Скачать epub pdf Избранные места из священной истории Ветхого Завета Сотворение мира В начале всех времен Бог сотворил небо и землю. Земля, исходя из ничтожества, была совершенно пуста – без дерев, без плодов, без всякого украшения; тьма была над бездною вод, которыми земля была, как бы поглощена, и Дух Божий носился над водами, приготовляя их к произведению тварей, которые Творцу угодно было из них извести. Бог рек: «Да будет свет!» – и явился свет: Бог отделил свет от тьмы и назвал его днем, а тьму – ночью. Вот первый день творения! Потом Бог рек: «Да явится твердь, и да разделяет воды, которые под твердью, от вод, которые над твердью!» – явилась твердь, и Бог назвал ее небом. – День второй. Бог рек: «Да соберутся воды поднебесные в одно место, и да явится суша!» – и явилась суша, и Бог назвал ее землею, а собрание вод – морем. Бог рек: «Да произрастит земля траву, дающую семя, и деревья, дающие плод по роду своему!» – это исполнилось. – День третий. Бог рек: «Да явятся светила на тверди небесной, да разделяют день от ночи, и да будут знамением для указания времен, дней и лет; да сияют они на тверди, освещая землю!» – и явились два великие светила: одно большее – солнце – Бог поставил для управления днем, другое меньшее – луну – для управления ночью; Бог сотворил также звезды на тверди, чтобы они освещали землю. – День четвертый. Бог рек: «Да изведут воды животных, плавающих в них, и птиц, летающих над землею!» – и явились большие рыбы и все животные, живущие в водах; явились также все роды птиц. Бог благословил сотворенных животных, говоря: «Плодитесь, размножайтесь и наполняйте воды морские, а птицы да размножаются на земле!» – День пятый. Потом Бог рек: «Да произведет земля животных различных родов, скот, пресмыкающихся и зверей!» – это исполнилось. Бог рек, наконец: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию, с душою разумною, бессмертною, способной познавать и любить; да владычествует он над рыбами морскими, над птицами небесными, над скотами, над зверями и всеми пресмыкающимися, живущими на земле и над всей землей». – И сотворил Бог человека по образу Своему: образовал из персти земной тело его, вдунул в лицо его дыхание жизни, и таким образом соединил с бренным телом душу бессмертную, разумную. Имя первому человеку было Адам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Просил я учеников Твоих, чтобы изгнали его, и они не смогли». Иисус же, отвечая, сказал: «О, род неверный и извращенный, доколе буду среди вас и буду вас терпеть? Приведи сюда сына твоего». И когда тот приблизился, швырнул его демон и затряс. И запретил Иисус духу нечистому, и исцелил отрока, и отдал отцу его. И все остолбенели от величия Божьего. И пока все изумлялись всему, что Он соделал, Он сказал ученикам Своим: «Сохраните в сердцах своих слова сии: Сын человеческий предан будет в руки человеков». Они же не постигали слова сего, и был покров на глазах их, так что они не понимали сего и боялись спрашивать Его о слове сем. И пришла им мысль, кто из них больший. Но Иисус, видя помышление сердец их, взял отрока и поставил его возле Себя, и рек им: «Всякий, кто примет отрока сего во имя Мое, Меня принимает. И всякий, кто примет Меня, принимает Пославшего Меня. Ибо кто меньший среди всех вас, тот больший». Иоанн же, отвечая, сказал: «Наставник, мы видели, что некто во имя Твое изгоняет демонов, и запретили ему, ибо он не следует за нами». И рек ему Иисус: «Не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас». И было так, что, когда исполнились дни взятия Его, вознамерился Он идти в Иерусалим. И послал Он вестников пред Собой. И они, пойдя, вошли в город самарянский, чтобы приготовить всё для Него. И не приняли Его, ибо видом Он был как идущий в Иерусалим. Когда же увидели сие ученики Его, Иаков и Иоанн, то сказали: «Господи, хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и пожрал их?» И, обернувшись, Он запретил им, говоря: «Вы не знаете, от какого вы духа. Сын человеческий пришел не погубить души, а спасти». И вышли они в другое укрепление. И было так: когда шли они по дороге, некто сказал Ему: «Я последую за Тобою, куда бы Ты ни пошел». Сказал ему Иисус: «У лис есть норы, у птиц небесных – гнезда, Сыну же Человеческому негде склонить голову». И рек Он другому: «Следуй за Мной». Тот же сказал: «Господи, позволь мне сперва пойти и похоронить отца моего». И сказал ему Иисус: «Оставь, пусть мертвецы хоронят своих мертвецов, ты же иди и возвещай Царство Божье».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И услышал царь Ирод (ибо имя Его сделалось известным), и сказал: «Се Иоанн Креститель воскрес из мертвых, потому и чудеса совершаются им». Иные же говорили: «Се Илия». Иные же говорили: «Се пророк, будто один из пророков». Услышав же сие, Ирод рек: «Се, Иоанн, коего я обезглавил, воскрес из мертвых». Ибо Ирод послал взять Иоанна и заточил его в тюрьму из-за Иродиады, жены брата своего Филиппа, коию взял за себя. Ибо Иоанн говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата своего». Иродиада же замышляла против него и хотела убить его, но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что тот – муж праведный и святой, и стерег его, и многое делал, выслушав его, и слушал его охотно. Когда же настал подходящий день, Ирод сделал пир по случаю дня рождения своего для начальствующих и трибунов, и первых людей Галилеи. Когда же вошла дочь сей Иродиады, и плясала, и угодила Ироду и сотрапезникам его, рек царь отроковице: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе», и поклялся ей: «Чего ни попросишь, дам тебе, даже полцарства моего». Она же, выйдя, сказала матери своей: «Чего попросить мне?» И та сказала: «Главу Иоанна Крестителя». И тотчас с поспешностью вошла она к царю и просила, говоря: «Хочу, чтобы сейчас же дал ты мне на блюде главу Иоанна Крестителя». И опечалился царь, но из-за клятвы и из-за возлежащих с ним не хотел опечалить ее. И, послав стражника, приказал принести на блюде главу его. И тот обезглавил его в темнице, и принес главу его на блюде, и дал её отроковице, а отроковица дала матери своей. Ученики же его, услышав сие, пришли и взяли тело его, и положили во гроб. И, собравшись к Иисусу, апостолы возвестили Ему все, что делали и чему учили. И Он рек им: «Пойдите одни в место пустынное и отдохните немного». Ибо многие приходили и возвращались, и еды было у них мало. И, взойдя на корабль, отошли они в место пустынное одни. И многие увидели их уходящих, и узнали, и из всех городов сбежались пешком и упредили их. И, выйдя, Иисус увидел многие толпы и сжалился над ними, что были они словно овцы, не имеющие пастыря, и принялся многому учить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иной же рек: «Я последую за Тобой, Господи, но позволь мне сперва сказать об этом моим домашним». Рек ему Иисус: «Никто, опустивший руку свою на плуг и оглядывающийся назад, не пригоден для Царства Божьего». Глава 10 После сего назначил Господь также и других семьдесят двух и послал их по двое пред лицом Своим во всякий город и всякое место, куда Сам намеревался прийти. И сказал им: «Воистину жатва велика, но мало работников. Посему молите Господина жатвы, чтобы послал работников на жатву свою. Идите: се, Я посылаю вас как агнцев между волками. Да не будет при вас ни мешка, ни сумы, ни сандалий, и никого на дороге не приветствуйте. Войдя же в любой дом, говорите прежде всего: «Мир дому сему». И если будет там сын мира, почиет на нем мир ваш; а если нет, то к вам вернется. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что будет у них, ибо достоин работник жалования своего. Не переходите из дома в дом. И в какой город ни войдете, где примут вас, ешьте, что поставят пред вами, и исцеляйте немощных, кои там есть, и учите их: «Приблизилось к вам Царство Божие». В какой же город ни войдете, где не примут вас, выйдя на площадь их, скажите: «Даже пыль, прибившуюся к нам из вашего города, вытираем для вас, однако же знайте, что приблизилось Царство Божие».  Говорю вам, что Содому легче будет в день тот, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин, горе тебе, Вифсаида, ибо, если бы в Тире и Сидоне соделаны были дела, соделанные в вас, тотчас, воссев во власянице и пепле, покаялись бы. Однако же Тиру и Сидону легче будет на суде, чем вам. И ты, Капернаум, до самого неба вознесенный, до самого ада низвержен будешь. Кто вас слушает, тот слушает Меня. И кто вас отвергает, тот отвергает Меня. Кто же отвергает Меня, тот отвергает Пославшего Меня». И вернулись семьдесят два с радостью, говоря: «Господи, даже демоны подчиняются нам во имя Твое». И Он рек им: «Видел я сатану, падающего как молния с неба. Се, Я дал вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всякую силу вражью. И ничто вам не повредит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тем более пространное осуждение примут они». Иисус, сидя напротив сокровищницы, смотрел, как многие кладут деньги в ящик. И многие богатые клали много. Одна же бедная вдова, придя, пожертвовала две мелких монетки, составляющие вместе квадрант. И, созвав учеников Своих, рек Он им: «Истинно говорю вам, что сия вдова бедная пожертвовала больше всех, жертвовавших в сокровищницу. Ибо все жертвовали от того, в чем избыточествуют, сия же пожертвовала от скудости своей все, что имела, даже прожиток свой». Глава 13 И когда вышли они из храма, рек Ему один из учеников Его: «Учитель, смотри, какие камни и какие строения!» И Иисус, отвечая, рек ему: «Видишь все эти великие здания? Не останется камня на камне, коий не будет разрушен». И, сидя на Масличной горе напротив храма, расспрашивали Его отдельно от прочих Петр, и Иаков, и Иоанн, и Андрей: «Скажи нам, когда будет сие? И какой знак будет, когда все сие начнет исполняться?» И, отвечая, Иисус начал говорить им: «Смотрите, чтобы не прельстил вас кто. Ибо многие придут во имя Мое, говоря: «Это Я», и многих прельстят. Когда же услышите о войнах и о слухах военных, не бойтесь. Ибо подобает сему быть, но ещё не конец. Ибо восстанет народ против народа и царство на царство, и будут землетрясения и глады то там, то здесь. Се начало скорбей. Смотрите же за собой. Ибо предадут вас в советах, и в синагогах будут бить, и будете стоять пред правителями и царями ради Меня во свидетельство для них. И подобает прежде проповеданным быть Евангелию во всех народах. И когда поведут вас, предавая, не думайте заранее, что скажете, но дано вам будет в час тот, что сказать. Ибо не вы говорить будете, но Дух Святой. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына. И восстанут сыновья на родителей и умертвят их. И будете ненавистны всем ради имени Моего. Кто же вытерпит до конца, тот спасен будет. Когда же увидите мерзость запустения, стоящую, где не должно, – кто читает, да разумеет – тогда, кто будет в Иудее, да бегут в горы; и кто на крыше, да не спускается в дом и не входит, чтобы взять что-то из дома своего; и кто будет на поле, да не возвращается назад взять одежду свою; горе же беременным и кормящим во дни те.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А когда исполнились дни службы его, отошел в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась месяцев пять, и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в кои призрел на меня, отъять поношение мое в людях. В месяц же шестый послан был Ангел Гавриил от Бога во град Галилейский, – имя ему Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мариам. И вшед к ней, рек: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах. Она же, видев его, смутилась от слов его и помышляла, что есть приветствие сие. И рек Ей Ангел: не бойся, Мариам; Ты обрела благодать у Бога; и се, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь имя Ему: Иисус; Сей будет велий и Сыном Вышняго наречется, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и воцарится в дому Иаковлевом во веки, и Царствию Его не будет конца. Мариам же сказала Ангелу: как будет сие, когда мужа не знаю? И так сказал Ангел в ответ Ей: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Вышняго осенит Тебя; тем же и рождаемое Свято, наречется Сын Божий; се и Елисавета, родная Твоя, и та зачала сына в старости своей, и уже шестый месяц ей, нарицаемой неплодной; ибо не изнеможет у Бога ни единый глагол. И сказала Мариам: се раба Господня; буди Мне по слову твоему. И отшел от Нея Ангел. Воставши же Мариам во дни те, спешила идти в горную страну, во град Иудин; и пришла в дом Захариин и приветствовала Елисавету. И когда услышала Елисавета привет Мариин, взыгрался младенец во чреве ее, и исполнилась Духа Святого Елисавета, и велегласно возопив сказала: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего! и откуда мне сие, что приходит Матерь Господа моего ко мне? и вот, когда дошел в уши мои глас Твоего привета, взыгрался младенец радостию во чреве моем; и блаженна веровавшая, что будет совершение реченному Ей от Господа. И сказала Мариам: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасе Моем, что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне ублажат Меня все роды; что сотворил Мне великое Сильный; и свято имя Его;

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

318. Может ли какая либо Православная Община существовать не признавая над собою Епископа? Нет. Такая Община отсекла бы себя от тела Вселенской Церкви и значить утратила бы Божественную благодать. Во время гонений, община отделенная от Епископа, продолжает полную церковную жизнь в силу полномочий ея настоятеля, полученных прежде от Епископа. Как только востанавливается связь с Епископом, должны возобновиться полномочия от него настоятелю. 319. Какую молитву Таинства произносить Архиерей при хиротонии во Пресвитеры? «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует «имя рек» благоговейнейшего диакона во пресвитера: помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Пресвятого Духа». Божественная благодать, излечивающая всегда все ослабевшее и возстанавливающая обезсиленное, этого весьма благочестивого диакона «имя рек» возводить руковозложением моим во пресвитера: помолимся же о нем – да снизойдет на него благодать Пресвятого Духа. 320. Что находим в Писании и у св. Отцов о духовном значении служения Священника? Среди многих указаний Писания и святоотеческих поучений находим прежде всего слова Господа Иисуса, определяющие главное: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы чего не попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» ( Uoah. XV, 16 ). Из обширного труда о Священстве святителя Иоанна Златоустог о сильно его определение из 3-й книги: – «Священство есть что то страшное; власть его великая, достоинство и служения его из числа величайших даров Божиих; сам Павел страшился при взгляде на эту власть». 321. Какой духовный дар нисходить на рукоположеного Священника? Если Священник принимает сие Таинство с чистым намерением служить славе Божьей и спасению людей, то в нем открывается дар сострадания в любви к своим духовным чадам. " Идите, Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лук. Х, 3 ); «Духовную любовь не рождает что либо земное: она исходить свыше, с неба и дается в таинстве священства, но усвоение и удержание сего дара зависит и от стремления человеческого духа (Златоуст, толков, на посл, к Колос.).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Вопрос о местоположении земного рая, служившего местопребыванием первой человеческой четы до грехопадения, принадлежит к числу труднейших вопросов библейской географии. История этого вопроса замечательна как по значительному количеству учёных сил, принимавших участие в решении проблемы, так и по необыкновенному разнообразию результатов, достигнутых исследователями. Это разнообразие ближайшим образом объясняется неясностью – при настоящем состоянии точных сведений по географии древнего мира – некоторых географических указаний, сделанных в тексте библейского повествования о земном рае. Необходимо выписать это повествование, для того чтобы яснее видеть, в каких пунктах оно неясно и могло более или менее затруднять толкователей. В книге Бытия 2:8–15 читается: И насадил Господь Бог рай в Эдеме (букв. с евр. в Эдене) на востоке; и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Эдема (евр. Эдена) выходила река для орошения рая; и потом (букв. с евр. и оттуда) разделялась на четыре реки: Имя одной Фисон (евр. Пишон): она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; И золото той земли хорошее·, там бдолах и камень оникс (евр. гашшогам). Имя второй реки Гихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр): она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. И взял Господь Бог человека (которого создал) и поселил его в саду эдемском, чтобы возделывать его и хранить его. Из рек, которые, по этому повествованию, вытекали из рая, составляя подразделения одного течения, самая известная и не допускающая колебаний относительно её местонахождения есть «четвёртая река Евфрат», западная из двух больших рек, между которыми находится Месопотамия. Относительно третьей реки могло бы возникать недоумение только по поводу названия её в евр. тексте именем Хиддекель. Но, с одной стороны, есть очевидно тоже, что ассир. Идиклат – форма, правда, в доселе известных памятниках вавилонско-ассирийского клинообразного письма только однажды встречающаяся, но зато не оставляющая сомнения, что она относится к той же реке, которая гораздо чаще называется сокращённым Диклат; последнее же название от древних вавилонян и ассириян перешло в позднейшее халдейское наречие: Диглат, в сирский язык: Дэклат, в арабский: Диджлат. С другой стороны, по древне-персидски та же река называлась Тигра (в Бундэгеш – Даград), от какового названия, очевидно, произошло уже греч. Τγρης или Τγρις (стр. 170 и сл.). Чтобы установить тожественность Τγρις и Диклат-Диглат, необходимо только прибавить, что буквы «р» и «л» заменяются иногда одна другою как в арийских, так и в семитских языках: ср. греч. σιγηρς=σιγηλς, κρβανος=κλβανος; евр. = , = ( Ис. 13:22 ).  

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/g...

Долженко А. Г., газета «Благовест». Январь-сентябрь 2007. www.bIagovest.al.lg.ua Жизнь первых людей в раю Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден ( Иов.38:21 ) Библия говорит об этой стране и ее координатах так: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» ( Быт.2:8–14 ). В книге «Православное понимание книги Бытия» иеромонах Серафим Роуз пишет: «Этот отрывок подчеркивает, что до грехопадения Рай находился в определенном месте на земле. Св. отцы возбраняют просто аллегорические толкования этих четырех рек. Так, свят. Иоанн Златоуст говорит: «Может быть, любящие говорить от своей мудрости и здесь не допускают ни того, что реки – действительно реки, ни того, что воды – точно воды, но внушают решающимся слушать их, чтобы они (под именем рек и вод) представляли нечто другое. Но мы, прошу, не станем внимать этим людям, заградим для них слух наш, а будем верить Божественному Писанию» (Свт. Иоанн Златоуст . Беседы на книгу Бытия, XIII, 4, с. 107). В общем, св. отцы понимают под этими четырьмя реками Тигр, Евфрат, Нил и Дунай (или по словам иных, Ганг); посему, область земного Рая находится в колыбели древней цивилизации. В другом трактате свят. Иоанн Златоуст говорит об этом отрывке Писания вот что: «Отсюда узнай, что Рай был не маленьким садом, имевшим незначительное пространство. Его орошает такая река, что от полноты ее выходят четыре реки». (Свт. Иоанн Златоуст . О творении мира, V, 5, Творения, ч. 6, СПб., 1900, с. 791). Рассуждать о том, как одна река Рая разделялась на четыре реки, которые, какими мы их знаем сегодня, имеют четыре раздельных источника, было бы бесплодно.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

И некая женщина именем Марфа приняла Его в дом свой. И была у нее сестра именем Мария, коя, сидя у ног Господа, слушала слова Его. Марфа же хлопотала, дабы усердно послужить Ему. И встала она, и сказала: «Господи, разве не заботит Тебя, что сестра моя оставила меня одну прислуживать? Посему скажи ей, чтобы помогла мне». И Господь, отвечая, сказал ей: «Марфа, Марфа, ты беспокоишься и волнуешься о многом, а одно лишь необходимо. Мария избрала лучшую часть, коя не отнимется у нее». Глава 11 И было так: молился Он в неком месте и, когда закончил, один из учеников Его сказал Ему: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил учеников своих». И Он рек им: «Когда молитесь, говорите: «Отче, да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Хлеб наш повседневный дай нам днесь. И отпусти нам грехи наши, как и мы отпускаем всем, кто должен нам. И не введи нас в искушение». И рек Он им: «Кто из вас, имея друга, пойдет к нему в середине ночи и скажет ему: «Друг, одолжи мне три хлеба, ибо друг мой пришел ко мне с дороги, а мне нечем накормить его». А тот, отвечая из дома, скажет: «Не беспокой меня, уже и ворота закрыты, и дети мои маленькие со мною в кровати, не могу встать и дать тебе». Но если он продолжит стучать, говорю вам, если, встав, не даст ему ради дружбы, то из-за настойчивости его встанет и даст ему, что будет нужно. И Я говорю вам: просите – и дано вам будет; ищите – и найдете; стучите – и отворят вам; ибо всякий, кто просит, получает; и кто ищет, находит; и стучащему отворяется. Ибо если кто из вас попросит у отца хлеба, разве тот даст камень? Или рыбу, –  разве даст вместо рыбы змею? Или, если попросит яйцо, разве предложит ему скорпиона? Посему, если вы, хотя и злы, умеете благие дары давать детям вашим, сколь больше Отец ваш с небес даст духа благого просящим у Него!» И изгонял Он демонов, и был один немой. И когда изгнал Он демона, заговорил немой, и изумлялись толпы. Некто же из них сказал: «Во имя Веельзевула, первенствующего меж демонами, изгоняет Он демонов». И другие, искушая, просили у Него знамения с небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010