Лит.: Reisch E. Altar// Pauly, Wissowa. Bd. 1. Sp. 1640-1691; Ziehen L. Altar//RAC. 1950. Bd. 1. Sp. 310-329; Daniel S. Recherches sur le vocabulaire du culte dans la Septante. P., 1966; Milgrom J. Studies in Cultic Theology and Terminology. Leiden, 1983; Dohmen C.  //ThWAT. 1984. Bd. 4. S. 787-801; Haran M. Temples and Temple-Service in Ancient Israel. Winona Lake (Ind.), 1985; Haak R. Altars//ABD. Vol. 1. P. 162-167; Averbeck R. E.  //NIDOTTE. 1997. Vol. 2. P. 888-908. А. А. Ткаченко Изображения Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г. Жертва прор. Илии на горе Кармил. Роспись синагоги в Дура-Европос. 244/5 г. ветхозаветного Ж. встречаются в росписи синагоги в Дура-Европос (244/5), в сцене «Жертва прор. Илии на горе Кармил». В христ. искусстве его изображение известно с раннего времени - в сценах жертвоприношения праотцев Авеля, Ноя, Авраама, Мелхиседека и прор. Илии. Наиболее часто встречающийся сюжет «Жертвоприношение Авраама» присутствует в росписях катакомб, в рельефах саркофагов, на донышках стеклянных литургических сосудов (III-IV вв.). В сцене «Жертвоприношение Авеля и Каина» изображение Ж. встречается в иллюстрациях к Библии, к Октатевхам (напр., Vat. gr. 747. Fol. 25v, XI в.) и в монументальных циклах (Палатинская капелла в Палермо, Сицилия, 50-60-е гг. XII в.). Как правило, Ж. изображали в виде кубического объема, на к-ром в композиции «Жертвоприношение Авраама» обычно разложен огонь. В сцене «Жертва Мелхиседека» в Венском Генезисе (Vindob. Theol. gr. 31, VI в.) Ж. изображен под балдахином. В ряде сюжетов из ВЗ и НЗ ветхозаветный Ж. предстает в виде христ. алтаря: куб, покрытый пеленой с изображением креста, напр., в композиции «Жертва Авеля и Мелхиседека» в церквах Равенны - Сан-Витале (546-547) и Сант-Аполлинаре ин Классе (ок. 549). Христ. Ж. (св. трапеза) присутствует: в сценах Евхаристии, в изображениях алтарного пространства, а также самостоятельно. Один из ранних примеров последнего - роспись в катакомбах Каллиста (1-я пол. III в.) - стол на 3 ножках с евхаристическим приношением на нем - рыбой и хлебом. Другие типы - престол, покрытый тканью, в сценах Причащения апостолов на серебряной патене (VI в., Дамбартон-Окс); престол ротонды Воскресения в композиции «Явление ангела женам-мироносицам» на крышке реликвария (ок. 600 г., Музеи Ватикана); престолы без покровов в виде тронов с книгами на мозаиках купола Баптистерия православных в Равенне (сер. V в.).

http://pravenc.ru/text/182233.html

Предполагают, что через неск. лет после окончания строительства с зап. и сев. сторон к А. с. была пристроена крытая паперть. Существует предположение о строительстве и с юж. стороны собора паперти, примыкавшей к вост. стене кирпичной палаты с погребом Казенного двора. В сер. XVI в. к сев. боковым апсидам с вост. стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы - возможно, наиболее ранний памятник обетного строительства Иоанна IV Васильевича Грозного после завоевания Казани. Между 1581-1584 гг. симметрично придельному храму Покрова Богородицы возвели придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Исследования собора 2000-2001 гг. показали, что существующая юж. галерея, возможно, появилась в XVII в. Основные изменения облик собора претерпел в XVIII в. В течение этого столетия были разобраны зап. и сев. паперти (1749-1750), полностью перестроен юж. придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи. Уже в сер. XVIII в. с юж. стороны собора существовали контрфорсы, в конце столетия у сев. портала возвели кирпичный портик с готицизирующими белокаменными деталями. В 1826 г. разобрали остатки наземной палаты погреба Казенного двора и построили существующее ныне здание для священнослужителей А. с. Архангельский собор Московского Кремля. Зап. фасад. Реконструкция В. Н. Меркеловой Архангельский собор Московского Кремля. Зап. фасад. Реконструкция В. Н. Меркеловой В наст. время нет никаких свидетельств о росписи собора при Василии III. Существует гипотеза о том, что она не предполагалась при первоначальной ордерной декорации интерьера. Очевидно, впервые собор был расписан уже при Иоанне IV в 1564-1565 гг.- фрески этого времени сохранились в лоджии над зап. входом и в юж. предалтарии. Существующие ныне росписи в основном относятся к сер. XVII в. (закончены к 1666). В их создании участвовали 92 мастера, среди к-рых С. Ушаков , С. Резанец , Ф. Зубов , Ф. Козлов, И. Филатов , Г. Никитин . За исключением неск. новых сюжетов, мастера полностью повторили уникальную иконографию фресок 60-х гг. XVI в. Примечательной частью стенописи является галерея условных портретов вел. и удельных князей и царей, погребенных в соборе, а также их предков - вел. князей владимирских. Росписи А. с. могут быть включены в круг программных произведений, созданных по заказу царя Иоанна IV в сер. XVI в., в к-рых нашла выражение концепция власти правосл. царя, в частности представления о помощи арх. Михаила рус. князьям, о княжеском подвиге в защите веры, о царском родословии.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. Саркофаги раннехрист. некрополя в Салоне (совр. Солин. Хорватия). IV–V вв. С кон. XIX в. зона открытий распространилась на территорию Греции и Балкан. Комплексы базилик и некрополей IV-V вв. были изучены в Фессалонике, Софии, Никополисе-на-Истре (Болгария) и др. городах. Решающим для развития А. х. в Греции был период массовых раскопок базилик в сер. 20-70-х гг. XX в. под рук. А. Орландоса , Г. Сотириу . К 1929 г. было изучено ок. 40 базилик, к 40-м гг.- 75, к 1954 г.- ок. 100, а к нач. 70-х гг.- ок. 300, что позволило приступить к разработке типологии храмов (Ш. Дельвуа, П. Лемерль ). Гигантские размеры и роскошь базилик Греции кон. IV - нач. V в. в Коринфе, Филиппах, Никополе (Эпир), в Фессалии (Неа-Анхиалос), Македонии (Стоби) представили особый стиль церковной архитектуры, ориентированной на Сирию и зап. провинции. Были изучены перестроенные в христ. церкви языческие храмы (Гефеста на агоре, Парфенон и Эрехтейон на акрополе Афин; ротонда-мавзолей имп. Галерия в Фессалонике). А. х. дала также представление о процессе христианизации Балкан и островов архипелага (Кипр, Лесбос, Делос, Крит) кон. IV - сер. V в. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Коринф. Руины визант. Базилики в Коринфе на месте проповеди ап. Павла. Вима алтаря. Удалось проследить распространение раннего христианства из Средиземноморья на запад (Испания, Португалия), север (Британия, Шотландия, Исландия, Ирландия) и юг (Сев. Африка, Египет, Нубия, Эфиопия). В 60-80-х гг. XX в. активизировалось изучение копт. древностей. В Н. Египте открыли первые обители кон. IV - сер. V в. антониевой и пахомиевой традиций, сотни скитов отшельников ( Келлии ), мон-ри пещерного типа (Эсна, VI в.). В Нубии раскопана столица митрополии Фарас (Пахорас) (К. Михаловский ) и собор Ст. Донголы (630) с портретами епископов и точными датами эпитафий (первый храм на месте собора был построен в сер.- 2-й пол. V в.; христианство сохранялось в течение 900 лет в исламском окружении: титулатура и формуляры остались визант., сохранялся греч. язык богослужения). Собираются сведения о зарождении христианства в Эфиопии (экспедиция Д. У. Филлипсона 1993-1994; Аксум ).

http://pravenc.ru/text/76478.html

Сведения о дальнейшей истории христ. Л. отрывочны. В сер. 60-х гг. II в. в городе среди малоазийских христиан происходили ожесточенные споры о времени празднования Пасхи. Среди тех, кто собирались в Л. и вели дискуссии, были святители Аполлинарий Иерапольский и Мелитон Сардский ( Euseb. Hist. eccl. IV 26). Ок. 166 г. был казнен епископ Л. св. Сагарис (пам. 6 окт.; его фригийское имя указывает на вероятное место его рождения). Сведения о его мученичестве историк Евсевий Памфил почерпнул из трудов свт. Мелитона Сардского. В нач. IV в. могилу св. Сагариса в Л. почитали христиане ( Euseb. Hist. eccl. V 24. 5). О еп. Сисинии известно только из Жития сщмч. Артемона (пам. 12 и 13 апр., 24 марта, 8 окт.), пострадавшего в гонение имп. Диоклетиана в нач. IV в. В Житии рассказывается о том, что христиане в Л. во главе с Сисинием ночью подожгли храм Артемиды, за что легат Патрикий собирался арестовать их, но внезапно заболел и был исцелен по молитвам еп. Сисиния (достоверность этих сведений остается невыясненной). При Диоклетиане пострадали также мученики Трофим и Фал из Л. (пам. 16 марта). Храм «А» Храм «А» В ходе адм. реформы имп. Диоклетиана на рубеже III и IV вв. из вост. части пров. Асия была образована пров. Фригия Пакатиана и Л. стала ее митрополией. Повторяя принципы гражданской иерархии, церковная кафедра Л. в IV-V вв. приобрела статус митрополии и первенство среди остальных кафедр провинции (в V в. их было до 25). В нач. V в. город обнесли оборонительными стенами, в периметр к-рых была включена приблизительно половина городской территории рим. эпохи. Очередное сильное землетрясение в 494 г. ( Marcell. Comit. Chron. P. 94; Zach. Rhet. Hist. eccl. VII 2) нанесло городу столь большой урон, что, как установлено археологами, в Л. была навсегда утрачена часть важнейших общественных зданий, в т. ч. большие центральные термы, комплекс центральной агоры, нимфей Септимия Севера и некоторые христ. церкви. Высокий статус митрополии Л. подтверждается проведением здесь в сер. IV в. поместного Лаодикийского Собора . Еп. Л. Нунехий участвовал в заседаниях I Вселенского Собора в Никее в 325 г. О жизни христиан Л. в IV в. известно из послания свт. Афанасия Великого, к-рый упоминает, что арианин Кекропий из Л. по решению имп. Констанция II был переведен в Никомидию и стал там епископом (вероятно, в 40-х гг. IV в.). Был ли Кекропий до этого епископом Л., неясно. Митр. Аристоник из Л. участвовал в III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 г. и поддержал правосл. партию свт. Кирилла Александрийского и Мемнона Эфесского. Митр. Нунехий известен благодаря участию в Эфесском («Разбойничьем») Соборе в 449 г.; также его подпись стоит под актами IV Вселенского Собора в Халкидоне в 451 г. и под «Энкиклионом» имп. Льва I в 458 г. Митр. Иоанн из Л. участвовал в V Вселенском Соборе в К-поле в 553 г.

http://pravenc.ru/text/2463113.html

еп. Дорофей, к-рый в 381 г. участвовал во Вселенском II Соборе в К-поле. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. «Стамбульские» ворота в сев. стене крепости Никея. Фотография. 1962 г. В IV-V вв. Н., избежавшая разорений в период кризиса, оставалась крупным и процветающим городом. В 363 и 368 гг. город сильно пострадал от землетрясений, но это не сказалось существенно на его экономическом положении. В марте 364 г. в Н. был провозглашен императором Валент (364-378). В кон. 365 и нач. 366 г. Н. краткое время находилась под контролем узурпатора Прокопия, к-рый останавливался здесь, безуспешно пытаясь собрать силы для борьбы с Валентом. В сер. 60-х гг. IV в. пров. Вифиния, центром которой ранее была Никомидия, была разделена; Н. стала митрополией Вифинии Второй. В связи с этим в ходе формирования церковной иерархии в кон. IV - 1-й пол. V в. Н. получила статус митрополии в составе диоцеза Понт и вошла в состав иерархии К-польской Церкви. В иерархии митрополий Н. занимала 8-е место после Никомидии. В ранневизант. эпоху ей подчинялись епархии Апамея-на-Меандре, Модрина (Мелины), Линоя и Гордосервы. В VII в. Апамея стала архиепископией и была выведена из подчинения Н. В сер. IX в. список епархий в митрополии Н. был расширен: появились кафедры Нумерики, Тайон и Максимианы ( Darrouz è s. Notitiae. P. 44-45, 248-261). Большие средства в развитие Н. вложил имп. Юстиниан I. При нем в сер. VI в. были реконструированы городской акведук (частично сохр. до наших дней), термы, мост на дороге из Н. в Никомидию, старый дворец (место заседаний I Вселенского Собора), неск. храмов и мон-рей (историк Прокопий Кесарийский , описавший эти работы, к сожалению, не привел их названий; Procop. De aedif. V 3). Сведения о епископах Н. в V-VIII вв. связаны в основном лишь с их участием в различных Соборах того времени. В 451 г. во Вселенском IV Соборе в Халкидоне участвовали представители еп. Анастасия пресвитеры Евсевий и Константин. В 60-х гг. V в. среди епископов, подписавших декрет патриарха Геннадия I К-польского, был еп. Петр Никейский. Еп. Анастасий из Н. присутствовал на Соборах в К-поле в 518, 520 и 536 гг. Еп. Стефан участвовал во Вселенском V Соборе в 553 г. На рубеже VI и VII вв. кафедру занимал еп. Феофил, к-рому посвятил похвальную речь пресв. Григорий Кесарийский (ActaSS. Ian. Т. 2. P. 78). Еп. Фотий участвовал во Вселенском VI Соборе в 680 г., еп. Георгий - в Пято-Шестом Трулльском Соборе 690-691 гг., еп. Ипатий - во Вселенском VII Соборе 787 г. Вселенский Собор, осудивший иконоборчество , был проведен в Н. по решению августы св. Ирины , к-рая, перенеся соборные заседания из столицы, стремилась избежать влияния сторонников иконоборчества на участников Собора. Заседания проходили в кафедральной базилике Св. Софии в Н.

http://pravenc.ru/text/2565344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ († 70-е гг. XVI в.?), инок Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря , агиограф, гимнограф. О его жизни и творчестве известно из надписаний к созданным им житиям и канонам. Время творческой активности Г. может быть определено как кон. 50-х - нач. 70-х гг. XVI в. Исследователи, изучавшие труды Г., по-разному определяли период его творчества: ранее правления царя Иоанна IV Васильевича (А. Фёдоров), 2-я четв. XVI в. (В. О. Ключевский), сер. XVI в. (В. А. Колобанов, Р. П. Дмитриева); Колобанов отнес кончину Г. к периоду между 1563 и 1570 гг. Однако данные гипотезы противоречат датам, содержащимся в сочинениях Г., и не согласуются с тем обстоятельством, что не обнаружены никакие следы связи Г. с кругом книжников, сложившимся вокруг Московского митр. св. Макария (19 марта 1542 - 31 дек. 1563), неизвестны «признаки заинтересованности самого митрополита в работе суздальского агиографа» ( Дмитриева. С. 170). Эти факты становятся понятны, если признать, что начало лит. деятельности Г. пришлось на время после окончания работы над составлением Великих Миней Четьих - кон. 50-х гг. XVI в. При этом нельзя отрицать, что творчество Г. во многом обусловлено оживлением в 40-50-х гг. XVI в. агиографической работы, во главе к-рой стоял Московский митрополит. Инок Григорий. Миниатюра из Жития прп. Евфросинии Суздальской. Сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). On. 23. 205. Л. 8 об.). Фрагмент Инок Григорий. Миниатюра из Жития прп. Евфросинии Суздальской. Сер. XVIII в. (ИРЛИ (ПД). On. 23. 205. Л. 8 об.). Фрагмент Творения Г. посвящены гл. обр. Суздальским подвижникам. Наибольшее распространение получило Житие прп. Евфросинии Суздальской, известное не менее чем в 66 списках XVI-XIX вв. Житие было создано предположительно на рубеже 50-х и 60-х гг. XVI в., поскольку содержит описание чуда «о раслабленом», датированного 1 мая 1558 г., свидетелем к-рого был автор ( Клосс. С. 402-403). При создании произведения Г. использовал летописи, Житие черниговского кн. св. Михаила Всеволодовича, др. источники. Впосл. мон. Савватий увез рукопись Жития прп. Евфросинии в Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь . Между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским еп. свт. Варлаамом - повествование «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет» вошло во 2-ю редакцию Жития преподобной, составленную свт. Варлаамом в 1579-1585 гг. Свт. Варлаам сообщает также о прославлении прп. Евфросинии, состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г. на Соборе ( Клосс. С. 375-376). Ранее Г. написал службу прп. Евфросинии, встречающуюся в списке кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в.

http://pravenc.ru/text/166628.html

150-158 ИОАНН ЗЛАТОУСТ сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви 159-250 ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви 159-205 ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) 205-250 250-261 ИОАНН И ЗАХАРИЯ (кон. XI - нач. XII в.), преподобные (пам. во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), Киево-Печерские 261-262 ИОАНН ИЗ ВИЧЕНЦЫ (ок. 1200 - сер. 60-х гг. XIII в.), итал. доминиканец, проповедник, политический деятель Сев. Италии 278-279 279-280 ИОАНН ИЗ ГОРЦЕ [Иоанн Горцский, Иоанн из Вандьера] (ок. 900 - 974), бенедиктинец, аббат, св. (пам. зап. 27 февр., 23 мая) 280-283 ИОАНН ИЗ МОНТЕКОРВИНО [Джованни да Монтекорвино] (ок. 1246 - 1328), францисканец-миссионер, 1-й католич. архиеп. Пекина 283-286 286-287 ИОАНН И ИОАНН-ГЕОРГИЙ (Майсурадзе Василий) (1882-1957) и Иоанн-Георгий (Мхеидзе Георгий Мефодиевич) (1887-1962), преподобные, исповедники (пам. 8 сент.), схиархимандриты, старцы мон-ря Бетаниа Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) 262-264 ИОАНН И ЛОНГИН († ранее 1569 (?) праведные (пам. 3 июля; в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых; 21 мая - в Соборе Карельских святых; 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; пам. И.- 24 июня, пам. Л.- 16 окт.) 264-270 ИОАНН И МАКАРИЙ (XV в.), преподобные (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых (И.)) 270-272 ИОАНН И МАРИЯ (2-я пол. XIII в.), праведные (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), Устюжские 272-273 ИОАНН ИОАННОВИЧ Молодой (1458-1490), старший сын и соправитель Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича

http://pravenc.ru/vol/xxiv.html

В Е. м. почитались: с XIII в.- прп. Евфросиния Суздальская, позднее - блж. Евдокия Суздальская ( 1776), блж. Марфа (Сонина; 10 авг. 1803). В 60-х гг. XVIII в. в Е. м. проживала мон. Иоанна, мать еп. Суздальского и Юрьевского Геннадия (Драницына) . Много потрудились управлявшая обителью с 1874 г. игум. Серафима (Лотова) и последняя (перед закрытием в XX в.) игум. Серафима (Селиванова). В нояб. 1906 г. в связи с появившимися у московской полиции агентурными сведениями о намечающемся ограблении Е. м. насельницы получили разрешение на владение 6 револьверами. А. В. Маштафаров Постройки Собор в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы впервые упоминается в писцовой книге Суздаля 1627-1629 гг.: «На монастыре церковь каменная Ризоположения Пречистыя Богородицы да придел благоверныя княжны Евфросинии Суждальские». Однако точная дата постройки храма и придела неизвестна, в писцовой книге сообщается, что это «строение прежних государей и ныняшняго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея Руси». Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Ризоположенский собор. Сер. - 2-я пол. XVI в. Фотография. 2004 г. Исследователи расходятся в датировке собора: от 20-х гг. XVI в. до 2-й пол. XVI в. Г. К. Вагнер без ссылки на к.-л. источники датировал возведение собора 20-ми гг. XVI в. (Старые рус. города/Автор-сост.: Г. К. Вагнер. М.; Лпц., 1988. С. 394), М. А. Ильин, П. Н. Максимов, В. В. Косточкин - 30-60-ми гг. XVI в. (История рус. иск-ва/Ред.: И. Э. Грабарь. М., 1955. Т. 3. С. 363). Н. Н. Воронин , также датировавший собор 20-ми гг. XVI в., указал на возможное ктиторство фаворита вел. кн. Василия III Иоанновича И. Ю. Поджогина. Трехглавие собора ученый объяснял ориентацией на кремлевский Рождественский собор Суздаля, рухнувший к этому времени ( Воронин. 1958. С. 196, 200). И. В. Арзамасцев предположил, что было 2 этапа строительства собора: возведение - в 20-х гг., перестройка - во 2-й пол. XVI в. ( Арзамасцев И. В. Ист. справка о Ризоположенском мон-ре в г. Суздале//ВСНРПУ. 1986. Архив 17402). А. Д. Варганов датировал постройку собора ок. 1580 г. и предположил участие в сооружении храма новгородских мастеров, «быть может из числа тех «сведенных» новгородцев, которые в большом количестве были поселены Иваном IV в Суздале» ( Варганов. 1944. С. 28-29); позже он пришел к выводу, что собор возвели к сер. XVI в. ( Он же. 1971. С. 74). В. В. Косаткин, Н. Н. Ушаков, М. Ф. Достоевский и В. Т. Георгиевский относили строительство ко 2-й пол. XVI в. ( Косаткин. 1906. С. 249-251; Ушаков. 1913. С. 31; Достоевский. 1917. С. 30-38; Георгиевский. 1900. С. 49), В. В. Седов - к 70-м гг. XVI в. ( Седов. 2000. С. 187-190).

http://pravenc.ru/text/187868.html

Одновременно с ростом влияния Иерусалимского престола в 1-й пол. V в. происходит быстрый упадок кафедры Кесарии Палестинской. В нач. V в. еп. Кесарии Евлогий († после 415) еще принимал деятельное участие в спорах о пелагианстве, но затем предстоятели этой кафедры почти не упоминаются в источниках. Ничего не известно об участии епископов Кесарии в Эфесских Соборах 431 и 449 гг. Лишь в актах Халкидонского Собора 451 г. встречается имя еп. Кесарии Гликона, к-рый не присутствовал на Соборе, и его интересы представлял еп. Зосим Меноидский. Начало палестинского монашества Прп. Иларион Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 46 об.) Прп. Иларион Великий. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. O.I.58. Л. 46 об.) Одной из характерных черт христ. жизни в Палестине уже с IV в. стало быстрое развитие монашества. В 1-й пол. IV в. отшельничество, а затем и общежительное монашество получили распространение в Египте, и близость этой страны к Палестине, по-видимому, сыграла решающую роль в развитии монашеских общин в ИПЦ и в распространении славы палестинских мон-рей. Сведения о начале монашества в Палестине содержатся в Житии прп. Илариона Великого, написанном блж. Иеронимом на рубеже IV и V вв. Прп. Иларион, уроженец Газы, в нач. IV в. нек-рое время подвизался в мон-ре прп. Антония Великого в Египте, а вернувшись на родину, поселился отшельником в окрестностях Маюмы. К 30-м гг. IV в. вокруг него уже сложилась монашеская община, находившаяся близ совр. дер. Дейр-эль-Балах (араб.- монастырь пальм). Ок. 356 г. прп. Иларион покинул Палестину, отправившись сначала в Египет, а в конце концов поселился на Кипре. В 362 г. его мон-рь был разрушен язычниками, но затем восстановлен ( Hieron. Vita Hilar.; Sozom. Hist. eccl. III 14; V 10, 15; Theodoret. Hist. eccl. III 7). Одним из основателей монашества в Палестине может считаться прп. Харитон, к-рый уже при имп. Константине основал мон-ри Фаран к северо-востоку от Иерусалима, Дука близ Иерихона и Сука (Старая лавра; ныне Хирбат-Хурайтун) в окрестностях Вифлеема ( Муравьев. 1844. С. 68-69). В 40-х гг. IV в. св. Епифаний Кипрский , уроженец с. Бесандука под Элевтерополем, основал мон-рь в окрестностях родного города и стал его настоятелем. Придерживаясь строгого никейского вероисповедания, свт. Епифаний принимал активное участие в богословских спорах сер. IV в. и был заметной фигурой в церковной жизни Палестины. Он оставался игуменом до сер. 60-х гг. IV в., когда был избран архиепископом Кипра, но и позднее поддерживал связи с палестинским монашеством и епископами Иерусалима, неоднократно приезжал на родину.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Изучение новгородской архитектуры 1-й трети XVI в. показывает определенную живучесть традиц. архитектурных типов, однако параллельно приезжими мастерами строились здания, не имеющие новгородских черт. В ряде построек заметно соединение новгородской и среднерус. традиций. В это же время возникает новый для Новгорода тип сооружений - столпообразный храм-колокольня, а также необычный тип храма без алтарной апсиды, соединенного с трапезной палатой. Сер.- 2-я пол. XVI в. Церковь во имя прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре. 1550–1552 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя прп. Варлаама Хутынского в Хутынском мон-ре. 1550–1552 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. В эпоху становления и развития общерус. архитектуры новгородское зодчество постепенно лишилось самобытных черт и существовало уже в рамках архитектуры Русского государства. В 40-60-х гг. XVI в. на Новгородской земле возводилось большое количество каменных храмов, однако точные даты их постройки неизвестны. В 40-х гг. XVI в., после разрушительных пожаров, восстанавливали городские церкви, тогда же архиеп. Феодосием был проведен основательный ремонт Софийского собора, в т. ч. устроены контрфорсы, поддерживавшие стены главного храма епархии. Среди новгородских храмов сер.- 2-й пол. XVI в. выделяются соборы Сыркова и Клопского монастырей и ц. вмч. Никиты. Заказчиком строительства собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери в Сырковом мон-ре (вероятно, 1548-1554) был Федор Сырков. Четырехстолпный 3-апсидный 5-главый храм, завершенный 2 ярусами палаток, имеет широкий и невысокий притвор, примыкающий к зап. фасаду (подцерковья в храме нет). По горизонтали фасады разделены тягами-карнизами, прясла завершают арки с килевидным подвышением, в центральных пряслах находятся 3-частные киоты и круглые окна, характерный для этой эпохи декор имеют апсиды и барабаны. Образцом для постройки Сыркова, возможно, стал хутынский Спасо-Преображенский собор. Особое место в зодчестве Н. о. занимает сложнейший комплекс ц. вмч. Никиты (1555-1557), возведенный на старой основе, согласно надписи, находившейся в паперти храма, по заказу жителей 3 соседних улиц (нек-рые исследователи предполагают, что заказчиком мог быть царь Иоанн IV Васильевич, двор которого находился рядом). Поставленный на подцерковье 6-столпный 3-апсидный, видимо, 5-главый объем храма с юга и запада окружала 2-ярусная галерея, у сев.-зап. угла был устроен Никольский придел, к юго-вост. углу примыкает 3-ярусная церковь-колокольня во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Подобная сложная композиция характерна для нек-рых среднерусских памятников сер. XVI в. (Богоявленский собор Авраамиева мон-ря в Ростове). На фасадах храма аркатурой и горизонтальной тягой-карнизом выделен ярус подцерковья.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010