IV в.), рельефах саркофагов , украшает евхаристические сосуды. Иногда А. изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер (LCI. Bd. 1. Ill. 1)), но обычно А.- муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми). Среди вариантов изображения жертвоприношения А. чаще всего встречается композиция, где А. левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от А. у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади А. изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве. С IX в. А. начинает изображаться с нимбом (Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699). Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Син. Греч. 129. Л. 105об.); фреска собора Софии Святой собор в Киеве , сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского монастыря в Пскове, 1313 г.). С XII в. А., как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения А. в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов , Лицевого Летописного свода, Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ГИМ. Син. Греч. 210. Л. 91); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.). Др. сюжет - Явление трех ангелов А., или Гостеприимство А. (см. Троица Пресвятая . ). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом А.

http://pravenc.ru/text/62850.html

Первые каменные церковные сооружения на территории епархии появились не ранее 50-60-х гг. XVI в. Возведение кирпичных храмов в эпоху Иоанна IV Грозного связано исключительно с Муромом. В июле 1552 г. Иоанн Грозный провел в городе 2 недели во время военного похода на Казань. После победы над ханством, вероятно во исполнение царского обета, в Муроме взамен деревянных построек начали возводить каменные храмы. Их строили на местах, имевших особое значение в сакральной топографии города ( Сухова. 2004. С. 12). Прямое указание на причастность царя к созданию каменного Благовещенского собора имеется в Пространной редакции «Повести о водворении христианства в Муроме»: под 1552/53 г. указано, что «прислал государь царь в Муром каменщиков» (Житие св. блгв. кн. Константина и чад его, блгв. князей Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев по ркп. 1-й пол. XIX в. МИХМ. инв. М-2325// Сухова О. А. Житийная икона св. блгв. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских: Александр Казанцев, 1714 г. М., 2006. С. 255-256). Писцовые документы 1623/24 и 1636/37 гг. фиксируют неск. построек в камне: городской собор, 5 храмов в 3 мон-рях и одну приходскую церковь, к-рые могли быть построены в грозненское время или неск. позже. А. Г. Мельник приводит перечень этих церковных сооружений Мурома: Благовещенский собор (заложен в 1552/53) Благовещенского мон-ря; городской собор Рождества Пресв. Богородицы (50-60-е гг. XVI в.); приходская ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского) (50-60-е гг. XVI в.); шатровая ц. святых Космы и Дамиана (1564); постройки Спасского мон-ря: Спасский собор (60-е гг. XVI в.), колокольня (60-е гг. XVI в.?), Покровская ц. с трапезной (2-я пол. XVI в.?), надвратная ц. прп. Кирилла Белозерского (2-я пол. XVI в.?; Мельник. 1994. С. 182). Из них сохранились лишь 2 памятника: значительно перестроенный Спасский собор и храм святых Космы и Дамиана, у к-рого в 1868 г. обрушился каменный шатер. В Благовещенском соборе от эпохи Иоанна Грозного осталось очень мало; в результате перестройки 60-х гг. XVII в. его облик приобрел типичные черты сер. XVII в. Николо-Можайский храм простоял недолго; в писцовой книге 1636/37 г. он зафиксирован разрушенным после пожара ( Сухова. 2009. С. 193-194). В Спасском мон-ре, кроме собора, не сохранились др. первоначальные каменные постройки.

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Поместные Церкви (по алфавиту названий) ИОАНН I еп. Картли (Мцхетский) (приблизительно 20-60-е гг. IV в.), 1-й Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН II (приблизительно кон. 20-х гг. VII в.), католикос Картли (Мцхетский), Предстоятель Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ИОАНН IV ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири I], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072) ИОАНН VI (Вранишковский Зоран; род. 1966), архиеп. Охридский, митр. Скопский, глава автономной Охридской Православной Архиепископии (ОПА), к-рая входит в состав Сербской Православной Церкви (СПЦ) ИОАННА БОГОСЛОВА АПОСТОЛА МОНАСТЫРЬ НА ПАТМОСЕ имп., патриарший, ставропигиальный, муж., общежительный, находится в юрисдикции К-польского Патриархата ИОАННА ЗЛАТОУСТА МОНАСТЫРЬ БЛИЗ КУЦОВЕНДИСА находится на оккупированной Турцией территории Сев. Кипра, принадлежит Святогробскому братству Иерусалимской Православной Церкви ИОАНН АПОКАВК (ок. 1155-1233), митр. Навпактский (1199/1200-1232), визант. церковный и политический деятель Эпирского деспотата, канонист, писатель ИОАННА ПРЕДТЕЧИ МОНАСТЫРЬ [Продрома мон-рь], действующий, жен., общежительный, принадлежит Серрской и Нигритской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАННА ПРЕДТЕЧИ СКИТ мон-рь, муж., действующий, принадлежит Веррийской, Наусской и Камбанийской митрополии Элладской Православной Церкви ИОАНН АРГИРОПУЛ (ок. 1393/94 или ок. 1415 - 1487), визант. ученый, гуманист, филолог, сторонник унии К-польской и Римско-католической Церквей ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II (сер. IV в. - 407), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.) ИОАННИКИЙ (Иоанн; 1930-2007), архим., проповедник, духовный писатель и поэт, издатель (Румынская Православная Церковь) ИОАННИКИЙ (Мичович; род. 1959), архиеп. Цетиньский, митр. Черногорско-Приморский, Зетско-Брдский и Скендерийский

http://pravenc.ru/rubrics/121368_30.html

Храмовый комплекс близ дер. Таршин. Ок. 3600 г. до Р. Х. Храмовый комплекс близ дер. Таршин. Ок. 3600 г. до Р. Х. Первые следы пребывания человека на М. относятся к V тыс. до Р. Х. Здесь найдены одни из древнейших в Европе мегалитических построек (напр., в Мнайдре и Таршине на о-ве Мальта и Джгантия на о-ве Гоцо, датируемые приблизительно сер. IV - сер. III тыс. до Р. Х.). В нач. II тыс. до Р. Х. острова обезлюдели. В сер. II тыс. до Р. Х. произошло новое заселение из Сицилии и Юж. Италии. Ок. VIII в. до Р. Х. Мальтийский архипелаг был подчинен финикийцам, в VI в. до Р. Х.- Карфагену. Нек-рое влияние на М. оказали греки. В 218 г. до Р. Х. острова были захвачены римлянами и в дальнейшем романизировались. Название о-ва Мальта, как и его древней «столицы» (Мелит), выводят из финик. malet (гавань, пристанище); др. этимология - от греч. μλιτος или лат. mel (мед), поскольку острова издревле славились медом. Христианизация началась ок. 60 г. по Р. Х., когда, как считается, на М. в течение 3 месяцев проповедовал св. ап. Павел, попавший на острова после кораблекрушения (Деян 27-28). Его по-дружески встретил «начальник острова» Публий , к-рый, согласно преданию, принял христианство и стал 1-м епископом Мелита. Христ. общины зафиксированы не позднее IV в. Колонна, на которой усечена глава ап. Павла (собор кораблекрушения ап. Павла в Валетте) Колонна, на которой усечена глава ап. Павла (собор кораблекрушения ап. Павла в Валетте) После раздела Римской империи (395) М. оказалась в ее зап. половине и в церковном отношении подчинялась Риму. С сер. V в. подвергалась набегам вандалов и вскоре стала частью Вандальского королевства. С его завоеванием в 533-535 гг. византийцами являлась владением Вост. Римской империи и тяготела к К-польской Патриархии. В 598 г. папа Григорий I Великий сместил еп. Мелита Туцилла (по др. версии - Люцилла), на смену к-рому был избран Траян, аббат мон-ря в Сиракузах. В 870 г. М. была завоевана арабами. Часть христ. населения была вывезена на территорию совр. Туниса и на Сицилию, Мелитский еп. Манас был брошен арабами в тюрьму Палермо. Хотя имена Мелитских иерархов в период араб. господства неизвестны, церковная орг-ция, по всей видимости, сохранялась. Предположительно, большинство христиан проживали на о-ве Гоцо, тогда как на о-ве Мальта преобладали мусульмане и евреи (Tristia ex Melitogaudo. 2010. P. XCV-XCVII). Главным городом стала Медина (Мдина), возникшая на месте разрушенного Мелита; однако экономическим центром М. постепенно стал район больших гаваней на севере острова, связывающий его с Европой. С того времени на архипелаге доминировал диалект араб. языка, ставший основой для совр. мальтийского языка. Арабы принесли с собой новые сельскохозяйственные культуры, в т. ч. хлопок и цитрусовые, но сохранилось немного материальных памятников их присутствия,

http://pravenc.ru/text/2561762.html

ап. Тит (64 или 67 - ок. 106, пам. 25 авг.); св. Филипп (60-70-е гг. II в., пам. зап. 11 апр.); Диодор или Диоскор (2-я пол. II или 1-я пол. III в.); свт. Мирон (255 - ок. 280 или ок. 330-340, пам. 8 авг.); сщмч. Кирилл (ок. 280-304, пам. 9 июля, 6 сент.); сщмч. Петр Новый (после 304, пам. греч. 14 и 16 июля); Павел (упом. ок. 325); Елиан (упом. в 343); Василий I (упом. в 381-382); св. Диоскор (2-я пол. IV - нач. V в., без пам.); прп. Евмений (кон. IV - нач. V в. или ок. 668, пам. 18 сент.); Сапий (упом. в 422); Иконий (упом. в 431); Мартирий (упом. в 449-457); Феодор (упом. в 536-553); Синесий (V-VI вв.); Еварест (V-VI вв.); Георгий (?) (VI в.); Иоанн I (упом. в 597-599); Еклиссиодор († 624); Павел (упом. в 667-668); Василий II (упом. в 681-691); Стефан I (нач. VIII в.); Георгий (VIII в.); свт. Андрей Критский (ок. 710-740, пам. 4 июля); Илия I (упом. в 787); Никита I (VIII в.); Никита II (VIII в.); Иоанн II (VIII в.); Георгий (кон. VIII в.); свт. Василий III (847-858, впосл. архиепископ Фессалоникийский, пам. греч. 1 февр.); Василий IV (упом. в 880); Илия II (после 920, не позднее 961); Андрей II (кон. X в.); Никита III (X в.); Стефан II (упом. в 1027-1030); Иоанн III (упом. в 1089); Лев (кон. XI в.); Михаил (кон. XI в.); Константин I (кон. X - нач. XI в.); Илия III (упом. в ок. 1120-1130); Василий IV (1-я пол. XII в.); Константин II (1-я пол. XII в.); Николай I (сер. XII в.); Иоанн IV (упом. в 1166-1172); Мануил I (2-я пол. XII в.); Мануил II (2-я пол. XII в.); Николай II (упом. в 1195-1221); Никифор I Мосхопул (упом. в 1285-1322); Антоний Омологет (упом. в 1306); Илия IV (XIV в.); Макарий (упом. в 1357); Анфим, митр. Афинский (1365/66-1370); Игнатий, митр. Ст. Патр (упом. в 1381); Прохор, митр. Ставропольский (упом. в 1410); Паисий Гортинский (упом. в 1439); Неофит (Пателарий) (1646/47 или 1652-1679); Никифор II (Скотакис) (1679-1683); Каллиник I (1683-1687); Арсений I (1687-1688); Афанасий (Каллиполитис) (1688-1697); Каллиник II (1697-1699); Арсений II (1699-1701); Иоасаф (Киминис) (1702 - ок. 1710); Константин (Халкиопулос) (1711-1716, 1719-1722); Герасим I (1716-1719); Даниил (1722-1725); Григорий, еп. Гортинский (ок. 1725); Герасим II (Летидзис) (1725-1755); Анфим (1756); Герасим III (1756-1769); Захария (Маридакис) (1769-1786); Максим (Прояннакопулос) (1786-1800); Герасим IV (Пардалис) (1800-1821); Мефодий (1823); Каллиник III (1824-1830); Мелетий I (Николетакис) (1831-1839); Порфирий (Фотиадис) (1839); Каллиник IV (Гаргаладос) (1839-1842); Каллиник V (Хугиас) (1842-1843); Хрисанф (1843-1850); Софроний I (1850); Дионисий I (1850-1856); Иоанникий (1856-1858); Дионисий II (Харитониадис) (1858-1868); Мелетий II (1868-1873); Софроний II (1873-1877); Мелетий II (1877-1882); Тимофей I (Кастринояннакис) (1882-1897); Евмений II (Ксирудакис) (1898-1920).

http://pravenc.ru/text/166273.html

В стишном Прологе 60-х гг. XVI в. (БАН. Тит. 239) находится краткое Житие М., написанное, возможно, в сер. XVI в. неизвестным книжником. Редакция стишного Пролога создана на основе текста Жития, вошедшего в ВМЧ ( Гадалова Г. С. Проложное Житие прп. Макария Калязинского//ДРВМ. М., 2003. 4(14). С. 11-12). Кроме указанных проложных редакций в рукописи кон. XVII в. (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1296) находятся еще 2 Проложных Жития, основанные на текстах Пространной и Сокращенной редакций Сказания об обретении мощей М. или статьи 20-х гг. XVI в. В нач. XVIII в. появилась новая редакция Жития свт. Димитрия (Савича (Туптало)) , митр. Ростовского (см., напр.: ЖСв. Кн. 7. С. 343-359). В кон. ХХ - нач. XXI в. Житие М. впервые было переведено на совр. русский язык тверским писателем В. З. Исаковым (см.: Памятники литературы Др. Твери. Тверь, 2002. С. 58-63; Тверская классика. Тверь, 2005. С. 208-213). В 80-х гг. XVI в., вероятно, в Троице-Сергиевом мон-ре (см. Троице-Сергиева лавра ), были созданы новые произведения о святом: Слово похвальное, написанное иноком Макарием, и молитва М. В Слове похвальном калязинский подвижник уподобляется прп. Сергию Радонежскому, М. также назван великим защитником Русской земли. Текст Слова похвального М. полностью воспроизводит текст Слова похвального прп. Евфимию Суздальскому, написанного в 60-х гг. XVI в. иноком Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря Григорием. Молитва М. аналогична молитве прп. Сергию Радонежскому. Служба М. (нач. «Радуися, священная главо…») создана до 16 янв. 1547 г., когда вел. кн. Иоанн IV Васильевич венчался на царство. Лит. образцом для составителя службы стало творение Пахомия Логофета - служба прп. Сергию Радонежскому. Слова в стихире гласа 8 «яко звезда от запада» свидетельствуют о том, что автору была известна родовая легенда Кожиных о происхождении их родоначальника якобы из Швеции. По мнению А. Е. Смирновой, автор службы был знаком с Проложным Житием. Ранние списки обоих памятников входят в рукопись сер. XVI в. (РГБ. Ф. 256. 397). Служба на день памяти М. приходится на постные дни и не должна иметь малой вечерни, но в ряде рукописей списки разных редакций предварены службой на день обретения его мощей на малой вечерне («Вседержителною десницею укрепляем…»), созданной после Собора 1547 г. (старший список в сборнике 1548 г.- ГИМ. Епарх. 407. Л. 86-117). Текст службы на малой вечерне почти полностью заимствован из службы прп. Варлааму Хутынскому Пахомия Логофета.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

Э. Н. П. Иконография Каин убивает Авеля. Мозаика кафедрального собора в г. Монреале. 1180-1190 гг. Каин убивает Авеля. Мозаика кафедрального собора в г. Монреале. 1180-1190 гг. Изображения А. известны по памятникам христ. искусства, иллюстрирующим текст кн. Бытия (4. 2-8). Как правило, А. представлен безбородым юношей, в хитоне и гиматии или в пастушеской милоти, в руке посох. Наиболее распространенным сюжетом является эпизод жертвоприношения А. и Каина (4. 4-6). Уже в IV в. в росписи катакомб Виа-Латина А. и Каин изображены приносящими Богу свои дары: пастух А. держит в руках овечку, земледелец Каин - связку колосьев. Эта иконография сохраняется в мозаике Палатинской капеллы в Палермо, 1146-1151 гг., и кафедрального собора в г. Монреале (Юж. Италия). 1180-1190 гг., где за жертвоприношением следует изображение убийства А. В мозаике вимы Сан-Витале в Равенне, 547-548 гг., жертвоприношение А. представлено рядом с жертвоприношением Мелхиседека, в Сан-Аполлинаре-ин-Классе , VII в.?,- с жертвоприношением Авраама. С агнцем на плечах (см. Пастырь добрый) А. изображен в мозаике Сан-Марко в Венеции, XIII в. С XI в. изображение А. встречается в композиции «Сошествие во ад» (миниатюра в Евангелии XI в. в Великой лавре на Афоне); росписи собора Мирожского монастыря , сер. XII в.; ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1191 г. Авель. Фреска ц. Спаса на Ильине в Новгороде. 1378 г. Авель. Фреска ц. Спаса на Ильине в Новгороде. 1378 г. В миниатюрах рукописей, подробно иллюстрирующих историю Адама и Евы, кроме названных сюжетов изображается младенец А. на руках Евы и А., пасущий свои стада (Пятикнижие Ашбурнхама. VII в. Paris. nouv. acq. lat. 2334. P. 6). В росписях Санта-Мария Антиква в Риме, IX в., представлено погребение А. В XVI-XVII вв. эти сюжеты получают широкое распространение в рус. искусстве: в миниатюрах рукописей (Лицевой летописный свод, 60-70-е гг. XVI в.; Хронограф, кон. XVI в.; лицевые Библии XVII в.); в иконах ( «Четырехчастная» из Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в.; «Сотворение мира», 1630 г. (ГИМ); дверь в жертвенник, XVII в. (ГИМ)); в монументальной живописи (Успенский собор Свияжского мон-ря, 2-я пол. XVI в.; ц. свт. Николая (Николы Надеина), 1640 г., и ц. свт. Николая (Николы Мокрого), 1673 г., в Ярославле; ц. Воскресения Христова на Дебре в Костроме, 1652 г.; ц. Воскресения в Ростовском Кремле, ок. 1675 г.).

http://pravenc.ru/text/71275.html

Распространение почитания П. в это время может быть связано с деятельностью митр. свт. Макария и царя Иоанна IV Васильевича Грозного, неоднократно посещавшего Ростов для поклонения Ростовским чудотворцам, а в 1563 г. назвавшего П. в послании свт. Макарию в числе святых, покровительству к-рых приписывалось взятие рус. войсками Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320). Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 279 об.) Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г. (РНБ. Тит. 43 (Ф. 775). Л. 279 об.) Имя П. указано в «Похвальном слове новым русским святым» Григория Суздальского (50-е - нач. 60-х гг. XVI в.): «Царевича Петра мало воспомяну словом: у Царя бо царствующим той царствует во веки» ( Макарий (Веретенников), архим. Эпоха новых чудотворцев: (Похвальное слово новым рус. святым инока Григория Суздальского)//АиО. 1997. 2(13). С. 144). Характерные для сер.- 2-й пол. XVI в. особенности почитания П. отражены чудом 1572 г., появляющимся в 1591 г. в редакции Ионы (Думина) Жития св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского, где святые Борис и Глеб и Александр Невский во время похода к Москве Девлет-Гирея I встают из гробов и обращаются друг к другу: «...поидем в Ростов къ споборнику нашему Петру царевичю, да и той с нами споможет на безбожных Измаилтян сроднику нашему царю и великому князю Ивану Василиевичю». С сер. XVI в. П. почитается в Ростовской епархии вместе со святителями Леонтием, Исаией , Игнатием и Иаковом , а также с прп. Авраамием Ростовским и блж. Исидором Твердисловом. В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) под 30 июня указывалось: «Петра царевича ростовскаго чюдотворца; благовесть в лебедь, трезвон средней»; под 3 июля: «Выпевати Андрею, или Афонасию Афонскому, или Петру царевичу» (РИБ. Т. 3. Стб. 84-85). В печатных московских Месяцесловах 1639, 1646, 1648, 1659, 1662 гг. под 29 июня была отмечена память П. («и святаго благовернаго и преподобнаго Петра царевича, Ростовского чюдотворца... Петр царевичь бысть от земли Великия Орды, преставися в лето 6761-е» - Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 294; далее приводился тропарь и кондак святому - Там же. С. 295).

http://pravenc.ru/text/2580106.html

После ухода ордынцев митр. Фотий еще месяц проживал в митрополичьих владениях во Владимирской земле. По предположению М. В. Толстого , именно святитель или приближенный к нему болгарский инок Пахомий Грек стали организаторами захоронения П. Летописи о месте погребения П. не сообщают, однако в «Книге глаголемой Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) утверждалось, что священник был погребен у Спасо-Преображенской ц. в «веси Синег на Святе озере» (Описание о российских святых. С. 226; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 171), входившей в состав Митрополичьей области . Память о мученическом подвиге П. поддерживал клир владимирского Успенского собора. Во 2-й пол. XV в. с разной степенью подробности рассказ о кончине П. попал в нек-рые списки Новгородской IV летописи, а затем в Московские общерус. летописные своды (посл. четв. XV в.- 1-й трети XVI в.), а также в «Книгу степенную» (рубежа 50-х и 60-х гг. XVI в.). П. анонимно поминался в епархиальных синодиках, в к-рых читалась «вечная память» «скончавшимся нужною смертию архимандритом, и игуменом, и всему священничскому чину, и притчу церковному, и иноком, и всем православным христианом от безбожного Талыча во граде Володимери» (РНБ. Погод. 1596. Л. 167 об.; РГБ. Ф. 344. 99. Л. 57; Конев С. В. Синодикология. Ч. 2: Ростовский соборный синодик//Ист. генеалогия. Екат.; Н.-Й., 1995. Вып. 6. С. 103). Несмотря на внимание в сер. XVII в. царя Алексея Михайловича к христ. подвигам лиц, похороненных во владимирском Успенском соборе, настоятелем к-рого был свящ. Сергий, родной брат московского патриарха Иосифа , канонизация П. не состоялась. В сер. 50-х гг. XVII в. его имя не было занесено в Месяцеслов троицкого келаря Симона (Азарьина) (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201. Л. 322 об.). Тем не менее местное почитание П. продолжалось. В нач. XVIII в. в «Книге, обдержащей в себе собрание всех Российских святых чудотворцов…», принадлежавшей П. И. Савваитову , в числе святых г. Владимира был отмечен «святый священномученик Патрикий, ключарь владимирския соборныя церкви, пострада от татар за церковную утварь» ( Барсуков. С. VII, стб. 421; Описание о российских святых. С. 226). По данным кон. XIX в., П. еще не был канонизирован (Описание о российских святых. С. 226; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 170-171). В 1982 г. имя П. было внесено в Собор Владимирских святых, празднование к-рому было учреждено по инициативе Владимирского и Суздальского архиеп. Серапиона (Фадеева) и по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).

http://pravenc.ru/text/2579770.html

Очевидно, во 2-й пол. 50-х - сер. 60-х гг. XVI в. окончательный текст Жития муромских князей еще не существовал. По крайней мере К., М. и Ф. не были включены в генеалогию муромских князей, сохранившуюся в составе частных редакций и списков 2-й пол. XVI - нач. XVII в. Государева родословца 1555 г., текст их Жития не был включен в «Книгу степенную» царского родословия. По-видимому, краткая запись о К., М. и Ф. была составлена в сер. XVI в. уроженцем Мурома или лицом, тесно связанным с ним. Согласно этому источнику, К. вместе с детьми прибыл в город из Киева. В Муроме он «неверные люди в веру привел» и основал здесь Благовещенскую ц., к-рую перед походом на Казань посетил Иоанн IV. По мнению Р. П. Дмитриевой , краткая запись была составлена в 50-х гг. XVI в. Ее текст сохранился в сборнике XVII в. (РГБ ОР. Ф. 92. Собр. С. О. Долгова. 53. Л. 355-356 об.). Исследовательница считает, что «толчком к почитанию этих муромских князей и составлению Ж[ития] скорее всего послужило обнаружение большой каменной плиты с перечислением их имен» ( Дмитриева. 1988). Однако на Руси до посл. четв. XV в. не было традиции подписывать надгробные плиты: первая датированная плита относится к 1480 г. Житие муромских князей известно по 3 редакциям - Средней, Сокращенной и Пространной ( Плюханова. 1995. С. 151). Оно отразилось также в Похвальном слове Константину, Михаилу и Феодору, которое Дмитриева называла отдельной редакцией Жития ( Дмитриева. 1988). Три указанные редакции имеют широкую датировку (2-я пол. XVI - XVII в.). Предполагается, что древнейшей из них является Средняя редакция, составленная во 2-й пол. XVI в. Ее автор не имел достоверных биографических сведений о св. муромских князьях, агиограф знал только предание о них, сохранявшееся в Благовещенской ц. Этих сведений было недостаточно, поэтому автор Средней редакции привлек для создания Жития источники, подходившие тематически. Установлено, что ими были «летописный рассказ о Крещении Руси, Память и похвала князю Владимиру, проложные Жития Владимира и Ольги, проложное Житие Леонтия Ростовского, Сказание о Борисе и Глебе» (Там же. С. 286-287). Вопрос об авторстве Жития муромских князей остается открытым. Биография

http://pravenc.ru/text/2057094.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010