В древнейших редакциях Иерусалимского устава 9 февр. положено совершать память Н. и отдание праздника Сретения Господня (напр., см.: Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 191); служба Н. поется на повечерии (напр., см. Типикон Сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 91б). Такое же указание содержится и в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.; однако, если отдание праздника Сретения бывает раньше 9 февр. (подробнее см. в ст. Сретение Господне ), то служба Н. соединяется со службой Октоиха или Триоди; Н. назначается отпустительный тропарь, кондак, канон, цикл стихир-подобнов и самогласная стихира. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., служба Н. может совершаться 9 февр. на повечерии либо переноситься на 10 февр. и отправляться вместе со службой сщмч. Харалампию. Такая же альтернатива допускалась и в изданиях 1633 и 1641 гг. В пореформенном издании 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ) возможность переноса службы Н. с 9 на 10 февр. не рассматривается; в этом издании появился дополнительный кондак Н. 1-го гласа         Богослужебное последование Н., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυς σου Κριε (      ); кондак 3-го гласа Πτερωθες Αοδιμε, τ το Κυρου γπ (         допускается авторство прп. Романа Сладкопевца - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. 1947. Τ. 46. Σ. 311) с икосом; иной кондак - 1-го гласа -        (Минея (МП). Февр. С. 285; греч. оригинал с икосом известен по рукописям - см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 311); канон, составленный Феофаном Начертанным , с акростихом Κλεινν ν θλοφροις Νικηφρον σμασι μλπω (Славнаго в страстотерпцех Никифора песньми пою) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Κορυφουμνην τν το βου θλασσαν (Воздвизаема житейскаго моря); цикл стихир-подобнов; самогласная стихира; седален; светилен. В рукописях сохранились песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: дополнительные икосы кондака 3-го гласа (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 178); 2 цикла стихир-подобнов, самогласная стихира, седальны, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1947. Σ. 310-311).

http://pravenc.ru/text/2565472.html

В Иерусалимском уставе содержатся Марковы главы на случай совпадения М. и ф. н. с праздниками Месяцеслова: попразднством (с 11 янв.) и отданием Богоявления (14 янв.), праздником Трех святителей (30 янв.), праздником Сретения Господня (2 февр.), его пред- и попразднством и отданием (9 февр.) (об уставе службы на эти случаи см., напр.: Розанов. Устав. С. 392-431). Гимнография Богослужебное последование М. и ф. н., помещенное в совр. Триоди, включает следующий набор песнопений: кондак 4-го гласа Θαρισαου φγωμεν ψηγοραν (      ), кондак 3-го гласа Στεναγμος προσοσωμεν τελωνικος τ Κυρ (        ) с икосом, канон с именем автора Георгия , еп. Никомидийского в акростихе богородичнов, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Παραβολας μβιβζων πντας Χριστς (        ), 8 самогласных стихир, 2 седальна, ексапостиларий. Большая часть этих песнопений - канон и почти все стихиры - известны уже по Типиконам студийской традиции. Поскольку М. и ф. н. в к-польской традиции появилась достаточно поздно, можно предположить, что большинство стихир, вероятно, были заимствованы из Тропология и принадлежат перу иерусалимских гимнографов: в частности, Стефана Савваита (известны 2 песнописца с этим именем (один † 794, другой † ок. 807) - см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 119; 2 самогласна на «Господи, воззвах» и самогласны на хвалитех в совр. Триоди) и, возможно, Андрея Пира (см.: Там же. С. 114-116, 119; Momina M. A., Trunte N. Triodion und Pentekostarion nach slavischen Handschriften des 11.-14. Jh. Paderborn, 2004. Tl. 1. S. 63). Иерусалимское происхождение, очевидно, имеют и стихиры, содержание к-рых отражает притчу о мытаре и фарисее, помещенные в совр. Триоди на стиховне вечерни и утрени в будние дни 4-й седмицы Великого поста (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 237, 239, 245, 256, 264); как отмечалось выше, в древнем Иерусалимском богослужении притча о мытаре и фарисее читалась в 4-е (3-е по к-польскому счету) воскресенье Четыредесятницы - этим и объясняется наличие песнопений соответствующего содержания в указанные дни. Более того, нек-рые из этих стихир в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах назначаются в М. и ф. н.: напр., стихира 8-го гласа     в Студийско-Алексиевском Типиконе помещается на «Господи, воззвах», а стихира 6-го гласа       - там же на стиховне вечерни (см.: Пентковский. Типикон. С. 233). Особенно выделяется стихира на «Славу» на хвалитех в Крестопоклонную неделю Великого поста - 8-го гласа        , в к-рой объединены сюжет притчи о мытаре и фарисее и тема распятия Спасителя (см.: Триодь Постная. М., 1974. Ч. 1. Л. 232; эта стихира также указана в М. и ф. н. в Студийско-Алексиевском и Евергетидском Типиконах - см.: Пентковский. Типикон. С. 233; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 499).

http://pravenc.ru/text/2564536.html

В нек-рых чинах Д. л. составляют их центральную часть, напр. в чине умовения ног , где священнодействие сопровождается поочередным чтением рассказа об умовении ног из Евангелия от Иоанна: протодиакон читает нарративный текст, архиерей читает слова Господа Иисуса Христа, архимандрит - слова ап. Петра (можно отметить, что тот же принцип чтения Свящ. Писания несколькими людьми поочередно лежит и в основе популярных в средневековье народных представлений на темы Священной истории; кроме визант. чина умовения ног известно его использование и во время др. церковных служб в различных христ. традициях). Диалогические формы используются также в христ. гимнографии - в первую очередь в сир., где диалогическая поэзия составляет один из древнейших гимнографических жанров (см., напр.: Brock. 1991). Диалогические гимны присутствуют и в принятом ныне в правосл. Церкви корпусе богослужебных песнопений; наиболее заметными из них являются песнопения в честь праздника Благовещения Пресв. Богородицы. Канон Благовещения 4-го гласа составлен из неск. источников, а именно: 8-я и 9-я песни представляют собой двупеснец (по ирмосу и 5 тропарей в каждой песни), без акростиха, с посвященными Благовещению ирмосами (начало 1-го тропаря:        ) и тропарями; тропари 1-й, 3-7-й песней (по 4 тропаря в каждой песни) образуют самостоятельную систему с алфавитным акростихом (нач.:        ); наконец, ирмосы 1, 3-5, 7-й песней являются не благовещенскими, а общими богородичными ирмосами (1-й:      ). Как первые 6 песней, так и 8-я песнь благовещенского канона независимо написаны в форме диалога Пресв. Богородицы и арх. Гавриила; 9-я песнь посвящена созерцанию тайны Боговоплощения и прославлению Пречистой Девы. Первые 6 песней канона и двупеснец (8-я и 9-я песни) существенно различны: 1) в первых 6 песнях ирмосы выпадают из структуры, образуемой тропарями, они нарушают строгий алфавитный акростих, проходящий через тропари, выпадают из диалогической последовательности, развертывающейся в тропарях, и не являются специфически благовещенскими; в 8-9-й песнях ирмосы, наоборот, включены в диалог (ирмос 8-й песни - это высказывание арх.

http://pravenc.ru/text/171927.html

В одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 175), в день памяти И. содержатся те же указания, что и в Мессинском Типиконе. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) 4 окт. даны краткие указания относительно соединения последования И. со службой Октоиха; упоминается кондак И. Согласно первопечатному московскому Типикону 1610 г., в день памяти И. может совершаться служба либо с пением на утрене «Аллилуия», либо с пением «Бог Господь» и тропарем; помещен кондак И. 4-го гласа     В исправленном издании московского Типикона 1682 г. был добавлен иной кондак И.- 8-го гласа     служба совершается с пением на утрене «Бог Господь» и тропарем. Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа    (только в славянских); кондаки: плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τν Ιερρχην Αθηνν (    ) и 4-го гласа    (только в славянских); канон авторства Феофана плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа с акростихом Τν φωσφρον σου, Παμμκαρ, μνμην σβω. Θεοφνους (Светоносную твою, всеблаженне, память почитаю); ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τν ορανοφοτην μυσταϒωϒν (      ); цикл стихир-подобнов; самогласен И. (только в славянских); седален; светилен. Иконография И. изображается седовласым старцем, с большими залысинами на лбу, с широкой средней длины бородой. Святитель облачен в фелонь (иногда крещатую), омофор, в руках Евангелие. Одно из ранних единоличных изображений И. в храмовой декорации представлено на мозаике в диаконнике кафоликона мон-ря Осиос Лукас, Греция (30-е-40-е гг. XI в.). Единоличное изображение И. отмечается, как правило, в минейных циклах: на миниатюрах в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 88. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 256v. К-поль, 3-я четв. XI в.), в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O. I. 58. Л. 80 об.); в настенной росписи церквей вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1312-1318),- оплечно и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386),- в рост; на минейных иконах, напр., на иконе «Минея годовая» 1-й пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) и на иконе-таблетке на октябрь XIX в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 317, 323), и др.

http://pravenc.ru/text/293742.html

П. И. Жаворонков, А. В. Бугаевский Гимнография Память В. содержится в Типиконе Великой ц . IX-X вв. наряду с памятью др. святых ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 14). Согласно разным редакциям Студийского устава: Студийско-Алексиевскому Типикону 1034 г. ( Пентковский. Типикон. С. 277), Евергетидскому Типикону кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 260), Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 15) - поется только последование В. Студийско-Алексиевский Типикон не дает подробного описания службы, упоминая лишь чтение похвального слова Иоанна Златоуста. По Евергетидскому Типикону служба с «Бог Господь» аналогична шестеричной (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). В Мессинском Типиконе служба тоже с «Бог Господь», на «Господи, воззвах» поются по 3 стихиры священномученика и Богородицы. Корпус песнопений в этих Типиконах в целом тот же, что и в совр. богослужебных книгах, в обоих указывается служба В. на литургии. В слав. Минеях XI-XII вв. последование (состав: канон, 3 стихиры и седален) В. соединено с последованием прор. Моисея. Служба не содержит ни тропаря с кондаком, ни самогласнов ( Ягич И. В. Служебные Минеи. СПб., 1886. С. 032-042). В Иерусалимском уставе, как в древнейшей ред. (напр., ркп. Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 29), так и в более поздних, вплоть до печатных греч. и слав. изданий, последование В. также соединялось с последованием прор. Моисея. В московских старопечатных изданиях (1610, 1633, 1641) память В. 4 сент. обозначена как шестеричная. В Типиконе, используемом ныне в РПЦ, нет шестеричного знака, хотя устав службы во многом совпадает с тем, что отражен и в старопечатных Типиконах. Служба В. в совр. слав. и греч. Минеях практически та же, что и в студийских памятниках, и включает тропарь 4-го гласа «Κα τρπων μτοχος» (      ); кондак 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа на подобен «Яко начатки»: «Ως εσεβεας κρυκα, κα θλητν δραωμα» (            ); канон плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа, приписываемый Феофану или Иоанну Монаху, без акростиха, ирмос: «Ως ν περ πεζεσας Ισραλ» (          ), нач.: «Τν τν οκεων αμτων ς Μωσς, ρυθρααν θλασσαν, κυμντως διελθν» (                ). По рукописи XI в. (Sinait. gr. 552), тот же канон начинается иначе: «Νν πολαων τς αγλης τς τριλαμπος» (Ныне наслаждаясь сиянием трисветлым) (Ταμεον. Σ. 34). Есть 2 самогласна. В совр. печатных изданиях нет самогласнов на стиховне утрени, указанные в перовопечатном московском Типиконе 1610 г. и Евергетидском Типиконе. Корпус стихир-подобнов в совр. греч. и рус. Минеях не совпадает с тем, что содержится в студийских Минеях.

http://pravenc.ru/text/153791.html

Согласно первопечатному греч. Типикону 1545 г., 1 янв. также совершается служба с полиелеем - приоритет в отношении гимнографии остается за памятью свт. Василия; к важным особенностям относятся появление отпустительного тропаря О. Г. 1-го гласа Μορφν ναλλοιτως νθρωπνην προσλαβες (Образ неизменно человеческий восприял...) и дополнительной подобной стихиры О. Г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г., а также в издании 1633 г. 1 янв. имеет знак  (см. ст. Знаки праздников месяцеслова ). Устав службы и комплект песнопений О. Г. в целом те же, что и в первопечатном греч. Типиконе, хотя есть и особенности: назначаются иной отпустительный тропарь 1-го гласа -             и кондак 3-го гласа        (в греч. Типиконе это седален по 2-й кафизме). Такие же указания содержатся и в московском Типиконе 1641 г., но 1 янв. отмечено знаком  (см.: Там же). В пореформенном издании Типикона 1682 г., к-рое лежит в основе совр. Типикона РПЦ, 1 янв. имеет знак  допускается совершение всенощного бдения, если храм освящен во имя свт. Василия, для чего даны указания о малой вечерне. В совр. богослужебной практике РПЦ 1 янв. всегда совершается всенощное бдение. Гимнография В совр. греческих и русских богослужебных книгах служба О. Г. имеет состав: отпустительный тропарь 1-го гласа Μορφν ναλλοιτως νθρωπνην προσλαβες (Образ неизменно человеческий восприял...) (Μηναον. Ιανουριος. Σ. 15), иной отпустительный тропарь 1-го гласа -            (Минея (МП). Январь. Ч. 1. С. 11 - только в рус. изданиях, в греческих это седален), канон авторства Стефана без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Η γδος, φρουσα τπον το μλλοντος (Осмерица дней, носящая образ будущаго); 2 самогласные стихиры плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, одна подобная стихира плагального 1-го (т. е. 5-го) гласа, 3 седальна и светилен (ексапостиларий в греч. изданиях). К древнейшему пласту гимнографии О. Г. относится прежде всего вышеуказанный канон. Он упоминается в древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., причем автор канона там не назван.

http://pravenc.ru/text/2578083.html

Третья редакция представлена в рукописи кон. X в. Кекел. А 603 (составитель - Иорданэ; см. изд.: Невмированный Ирмологий. 1982) и содержит уже ок. 900 ирмосов. В этом списке присутствуют гимны 1-й и 2-й редакций и новый материал, в частности особые группы из 6 ирмосов (без богородичнов; в некоторых гласах по 2 такие группы) с названием «адидени» (величания), помещенные в последовании 9-й песни или отдельно, их тексты основаны на песнях Богородицы и Захарии. В рукописи Кекел. А 603 употребляются термины «уцхо» (другой) и «мортули» (дополнительный (?)), по-видимому аналогичные греч. ремарке ερμς λλος (ин ирмос). Ирмосы в И. с последованиями песней заново переведены с греческого с учетом количества слогов и поэтической структуры греч. оригинала и имеют как ритмическое деление (напр., в рукописи Кекел. А 603 - черные точки выше строки и киноварные точки ниже строки, причем точки не всегда совпадают с концом фразы и даже слова, вероятно копируя ритмическую структуру греч. оригинала - см.: Метревели. 1971. 283, 303, 306, 373), так и невмы (выписанные киноварью). Из 120 канонов древнего грузинского И., являющихся переводами с греческого, 27 встречаются только во 2-й и 3-й редакциях. Г. И. Кикнадзе считает, что грузинские И. с последованиями песней также связаны с палестинской традицией, что, по ее мнению, подтверждается наличием в рукописи Кекел. А 603 ирмосов, засвидетельствованных кроме этого списка только в греческом палестинском списке Hieros. Sab. 83 и в сир. переводе IX-X вв., предположительно выполненном в мон-ре св. Саввы (см.: Невмированный Ирмологий. 1982. С. 119-120). В то же время в этой редакции, как и в Иадгари Микаела Модрекили, содержатся и оригинальные груз. ирмосы (см.: Невмированный Ирмологий. 1982. 184, 191, 201, 219, 226), в т. ч. созданные Иоанном Минчхи (см.: Там же. 576, 593, 603, 614). В 1-й редакции И. с последованиями песней часто приводятся начала греч. ирмосов в груз. транскрипции возле груз. переводов. Иногда указанные в транскрипции греч. ирмосы не соответствуют грузинским, некоторые греч. оригиналы не обнаружены в визант. источниках. К нач. XI в. указания на греч. ирмосы исчезают. Метревели считала эти указания напоминаниями о греч. мелодических образцах ( Метревели. 1971. С. 120-121), прот. К. Кекелидзе - о греческом происхождении текстов.

http://pravenc.ru/text/674073.html

Σ. 158. Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память Е. отмечается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 445), последование Е. включает минимальный набор песнопений - стихиры, канон авторства Иосифа, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа и седален, предполагается совершение вседневной службы с пением «Аллилуия» на утрене. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 145) под 9 апр. упоминается Е. с указанием «Аллилуия». Во всех редакциях Иерусалимского устава описание службы на память Е. отличается краткостью - пишется или только память, или память с указанием «Аллилуия». Подробное описание службы 9 апр. появляется в печатных изданиях (начиная с первопечатного: М., 1610), тем не менее последование Е. по-прежнему состоит из стихир, канона и седальна. Изредка в книгах, следующих Иерусалимскому уставу, можно встретить кондак Е., но это является скорее исключением. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: канон 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (указан уже в Евергетидском Типиконе), с акростихом Τος Εψυχου εψχως δω πνους. Ιωσφ (           в слав. печатных Минеях имя Иосифа отделено от акростиха и напечатано отдельно, как обозначение авторства), ирмос: Υγρν διοδεσας σε ξηρν (        ), нач.: Τος θλους εψχως, μκαρ (      ); цикл из 3 стихир-подобнов (в греч. и слав. Минеях набор стихир отличается; в слав. Минее XII в. содержится еще одна стихира на тот же подобен, отсутствующая в совр. слав. Минее - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 56); седален. В рукописях встречается кондак Е., не вошедший в печатные издания, 7-го гласа, «Божественнымъ огнемъ разжегся» (см., напр., в Псалтири следованной нач. XVII в.- РГБ. Троиц. 340. Л. 411 об.). А. А. Лукашевич Иконография Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Мч. Евпсихий. Фргамент иконы «Минея на апрель». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Е. изображается, как правило, безбородым юношей в хитоне и гиматии красного цвета, с крестом в правой руке, редко - в воинских доспехах.

http://pravenc.ru/text/187277.html

Αγιολγιον. Σ. 154; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 29-30. Т. А. Артюхова, Л. В. Луховицкий Гимнография Память Е., К. и В. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 242) без богослужебного последования. В древнейшей сохранившейся редакции Студийского устава - Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г.- память Е., К. и В. отсутствует. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 423) кратко перечисляются основные элементы последования Е., К. и В.: канон авторства Иосифа, 4-го гласа, цикл стихир, седален. Согласно Мессинскому Типикону 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 125), в день памяти Е., К. и В. совершается служба с «Аллилуия» . Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 195 и Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 41) под 3 марта упоминают Е., К. и В. без богослужебных указаний. В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) в день памяти Е. содержится указание: «Аллилуия или тропарь», обозначающее возможность выбора между постовой службой с пением «Аллилуия» на утрене и службой с «Бог Господь»; указан общий тропарь мученикам Ο μρτυρς σου Κριε (      ). Согласно первопечатному рус. Типикону 1610 г., 3 марта совершается служба с «Аллилуия»; последование Е., К. и В. включает канон 1-го гласа, цикл стихир, седален. Начиная с издания 1682 г., в рус. Типиконах под 3 марта появляется указание: «Аллилуия или тропарь» (возможно, это произошло под влиянием греч. Типикона). Последование Е., К. и В., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает следующие элементы: в рус. Минеях - канон авторства Иосифа, 1-го гласа (греч. оригинал см.: AHG. T. 7. P. 42-51), с акростихом Τριν μεγστων θλα τιμ μαρτρων. Ιωσφ (           в слав. Минее имя Иосифа отделено от акростиха), ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Τας περκοσμοις στραπας (    ); цикл стихир-подобнов; седален. В греч. Минее помещены общий отпустительный тропарь 4-го гласа Ο μρτυρς σου Κριε (      ); канон авторства Феофана, 4-го гласа, с акростихом Τριν Αθλητν συμφρνων μλπω πνους (Трех подвижников единомудренных воспеваю страдания), ирмос: Θαλσσης τ Ερυθραον πλαγος (      ), нач.: Τς θεας φωτοχυσας λμψεσι (Божественного светолития сияниями).

http://pravenc.ru/text/187611.html

Последование Н., содержащееся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Ο Μρτυς σου Κριε (      ); кондак 2-го гласа Αθλσας καλς (    ) с икосом; иной кондак 4-го гласа      (Минея (МП). Октябрь. С. 680; греч. оригинал сохранился в рукописях - см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 238); канон (в совр. последовании помещен анонимно, но в Евергетидском Типиконе его автором назван Иосиф Песнописец - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 301) без акростиха 4-го гласа, ирмос: Αρματα Θαρα (    ), нач.: Αρματι φλογερ (На колесницу пламенную); цикл стихир-подобнов; седален; светилен. По рукописям известны песнопения Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак 2-го гласа Τν πανοπλαν το σταυρο (Всеоружие Креста...) (см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 210); кондак 2-го гласа Ως το Χριστο τν παθημτων (Христовым страданиям...) (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//Εκκλησιαστικς Θρος. 1938. Τ. 37. Σ. 479); кондак 4-го гласа Θωτοβλοις λμψεσι (    ) c икосом (см.: Ibid. Σ. 479-480; Амфилохий. Кондакарий. С. 238), канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τιμ σε πιστς, μρτυς γλασμνε Ιωσφ (Почту тебя верно, мучениче прославленный. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Ανοξω τ στμα μου (      ), нач.: Τν θεαν επρπειαν περιφανς στολισμενος (Божественною красотою славно украсился) (AHG. T. 2. P. 313-321); цикл стихир-подобнов, ексапостиларии (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1938. Σ. 479-480). Е. Е. Макаров Иконография Иконография святого, как и его прославление, тесно связана с именем вмч. Димитрия Солунского, в Житии к-рого содержатся основные сведения о жизни и мученическом подвиге Н. Согласно иконографической традиции, сложившейся к концу иконоборческого периода, Н. изображается молодым человеком с темными короткими волосами, без бороды. В Византии его изображение размещается в большинстве храмов, если в программу их декорации включен чин воинов; нередко Н. представлен рядом с вмч. Димитрием. Хотя ничего не известно о службе Н. в рим. армии, в его облачении возможны 2 варианта: воинское с оружием или, как у мученика, хитон и плащ, в руке - крест.

http://pravenc.ru/text/2565128.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010