Указания иерусалимских Типиконов разных редакций на 1 марта отличаются краткостью и включают только память Е. или же память и указание петь «Аллилуия». В первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545) появляется ссылка на общий тропарь преподобной жене во имя Е.: Εν σο μτερ κριβς (        ), к-рый поется вне Великого поста; в период поста на утрене предписано петь «Аллилуия». В первопечатных рус. Типиконах помещается развернутое описание службы, указывается пение особенного тропаря Е. (    ) в те дни, когда 1 марта случается вне Четыредесятницы. В исправленном московскими справщиками издании Типикона 1682 г. на время вне Великого поста также назначается пение тропаря, однако это не особый тропарь, а общий - тот же, что и в греч. Типиконе (        ). В следующем издании (М., 1695) помещен традиц. слав. тропарь:    . Последование Е., согласно совр. богослужебным книгам, включает отпустительный тропарь 4-го гласа (в греч. Минеях - общий тропарь мученице: Η μνς σου Ιησο (      ); в слав. Минеях - тропарь 8-го гласа    ); кондак (только в славянских) 4-го гласа      (указания рус. старопечатных Типиконов относительно гласа кондака Е. различаются: 1-й и 2-й гласы) с икосом; канон (в слав. Минеях - анонимный канон 2-го гласа, без акростиха, греч. оригинал известен по рукописям (см.: AHG. T. 7. P. 1-14), ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν τς ψυχς νν γαθνα μου κκωσιν (        ); в греч. Минеях - анонимный канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, акростих: Τς Εδοκας τος γνας ανσω (Евдокии страдания восхвалю), ирмос: Αισωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Τν ξ προσεξας (Еже от невнимания); последний канон известен и в слав. переводе, напр. в рукописной слав. Минее ГИМ. Син. 172, кон. XIV - нач. XV в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 89), и, видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона); седален; цикл из 3 стихир-подобнов. В греч. Минеях также помещается самогласен для пения на   на «Господи, воззвах», если 1 марта случается в субботу или вне Четыредесятницы.

http://pravenc.ru/text/187063.html

Мученики Евлампий и Евлампия. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклинхаузен) Память Ев. и Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 64) под 10 окт. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Ев. и Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 160, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 18) содержатся канон, цикл стихир и седален Ев. и Е. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 292-293), представляющий малоазийскую редакцию Студийского устава, предписывает совершать 10 окт. службу с «Аллилуия» , петь канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа, цикл стихир-подобнов и седален, посвященные Ев. и Е. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 38), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает под 10 окт. Ев. и Е. и предписывает совершать в этот день вседневное последование. Ранние редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.; см.: Lossky. Typicon. P. 177) содержат в день памяти Ев. и Е. указание совершать службу с «Аллилуия». Начиная с первопечатных греч. и рус. Типиконов и по наст. время в богослужебных книгах под 10 окт. излагается вседневная служба Ев. и Е. Последование Ев. и Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь общий мученикам Ο μρτυρς σου (    ); кондак 3-го гласа Τος γενναους μρτυρας (    ); каноны, различающиеся в греч. и слав. Минеях: в слав. Минее помещен канон, составленный гимнографом Феофаном (греч. оригинал известен по рукописям; см.: AHG. T. 2. P. 80-86), 4-го гласа, с акростихом; Τν ατδελφον ανσω ξυνωρδα (      ), ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      :), нач.: Τ πθ τ το Χριστο (    ); в греч. Минее находится канон, составленный гимнографом Иосифом, плагального 2-го (т. е. 6-го) гласа (видимо, именно этот канон подразумевается в указаниях Евергетидского Типикона), с акростихом: Τν λαμπρν μν μαρτρων ξυνωρδα. Ιωσφ (Светлое воспеваю мучеников сопряжение. Иосиф), ирмос: Ως ν περ (      ), нач.: Τας φανοτταις κτσι (Светлейшими лучами); цикл стихир-подобнов (разные в греч. и слав. Минеях: в греч. Минее - 4-го гласа, подобен Εδωκας σημεωσιν (      ); в слав. Минее - 4-го гласа, подобен    ), славники на «Господи, воззвах» и на стиховне вечерни; седален; светилен.

http://pravenc.ru/text/187173.html

Лит.: Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 224-225; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 120; Т. 3. С. 154; Janin. Églises et monastères; Stamoul è -Sarant ê E. Απ τ γισματα τς Θρκις//Θρακικ. 1943. Τ. 18. Σ. 224; Ελισβετ//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 585-586; Laurent V. Elisabetta//BiblSS. Vol. 4. Col. 1093-1094; Majeska G. Russian Travelers to Constantinople in the 14th and 15th Cent. Wash., 1984. P. 40, 148, 188, 321-325. (DOS; 19); Kazhdan A. Hagiographical Notes 16: A Female St. George//Byz. 1986. Vol. 56. P. 169-170; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 128. Гимнография Память Е. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 272) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59) под 24 апр. содержатся посвященные Е. канон (нач.:            ), цикл стихир и седален. Евергетидский Типикон 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. T. 1. C. 449) малоазийской редакции Студийского устава указывает в день памяти Е. канон, составленный гимнографом Иосифом Песнописцем ( 886), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир и седален. Мессинский Типикон 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 147), представляющий афоно-итал. редакцию Студийского устава, упоминает Е. под 24 апр. без богослужебного последования. В ранних греч. редакциях Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 48) память Е. не указывается. В греч. изданиях богослужебных книг, с первопечатных Типиконов и до изданий наст. времени, Е. упоминается под 24 апр., в рус. редакциях богослужебных книг этого же периода память Е. отсутствует. Последование Е., содержащееся в совр. греч. Минее (Μηναον. Απρλιος. Σ. 180-186), включает общий отпустительный тропарь преподобной жене Εν σο Μτερ (      ); канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, составленный гимнографом Иосифом (вероятно, этот же канон упоминается в Евергетидском Типиконе), без акростиха, ирмос: Αρματηλτην Θαρα (    ), нач.: Τας τν παθν με τρικυμαις πντοθεν (Страстей меня бурями отовсюду) (этот же канон указан в рукописной слав. Минее - ГИМ. Син. 165, XII в.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 59); цикл стихир-подобнов; седален.

http://pravenc.ru/text/189825.html

В Римский Мартиролог (80-е гг. XVI в.), составленный кард. Цезарем Баронием , сведения о К. внесены под 26 сент. Ист.: BHG, N 290z - 291c; BHO, N 185; PG. 115. Col. 881-900; Vitae et Passiones Sanctorum Selectae ex Eclogariis. Venice, 1874. Vol. 1. P. 656-686; Conybeare F. C. The Armenian Apology and Acts of Apollonius and Other Monuments of Early Christianity. L., 1896. P. 289-336; SynCP. Col. 81-83; Halkin F. La Passion ancienne de S. Callistrate//Byz. 1983. T. 53. Fasc. 1. P. 233-249; ЖСв. Сент. С. 592-600; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993 3. Τ. 1. Σ. 225-227. Лит.: ActaSS. 1760. Sept. T. 7. P. 190-195; Ibid. 1867. P. 174-179; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 300; Т. 3. С. 400; Delehaye. Origines. P. 256; Gouillard J. Callistrate (1)//DHGE. 1949. Vol. 11. Col. 449; Rinoldi A. Callistrato//BiblSS. Vol. 3. Col. 692-693; Janin. Églises et monastères. P. 275-276; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 246. О. В. Л. Гимнография Память К. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 50) 27 сент. без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. К. не упоминается. Последование К., согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 285), включает минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир-подобнов, дополнительную стихиру-подобен, седален. В одной из ранних редакций Иерусалимского устава (Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.- Lossky. Typicon. P. 173) К. назначается служба с «Бог Господь» и тропарем; указан общий отпустительный тропарь мученику Ο μαρτς σου Κριε (      ). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. помещен общий тропарь мученикам (К. и воинам, с ним пострадавшим). В первопечатном Московском Типиконе 1610 г. указания те же, что и в первопечатном греческом. В издании Московского Типикона 1633 г. в последование К. был добавлен кондак, а в исправленном издании Типикона 1682 г. 27 сент. появился 2-й кондак К. Последование К., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: общий отпустительный тропарь мученикам 4-го гласа Μρτυρς σου Κριε (      ); кондак 4-го гласа Ωσπερ στρον μγιστον (Яко звезда великая...- только в совр. греч. Минее; этот же кондак встречается в слав. Минеях XV в.- см.: Амфилохий. Кондакарий. С. 236), кондак 4-го гласа Τος πολυτρπους ακισμος (     - только в совр. рус. Минее, греч. оригинал известен по рукописям - см.: Там же. С. 203); канон, составленный Иосифом Песнописцем, с акростихом Τ παμμεγστ προσλαλ Καλλιστρτ. Ιωσφ (К всесильному обращусь Каллистрату. Иосифов), плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Αισμα ναπμψωμεν λαο (      ), нач.: Τρβον διοδεσας (Стезю шествовав); цикл стихир-подобнов, стихира-самогласен; седален; светилен (разные в греч. и рус. Минеях).

http://pravenc.ru/text/1320119.html

Ист.: BHG, N 2173; BHL, N 3858; ActaSS. Iul. T. 6. P. 426-429; MartRom. P. 307-308; PG. 117. Р. 560 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 843; Laty š ev. Menol. Т. 2. Р. 214-216; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 107-108; ЖСв. Июль. С. 615-616. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 224; Т. 3. С. 284; Ερμλαος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 876-877; Sauget J.-M. Ermolao, Ermippo ed Ermocrate//BiblSS. Vol. 5. Col. 66-67; Aubert R. Hermolaos//DHGE. T. 24. Col. 118; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 137. Гимнография Память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. Т. 1. P. 350) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. Ермолай, Ермипп и Ермократ не упоминаются. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 474-475), 26 июля совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене; последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа включает канон плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикл стихир, седален. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 171) память Ермолая, Ермиппа и Ермократа отмечается 26 июля; служба подробно не описана. В одной из древнейших редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094 (см.: Lossky. Typicon. P. 227) в день памяти Ермолая, Ермиппа и Ермократа назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Такое же указание содержится 26 июля в первопечатном греч. Типиконе (Венеция, 1545). В рус. первопечатном Типиконе (М., 1610) Ермолаю, Ермиппу и Ермократу назначается служба с «Бог Господь»; указан общий отпустительный тропарь священномученику 4-го гласа       Начиная с исправленного издания рус. Типикона (М., 1682), в рус. богослужебных книгах 26 июля вместо тропаря священномученику помещается общий тропарь мученикам 4-го гласа       Последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа в совр. богослужебных книгах состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа Ο Μρτυρς σου Κριε (      ); кондака 4-го гласа        (только в славянских); канона, составленного гимнографом Иосифом, плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом Υμνοις γεραρω τος Ερμολου πνους. Ιωσφ (          ), ирмос: [ σωμεν τ Κυρ (    ), нач.: Υμνοις, τν φωτοφρον (    ); цикла стихир-подобнов; седальна. В русской Минее (МП) 26 июля помещено полиелейное последование Ермолая, Ермиппа и Ермократа, включающее дополнительные песнопения: отпустительные тропари 1-го гласа       и 8-го гласа     несколько стихир и седальнов.

http://pravenc.ru/text/190207.html

Л. В. Луховицкий, Т. А. Артюхова Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 300) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Е. отсутствует, но отмечается в слав. Минеях студийской традиции (напр., ГИМ. Син. 166, XI-XII вв.; см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 65); последование Е. включает канон, цикл стихир, седален. Согласно Евергетидскому Типикону 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 458), последование Е. состоит из канона авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, цикла стихир и седальна. В Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 155) Е. упоминается 31 мая без богослужебных указаний. В различных редакциях Иерусалимского устава память Е. отмечается 31 мая с древнейших рукописных памятников (напр., Sinait. gr. 1094; см.: Lossky. Typicon. P. 217). В первопечатных греч. (Венеция, 1545) и рус. (М., 1610) Типиконах Е. назначается служба с пением «Аллилуия» на утрене, но, начиная с исправленного издания рус. Типикона (М., 1682), в рус. богослужебных книгах 31 мая помещаются указание «аллилуия или тропарь», означающее возможность также совершать Е. службу с «Бог Господь» и тропарем, и общий отпустительный тропарь мученику 4-го гласа       Последование Е., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа      (только в славянских); кондак 6-го гласа       (только в славянских); канон авторства Иосифа (вероятно, указан уже в Евергетидском Типиконе) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, с акростихом [ δω Μκαρ σου τος πνους θερμ πθ (Пою, блаженне, твои страдания горячим желанием) (в слав. Минее акростих не указан), ирмос: Υγρν διοδεσας (    ), нач.: Αστρ διαλμπων (    ); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греч. и слав. Минее). По рукописям известны песнопения Е., не вошедшие в совр. издания богослужебных книг: анонимный канон 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Δετε φιλορτοι λαο (Придите, любящие праздники народы) (AHG. T. 9. P. 340-347); канон, предположительно составленный гимнографом Феофаном, 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Τ βοηθσαντι Θε (    ), нач.: Σμερον λαμψεν μν (Днесь воссиял нам) (Ταμεον. Σ. 208); канон, предположительно составленный гимнографом Иовом, имя к-рого указано в акростихе 9-й песни (ΙΩΒΣ), 1-го гласа, ирмос: Σο τροπαιοχος δεξι (      ), нач.: Θε τριλαμπε παρεστηκς (Богу трисиянному представ) (Ibid.); кондак плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Τ πγεια πντα κατλιπες (Земное все оставил) ( Амфилохий. Кондакарий. 119, 185); седален (AHG. T. 9. P. 344).

http://pravenc.ru/text/190153.html

В древнейшей редакции Студийского устава служба В. отсутствует; в Евергетидском Типиконе кон. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318-319) и Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 58) последование В. соединено с последованием прор. Авдия , совершается служба с «Аллилуия». В иерусалимских Типиконах различных редакций последование В. также соединяется с последованием прор. Авдия. Праздничного знака служба не имеет, до кон. XVII в. Типиконы предписывали совершение службы с «Аллилуия» (включая старопечатные московские издания). С кон. XVII в. в Типиконах дается формулировка «Аллилуия или тропарь», соответственно в Минеях и Типиконах начинает выписываться общий тропарь мученику 4-го гласа: «        ». В совр. греч. Минее тропаря нет. Кроме тропаря в корпус песнопений В. входят песнопения: кондак 4-го гласа, подобен «Явился еси»: «      »; канон 4-го гласа творение Феофана, с акростихом «Τος καρτερος σου, Βαρλαμ, μλπω τνους. Θεφνους» (Терпеливые твои, Варлааме, пою болезни. Феофан), ирмос: «ρδβλθυοτεΑισομα σοι Κριε Θες μου» (          ), нач.: «Τας τς σν θλσεως λαμπηδσι, περιλαμπμενος μς» (Твоего страдания светлостями нам озаряемым); неск. стихир. Песнопения В. засвидетельствованы уже в студийских Типиконах и Минеях. В греч. Минее указан другой седален. А. А. Лукашевич Рубрики: Ключевые слова: ЕРМИНИНГЕЛЬД († 24.03.585), мч. (пам. зап. 13 апр.; пам. греч. 30 окт.; в РПЦ пам. 1 нояб.; пам. арм. 29 марта) КЛАВДИЙ, АСТЕРИЙ, НЕОН И ФЕОНИЛЛА († 285), мученики Эгийские (Эгейские) или Киликийские (пам. 29 окт.; пам. визант. 30 окт., 27 янв.; пам. греч. 30 окт.; пам. зап. 23 авг.) ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА И АФАНАСИЙ КОММЕНТАРИСИЙ прмч. Киликийский (пам. 19 сент. и 4 янв.), и мч. (пам. 4 янв.; пам. греч. 3, 4 янв., 18 апр.; пам. зап. 3 янв.) НАЗАРИЙ, ГЕРВАСИЙ, ПРОТАСИЙ И КЕЛСИЙ (III-IV вв.?), мученики Медиоланские (Миланские; пам. 14 окт.; пам. греч. 14 окт.; пам. зап. 19 июня, 28 июля)

http://pravenc.ru/text/154161.html

Известен распев Й. В. для Трисвятого по великом славословии на 4-й плагальный (8-й) глас «Νε Αγιος θνατος» (Athen. Univ. K. Psachou. 71/221. Fol. 488v - 489). Переложения 2 «песненных» Трисвятых для великого славословия Й. В., выполненные лампадарием Великой ц. Петром Пелопоннесским , протопсалтом Григорием и хартофилаксом Хурмузием (в нотации Нового метода ), до наст. времени исполняются на праздник Воздвижения Честного Креста и в 3-ю неделю Великого поста (см.: Καλογερπουλος. 1998). Из др. произведений Й. В. известны калофонические ирмосы «Слыши чудес небо» (Ακουε θαυμτων οραν) на 1-й плагальный (5-й) глас (тропарь 4-й песни воскресного канона Пресв. Богородице 1-го гласа из Октоиха; Ath. Paul. 37. P. 565-657, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Cutl. 397. Fol. 295v - 300, сер. XVIII в.; Lesb. Leim. 8. Fol. 327v - 328, кон. XVIII в.) и «Всецаря любовию укориша» (Τ Παντνακτος ξεφαλιασαν πθ) 1-го гласа (ирмос 2-го канона на Рождество Христово, песнь 7; Ath. Xen. 114. Fol. 393-393v, сер. XVIII в.; Athen. Univ. K. Psachou. 45/195. Fol. 780v - 781, кон. XVIII в.), херувимская песнь на 1-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 380. Fol. 260v - 280, 1759 г.; Ath. Doch. 376. Fol. 212v - 217, 3-я четв. XVIII в.), воскресный причастен «Хвалите имя Господне» на 1-й глас (называемый «ργανικν» - Ath. Xen. 158. Fol. 150-201v, нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 317. Fol. 191-197; Ath. Pantel. 967. Fol. 399v - 401). См. также рукописи: Ath. Xen. 137. Fol. 1-53v, XVIII в.; Ath. Greg. 53 1747 г. Лит.: Παπαδπουλος Γ. Ι. Συμβολα ες τν στοραν τς παρ μν κκλησιαστικς μουσικς. Αθναι, 1890, 1977r; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 377-378; Χατζηγιακουμς Μ. Κ. Χειργραφα Εκκλησιαστικς μουσικς (1453-1820): Συμβολ στν Ερευνα το Νου Ελληνισμο. Αθναι, 1980. Σ. 92. Υποσ. 189; Barbu-Bucur S. Iovascu Vlahul «protopsaltul Curii Ungrovlahiei» si epoca sa in manuscrise psaltice de la Muntele Athos//BOR. 1988. Vol. 106. N 7/8. P. 62-104; Καλογερπουλος Τ. Λεξικ τς Ελληνικς μουσικς Απ τν Ορφα ως σμερα. Αθναι, 1998. Τ. 1; Καραγκονης Κ. Η παρδοση κα ξγηση το μλους τν χερουβικν τς Βυζαντινς κα Μεταβυζαντινς μελοποιας. Αθναι, 2003. Σ. 393-394; Touliatos-Miles D. H. A Descriptive Catalogue of the Musical Manuscript Collection of the National Library of Greece: Byzantine Chant and Other Music Repertory Recovered. Farnham; Burlington (Vermont), 2010. P. 265, 283, 576.

http://pravenc.ru/text/1238011.html

Ирмосы воскресных канонов 1-го плагального гласа, традиц. тематики: 8, нач.: ρδβλθυοτεΑβατον πλαγος τ ρυθραον (Непроходимое море Чермное); 9, нач.: ρδβλθυοτεΑισωμεν Χριστ τ δεδοξασμν (Воспоем Христу, прославленному); 10, нач.: Συνεχθη πλεμος δυνμει Θεο (Смутился враг силой Божией). Ирмосы 2-го плагального гласа: 11 свт. Николаю, нач.: ρδβλθυοτεΗπειρον πλαι λας Ισραηλτης (Сушу древле народ Израилев), в к-ром ирмос 4-й песни совпадает с ирмосом из «Последования Византиева» свт. Николаю неизвестного автора, ирмосы 5-й и 6-й песней - с ирмосами свт. Николаю прп. Андрея Критского, а ирмос 9-й песни содержит хайретизм, подражающий акафисту: «Радуйся, Двере Царя Христа…»; 12 воскресный, нач.: Τεμνομνην θλασσαν (Разделяемое море). Ирмосы воскресных канонов 4-го плагального гласа: 13, нач.: Ο σχσας τν ρδβλθυοτεΕρυθραν (Разделивший Красное [море]); 14, нач.: ρδβλθυοτεΑβυσσον πειρον, ο τετριμμνην (Бездну бескрайнюю, непроторенную); 15, нач.: Τ τος Αγυπτους Θε (Богу, [покрывшему] египтян). 2 последних комплекта ирмосов имеют ненадежную атрибуцию: в одних рукописях они надписаны как «Стефана монаха», в других - как «Сикела» или «Последование Сикелийское». А. И. Пападопуло-Керамевс считал возможным рассматривать Г. С. как автора Акафиста Пресв. Богородице, но Н. Томадакис , отождествивший Г. С. с митр. Георгием Никомидийским (IX в.), категорически отверг эту возможность. Архиеп. Филарет (Гумилевский) на том основании, что «низложение дерзостей иноплеменников», упомянутое в самогласне вмч. Димитрию, обращенном к «граду Фессалонике», удачно соотносится с бывшим в 640 г. отражением славян от Солуни, отождествил Г. С. с Георгием, еп. Сиракузским, жившим в это время и известным неск. гимнографическими сочинениями. Э. Фольери , обратившая внимание на высокопарный, изобилующий редкими сложными понятиями стиль Г. С., подвергла сомнению его авторство для 3 комплектов ирмосов 3, 14, 15) и для самогласна вмч. Димитрию, а также предположила его авторство для 3 др. комплектов ирмосов, считавшихся сочинениями Георгия Агиополита. Что же касается сохранившегося канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста, то он вполне соответствует «барочному», по выражению Фольери, стилю Г. С.

http://pravenc.ru/text/164433.html

В древнейшей редакции Иерусалимского устава (напр., Sinait. gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 40) память В. Д. также указывается вместе с памятью прп. Акакия. В первопечатном Типиконе 1610 г.- вместе с памятью сщмч. Протерия, хотя последование священномученику не поется (только в конце службы приводится его кондак - Л. 596-596 об.). Др. печатные греч. (1577) и рус. Типиконы (московский 1633, используемый ныне в РПЦ, в к-ром помещена служба с тропарем) указывают только память В. Д. (служба с «Аллилуия»). Корпус песнопений В. Д., большая часть к-рых приводится уже в студийских Типиконах и Минеях, включает в себя: тропарь 1-го гласа: «            » (он был добавлен в службу не ранее кон. XVII в.; до этого в день его памяти предполагалось совершение службы с «Аллилуия» - все памятники старше кон. XVII в., а также совр. греч. Минея не упоминают тропаря); кондак 2-го гласа, на подобен «Вышних ища»: «          » (в московских печатных Типиконах 1610, 1633 гг. кондак иной, 4-го гласа: «      »); канон 4-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τς πστεως βσιν σε γινσκω Πτερ. Θεοφνους» (          ), ирмос: «Θαλσσης, τ ρυθραον πλαγος» (      ), нач.: «Τν βσιν, π τν πτραν θμενος, Πτερ τς πστεως» (            ). Самогласнов в службе нет, есть 3 подобна. Иконография В. Д. изображается обычно в монашеских одеждах, соответствующих чину великосхимника. Изображения: на миниатюрах рукописных Минологиев - Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 426, 976-1025 гг.), Paris. gr. 1589, XII в. (вместе с Прокопием); оглавный образ В. (прп. Василия Нового (?), память 26 марта) в медальоне представлен в греко-груз. рукописи (РНБ. O. I. 58. Л. 47 об., XV в.); в настенных минологиях церквей, свт. Николая в Пелинове (Черногория), 1717-1718 гг. (погрудно), Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г., вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (под 27 февр., вместе с Прокопием); на минейных иконах на февраль (напр., XVI в., ВГИАХМЗ) и на минее годовой нач. XIX в. (УКМ). Сохранился поясной образ святого работы Симона Ушакова, выполненный в 1670 г. «по обещанию околничего Василия Семеновича Волынского» (ГТГ. Инв. 13944) - прямолично, в темно-коричной мантии, схиме и куколе с красными крестами.

http://pravenc.ru/text/150799.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010