Наум.3:8–12 .  Разве ты лучше ...Амона (вульг. Александрии народов), живущего среди рек? Вода вокруг него, море богатство его, воды – стены его, Ефиопия и Египет подкрепление его, и нет конца; Африка и ливийцы оказывали помощь тебе. Но и он переселяется и уводится в плен; ... младенцы его будут разбиты (вульг. были разбиты) в начале всех дорог, о знатных его будут бросать (вульг. бросали) жребий и все вельможи его будут окованы (вульг. были окованы) цепями. Так и ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи для себя у врага. Все укрепления твои подобны смоковнице с спелыми плодами: если тряхнут их, то они упадут в рот ядущего. LXX: Настрой струну, ты, часть Аммона, живущая среди рек; воды вокруг нее, море начало ее и вода – стены ее. Ефиопия и Египет сила ея, и нет конца бегству твоему; Фут и ливийцы были помощниками ее, и она будет переселена и взята в плен, и младенцев ее разобьют в начале дорог ее, и о всех знатных ее будут бросать жребий, и все вельможи ее будут окованы цепями. И ты опьянеешь и будешь презрена, и будешь искать помощи себе для поддержки у врагов твоих. Все укрепления твои подобны смоковницам, имеющим спелые плоды: если тряхнуть их, то они упадут в рот ядущего. Еврей, наставлявший меня в Писаниях, утверждал, что вместо слов: «настрой струну, часть Аммона», как читается у LXX, и вместо слов: «разве ты лучше Амона», как перевели прочие переводчики, можно так читать: «разве ты, Амон, лучше, нежели Но», и говорит, что по-еврейски «Но» означает «Александрию», а «Амон» – «множество» или «народы», и что ход мыслей здесь следующий: разве ты лучше Александрии народов или многолюдной, живущей среди рек и окруженной водою? Это не потому, что в то время она называлась Александрией, – это имя она получила спустя много времени после того от Александра Великого Македонского, – а потому, что под первым именем, то есть «Но», она всегда была столицею Египта и притом весьма многолюдною. Поэтому и те, которые описали деяния Александра, считают ее главным городом Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И тот, что восстанет в своей природе, будет единственным среди всех творений, место и имя которого не будет известно 1327 . Этот ум, который наг, сможет сообщить, какая у него природа 1328 . 27. И не удивляйся тому, что я сказал, что разумные творения через единство с Богом-Отцом становятся одной природой с тремя ипостасями, без добавления и без изменения. Если чувственно воспринимаемое море, единое по своей природе, цвету и вкусу, когда к нему примешиваются многочисленные реки, имеющие различный вкус, не только не меняется согласно с их особенностями, но без труда полностью обращает их в свою природу, вкус и цвет, то насколько больше море умопостигаемое, безграничное и неизменное, которое есть Бог-Отец! 1329 Когда умы возвращаются к Нему, как реки в море, то Он полностью обращает их все в Свою природу, цвет и вкус. Тогда их уже не много, но они становятся одним в Его единичности, у которой нет конца и разделения, благодаря объединению и смешению с Ним 1330 .28. Как при смешении с морем рек не происходит прибавления в его природе или изменения в его цвете и вкусе, так же и при смешении умов с Отцом не происходит удвоения природ или учетверения ипостасей 1331 . И как море едино в своей природе, цвете и вкусе до того, как реки соединились с ним, и после того, как они с ним соединились, так же и Божественная природа едина в трех ипостасях Отца, Сына и Духа как после слияния с ней умов, так и до их слияния с ней. 29. Мы знаем также, что перед тем, как собрались воды моря в одно место и явилась суша 1332 , все реки были в нем [море] едины. Но после того как они были от него отделены, они стали многочисленны и различны, так что каждая из них отличалась вкусом той земли, в которой находилась. Похожим образом перед тем, как грех отделил умы от Бога, подобно земле, [отделившей] море от рек, они были едины с Ним без изменения. Когда же стал явен их грех , то они отделились от Него и стали чужими Ему, Его вкусу и Его цвету, поскольку каждый из них принял вкус тела, с которым был связан 1333 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Ислам отличался нетерпимостью и огнем и мечом стремился искоренить другие верования. Христианство на Востоке (Палестина, Средняя Азия, Египет) было очень сильно ослаблено, а местами почти уничтожено. В дальнейшем мавры грозили христианству в Испании, турки в Юго-Восточной Европе. Как можно думать, все это согласуется с действием второй трубы. Гора была низвержена в море, то есть на области, занимаемые языческими народами. Она пылала огнем: огнем ревности – обратить в свою веру, огнем нетерпимости. Кровь лилась рекою при бесчисленных войнах между мусульманами и христианами. На территории, занимаемой мусульманами, христианство затухало или совсем угасло, то есть умирала третья часть одушевленных тварей, и суда – христианские общины – гибли. Как было уже выяснено выше, отношение Господа к церквам Фиатирской-Католической и Сардийской-Протестантской сильно разнится. Первую Он хвалит и за дела и любовь, и служение, и веру, и терпение ( Откр.2:19 ). Вторую Он почитает мертвой, а чад ее близкими к смерти (см. Откр.3:1–2 ). Хотя в Сардисе и есть «несколько человек, которые не осквернили одежд своих» ( Откр.3:4 ), но очевидно, что реформация все же явилась значительным упадком Церкви и нарушением основ истинного христианства. Ее появление, можно думать, так характеризуется Откровением: «Третий Ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки» ( Откр.8:10–11 ). Как известно, во главе реформации стояли Лютер и другие пастыри – служители Церкви (неба), отличавшиеся большой ревностью. Поэтому в Откровении Лютер характеризуется как упавшая с неба большая звезда, горящая подобно светильнику. Реформация не только отторгла многих католиков (третья часть рек), но и затронула основы христианского вероучения, что обозначается в Откровении как порча источников вод. Они стали горькими, и многие из людей умерли от вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Ведь и Сын человеческий не пришел, чтобы Ему служили, но, чтобы послужить и отдать душу Свою ради искупления многих». И пришли они в Иерихон. И выходил Он из Иерихона, и ученики Его, и толпы многие, слепой же Бартимей, сын Тимея, сидел возле дороги, прося подаяния. И, когда он услышал, что это Иисус Назарей, принялся кричать и говорить: «Иисус, сын Давидов, помилуй меня». И грозили ему многие, чтобы он замолчал. А он еще больше кричал: «Сын Давидов, помилуй меня». И, остановившись, Иисус велел позвать его. И позвали слепого, сказав ему: «Успокойся и встань, Он зовет тебя». И он, отбросив одежды свои, вскочил и подошел к Нему. И, отвечая, Иисус сказал ему: «Что ты хочешь, чтобы Я сделал тебе?» Слепой же сказал Ему: «Раббуни, чтобы я видел». Иисус же рек ему: «Иди, вера твоя спасла тебя». И тотчас увидел он и последовал за Ним по дороге. Глава 11 И когда приблизились они к Иерусалиму и Вифании, к горе Масличной, послал Он двоих из учеников Своих и рек им: «Пойдите в укрепление, находящееся напротив вас, и тотчас, как войдете в него, найдете осленка привязанного, на котором доныне не сидел никто из людей, отвяжите его и приведите. И если кто скажет вам: «что вы делаете?», скажите, что он надобен Господу. И тотчас он отпустит его». И, выйдя, нашли они осленка, привязанного перед воротами на перекрестке двух улиц, и отвязали его. И кто-то из стоявших сказал им: «Что вы делаете, зачем отвязываете осленка?» Они сказали им, как заповедал им Иисус, и те отпустили их. И привели они осленка к Иисусу, и покрыли его одеждами своими, и сел Он на него. Многие же постелили на дороге одежды свои, а другие срезали и стелили на дороге ветви с деревьев. И шедшие впереди и позади восклицали, говоря: «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне! Благословен, ибо грядет царство отца нашего Давида! осанна в вышних!» И вошел Он в Иерусалиме в храм и, оглядев всех, поскольку был уже час вечерний, вышел в Вифанию с двенадцатью. И на другой день, выходя из Вифании, был голоден. Увидев же издалека фиговое древо с листьями, подошел посмотреть, не случится ли Ему найти на нем чего-либо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Тогда поняли ученики, что Он говорит им об Иоанне Крестителе. И когда пришел Он к толпе, подошел к Нему человек и, пав на колени пред Ним, сказал: «Господи, помилуй сына моего, ибо он бесноватый и тяжко страдает, часто падает в огонь и нередко в воду. И я привел его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его». Иисус же, отвечая, рек: «О род неверный и порочный, доколе буду Я с вами? Сколько еще буду терпеть вас? Принесите его ко Мне». И запретил ему Иисус, и вышел демон из него, и с того часа исцелился отрок. Тогда подошли ученики к Иисусу тайно и сказали: «Почему мы не смогли изгнать его?» Сказал им Иисус: «Из-за неверия вашего. Ибо истинно говорю вам, если будете иметь веру, как горчичное зерно, и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и гора перейдет, и ничего невозможного для вас не будет. Сей же род не изгоняется иначе, кроме как молитвою и постом». Собрав же их в Галилее, сказал им Иисус: «Сын человеческий будет предан в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день Он воскреснет». И были они весьма огорчены. И когда пришли они в Капернаум, подошли к Петру сборщики дидрахм и сказали ему: «Учитель ваш не вносил дидрахмы?» Он рек: «Так». И, когда вошли они в дом, Иисус упредил его, говоря: «Как тебе представляется, Симон, цари земные с кого собирают подать? С сынов своих или с чужих?» И тот сказал: «С чужих». Сказал ему Иисус: «Значит, сыны свободны. Однако, дабы нам не соблазнять их, пойди к морю и забрось удочку, и возьми ту рыбу, коя клюнет первой, и, открыв уста ей, найдешь статир. Взяв его, дай им за Меня и за себя». Глава 18 В час тот приступили ученики к Иисусу, говоря: «Кого Ты считаешь большим в царстве небесном?» И, призвав мальчика, Иисус поставил его меж ними и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не сделаетесь как дети, не войдете в царство небесное. Посему кто смирит себя как мальчик сей, тот и больший в царстве небесном. И кто примет одного такого мальчика во имя Мое, Меня принимает. Кто же соблазнит одного из малейших сих, в Меня верящих, то лучше бы ему было, чтобы повесили ему на шею жернов, какой вращают ослы, и бросили в глубину моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

И будет новое заблуждение хуже прежнего». Пилат рек им: «Имеете стражу, идите, сторожите, как знаете». Они же, выйдя, окружили склеп стражниками, запечатав камень. Глава 28 По окончании же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария увидеть склеп. И се, сделалось великое трясение земли. Ибо Ангел Господень сошел с неба и, подойдя, откатил камень и сел на него. И был облик его словно молния, и одеяния его словно снег. Стражники же из-за страха пред ним убоялись и сделались словно мертвые. Ангел же, отвечая, сказал женщинам: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого. Он не здесь, ибо воскрес, как и сказал. Подойдите и осмотрите место, где положили Господа. И, пойдя скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес. И, се, Он предшествует вам в Галилее, там вы увидите Его. Се, я предсказал вам». И они вышли скорее из гробницы со страхом и великой радостью, побежав возвестить ученикам Его. И се, Иисус встретил их, говоря: «Радуйтесь». Они же подошли и обняли ноги Его и поклонились Ему. Тогда рек им Иисус: «Не бойтесь, идите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, там они увидят Меня». Когда же они ушли, се, один из стражников пришел в город и возвестил первосвященникам все случившееся. И они, собравшись со старейшинами, посоветовавшись, щедро заплатили воинам, сказав: «Скажите, что ученики Его пришли ночью и украли Его, пока вы спали. И, если услышит сие наместник, мы убедим его и сделаем, что вы будете в безопасности». И те, приняв деньги, сделали, как были научены. И распространилось слово то среди Иудеев даже до сего дня. Одиннадцать же учеников вышли в Галилею, на гору, где некогда Иисус поставил их. И, увидев Его, поклонились, а иные же усомнились. И, подойдя, сказал им Иисус, говоря: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Посему, идя, учите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам. И се, Я с вами во все дни даже до завершения века». Евангелие от Марка Глава 1 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божьего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Зах.9:9–10 . Премного радуйся, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твои идет к тебе праведный и Спаситель, Он бедный и сидящий на ослице и на молодом осленке. И погублю колесницы от Ефрема, и коня от Иерусалима, и рассеется лук военный, и провозвестит Он мир народам, и будет могущество Его от моря и до моря, и от рек до пределов земли. LXX: Премного радуйся, дочь Сиона проповедуй, дочь Иерусалима: Вот Царь твой придет к тебе праведный и спасающий, сидящий на подъяремном и молодом осленке, и рассеет Он колесницы от Ефрема и коня от Иерусалима, и рассеет лук сражающихся, и множество и мир от народов, и будет господствовать от вод и до моря и от рек до концов земли. – Евангелисты пишут, что это пророчество исполнилось тогда, когда Господь вошел в Иерусалим, сидя на осле и молодом осленке, и когда на встречу Ему вышла толпа детей с пальмовыми ветвями, восклицающих: Благословен грядущий во имя Господне: осанна в вышних ( Мф.21:9 ); а когда фарисеи начали делать упреки, почему Он не удержал восклицающих детей, то Он отвечал: Разве вы не читали: Из уст младенцев и грудных детей Ты совершил хвалу ( Мф.21:16 ; Пс.8:3 ). Итак, пусть возрадуется Сион и пусть торжествует Иерусалим, – это один я тот же город, ибо Сион есть крепость Иерусалима, – ибо придет к нему Царь его, Который обещан предсказаниями всех пророков, Праведный, Он же и Спаситель т. е. Иисус, как это Ангел изъяснил, благовествуя Марии: И назовется Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их ( Мф.1:21 ). Также Он и бедный, или, – как перевели LXX, – кроткий, так как хотя Он и богат, но ради нас обнищал и говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем ( Мф.11:29 ); [наконец] Он сидит на осле подъяремном, или молодом осленке, т. е. во главе того и другого народа, – обрезания и необрезания, – из которых первый носил на себе тягчайшее бремя Закона, как это написано в Деяниях Апостолов: Ни мы, ни отцы наши не могли понести тяжкого бремени Закона ( Деян.15:10,28 ). Посему и Павел пишет к Галатам, желавшим обрезываться: Стойте и не удерживайте снова бремени рабства ( Гал.5:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Необходимость крещения в воде особенно подчеркивается событием крещения Корнилия сотника: «Тогда Петр сказал: кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святаго Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» 183 . В то время, когда человек видимо погружается в воды крещения, благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, совершая, по слову Спасителя, рождение свыше: «... аще кто не родится свыше, не может видети Царствия Божия» 184 . Погружение является видимой стороной Таинства, возрождение совершается Духом Святым невидимо . Точно так же, лишь как акцент на одной из сторон христианского крещения, следует рассматривать высказывания о крещении во Христа. В последних стихах Евангелия от Матфея Апостолам дано указание крестить во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Обязательность крещения в воде и крещение во имя Отца и Сына, и Святого Духа вытекает из принципа необходимости соблюдения всего, написанного в Священном Писании Нового Завета. Если в каком–либо месте делается акцент на одной из сторон Божественного установления, наша обязанность, исследовав текст, найти параллельные места и соблюсти весь объем требований по данному вопросу. Православное крещение совершается в три погружения. Основанием для этого является Апостольское постановление, зафиксированное в Правилах Святых Апостолов: «Аще кто, Епископ, или пресвитер, совершит не три погружения единаго тайнодействия, но едино погружение, даемое в смерть Господню: да будет извержен. Ибо не рек Господь: в смерть мою крестите, но: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа». 185 Православная Церковь признает не совершившимся крещение, если при этом не совершены три погружения или не произнесены слова о том, что человек крестится «во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Исторические свидетельства в писаниях святых отцов и правилах Соборов указывают на всеобщность в древней Церкви Крещения в три погружения. Исключения были, но это были именно исключения, которые полнота Церкви отвергала.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

23 Возрадуются уста мои, когда воспою Тебя, и душа моя, избавленная Тобою; 24 И язык мой всяк день поучаться будет правде Твоей; и тогда постыдятся и посрамятся желающие мне зла. О Соломоне, псалом Давида, 71. 337 1 Боже, суд Твой даруй царю, и правду Твою – сыну царя, 2 Да судит он народ Твой по правде и убогих Твоих по закону! 3 Да осенит горы мир, посланный людям, и холмы да осенит правда! 4 Судить будет он людей бедных, и спасет сынов людей убогих, и смирит клеветника. 5 И пребудет Он с солнцем и прежде луны из рода в род. 6 Низойдет Он, как дождь на руно, словно капли, падающие на землю. 7 Воссияет во дни Его правда и великий мир, доколе навек не будет отнята луна. 8 И властвовать будет Он от моря до моря, и от рек до пределов вселенной. 9 338 Пред ним преклонятся эфиопы, и враги его прах земли полижут. 10 339 Цари Фарсийские и островов дары ему принесут, цари Аравийские и Савские дары ему доставят. 11 И поклонятся ему все цари земные, все народы послужат ему. 12 Ибо избавит он нищего от сильного, избавит убогого, лишенного помощи. 13 Помилует он нищего и убогого, и души убогих спасет. 14 От корысти и от неправды избавит души их, и в почете будет имя его у них. 15 И жить будет, и принесут ему в дар золото Аравийское; и молиться будут о нем непрестанно, всяк день благословлять его. 16 Будут твердыни его на земле, на вершинах гор; вознесется выше хребтов Ливана творение его, и процветут жители града, как трава земная. 17 Будет имя Его благословенно вовеки; прежде солнца пребывает имя Его; и благословятся Им все племена земные, все народы восхвалят Его. 18 Благословен Господь Бог Израилев, Единый, творящий чудеса, 19 И благословенно славное имя Его вовеки! И исполнится славой Его вся земля. Да будет, да будет так! Слава: Окончились песни Давида, сына Иессева. Псалом Асафа, 72. 340 1 Сколь милостив Бог Израилев к тому, кто праведен сердцем! 2 Мои же едва не подкосились ноги; едва не поскользнулись стопы мои; 3 Ибо я позавидовал беззаконным, взирая на спокойную жизнь грешников;

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодарю Бога, ни единаго от вас крестих, точию Криспа и Гаиа: Да не кто речет, яко в мое имя крестих. Крестих же и Стефанинов дом: прочее не вем, аще кого иного крестих. Крисп был Архисинагог начальник собора в Коринфе, где Павел и крестил его со всем домом его. Гаиев трое находятся в Священном Писании : первый Македонянин сопутник Павлов в Ефесе ( Деян.19:29 ), второй Солунянин, следовавший за ним даже до Азии ( Деян.20:4 ), а третий странноприимец его и всея Церкви ( Рим.16:23 ). Поелику же он говорит «ни единаго от вас», то есть ни одного из вас, Коринфян, я не крестил, кроме Криспа и Гаиа: то отсюда следует, что Гаий также был Коринфянин, как и Крисп: а из сего можно заключить, что он здесь говорит не о Македонянине и Солунянине, но о том Гаие, которого назвал странноприимцем, потому что он принимал как его самого, когда он находился в Коринфе, так и всех верных, приходящих туда. Стефан же есть темничный страж, которого Павел крестил во граде Филиппах со всем домом его ( Деян.16:33 ). Вот, каким образом Павел уверяет Коринфян, что они не крестились во имя его: он свидетельствует, что никого из них не крестил, кроме трех вышесказанных. Но для чего он приносит благодарение Богу за то, что никого не крестил, кроме Криспа, Гаиа и Стефанинова дома? Он сам даст на сие причину. Благодарю, говорит, Бога, что Он смотрительно устроил так, чтобы я никого не крестил, кроме сих, дабы никто из производящих распри не имел случая сказать, что я крестил его во свое имя. Поелику же он еще сказал: «Не вем? аще кого иного крестих», то, дабы кто не подумал, что он, почитая крещение за малое дело, даже и не памятовал того, крестил ли еще кого-нибудь, далее объясняет причину, для чего он крестил. Иисус Христос всем Апостолам равно повелел проповедывать Евангелие и крестить верующих. «Шедшее убо», рек он, «научите вся языки, крестящее их во имя Отца и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Поелику же Павел говорит, что Христос послал его не крестить, но проповедывать Евангелие, то отсюда явствует, что он особенно получил сие повеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010