В наст. время честная глава В. хранится в ц. Успения Пресв. Богородицы «тис Рендинас» (г. Кардица, Греция). Сохранились 2 греч. жития В.: анонимное (BHG, N 242) и Иоанна Агиоэлита (BHG, N 243). Ист.: BHG, N 242-243; Крашенинников М. Ioannis Hagioelitae de passione sancti Basilii presbyteri Ancyrani narratio. Iurievi Livonorum, 1907. P. 1-12; ActaSS. Mart. T. 3. P. 377-881, Δουκκης. ΜΣ. Σ. 336-337; ЖСв. Сент. С. 419-428. Лит.: Janin R. Basile (8)//DHGE. T. 6. Col. 1074-1075; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 674-675; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 113; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 75-76; Teitler H. C. History and Historiography: The Passio of Basil of Ancyra as a Hist. Source//VChr. 1996. N 50. P. 73-80; Λκκος Ε. Π. Τ μοναστρια το Ελληνισμο. Πειραις, 1997. Τ. 1. Σ. 226-228. О. Н. Заец Гимнография По студийским ( Евергетидскому кон. XI в.- Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428 и Мессинскому 1131 г.- Arranz. Typicon. P. 129) и сравнительно более поздним иерусалимским Типиконам на память В. положена служба с «Аллилуия». Корпус песнопений В., приведенный в совр. рус. печатной Минее, практически не претерпел изменений с периода господства Студийского устава: тропарь в службе отсутствует; есть кондак 8-го гласа, на подобен «Взбранной»: «              » (отсутствует в совр. греч. Минее, где по 6-й песни предписано петь мученичен Октоиха); канон 6-го гласа, с акростихом «Σο τος μεγστους, Μρτυς, εφημ πνους. Ιωσφ» (             - в рус. Минее переведен неточно), ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Σο τν βασλειον δξαν, Παμβασιλε, κλεινς Βασλειος, γαπσας» (              ); комплект из 3 стихир. А. А. Л. Иконография Несмотря на то что в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в., в разд. «Как изображаются страдания мучеников каждого месяца всего года» (Ч. 3. § 22) под 22 марта о В. сказано: «С короткою раздвоенною бородою, скончался весь истыканный шилами с головы до ног», святой изображается единолично в рост, в одеждах иерея (фелонь, епитрахиль). В Большаковском иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) его облик описывается так: «Надсед, брада Власиевы, на концы раздвоилася, риза поповская, на оплечие вохра»; изображение в лицевых святцах соответствует тексту в описательной части: В. в фелони с оплечием, в руках Евангелие. В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, имеется добавление к иконографии святого: «...типом галл... в руках хартия с его изречением».

http://pravenc.ru/text/150507.html

По Иерусалимским Типиконам и Минеям вплоть до используемого ныне в РПЦ, на память В. совершается будничная служба без тропаря. Служба не отмечается праздничным знаком (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Корпус песнопений В. включает кондак 2-го гласа, под. «Вышних ища» «        » (отсутствует в греч. Минее); канон 8-го гласа (согласно греч. Минее и Евергетидскому Типикону - творение Феофана), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач:. «Τ φραστος φς σοι κα τριλαμπς, ν τ σαλετ, βασιλε τν ορανν, ντειλε Πτερ» (                      ) и 3 стихиры. Канон и стихиры зафиксированы уже в Евергетидском Типиконе. В совр. греч. Минее указан тропарь «    », стихиры - иные. А. А. Лукашевич Иконография Единоличный образ В., в святительском облачении (фелонь, омофор) в рост, представлен: в миниатюрах Минологиев (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 35v, 1327-1340 гг.), в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 109 об., XV в.); в настенных минологиях церквей Успения Пресв. Богородицы мон-ря Трескавец близ Прилепа (Македония), между 1334-1343 гг. (погрудно), Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.; в притворе нартекса ц. архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г. (погрудно); на минейных иконах на апрель (напр., XVI в., ВГИАХМЗ; на годовой Минее нач. XIX в., Устюженский краеведческий музей). Образ В. (?) как небесного покровителя вел. кн. Василия III Иоанновича представлен на правой створке трехстворчатого складня с изображением Деисуса (1490, ГТГ); на нижней кайме шитой пелены «Богоматерь Владимирская, с избранными святыми», вложенной П. С. Строгановым в сольвычегодский собор Благовещения Пресв. Богородицы (1626, СИХМ). Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) Прп. Василий, еп. Парийский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. 0.I.58.Л. 109 об.) В иконописном подлиннике сводной редакции, XVIII в., об облике В. сказано: «Сед изжелта, брада Евфимиева или аки Власиева, подвоилася, ризы кресты черны, белилы прописаны, кудряв, амфор (омофор) и Евангелие» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 88). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, добавлено: «типа схожаго с сирийским... в руках икона Спасителя и хартия с надписью» (С. 246).

http://pravenc.ru/text/150497.html

В рукописных слав. Минеях студийской традиции 22 сент. помещается общий канон И. и прор. Ионе (напр., см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 0174-0177). Память И. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 281): совершается служба с пением « Аллилуия » на утрене; последование И. и прор. Ионы соединяется со службой Октоиха. В Мессинском Типиконе 1131 г. И. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (Там же. Т. 3. С. 30),- память И. отмечается 21 сент., служба подробно не описана. В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. память И. отмечается 22 сент., служба И. и прор. Ионе поется на повечерии. Такие же указания содержатся в московском первопечатном Типиконе 1610 г. и последующих. В совр. греч. богослужебных книгах И. упоминается лишь в Синаксаре 21 сент., служба в его честь не поется. В русской Минее (Минея (МП). Сент. С. 612-617) содержится общий канон И. и прор. Ионе (тот же, что и в слав. Минеях студийской традиции; греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 1. P. 294-305) с акростихом Το σο προφτου, Χριστ, μλπω τ κλος (Твоего пророка, Христе, пою славу) 2-го гласа, ирмос: Εν βυθ κατστρωσε ποτ (        ), нач.: Τς ψυχς φυλξας (Душевное сохранив). Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/578256.html

В соборном богослужении К-поля IX-XII вв., согласно Типикону Великой ц. , В. с. н. имела праздничный статус: в субботу на вечерне читались паремии (Ис 43. 9-14a, Прем 3. 1-9; 5. 15-6. 3b ) , после вечерни совершалась паннихис; на вечерне; на Пс 50 утрени и на входе литургии Типикон указывает тропарь всем святым 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ). Чтения на литургии: прокимен из Пс 15, Евр 11. 33-12. 2a, аллилуиарий со стихом из Пс 33, Мф 10. 32-33, 37-38, 19. 27-30, причастен Пс 32. 1. Для В. с. н. Типикон Великой ц. указывает сопровождающие памяти: в субботу накануне - память Пресв. Богородицы и Ее родителей Иоакима и Анны, в среду после В. с. н.- Собор Пресв. Богородицы ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 142-146). В послеиконоборческих визант. монастырских уставах - Студийском и Иерусалимском - служба В. с. н. имеет те же чтения, что и в Типиконе Великой ц., дополняясь целым рядом песнопений. В разных редакциях этих уставов вплоть до совр. печатных изданий иерусалимского Типикона служба В. с. н. излагается в целом одинаково. В этот день соединяются 2 последования: воскресное и всех святых (последование рядового святого поется на повечерии либо в иной день). Устав службы такой же, как и при совпадении памяти великого святого с воскресным днем, но без пения полиелея (и избранного псалма с величанием) на утрене. В. с. н. имеет особое значение в годовом круге богослужения: с этого дня заканчивается период пения Триоди и начинается период пения Октоиха; В. с. н. открывает собой цикл чтения 11 воскресных утренних Евангелий; с понедельника после этой недели на литургии читается Евангелие от Матфея. Гимнографическое последование, приводимое в совр. богослужебных книгах, включает тропарь 4-го гласа Τν ν λ τ κσμ μαρτρων σου (            ), кондак плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Ως παρχς τς φσεως, τ φυτουργ τς κτσεως (          ), канон 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом Τν γων πντων πολυνυμα τγματα μλπων (Воспеваю многоименные чины всех святых), ирмос: Αρματηλτην Θαρα βθισε (      ), нач.: Τν σν Αγων νυμν τ τγματα (        ); 6 самогласнов и 2 цикла подобнов. В студийских Типиконах и Триодях приводится также еще один цикл подобнов, отсутствующий в совр. книгах, но количество самогласнов, как правило, меньше. В песнопениях В. с. н. сначала прославляются апостолы и мученики, как составившие основу Церкви Христовой; нек-рые песнопения посвящены святителям и преподобным (напр., 1-й тропарь 3-й песни канона, 3-й тропарь 4-й песни канона). Кроме гимнографических произведений для В. с. н. создавались проповеди и поучения (кроме упомянутого слова свт. Иоанна Златоуста, известность получили, напр., слова Иоанна VIII Ксифилина, патриарха К-польского († 1075), и свт. Григория Паламы († 1359) - Владимир (Филантропов). Описание. С. 249, 258).

http://pravenc.ru/text/155560.html

Дек. С. 845-847. Лит.: Janin R. Constantinople byzantine. P., 19642. P. 456; idem. Églises et monastères. P. 142-143, 413-414, 581-582; Sauget J.-M. Zotico//BiblSS. Vol. 12. P. 1505-1506; ODB. Vol. 3. P. 1537; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165-166. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память З. С. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 168, 190) 30, 31 дек. и 8 янв. без богослужебного последования. В различных редакциях Студийского устава З. С. не упоминается. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 183), 30 дек. отмечается память З. С., мц. Анисии и прп. Мелании Римляныни, память к-рой переносится на предыдущее число с 31 дек.- дня отдания праздника Рождества Христова. Согласно первопечатным греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконам, служба З. С. совершается на повечерии; в московском издании указан кондак З. С. 2-го гласа на подобен «Твердыя»       Согласно слав. изданиям богослужебных книг, включая и современные, служба З. С. также поется 30 дек. на повечерии (в совр. греч. богослужебных книгах память З. С. не отмечается). Последование З. С., содержащееся в совр. слав. Минее, включает: канон З. С. (греч. оригинал известен по рукописям; см.: Ταμεον. Σ. 139) с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ανωθεν λλαμφθναι (    ) и седален. В Минее (МП) помещен тот же кондак З. С., что и в первопечатном московском Типиконе. По рукописям известны и др. песнопения З. С.: канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, без акростиха, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Ζσας ριστον βον (Прожив доблестнейшую жизнь) (Ταμεον. Σ. 138-139); анонимный канон, посвященный попразднству Рождества Христова и З. С., плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Νν πεπλρωται πντα (Ныне исполняются всяческие) (ibid. P. 138); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»     ( Амфилохий. Кондакарий. С. 96 (отд. паг.)). Е. Е. Макаров Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля) ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.) ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)

http://pravenc.ru/text/200083.html

Исследователи считают, что речь идет об одном и том же лице. О существовании утраченного пространного Жития И., использованного составителями Синаксарей, свидетельствует канон в честь этого святого, написанный прп. Иосифом Песнописцем . В каноне говорится об обеих пытках (раскаленном ложе и обжигании головы) и приводятся опущенные в Синаксарях детали - имя матери святого (Олимпиодора) и отсечение ей языка. Этот канон помещен в служебных Минеях под 12 сент.; И. назван в нем священником (AHG. Sept. P. 226-235). Первое Житие из стишных Синаксарей было включено в греч. печатную Минею (Венеция, 1592) и впосл. в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца . Соответственно в качестве даты празднования утвердилась память 12 сент. В совр. календаре РПЦ И. упоминается дважды: 12 сент. как мученик с 40 сподвижниками и 13 сент. как священномученик и пресвитер. В Римском Мартирологе (XVI в.) под 13 сент. память И. объединена с памятью мч. Макровия (см. в ст. Макровий и Гордиан ) только на том основании, что Макровий также пострадал при Лицинии. Дж. Луккези и Р. Обер отдают предпочтение сведениям о кончине И. при имп. Лицинии ок. 320 г. Ист.: BHG, N 2211g; ActaSS. Sept. T. 4. P. 54-55; PG. 117. Col. 45-48; SynCP. Col. 37, 41-42; MartRom. Comment. P. 394; ЖСв. Сент. С. 268-269; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 128-130. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 280-281; Т. 3. С. 372; Lucchesi G. Giuliano, santo, martire in Galazia//BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 1197-1198; Π[απαδπουλος] Γ. Σ. Ιουλιανς (12)//ΘΗΕ. 1965. Τ. 6. Σ. 948; AHG. T. 1. Р. 436-437; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 219; Aubert R. Julien (20)//DHGE. T. 28. Col. 502. Э. П. А. Гимнография В совр. богослужебных книгах служба И. отсутствует. По рукописям известны следующие песнопения И.: канон, составленный прп. Иосифом Песнописцем, с акростихом Ιουλιανν Αγκρας μλπω πθ. Εγ Ιωσφ (Иулиана Анкирского воспеваю ревностно. Я Иосиф), плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Ιχνηλατσας τ πθος το παθος (Последовав страсти бесстрастного) (AHG. T. 1. P. 227-235); канон, составленный прп. Феофаном Начертанным, без акростиха, плагального 2-го (т. е. 6-го гласа), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Λελαμπρυσμνος τ αγλ (Облистаемый сиянием) (Ταμεον. Σ. 41); анонимный канон 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Ολον κ νεαρς (Всего от юhocmu)(Ibid. Σ. 42).

http://pravenc.ru/text/1237795.html

Ист.: ActaSS. Iul. T. 7. P. 148; PG. 117. Col. 179 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 855-856; SynAlex (Forget). 1963. Vol. 2. P. 251; ЖСв. Июль. С. 680. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 357; Sauget J.-M. Giovanni//BiblSS. Vol. 6. P. 593-594; Aubert R. Jean//DHGE. T. 26. Col. 1190-1191; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 237; Иванов О. А. К истории церкви Иоанна Воина//Моск. журн. 1999. 7. C. 28. О. Н. А. Гимнография Память И. В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 312, 352) 12 июня и 30 июля без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском 1034 г. и Евергетидском 2-й пол. XI в. Типиконах И. В. не упоминается. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 172) и Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 268) память И. В. отмечается 30 июля; служба подробно не описана. В ранних редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.), в первопечатном греч. (Венеция, 1545) и московском (М., 1610) Типиконах, а также в совр. греч. богослужебных книгах И. В. не упоминается. Тем не менее в 1695 г. в Москве была издана кн. «Служба и житие Иоанна Воина». В совр. Минее (Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 311-330) под 30 июля помещено праздничное последование в честь И. В., к-рое включает: отпустительные тропари 4-го гласа «Всеблагаго Бога и Царя...» и 8-го гласа «Блаженство евангельское возлюбив...»; кондаки 3-го гласа «Великая скорбным людем радость...» и 6-го гласа «Благочестиваго воина Христова...»; канон 2-го гласа, ирмос:     нач.: «Светлое празднество твое»; канон 1-го гласа, ирмос:           нач.: «Иисусе, Спасе наш»; 4 цикла стихир-подобнов, неск. самогласнов, 5 седальнов, 2 светильна. По рукописям известен канон И. В., составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Χριστο σε μλπω στρατιτην, παμμκαρ. Ιωσφ (Христова тебя пою воина, всеблаженне. Иосифово), 4-го гласа, ирмос: Τ δηγσαντι πλαι (    ), нач.: Χαρμονικς διοδεσας (Радостно прошел); канон содержит 2-ю песнь (Ταμεον. Σ. 259). Иконография

http://pravenc.ru/text/471095.html

По греч. рукописям известны еще 2 канона Ев. и Е.: канон, составленный гимнографом Германом, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Σμερον πντας συγκαλε τσιος μνμη (Днесь всех созывает ежегодная память); анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом: Τν σοφν Ελμπιον σν Ελαμπ δω (Мудрого Евлампия с Евлампией воспеваю), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τν θεαν σου μνμην κα εκλε (Божественную твою память и славную) (Ταμεον. Σ. 57). Е. Е. Макаров Иконография Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Мученики Евлампий и Евлампия. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О. I.58.Л. 81) Святые изображаются, как правило, вместе в мучении или единолично. В соответствии с мученическим чином прославления одна из их одежд, гиматий или хитон, обязательно красного цвета, в руках - крест; на голове Е.- плат, гиматий ее брата может быть украшен тавлионом - знаком воинской принадлежности. Оба молоды, Ев. темноволосый, с короткой или слегка пробивающейся бородой. Практически все известные изображения находятся в минейных циклах, как на миниатюрах рукописей, так и в иконных и настенных минеях. В мучении святые представлены: на миниатюре из Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 103, 976-1025 гг.); на одной из икон т. н. Синайского гексаптиха (2-я пол. XI-1-я пол. XII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); в нартексах церквей Успения Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия (ок. 1320),- под 9 окт. и Вознесения мон-ря Дечаны, Косово и Метохия (1348-1350). Единоличные изображения: на миниатюрах Минологиев на окт. (ГИМ. Греч. 175. Fol. 62r, посл. четв. XI в.; Vindob. hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.) - в рост и на год (Bodl. F. 1. Fol. 12v, 1327-1340 гг.) - по пояс, на миниатюре из греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 81) - в рост, в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост, на левой створке иконы-складня «Минея годовая» 2-й пол. XIX в., Палех (собрание В. А. Бондаренко), на гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1713) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост. Изображение (в рост) только Ев. представлено на иконе «Минея годовая» (нач. XIX в., УКМ).

http://pravenc.ru/text/187173.html

Ист.: BHG, N 1888-1888е; ActaSS. Iun. Т. 3. P. 813-816; MartRom. P. 245; PG. 117. P. 504 [Минологий Василия II]; Latyšev. Menol. P. 79-82; SynCP. Col. 757; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 5. Σ. 249-251; ЖСв. Июнь. С. 451-457. Лит.: MartRom. Comment. P. 246; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 185; Kunze K. Zosimo//BiblSS. Vol. 12. Col. 1501; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 165. А. М. Гагинский, Э. Габидзашвили Гимнография Память З. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) 19 июня без богослужебного последования. В древних памятниках Студийского и Иерусалимского уставов , а также в совр. богослужебных книгах память З. отсутствует, однако по рукописям известны нек-рые песнопения в честь З.: канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с именем автора (Георгия) в богородичнах, с акростихом Ζσιμον αν τν φερνυμον πθ (Восхвалю носящего имя Зосима с любовью), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Ζων τν πντων θλητς (Жизнь всяческих, страстотерпец); канон авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Τν Ζωσμου μλψωμεν νθεον χριν. Ιωσφ (Зосима воспоем боговдохновенную благодать. Иосифов), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τατην σου τν φωσφρον (Твой светоносный) (Ταμεον. Σ. 220-221). Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) ЗАКХЕЙ И АЛФЕЙ († 303), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 18 нояб.; пам. греч. 18 дек.; пам. зап. 17 нояб.; пам. сиро-яковитская 17 нояб.) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/200003.html

О. Н. Заец Гимнография Память В. отмечается в ряде литургических памятников: Типиконе Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 3), первопечатном московском Типиконе (1610. Л. 247) и др., но без богослужебных указаний. По рукописям известны каноны В. 4-го гласа, с акростихом «Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ» (Тебя, Никомидии блаженного, воспеваю, Вавила. Иов), ирмос: «Τρισττας κραταιος» (    ), нач.: «Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε» (Мудрость Отца, воипостасный Слове); 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа с акростихом «Μαρ υρικ χορε μελιηδα μνον εδω. Αμν» (Мученическому лику сладкую песнь пою. Аминь), ирмос: «Αρματηλτην Θαρα βθισε» (      ), нач.: «Μαρτυρικν νευφημεν βουλμενος χορεαν, Δσποτα» (Желая восхвалять мученический лик, Владыка) (Ταμεον. Σ. 34). Иконография Изображения В. встречаются редко, кроме того, их идентификация затруднена, поскольку святой имеет общий день памяти, сходные черты жития, в частности мученической кончины (усекновение мечом), со сщмч. Вавилой , еп. Антиохийским. Основным моментом в различении образов святых мог бы являться их чин святости, в соответствии с к-рым В. должен изображаться в хитоне и гиматии, а еп. Вавила Антиохийский - в святительском облачении, однако контаминация житий святых не позволяет это сделать с достаточной определенностью. Для рус. иконописных подлинников характерно описание В. как священномученика. В толковой части (Последование церковнаго пения и собрания вселетнаго) иконописного подлинника сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) под 4 сент. В. соответствует следующее описание: «сед, брада покороче Власьевы (сщмч. Власий, еп. Севастийский.- Э. Ш.), риза празелень»; как и еп. Вавила Антиохийский («священномученик другой Вавила»), он назван священномучеником. Изложение, представленное в толковой части, не соответствует лицевым святцам этого подлинника, где помещены изображения не 2, а 3 святых. 2 (крайние) фигуры показаны в святительском облачении (фелонь, омофор, с Евангелием в руках; в толковом описании В. омофор не указан) и определялись как образы еп. Вавилы Антиохийского (имеет отдельное описание, представлен с 3 отроками) и В. (см. Kaster), а средняя фигура, облаченная в хитон и гиматий, не названа. Можно предположить, что в прориси на этом листе даны известные составителю святые с именем Вавила, а именно, под надписью «    » показаны изображения сщмч. Вавилы Сицилийского, память к-рого приходится на 24 янв. (этим числом отмечено празднование еп. Вавилы Антиохийского в Римских мартирологах),- фигура святителя справа и В.- фигура в центре. При подобном варианте идентификации изображений облачение В. соответствует чину его святости; облик святого на прориси уподоблен образу свт. Николая Мирликийского: «сед, брада невелика, курчевата, взлиз плешив, на плеши мало кудрецов».

http://pravenc.ru/text/288132.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010