Финансы. П реобразуя управление, войско, состав общества, московское правительство старалось усилить свои финансовые средства, чтобы удовлетворить возраставшим нуждам государства. Эти средства составлялись из доходов окладных и неокладных. Окладными доходами назывались податные сборы, которым наперед в смете назначался определенный обязательный для плательщиков размер, оклад. Окладные доходы составлялись из прямых и косвенных налогов. Подати или прямые налоги в Московском государстве падали либо на целые общества, либо на отдельные лица. Совокупность податей, платимых целыми обществами, по общей раскладке, составляла тягло, и люди, подлежавшие таким платежам, назывались тяглыми. Главными предметами тяглового обложения были земли и дворы, которые также назывались тяглыми. Основанием податного обложения служило сошное письмо, т. е. росписание тяглых земель и дворов на сохи. Соха – податная единица, заключавшая в себе известное количество тяглых посадских (городских) дворов или известное пространство тяглой крестьянской пашни: именно доброй земли поместной и вотчинной считалось в сохе 800 четвертей в одном поле, т. е. 1200 десятин в трех полях (четверть – половина десятины), монастырской 600 четвертей, черной казенной 500. Количество четвертей средней и худой земли в каждой из этих сох пропорционально увеличивалось. 1) К окладным доходам принадлежали деньги данные и оброчные. Данью или данными деньгами назывались в XVII веке разные прямые налоги, которые падали на тяглое население торгово-промышленное посадское и земледельческое сельское и взимались по числу сох, значившихся по писцовым книгам за известным городским или сельским обществом. Оброк имел двоякое значение. Иногда так называлась плата правительству за предоставление частному лицу права пользоваться казенной землей, угодьем, или заниматься каким-либо промыслом. В этом смысле оброком назывался казенный доход с принадлежавших казне рыбных ловель, сенных покосов, звериных гонов, также с городских торговых лавок, харчевень, бань и других промышленных заведений. В других случаях оброк означал общую подать, которою окладывались все жители известного округа взамен разных других податей и повинностей. Так оброком назывался налог, заменивший кормы и пошлины наместников и волостелей при отмене этих должностей в царствование Грозного. Только оброки этого последнего рода входили в состав тягла и взимались по сошному письму. Дань и оброк в смысле общей подати уплачивались всегда в постоянном количестве по неизменному окладу, тогда как размеры других государственных податей были изменчивы, определялись особыми царскими предписаниями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Там же. С. 113. Там же. С. 126. Там же. С. 145. Там же. С. 150—164. Более просторная версия обычно называется четвертой челобитной. См.: Там же. С. 164—171. Там же. С. 202. Братское слово. 1876. Т. III. С. 184. Материалы для истории раскола... Т. III. С. 278. Там же. С. 213—276 (“Челобитная (пятая) о вере соловецких иноков”); Òри челобитные. М., 1862; или же старообрядческие издания “Истории об отцех и страдальцах соловецких” в Клинцах и Супрасле. Аввакум. Сочинения... С. 58—59. Материалы для истории раскола... Т. III. С. 262. ДАИ. Т. V. С. 340; ААЭ. Т. IV. С. 211—212. Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1853. Т. I. С. 143; Т. III. С. 151—159; Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев…//Православный собеседник. 1880. 5. С. 66. Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев…//Православный собеседник. 1880. 5. С. 69. Досифей (Немчинов). Указ. соч. Т. I. С. 152—153. АИ. Т. IV. С. 538. АИ. Т. IV. С. 532; Сырцов И.Я. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Магистерская диссертация. С. 260. Платонов С.Ф. Смутное время. Прага, 1924. С. 10—11; Смирнов П.П. Города Московского государства первой половины XVII века . Т. 1. Киев, 1917. С. 73—74. ЛЗАК. Т. 24. С. 14; Аввакум. Сочинения... С. 210, 710; Епифаний. Житие. Л. 250; Материалы для истории раскола... Т. II. С. 181. Материалы для истории раскола... Т. IV. С. 252, 266; ЛЗАК. Т. 24. С. 53—67. Аввакум. Сочинения... С. 758. Там же. С. 755—766. Там же. С. 62. “Ответ Православных” был частично напечатан (см.: Материалы для истории раскола... Т. VI. С. 315— 334; Т. VIII. С. 354—360) и разобран В.Г. Дружининым (см.: Дружинин В.Г. Пустозерский сборник (Памятники первых лет русского старообрядчества. III)//ЛЗАК. 1914. Т. 26. С. 1—25). ЛЗАК. Т. 24. С. 309—313; Аввакум. Сочинения... С. 401. Слово “опасный” обозначало также: “охраняющий от опасностей”, “осторожный”. Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 423; Смирнов П.С. Внутренние вопросы в расколе... С. 010.

http://sedmitza.ru/lib/text/439547/

Античное учение о четырех «мировых стихиях» было воспринято европейской схоластикой в основном через различные толкования «Физики» Аристотеля. Особым признанием мотивы с аллегориями стихий пользовались у барочных писателей и художников. Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 117–117 об.) и его перевод печатаются впервые. 1 Балены страшные, киты… – в одном древнерусском Азбуковнике XVII в. помещена статья, которая гласит: «Валена – рыба морская, а величество ея в длину 60 сажен, а поперек 30 сажен. И егда учнет играти, тогда гласом кричит, что лютый зверь, а на носу у нее вверх что две трубы дымные велики. А как прыснет и от того прыску корабль потопит, как блиско тое рыбы корабли пловут» (ГИМ, Синод, собр., 353, л. 33, об. –34). По-видимому, это название восходит к «Энциклопедии» Исидора Сивильского (XII, VII, 7–8), составленной в конце VII века. 4 wiata wieku (с. …) (4 эпохи) Тема четырех исторических эпох, поэтически воплощенная еще в «Метаморфозах» Овидия, пользовалась неизменной популярностью среди европейских поэтов и писателей до XIX столетия. Наиболее вероятным образцом для этого стихотворения (как и для целого ряда других стихов Симеона) могли послужить стихи выдающихся польско-латинских поэтов Яна Кохановского (1530–1584) или Мацея Казимира Сарбевского (1595–1640). Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 229 об.) и его перевод печатаются впервые. 4 Rzeczy namocniejsze (с. …) (4 самые сильные вещи) Ответа на загадки в рукописи нет, он дается от переводчика в квадратных Скобках. По мнению поэта, более всего воздействуют на человека правда, женское обаяние, власть и вино. По жанру стихотворение примыкает к произведениям типа «Выдании о добронравии» или «Четвертак» польского писателя Яна Жабчица (ум. после 1629), представляющим собой циклы нравоучительных афоризмов, объединенных в группы по три или четыре сентенции (см.: Николаев С. И. Произведения Яна Жабчица в русских переводах XVII в.//ТОДРЛ. – Л., 1981, T. XXXVIC. 182–192). Польский текст (по списку ЦГАДА, л. 117) и его перевод печатаются впервые.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Кроме перечисленных отдельных дел и лиц, в зависимости от Посольского приказа во второй половине XVII в. находились другие приказы: а) Новгородская четверть, продолжавшая состоять в ведении его до самого конца столетия, за исключением 1677–1680 гг., когда она была отделена от Посольского приказа; в XVII веке она заключала в себе земли, входящие ныне в состав Архангельской, Олонецкой, Вологодской, Вятской, Пермской, Новгородской и Нижегородской губернии, т. е. почти весь север России 42 . б) Галицкая четверть – обнимавшая те или другие части Костромской, Ярославской, Владимирской, Калужской, Орловской, Тверской и Тульской губерний, с 1667 г., (за исключением тех же 1677–1680 гг.; ежегодный сбор с городов четверти простирался до 4 000 рублей) 43 . в) Устюжская с 1680 г., в состав коей входили некоторые города Вологодской, Ярославской, Московской, Тверской, Смоленской и Тульской губерний; c них собиралось около 22 000 руб.) 44 и г) Владимирская четверть с 1667 г. (последняя за исключением тех же 1677–1680 годов; в этой четверти находились города Владимирской, Костромской, Тверской, Московской, Калужской, Рязанской, Тульской, Ортовской и Курской губерний; сбор с них равнялся 5000 руб.) 45 Назначением всех этих четвертей, как уже отмечено выше, был сбор с тяглого населения известных округов податей, расходовавшихся на жалованье боярам и другим служилым людям по их окладам. Далее, Посольскому приказу подчинены были: 1) Малороссийский приказ, ведавший Малую Россию, города ее 46 , войско Запорожское и все сношения с нею (учрежден ок. 1665 г., до 1667 г. его ведает боярин И. М. Салтыков; в июле 1667 г. во главе его и других приказов поставлен был А. И. Ордин–Нащокин; после измены Брюховецкого приказ тот велено было ведать в Разряде, 1667 г. в апреле 1669 г. начальником его назначен был А. С. Матвеев, оставшийся здесь и по назначении в Посольский приказ); 2) приказ княжества Смоленского с городами: Смоленском, Дорогобужем, Белой, Рославлем, Велижем, Себежем и Красным – с 1680 г. 47 ; 3) Литовский приказ с городам Вильно и друг. в 1655–1667 г; 4) Великороссийский приказ, ведавший дела Ахтырского, Сумского, Харьковского и Изюмского слободских полков (с 1689 г.) 48 ; 5) Печатный приказ и 6) Полоняничный приказ, заведывавший сбором «полоняничных денег (на выкуп пленных) и ранее, до его учреждения, поступавших в Посольский приказ 49 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

3. книги приходные, по ним сбирались холст, нити, пшеница, лен, хмель натурою или деньгами за них; 4. пустошные, по ним отдавались в оброк пустоши и другие земельные участки. Расходные книги тоже имели до четырех и пяти отделов: 1. книги денежные, в них записывались покупки разных предметов на монастырский обиход, на церковное употребление, на пищу и одежду братии и служителям, выдача денег взаймы и проч.; в них же писалась выдача денег монастырским и приходским священникам, приходившим в храмовые праздники в казенную или игуменскую келью со св. водою: давалось священнику 6 денег, пономарю 1 или 2 деньги. 2. книги расходные пономарские, по ним давали пономарям воск на свечи, фимиам и ладон. Свечи сучил большею частью сам пономарь, иногда сучили на Городецке посадские, а иногда покупались готовые в Москве; в продажу шли более свечи денежные, тройные, четверные, т. е. ценою в 1 – 4 деньги. Воску выходило в год около З1/2 пудов, фимиаму (простой ладон) около 1 пуда, ладону (росного) до 8 гривенок (фунт.) Масло деревянное не употреблялось; только за некоторые годы, и то с 1636 года, оно было в покупке в небольшом количестве. 3. книги священнические – служащая, по ним давали деньги священникам и диаконам за служение обеден. В XVI и в первой половине XVII стол., как священникам, так и диаконам выдавалось за недельное служение по 2 алт. 2 ден., т. е. по 1 коп. за обедню; к концу XVII стол, плата увеличилась до 4 алт. за неделю. При недостатке служащих священников, служили, напр. в 1636 году, игумен и дано ему за четыре обедни теже два гроша. За ту же плату нередко служили в монастыре спасохолмские священники; диаконов иногда, напр., в том же 1636 г., вовсе не было. Головщику или уставщику выдавалось от 25 до 50 и более алтын в год, певцам и чтецам от 10 до 40 алт. в год. 4. книги рухлядные или жалованные, по ним выдавались братии и служителями одежда и обувь, а впоследствии – деньги на оные. Высшим лицам выдавалась одежда и обувь лучшая, нежели низшим; напр., в 1606 году игумен взял себе к Пасхе сапоги барановые зеленые, другим выданы барановые красные, иным – телятинные красные или белые, служителям – сапоги яловичные, иным – лапти.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Изобретение курантов (набор колоколов в определенном, чаще всего хроматическом звукоряде с клавишным или автоматическим приводом) способствовало распространению механического З. и появлению карийона. Обычно карийон используется либо в церкви - на колокольне или на открытой звоннице, либо при муниципальных или образовательных учреждениях. Карийон, изобретенный на юге исторических Нидерландов в позднее средневековье, пережил наибольший расцвет в XVII-XVIII вв. До кон. XVII в. репертуар карийона состоял гл. обр. из церковной музыки, в т. ч. 2- и 3-голосной. В XVIII в. светский репертуар (танцевальная и офиц. городская музыка, аранжировки клавирных произведений, а также рождественские народные песни (аналог колядок ; см. в ст. Духовная музыка ) начал вытеснять церковные мелодии; быстрее этот процесс происходил в юж., католич. областях, чем в северных, протестантских. Появились также произведения, созданные специально для карийона. Как самостоятельное явление, учитывающее акустические характеристики колокола (вибрацию и специфический набор обертонов, с доминированием малой терции), музыка для карийона оформилась в XX в., испытав влияние совр. муз. стилей и техник. В совр. католич. храмах З.-ангелус часто производится автоматически, с помощью электрического часового механизма. Помимо церковных колоколов используют также ручной колокольчик (лат. parva campanula, tintinnabulum; англ. Sanctus bell), помещаемый на жертвеннике на время мессы. Во мн. церквах принято, чтобы перед началом мессы министрант (или аколит - см. ст. Аколуф ), проходя у двери в сакристий, звонил в колокольчик, извещая о начале службы. После оффертория и омовения рук священника министрант берет колокольчик и отходит на свое место, с тем чтобы позвонить трижды после произнесения священником молитвы «Sanctus» (на епископской мессе также перед освящением и при каждом возношении Даров). Во время молитвы «Hanc igitur», когда священник простирает руки над гостией и чашей, министрант звонит 1 раз. Перед причастием, если в храме есть приступающие, он звонит в колокольчик также 1 раз. На мессе Великого четверга, в начале службы (во время пения интроита , «Kyrie eleison» и «Gloria in excelsis Deo» ), звонят в церковные колокола (на колокольне); если это принято местным обычаем, совершается также З. в малые колокола в алтаре. В следующий раз после этой службы З. в большие и малые колокола совершается только во время пения «Gloria in excelsis Deo» на мессе пасхального бдения поздно вечером в Великую субботу ( Fortesque, O " Connell. The Ceremonies of the Roman Rite. P. 73, 89-90, 106, 186, 283, 288, 308, 314). З. также положен в день, предшествующий ежегодной Молитве сорока часов (Oratio quadraginta horarum) - 3-дневному поклонению Св. Дарам: во время молитвы «Angelus», за полчаса до заката и в 1-й час ночи, а во время поклонения - в каждый час дня и ночи (Ibid. P. 334).

http://pravenc.ru/text/199669.html

Вытное письмо в московских пределах было, вероятно, древнее сошного. Оно сложилось, очевидно, уже в удельных княжествах, ибо носило характер частно-хозяйственного дохода, который взимался не с определенного объекта налога, но и с трудовой способности плательщика или их соотношения. Поэтому вытное письмо было возможно только при знакомстве с доходностью или производительностью каждого частного поземельного хозяйства, его субъекта и объекта, и не могло иметь, по своей первичной идее, устойчивых рамок в определении количества входящих в выть пашенных четвертей земли. В вытной раскладке, таким образом, правительство стояло в некоторой зависимости от показаний владельца или собственника земли. Сама выть, очевидно, первоначально появилась в хозяйствах вотчинниковых или монастырских или дворцовых и обозначала единицу тягла не к государству, а к частному владельцу вотчины. Государство же воспользовалось вытями для своей податной раскладки. – Впоследствии по мере развития идеи государственности, вытное письмо, как частно-хозяйственное, стало вытесняться сошным и осталось по преимуществу единицею тягла только к самому монастырю. Процесс вытеснения вытной раскладки посошною должен был приводить к колебанию суммы сборов с кирилловской вотчины в XVI–XVII веке. Но количество государственных платежей изменялось здесь еще в силу увеличения монастырской вотчины, изменения ее населенности (ибо подати взимались только с живущего), выдачи льготных и тарханных грамот, перемен в податном окладе в местных условий жизни. Поэтому установить общую сумму поступлений с кирилловских владений в пользу государства и средний размер крестьянского тягла за то или другое время почти не представляется возможности. – Но из сохранившихся данных видно, что приблизительно с половины XVI века до конца рассматриваемого периода количество живущих сох и вытей в монастырской вотчине постепенно убавлялось. По книгам вытным половины XVI века в монастырской вотчине было тяглых 1463½ выти с полчетью и 29 сох и полполполчети сохи 821 . – При игумене Матфее, несмотря на новые земельные приобретения монастыря, сошное письмо его вотчины состояло всего из 23 сох. Причину такого уменьшения их можно, искать или в отарханении некоторых из них или, быть может, в увеличении поземельного размера сохи. К последнему предположению можно придти в виду того, что около 1566 г. 822 сыпучая четверть была увеличена до 1 1 / 3 против прежней, между тем земельная четверть была равна площади, которую можно было засеять четвертью ржи. Но к 1601 году сошное живущее письмо, во всяком случае, уменьшилось в монастырской вотчине; сошного письма было тогда всего 19 сох с полусохою и полполполтрети сохи, а вытей 1096 без чети 823 . После Литовского разорения, как мы уже видели, оно сократилось еще больше, вследствие исчезновения из вотчины крестьян и других жильцов (бобылей, дворников и т. п.).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Nikols...

– Обычный же размер посева три коробьи (III, 65, 278, 279, 312, 414, 584, 637; XI, 55; XII, 120 и 179), четыре коробьи (III, 486, 553, 680, 712, 756, 892; XI, 286; XII, 76, 143). Иногда, правда, цифра повышается до пяти коробей (XI, 142; XII, 33); но чаще наблюдаем понижение отмеченной средней цифры (3–4) – до двух коробей (III, 358, 832, 861; XI, 199, 257, 341; XII, 170). – Из всего этого можно отчасти сделать заключение, что преобладали в погостах и селах участки земли на три – на четыре коробьи ржаные, но они то понижаясь до двух коробей, то повышаясь до пяти, в редких случаях доходили до десяти коробей, в единственном опустившись до ½ коробьи. Однако, – количество высеваемых в том или ином погосте коробей ржи еще мало само по себе говорит нам, пока мы это измерение земли не переведем на наше, современное. Проф. А. И. Никитский (Ист. Экон. быта В. Новгорода, стр. 57) считает возможным «положить коробью равною одной нынешней четверти»; проф. В. И. Сергеевич («Древности русского права», т. III, стр. 54) считает «новгородскую коробью равною московской четверти начала XVII века», и полагает «тогдашнюю четверть весом в 6 пудов (ibid. 53). Разница – значительная, так как нынешнюю четверть нужно класть в 8–9 пудов. Теперь, переведя коробьи в пуды, мы могли бы определить приблизительно размеры церковных участков. Для Новгородской губернии семян для посева на десятину В. И. Сергеевич определяет 8–10 пудов, для С.-Петербургской – 9–12 (ibid. 54). Считая коробью, по Сергеевичу, в 6 пудов и предполагая для Новгородской губ. цифрой посева на 1 десятину 10 пуд., для Спб. – 12 пудов, мы получим следующий расчет 2 кор. – 12 п. высевались в погостах: Новгородской губернии на 1 1/5 дес., Спб. – на 1 дес. Однако, все эти цифры изменятся, если с Никитским примем коробью равною нынешней четверти, а в ней не может быть менее 8 пудов. Тогда и расчет будет иной: 2 кор. высевались в погостах ныне Новгородской губернии на 1 3/5 дес. Спб. – на 1 1/3 дес. Предлагая такой перевод коробей на десятины, мы однако оговариваемся, что деление посевов по губерниям – весьма искусственно; земля «жирная», требующая менее семян, могла встречаться и в С.-Петербургской губернии; «тощая» земля удел и Новгородской губернии во многих уездах. Да известно, что даже соседние погосты могли иметь совершенно разную почву и требовать неодинакового количества семян для посева (напр. Егорьевский Лусский и Спасский на Оредежи). С другой стороны полагаясь на авторитеты, мы исчислили коробыо и в 6 пудов, и в 8 пудов. Но где для этого научное основание? И не заменяли ли новгородцы измерение коробьи весом измерением ее «на глаз» по объему? И величина коробьи – единица весьма условная.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

О слове в воскресенье трудно сказать что-либо определенное, поскольку сохранившийся фрагмент 1-й редакции (в Уваровском списке) недостаточен для сопоставлений. В слове во вторник списки 2-й и 3-й редакций, возможно, сохранили первоначальное окончание, утраченное в дефектном архетипе дошедших списков древнейшей редакции. Наибольшим изменениям подверглись в младших редакциях поучения в среду, четверг и пятницу. Здесь 2-я их часть представляет совершенно новый текст, в результате чего эти поучения (особенно первое и последнее) приобрели черты торжественного слова (похвалы). 3-я редакция отличается от 2-й стилистическими изменениями, а также тем, что в ней опущено поучение в пятницу. Ничем не обосновано включение Т. Черторицкой седмичных поучений Г. Ф. в справочник, посвященный гомилиям триодного цикла ( ertorickaja T. Vorläufiger Katalog Kirchenslavischer Homilien des beweglichen Jahresczyklus: (Aus Handschriften des 11.-16. Jh. vorwiegend ostslavischer Provinenz). Opladen, 1994. S. 342-343, 347, 353, 356, 359, 362, 368, 372, 756; 12.1.04, 12.2.04, 12.3.14, 12.4.05, 12.4.13, 12.5.05, 12.6.05, 12.6.18), поскольку они, за исключением начальной части слова в воскресенье, имеющего самостоятельную рукописную традицию, никогда не бывают приурочены в рукописях к подвижным календарным праздникам. Кроме седмичного цикла слов в рус. и южнослав. рукописной традиции XVI-XVII вв. с именем Г. Ф. в заглавии известно небольшое Поучение в Великую (или в Светлую) субботу в составе триодных Торжественников (ГИМ. Единоверч. 67. Л. 74-74 об., нач. XVI в.; ГА Нижегор. обл. Ф. 2636. Оп. 2, 52. Л. 82 об.- 83, нач. XVI в.; ГИМ. Увар. 57-Q. Л. 171-172 об., 3-я четв. XVI в.; РНБ. Тит. 3840. Л. 86 об., 3-я четв. XVI в.; Белград. МСПЦ. 218 [Велика-Ремета]. Л. 146 об.- 147, 3-я четв. XVI в. (серб. список с рус. оригинала); РГАДА. ф. 196. Оп. 1. 561. Л. 262-262 об., посл. четв. XVI в.; Рим. Б-ка Восточного папского ин-та. Слав. 26. Л. 318-319, нач. XVII в.) и молитва Богородице «Григория, философа цареградского, глаголема по кануне» (ГИМ.

http://pravenc.ru/text/168079.html

Там же. С. 113. Там же. С. 126. Там же. С. 145. Там же. С. 150—164. Более просторная версия обычно называется четвертой челобитной. См.: Там же. С. 164—171. Там же. С. 202. Братское слово. 1876. Т. III. С. 184. Материалы для истории раскола… Т. III. С. 278. Там же. С. 213—276 (“Челобитная (пятая) о вере соловецких иноков”); Òри челобитные. М., 1862; или же старообрядческие издания “Истории об отцех и страдальцах соловецких” в Клинцах и Супрасле. Аввакум. Сочинения… С. 58—59. Материалы для истории раскола… Т. III. С. 262. ДАИ. Т. V. С. 340; ААЭ. Т. IV. С. 211—212. Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого монастыря. М., 1853. Т. I. С. 143; Т. III. С. 151—159; Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов–старообрядцев…//Православный собеседник. 1880. 5. С. 66. Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов–старообрядцев…//Православный собеседник. 1880. 5. С. 69. Досифей (Немчинов). Указ. соч. Т. I. С. 152—153. АИ. Т. IV. С. 538. АИ. Т. IV. С. 532; Сырцов И. Я. Возмущение соловецких монахов–старообрядцев в XVII веке. Магистерская диссертация. С. 260. Платонов С. Ф. Смутное время. Прага, 1924. С. 10—11; Смирнов П. П. Города Московского государства первой половины XVII века. Т. 1. Киев, 1917. С. 73—74. ЛЗАК. Т. 24. С. 14; Аввакум. Сочинения… С. 210, 710; Епифаний. Житие. Л. 250; Материалы для истории раскола… Т. II. С. 181. Материалы для истории раскола… Т. IV. С. 252, 266; ЛЗАК. Т. 24. С. 53—67. Аввакум. Сочинения… С. 758. Там же. С. 755—766. Там же. С. 62. “Ответ Православных” был частично напечатан (см.: Материалы для истории раскола… Т. VI. С. 315— 334; Т. VIII. С. 354—360) и разобран В. Г. Дружининым (см.: Дружинин В. Г. Пустозерский сборник (Памятники первых лет русского старообрядчества. III)//ЛЗАК. 1914. Т. 26. С. 1—25). ЛЗАК. Т. 24. С. 309—313; Аввакум. Сочинения… С. 401. Слово “опасный” обозначало также: “охраняющий от опасностей”, “осторожный”. Материалы для истории раскола… Т. VII. С. 423; Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе… С. 010.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010