Пусть не кажется удивительным, как мы уже неоднократно говорили, что иначе оканчиваются отрывки текста Еврейского, а иначе Греческие, т. е. LXX, и Латинские. В самом деле, там, где различен перевод по смыслу, по необходимости различны ила начало, или конец. Ожидающие только еще пришествия Христа Иудеи имеют надежду получить себе то, чего мы, принявшие Христа, уже во всем достигли вместе с Ним. Итак, если кто-либо из христиан, особенно из новых мудрецов, – имена которых я умалчиваю, чтобы не подумали, что я имею в виду кого-нибудь оскорбить, – подумает, что пророчество еще не исполнилось, пусть таковой знает, что он ложно носит имя Христово, что душа у него иудейская, и что он не имеет только плотского обрезания. Действительно, если это еще не совершилось, а только имеет быть, то мы напрасно уверовали в пришествие Спасителя, а если не веруем, то напрасно признаем исполнившимся в нас таинство, сокрытое от времен вечных, а ныне сделавшееся явным чрез пророческие писания и пришествие Господа нашего Иисуса Христа ( Кол.1:26 ) Наконец, обратим внимание на последовательность чтения и увидим, что сказанное относится не к Иудеям, а к церкви Христовой. Ибо после того, что было впереди (Суд Мой в собрание народов.... до слов: Чтобы все призвали имя Господа и служили Ему под одним игом: и: Из-за рек Эфиопии прииму.... и после остатков Израиля, верующих во Христа, о которых говорится: И остающиеся от Израиля убоятся имени Господня, и не будет того, кто устрашал бы их), Дух Святый, предсказывая о всеобщем конце мира, говорит: Радуйся, дочь Сиона! проповедуй, дочь Иерусалима! Радуйся и веселись от всего сердца Своего, дочь Иерусалима. Ибо всякая душа, принадлежащая к Церкви и поставленная на страже, радуется и веселится, что отняты от нее все неправды [ее] и искуплены Тем, Который искупил всех Своею драгоценною кровию. «Ибо Христос сделался нам о Боге мудростью, праведностью, святостью и искуплением» ( 1Кор.1:30 ). И искупил нас царь Израиля, который обитает среди нас, говоря: «Я и Отец Мой придем и пребывание у него устроим» ( Ин.14:23 ) и: «буду обитать и ходить в них» ( Лев.26:12 ), и мы уже больше не увидим зла, думая об одних только добродетелях и совершая их.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Исполнив весь замысел о нашем спасении,/и то что на земле соединив с небесным,/вознесся Ты во славе, Христе, Боже наш,/совсем не оставляя нас, но пребывая неразлучно/и взывая любящим Тебя:/«Я – с вами и никто – против вас!» Вместо прокимна песнь отцев, глас 4: Прокимен, глас 4, песнь отцов Благословен еси, Господи Боже отец наших,/и хвально и прославлено Имя Твое во веки.  Стих: Яко праведен еси о всех, яже сотворил еси нам. Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших,/и хвально и прославлено имя Твоё вовеки.  Стих: Ибо праведен Ты во всём, что соделал с нами.    Дан 3:26 , 27А Деяния святых Апостолов, зачало 44 Во дни оны, суди Павел мимо ити Ефес, яко да не будет ему закоснети во Асии, тщаше бо ся, аще возможно будет, в день Пятьдесятный быти во Иерусалиме. От Милита же послав во Ефес, призва пресвитеры церковныя. И якоже приидоша к нему, рече к ним: внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею. Аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада: И от вас самех востанут мужие глаголющии развращеная, еже отторгати ученики вслед себе. Сего ради бдите, поминающе, яко три лета нощь и день не престаях уча со слезами единаго когождо вас. И ныне предаю вас, братие, Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати вам наследие во освященных всех. Сребра или злата или риз ни единаго возжелах. Сами весте, яко требованию моему и сущим со мною послужисте руце мои сии. Вся сказах вам, яко тако труждающимся подобает заступати немощныя, поминати же слово Господа Иисуса, яко Сам рече: блаженнее есть паче даяти, нежели приимати. И сия рек, преклонь колена своя, со всеми ими помолися. В те дни Павел рассудил миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме. Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви, и, когда они пришли к нему, он сказал им: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас. И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии. Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.    Деян 20:16–18А; 28–36

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-7...

Не должен. Увидел Господь одинокого Адама и дал ему Еву. Для счастья, а не для греха. А у человека не получается быть счастливым. Я вот не люблю сумерки. Вот этот переход, как сейчас… От света к ночи… Подумаю и не могу понять, где я был раньше… Где моя жизнь? Так-то… Мне безразлично: могу жить и могу не жить. Жизнь человека, яко трава, расцветает, иссушается и вметается в огонь. Я полюбил мыслить… Тут можно одинаково погибнуть и от зверя, и от холода. И от дум. На десятки километров ни одного человека. Беса изгоняют постом и молитвой. Пост – для плоти, молитва – для души. Но я никогда не бываю одинок, верующий человек не может быть одинок. Так-то… Езжу по деревням… Раньше находил макароны, муку. Постное масло и консервы. Теперь на могилках побираюсь. Мертвым оставляют поесть, попить. А оно им не нужно… И они на меня не обижаются… На поле – дикое жито. В лесу – грибы, ягоды. Тут вольно. Много читаю. Откроем святые страницы… Откровение Иоанна Богослова: «…и упала с неба большая звезда, горящая подобно факелу, и пала на третью часть рек и на источник вод. Имя сей звезде “полынь”. И третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки…». Постигаю сие пророчество… Все уже предсказано, написано в святых книгах, но мы читать не умеем. Не понятливы. Полынь по-украински «чернобыль». В словах нам был дан знак. Но человек суетлив. Тщеславен. И мал. Нашел у отца Сергея Булгакова… «поскольку Бог создал мир наверняка, то мир не может вовсе не удаться» и нужно «мужественно и до конца претерпеть историю». Так-то… И у кого-то другого… Имя не помню… Помню мысль: «Зло собственно не есть субстанция, но лишение добра, подобно тому, как мрак не другое что есть, как отсутствие света». Книжки тут найти просто, легко найдешь. Пустого глиняного кувшина уже не подберешь, ложки или вилки, а книжки лежат. Недавно нашел томик Пушкина… «И смерти мысль мила душе моей». Это запомнил. Так-то… «И смерти мысль»… Я тут один. О смерти думаю. Полюбил мыслить. Тишина способствует приготовлению… Человек живет среди смерти, но не понимает, что такое смерть.

http://azbyka.ru/fiction/chernobylskaya-...

– Подай, Господи. – Господу помолимся. Мы снова взываем: Господи, помилуй. Между тем священник тайно читает следующую молитву: «Боже духов и всякия плоти, смерть поправый и дьявола упразднивый, и живот миру Твоему даровавый, Сам Господи, упокой душу раба Твоего (имя рек) в месте светле, в месте злачне, в месте покойне, отнюду же отбеже болезнь, печаль и воздыхание. Всякое согрешение, содеянное им словом, или делом, или помышлением, яко благий Человеколюбец, прости. Яко несть человек иже жив будет и не согрешит: Ты бо един еси кроме (без) греха, правда Твоя – правда во веки, и слово Твое – истина». И потом возглашает: яко Ты еси воскресение и живот и покой и проч. После ектении следует продолжение той же исповеди пред страшным престолом Господа славы, которая начата была прежде душею, от нас отшедшею. «Я – Твой, спаси меня», взывает душа, предстоя лицу Божию. – Упокой, Господи, душу раба твоего, молитвенно взываем мы к Господу Сердцеведцу. «Сильно угнетён я, Господи, оживи меня по слову Твоему». – Упокой, Господи, душу раба твоего. «Ты покров мой и щит мой, слова Твоего жду». «Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих боюся». «Заступи раба Твоего ко благу его, дабы не угнетали меня гордые». «Исчезают очи мои, устремлённые во спасение Твое, и в слово правды Твоей». «Я раб Твой, вразуми меня, и познаю откровения Твои». «Призри меня, и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое». «Осияй раба Твоего светом лица Твоего, и научи уставом Твоим». «Скорбь и горесть постигли меня, заповеди Твои – утешение мне». «Взываю от всего сердца: услыши меня, Господи, я сохраню уставы Твои». «Услыши глас мой по милости Твоей, Господи, по суду Твоему оживи меня». «Воззри на бедствие мое, и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего». «Вступись в дело мое, и защити меня, по слову Твоему, оживи меня». «Милосердие Твое, Господи, велико по правосудию Твоему оживи меня». «Да взыдет вопль мой пред лице Твое, Господи, по слову Твоему вразуми меня». «Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои возлюбил».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Быт.2:14 . Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат. Имена двух последних рек не представляют уже никаких трудностей, так как под теми же самыми названиями они известны и в настоящее время. Тут только может возбуждать некоторое недоумение направление Тигра, указанное на восток (или как неточно переводят LXX, а за ними и наш славянский – «напротив») от Ассирии, тогда как сама-то Ассирия чуть ли не вся лежит на восток от Тигра! Недоумение это легко устраняется тем предположением, что под «Ассирией» здесь разумеется не столько вся страна, сколько самый тот город, имя которого она носила и развалины которого в настоящее время открыты, действительно, на восточном берегу Тигра (местечко Килет-Шерга). Таким образом, сопоставляя данные Библии с открытиями новейшей ассириологии, положение библейского рая уместнее всего определить в южной части месопотамской равнины, между Вавилоном на север и Персидским заливом на юг. По заключению целого ряда выдающихся ученых (Ролинсона, Шрадера, Делича, Якимова и др.), библейский ган-Эден тождественен с gan-idimi – ассирийских клинообразных текстов, и, следовательно, лежал в области южного Вавилона. Несомненная реальность земного рая устанавливается также многими местами самого Священного Писания ( Быт. 13:10 ; Иез. 31:8–9 и др.). Быт.2:15 . И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. Лучшее толкование этого места дает святой Иоанн Златоуст , который говорит: «так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, принося и удовольствие от созерцания («красоты рая»), и приятность от вкушения («снедей райских»); то, чтобы человек от чрезмерного удовольствия не развратился ( «праздность, – сказано, – научила многому худому», Сир. 33:28 ), Бог повелел ему делать и хранить рай, т. е. возделывать его почву и культивировать на ней разные растения, а также и оберегать его от неразумных животных, которые, забегая в сад, могли вносить в него беспорядок и повреждения. Это – первая божественная заповедь о труде человека, исключающая языческую идеализацию так называемого «золотого века» и осмысливающая существование человека. Легкий, необременительный и приятный труд был прекрасным средством для упражнения физического, а отчасти и умственных сил человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Единым всемогущим Врачом душ стал Господь наш Иисус Христос. Точно самарянин милосердый, Он не прошел мимо падшего человека. Прииде бо Сын Человечь взыскати и спасти погибшаго ( Лк.19:10 ). Своею Кровью Он избавляет человека от разбойников и врачует раны, ибо «в Нем мы имеем искупление Кровью Его и прощение грехов» ( Колос.1:14 ). «Кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает нас от всякого греха» ( 1Ин.1:7 ), исцеляет раны души. А елей помазания суть дары Духа Святого, сообщаемые нам в таинствах, которые именуются и духовными повязками, обязаниями. Но излив за нас кровь Свою и даровав нам в ней врачевание душевных ран и возлив от Духа Святого, Милосердый Самарянин, Господь Иисус Христос, доставил нас в гостиницу, т. е. в Церковь Святую. Это тихое и безопасное прибежище от разбойников. В ней дарованы нам орудия для обороны. Дражайшее имя Иисуса прогоняет разбойников. Они боятся сами того, кто вооружен именем Иисуса и исповеданием Его распятым, т. е. крестным знамением. В этой гостинице указуются и другие орудия самозащиты: щит веры и меч духовный, который есть слово Божие ( Еф.6:16–17 ). Слово Божие и все таинства означаются и теми двумя динариями, которые дал Милосердый Самарянин хозяину гостиницы. Хозяин же изображает собою дар священноначалия, установленного Господом в Церкви для освящения членов ее, для научения и управления ими. Хозяину гостиницы дано поручение заботиться о больном до возвращения милосердого самарянина. И Господь наш Иисус Христос сказал Своим апостолам: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам ( Мф.28:19–20 ). По воскресении Своем из мертвых Спаситель явился ученикам и сказал им: мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят, Им же отпустите грехи, отпустятся им: и им же держите, держатся ( Ин.20:21–23 ). Так апостолам, а в лице их преемникам поручается пастырское служение для учения, управления и совершения таинств во спасение верующих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Евангелие от Луки Глава 1 Поскольку воистину многие пытались упорядочить составленные среди нас рассказы о делах, как передали нам те, кто от начала сами видели Слово и были служителями Ему, показалось подобающим и мне, следуя тщательно за всем по порядку от самого начала, написать тебе, превосходнейший Феофил, чтобы ты познал истину тех слов, в коих наставлен. Был во дни Ирода, царя Иудеи, священник именем Захария из череды Авии; и жена его из дочерей Аарона, и имя ей – Елизавета. Были же они оба праведны пред Богом, ходя во всех заповедях и оправданиях Господних без упрека, и не было у них сына, ибо была Елизавета неплодна, и оба приближались к склону дней своих. И стало так: когда исполнял Захария священничество свое в порядке очереди своей пред Богом, согласно обычаю священства, выпал жребий, чтобы он, взяв кадило, вошел в храм Божий. И все множество народа молилось снаружи в час каждения. И явился ему ангел Господень, стоя одесную от жертвенника каждения. И Захария, увидев, был в замешательстве, и страх объял его. Ангел же рек ему: «Да не будет страха в тебе, Захария, ибо услышана мольба твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и дашь ты имя ему – Иоанн. И будет он тебе в радость и в ликование, и многие возрадуются о рождении его, ибо он будет великим пред Господом. И не будет он пить вина и водки, и будет исполнен Духа Святого от чрева матери своей, и многих сынов Израилевых обратит к Господу Богу их, и сам будет предшествовать Ему в духе и силе Илии, дабы обратил он сердца отцов к детям и неверных – к благоразумию праведников, приготовил Господу народ совершенный». И сказал Захария ангелу: «Откуда узнаю я сие? Ибо я старик, и жена моя приблизилась к склону дней своих». И ангел, отвечая, сказал ему: «Я – Гавриил, предстоящий Богу, послан говорить к тебе и благовествовать тебе сие. И се, за то, что не поверил словам моим, кои исполнятся в срок свой, будешь ты нем и не возможешь говорить вплоть до дня, когда сбудется сие». Народ же ожидал Захарию и изумлялся, что медлит он в храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Вопрос : Как совершается таинство покаяния в Православной Церкви? Ответ : По чинопоследованию Русской Православной Церкви, епископ или священник над исповедавшим свои грехи читает краткую молитву, в которой испрашивает ему отпущение грехов и примирение с Церковью, и после этого, наложив на главу кающегося епитрахиль, совершает «тайну святого покаяния» словами: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя рек), вся согрешения твоя; и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь» . Вопрос : В чем состоят невидимые действия таинства покаяния? Ответ : Благодатное действие Святого Духа, соединяющееся с видимым разрешением от грехов, состоит в отпущении кающемуся грехов и в примирении его с Церковью. Само собой разумеется, что прощенный и примиренный с Церковью христианин должен всячески остерегаться в дальнейшем возвращения к прежним грехам: «Согласуясь со своей совестью, он обязан от одной исповеди до другой, сколько возможно, стараться об исправлении своей жизни» 50 . Поскольку в таинстве покаяния возвращается христианину оправдывающая и освящающая благодать, дарованная ему в крещении, но умаленная или даже потерянная через грех, то в древности некоторые называли таинство покаяния «вторым крещением» (отцы 5-го Карфагенского собора) . Таинство Брака Вопрос : Что такое «тайна брачного союза» и что такое «таинство брака»? Ответ : Православная Церковь отличает тайну брачного союза от брака, как таинства. Брачный союз двух лиц, мужа и жены, любящих друг друга, обещавших друг другу взаимную верность и соединивших свои жизни с целью основания семьи и честной совместной жизни, установлен благословением Божиим вскоре после сотворения первого человека: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему... И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел её к человеку. И сказал человек: Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут (два) одна плоть» ( Быт. 2, 18, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

И mpemiй Ангелъ воструби, и паде съ небесе звзда велика, горящи яко свща, и паде на mpemiю часть ркъ и на источники водныя: и имя звзд глаголется апсиносъ: и бысть mpemiя часть водъ яко пелынь, и мнози от человкъ умроша от водъ, яко горьки бша. Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки. Некоторые думают, что это метеор упадет на землю и произведет отравление водных источников на земле, которые сделаются ядовитыми. А может быть, это тоже один из новоизобретенных способов будущей страшной войны. «Звезда или указывает на то, что все сие приходит на людей с неба, или знаменует диавола, о котором говорит Исаия: како спаде с небесе детища восходящая заутра ( Ис. 14:12 ). Ибо он, чрез удовольствия упоевая людей бурным и горьким развращением, попущается Богом наводить мучительные скорби хотя и не всем, но, по долготерпению Божию, на третью часть» (св. Андрей, гл.24) 19 . Откр. 8:12. И четвертый Ангелъ воструби, и уязвена бысть mpemiя часть солнца и mpemiя часть луны и mpemiя часть звздъ, да затмится mpemiя часть ихъ, и дне mpemiя часть да не свтитъ, и нощь такожде. Четвертый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца и третья часть луны и третья часть звезд, так что затмилась третья часть их, и третья часть дня не светла была – так, как и ночи. Понять этого нам теперь невозможно; одно ясно, что это должно будет сопровождаться разными бедствиями для людей – неурожаями, голодом и т. п. «Tpemiя часть» – «третья часть» – указывается на умеренность всех бедствий. «Думаем, что сие сродно с тем, что сказано о солнце и луне у Иоиля (2:10) и уже предположено по Владычному определению о кончине. Повторяем, что третью частью светил и звезд указывается на третью часть продолжения дня и ночи. Отсюда же уразумеваем, что Бог наведет тогда бедствия не неослабленные: ибо попуская быть уязвленными только в третью часть времени, в остальную, большую часть, тайно призывает к покаянию. Да и кто может перенести чашу Божественного гнева нерастворенною?» (св. Андрей, гл.25). Откр. 8:13.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

В главе 7 восхваляя мудрость выше всякого наследства и богатства, и рекомендуя её, как лучшее руководство в жизни, при всех обстоятельствах, в какие мы поставляемся, обращается к самому себе с таким советом: буду я мудрым, и в тоже время замечает: но мудрость удалилась от меня; далеко стало то, что было, и глубоко-глубоко, так что трудно постигнуть происшедшие в нем перемены (7, 23. 24). Какая же тому причина? Вследствие чего произошла такая перемена? Причины этому в жизни не надоит другой, кроме привязанности к женщинам, которые овладели его сердцем и держали его в своих оковах (25. 26). Это обстоятельство, так выпукло выступающее в истории Соломона, долго жило в памяти народа, и на него всегда указывали, как на единственную причину изменения Соломона, произведшую столько зла в его царстве. Не из-за них ли (иноземных жён), говорит Неемия, грешил Соломон, царь Израилиев? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царём над израильтянами; однако ж чужеземные жёны ввели в грех и его ( Неем. 13. 26 .). Как мудр ты был в юности твоей, восклицает сын Сирахов к памяти Соломона, и подобно рек полон разума! Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил её загадочными притчами; имя твоё пронеслось до отдалённых островов, и ты был любим за мир твой; за песни и изречения, за притчи и изъяснения тебе удивлялись страны. Во имя Господа Бога, наименованного Богом Израиля, ты собрал золото, как медь, и умножил серебро, как свинец. Но ты наклонил чресла твои к женщинам, и поработился им телом своим; ты положил пятно на славу твою, и осквернил семя твоё так, что навёл гнев на детей твоих, – и они горько оплакивали твоё безумие  и проч. ( Сир. 47, 16–23 ). В книге Екклесиаст часто встречается противопоставление богатства и бедности; видно, что в современном обществе существовало резкое разделение между богатым и бедным (5, 11. 6, 8. 5, 7 и др.). Богатый пользовался почётом, бедного презирали, хотя бы он даже был мудрый (9, 15. 16.). страсть к наживе; к богатству, жадность и скупость составляли господствующую болезнь, против которой так сильно вооружается Екклесиаст (2, 26.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010