2 причастна Д. В. «Хвалите Господа с небес», на 4-й глас и на 1-й плагальный глас, широко известны в рукописной традиции (см.: Χατζιϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 288-289). Переписаны с помощью нотации Нового метода хартофилаксом Хурмузием во 2-м томе его Пападики (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 705. Fol. 116v - 117v, 126v - 127v). 2 калофонических ирмоса распева Д. В.: 3-го гласа «На Синайстей горе» (возможно, самое распространенное и известное произведение Д. В.) и 4-го гласа «Потрясошася людие» (Εσεσθησαν λαο), переведены в нотацию Нового метода и изданы протопсалтом Великой ц. Григорием (Καλοφωνικν Ερμολϒιον. Κωνσταντινοπολις, 1835. Σ. 65-66, 81-83; см. также: Χατζιϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 288-289). 1-й ирмос представлен в рукописях Vatop. Dimitr. 43. Fol. 158, XVIII в. (см.: Lamberz, Λτσας. 1978. Σ. 85), Пападики. Ydra. Iliou 579. Fol. 452IIv, кон. XVII в. (см.: Χαλδαικης. 2005. Σ. 109-110), Анастасиматарии Хрисафа Нового - Анфологии. Ath. Stauronik. 164. Fol. 324, 1749 г., и др. То же произведение Д. В. в Калофоническом Ирмологии письма Матфея Ватопедского (Ath. Karakall. 228, 1811 г.) присутствует в авторском изложении последнего с надписанием: «Изложено согласно преданию». Кратима Д. В. на 1-й плагальный глас мало распространена в рукописной традиции (см., напр., 2 рукописи мон. Дамаскина Аграфорендиниота: Ath. Xeropot. 303: Соч. Петра Берекета, 1812 г.; Анфология. Ath. Xeropot. 288. Fol. 311v, нач. XIX в.). Лит.: Χρσανθος κ Μαδτων, π. υρραχου. Θεωρητικν μϒα τς μουσικς. Τερϒστη, 1832. Σ. 354. Παρϒρ. 54; Παπαδπουλος Γ. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890; Πατρινλης Χ. Γ. Συμβολα ες τν στοραν το Οκουμενικο Πατριαρχεου. Αθναι, 1969. Τ. 1. Τεχος 2 Πρωτοψλται, Λαμπαδριοι κα ομστικοι τς Μεϒλης Εκκλησας (1435-1821). Σ. 63-95. (Μνημοσνη; 2); Lamberz E. , Λτσας Ε. Κ. Κατλοϒος χειροϒρφων της Βατοπεδινς Σκτης Αϒου ημητρου. Θεσσαλονκη, 1978. Σ. 82. (Κατλοϒοι Ελληνικν Χειροϒρφων Αϒου Ορους; 1); Χατζηϒιακουμς Μ. Χειρϒραφα Εκκλησιαστικς Μουσικς, 1453-1820: Συμβολ στην Ερευνα του Νου Ελληνισμο. Αθνα, 1980; Στθης Γ. Θ. Αϒιορειτικ μελουρϒα//Τ Αϒιον Ορος χθς - σμερα - αριο ιεθνς συμπσιο. Θεσσαλονκη, 1996. Σ. 303; Καραϒκονης Κ. Χ. Η Παρδοση και Εξϒηση του Μλους των Χερουβικν της Βυζαντινς και Μεταβυζαντινς Μελοποιας ιδακτορικ διατρβη. Αθνα, 2003. Σ. 396-408; Χαλδαικης Α. Γ. Τα Χειρϒραφα Βυζαντινς Μουσικς - Νησιωτικ Ελλς Κατλοϒος περιϒραφικς τν χειροϒρφων κωδκων τν ποκειμνων ν τας βιβλιοθκας τν Ιερν Ναν, ς κα λοιπν συλλοϒν τς Νησιωτικς Ελλδος. Αθναι, 2005. Τ. 1. Σ. 109-110.

http://pravenc.ru/text/168784.html

В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 215), И. назначается отпустительный тропарь Ο μρτυς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. отмечается возможность совершать в честь И. службу с пением на утрене как « Аллилуия », так и « Бог Господь » и с тропарем; указан кондак И. Κυβερντης μγιστος (    ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. тропарь И. отсутствует, но содержится кондак И. 4-го гласа       В исправленном издании Типикона 1682 г. И. назначаются отпустительный тропарь      и кондак     Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Май. Ч. 2. С. 73-74); кондак 4-го гласа Κυβερντης μγιστος (     в совр. греч. Минее отсутствует, однако содержится в греч. Минее, изданной в Риме в 1900); канон авторства Феофана с акростихом Τν κλεινν Ισδωρον μν προφρνως (Славного Исидора воспою радостно; в слав. Минее имя автора и акростих не указаны) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Τας σας κεσαις (    ); цикл стихир-подобнов; седален. Е. Е. Макаров Иконография Традиц. образ И.- молодой человек (средовек) с короткой округлой бородой и с короткими же, слегка вьющимися темными волосами, не закрывающими ушей. Несмотря на то что, согласно Житию, И. был воином, в доспехах он не изображался. Предпочтительным для его образа вплоть до позднего времени являлось патрицианское одеяние, тип к-рого отражает и воинскую принадлежность святого, и его чин мученика (красный цвет): недлинный, доходящий до колен или до середины щиколотки хитон с орнаментированными оплечьем и подолом, плащ, оставляющий обычно открытым одно плечо. В. Д. Фартусов отмечает, что И. «замучен был еще новобранцем... так что можно его писать и без воинских одежд, но лучше в простой одежде римского воина» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 279). Греч. иконописный подлинник Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в разд. «Святые мученики» сообщает об облике И. следующее: «Исидор Хиосский, с бородой едва показавшейся, подобен Артемию (вмч. Артемию Антиохийскому.- Авт.)» (Ерминия ДФ. С. 166. § 10. 80). В рус. иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) отмечается подобие И. Флору, мч. Иллирийскому, а в подлиннике по списку Г. Д. Филимонова дважды подчеркнуто его воинское достоинство: «…чином воин, подобием аки Флор, рус, власы с ушей кратки, брада невелика, ризы воинские, верх лазорева, испод зеленая, подпоясан платом, ногавицы красные, в руке крест» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 344; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 98).

http://pravenc.ru/text/674882.html

М. Петта, подготовивший по рукописям Гроттаферратской библиотеки (Crypt. 271, 272, 274) критическое издание цикла песнопений Иова Мела, не согласен с отождествлением последнего с И. И. ( Petta. 1965). Имя «Иов Мел» (Ιβ Μλης) также содержится в акростихе богородичных тропарей канона в честь перенесения мощей свт. Николая , архиеп. Мирликийского, 1-го гласа, ирмос: Αναστσεως μραν (    ), нач.: Αναστσεως μραν εκονζει σαφς Νικολου μνμη (Воскресения день знаменует премудро Николая память) (Ταμεον. Σ. 201). Под именем «монах Иов» (или просто «Иов» в акростихе) в рукописях также представлены: 1. Гимнографические произведения (преимущественно краткие тропари) на праздники Богоматери Ипапанты (изд.: Pitra. Analecta sacra. Vol. 1. P. 425-431), Рождества, Богоявления и Пятидесятницы (изд.: Petta. 1965); неизданный канон в честь св. апостолов Иасона и Сосипатра (28 апр.), с акростихом Μλπω τν Ισονα σν Σωσιπτρ. Ιβ (Пою Иасона с Сосипатром. Иов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Μετ πασν τν φωτοφρων τξεων (Вместе со всеми светоносными чинами) (Ταμεον. Σ. 193), сщмч. Вавилы (4 сент.), с акростихом Σ, Νικομηδε μκαρ, μν, Βαβλα. Ιβ (Тебя, Никомидии блаженного, воспою Вавилу. Иов) 4-го гласа, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Σοφα το Πατρς, νυπστατε Λγε (Премудрость Отца, воипостасное Слово) (Ibid. Σ. 34). Вопрос об атрибуции этих канонов Иову Мелу является открытым. 2. Неизданное сочинение в 26 главах, название к-рого «Περ ποθσεων ναγκαων» мало что говорит о содержании (Атн. Vatop. 286, XIII в.). 3. Неизданная служба в память св. прав. Иова (Дуйчев греч. 16 (Kosinitza 192), XV в.); в этой же рукописи содержатся гекзаметры в честь «божественного Златоуста», сочиненные «Иоанном Грешником (Амартолом), впоследствии названным Иовом». Если речь идет об одном и том же человеке, это указывает, вероятно, на то, что «монах Иов» носил мирское имя Иоанн. Принадлежность И. И. экзегетических сочинений, приписываемых некоему Иову Амартолу и посвященных псалмам 1-15 (см. введение: PG. 158. Col. 1053-1056) и 7 таинствам, центральным из к-рых является таинство Священства (издано Хрисанфом, патриархом Иерусалимским, в 1715), хоть и вероятна, но в наст. время не может быть окончательно доказана. Однако в пользу отождествления Иова Амартола и гимнографа Иова Мела говорит еще одно неизданное сочинение Амартола, а именно тропари, посвященные 7 таинствам. В рукописи Ath. Vatop. 47, содержащей эти тропари, непосредственно перед ними размещен комментарий митр. Артского Христофора на Слово свт. Симеона Фессалоникийского о священстве.

http://pravenc.ru/text/578192.html

В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древнейших, напр. Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв., память О. отмечена под 10 нояб. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). В первопечатных греч. Типиконе 1545 г. и московском 1610 г. 10 нояб. служба О. соединяется со службой апостолам Олимпу, Родиону и др. и с рядовой службой Октоиха; О. назначается канон и цикл стихир; в греческом Типиконе также упоминается отпустительный тропарь О. 1-го гласа. В пореформенном издании московского Типикона 1682 г., лежащем в основе совр. Типикона РПЦ, 10 нояб. О. не упоминается и служба ему не указана. Однако в совр. рус. Минею богослужебное последование О. включено (см.: Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 280-285). Богослужебное последование О., содержащееся в совр. греческих и русских богослужебных книгах, состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа «Удов отсечение...» (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 280-281; этот же текст в совр. греч. Минее указан в качестве седальна - см.: Μηναον. Νομβριος. Σ. 118); анонимного канона с акростихом Τος σος, Ορστα Μρτυς, θλους ανσω (Твои, мученик Орест, страдания восхвалю) 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τας θε º κας καταστραπτμενος (Божественными блистаемь); цикла стихир-подобнов. По рукописям известны песнопения О., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак Τν ν βασναις ττητον στρατιτην (В муках непобежденного воина...) с икосами ( Амфилохий. Кондакарий. С. 73, 168); общий канон О. и апостолам Олимпу, Родиону и др. предположительно авторства Феофана Начертанного без акростиха 2-го гласа, ирмос: Δετε, λαο (    ), нач.: Τος κλεκτος τν ποστλων συλλπτορας (Избранных апостолов помощников) (Ταμεον. Σ. 90). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Орест. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) Мч. Орест. Миниатюра из Служебного Евангелия. Кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) Одно из самых ранних изображений О. находится на миниатюре Минология XI в. из афонского мон-ря Эсфигмен (Ath. Esph. Cod. 14. Fol. 136-136v). Его образ представлен также в месяцеслове Служебного Евангелия кон. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 266v) под 10 нояб. и в Минологии Димитрия Палеолога, деспота Фессалоники (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 16v, между 1322 и 1340). Погрудное изображение святого имеется в ц. вмч. Димитрия в Марковом мон-ре на сев. стене (1366-1371).

http://pravenc.ru/text/2581513.html

После гибели Льва V М. остался в новооснованном мон-ре, куда, видимо, перешли и нек-рые из его духовных чад. Сохранились неск. писем прп. Феодора Студита, адресованных игуменам Пелекитским, избранным после ареста М. В письмах есть указания на то, что Феодор не одобрял возвращения сосланных монахов в свои обители до полного торжества Православия, чтобы они не оказались замешанными в литургическом общении с еретиками. М. адресовано 5 писем прп. Феодора Студита, все они написаны в 816-818 гг. во время возобновления гонений имп. Льва V, и их содержание указывает на искреннюю дружбу 2 подвижников. Ист.: Theod. Stud. Ep. 159, 230, 294, 362, 371// Idem. Ep. B.; N. Y., 1992; SynCP. Col. 577-579; Макарий, игум. Пеликитский, прп., исп. (ок. 760 - после 835)/Предисл., пер., коммент.: Т. Сенина//Жития визант. святых эпохи иконоборчества. СПб., 2015. Т. 1. С. 382-424. Лит.: Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 174-176; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 283; Janin R. Macario, abate di Pelecete//BiblSS. 1963. Vol. 8. Col. 429-430; Mango C., Š ev enko I. Some Churches and Monasrteries on the Southern Shore of the Sea of Marmara//DOP. 1973. Vol. 27. P. 235-277; PMBZ, N 4672; Senina T. A. Concerning the Dates of St. Makarios of Pelekete " s Life and the Dating of this Vita//Scrinium. Piscataway (N. Y.), 2014. Vol. 10. P. 245-250. О. Н. Афиногенова Гимнография В совр. греч. и рус. богослужебных книгах служба М. отсутствует, однако по рукописям известны песнопения М.: канон, составленный Феофаном Начертанным , без акростиха 4-го гласа, ирмос: Τρισττας κραταιος (    ), нач.: Τας θεαις καλλονας νηδμενος, πτερ (Божественными красотами наслаждаясь, отче) (AHG. T. 12. P. 218-231); канон, посвященный М. и мученикам Флору и Лавру (их память также совершается 19 авг.), с именем автора - Георгия , еп. Никомидийского, акростихованным в богородичнах, 4-го гласа, ирмос: Ο πατξας Αγυπτον (    ), нач.: Ακτνες πρλαμπροι τς λοφτου σμερον (Лучами ослепительными всесветлой днесь) (Ταμεον. Σ. 270); седален (AHG. T. 12. P. 221).

http://pravenc.ru/text/2561286.html

По греч. рукописям известен еще один канон Г. и Е., не вошедший в печатные издания, 2-го гласа, без акростиха, ирмос: ρδβλθυοτεΑτριπτον, συνθη (    ), нач.: Δδου μοι ν νοξει το στματς μου λγον, Χριστ (Дай мне во отверзение уст моих слово, Христе) (Ταμεον. Σ. 79). Евергетидский Типикон ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 307) на память Г. и Е. указывает помимо имеющейся в совр. книгах еще одну группу стихир подобнов. А . А . Лукашевич Иконография В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота нач. XVIII в. о святых сказано: «...были усечены мечом. Он молод, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 22. 5 нояб.). Рус. иконописные подлинники сводной редакции (Большаковский, Филимоновский, XVIII в.) дублируют описания святых с небольшими дополнениями в отношении перстосложения по варианту Большаковского подлинника: «Галактион млад, риза преподобническая, испод вохра с белилом, в правой руке свиток, схима около шеи, а левая молебна вверх персты. У Епистимии на главе схима, риза преподобническая, мантия светлее Галактионовы, испод вохра с белилом дичь, в правой руке крест, а левая молебна вверх персты» (под 5 нояб.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910), составленном В. Д. Фартусовым, описание облика святых изменено в соответствии с представлениями нач. XX в.: «Галактион - с очень малой бородкой, одежда власяница из белого волоса и короткая мантия; на головах оба святые имели клобуки, лица их худощавы от поста»; также предлагается изображать в руках святых хартии, в основу надписи на хартии Г. положен текст Пс 143. Г. и Е. представлены в основном в минейных циклах, где они изображаются, как правило, вместе, в мучении или единолично. Изображения - на миниатюрах в минологиях: Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 161, 976-1025 гг.), в минологии XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 264v - под 3 нояб., в рост), из мон-ря вмц. Екатерины на Синае (Sinait. 500. Fol. 77r, XII в.), из Бодлианской б-ки (Oxon. Bodl. F. 1. Fol. 16r, 1327-1340 гг.); в минейных циклах в росписи храмов Вознесения мон-ря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг., Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., в притворе нартекса архиеп. Даниила 2, Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия), 1561 г.,- везде в мучении, вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и вмч. Димитрия Маркова мон-ря близ Скопье (Македония), 1376-1381 гг. (под 6 нояб.),- погрудно; в рус. минейных иконах, напр. из Иосифо-Волоколамского мон-ря, 1569 г. (ГТГ),- в рост.

http://pravenc.ru/text/161493.html

В совр. богослужебных книгах последование Е. включает отпустительный тропарь 4-го гласа (тот же, что и в Мессинском Типиконе), кондак 2-го гласа:    (в совр. греч. Минее отсутствует, однако в первопечатном греч. уставе (Венеция, 1545) имеется кондак Е. на подобен: Η παρθνος σμερον (    ), нач.: Η σεπτ σου (Честная твоя)); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом: Υμν μκαρ σο τος πανευσεβες τρπους. Ο Ιωσφ (Воспеваю, блаженне, твои всечестные деяния. Иосиф), ирмос: Εν βυθ κατστρωσε (      ), нач.: Υψηλν τν βον σχηκς (      ); цикл стихир-подобнов (в греч. Минее - 1-го, в слав.- 8-го гласа); славники на «Господи, воззвах» (в греч. Минее - 2-го, в слав.- 1-го гласа) и на стиховне утрени (только в слав. Минее); седален; светилен (в греч. и слав. Минеях различается). Иконография Ранние изображения Е. встречаются в Минологиях, перед текстом его Жития. Он представлен темноволосым, с короткой заостренной бородой, в воинском облачении, с копьем и щитом в Минологии 1063 г. (ГИМ. Греч. 9. Л. 125 об.), в Житиях святых XI в. (Alexandr. Patr. 35(303). Fol. 92v; б-ка Тюбингенского ун-та. Ms. gr. Fol. 17), в Житиях святых и Беседах на май-авг. (Paris. gr. 1528. Fol. 112v, XII в.). В греко-груз. рукописи XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 122 об.) Е. изображен с темными взлохмаченными волосами, в хитоне и застегнутом на груди плаще, с крестом в правой руке. В хитоне и плаще, с крестом в руке, Е. представлен в росписи храмов и в иконописи: в ц. праведных Иоакима и Анны в мон-ре Студеница, Сербия (1314); на зап. арке в соборе свт. Николая мон-ря Анапавса в Метеорах, Греция (1527), мастер Феофан Критский; в наосе кафоликона мон-ря Преображения в Метеорах (1552), иконописец Джорджи (ученик Феофана Критского); предположительно в церкви в Мецово, Греция (XVII в.). Единичны иконописные изображения Е., представленного, как правило, среди избранных святых: на иконе «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми», мастерская Андреаса Рицоса (?), 2-я пол. XV в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае; на иконе «Пять избранных святых: Иоанн Предтеча с Авраамием, Аверкием, Евдокимом и Варварой» (посл. четв. XIX в., Россия, частное собр.) в окладе 1884 г.

http://pravenc.ru/text/187053.html

Э. П. А. Гимнографическое творчество К. Личность К. заметно выделяется среди немногих женщин-гимнографов, о которых сохранились сведения. Это обусловлено прежде всего тем, что ее песнопения были включены в богослужебные книги (Минею и Триодь) правосл. Церкви и до сих пор используются за богослужением. Интенсивное изучение гимнографического наследия К. началось в кон. XIX - нач. XX в. (напр.: Christ, Paranikas. Anthologia. P. 103-104; Krumbacher. 1897; Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 272-275; Papadopoulos-Kerameus. 1901; Petrides. 1902; Tillyard. 1911). Наиболее полными считаются исследования И. Рохов ( Rochow. 1967) и А. Триполитис ( Tripolitis. 1992). Рукописная традиция приписывает К. ок. 50 песнопений (список см.: Rochow. 1967; Tripolitis. 1992; также см.: Follieri. 1966). Большинство этих текстов содержится в рукописях XI-XVI вв. Песнопения могут быть надписаны следующими именами: Κασα, Κασσα, Κασιαν, Κασσιαν, Εκασα, Ικασα, причем нередко с добавкой «μοναχ» (монахиня). Последние 2 варианта могли появиться в результате слияния греч. артикля жен. рода «» с именем К. при переписывании рукописей под диктовку ( Tripolitis. 1992. P. xi-xii). В совр. греч. и рус. богослужебных книгах именем К. надписаны следующие песнопения (в основном стихиры ): самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на память мучеников Гурия, Самона и Авива (15 нояб.) (Μηναον. Νομβριος. Σ. 189; Минея (МП). Нояб. Т. 2. С. 4-5); 2 самогласна-славника 4-го гласа (на хвалитех и на стиховне утрени) в честь мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста (13 дек.) (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 185, 186; Минея (МП). Дек. Т. 1. С. 466); самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Рождества Христова (25 дек.) (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 379; Минея (МП). Дек. Т. 2. С. 334); самогласен-славник плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа на стиховне вечерни Рождества св. Иоанна Предтечи (24 июня) (Μηναον. Ιονιος. Σ. 155; Минея (МП). Июнь. Т. 2. С. 294); самогласен-славник 2-го гласа на «Господи, воззвах» на вечерне Великой среды (Τριδιον. Σ. 418; Триодь Постная. Л. 420). Согласно церковному преданию, К. принадлежат первые 4 ирмоса канона утрени Великой субботы (плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, ирмос: Κματι θαλσσης (    ); нач.: Κριε, Θε μου (      ), без 2-й песни; см.: Τριδιον. Σ. 481; Триодь Постная. Л. 481; также см.: Филарет (Гумилевский). Песнопевцы. С. 273-274; Каждан. 2002. С. 407), хотя отдельные исследователи считают это предание недостоверным и приписывают авторство всего канона Косме Маюмскому (см.: Schir ó G. La seconda leggenda di Cassia//Diptycha. 1979. Vol. 1. P. 301-315).

http://pravenc.ru/text/1681291.html

А. Б. Ванькова Гимнография Память И. отмечается 17 июня в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 316) без богослужебного последования. В афоно-итал. редакции Студийского устава в Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 264) И. упоминается 17 июня; служба подробно не описана. В ранних редакциях Иерусалимского устава , в первопечатных греч. и московском Типиконах, а также в совр. богослужебных книгах И. не упоминается. В греч. рукописях под 17 июня встречается канон И., составленный гимнографом Иосифом, с акростихом Υπατου μλψομ[α]ι τος καλος τρπους. Ιωσφ (Ипатия воспою прекрасные нравы. Иосифов) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Υπρχων, Υπτιε, σν Θε (Пребывая, Ипатие, с Богом) (Ταμεον. Σ. 220). Иконография В греческом иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - память И. не отражена. Под 18 июня в месяцеслове Ерминии приведены сведения об Ипатии, о Леонтии и Феодуле, мучениках Трипольских (Ерминия ДФ. С. 212). Однако в настенных минологиях балканских храмов под 18 июня можно встретить образы как указанных мучеников, так и И.: в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) - в рост; в ц. Успения Пресв. Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - погрудное изображение. В русских иконописных подлинниках (XVIII в.) память святого и описание его облика помещены под 31 марта. В подлиннике по списку Г. Д. Филимонова сказано: «Поживе лет 80; подобием стар, и быша власы его главнии и браднии яко снег, бяше нарочит действием и видением, ризы преподобнические. Сей святой жены кровоточивыя и бесчадныя не малы чудотворны показа, и сухи сосцы имуща и безкормны млеком тичити сотвори» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 308). В Большаковском подлиннике в описании внешности святого приведены те же слова ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 85). Изображения И. в рус. традиции чрезвычайно редки. В минеях его образ обычно вытесняется образом сщмч. Ипатия Гангрского, чья память приходится также на 31 марта. В качестве редкого и достаточно раннего примера изображения И. в рус. иконописи можно привести минею на март из годового комплекта икон (кон. XVI в., ВГИАХМЗ). На то, что в цикл включен именно этот святой, указывают тип его изображения как преподобного в монашеском облачении и надпись: «Прп. Ипатий-целитель», которая отражает сведения Жития о получении святым дара исцеления. В составе избранных святых поясной образ И. представлен на нижнем поле палехской иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием, праздниками, иконами Богоматери и избранными святыми» (сер. XIX в., собрание М. Е. Де Буара (Елизаветина)).

http://pravenc.ru/text/673741.html

При совпадении двунадесятого Б. п. с воскресеньем службы Октоиха и Минеи соединяются, причем воскресные песнопения Октоиха предваряют песнопения праздника, но воскресная служба теряет нек-рые из своих неотъемлемых элементов: на «Господи, воззвах» не поется догматик гласа, а вместо воскресного утреннего Евангелия читается праздничное. В состав канона утрени входит песнь Пресв. Богородицы, а праздничные припевы отменяются. Евангельская стихира поется не на своем обычном месте (на «  » на хвалитех - ее место занимает самогласен праздника), а перед 1-м часом. То, что парафразирующие воскресное утреннее Евангелие евангельская стихира и эксапостиларий, несмотря на отмену самого чтения, оставлены в службе, объясняется древней практикой, отраженной в старопечатных рус. книгах, когда воскресное утреннее евангельское чтение все же прочитывалось,- после великого славословия совершался вход с Евангелием, в качестве входного пелся один из 2 воскресных тропарей («    » или «        »), «  » - конец того же тропаря, «    » - тропарь целиком; далее следовали воскресные прокимен и Евангелие (Типикон. М., 1610. Л. 26-26 об.). Служба праздника Благовещения, выпадающего на период пения Триоди, имеет особый устав (см. ст. Благовещенские главы ). Общая служба Божией Матери В Общей Минее , во 2-й главе, помещена общая служба Б. п. Она имеет тот же состав, что и др. службы Общей Минеи: 3 цикла стихир (на «Господи, воззвах», на стиховне и на хвалитех), ряд самогласнов, полный корпус седальнов, канон 8-го гласа (ирмос: «        », нач.: «          »), 2 кондака (1-го гласа, нач.: «            », и 6-го гласа, нач.: «        ») с икосом к 1-му, светилен; в конце книги указаны библейские чтения вечерни, утрени и литургии. Тропари службы взяты из последования молебна («          » и «        », глас 4). Избранный псалом : «              » (из службы Рождества Богородицы), величание : «          ». Др. книги указывают в качестве общего величание: «                        »; в праздники икон Божией Матери обычно поют: «                                ».

http://pravenc.ru/text/Богородичные ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010