вероучения ( Euseb. Hist. eccl. VI 19). Свт. Григорий Неокесарийский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) Свт. Григорий Неокесарийский. Фрагмент иконы «Минея годовая». 1-я пол. XVI в. (Музей икон, Рекклингхаузен) В сер. III в. появляются сведения о гонениях на христиан в К. П. Впервые, насколько можно судить по сохранившимся источникам, гонение здесь произошло в 235-238 гг., при имп. Максимине Фракийце. Ориген бежал из города в Каппадокию вместе с Фирмилианом, но пострадали мн. его друзья и ученики, в т. ч. Амвросий, к-рому посвящено произведение Оригена «Призвание к мученичеству» (Ibid. VI 28). В 250 г., во время гонения имп. Деция, в тюрьме К. П. оказался и сам Ориген. Он претерпел пытки, но от веры не отрекся и через некоторое время был освобожден (Ibid. VI 39). Скорее всего его здоровье было подорвано заключением. В 253/4 г. он умер в возрасте 69 лет (Ibid. VII 1), вероятно в Тире Финикийском, где до XIII в. в базилике Гроба Господня была известна его могила. Еп. Феоктист избежал гонений. В нач. 50-х гг. он присоединился к церковному большинству, осудившему движение новациан (Ibid. VII 5). В период гонения имп. Валериана (257-259) в К. П. были растерзаны зверями Приск, Малх и Александр, а также некая женщина из общины маркионитов (Ibid. VII 12). В нач. 60-х гг. III в., при имп. Маркиане , здесь был обезглавлен центурион-христианин Марин (Ibid. VII 15). С сер. 60-х гг. II до нач. III в. гонений на христиан в городе не было, что способствовало росту общины и дальнейшему развитию школы К. П. Еп. Феотекн в 264 и 268 гг. участвовал в Антиохийских Соборах, на которых был осужден Павел Самосатский (Ibid. VII 27-30). На рубеже III и IV вв. все большую известность начал приобретать Евсевий (ок. 260/5 - ок. 339), возможно уроженец К. П., с 80-х гг. III в. ученик Памфила (Ibid. VII 32), изучавший риторику, историю, философию и Свящ. Писание. С деятельностью Евсевия, позднее ставшего епископом К. П. и главой кесарийской школы, связан наивысший расцвет христ. культуры в этом городе в 1-й пол. IV в.

http://pravenc.ru/text/1684275.html

В 640 г. храм мог сильно пострадать при захвате города арабами, после чего и был, вероятно, возведен новый собор в виде крестово-купольного триконха. Капитель патриаршего дворца, расположенного к северу от кафедрального собора. Сер. VII в. Капитель патриаршего дворца, расположенного к северу от кафедрального собора. Сер. VII в. В этом соборе, раскопанном в 1907-1908 и 1937-1939 гг., отчасти использованы основы стен древней постройки. Собор приобрел более компактную структуру, его алтарная часть по сравнению с прежней была сдвинута на 9 м к западу. Посередине продольных стен базилики были пристроены экседры, к-рые акцентировали ось «север-юг» в вытянутом с запада на восток сооружении. В центре появилось 4 мощных столпа, к-рым соответствовали новые пилястры на стенах. Алтарной экседре шириной 7,60 м предшествовала глубокая, почти квадратная в плане вима, по ее сторонам располагались пастофории размерами 3,10×5,60 м. Они сообщались с апсидой дверными проемами, а от боковых нефов отделялись тонкими глухими стенами ( Арутюнян. 1950. С. 52) - редкое явление для арм. архитектуры. В соборе было 5 дверей: одна - по оси зап. фасада и по 2 - в продольных стенах, по сторонам от экседр; они открывались в пастофории и зап. угловые компартименты. Крестово-купольная 3-конховая композиция собора в Д. находит ближайшую параллель в соборе в Талине (70-е гг. VII в.) (Там же. С. 55; Казарян. 2005. С. 17). Своими размерами (внутренние - 40,05×18,36 м) собор в Д. сопоставим лишь с храмом в Багаване (631-639; 26 ´ 47 м). Среди источников пространственной композиции храма исследователи отмечают продольно вытянутые крестово-купольные храмы Армении V - 1-й пол. VII в. (Текор, Багаван, Мрен (639) и др.), собор Эчмиадзин в Вагаршапате (IV, 80-е гг. V в., нач. VII в.) с выступающими наружу гранеными экседрами, собор Рождества Христова в Вифлееме (после реконструкции сер. VI в. приобретший структуру базилики с трифолием внешних стен). Вероятно, в 648 г. в этом здании в Д. состоялся Собор (см. ст. Двинские Соборы ), отклонивший халкидонский символ веры, и здесь же католикос Нерсес III по требованию прибывшего в Армению имп. Константа II провел литургию по греч. образцу (653). Храм был разрушен землетрясением 893 г. Намерениям католикоса Ованнеса V Драсханакертци восстановить кафедральный собор помешал местный эмир Юсуф. В нач. X в. католикос оставил Д.

http://pravenc.ru/text/171488.html

Кодр, легендарный царь Аттики, принесший себя в жертву ради спасения Афин I 53; III 1 Колот Лампсакский (род. ок. 325), ученик и почитатель Эпикура, учитель Менедема-киника, литературная деятельность целиком полемическая VI 102; X 25 Конон (кон. V – нач. IV в.), выдающийся афинский полководец, отстроил Длинные стены II 39; V 76 Кориск Скепсийскии, ученик Платона и адресат одного из его писем III 46, 61 Котис, царь одрисов и владелец всей Фракии, с 382 г. союзник, потом враг афинян IX 65 Кранай, аттический герой, мифический царь времен потопа II58 Крантор IV 24–27; I 14; IV 17, 22, 28, 29 Кратер, выдающийся полководец Александра Великого, потом соправитель Антипатра, погибший в битве с Евменом VI 57 Кратет Афинский IV 21–23; I 14; IV 18, 27, 32, 51, соим. IV 23 Кратет Тарсийский, философ Новой академии, глава школы в 131–127 гг. IV 23 Кратет (киник) VI 85–93; I 15; II 114, 117, 118, 131; IV 23; VI 15, 82, 94, 96, 98, 105; VII 2–4, 12, 24, 32; ср. Ук. ист. Кратет, отец Пифагора-атлета VIII 49 Кратет, привез сочинения Гераклита в Грецию IX 12 Кратея, мать и возлюбленная Периандра I 96 Кратил, последователь Гераклита и учитель Платона III 6 Кратин, смерть его и Ктесибия принесла Аттике избавление от мора по предсказанию Эпименида I 110 Кратин (ок. 490–423), комический поэт, старший соперник Аристофана. См. Ук. ист. Кратин (младший) (сер. IV в.), автор средней комедии. См. Ук. ист. Кратистотель, отец Гиппона VII 10 Крез, последний, легендарно богатый царь Лидии в 560–546 гг., эллинофил I 25, 29, 30, 38, 40, 50, 51, 67, 75, 77, 81, 95, 99, 105; ср. II V Креофил, предок Гермодаманта, учителя Пифагора VIII 2 Криний, стоик втор. пол. II в., автор сочинений по логике. См. Ук. ист. Критий Афинский, ученик Сократа, активный член правительства 400, возглавлял «тираннию тридцати», погиб в 403 г., известен как философ, поэт, оратор II 24; III 1 Критий, предок Платона и современник Солона III 1 Критобул, сын сократика Критона, слушал Сократа II 121 Критон II 121; II 20, 31, 60, 105; III 36

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/o-z...

Camb. (GB), 2004; Библейские комментарии отцов Церкви и др. авторов I-IV вв.: Ветхий Завет II: Книга Бытия 12-50. М., 2005; Boehm O. The Binding of Isaac: A Religious Model of Disobedience. N. Y., 2007. Иконография Самые ранние изображения И. можно видеть в композиции «Жертвоприношение Исаака» (напр., в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250), к-рая как символ новозаветной жертвы получила широкое распространение в раннехрист. искусстве, в т. ч. много примеров в живописи рим. катакомб: на фресках катакомб Присциллы (2-я пол. II - 1-я пол. III в.), Каллиста (1-я пол. III в.), Петра и Марцеллина (2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), на Виа Анапо (10-20-е гг. IV в.; на Виа Дино Компаньи (сер. IV в.; ниша 8, не сохр. фигура И.); вероятно, на мозаике свода над люнетом в катакомбах Домитиллы (366-384). Центральный неф базилики Санта-Мария Маджоре в Риме (432-440) украшают мозаичные композиции с историей библейских патриархов; на левой стене были 4 сцены, посвященные И., из к-рых сохранилась только одна - И. благословляет Иакова. Композиции «Авраам с Исааком и слугами направляются в землю Мориа» и «Жертвоприношение Исаака», созданные при папе Льве Великом (440-461), занимали юж. стену базилики Сан-Паоло фуори ле Мура (погибли при пожаре в 1823). Те же 2 сцены и сцена «Исаак отправляет Исава на охоту» входили в цикл ветхозаветных композиций (440-461), располагавшихся на правой стене центрального нефа старой базилики св. Петра. В очень поврежденном виде сцена «Жертвоприношение Исаака» сохранилась в Коттоновском Генезисе (Long. Brit. Lib. Cotton. Otho B. VI. Fol. 36, кон. V - нач. VI в.) ( Weitzmann. 1979. P. 42). В Венском Генезисе (Vindob. theol. gr. 31, VI в.) представлены сцены: И. отрицает брак с Ревеккой и играет с Ревеккой (Fol. 8v), смерть И. (Fol. 14). Ревекка подводит Иакова под благословение Исаака. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в. Ревекка подводит Иакова под благословение Исаака. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-е – 60-е гг. XII в.

http://pravenc.ru/text/674115.html

Образование сельских общин христиан стало одной из отличительных черт К., где было мало городов и большая часть земель интенсивно использовалась в сельском хозяйстве. В IV в. в Церкви К. был развит институт хорепископов, к-рые занимались окормлением верующих в сельских регионах и были приравнены в статусе к предстоятелям городских общин. На I Вселенском Соборе в Никее (325) присутствовали 5 хорепископов и 7 епископов из К. во главе с еп. Леонтием Кесарийским. Это были епископы Тианы, Колонии, Кивистры (Кизистры), Команы, Парнасса и Спании (не локализовано). В период епископата свт. Василия Великого в Кесарии (370-379) в его юрисдикции в пров. Каппадокия Первая хорепископов было уже ок. 50. К сер. IV в. К. воспринималась как одна из наиболее христианизированных провинций Римской империи. В 362 г. имп. Юлиан Отступник приказал лишить Кесарию статуса города (полиса) и вернуть ей древнее название Мазака за то, что почти все ее население перешло в христианство ( Sozom. Hist. eccl. V 4). Еще не разделенная обширная рим. провинция К. была не только колыбелью православия для всего христ. Востока, но и матерью-Церковью для арм. христиан, т. к. св. Григорий Просветитель в Кесарии был рукоположен во епископа для армян. Каппадокийские корни есть и у гот. христианства, т. к. из Зап. Каппадокии происходили ближайшие предки-христиане св. Вульфилы, начавшего крещение готов на Балканах в сер. IV в. Свт. Григорий Нисский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 305) Свт. Григорий Нисский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 305) Ряд церковных иерархов в К. сочувствовали арианству. Известны епископы Дианой Кесарийский и Анфим Тианский, занимавшие кафедры в 40-х - нач. 60-х гг. IV в., Георгий Доарский - в 70-х гг. В IV в. выходцы из К. приняли также активное участие в борьбе православных и ариан за Александрийский престол. На Александрийский престол вместо низложенного и высланного свт. Афанасия Великого был возведен Григорий Каппадокиец (339-345; возможно, был убит). Та же судьба постигла арианина Георгия из К., к-рый занимал престол в Александрии несколько раз между 347 и 361 гг.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

В Ермолинской летописи (доходящей до 1481 г. с приписками за 1485-1488 гг.), а также в Устюжской и Сокращенных сводах отразился (по гипотезе Лурье) летописный свод 70-х гг. XV в., составленный в Кирилловом Белозерском мон-ре и тоже отличавшийся независимым взглядом на ряд событий. В статьях 1462-1472 гг. Ермолинской летописи присутствуют известия о деятельности архитектора и строителя В. Д. Ермолина . С Кирилловым Белозерским мон-рем связывается и младший извод Софийской I летописи (60-е гг. XV в.). В составе одного из сборников известного кирилло-белозерского книжника 2-й пол. XV в. мон. Евфросина (ныне в 2 кодексах: РНБ. Кир.-Бел. 22/1099; РНБ. Погод. 1554) известен краткий «Русский летописец», к-рый нек-рые исследователи атрибутируют самому Ефросину. В Твери Л. продолжалось до утраты независимости в 1485 г. (последовательный ряд тверских известий до этого времени сохранился в составе Тверского сборника). Л. Вологды с 70-х гг. XV в. отразилось в Вологодско-Пермской летописи. Летописные записи, делавшиеся в кон. XIV-XV в. в Вел. Устюге отразились в Устюжской (Архангелогородской) летописи. Из состава Коми-Вымской летописи (80-е гг. XVI в.) вычленяется серия известий, восходящих к пермской владычной летописи, ведшейся в Усть-Выми в кон. XIV-XV в. (вероятно, также послужила источником Вологодско-Пермской летописи). В Новгороде в 1-й пол. XV в. Л. представлено, с одной стороны, продолжением новгородской владычной летописи (отразилось в Новгородской I летописи младшего извода), а с другой - новгородской версией Новгородско-Софийского свода (Новгородская IV летопись), тоже созданной по инициативе архиеп. свт. Евфимия II Вяжицкого . В сер. XV в. по его же инициативе создается Новгородская V летопись - сокращенная переработка Новгородской IV с исправлениями по Новгородской I. В 1450 г., судя по упоминанию в Новгородской II летописи (XVI в.), какой-то памятник Л. был создан в Лисицком мон-ре. К XV в. относится и несохранившийся краткий новгородский летописец, послуживший источником таких памятников, как Летопись Авраамки, Летописец еп. Павла, Рогожский летописец, Новгородская Большаковская летопись и др. Новгородское Л. кон. 40-х - 70-х гг. XV в. отразилось в Строевском и Синодальном списках Новгородской IV летописи, в Летописи Авраамки, а также в Устюжском летописце. По гипотезе Боброва, в 70-х гг. XV в. Л. перешло из ведения архиепископов в ведение коллегии посадников. После утраты Новгородом независимости (1478) Л. здесь возобновляется лишь в XVI в.

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Джобадзе (Калифорнийский ун-т, США) и др. ( Winfield. 1968. P. 33-72. Pl. 1-32; Djobadze. 1976. S. 39-62; Idem. 1978. P. 114-134). В 60-х гг. XX в. документальный фильм об Ошки, Ишхани и Хахули снял груз. режиссер Г. Асатиани. С 70-х гг. XX в. территории И. е. окормляли епископы южногрузинских епархий ГПЦ: Ахалцихской и Самцхе-Джавахетской (Месхет-Джавахетской), Ахалцихской, Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской; в XXI в.- Ахалцихско-Тао-Кларджетской (митр. Феодор (Чуадзе)). Ишханские архиереи Епископы: св. Нерсес III Таеци (30-е гг. VII в.); Савва (Саба, Сабан) (30-40-е гг. IX в.); Василий (Басили) (917-936); Стефан (Стефане) (40-60-е гг. X в.); архиепископы: Иларион (I) (посл. четв. X в.); Антоний (I) (2-я треть XI в.); Иларион (II) (Масурис-дзе; с 1033 г.); Игнатий (Эгнати) (сер. XII в.); Антоний (II) (30-е гг. XIII в.); Аверкий (Аберки) (XVI в.); Макарий (1-я пол. XVII в., до 1653); Гедеон (Саприсдзе) (50-е гг. XVII в.; также на Ацкурской кафедре); митрополиты: Герман (2-я пол. XVII в.); Николай (Николоз) (80-90-е гг. XVIII в.). Архитектурные памятники И. е. Планы церквей Иси и Сухбечи, выполненные экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Планы церквей Мухладжигилиси и Сохтороти, выполненные экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Важнейшими памятниками И. е. являлись Ишхани , Ошки, Хахули , Пархали , Отхтаэклесиа. Бóльшая часть небольших храмов известна по описанию Такаишвили. Уже в нач. XX в. многие из них были руинизированы, и экспедиция смогла снять лишь планы построек. Значительная часть их утрачена. Согласно грузинским летописям, во 2-й пол. IV в. в Тухариси была воздвигнута одна из первых церквей Грузии (не сохр.). Церковь Иси (VIII-IX вв.; Тортоми) расположена недалеко от Ошки близ оз. Тортоми (Тортум). Это небольшой (ок. 8×13 м) триконх с удлиненным зап. рукавом и с прямоугольными пастофориями в юго-вост. и зап.-вост. межрукавном пространстве. Апсиды заключены во внешние прямоугольные очертания. Значительно выступающие пилястры делят юж. и сев. стены более длинного зап.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Вид на Никитский собор и ограду мон-ря. Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: А. И. Нагаев Первоначальные деревянные постройки П.-З. Н. м. не сохранились. К их числу относились, напр., обетная ц. во имя св. Никиты Столпника и крест, поставленные ок. 1515-1521 гг. переславским диак. Евстафием (позднее игумен переславского Борисоглебского мон-ря) после исцеления у мощей преподобного. В 1528 г. по указу вел. кн. Василия III Иоанновича в обители начинается строительство на месте деревянной ц. вмч. Никиты каменного храма. При Иоанне IV после удачного похода на Казань был возведен большой, 4-столпный собор. Прежний храм (1528) был включен в его композицию в виде юж. придела прп. Никиты Столпника. На освящении собора 14 мая 1564 г. присутствовали царь, его 2-я жена, царица Мария Темрюковна Черкасская, царевич Иоанн Иоаннович и митр. Афанасий, семья удельных князей Старицких - родственников государя. Это событие описано в «Повести о свершении церкви большия» и в Житии прп. Никиты Столпника ( Тихомиров. 1958. С. 252-255). Впосл. Никитский собор неоднократно перестраивался, в результате чего получил обходные галереи, 8-скатная крыша была заменена 4-скатной (XVIII в.), стесаны дуги закомар. Каменная теплая 5-главая ц. Благовещения Пресв. Богородицы с шатровой колокольней и трапезной палатой была построена в сер. XVI в. и перестроена в XVII в. В 1768 г. к Благовещенской ц. был пристроен придел во имя свт. Николая Чудотворца. В 50-60-х гг. XVI в. вместо деревянной ограды возвели каменные стены и башни, к-рые превратили П.-З. Н. м. в хорошо укрепленную крепость. Над св. воротами была поставлена каменная шатровая ц. архангелов Михаила и Гавриила (не сохр.). В 1-й пол.- сер. XVII в. каменные стены и башни частично перестраивались. В 1702 г. за пределами мон-ря, на месте встречи прп. Никиты Столпника и исцеленного им Черниговского вел. кн. св. Михаила Всеволодовича , была воздвигнута каменная часовня. К XVIII в. также относится строительство каменной часовни над столпом прп. Никиты Столпника, а также служебных корпусов. В 1831 г. вместо обветшавшей надвратной церкви была построена каменная 3-ярусная колокольня. Книжность

http://pravenc.ru/text/2579996.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСАИЯ (XVI в.), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Сийских святых), Сийский, ученик прп. Антония Сийского /Упоминание об И. содержится практически во всех редакциях Жития прп. Антония Сийского: в первоначальной, созданной в 1578 г. Ионой, иноком Антониева Сийского во имя Св. Троицы мон-ря (БАН. Арханг. 250. Л. 118 об., 128 об.- 132 об., 80-е гг. XVI в.), в редакции 1579 г., составленной царевичем Иоанном Иоанновичем (РНБ. ОСРК. O.I.22. Л. 151-152 об., 165 об.- 166, 188-194 об., кон. 70-х гг. XVI в.), в краткой редакции (РГБ. Больш. 422. Л. 418 об.- 419, 50-60-е гг. XVII в.), без обозначения имени - в проложной редакции ( Пономарёв. 1896. С. 65-67), в редакции 60-х гг. XVII в., составленной сийским игум. Феодосием (БАН. Арханг. 118. Л. 74 об.- 75 об., 85 об.- 86, 103 об.- 109 об., 60-70-е гг. XVII в.), в исторической, возникшей в 1-й трети XVIII в. при участии архим. Сийского мон-ря Никодима (БАН. Никол. 220. Л. 11 об.- 12, 19-20 об., сер. XIX в.; см.: Рыжова. 2000. С. 21-157, 184-195). И. был одним из 4 иноков, присоединившихся к прп. Антонию Сийскому и его ученикам Александру (Бердову; с 1576 архиепископ Новгородский, с 1589 митрополит) и Иоакиму в устроенной ими обители во имя свт. Николая Мирликийского на р. Емце, возле Тёмного порога («И церковь постави ту во имя иже во святых отца нашего Николы Чюдотворца, и келии учини, и монастырь устрои… и четыре браты присовокупи ту к прежереченным двема братома си, сам же преподобный седмый обретается в братстве своем» - БАН. Арханг. 250. Л. 112-112 об.). Однако через 7 лет им пришлось оставить монастырь из-за недовольства жителей с. Скроботова. По молитвам прп. Антония Сийского Господь указал инокам новое уединенное место - на полуострове Михайловского оз. в Двинском крае, где в 1520 г. и был создан Сийский мон-рь. По поручению прп. Антония Александр и И. отправились в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу для получения грамоты об учреждении обители и о даровании земель. Ходатайство монастырских старцев было удовлетворено в 1525 г., поскольку в грамоте 1543 г. царю Иоанну IV Васильевичу прп. Антоний замечает, что «монастырь тот он поставил в пустыне тому осмнадцать лет» ( Кириллов. 1906. С. 753).

http://pravenc.ru/text/674812.html

Н. крайне слабо изучена археологами. От римской и византийской эпох в городе сохранились большие фрагменты стен III в., которые многократно перестраивались и служили городу до конца средневековья. Несколько храмов и монастырей в Н. известны лишь по разрозненным письменным источникам ( Janin. Grands centres. P. 77-104). Их местоположение не локализовано. Известные иерархи Н. Епископы: св. Прохор (сер. I в.), Евандр (II в.), сщмч. Анфим (303), Евстолий (314), Евсевий (до 323-325, 328/9-338/9; арианин; впосл. архиепископ К-польский), Амфион (325-329, 339-347; арианин), Марафоний (ок. 342-360; македонианин), Кекропий (351-24 авг. 358; арианин), Онисим (после 369), Евфрасий (381), Патрикий (80-е гг. IV в.), Геронтий (до 400), Пансофий (401), Диодор, Гимерий (431), Евномий (449-451), Стефан (518-520), Фалассий (536), Иоанн (553), Иосиф, Петр (681), Иоанн (сер. VIII в.; иконоборец), Константин (60-е гг. VIII в.; иконоборец), Петр (787); митрополиты: Григорий (1-я пол. IX в.), свт. Феофилакт (814), Игнатий (843-846), Феофил Маномах (845/6), Иоанн (858-867), Георгий (879), Григорий (912 - ок. 925), Игнатий (ок. 921-945), Стефан (976 - ок. 1003), Иоанн (1030), Антоний (1035-1037), Стефан (2-я пол. XI в.), Василий (1071), Михаил (1082), Константин (1094/95-1136), Никита (30-е гг. XII в.), неизвестный (1145), Иоанн (1152), Феофилакт (1157), Михаил (1166-1169), Иоанн (1174-1177), Иоанн (1232), Кирилл (1285-1316), Каракалл (1289-1294(1300)), Максим (1324-1327), Макарий (1385-1397), Макарий (1437-1439; низложен), Дионисий, неизвестный (1574), Сисинний (1578-1580), Кирилл (1641), Неофит (1671), Паисий II (1721-1726; позднее патриарх К-польский), Кирилл (1745-1748), Никифор (1768), Герасим (1784-1787), Афанасий (1793-1819), Дионисий (1856), Филофей (1879-1892). Лит.: Le Quien. OC. T. 1. Col. 581-598; Pauly, Wissowa. Hbd. 33. Col. 468-492; Telfer W. Arius takes Refuge at Nicomedia//JThSt. 1936. Vol. 37. P. 60-64; Janin. Grands centres; Darrouz è s. Notitia; Vryonis S. The Decline of Medieval Hellenism in Asia Minor. Berkeley etc., 1971; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 94-107; ODB. Vol. 3. P. 1483-1484; Foss C. Nicomedia and Constrantinople//Constantinople and Its Hinterland/Ed. C. Mango, G. Dagron. Camb., 1995. P. 81-90; Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путев. по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 666-670.

http://pravenc.ru/text/2566234.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010