"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации " Чертог Твой вижу, Спасе мой " 9 апреля начинаются главные дни всего церковного года — Страстная седмица – последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Новгородская таблетка, XV в. Византийская гимнография первых трех дней Страстной седмицы Фрагмент статьи из т. VII «Православной Энциклопедии», Москва. 2004 г. По современной Триоди каждый из первых 3 дней Страстной седмицы имеет по 2 трипеснца: прп. Андрея Критского (поется накануне, на повечерии) и прп. Космы Маюмского (поется на утрене; в Вел. вторник — двупеснец). Трипеснцы Вел. понедельника: 1) прп. Андрея, 4-го плагального (8-го) гласа, ирмос: «Сокрушившему брани мышцею своею», нач. 1-го тропаря: «Иосифову целомудрию подражаем вернии»; 2) прп. Космы, 2-го гласа, акростих: (в понедельник), ирмос: «Непроходимое волняшееся море», нач. 1-го тропаря: «Неизреченное слова Божия схождение». Трипеснец и двупеснец Великого вторника: 1) прп. Андрея, 4-го плагального (8-го гласа), ирмос: «Вонми небо и возглаголю», нач. 1-го тропаря: «Пойдем со Христом ко горе Елеонской», 2-я песнь содержит 2 ирмоса; 2) прп. Космы, 2-го гласа, акростих: (Во вторник же), ирмос: «Велению мучителеву преподобнии три отроци», нач. 1-го тропаря: «Леность далече от нас отвержим». Трипеснцы Великой среды: 1) прп. Андрея, 2-го гласа, ирмос: «Неплодствовавший мой ум», нач. 1-го тро-паря: «Кончины время, обратимся прочь, Христос учит»; 2) прп. Космы, 2-го гласа, акростих: (В среду воспою), ирмос: «На камне сем веру утвердив», нач. 1-го тропаря: «Во тщетных соборище беззаконных» Все 3 дня имеют общие тропарь («Се Жеих грядет:») и эксапостиларий («Чертог той:»), но свои кондаки (в Великий понедельник 8-го гласа: Иаков рыдаше Иосифова лишения»; в Великий вторник 2-го гласа: « Час душе конца помысливши, и посечена смоковницы убоявшися»; в Великую среду 4-го гласа «Паче блудницы блаже беззаконновав»). В последовании Вел. понедельни-ка и Вел. вторника содержится по 7, Вел. среды — 11 самогласных стихир.

http://sedmitza.ru/text/414242.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РУССКОЙ ПРОСИЯВШИХ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Икона Собора всех святых, в земле Русской просиявших Собор всех святых, в земле Русской просиявших , празднование Русской Православной Церкви , посвященное памяти всех русских святых Празднуется во второе воскресенье после праздника Пятидесятницы Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI века, после прославления сонма русских святых на Московских Соборах 1547 и 1549 годов. Первая служба в честь " новых российских чудотворцев " была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, и предназначалась для пения 17 июля ; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях , но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII веков. С конца XVIII века она издавалась старообрядческими типографиями . После XVII века это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти пророка Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа: " Пречестная верста Богом возлюбленная, отцы преблаженнии " , кондак 8-го гласа, на подобен " Яко начатки " : " Яко благочестия проповедники и нечестия обуздатели " , канон 8-го гласа, ирмос: " Песнь возслем, людие " , нач.: " Вси песньми духовными, иже постом просиявшая " . По певческим рукописям с XVII века известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Около 1643 года иером. Мелетий Сириг , протосинкелл Константинопольского патриарха, по просьбе митр.  Петра (Могилы)  написал службу " преподобным отцам Киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим " , т. е. украинский аналог службы в честь всех русских святых. В конце 1640-х годов по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу " всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим " (известна по единственной рукописи XVII века - РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в других ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь всех преподобных отцов в Сыропустную субботу . Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://drevo-info.ru/articles/13678871.h...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕХ СВЯТЫХ, В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ, НЕДЕЛЯ 2-е воскресенье после праздника Пятидесятницы, посвященное празднованию памяти всех рус. святых. Идея соборного празднования памяти рус. святых появилась в сер. XVI в., после прославления сонма рус. святых на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена Григорием, иноком суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря, и предназначалась для пения 17 июля; этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых. Служба переписывалась в рукописях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 385), но не вошла в печатные московские издания богослужебных книг XVI-XVII вв. С кон. XVIII в. она издавалась старообрядческими типографиями (Краков, Б. г.; Гродно, 1786, 1789; Супрасль, 1786, 1787; М., 1911). После XVII в. это празднование сохраняется только в старообрядческой среде и совершается в неделю (т. е. в воскресенье) после памяти прор. Илии (20 июля). Последование включает тропарь 3-го гласа:            , кондак 8-го гласа, на подобен «Яко начатки»:            , канон 8-го гласа, ирмос:      , нач.:            . По певч. рукописям с XVII в. известны распетые стихиры (славники) из этой службы. Набор из славников (обычно 6) устойчиво приводится в рукописях поморской традиции (Певческие книги. 2001). Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Все святые, в земле Российской просиявшие. Икона. Мон. Иулиания (Соколова). 50-е гг. XX в. (ризница Троице-Сергиевой лавры) Ок. 1643 г. иером. Мелетий Сириг, протосинкелл К-польского Патриарха, по просьбе митр. Петра (Могилы) написал службу «преподобным отцам киево-печерским и всем святым, в Малой России просиявшим», т. е. укр. аналог службы в честь Всех русских святых. В кон. 40-х гг. XVII в. по образцу службы иером. Мелетия соловецкий иером. Сергий (Шелонин) написал службу «всем святым, иже в Велицеи Росии в посте просиявшим» (известна по единственной ркп. XVII в.- РНБ. Сол. 877/987). Несмотря на названия, службы иеромонахов Мелетия и Сергия посвящены не только преподобным, но и святым, прославленным в др. ликах; названия обусловлены тем, что обе службы составлены по образцу службы в честь Всех преподобных отцов в сыропустную субботу ( Панченко. 2004). Большого распространения в богослужебной практике последования, составленные иеромонахами Мелетием и Сергием, не получили.

http://pravenc.ru/text/155558.html

В рукописях встречаются и др. образцы мелоса Г. К.: Трисвятое на 4-й глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста (Xen. 148, 1824 г., и др.), иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением (σντμησις - Paul. 15, 1813 г.) «древнего» мелоса (Pantel. 992, 20-е - 40-е гг. XIX в., и др.) или мелоса Мануила Хрисафа (Doch. 404, ок. 1840 г.); песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии - «Δναμις. Елицы во Христа» 1-го плагального гласа (Pantel. 934, 1818 г.; 953, ок. 1815-1825 гг., и др.); песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на 2-й плагальный глас Πα (Pantel. 987, ок. 1815-1830 гг.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского 2, 2-я четв. XIX в., и др.); причастен «Знаменася на нас» 3-го гласа Γα (Pantel. 1028, сер. XIX в.); ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» 4-го плагального гласа; многолетствование «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν» на глас βαρς Ζω, поющееся во время облачения архиерея (Doch. 1244, ок. 1810 г., и др.); стих «Возлюблю Тя» на 2-й глас, поющийся на литургии во время целования мира (Pantel. 906, 1816 г.; 1013, 1805 г.); воскресные песнопения гласа βαρς Ζω, в т. ч. догматик «Мати убо позналася еси» (Xeropot. 409, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.), ирмосы Петра Берекета в «изложении» (ξγησις) Г. К. (Gregor. 40 кон. XVIII - нач. XIX в.), и нек-рые др. Составленный Г. К. мелос песнопений присутствует в большом числе списков кон. XVIII - нач. XX в. Полных автографов муз. творений Г. К., судя по опубликованным описаниям, пока не найдено. В Анастасиматарии-Анфологии РНБ. Греч. 840 (сер. XVIII в.), некогда находившемся в личной б-ке Г. К., сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов нек-рых слов ( Герцман. Т. 1. С. 369-370). Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях: Gregor. 11, Pantel. 976, Paul. 20, Xeropot. 377 (кон. XVIII в.), БАН. РАИК. 47, Gregor. 40 Xen. 143, Xeropot. 305 (рубежа XVIII и XIX вв.), Pantel. 1013 (1805 г.), Athen. Merlier. 8 (1805-1815 гг.), Doch. 1244, Xeropot. 299 (ок. 1810 г.), Athen. Stamati Ioannidi, Aegion. Taxiarch. 5, C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3, Karakal. 228 (1811 г.), Philoth. 126 (1812 г.), Paul. 15 (1813 г.), Doch. 311, Pantel. 998 (1815 г.).

http://pravenc.ru/text/164381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гимнография ЕФРЕМ СИРИН (ок. 306-373), богослов, поэт, самый известный из сирийских отцов Церкви, прп. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви - суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской - 27 янв.; в Церкви Востока - пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) ЖЕНЫ-МИРОНОСИЦЫ (пам. 3-я Неделя по Пасхе) последовательницы Иисуса Христа, первыми пришедшие к погребальной пещере, где накануне было положено тело Господа ЗАДОСТОЙНИК ирмос 9-й песни канона того или иного праздника, к-рый в день праздника и связанные с ним дни заменяет собой «Достойно есть» на Божественной литургии ЗНОСКО Алексей Константинович (1912 - 1994), митрофорный прот. Польской Автокефальной Православной Церкви, гимнограф, церковный писатель, д-р богословия ЗОСИМ (ЗОСИМА) (Зосима) († нач. II в.), мч. Аполлонийский (Конанейский) (пам. 19 июня; пам. греч. 19, 20 июня; пам. зап. 19 июня) ЗОСИМА (Верховский Захария Васильевич (Богданович); 1768-1833), схим., старец, прп. (пам. 24 окт., в Соборе Брянских святых, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых) ЗОСИМ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели, Афонский, Недостойный], (2-я пол. XI в.) груз. гимнограф, представитель афонской литературно-просветительной школы ИАДГАРИ груз. название гимнографического сборника, использовавшегося в древнем иерусалимском богослужении и перешедшего в богослужебную практику Грузинской Православной Церкви VIII - нач. XI в. ИАСОН И СОСИПАТР апостолы от 70 (пам. 28 апр. и 4 янв.- в Соборе 70 апостолов; пам. греч. 29 апр.; отдельно С.- пам. 10 нояб.; пам. зап. 25 июня) ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 12 февр., во вторник Светлой седмицы - обретение, 13 окт.- перенесение в Москву в 1648, в нек-рых календарях дополнительно 31 марта и 27 апр.) ИЕРЕМИЯ (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая) ИОАНН [Иване, Иованее] (Конкозисдзе), груз. гимнограф, представитель тао-кларджетской богословско-лит. школы (X в.)

http://pravenc.ru/rubrics/122798_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАПЕВКА Пласт устного пения в совр. старообрядческой богослужебно-певч. культуре, исполнение к.-л. песнопения не по крюковым книгам (письменной версии), а изустно, по сложившейся в общине традиции. Старообрядцы пользуются также терминами «пение по напевке», «роспев напевка», «по погласке», «пение на память». Эти термины приняты практически у всех старообрядцев, вне зависимости от религ. согласия и географического положения; единственным исключением являются казаки- некрасовцы , к-рые потеряли культуру пения по крюкам и являются носителями только устной певч. культуры. Песнопения, исполняемые по Н., воспроизводятся старообрядческими грамотными певцами всегда, независимо от того, находится ли перед ними в момент пения крюковая книга или нет. Они исполняют песнопения по Н., глядя в книгу, зная, что устная версия напева отличается от письменной, изложенной в книге. Как особый пласт пения Н. была осознана старообрядцами-поповцами в нач. XX в. После указа имп. Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апр. 1905 г. старообрядцы начали издавать свою периодику, в которой поднимались и вопросы, связанные с богослужебным пением. В 1909 г. появился ж. «Церковное пение» (всего вышло 12 номеров), ставший с 1910 г. приложением к ж. «Старообрядческая мысль». На страницах ж. «Церковное пение» представлена полемика о Н., причинах ее возникновения, месте, к-рое она занимает в певч. культуре, и о том, каким должно быть отношение к ней в приходах. В нач. XX в. в некоторых приходах знатоки крюкового пения стали фиксировать Н. в письменном виде. В центральном храме Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия ) на Рогожском кладбище весь годовой репертуар Н. был изложен крюками (ркп. хранится в б-ке Рогожской общины). Можно выделить 5 основных категорий песнопений, к-рые воспроизводятся по Н.: 1) песнопения жанра ирмос ( силлабического и невматического стилей), часто исполняющиеся на богослужениях (певч. кн. «Ирмосы»); 2) песнопения разных жанров (силлабического, невматического и мелизматического стилей), но неизменяемые и постоянно воспроизводящиеся на богослужениях (певч. книги «Обиход», Триоди Постная и Цветная», «Обедница»); 3) песнопения, допускающие некую свободу в интерпретации относительно темпа (в отличие от ряда песнопений литургии, особенно евхаристического канона); 4) песнопения, версии к-рых отсутствуют в большинстве письменных старообрядческих источников (напр., «Верую», «Великое славословие»); 5) отдельные песнопения, имеющие особый мелодико-ритмический склад, подверженные изменению в устном воспроизведении.

http://pravenc.ru/text/напевке.html

Гимнография праздника Введение Богородицы Фрагмент статьи из т. 7 «Православной энциклопедии». Москва, 2004 г. Значительная часть песнопений праздника В. по совр. Минеям восходит к периоду господства Студийского устава. Последование предпразднства включает тропарь 4-го гласа: «Радость пред обручает всем Анна ныне»; кондак 4-го гласа: «Веселия днесь вселенная исполнися вся»; канон 4-го гласа, творение Иосифа, с алфавитным акростихом в 1-7-й песнях, особым алфавитным акростихом в 8-й песни (каждый из 6 тропарей песни разделяется на 4 части, 1-я буква каждой части является буквой акростиха - то же и в каноне 21 нояб.) и именем «Иосиф» в 9-й, ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» (Отверзу уста моя), нач.: «Αϒων ες λδβλθυοτεΑϒια, Παναϒα κα μωμος, οκσαι προρχεται» (Святых во святая Всесвятая и непорочная вселитися приходит); 3 самогласна (1-й из них «Днесь боговместимый храм Богородица» поется 8 нояб. на литии) и 2 группы подобнов, обе на подобен 1-го гласа «Небесных чинов». В день праздника поется тропарь 4-го гласа, составленный на подобен тропаря Благовещения: «Днесь благоволения Божия предображение» (указание на подобен см. в последовании праздника по Евергетидскому Типикону - Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 322); кондак 4-го гласа: «Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева»; 2 канона. 1-й канон 4-го гласа, творение св. Георгия Никомидийского, с акростихом в 1-7-й песнях «Σ τ[ν χρι]ν, σποινα, τ λϒ δδου» (Ты благодать, Владычица, дай слову) - лакуна в акростихе указывает на изначальное присутствие в каноне 2-й песни, не приведенной в совр. изданиях; в 8-й и 9-й песнях акростих алфавитный (в 8-й песни в прямом, в 9-й - в обратном порядке), составленный по тому же принципу, что и в каноне предпразднства (и подражающий 8-й и 9-й песням канона Благовещения); ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» (Отверзу уста моя), нач.: «Σοφας πανχραντε, σ θησαυρν πιστμενοι» (Премудрость, Пречистая, Тя сокровище имамы). 2-й канон 1-го гласа, творение Василия , с именем автора в богородичнах («Β σιλεου» - пропуск 2-й буквы акростиха указывает на то, что первоначально канон имел 2-ю песнь) ирмос: «Ωδν πινκιον, σωμεν πντες Θε» (Песнь победную поим вси Богу), нач.: «Συνδρμωμεν σμερον, τ Θεοτκ, τιμντες ν σμασι» (Стецемся днесь, Богородицу почитающе песньми); 8 самогласнов (в т. ч. творения св. Георгия Никомидийского, Леонта маистра (т. е. Льва Бардалиса, гимнографа 1-й пол. XIV в.- см.: Филарет (Гумилевский) . Песнопевцы. С. 360-361), Сергия Агиополита), большая их часть употребляется также в последованиях пред- и попразднства. Паремийные чтения на вечерне накануне праздника - общие богородичные, как и новозаветные чтения утрени и литургии.

http://sedmitza.ru/text/879054.html

Гимнография праздника Вознесения Фрагмент статьи из т. 9 «Православной энциклопедии». Москва, 2005 г. Совр. последование праздника включает: тропарь 4-го гласа Ανελφθης ν δξ Χριστ Θες μν («Вознеслся еси во славе Христе Боже наш»), кондак 2-го плагального, т. е. 6-го, гласа: Τν πρ μν πληρσας οκονομαν, κα τ π ϒς νσας τος ορανοις («Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным»); каноны: 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, творение Иоанна Монаха, ирмос: Τ Σωτρι Θε, τ θαλσσ λαν («Спасителю Богу люди в море»), нач.: ρδβλθυοτεΑισωμεν πντες λαο, τ π μων χερουβμ ναληφθντι, μετ δξης Χριστ («Воспоим вси людие, н рамех херувимских вознесшуся со славою Христу») и 4-го гласа, творение Иосифа Фессалоникийского, с алфавитным акростихом в песнях 1-7, а в 8-9-й - Ωιδ Ιωσφ (песнь Иосифа), ирмос: «Ανοξω τ στμα μου» («Отверзу уста моя»), нач.: «Ανστης τριμερος, κατ φσιν θνατος, κα φθης τος νδεκα» («Воскресл еси тридневен, по естеству безсметрный, и явился еси единонадесятим»). Еще один праздничный канон 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа, творение Иосифа (согласно акростиху 9-й песни), с алфавитным акростихом в песнях 1-8 и именем Иосиф в 9-й, ирмос: «λδβλθυοτεΙππον κα ναβτην» («Коня и всадника»), нач.: «ρδβλθυοτεΑνω πρς τν Πατρα Χριστς νρχεται» («Горе ко Отцу Христос восходит») ныне поется в день предпразднства. В рукописях сохранились и др. каноны В. Г.- в слав. Триоди 1311 г. (ГИМ. Син. 896 - Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 529) помещен канон с нач.: «Въ облац свтл. от земля на небеса. възнесъшася съ плотью», а в Студийско-Алексиевском Типиконе на утрене В. Г. указывается вторым канон 1-го гласа, творение Германа, ирмос: «Помогшему Богу». В рукописях сохранился полный кондак прп. Романа Сладкопевца (VI в.) на В. Г. с 18 икосами; 1-й проимий: Τν πρ μν πληρσας οκονομαν, κα τ π ϒς νσας τος ορανοις (т. е. совр. кондак праздника), 2-й проимий: Εν τ ρει τν λαιν ϒισας τος μαθητς (На горе Елеонской освятив учеников - Sc. N 283. P. 125-171).

http://sedmitza.ru/text/703423.html

[греч. Αρσνιος μικρς], иером., греч. мелург рубежа XVI-XVII вв., подвизавшийся в Афонском Ватопедском мон-ре. Самой популярной частью его певч. наследия стали кратимы . Чаще всего в рукописях встречается т. н. праздничная кратима (πανηγυρικν κρτημα) 4-го гласа, получившая наименование «двойная октава» (δς διαπασν), или «[поющаяся] по антифонии» (κατ ντιφωναν), т. к. ее мелос охватывает диапазон в 2 октавы (Xen. 128. Fol. 238, 1671 г., и др.). Как сообщается в схолии, изложенной в рукописи 2-й пол. XVIII в., «данное творение восходит на 7 [звуков] вверх от исона и вновь нисходит к исону. Затем оно нисходит на др. 7 [звуков] от исона... поэтому оно называется «по антифонии»» (Pantel. 927. Fol. 206, 2-я пол. XVIII в.). Эта кратима использовалась в певч. практике очень долго и в нач. XIX в. была переведена Григорием , протопсалтом Великой ц., в нотацию нового метода (Karakal. 230. Fol. 69v - 76, 1821 г.). Др. распространенная кратима А. М. 1-го плагального гласа получила наименование «сиринга» (σριγξ, букв.- свирель) или по-турецки «мусхали» (μουσχλη, μουσκλη, μασχλη) (Xen. 128. Fol. 236; Iver. 967. Fol. 295, 1-я пол. XVIII в.). Известны его кратимы 1-го, 3-го плагального («стройная и красивая» - «ερυθμον κα ραον») и 4-го плагального гласов (Iver. 951. Fol. 181, 2-я пол. XVII в.; Doch. 363. Fol. 384, 2-я пол. XVIII в.). В рукописи Cutl. 449 (кон. XVII в.) содержатся 2 кратимы А. М. на «тяжкий» (3-й плагальный) глас (Fol. 208, 209), одна из к-рых также имеет наименование «μασχλη». А. М. принадлежат также мелосы херувимской песни на 4-й (Stauronik. 165. Fol. 298, 1665-1685 гг.), 1-й плагальный (Doch. 338. Fol. 212, 1767 г.) и 2-й плагальный гласы (Iver. 951. Fol. 74v, 2-я пол. XVII в.; Stauronik. 165. Fol. 275-275v; Pantel. 901. Fol. 6, 1734 г., и др.) и причастнов : воскресного - «Ανετε τν Κριον» (    ) 4-го (Pantel. 919. Fol. 96, 1687 г.), 1-го плагального и 2-го плагального гласов (Xeropot. 307. Fol. 348v - 358), Кресту - «Εσημειθη φ μς» (      ) 1-го плагального гласа (Karakal. 218. Fol. 73, кон. XVII в.) и святым - «Αγαλλισθε, δκαοι» (    ) 1-го гласа (Pantel. 995. P. 333, нач. XVIII в.). Калофонический ирмос, распетый А. М.- «Η κμινος Σωτρ δροσζετο» (      ) 1-го гласа (Xeropot. 307. Fol. 722, 1767-1770 гг.),- также был переведен протопсалтом Григорием в нотацию нового метода (Doch. 333. Fol. 1, 1829 г.).

http://pravenc.ru/text/76300.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Гимнография и иконография посвященная ап. Варнаве Гимнография посвященная ап. Варнаве Фрагмент статьи из т. 6 «Православной энциклопедии». Москва, 2003 г. В Типиконе Великой ц. IX-X вв., как и в студийских и иерусалимских Типиконах вплоть до совр. печатных греч. и слав. изданий, память В. дана вместе с памятью ап. Варфоломея (историю праздника 11 июня см. в ст. Варфоломей, ап.). Корпус песнопений включает в себя: тропарь 3-го гласа (общий апп.): «Апостоли святии, молите милостиваго Бога»; кондак 3-го гласа на подобен «Дева днесь»: «Господень был еси всеистинный служитель» с икосом (в греч. Минее икос отсутствует); канон 2-го гласа, творение Феофана, ирмос «ρδβλθυοτεΕν βυθ κατστρωσε ποτ» (Во глубине постла иногда), нач.: «Ως νρ πρχων ϒαθς, κα τς παρακλρδβλθυοτεσεως, υς φανες» (Яко муж сый благ, и утешения сын явлься); 2 самогласна, 1 группа из 3 подобнов и 2 группы стихир, посвященные обоим апостолам. В греч. Минее есть др. 2 самогласна, посвященные этим апостолам; седален и светилен иные. Литургийное чтение из Апостола (Деян 11, 19-26, 29-30) выбрано, потому что в нем упоминается В. В греч. Минее указано общее чтение апостолам (1 Кор 4. 9-16); Евангелие также общее. А. А. Лукашевич Иконография посвященная ап. Варнаве В. изображается человеком средних или преклонных лет, волосы темные или с проседью, борода средней длины, в соответствии с апостольским чином облачен в хитон и гиматий, в руках свиток (или без него); как основатель и первый архиепископ Кипрской Православной Церкви нередко бывает представлен в святительском омофоре поверх апостольских одежд. Известны единоличные (в рост или погрудно) изображения святого, парные с ап. Варфоломеем, чья память празднуется в тот же день (11 июня), а также как апостол от 70 В. изображается в композиции «Собор святых апостолов».

http://sedmitza.ru/text/717250.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010