому что там нет такого феномена, как захожане. Там прихожане, как правило, – даже юридически хозяева прихода, здания. У нас, как вы знаете, наверное, по уставу нашей церкви ни прихожане, ни даже священник не имеют никакого отношения к церковному зданию и ко всему остальному. Что отсюда следует? Зафиксируем мы список членов прихода – зачем? Никаких прав у членов прихода не будет, они не смогут принимать решения уровнем выше, чем о том, что будет сегодня готовиться на обед. Даже с росписями: теперь есть искусствоведческая комиссия, на уровне благочинного уже не согласуешь, не то что на уровне прихода. – Фиксированное членство в приходе – это не только права, это еще и обязанности, в том числе финансовые. Пусть это не десятина, но уверенность прихода в минимальной поддержке. – У меня нет готового ответа на этот вопрос. У нас был период, когда мы полгода совершали литургию в здании баптистерия, потому что в храме был ремонт, снимались полы. Мы ставили на место купели престол и служили. Доход прихода упал на 2/3. Все люди, которые бывали постоянно, продолжали бывать, но не заходил никто из захожан: храм с виду закрыт, ремонт идет, а в крестилке и подсвечников почти нет, чего им заходить? Это очень хорошо показывает, кто содержит приход. Были месяцы, когда мне Тамара, бухгалтер, говорила: «Батюшка, мы даже зарплату не можем выплачивать, опять 20 тысяч собрали».

http://pravmir.ru/ya-vizhu-raznitsu-mezh...

А вот что пишет о Флоренском, по-видимому, сам П.А. Флоренский в 44-м томе «Энциклопедического словаря Товарищества Гранат»: «Свою жизненную задачу Флоренский понимает как продолжение путей к будущему цельному мировоззрению. Основным законом мира Флоренский считает принцип термодинамики – закон энтропии, всеобщего уравнения (Хаос). Миру противостоит закон атропии (Логос). Культура есть борьба с мировым уравнением – смертью . Культура (от «культ»), есть органически связанная система средств к осуществлению и раскрытию некоторой ценности, которая принимается за безусловную и потому служит предметом веры. Вера определяет культ, а культ – миропонимание, из которого далее следует культура. Всеобщая мировая закономерность есть функциональная зависимость, понимаемая как прерывность в отношении связей и дискретность в отношении самой реальности. Эта прерывность и разрозненность в мире ведет к пифагорейскому утверждению числа, как формы, и к политике истолкования «идей» Платона, как прообразов» 82 . После Октябрьского переворота, который Флоренский воспринял в том духе, который выразил в своих знаменательных словах о «свободе», он постепенно начинает сотрудничать с новой властью, принимая самое деятельное участие в работе Комиссии по охране научных и художественных ценностей Троицкой лавры. Интересуясь вопросами искусства, он читает многочисленные доклады в московских искусствоведческих обществах, печатает статьи в журнале «Маковец». Позже он начинает работать в московских научно-исследовательских институтах, причем какое-то время был очень близок с Л.Д. Троцким, который его уважал и ценил. Из достоверного источника мне довелось услышать рассказ, как произошла их первая встреча. Троцкий приехал во Всесоюзный электромеханический институт. Флоренский, который постоянно ходил в рясе и с крестом, решил не создавать неловкости для начальства и остался в лаборатории. Едва только Троцкий вышел из машины и поздоровался с директором, как тотчас же спросил о Флоренском. За тем побежали. Сотрудники образовали две шеренги. Между ними на одном конце стоял Троцкий с директором института, на другом – появился Флоренский. Они пошли навстречу, директор представил их друг другу, и Троцкий, взяв под руку Флоренского и не обращая внимания на остальных, отправился к нему в лабораторию...

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/vozle-...

Закрыть itemscope itemtype="" > Обращение к Патриарху Кириллу в связи со скандальной выставкой «Двоесловие/Диалог» поддерживает все больше деятелей культуры и науки 23.06.2010 552 Все новые и новые деятели культуры и науки присоединяются к обращению к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу в связи с недавно прошедшей в приделе православного храма при МГУ скандальной выставки «Двоесловие/Диалог». Среди подписантов письма также стали известны следующие имена: Артемьев Алексей Валерьевич, член МСХ, член Искусствоведческой комиссии при Патриархе Московском и всея Руси Кирилле; Назарук Вячеслав Михайлович, лауреат Государственной премии СССР , профессор живописи, действительный член международной педагогической Академии, академик; Конончук Николай Степанович, художник-живописец, член МСХ; Наумова Марина Васильевна, член МСХ, художник-реставратор высшей категории, заслуженный работник культуры; Горелова Татьяна Васильевна, художник-живописец, член Союза художников России; Зайцев Николай Егорович, заслуженный художник России, член правления МСХ; Зайцев Егор Николаевич, художник, член МСХ; Таежный Григорий Викторович, художник, член Союза художников России; Петров Дмитрий Валерьевич, художник, член Союза художников России; Петрова Элеонора, художник, член Союза художников России; Шихирева Татьяна Сергеевна, заслуженный художник России, член правления МСХ; Архипов Юрий Иванович, член Союза писателей России, доктор филологических наук; Куприянов Вячеслав Глебович, член Союза писателей России, член Союза писателей Сербии, член Российского пен-клуба; Калинин Юрий Михайлович, член Союза писателей России; Мкртчян Елена Владимировна, певица, лауреат Пушкинс кой премии; Слободников Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент Российской Академии Образования; Щур Вера Григорьевна, редактор журнала «Вопросы психологии»; Воробьев Сергей Иванович, доктор биологических наук, профессор, действительный член Российской Академии Естественных Наук.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/23/ob...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010