313. Минея Праздничная , в четвертку, без конца, 249 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете. 314. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, 237 лл., полууставом XVI в., в кожаном переплете, разбита. Начинается службою 2-го мая. Службы русским святым: 1) мая 20 – Алексию митрополиту (6 об.–19 об.); 2) мая 23 – Леонтию Ростовскому (29 об.–36 об.) и 3) июля 20 – Борису и Глебу (112–127). 315. Минея Праздничная , в четвертку, без начала, неполная, 103 л., полууставом XVI в., с нижнею доскою от переплета; 52 лисг порван с ущербом для текста. На л. 103 об. запись полууставом: «Описана бысть сия книга канунник на Господские праздники и на Пречистыя Владычицы нашея Богородици лета 7119 (1611) июля 24 день на память святыя мученици Крестины и святых преподобных страстотерпец русских князей обою брату по плоти Бориса и Глеба нареченных во святом крещении Романа и Давида. А писал сию книгу многогрешный чернець Протасьище а писал со архаггельского переводу. И где буде описался или преступил в суетных мыслех света сего и вы Бога ради отци и братья собою исправляйте а не клените якож апостол рече: благословите, а не клените». На полях внизу листов 1–8 приписка позднейшею скорописью: «Книга Минея церкви Николая чудотворца что в Старом селе». 316. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 372 л., полууставом и скорописью разных почерков XVI и XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–4, 38, 42, 49, 50, 70, 82, 96, 97, 99, 101, 131, 136–171, 176–180, 191, 201, 203–204. Начинаетея службою Покрову Богородицы, оканчиваетея службою 30-го мая. 317. Минея Праздничная , в лист, 516 лл., без начала и конца, полууставом XVI–XVII вв., с разрисованными буквами, в кожаном переплете; некоторые листы подклеены. Рукопись начинается продолжением службы 1-го сентября, а оканчивается неполною службою 29 августа. В числе других служба Борису и Глебу (472 об.–481 об.) 318. Минея Праздничная , в четвертку, без начала и конца, 294 л., полууставом разных почерков XVI–XVII вв., без переплета. 1 и 3 листы порваны, некоторые листы подклеены. Руколись начинается продолжением службы на Рождество Христово, а оканчивается стихирами на «хвалитех» в службе на 26-е октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

296. Минея Общая , в восьмушку, без конца, 568 л.л., полууставом конца XVI в., в порванном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 11–13. На 1–2 листах оглавление. На полях внизу листов 18–21 приписка позднею скорописыо: «Архангельской церкви что в Коробове». 297. Минея Общая , в четвертку, без конца, 410 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете (без нижней доски); 1–3 листы писаны в конце XVII в. Порваны с ущербом для текста листы: 11, 32, 33, 95 и 115. На полях внизу листов 114 приписка: «Сия книга Минея Общая Вологодс уезда от церкви великомученика Георгия что в Заднем селе». 298. Минея Общая , в четвертку, неполная, 256 лл., полууставом разных почерков XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 14–23 приписка: «Сия книга глаголемая Минея святаго Прилуц монастыря села». Состав: 1) службы Общей Минеи (1–119 об.); 2) паремии пророку Илии (119 об.–129); последования царских часов: в навечерия: 3) Рождества Христова (130–151 об.); 4) Богоявления (152–171 об.) и 5) в великую пятницу (172–210 об.); каноны: 6) Ангелу хранителю (211–216 об.); 7) на плач Богородицы (216 об.–223); 8) на Боготелесное погребение (223–232); 9) на исход души, Андрея Критского , только начало (232 об.–233); 10) коленопреклонныя молитвы на вечерне в день Пятьдесятницы (234–249 об.); 11) отпусты на каждый день седмицы и праздничные (250–255); 12) молитва Святому Духу патриарха Филофея, без конца (255 об.–256). 299. Минея Общая , в четвертку, без конца, 310 л.л., полууставом XVII в., в дощатом с остатками кожи переплете. На полях внизу листов 1–16 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Минея Общая от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы»; 2) полууставом: «Сию книгу Общую Минею продал в дом Воскресенью Христову Глушиц монастыря вотчины Леонтьевской поп Денис Иванов взял денег двацать пять алтын а купил староста церковный Филимон Дмитреев Билнивской а подписал сам своей рукою». Рукопись имеет следующее заглавие: «Последование Мении по уставу Иерусалимского святаго и преподобного отца нашего Саввы Освященного, избрание в всегодище празднуемым святым, которому по полиелеосе или бесполиелеоса». На лл. 310–310 об. Поучение о троичном пении, без конца. Начало: «Верующе в Святую Троицу Отца и Сына и Святаго Духа в единици и разумевающим Божественная писания».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1-й пол. XVII в. в Д. м. был деревянный шатровый храм в честь Успения Пресв. Богородицы «на подклетях... о двунатцати стенах». «На передних стенах» Успенской ц. был освящен придел во имя прп. Сергия Радонежского. У церкви имелась паперть. В описях 70-х гг. XVII в. деревянный Успенский храм уже не упоминается. Согласно надписи на иконе Успения Божией Матери, присланной в Д. м. патриархом Московским Иоакимом , летний каменный Успенский собор с теплым приделом свт. Николая Чудотворца был построен на месте обветшавшей деревянной церкви и освящен 2 февр. 1677 г. В описании архим. Макария (Миролюбова) указываются размеры каменной Успенской ц.: «В длину 5 саж. 3 четверти аршина, в ширину 5 саж. 1 аршин с четвертью; алтарь длиною в 2 саж., а в приделе в 6 саж. с небольшим». У храма имелось 2 крыльца-паперти. В руинированном состоянии он пребывал с 1938 до 2007 г. В описях Д. м. 20-70-х гг. XVII в. значится и др. теплая деревянная (с 1672 соборная) ц. во имя свт. Николая Чудотворца с трапезной. На берегу Оки «под монастырем» стояла шатровая на подклете теплая ц. во имя прор. Илии с приделом во имя блж. Василия Московского. С 1672 г. и в течение 1-й пол. XVIII в. на деревянных св. вратах Д. м. находилась ц. в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Начиная с архим. Макария (Миролюбова) в нижегородской краеведческой лит-ре сложилась неверная датировка постройки каменной колокольни Д. м.- кон. XVI в. В качестве доказательства архим. Макарий приводил текст надписи, высеченной на ее вост. стене: «Лета 7101 (1593) году достроена колокольня при игумене Евфимии». Однако, судя по описям XVII в., каменной колокольни в Д. м. тогда еще не существовало. С 20-х гг. XVII в. «колокольница» с 6 колоколами и «часы боевые» находились над св. вратами. Каменная колокольня, вероятно, была возведена вместе с Успенским собором в 1677 г., при игум. Евфимии II (а не Евфимии I). К 1764 г. на монастырском дворе стояли каменные архимандричьи кельи «под одну крышу» с кладовой, келарской, хлебопекарней, поварней и келейные постройки. Вне стен Д. м. располагались различные службы, нек-рые, преимущественно деревянные, по распоряжению Нижегородского архиерея в 1753 г., еще до упразднения мон-ря, были перенесены в Н. Новгород, др. проданы или обветшали.

http://pravenc.ru/text/180541.html

В продолжение XVI и XVII вв. монастыри по-прежнему делились на особножительные и общежительные. Появилось несколько новых монастырских уставов, составленных по почину отдельных подвижников. Прославленный подвижник по имени Елеазар († 1656) в 1-й четверти XVII в. написал устав для своей пустыни на Анзерском острове в Белом море, где иноки жили в отдельных кельях. Устав содержит строгие требования относительно иноческого жития . Настоятель московского Симонова монастыря архимандрит Гавриил (Домецкий) составил два устава: особножительный (1683) и общежительный (1690); это может свидетельствовать о том, что монастырь в эти годы перешел от идиорритмы к киновии, или о том, что в монастыре одновременно применялись оба устава. Важно отметить, что этот монастырь принадлежал к числу самых больших обителей Москвы и был близок к царской семье, особенно во времена царя Алексея Михайловича († 1676). Игумен другого московского монастыря — Воскресенского, по имени Никанор (1688–1698), составил для своей братии киновийный устав . Можно предположить, что подлинным побуждением к составлению этих уставов был упадок монашеской жизни в этих больших и богатых монастырях столицы (Симонов монастырь имел обширные земельные владения). Уже при основании этой обители (1370) прп. Феодор Ростовский ввел в нем строгий общежительный устав, который, по словам прп. Иосифа, еще соблюдался во 2-й половине XV столетия; инок Зиновий Отенский в своих сочинениях упоминает особенно строгую и неприхотливую жизнь монахов Симонова монастыря в 20-е гг. XVI в., когда там пребывал князь-инок Вассиан Патрикеев . Со стороны церковной иерархии не раз давались общие указания о том, чтобы настоятели монастырей следили за соблюдением монастырских уставов обоих видов. Об этом говорилось на Соборах 1667, 1675 и 1681 гг., постановивших, чтобы епархиальные архиереи следили за исполнением уставов . От 80–90-х гг. до нас дошло множество архипастырских напоминаний различным монастырям о том, чтобы не нарушался монастырский устав . Все сохранившиеся до сих пор документы, прямо или косвенно затрагивающие вопрос о монастырском уставе, говорят о том, что в XVI–XVII вв. в русских монастырях сохранялось и общежитие, и особножительство; к сожалению, нет возможности установить численное соотношение между монастырями обоих видов. Можно лишь предположить, что, поскольку в источниках чаще говорится об общежительном уставе, этот устав либо был шире распространен, либо чаще нарушался, а особножительный устав, применявшийся преимущественно в северных пустынях, соблюдался строже.

http://sedmitza.ru/lib/text/436570/

Только 4 М. переходят в категорию осмогласников: славники Сретению Господню «На херувимехо седяи/Иже на херувимех носимый», Успению Богородицы «Богоначальным мановением», вмч. Пантелеимону «Всемилостивыи Господи» и Усекновению главы Иоанна Предтечи «Днесь безаконообразеная мати». Остальные осмогласники и четверогласники были распеты заново. Первый четверогласник - славник Успению Богородицы «Придете празднолюбных собор» - впервые встречается в рукописях кон. XV - нач. XVI в., к нач. XVII в. их известно уже 4, к середине столетия - 12. Четверогласники находятся в певч. книгах Стихирарь месячный, Праздники, Обиход. У большинства из них порядок гласов 5, 6, 7, 8, пять из них созданы по образцу славника свт. Николаю Мирликийскому «Вострубим трубою песнеи» и имеют тот же инципит. В единичных случаях четверогласники распеты на нечетные гласы (тропарь «Днесь спасение» - на гласы 1, 3, 5, 7, славник св. Василию Блаженному «Придете рустии собори» - на гласы 5, 7, 3, 1 и богородичен «Достойно есть») или на четные гласы (тропарь «Воскрес из гроба» и «Достойно есть»). Наибольшее количество четверогласников наблюдается в рукописях РГАДА. Ф. 381. 319 и РГБ. Ф. 379. 64-66. Лишь немногие песнопения сохранили нерегулярную смену гласов внутри текста, и только в одном случае использован термин «троегласен» (ипакои по 3-й песни пасхального канона «Предвариша утро яже с Мариею» в ркп. РНБ Погод. 424. Л. 429 - гласы 4, 5, 6). В XVI в. М. встречаются редко, в большинстве случаев те же тексты не имели гласовых обозначений. Однако традиция не была забыта. Примером может служить рукопись РНБ. Q.I.184, известная своей архаичностью. В ней записаны М. Усекновению главы Иоанна Предтечи «О дивное чюдо как глава носима на блюде» (Л. 192, гласы 8, 2, 8) и чина нощи Великого пятка «Тебе одеющагося светом яко ризою» (Л. 273 об., гласы 5, 4, 1), зафиксированные ранее соответственно в Стихираре XII в. БАН 34.7.6 (Л. 198) и в рукописи XV в. РГБ. Ф. 304. 408 (Л. 277 об.) с тем же порядком гласов. В кон. XVI - нач. XVII в. М. вновь появляются в певч. книгах. Смены гласов уже не варьируются от списка к списку; напр., стихира святым Константину и Елене (21 мая) «Свете пресветелыи» содержит смену гласа с 5-го на 1-й (РНБ. Q.I.512. Л. 546; Кир.-Бел. 586/843. Л. 576; 665/922. Л. 290 об.). Некоторые песнопения сохраняют традиц. порядок, установившийся в предшествующий период. Напр., стихира на Воздвижение Креста «Глас пророка твоего Моисея» в рукописях сер. XV в. РНБ Кир.-Бел. 637/894 (Л. 6) и 1-й пол. XVII в. РНБ. Кир.-Бел. 593/850 (Л. 60) имеет один порядок гласов: 8-й глас сменяется 4-м. Однако встречается и другая практика. В стихире Рождеству Богородицы «Неплоды бесчадена Анна» порядок гласов нестабилен: в рукописи РНБ. Кир.-Бел. 637/894 (Л. 3 об.) - 4, 4, 2, в рукописи XV в. РНБ. Кир.-Бел. 9/1086 - 4, 2, 4, 2, 4, а в РНБ Кир.-Бел. 593/850 (Л. 589) - 4, 5. В некоторых списках гласовые обозначения могут отсутствовать притом, что крюковая строка остается неизменной.

http://pravenc.ru/text/2563868.html

Как «Достойно есть» состоит из припева «Достойно есть» и ирмоса трипеснца Великой пятницы «Честнейшую херувим», так и к З., ирмосу 9-й песни праздничного канона, обычно прибавляется предваряющий его припев, взятый из 9-й песни того же канона. В совр. рус. Типиконе о припеве как о части З. говорится лишь в описании службы на Рождество Пресв. Богородицы, но на практике З. всегда, за исключением Лазаревой субботы, Входа Господня в Иерусалим, Великих четверга и субботы и Преполовения Пятидесятницы, включает припев (в т. ч. и на Пятидесятницу, хотя канон этого праздника, согласно стандартным изданиям Триоди, не имеет никаких особых припевов). В рус. певч. рукописях припевы чаще всего не нотировались; они стали фиксироваться в послениконовский период (ранее всего припев З. Пасхи; см.: [Синодальный] Обиход. М., 1902). В старообрядческой традиции и совр. греч. практике мн. З., исполняемые в послениконовской рус. традиции с припевом, не имеют припева. В дни совершения литургии свт. Василия Великого вместо «Достойно есть» поется тропарь «О Тебе радуется» (кроме Великих четверга и субботы, а также случая совпадения праздника Благовещения Пресв. Богородицы или его отдания с одним из воскресений Великого поста), к-рый в нек-рых литургических памятниках также может называться З. З. в русской певческой традиции до сер. XVI в., как правило, не выделялись из состава нотированного Ирмология. Тем не менее в виде цикла З. в порядке 8 гласов (от З. Пасхи 1-го гласа до З. Рождества Богородицы 8-го гласа) знаменного распева обнаружены в рукописи 1-й четв. XVI в. (РГБ. Ф. 173. I. 231. Л. 101-103). С кон. XVI в. систематически фиксируются по отдельности в составе Стихирарей месячного и постного или в виде цикла З. путевого распева , записываемые путевой или знаменной нотациями (РГБ. Ф. 354. 140; РНБ. Солов. 690/763 и др.). В XVI-XVII вв. этот распев был наиболее распространенным (см.: РГБ. Ф. 379. 18. Л. 92 об.- 98, посл. четв. XVII в.; расшифровку см.: Пожидаева Г. А. Певческие традиции Др.

http://pravenc.ru/text/182477.html

Наконец преподобный же Кирилл заключил. меновную «с попом Окулом», отдав ему пожню Церковную и получив «пожню против городка за озерком» 900 . Преемником преп. Кирилла игуменом Иннокентием не было сделано ни одного земельного приобретения, а в игуменство Христофора (около 1428–март 1434 г.) в состав кирилловской вотчины поступили участки, смежные или с монастырем или с его «старыми» владениями. Чрез пожертвование при игумене Христофоре поступили следующие земли: от Прокопия Иванова, сына Лубнина (внука попа Саввы) «отчина» его на реке на Шексне наволок Великой, да Виршня пожня да на Чюраве (или на«Чурове») пожня, да пол наволока Сопятина» 901 ; от Панкрата Евсевьева сына на-Волоку Словенском 902 «деревнишко Осницская (или Осник), да пустош Ратмарова, да другая пустошь Матюнинская, да к тойже земле на реце на Порозобице наволок на Възвозе с Селциным в межах, да наволок Ергобоцкой, да поженки во Вязовых на той-же реце на Порозобице» 903 ; от Федосьи, Негодяевой жены с ее сыном Окишем (по приказу мужа ее Ивана) – земля Паньковская (у Словенского Волочка) 904 «и с ее участки и с пожнями, куда топор ходил, куда коса ходила, да к той же земли наволоке на Взвозе» 905 ; от Марии Александровой жены Карповича, с детьми: Дмитрием, Семеном и Иваном, – «три пустоши на Угле да ез Остовской» (т. е. Островской) по Шексне. 906 Пустоши эти были, вероятно: Колышкинская, Иванцевская, Першинская 907 ; от Оксиньи Захарьиной жены, с детьми: Насоном и Степаном, – «пустоши Товскые» на Ирдме, с лугами и с пожнями 908 . Кроме того игуменом Христофором были куплены следующие земли: у Никиты Андреева Кормилицына – пожня на Выксе «да к той-же пожне гуменцо» за «полтретья рубля да пополнка овцу» 909 ; у него-же земля Григоревкая «и что к той земле потягло, да пустошь Аристовская» за пять рублей новгородские «да пополнка лошак» 910 ; у Панкрата Евсевьева – землица над озером Негодяевская за 1 рубль новгородской «да пополнка жеребя» 911 ; у Павла у Филимонова сына – «пустошь Кочевинская» за «полтину и десять бел» 912 ; у Манака у Окулова-пустошь Кореневская за 2 рубля новгор. 913 ; у Тери у Каплана – наволок Неволин за три рубля 914 ; у Ивана Кабатчика (или «Кабачина») – по закладной – пожня на Намчарове (в других списках – «на Мчерове», «на Мчюрове» «на Намчерове») наволоце за полтину денег «да 30 бел» 915 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

Необыкновенной высоты и красоты Пафнутьев-Боровская колокольня вознеслась над монастырским постройками в 1690 году. Сохранившиеся документы сообщают, что самое деятельное участие в её строительстве принял боярин князь Константин Осипович Щербатов. Князь купил железа 1029 пудов да железный золочёный крест: " Всего дал своих денег 692 рубля 13 алтын и 2 деньги " . Кроме того, заказчик пожелал, чтобы " верх построить ... против образца Петровского монастыря, что на Москве, колокольни " . И действительно, верхние части четверика и восьмерика обоих колоколен близки по архитектурным формам - они выдержаны в стиле " московского барокко " . Но колокольня Пафнутьев-Боровского монастыря, в отличие от Петровского, имеет свою особенность, заключающуюся в том, что грани её восьмерика расположены на осях четверика - приём построения очень редкий, если не единственный в своём роде. Выделяют по убранству колокольню и вделанные в кладку " кафли муравлёные, разноцветные, с барельефными изображениями на них Серафимов и разных плодов " . Автором этих изразцов является белорусский мастер XVII века Степан Полубес. Его работы отличались яркостью, сочностью цвета в самых смелых и неожиданных комбинациях. Здесь стоит сказать, что за один изразец в XVII столетии платили столько же, сколько за полпуда соли, одного жирного гуся или тысячу огурцов в августе. Десять изразцов равнялись стоимости пуда масла, а в денежном выражении 1 рублю. Углы колокольни оформлены полуколонками, ассиметрично расположенные большие, средние и малые окна с дугообразными перемычками обрамлены красивыми кирпичными наличниками. Каждое окошко имеет определённое практическое назначение - освещать лестничный ход на колокольню, паперть, ризницу, подсобные помещения. В 1775 году был произведён ремонт верха колокольни: " крест ...ветхою главу и весь свод пришлось разобрать, а вместо оного заделать вновь свод и фонарь против состоящего во оном монастыре на Митрофановской церкви своду " . После такого ремонта колокольня вознеслась над монастырскими постройками ещё выше. Высота её от подножия до макушки креста составила 55 м. Тогда же разобрали три крыльца, которые вели на второй ярус колокольни с восточной, северной и западной сторон, и произвели ряд других незначительных переделок. По прошествии более чем ста лет на колокольне провели научно-реставрационные работы. Реставраторы частично восстановили первоначальный облик колокольни и укрепили её фундаменты. В 1996 году 25 июля на колокольне установили новую маковку с крестом, покрытую золотым напылением.

http://sobory.ru/article/?object=02056

103. Псалтырь , в четвертку, 153 л., полууставом нескольких почерков второй половины XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 3, 6, 7, 9, 10, 12, 14, 16. 17, 22, 23, 27, 28, 55, 84, 132, 153. На полях внизу листов 2–15 приписка скорописью: «Сия книга Псалтырь церкви Космы и Дамиана что в Кузминском». На нижней доске переплета приписка скорописью XVII в.: «Книга Псалтырь глаголемая … сына Мелнишново Лушитцково (Глушицкого?) монастыря». Рукопись оканчивается песнию Захарии и словами: «Словеса писанная приидоша в конец, уму же да не будет когда прияти конец но» … . 104. Псалтырь , в четвертку, 107 лл., без начала и конца, полууставом XV в., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете, разбита; порваны с ущербом для текста листы: 33, 71, 81, 82. Нет листов между 6, 7, 27 и 28 листами. 105. Псалтырь , в 16-ю долю листа, без начала и конца, неполная, 137 лл., полууставом XV в., с разрисованными буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5, 6, 17, 18, 22, 33, 37, 45, 55, 58, 59, 63, 69, 70, 86, 94, 95, 122, 125, 130, 131, 137. Нет листов между 6 и 7, 9 и 10, 41 и 42 листами. Рукопись начинаетоя продолжением 38 псалма, а оканчивается неполным псалмом 144-м. 106. Псалтырь , в четвертку, 189 л.л., без начала и конца, полууставом нескольких почерков XV–XVI вв., с разрисованными буквами, в поврежденном дощатом с кожею переплете; некоторые листы подклеены. Нет листов между 85 и 86, 92 и 93 листами. На полях внизу листов 1–15 две приписки скорописью: 1) «Сия книга Псалтырь от церкви Василия Великого что на Снежурках (?) отобрана на Вологде»; 2) «Сия книга глаголемая Псалтирь Липенские волости хрестьянина Трофима Макарова сына а подписал Ротковские волости Ракувта Кирозие шлып нонош ( – Матушка Тимофиев сын попов) лета 7137 (1626) году». Рукопись начинается продолжением 2-го псалма, а оканчивается неполною песнию пророка Захарии. 107. Псалтырь с восследованием , в восьмушку, без начала, неполная, 321 л., полууставом нескольких почерков XV–XVIII вв., в дощатом с кожею переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1–2, 8–11, 22, 164 и 319. Нет листов между листами: 7 и 8, 10 и 11, 209 и 210, 226 и 227, 227 и 228, 313 и 314. На некоторых листах письмо очень бледно или истерто; другие листы с помарками.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соколов И. Библиография. Россия//Византийский временник. СПб., 1896. Т. 3. Вып. 1. С. 182–183 (рец. на статью М. Лилеева «К вопросу об авторе «Путешествия во Святую землю» 1701–1703 гг. московском священнике Иоанне Лукьянове, или старце Леонтии). Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 1896. Т. 35 (Лопари – Малолетние преступники). С. 101. Пыпин А.Н. Древнерусское паломничество. 37 чтение (II). СПб., 1897. С. 63–64. Голубев С.Т. Отзыв о сочинении М.И. Лилеева «Из истории раскола на Ветке и в Стародубье вв.» Вып. 1. Киев, 1895//ЧОИДР. 1898. Т. 185. Кн. 2. Разд. IV. Смесь. С. 26–30. Мельников-Печерский П.И. Полное собрание сочинений. СПб.; М., 1898. Т. 13. Очерки поповщины. Ч. 1. С. 42 6. Пыпин А.Н. История русской литературы. СПб., 1898. Т. 2. С. 257, 267–268. Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе XVII в. СПб., 1898. Рубцов М.В. К вопросу о «Хождении» Трифона Коробейникова в Святую землю в 1582 г.//ЖМНП. 1901. No 4 (апрель). С. 364. Халанский MT. Из заметок по истории русского литературного языка. СПб., 1901. Ч. 1.С. 8, 9, 11; Ч. 2. С. 18, 19. Петров H.H. Описание рукописных собраний, находящихся в Киеве. М., 1904. Вып. 3. С. 221 (No507/335). Иконников B.C. Опыт русской историографии. Киев, 1908. Т. 2. Кн. 2. С. 1892–1896, 1898, 1899, 1916. Смирнов П.С. Споры и разделения в русском расколе в первой четверти XVIII века. СПб., 1909. Перетц В.Н. Отчет об экскурсии семинария русской филологии в Санкт-Петербург 23 февраля – 3 марта 1913 г. Занятия В.П. Адриановой//Университет Святого Владимира. Университетские известия. Киев, 1913. No 12. С. 45 6. А.Н. Лукьянов Иоанн//Русский биографический словарь. СПб., 1914. Т. 10 (Лабзина-Лященко). С. 740. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. Сергиев Посад, 1914. С. 453 54. Лилеев М.И. Из истории поповщинского раскола. Киев, 1915. С. 5–8. Венгеров CA. Источники словаря русских писателей. Пг., 1917. Т. 4 (Лоначевский – Некрасов). С. 23. Венгеров С.А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых. Пг., 1918. Т. 2. Вып. 4–5. Предварительный список русских писателей и ученых (Куликов – Павлов). С. 53.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010