О. Н. Афиногенова Гимнография Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Мц. Гликерия, мученики Лаодикий и Александр Римский. Минея на май. Хромолитография. Нач. ХХ в. (ГЛМ). Фрагмент Как в памятниках Студийского устава , так и в совр. Иерусалимском уставе служба Г. совершается по будничному чину. В Минеях студийского типа последование Г. 13 мая выписано далеко не всегда (пример ранней слав. рукописи Минеи, содержащей службу Г.- РНБ. Соф. 203, XII в.; служба Г. соединена здесь с последованием мч. Александра). Евергетидский Типикон кон. XI в. указывает петь последование Г. вместе с последованием прп. Георгия ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 454-455). В Мессинском Типиконе 1311 г. содержатся указания соединять службу Г. с последованием сщмч. Мефодия Патарского ( Arranz. Typicon. P. 151). Согласно Иерусалимскому уставу, последование Г. не соединяется с последованиями др. святых. В ранних его редакциях (напр., по ркп. Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв.) 13 мая назначается служба с «Аллилуия» ; это указание сохранялось до XVI в. в слав. рукописях и содержится и в печатном московском Типиконе 1633 г. В позднейших редакциях устава назначается пение общего тропаря святой, причем в греч. печатных Типиконах XVI в. (Венеция, 1545; Венеция, 1577) предоставляется выбор между пением «Аллилуия» и пением тропаря, а в московском первопечатном Типиконе 1610 г. пение тропаря предписывается безоговорочно. Гимнографическое последование Г., помещенное в совр. печатных Минеях, включает: общий тропарь 4-го гласа (в слав. Минее, нач.:        ) или тропарь 1-го плагального (т. е. 5-го) гласа (в греч. Минее, нач.: Δετε πντες φιλορτοι - Придите все, кто любит праздники); кондак 3-го гласа (выписан только в слав. Минее, нач.:                  ; в дониконовских слав. Минеях кондак 4-го гласа, нач.:      ); канон 8-го гласа (в слав. Минее; ирмос:         (Υγρν διοδεσας σε θηρν), нач.:                  (Πικρας με σαι τς τν παθν τας σας, Γλυκερα, πρς τν κριον προσευχετας) - греч. текст канона см. в кн.: AHG. T. 9. P. 139-150; авторство канона, возможно, принадлежит Феофану - об этом свидетельствует Евергетидский Типикон, содержащий указание на пение этого канона) или канон 2-го гласа (в греч. Минее; ирмос: Δετε λαο (    ), нач.: Τν ρετν σμερον κα τν θαυμτων ατς (Добродетелей днесь и чудес ее)) с именем «Георгия» в богородичнах; цикл стихир 8-го гласа на подобен «Мученицы Твои» (в слав. Минее) или 4-го гласа на подобен «Яко добля» (в греч. Минее); седален.

http://pravenc.ru/text/165129.html

Все редакции Иерусалимского устава, вплоть до совр. изданий греч. богослужебных книг, описывают службу 18 сент. очень лаконично и не указывают ни тропаря, ни кондака Е. В слав. книгах память Е. отмечена более празднично: в Типиконах и Следованных Псалтирях с нач. XVI в. указывается кондак Е., а с кон. XVI в.- общий тропарь 4-го гласа    . Эти песнопения приводятся в богослужебных книгах нерегулярно (их нет даже в печатном Типиконе 1633 г.); в рукописных Минеях тропарь, как правило, не приводится, а кондак пишется только с нач. XVII в. (возможно, в связи с изданием печатной Минеи в 1607, где этот кондак есть). В старообрядческой богослужебной практике тропарь Е. не употребляется. Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) Прп. Евмений, еп. Гортинский. Фрагмент иконы «Минея на сентябрь». Нач. XVII в. (ЦАК МДА) В связи со справой книг в московском издании Типикона 1682 г. и в последующих указания о тропаре Е. удаляются, остается только указание на кондак 2-го гласа. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища:»         (только в слав.); канон, составленный гимнографом Иосифом, 2-го гласа, с акростихом Εχας δδου μοι Χριστν εμεν Μκαρ. Ιωσφ (                ), ирмос: Δετε λαο σωμεν (      ), нач.: Εχων Χριστν, Πτερ θεφρον Εμνιε (          ), цикл стихир-подобнов, седален. По рукописям известны и др. песнопения, не вошедшие в совр. издания: кондак 1-го гласа      (напр.: МДА. Ц У 79. Инв. 186918. Л. 73 об.); кондак 4-го гласа     (РГБ. Троиц. 341. Л. 301 об., кон. XVI - нач. XVII в.). А. А. Лукашевич Иконография Е., несмотря на преподобнический чин прославления, изображается в соответствии с чином своего земного служения как епископ: седовласый старец с длинной бородой облачен в фелонь (иногда в крещатую - полиставрий), с омофором, с Евангелием в руках. Образ святого включен в большинство известных минейных циклов на сент. и представлен на миниатюрах рукописей в Минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 47. К-поль, 976-1025 гг.), в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 253r. К-поль, 3-я четв. XI в.); в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 78 об.- везде в рост), в настенных минологиях церквей (вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318),- оплечно; Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386); вмч. Георгия в с. Воронец, Румыния (1546),- в полиставрии; св. Апостолов [св. Спаса] в Пече, Косово и Метохия (1561),- под 20 сент.; свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- везде в рост); в иконописных и гравированных минеях (на иконе из Иосифова Волоколамского мон-ря, 1569, ГТГ; на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ; на листовых гравюрах на каждый месяц года Г. П. Тепчегорского (1713, с посохом в левой руке) и И. К. Любецкого (1730) - везде в рост).

http://pravenc.ru/text/187218.html

265, сер. XVI в.; Doch. 315, XVI-XVII вв.), позднее «украшенной» протопсалтом Великой ц. Феофаном Кариком (впосл. патриарх К-польский, кон. XVI в.) (Xeropot. 291, 1-я пол. XVIII в.; Doch. 310, 2-я пол. XVIII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; РНБ. Греч. 711, XVIII в.). В рукописях сохранились различные кратимы Г.: 2-го гласа (Ivir. 977, кон. XV - нач. XVI в.; Cutl. 395 et 396, 2-я пол. XVI в.; Ivir. 964, 1562 г., и др.), 4-го плагального гласа (Xeropot. 287. Fol. 226v-229, 1724 г.) и др. (Doch. 314, XVI в.; Pantel. 1271, XVII-XVIII вв.; Xeropot. 317 и 319, XVIII в.). Г. принадлежат также теретизмы (Xeropot. 287, 1724 г.), матимы (Dionys. 569, 1685 г.; Stauronik. 237, 2-я пол. XIX в.), Δναμις (последняя часть Трисвятого) 2-го гласа (БАН. РАИК. 30, посл. четв. XVI в.). Ряд сочинений визант. периода надписан как творение иером. Гавриила без к.-л. уточнения: ихима 2-го гласа, сокращенная Иоасафом Новым Кукузелем (Cutl. 446, 1757 г.), кратимы (Xeropot. 265, сер. XVI в.), кратима 2-го плагального гласа (Ivir. 972, 1-я пол. XV в.), ирмос 9-й песни канона Недели о блудном сыне «От земнородных кто слыша» 2-го гласа (Lesb. Leim. 258. Fol. 127-128, 1527 г.), ирмосы катавасий Рождества Христова с ихимами (Cutl. 437, 1757 г.), стихира на Вознесение Господне «Отеческих недр не разлучився» 2-го плагального гласа (Lesb. Leim. 300. Fol. 79v - 80v, посл. четв. XV в.), воскресный причастен «Хвалите» 4-го плагального гласа (Ivir . 993, сер. XVII в.; Ivir. 961, кон. XVII в.; РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.). Соч.: Gabriel Hieromonachos. Abhandlung über den Kirchengesang/Hrsg. v. C. Hannick, G. Wolfram. W., 1985. (MMB. CSRM; 1). Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в гг. 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 162; Thibaut J. B. Les traités de musique byzantine//BZ. 1899. Bd. 8. S. 482; Σββας Σ. Γαβριλ ερομναχος, μελοποις//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 127-128; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. T. 1. Σ. 270, 271; Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 204-207; Στθης. Αναγραμματισμο κα μαθματα; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греч. Церкви: Преосвящ. Порфирий (Успенский) и его колл. древних муз. рукописей . СПб., 1996. С. 82-84, 89; он же. Греч. муз. рукописи Петербурга. СПб., 1996. Т. 1-2; MGG. Perstl. Bd. 7. Sp. 327-328. С. И. Никитин Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии) ИОАНН КУКУЗЕЛЬ [Пападопул] († до 1341), прп. (пам. греч. 1 окт.; во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), маистор (руководитель придворного хора), мон. Великой Лавры на Афоне, визант. мелург и муз. теоретик

http://pravenc.ru/text/161365.html

В древнейших сохранившихся редакциях Иерусалимского устава - напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв. (см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33), Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. ( Миркович. Типикон. Л. 57а) - 9 нояб. назначается служба с пением на утрене «Аллилуия» . В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. новой гимнографии О. и П. по сравнению с более ранними источниками не отмечено. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и последующих изданиях, в т. ч. в совр. Типиконе РПЦ, в день памяти О. и П. совершается служба с пением на утрене «Бог Господь» ; указан отпустительный тропарь 4-го гласа      ; также появляются кондак 2-го гласа    с икосом и светилен. Последование О. и П., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа       (Минея (МП). Нояб. Ч. 1. С. 254), кондак 2-го гласа Μαρτρων δυς (    ) с икосом, канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Θρεις ινησιν σος παινταις, μκαρ. Ιωσφ (            ) 4-го гласа, ирмос: [ σωμα σοι, Κριε (      ), нач.: Θρουσα τος πστει σε εφημοσιν νησιν (        ), цикл стихир-подобнов, седален, светилен. По рукописям известны песнопения О. и П., не вошедшие в совр. богослужебные книги: канон, составленный Игнатием , патриархом К-польским, без акростиха 2-го гласа, ирмос: Τν Μωσως δν (    ), нач.: Θρεις ινησιν θεαν, θαυμαστ Ονησιφρε (Подаешь помощь божественную, чудный Онисифор) (Ταμεον. Σ. 88); цикл стихир-подобнов, самогласная стихира и седальны (см.: Σωφρνιος (Εστρατιδης), μητρ. Ταμεον Εκκλησιαστικς ποισεως//ΕΘ. Τ. 38. Σ. 305). Е. Е. Макаров Иконография Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Мч. Онисифор. Мозаика ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике. Кон. IV – 3-я четв. V в. Наиболее раннее изображение О. и П. является их совместным портретом как орантов, пребывающих в Небесном граде,- на мозаике купола ц. вмч. Георгия (Ротонды) в Фессалонике (кон. IV - 3-я четв. V в.). Судя по подписи, оба святых были прославлены в авг.; О.

http://pravenc.ru/text/2578439.html

Впервые сведения о житии и почитании Г. были напечатаны в Валаамском мон-ре в 1868 г. В 1936 г. архим. Герасим (Шмальц) открыл св. мощи старца и положил их в специально построенной небольшой часовне. 9 авг. 1970 г. на о-ве Кадьяк в соборе Воскресения Христова Митрополит всей Америки и Канады Ириней (Бекиш) в сослужении сонма архиереев совершил торжественное прославление Г. в лике равноапостольных святых. Мощи Г. были положены в соборе в деревянную раку, на к-рую были возложены принадлежавшие святому камилавка и железный крест с параманом. В тот же день, 9 авг. 1970 г., Г. был прославлен РПЦЗ в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Определением Свящ. Синода РПЦ от 12 нояб. 1970 г. имя Г. было внесено в месяцеслов. Он стал первым правосл. святым в Америке. Лит.: Жизнь Валаамского монаха Германа, американского миссионера. СПб., 1894; Валаамские миссионеры в Америке (в кон. XVIII ст.). СПб., 1900; Уржумцев П. Прославление старца Германа Аляскинского//ЖМП. 1970. 11. С. 48-50; История Русской Америки: В 3 т. Т. 1: Основание Русской Америки (1732-1799)/Отв. ред.: акад. Н. Н. Болховитинов. М., 1997. С. 251-277; Смолич. История РЦ. Кн. 8, ч. 2. М., 1997. С. 268-275; Корсун С. Прп. Герман Аляскинский: Жизнеописание/ПСТГУ. М., 2005; Онуфрий (Маханов), иеродиак. Причал молитв уединенных: Валаамский мон-рь и его небесные покровители Сергий и Герман. СПб., 2005. Е. Ю. Ковальская Гимнография Гимнографическое последование Г. включает 3 тропаря (7-го гласа:     3-го гласа («поемый во Америце»):         и 4-го гласа:      ); 2 кондака (3-го гласа:      : и 8-го гласа:      ); 2 канона (3-го гласа, с акростихом:              , ирмос 1-й песни:    , нач. 1-го тропаря:       (в рус. Минее отсутствует; см.: Корсун С. Прп. Герман Аляскинский: Жизнеописание. М., 2005. С. 177-187); 8-го гласа, акростих:              , ирмос 1-й песни:    , нач. 1-го тропаря:        ). О. С. Гринченко Иконография Г. начала складываться до его канонизации в среде почитателей в России и Америке. Иконографическим образцом послужил миниатюрный портрет 1866 г., написанный в технике акварели, по-видимому, мон. Елисаветой (Яновской) по рассказам ее отца схим. Сергия (Яновского), к-рый в том же году послал рисунок игум. Дамаскину (Кононову) на Валаам (в наст. время в Музее Православной Церкви в Куопио, Финляндия). Преподобный изображен вполоборота вправо, по пояс, в простой рясе и мантии, с непокрытой головой, руками опирается на посох (левая с четками - на правой), у него большие светлые глаза, прямой нос, длинные седые волосы, спадающие прядями на плечи, и кудрявая борода средней величины. На основе портрета А. Смирнов создал гравюру 1894 г. с факсимиле автографа Г. ( Корсун. С. 33); впосл. на иконах воспроизводились не только портретные особенности лика святого, но и жест рук, лежащих на посохе.

http://pravenc.ru/text/164717.html

Помещенное в Минее последование включает тропари 8-го гласа:             и 4-го гласа:      ; кондак 3-го гласа, на подобен «Дева днесь»:                ; канон утрени 8-го гласа (ирмос:              , нач.:            ); малый молебный канон, составленный по подобию молебного канона Богородице 8-го гласа (ирмос:        , нач.:            ); более 10 самогласнов, 3 цикла подобнов, а также циклы стихир на литии, на вечерне и на елеопомазании в конце утрени, включающие подобны всех гласов. Паремии вечерни: Ис 49. 8-15, Сир 44. 1-14, Прем 3. 1-9; Евангелие утрени: Мф 4. 25-5. 12; чтения литургии: прокимен из Пс 15, Кол 3. 20-4. 3 (или Евр 11. 33-12), аллилуиарий со стихами Пс 43, Лк 12. 32-40 (или Мф 4. 25-5. 12), причастен Пс 149. 4; помимо прочего в состав службы входят особые тропари на блаженнах. Служба пользуется большой популярностью (хотя, как правило, нек-рые ее части - молебное пение накануне, ряд песнопений и др.- на практике сокращаются или опускаются), нек-рые ее тексты (напр., стихиры-подобны    ) вошли в число наиболее известных и любимых в Русской Церкви. Лит.: Спасский И. Первая служба Всем Русским Святым и ее автор//ЖМП. 1949. 8. С. 50-55; Служба всем святым, в земле русской просиявшим. М., 1995; Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2 (13). С. 128-144; Певческие книги выголексинского письма. XVIII - 1-я пол. XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб., 2001. (Описание РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Казанцева Г. Е. Особенности церковнослав. языка службы «Всем святым, в Земле Русской просиявшим» свт. Афанасия (Сахарова)//ЕжБК, 2003. С. 377-380; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: I. «Похвальное слово рус. преподобным» - соч. Сергия Шелонина: Вопрос атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547-592; он же. Из археогр. разысканий: II. «Канон всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» - соч. Сергия Шелонина//ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453-480.

http://pravenc.ru/text/155558.html

В домакариевских Минеях Четиих житие мучениц помещено под 29 июля (РГБ. Вол. 598, посл. четв. XV в.), в ВМЧ - под 30 июля и 17 сент. ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 42 (1-я паг.), 335 (2-я паг.)). Ист.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 16-19; SynCP. Col. 51-52, 859-862; PG. 115. Col. 497-513; ЖСв. Сент. С. 325-337; Mombritius B. Sanctuarium seu Vitae Sanctorum. P., 1910r. Hildesheim, 1978r. T. 2. P. 204; Valentini R. , Zucchetti G. Codice topografico d. città di Roma. R., 1942. T. 2. P. 36-37, 40-41, 93, 152; Girardi M. Le fonti scritturistiche d. prime recensiones greche d. passio di S. Sofia e loro influsso sulla redazione metafrastica//VetChr. 1983. T. 20. P. 47-76. Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 2. P. 226-227; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 381; Delehaye. Origines. P. 286-287; Frutaz A. P. Sophia//LTK. T. 9. Col. 886-887; Amore A. Sofia, Pistis, Elpis, Agape//BiblSS. T. 11. P. 1277-1279; Halkin F. Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973. P. 185-228. (SH; 55); Hannick. Maximos Holobolos. S. 101-102; Жуковская Л. П. Возраст Веры в Прологе//Проблемы изучения культурного наследия. М., 1985. С. 149-150. О . В . Л . Гимнография Память мучениц отмечена в месяцеслове греч. Евангелия IX-X вв. (Sinait. gr. 1598 - Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 198), без богослужебных указаний. Согласно студийским Типиконам, в этот день совершается будничная служба. В Евергетидском Типиконе кон. XI в. приведена служба мученицам с пением «Аллилуия» на утрене, их последование соединяется с последованием прп. Феофила (Там же. С. 278). Мессинский Типикон 1131 г. указывает последование мученицам с последованием праздника, устав службы не описан ( Arranz. Typicon. P. 27). В иерусалимских Типиконах предписывается совершать вседневную службу, последование мученицам соединяется с последованием попразднства Воздвижения. Последование мученицам не имеет тропаря, поется только тропарь Воздвижения. Последование мученицам в совр. богослужебных книгах содержит следующие элементы: кондак 1-го гласа «Σοφας τς σεμνς, ερτατοι κλδοι, Πστις κα Ελπς, κα Αγπη» (                  ); канон мученицам 1-го гласа, творение Феофана, с акростихом «Τς σοφης ρδηλα κα γλα τκνα λιγανω» (            ), ирмос: «Σο τροπαιοχος» (      ), нач.: «Τς περκοσμου σου Χριστ κα τς φρστου σοφας» (              ); цикл стихир-подобнов. В студийских Минеях, кроме этого, содержится и др. цикл стихир ( Ягич. Служебные Минеи. С. 0142-0143). В совр. приходской практике РПЦ в связи с распространенностью имен мучениц в этот день обычно совершается праздничная служба, поется тропарь 4-го гласа, отсутствующий в богослужебных книгах (нач.: «                    »). Иконография

http://pravenc.ru/text/150377.html

В одной из древнейших сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. ( Lossky. Typicon. P. 181), 26 дек. на утрене звучит канон Е. Более поздние редакции, включая печатные издания греч. (Венеция, 1545, 1577) и слав. Типиконов (М., 1610, 1633, 1641), назначают совершать службу Е. на повечерии. Минеи иерусалимской традиции, как правило, содержат последование Е., включающее минимальный набор песнопений: канон, цикл стихир, седален. В исправленном издании рус. Типикона 1682 г. и во всех последующих изданиях предписывается совершать службу Е. в др. день, но в Минеях по-прежнему его последование назначается на повечерие. Последование Е., помещаемое в совр. богослужебных книгах, включает: канон, составленный гимнографом Феофаном, 4-го гласа, с акростихом Τεχθες σ Χριστς σπαργνοις στφει, Πτερ (            ), ирмос: Θαλσσης τ ρυθραον πλαγος (      ), нач.: Τεχθντα τν ε ντα Κριον (      ); цикл стихир-подобнов; седален. А. А. Лукашевич Иконография Е. изображен на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов - РНБ. O.I.58. Л. 92) человеком преклонных лет в архиерейском облачении (фелонь, омофор). Слегка вьющиеся волосы с проседью доходят до ушей, спереди - залысины, борода средней длины, широкая, сужающаяся книзу. Покровенными руками Е. придерживает за нижний обрез Евангелие, причем крест, изображенный на омофоре, оказался между руками святого, будто он держит перед собой и знак своей мученической кончины. В минейных циклах образ святого встречается редко, поскольку под 26 дек., в день памяти Е., совершается празднование Собору Пресв. Богородицы и предпочтительным для минологиев является изображение сюжетов этого праздника («Бегство в Египет» или «Собор Пресвятой Богородицы»). Предположительно Е. изображен в составе настенных минологиев в росписи храмов св. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) и Св. Троицы мон-ря Козия, Румыния (ок. 1386). В иконописных минеях образ Е. с сохранившейся подписью представлен на рус. иконе «Праздники и месяцы года» (кон. XIX в., частное собрание).

http://pravenc.ru/text/187665.html

Муз. творчество Д. Л. Х. охватывает разные жанры. Его «песненные» версии Трисвятого (Ασματικ τρισϒια) на гласы 1-й τετρφωνος, 4-й (с определением συνοπτικν - краткое), λϒετος, 1-й плагальный, 2-й плагальный (συνοπτικν), βαρς в рукописях прилагаются к мелодическим вариантам Великого славословия Петра Византийского, свящ. Баласиса , Йоваска Влаха , протопсалтов Великой ц. Иоанна и Даниила , митр. Нов. Патр Германа (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 120-120v, 124v - 125, 139v, 141v - 141b, 143-143v, 147-147v, 154-154v, 161, 170v, 176-176v; Ath. Xeropot. 305. Fol. 143v). Д. Л. Х. принадлежат распевы Великого славословия на 2-й плагальный и 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 167-169, 186v - 189). В надписаниях нек-рых песнопений Д. Л. Х. указано, что они составлены согласно обычаю Смирнской церкви: это заупокойные «краткие» непорочны (Αμωμος συνοπτικς) - 3 статии на 2-й, 1-й плагальный, 4-й плагальный гласы (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 400v - 402v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 433v - 435; 305. Fol. 114v, кон. XVIII - нач. XIX в.) и стихи «Величит душа моя... Честнейшую» на 1-й глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 165-166; 305. Fol. 119v). В подражание к-польским протопсалтам Иоанну и Даниилу Д. Л. Х. составил калофонические обработки икосов Акафиста Пресв. Богородице: «Сила Вышняго» на 4-й и 4-й плагальный гласы, «Бурю внутрь имея» на 4-й глас и припев «Радуйся, Невесто Неневестная» (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 35-35v, 341v - 345, 362-364v; Ath. Xeropot. 330. Fol. 351, 353; 305. Fol. 289v - 290v, 291-292v). Д. Л. Х. принадлежат 3 матимы: троичные стихи «Слава Тебе, в Троице воспеваемый» (ξα σοι, ν τριδι μνομενος) и «Моления рабов Твоих» (Τς δεσεις τν δολων σο) 1-го плагального гласа к полиелею «Слово благо» (Λϒον ϒαθν) Петра Византийского (Athen. O. et M. Merlier. 7. Fol. 84v - 85), богородичен «Красоте девства Твоего» 3-го гласа (Athen. O. et M. Merlier. Fol. 331-333; Ath. Xeropot. 305. Fol. 282v - 283), а также калофонический ирмос «Обстояния и скорби» (Περιστσεις κα θλψεις) на 4-й плагальный глас (Ath. Xeropot. 330. Fol. 371v - 372; 305. Fol. 305v - 307).

http://pravenc.ru/text/178215.html

Указания Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 68) на 9 дек. имеют по сравнению с Евергетидским Типиконом незначительные отличия: на утрене стихословится кафизма, поются 2 канона праздника (1-го и 2-го гласов) без канона Октоиха; на литургии - прокимен из Пс 45 со стихом, Апостол Гал 5. 23-27, аллилуиарий из Пс 44, Евангелие то же, что и в Евергетидском Типиконе. В Георгия Мтацминдели Типиконе сер. XI в. ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 69) предлагается такой же устав службы З. А. Б., как в Евергетидском и Мессинском Типиконах. Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) Зачатие прав. Анны. Икона. Кон. XVI в. (ЦМиАР) В различных редакциях Иерусалимского устава , начиная с древних рукописей (напр., Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.; см.: Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 35) и до совр. печатных изданий, в последовании З. А. Б. сохраняется большинство элементов из богослужения по Типиконам студийской традиции, однако используется иной отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ); служба З. А. Б., как правило, имеет статус славословной (в первопечатном рус. Типиконе (М., 1610) 9 дек. отмечено знаком «красный крест», что указывает на совершение в честь З. А. Б. полиелейной службы, в издании Типикона 1631 г.- знаком шестиричной службы («3 точки в полукруге» черного цвета) и только начиная с исправленного издания 1682 г. 9 дек. отмечается знаком славословной службы («3 точки в полукруге» красного цвета)); литургические чтения заимствуются из службы св. праведным Богоотцам Иоакиму и Анне 9 сент; в греч. богослужебных книгах последование З. А. Б. может соединяться со службой Обновления храма. Последование З. А. Б., содержащееся в совр. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа Σμερον τς τεκνας δεσμ (      ) и кондак 4-го гласа Εορτζει σμερον (    ) (указан уже в Студийско-Алексиевском Типиконе) с икосом (икосы разные в греч. и слав. Минее); каноны: 1-го гласа, без акростиха, ирмос: Ωδν πινκιον (    ), нач.: Τν σλληψιν σμερον (    ), авторства Андрея Критского (этому гимнографу принадлежат также канон на Рождество Пресв.

http://pravenc.ru/text/182729.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010