гирканские собаки – 26. V, 200b – собаки Гиркании, 1. Элиан. О животных. VII, 73; XVI, 10 сообщает об этих крупных собаках, приученных к охоте и к войне (само слово «Гиркания», Varkna, означает «Волчья страна»). Гирканское море – 11. VI, 58 (Hyrcanium mare). 17а. V, 5, 4; 26, 1; 2; VII, 16, 2; 3. 23. I, 12, 6; VII, 5, 9 (ρανα θλασσα) – см. Каспийское море. гирканы – 11. 66. 22а. III, 227 ρανο) – жители Гиркании, 1. Гистасп – 38. XXIII, 6, 32 (Hystaspes) – здесь, как считают, ошибочно назван отцом Дария I. Это мог быть его предок, правитель (кави) в северо-восточной Персии, Гуштасп (авест. Виштаспа), покровитель и первый последователь Заратустры (см. Зороастр). Ему приписывается часть «Авесты». Около начала н. э. были составлены (эллинизированным магом) «Оракулы Гистаспа» эсхатологического характера. Гифасис – 7. II, 37, 4; XVII, 93, 1. 8. XV, 1, 3; 17; 27; 32; 33; 37. 10. IX, 2, 2 (sc.). VI, 62; 71. 17а. V, 4, 2; 5, 5; 25, 1; 29, 2; VI, 14, 5. 17б. 2, 8; 4, 1; 8; 6, 1. 23. VII, 1, 26; 27; 42. 45. III, 10 7 и 8 – πανις; 10 и 11 – Hypasis; 17а., 17б. и 45 – φασις; 23 – Ββασις) – идентифицируется как нын. река Биас (Беас), четвертая (с севера) река Пенджаба, сейчас северный приток последней, пятой, реки Пенджаба Сатледж (впадение – 31°10», 75°01»). В научной литературе более употребительна форма «Гифасис», хотя более правильной считается «Гипасис» (форма «Гипанис» – неправильная); но наиболее близка к индийской форма «Бибасис». Название происходит от санскритского Vipc (Випаша, Бипаша), реки, упоминаемой в «Ригведе», и означает «раскованный, снявший с себя оковы» (по индийской легенде, река освободилась от оков, которые наложил на нее божественный мудрец Васиштха). Между Рави (=Гидраот, третья река Пенджаба) и Сатледжем (=Сидр=Зададр) обнаружено старое высохшее русло реки с устьем в реке Чинаб (=Акесин; соединяется с Рави под 30°36», 71°53»), которое и считается прежним руслом реки Биас (т. е. река Биас впадала в Чинаб ниже соединения Чинаба с Рави), которая только позднее (к I в. н. э.) стала притоком Сатледжа, что и отражено у Птолемея, по которому Бибасис впадает в Зададр (Сатледж). Античные сообщения о Гифасисе до Птолемея относятся к этому старому руслу реки. Античные авторы передают, что Александр Македонский не пошел дальше Гифасиса (на восток). Некоторые считают, что до I в. название «Зададр» (или «Сидр») не было известно античным авторам, а так как Гифасис был последней рекой, до которой дошел Александр, то со временем изменилось название и Гифасису было дано название «Зададр», поэтому они идентифицируют Гифасис как Сатледж. Но «старое русло» опровергает такое мнение (хотя все же остается некоторое сомнение, не был ли именно Сатледж пределом пути Александра на восток Индии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приведем примеры использования названных попевок в воскресных стихирах первого гласа. 66 – Долинка (окончание второй, третьей и четвертой стихир на стиховне), – ее разновидность Колыбелька (со знаменем два в челну в доступе), (окончание первой стихиры на «Господи воззвах»), – Грунка (пастела) (окончание второй стихиры на «Господи воззвах» строчной группы в догматике «Всемирную славу»), – Кулизма средняя 67 (окончание строчных групп в догматике «Всемирную славу» пример 1). Отметим также значение парного сочетания попевок вторая из которых обычно является кадансирующей и замыкает строчную группу (см цикличность сочетания попевок пригласка и возносец с кулизмой средней и ее разновидностями кулизмой и кулизмой скамеиной 68 . Предшествующие конечным интонационным оборотам попевки согласно терминологии Г. Алексеевой называются предконечными и в ладовом отношении выражают побочные опоры гласа. Подобные цикличность и парность сочетания попевок можно проследить и в песнопениях восьмого гласа. Так, например, интонационным стержнем догматика «Царь небесный» является соединение мелодико-ритмического оборота поворотка с кулизмой средней.(пример 2 см. также песнопение «С нами Бог» – пример 3) Использование в песнопении протяженных мелодико-ритмических оборотов – лиц и фит нередко связано с акцентированием тех или иных содержательных моментов текста или смыслонесущих слогов. Так в четвертой стихире на «Господи воззвах» праздника Рождества Христова на слова «мы же – Матерь Деву», являющиеся смысловой кульминацией всей стихиры, 69 приходится протяженный мелодико-ритмический оборот – фита, получившая название «кобыла». А в догматике восьмого гласа «Царь небесный» фита светлая и фита мрачная расположены практически друг за другом в центральной зоне песнопения, чередуясь со строчными группами поворотка кулизма средняя и являясь тем самым осью симметрии всего песнопения (пример 2). Форма записи лиц и фит. Понятие таинозамкненности. До конца XVI века лица и фиты фиксировались определенным комплексом знамен имевших скрытое (сокровенное) певческое содержание отличавшееся от обычного их певческого толкования. Отсюда название подобной формы записи – таинозамкненность. Если в попевке при обычной или так называемой дробной (подробной) форме записи каждое знамя отражало определенное интонационное движение голосом (как например «Стрелу светлую подвигнут гласом вверх 2 ж и ступить подержав» или «Статя простая – постоят мало») – 61] или обозначало кратчайший интонационный элемент роспева – тонему, то при тайнозамкненной записи сочетания знамен приобретают иное певческое толкование, отличающееся от обычного. Одно из важных свойств тайнозамкненности – запись протяженных мелодических оборотов (в том числе лиц и фит) малым количеством знаков. Так для обозначения фиты всегда использовался знак

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1601 году монастырю принадлежали здесь 1 1 / 2 варницы и двор 388 , а в 1613 году ему был пожалован и весь Ненокоцкий посад со всеми его промыслами 389 . Расширение операций по добыванию соли было выгодно для монастыря в двух отношениях. С одной стороны в разное время ему было предоставляемо право безпошлинно продавать соль в количестве от 10,000 до 40,000 пудов (об этом см. ниже в отделе «о торговле»), с другой стороны самый процесс ее добывания, доселе практикуемый на севере, был настолько примитивен 390 , что не требовал ни сложных работ, ни больших расходов. Добывание соли производилось обыкновенно на соляных местах, где стояли варницы, в которые поступал рассол из соляных колодезей. Соль вываривали обыкновенно посредством «црена, или «чрена», т. е. большой железный сковородки, в которой кипятили морскую воду 391 (или рассол). Главный расход при выварке и состоял только в сожигании дров 392 . Вываренная соль хранилась в амбарах. В конце XVI века количество вывариваемой монастырем соли было уже весьма значительным 393 , а в 1620 году из Холмогор было вывезено Кирилловской соли 403 рогожи, всем 12,506 пудов 394 ; в следующем 1621 году – 411 рогож, весом 12,221 пуд три четверти 395 . По словам же игумена Савватия (20 августа 1621 года), в Поморских промыслах ежегодно добывалось соли до 40,000 пудов 396 , и эта выварка доставляла монастырю значительную сумму дохода 397 . При таких крупных промысловых предприятиях, кирилловская братия не пренебрегала вместе с тем разработкою и менее значительных отраслей своего хозяйства. Сохранилось, напр. отрывочное известие, что она покровительствовала и пчеловодству. хотя вообще в монастырской вотчине воск и мед никогда не были, по-видимому, предметом широкого производства. В марте 1568 года игумен Кирилл и старцы соборные выдали Семену Писемскому за два года жалованья и зато, что в селе Куликове он купил пчел и ульев 398 . Но в каком вообще размере и как было поставлено пчеловодство в кирилловской вотчине, об этом мы не имеем достаточных сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

По дозорным книгам 121 года, в Белозерской вотчине Кириллова монастыря было 15 дворов монастырских, 1231 двор крестьянский, 36 дворов бобыльских, монастырской пашни 312 чети, а крестьянской пашви худой земли 6083 чети с третником в поле, а в дву потомуж (Рукоп. Кирил. библ. 76–1315, л. 220 и об.). Следовательно на 1 двор монастырский приходилось в среднем выводе пашни 20, 8 чети, a на каждый крестьянский двор – 4, 9 чети. Но в этой же вотчине в 7126 году числилось 10 дворов монастырских и 145 дворов крестьянских живущих, да 22 двора бобыльских, монастырской пашни пахеной 20 чети с осминою, да «крестьянские пашня паханые худые земли 253 чети с полу третником в поле, а в дву потому ж» (Рукоп. Кирил. библ. 77–1316, л. 224). При каждом монастырском дворе было таким образом пашни около 2 чети в средвем выводе, а при каждом крестьявском дворе – около 1, 8 чети. Мы не имеем вполне точных сведений о том, на каких именно условиях казаки обработывали монастырскую пашню, хотя и не можем отрицать того, что условия эти подходили к вольному найму или поденщине. – В «книгах вытных» (60-х годов XVI века) кирилловской вотчины упоминаются, правда, «дворы казачьи в селе Кобанове, Куликове и Вашкие, платившие монастырю денежный оброк, иногда в двойном размере. [В селе Вашкие казак платил двойной оброк: 8 алтын с полвыти (Рукоп. Кирил. библ. 69–1308, л. 284). – В селе Кобанове было 4 двора казачьих, и с каждого из них брали или по 4 алтына или по 1 гривне, итого 18 алтын вместе с перевозными деньгами. В селе Куликове числилось 20 казачьих дворов, плативших по 10 денег (Рукоп. Кирил. библ. 69–1308, л. 316 об.)]. Казаки, таким образом, являлись как бы вытчиками, но в действительности они не были пашенными крестьянами, а оброк свой платили не за пашню, но за проживательство в монастырской вотчине. – В уставной грамоте Соловецкого монастырского собора крестьянам Умбской волости, 28 мая 1591 года, этот оброк назван казацким и был установлен за прожитие: «У которых крестьян учнуть жити казаки, и с тех казаков имати казацкое, смотря по человеку, по алтыну и по десяти денег» (А.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

е вполне ясно, о ком идет речь: философ С. Л. Франк имел большую семью (четверых детей), сохранились сведения о его обращении за денежным пособием в Комитет помощи нуждающимся литераторам и ученым (РГАЛИ. Ф. 1570. Оп. 1. Ед. хр. 23. Л. 37). По воспоминаниям его сына В. С. Франка, «в материальном и бытовом отношении эти 28 лет эмигрантского существования были трудными, иногда отчаянно трудными» (Памяти Семена Людвиговича Франка. Мюнхен, 1954. С. 14). 410 Надежда Даниловна Городецкая (1904—1985) — писательница. После эмиграции жила в Югославии и Франции, в 1935 г. переехала в Англию, где преподавала русскую литературу в Оксфордском и Ливерпульском университетах. 411 Скорее всего, имеется в виду план книги «Опыт эсхатологической метафизики» (первоначальное заглавие «Философия конца. (Книга о творчестве и бытии)», которая была окончена в 1941 г., опубликована на французском языке в 1946 г., на русском — в 1947 г. Сохранились план, тезисы, отдельные записи для книги (РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 43). 412 Согласно официальному распоряжению, все иностранцы, проживающие во Франции, должны были явиться в мэрию или в полицейский участок по месту жительства на пятый день после объявления о всеобщей мобилизации для приспособления своих документов к условиям военного времени (Последние новости. — 1939. — 5 сент. — 6735; 6 сент. — 6736). 413 Среди стихотворений Л. Ю. Бердяевой, хранящихся в РГАЛИ, упомянутые отсутствуют. 414 Ср.: Лyk.XVII,26-31. 415 Скорее всего, имеется в виду Генриетта Паскар-Либерман. 416 Упомянутая работа опубликована (Путь. — 1939, октябрь — 1940, март. — 61. — С. 3—14). 417 Часть конспектов этого семинара сохранилась: РГАЛИ. Ф. 1496. Оп. 1. Ед. хр. 71—72. 418 Герман Раушнинг (1887—1982) — член НСДАП с 1926 г., глава сената в Данциге с 1933 по 1935 г. В 1936 г. эмигрировал в Швейцарию, где издал книгу «Гитлер мне сказал. Откровения фюрера о плане завоевания мира» (в русском переводе «Разговоры с Гитлером»), основанную на личных беседах с фюрером. Ее французский перевод вышел в свет в декабре 1939 г. Умер Раушнинг в США. 419

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

В связи с этой стилистической переоценкой глагола общаться происходят изменения и в употреблении слова общение. Общение – старославянизм, вошедший в древнейшую пору в состав русского литературного языка. Это слово в старославянском языке служило для передачи греч. κοινωνα и лат. communio. Те же значения – 1) сообщество, сношение, участие; 2) причастие – оно сохраняло и в языке древнерусской письменности до конца XVII – начала XVIII b. (см. Срезневский, 2, с. 579). В «Словаре Академии Российской» слово общение признано «словенским». Его употребление иллюстрируется только библейскими, церковнославянскими выражениями. Его значения определяются так: 1) Участие, участвование в чем. 2)  Инде берется за подаяние, снабдевание кого потребнымь... 3) Причащение, причастие (сл. 1822, ч. 4, с. 147). Очевидно, слово общение также не входило в общелитературный активный словарь XVIII b. и не было включено в лексическую норму русского литературного языка конца XVIII b. Оно оставалось за пределами живых литературных стилей и в первой трети XIX b. Во всяком случае, словарь 1847 г. квалифицирует это слово, как «церковное», т. е. в общелитературном языке первой четверти XIX b. неупотребительное или не очень употребительное (3, с. 79). В слове общение отмечаются те же три церковнославянских значения, которые указаны в словарях Академии Российской: 1) Сообщество; 2) Подаяние. 3) Причащение. Иллюстрации все заимствованы из текста церковных книг. Надо думать, что слово общение получило право литературного гражданства не позднее 30–40 гг. XIX b. Во всяком случае, сами составители словаря 1847 г., не включившие слово общение в свой лексикон, свободно пользовались этим словом в нашем, современном его значении. Так, сообщение определяется как «средство к общению» (сл. 1867–1868, 4, с. 385). В словаре Даля указано новое общелитературное понимание слова общение, отличное от его старинного церковного употребления: «действие по глаголу (общаться), сообщенье, сообщество, взаимное обращенье с кем»//црк. «подаяние, милостыня». Святое общение, причащенье (сл. Даля 1881, 2, с. 654).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

1. Молитва на войну идущему князю: «Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Тебе молимся и Тебе кланяем ся, раба Твоего благовернаго князя в мире… сохрани» была позаимствована из греческих источников 2 . 2. Молитва о князех в различных потребах, паче же внегда потребе бывшу ратному времени: «Господи Боже наш, Царю царствующих и Господь господствующих, Тебе просим и Тебе молимся, спаси князи наша». К данной молитве присоединялась особая главопреклонная молитва: «Тебе Единому и Человеколюбивому, иже Тобою вверенный, еже на земли княжити, преклони с нами выя и молит Ти ся, даруй мир во всех нас сердца». Эти две молитвы, относящиеся в русских требниках к военному времени, подобно предыдущей молитве, были заимствованы из греческой практики. Однако в Византии эти молитвы читались над императором в мирное время и были приурочены к четвергу Светлой седмицы, когда патриарх со своими помощниками приходил в императорский дворец похристосоваться с монархом 3 . Отсюда пошло и надписание этих молитв в греческих евхологиях: εχ γινομνη σκις ελθη πατριρχης ες τν βασιλα ξαιρτως τ μμπτ το διακαινησμον 4 . На Руси византийский обычай не прижился, поскольку русские государи, согласно записям царских выходов XVII в., христосовались с патриархом в первый день Пасхи после окончания обряда пасхального приветствия духовенства в алтаре во время пения пасхальных стихир «Да воскреснет Бог». Поздравлять русского царя с праздником Пасхи патриарх ходил также в первый день праздника после окончания Литургии 5 . Однако след византийской традиции поздравления с Пасхой царя и чтения молитв патриархом на Светлой седмице остался и в славянской письменности, поскольку некоторые славянские требники надписывают эти молитвы словами: «Молитвы в четверг по Пасце, по целовании» или «Молитвы о князех в различных потребех, паче же внегда потребе бывающу ратному времени, на сопротивныя. Тоя же и в четверг светлыя недели». 3. Молитва иная о князех: «Владыко Господи Вседержителю, Боже сил, Царю веков, приклони ухо Твое на молитву нашу, Твой мир даруй князем нашим и всем людем Твоим», содержащаяся в славянских рукописных требниках, также принадлежит греческой литургической письменности 6 .

http://azbyka.ru/obzor-istorii-pravoslav...

Стол Патриарших певчих дьяков и поддяьков, по записям XVII в., можно почитать, если не совершенно роскошным, то по крайней мере, достаточно полным. Все съестные припасы для стола певчих отпускались ежегодно с житного партиаршего двора. Зерновой хлеб, соль 12 , рыбные припасы выдавались в таком количестве, которое с избытком могло удовлетворять дневной потребности. Выдача зернового хлеба певчим дьякам и поддьякам (или иначе, годовое хлебное жалование) производилось отдельно каждому певчему дьяку и поддьяку. Она соразмерялась с значением станицы, к которой принадлежал певчий дьяк и поддьяк. Каждый певчий дьяк первой станицы получал вдвое более зернового хлеба, чем певчий поддьяк первой станицы; точно также певчему дьяку второй станицы отпускалось вдвое более хлеба, чем певчему поддьяку второй станицы. Количество зернового хлеба, выдаваемого певчим поддьякам 1-й и 2-й станицы, в свою очередь было вдвое более количества того же хлеба, выдаваемого певчим поддьякам 5-й и 6-й станицы. Вот более подробный счет:   Ржи. Четвертей Одному   Четвериков Овса. Четвертей Четвериков Певчим дьякам первой станицы второй поддьякам первой второй третьей четвертой шестой седьмой Если принять во внимание полное число Патриарших певчих дьяков и поддяьков, то окажется, что с Патриаршего житного двора выдавалось им ежегодно до 400 четвертей ржи и столько же овса. В мясоястие Патриаршие певчие дьяки и поддьяки получали деньги на свиное мясо. В поденной обиходной книге 1700 года значится, что за годовое свиное мясо выдано из Патриаршей казны всем певчим дьякам и поддьякам 90 руб. 26 коп. В посты, строго соблюдавшиеся предками нашими, певчим Патриаршим выдавалось немалое количество рыбных припасов. Эти припасы состояли из осетрины, семги, белуги и икры. Выдача сих припасов, по количеству своему, сообразовалась не только с значением станицы, к которой принадлежал певчий дьяк, но и с различием семейных обстоятельств. Женатые певчие дьяки получали более припасов, чем холостые. В 1700 г. было выдано тридцати семи женатым певчим дьякам и поддьякам, каждому на Филиппов и Петров посты – два осетра, две семги, икры армянской 10 фунтов, к сырной неделе – по белуге и семге и 6 ф. икры. Холостые же певчие дьяки, в числе 10-ти человек, получили в то же время на Филиппов пост – по полуосетру, и по семге и по 4 фунта икры; на Петров пост по целому осетру и по семге; и, наконец, к сырной неделе по полубелуге, по семге и по 4 ф. икры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Ясно, что такое разнообразие в планах ярусов колокольни было вынужденным. Архитектор чем-то был связан, делая первый ярус колокольни в плане квадратным, второй    ярус — прямоугольным, а в третьем ярусе — на прямоугольник поставил восьмерик. Вряд ли ему нужно было идти на такие ухищрения, если бы колокольня и все здания строились одновременно на основе одного замысла. Можно предположить, что верх колокольни поставлен на старом основании. Или вся колокольня была поставлена на месте западной лестницы, которая была сломана целиком? Во втором случае архитектору надо было увязать восточную стену колокольни с уже существующей галереей, отстоящей от стены трапезной на 1,3 м . Он вынужден был в нижнем этаже, закрытом со всех сторон, поставить колокольню на небольшом расстоянии от стены трапезной, но верхний этаж, открытый со всех сторон, он не мог строить так близко к стене трапезной, чтобы не закрывать роскошный западный портал. Поэтому в первом этаже он сделал колокольню квадратной в плане, а во втором — прямоугольной. Первые разгадки верхов четверика. Обмеряя верх четверика, я выявила любопытную систему постановки на своде светового и четырех ложных барабанов. Конструктивный сомкнутый свод, перекрывающий четверик, на углах которого стоят барабаны, своими пятами становится на стены на уровне нижнего карниза фасадов, венчающего четверик под гребешками. Сверху этого свода, выше его на два метра, сделан второй свод — свод под кровлю, видимо, покрывавшуюся медью или свинцом. Система организации и постановки на конструктивный свод гребешков принципиально мало чем отличалась от ложных кокошников на сводах посадских церквей середины XVII века. Промерив почти все скрытые места здания, мы установили, что первоначально оно не имело колокольни, зато у него были галереи. Но облик сооружения вырисовывался все-таки смутно. Зондажи и раскрытия. При наблюдении над памятником и при обмерах его мы не трогали ни стен, ни штукатурки. Теперь предстояло местами снять со стен штукатурку (раскрытие), а в тех случаях, когда надо было установить время возникновения стены и ее характер, мы решались на разрушение части кладки (зондаж). Конечно, тут требовалась осторожность. Необдуманным зондажем или раскрытием легко стереть важные следы старины.

http://pravmir.ru/pamyatnik-russkogo-zod...

Полная неудача предприятия заставила ликвидировать его. Выпуск медных кредитных знаков, как беспроцентный государственный долг, предполагал возможность обмена на настоящие деньги. Указ 1663 г. восстановлял серебряное обращение и запрещал держать и пускать в оборот медные деньги, которые велено было или переливать в вещи, или приносить в казну, где за медный рубль платили по 10 денег серебром, по словам Котошихина, а по указу 26 июня 1663 г. даже только по 2 деньги. Казна поступила как настоящий банкрот, заплатила кредиторам по 5 копеек или даже по 1 копейке за рубль. На только что упомянутую скупку казной вывозных товаров у русских купцов незадолго до июльского бунта и вскоре после по всем приказам собрано было без малого полтора миллиона рублей медных денег (миллионов 19 на наши деньги) по номинальному их курсу. Это была, без сомнения, только часть медной суммы, выпущенной с Денежного двора; молва доводила сумму выпущенных в 5 лет медных денег до неимоверно крупной цифры 20 миллионов (около 280 миллионов на наши деньги). ЖИВУЩАЯ ЧЕТВЕРТЬ. Гораздо серьезнее были нововведения, какие удалось правительству провести в устройстве финансов. Их было три: изменение окладной единицы прямого обложения с новым типом земельной описи, сословная разверстка прямых налогов и привлечение земских обществ к финансовому управлению. В порядке прямого обложения перешли от сошного письма к дворовому числу, к подворному обложению. Но этот переход совершился не прямо от сохи к двору, как окладной единице, а через промежуточную ступень, живущую четверть. Первый заметил и обследовал эту посредствующую ступень. г. Лаппо-Данилевский в своем исследовании о прямом обложении в Московском государстве XVII в. Писцовые книги помогают уяснить происхождение этой окладной единицы. Сельская соха не была устойчивой платежной величиной. Переложное хозяйство постоянно выводило из тягла усталую пашню и вводило отдохнувшую. Во второй половине XVI в. тягловая цельность сохи разрушалась в центральных областях переселенческим движением к окраинам и сокращением крестьянской запашки: брошенные надолго участки, " пометные жеребьи впусте " , все расширялись на счет " живущей " , т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010