Театр в Кирре. Сер. II в. [Кир; греч. Κρρος, Αγιοπολις; лат. Cyrrhus], античный и византийский город в Сев. Сирии, ныне развалины Талль-эн-Наби-Хури, в 76 км к северо-западу от Халеба, близ границы Сирии и Турции), церковная кафедра в составе митрополии Иераполя (ныне Манбидж) Антиохийской Православной Церкви . Основан предположительно ок. 300 г. до Р. Х. царем Востока Селевком I Никатором как один из эллинистических полисов, к-рые окружали столицу Селевкидов Антиохию и обеспечивали грекам контроль над Сирией. В римскую эпоху бытовала легенда о том, что город основали иудеи, уведенные в плен персид. войском царя Кира II Великого и назвавшие свое новое поселение в его честь ( Procop. De aedificiis. II 11). К. находился на полпути из Антиохии на восток к стратегически важной переправе через Евфрат у Зевгмы (севернее совр. Биреджика). Тем не менее в ряду др. подобных городов (Вероя, Апамея, Эмеса и др.) К. занимал второстепенное положение. Первые документальные сведения о существовании города датируются ок. 220 г. до Р. Х. В эпоху Селевкидов город развивался медленно, использовался в основном как крепость в регионе, близком к границам царств Армении и Понта, постоянно стремившихся оспорить те или иные районы Сев. Сирии у Селевкидов. В период распада селевкидского царства К. в нач. I в. до Р. Х. вошел в состав Вел. Армении царя Тиграна, в 64-63 гг. до Р. Х. в результате завоеваний рим. полководца Гнея Помпея - новой рим. пров. Сирия. В эпоху длительного рим. правления военно-политическая роль К. почти не изменилась. Город служил одной из рим. баз для ведения кампаний против Армении на севере и Парфии на востоке. В I в. по Р. Х. здесь был расквартирован 10-й легион, к-рый в 66 г., накануне первой Иудейской войны, был переведен в Иерусалим. Уроженцем К. был Авидий Кассий (ок. 130-175), ставший в 60-х гг. II в. наместником Сирии, а в 175 г. пытавшийся неудачно поднять мятеж против имп. Марка Аврелия. В первые века по Р. Х. в К. был распространен местный культ Зевса Киррестия (расположение храма не установлено). В сер. III в. город был дважды оккупирован персид. войсками, однако восстановлен и в ранневизант. эпоху (IV-VI вв.) пережил заметный расцвет. К. приобрел большое значение как один из крупнейших христ. паломнических центров Сирии. Церковная кафедра К. пользовалась большим влиянием в период, когда ее занимал блж. Феодорит (423-457), богослов Антиохийской школы и церковный писатель.

http://pravenc.ru/text/1841117.html

Дата рождения И. К. Р. вычисляется исходя из сведений о его пребывании в К-поле в 403/4 г.; обычно ее относят к нач. 60-х гг. ( Weber. 1961. S. 1; Olphe-Galliard. 1953. Col. 214; Stewart. 1998. P. 4) или к сер. 60-х гг. IV в. ( Pichery. 1955. P. 9; Goodrich. 2007. P. 2). Имя Иоанн применительно к себе И. К. Р. употребляет дважды ( Ioan. Cassian. De inst. coenob. V 35; Collat. 14. 9). Выдвигались предположения, что это могло быть имя, данное ему при крещении ( Marrou. 1947. P. 595-596; Hamman. 1986. P. 512) или при пострижении в монашество ( Stewart. 1998. P. 4). Согласно одной из гипотез, И. К. Р. взял имя Иоанн в честь своего учителя свт. Иоанна Златоуста ( Cappuyns. 1949. Col. 1319; Pichery. 1955. P. 8). Рим. имя Кассиан (производное от Кассий) в сочинениях И. К. Р. не упоминается, однако так его называли современники и последующие церковные писатели - Палладий, Созомен, Геннадий Марсельский, Кассиодор, Григорий Турский и др. Возможно, это было имя И. К. Р., данное ему при рождении ( Stewart. 1998. P. 4); менее вероятно, что это был этноним, указывающий на происхождение И. К. Р. из обл. Истрия в М. Скифии ( Marrou. 1947. P. 595-596; Coman. 1970. P. 63-65). Прозвище Римлянин, закрепившееся за Иоанном Кассианом в Византии и на Руси, встречается у свт. Фотия , патриарха К-польского, полагавшего, что родиной И. К. Р. был Рим (Ρμην λαχντος πατρδα - Phot. Bibl. 197). Выдвигалась также гипотеза, что это прозвание связано с происхождением И. К. Р. из М. Скифии, к-рая была частью церковного диоцеза Фракия и находилась в юрисдикции патриарха К-поля - Нового Рима (см.: Cuper. 1868. P. 463-464). Однако наиболее вероятным представляется предположение, что прозвание Римлянин означает только то, что Иоанн Кассиан был не грекоязычным, а латиноязычным автором ( Stewart. 1998. P. 5). И. К. Р. происходил из состоятельной христ. семьи ( Ioan. Cassian. Collat. 24. 1); с раннего возраста он был воспитан в духе христ. благочестия ( Idem. De inst. coenob. III 4). Из членов семьи И. К. Р. упоминает только сестру (Ibid. XI 18), к-рая впосл. под его влиянием стала монахиней основанного им в Массилии женского мон-ря ( Stewart. 1998. P. 4). И. К. Р. получил образование под началом домашнего учителя, наставлявшего его в классической греко-римской лит-ре ( Ioan. Cassian. Collat. 14. 12). Родным языком И. К. Р. скорее всего был латинский, однако он хорошо знал и греческий, на к-ром свободно общался и читал ( Chadwick. 1968. Р. 9-10). Поездка в Палестину

http://pravenc.ru/text/471291.html

Дальнейшие детали биографии Н. не поддаются реконструкции из-за скудости источников. Т. н. Дионисиевский каталог (перечень Александрийских патриархов, составленный в XIX в. на основе разрозненных документов, хранившихся в архиве Патриархии) датирует вступление Н. на престол 1370 годом и отводит на его правление 15 лет. Позднейшие ученые (В. Грюмель , Ж. Насралла), исходя из вышеупомянутой переписки вост. патриархов с Римским престолом, отнесли начало Патриаршества Н. к сер. 60-х гг. XIV в. Его преемник Марк IV фигурирует в ряде документов 2-й пол. 80-х гг., что позволяет считать окончанием правления Н. середину 80-х гг. XIV в. Ист.: Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 532; Tomus Synodicus II//PG. 151. Col. 716; RegPatr, N 2526, 2541, 2571; Abü-l-bbs Amad al-Qalqašnd. Kitb ub al-aš. Al-Qhira, Т. 11. P. 392-393. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Αλεξ. Σ. 577f; Grumel. Chronologie. P. 444; Прохоров Г. М. Публицистика Иоанна Кантакузина: 1367-1371 г.//ВВ. 1968. Т. 29(54). С. 318-328; он же. [Беседа Кантакузина с легатом Павлом]//Там же. С. 328-334; Nicol D. M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the XIVth Century//JEcclH. 1970. Vol. 21. N 4. P. 289-300; Setton K. M. The Papacy and the Levant. Phil., 1976. Vol. 1. P. 310; Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 58, 62-63, 71; PLP, N 20678; Панченко К. А. Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке//Арабы-христиане в истории и лит-ре Ближ. Востока. М., 2013. С. 202-219. К. А. Панченко Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.)

http://pravenc.ru/text/2577719.html

В 1565, 1566 и 1568-1571 гг. в Вологде жил Иоанн IV Грозный. По его приказу в 1566 г. к юго-востоку от Ленивой площадки заложили новый кремль. В 1568 г. в нем началось строительство собора во имя Св. Софии. До освящения Софийского храма главной в Вологде была ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке, где был погребен еп. Киприан. В новом кремле для Великопермского епископа было построено деревянное подворье; в сер. XVII в. на месте архиерейского двора близ Софийского собора находились храм во имя свт. Стефана Пермского, кельи архиерея, хозяйственные сооружения. С кон. 60-х гг. XVI в. Вологда стала постоянным местом пребывания архиерея, к нач. XVII в. швед. резидент П. Петрей писал, что в Вологде было 4 наиболее важные церкви, «при которых живет епископ», архиерей совершал торжественные богослужения не только в соборе Св. Софии, но и в храме во имя свт. Николая ( Масса, Петрей. С. 185). В результате присоединения Вологды в В. е. вошли крупные мон-ри, в частности Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (основан в XIII в.), Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (основан в 1371) и др. В 1503 г. в Прилуцкий мон-рь был принесен образ прп. Димитрия Прилуцкого , написанный Дионисием . В Вологде икону встречал еп. Никон. В память об этом событии 3 июня было установлено местное празднование, совершался крестный ход из собора в Прилуцкий мон-рь. В XVI-XVII вв. на территории епархии активно развивалась монашеская жизнь, было основано значительное число мон-рей и пустыней, преимущественно в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Обители были небольшими, как правило, они получали земли или ругу от московских вел. князей (обычно располагались на их землях), большая их часть закрылась в 1764 г. Наиболее значительными были Корнилиев Комельский и Арсениев Комельский мон-ри. Собор 1589 г. утвердил перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея - архиепископ Вологодский и Великопермский. Вологодский Софийский дом

http://pravenc.ru/text/155162.html

Леонида в Лехее, портовом пригороде Коринфа (50-60-е гг. V в. (?) и 518-527), 23 пары колонн отделяли широкий центральный неф, с трансептом на востоке, его средняя ячейка, формирующая виму, была перекрыта шатром или деревянным куполом. Совершенство исполнения характерно для мраморной резьбы и инкрустированных полов. Среди редких центричных структур наиболее ранней является церковь в б-ке Адриана в Афинах (ок. 400), восходящая к семейству тетраконхов с амбулаторием. К ее композиции, вероятно, восходят храмы подобного типа на севере Балканского п-ова: в Охриде (Македония), Адрианополе и Перуштице близ Пловдива (нач. VI в. (?)) (см. ст. Болгария ). В т. н. Красной ц. в Перуштице вместо амбулатория имеются лишь обходы вдоль юж. и сев. экседр, колонны заменены толстыми столпами. Распространены были и церкви типа свободного креста. Наиболее часто строились здесь 3-нефные базилики, к-рые продолжали возводить и после отказа от подобных структур в К-поле и др. областях с сер. VI в. В церквах Фракии и Дакии нефы разделяли рядами колонн и столпов, несущих стропильное перекрытие (Патриаршая базилика в Велико-Тырнове, V-VI вв.; базилика у крепостной стены Монтаны, IV в.), или близко поставленных столпов, поддерживавших своды (Маркианополь (Девня), IV-VI вв.; базилика в квартале Галата Одесса (Варны), IV-V вв.; Ст. Митрополия в Месемврии (Несебыре), V-VI вв.). В этих областях (совр. Болгария), вероятно, чуть позже получил распространение тип сводчатой базилики на крещатых в плане, близко поставленных столпах (ц. Св. Софии в Сердике (ныне София), V-VI вв.; базилика в Голямо-Белове, V-VI вв.), большая часть перекрытий представляла секции из крестовых сводов. В центральном нефе Эленской базилики у Пирдопа (V-VI вв.) выделены 2 квадратные ячейки, по крайней мере восточная из них была перекрыта куполом или пандативным сводом, так же было перекрыто средокрестие ц. Св. Софии в Сердике - базилики с трансептом. Часто, как в греч. церквах, на концах нартекса устраивались помещения, напр. в зальной ц.

http://pravenc.ru/text/383977.html

2006)/Éd. F. Amsler et al. Prahins, 2008. P. 25-45; idem. Peter and His Secretary in Pseudo-Clement//Writing the Bible: Scribes, Scribalism and Script/Ed. Ph. R. Davies, Th. Römer. Durham, 2013. P. 177-188; Amersfoort J., van. The Ebionites as Depicted in the Pseudo-Clementine Novel//JEastCS. 2008. Vol. 60. P. 85-104; Bremmer J. N. Pseudo-Clementines: Texts, Dates, Places, Authors and Magic//The Pseudo-Clementines/Ed. J. N. Bremmer. Leuven, 2010. P. 1-23; Pouderon B. La genèse du roman pseudo-clémentin: Études littéraires et historiques. Louvain, 2012; «Soyez des changeurs avisés»: Controverse exégétique dans la littérature apocryphe chrétienne/Éd. R. Gounelle, G. Aragione. Strasbourg, 2012. I. Агиография. Самые ранние свидетельства почитания К. как мученика относятся к кон. IV в. В 80-х или 90-х гг. II в. сщмч. Ириней Лионский утверждал, что из Римских епископов мученическую смерть принял только Телесфор (127/8-137/8) ( Iren. Adv. haer. III 3. 3; Euseb. Hist. eccl. V 6). Более поздние христ. писатели, в т. ч. Евсевий Кесарийский, также полагали, что К. скончался естественной смертью (ср.: Tillemont. Mémoires. 17012. P. 159-160). О поминовении К. не упоминается в древнейших христ. календарях - в «Depositio martyrum», к-рый отражает рим. литургическую практику сер. IV в., и в Сирийском мартирологе 411 г., составленном на Востоке. О мученичестве К. не сообщали ни блж. Иероним в соч. «О знаменитых мужах» ( Hieron. De vir. illustr. 15), ни Руфин Аквилейский в переводе «Церковной истории» Евсевия ( Eusebius Werke. Lpz., 1903. Bd. 2. H. 1/Hrsg. E. Schwartz, T. Mommsen. S. 275). Однако в др. сочинениях эти авторы утверждали, что К. претерпел мученичество. Так, Руфин в соч. «О подлоге книг Оригена» упоминал о «Клименте, ученике апостолов, который после них был в Римской Церкви и епископом, и мучеником» (qui Romanae ecclesiae post apostolos et episcopus et martyr fuit - Rufin. De adult. lib. Orig.//PG. 17. Col. 620). Эту фразу без к.-л. возражений и комментариев процитировал блж.

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мон-рь Каленич. Общий вид [серб. жен. мон-рь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (первоначальное посвящение точно неизвестно, вероятно, также в честь Пресв. Богородицы) Шумадийской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на р. Каленичская в местности Левач, в т. н. моравских землях - между реками Велика-Морава и Зап. Морава, близ г. Крагуевац (Сербия). Настоятельница - игум. Нектария (Траяноска), в мон-ре 7 монахинь (кон. 2011). Сведений об основании и раннем периоде существования К. до XVIII в. не сохранилось. Исходя из архитектурного облика и стилистических особенностей росписи храма, его основание датируется 1-й четв. XV в. Высочайший уровень мастерства архитекторов и живописцев, строивших и украшавших храм, указывает на богатый аристократический заказ, что позволяет связать основание К. с активным монастырским строительством в моравских землях представителей серб. династии Лазаревичей (кон. XIV- нач. XV в.). Отождествить мон-рь с к.-л. из известных по историческим источникам средневек. обителей в этом регионе не удается. Не исключено, что наименование К., этимология которого не установлена, появилось не ранее XVIII в. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. Ктиторская композиция. Роспись сев. стены наоса ц. Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Каленич. 1413–1427 гг. На частично сохранившейся на сев. стене храма ктиторской композиции изображены блгв. деспот Стефан Лазаревич (с венцом на голове) и «протовидияры» Богдан с супругой Милицей и его брат Петр. Над фигурами Стефана и Петра сохранились первоначальные подписи, а над фигурами Богдана и Милицы поздние подписи, сделанные мон. Герасимом (60-е гг. XVIII в.), к-рый, вероятно, ошибся в интерпретации упраздненного к XVIII в. визант. титула протовестиара, использовавшегося при дворах серб. царя Стефана Душана IV, кн. Лазаря и деспота Стефана Лазаревича (сер. XIV- нач. XV в.). Однако неизвестно, насколько мон. Герасим отразил первоначальный текст. С. Чиркович и Г. Бабич предположили, что на композиции изображен протовестиар Богдан, придворный деспота Стефана, неоднократно упоминающийся в письменных источниках, но к.-л. свидетельств его ктиторской деятельности не сохранилось. На основании расположения фигур в композиции были выдвинуты 2 гипотезы относительно причин появления изображения правителя: для обозначения иерархических отношений между правителем и придворным или как свидетельство о финансовом вкладе или ином участии деспота в возведении обители.

http://pravenc.ru/text/1319955.html

четв. XV в.//ДРВМ. 2004. 4 (18). С. 54-62. Архим. Макарий (Веретенников),М. В. Печников Иконография Наиболее ранние изображения Г. известны в цикле миниатюр Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (Шумиловский том), включающих события из жизни святителя, напр.: хиротония Г. во архиепископа Новгородского, Г. посылает «повольную» грамоту на поставление митр. Зосимы, передает вологодские церкви в Пермскую епископию, поездка вел. кн. Иоанна III в Новгород, молебен в соборе Св. Софии и обед у Г., сведение Г. с новгородской кафедры, преставление Г. и др. (РНБ. F. IV. 232. Л. 385 об., 414, 434 об., 441 об., 465, 523-523 об., 640 об.- 642), а также посвященных розыску и обличению новгородских еретиков: наказание «новгородских попов» кнутом и возвращение их в Новгород в 1488 г., «смятение в людях» Новгородской земли по поводу ереси «жидовствующих», прп. Иосиф Волоцкий с помощью Г. составляет обличительные «слова» (Л. 413 об.- 414, 436, 441) и др. Г. представлен, как правило, в архиерейской мантии и белом клобуке (черный - в миниатюрах последнего периода жизни) или в богослужебном облачении, с седой окладистой бородой, без портретных особенностей и нимба, иногда в соответствии с повествованием дважды в композиции (см., напр.: Житие прп. Нила Сорского, Белозерского чудотворца. М.; Вологда, 2001. С. 102, 120). Подобная иконография встречается и в лицевой рукописи Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких кон. XVI - нач. XVII в. (ГИМ. Вахром. 71. Л. 86), в рассказе о составлении Досифеем жития соловецких первоначальников (Г. в черном клобуке беседует с монахами). Имя святого без указания дня памяти и описания внешности упомянуто в тексте иконописного подлинника кон. XVIII в. (БАН. Строг. 66. Л. 152 об.). Икона Г. вместе со свт. Иоанном Новгородским, сер. XIX в., находилась в Спасо-Преображенском Валаамском мон-ре (впосл. в ц. свт. Николая Чудотворца в Ваасе, Финляндия). В одном из клейм образа «Собор русских святителей» 2-й пол. XIX в. (собор равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге) - имеется его ростовое изображение вполоборота влево, в фелони, в омофоре, с палицей и в митре, с раскрытой книгой в руках (подчеркнуты заслуги Г. как духовного писателя), у него - длинные пряди и борода средней величины; такой же извод - на литографии, изданной в Новгороде ок. 1895 г. ( Тихомиров. Т. 2. Вкл.). Ростовой образ святителя - в профиль, в архиерейской мантии и куколе, с седой волнистой бородой, правая рука - на груди, в левой руке крест - помещен в числе подвижников нач. XVI в. в росписи галереи Русских святых почаевской Успенской лавры, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в. (поновлена в 70-х гг. XX в.), работы иеродиаконов Паисия и Анатолия (живописный академический вариант изображения); также - в алтарной росписи Успенского собора Иосифова Волоколамского мон-ря, выполненной в 1904 г. палехскими мастерами артели Н. М. Сафонова по рисункам архит. И. С. Кузнецова.

http://pravenc.ru/text/162054.html

В сер. X в. при поддержке Ашота IV, к-рого называли 2-м строителем О. (фресковая надпись в юж. крыле кафоликона, лапидарная надпись на трапезной; утрачены, прочитаны Н. Я. Марром: Марр. 1911. С. 160-163; КГН. 1980. Т. 1. С. 285, 287), в мон-ре были проведены масштабные строительные работы. Во 2-й пол. XIII в. или в XIV в. была воздвигнута колокольня ( Хоштария. 2005. С. 80). Около мон-ря был выстроен мост ( Марр. 1911. С. 156). Зодчие из О. участвовали в строительстве или обновлении др. мон-рей и церквей: так, для обновления кафоликона мон-ря Мартвили царь Баграт III (978-1014) пригласил зодчего Михаила Опизари (надпись на зап. приделе кафоликона, утрачена во 2-й пол. XIX в.: КГН. 1980. Т. 2. С. 36-37, 199). Настоятеля мон-ря Антония (колофон Тбетского Четвероевангелия//НЦРГ. Q 929, 60-70-е гг. XII в. Л. 289) отождествляют с еп. Кутаисским Антонием (Сагирисдзе) (Карбелашвили. 1900. С. 2; Такаишвили. 1909. С. 157-158; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 356). В приписке к Бертскому Четвероевангелию (НЦРГ. Q 906, XII в. Л. 340-341) сохранились подробные сведения о младшем современнике Антония, опизском духовнике Иоанне ( Кондаков. 1890. С. 46; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 319-320). В Синаксаре (НЦРГ. А 97. XI в. Л. 81) упомянуты настоятель обители Давид и его сестра мон. Мария, в миру Марфа (Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Вып. 1. С. 434). Модзгварт-модзгвари мон-ря Герман (Шиладзе) и настоятель Иоанн (Кавкасидзе) (НЦРГ. А 97, Л. 231, 360; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 442, 447) происходили из крупных груз. феодальных родов. Особую роль со 2-й пол. XIII в. стал играть княжеский дом Джакели, имевший право (дарованное, видимо, царями) распоряжаться доходами, поступающими с земель О. (Мат-лы по истории Юж. Грузии. 1982. С. 30-31). По неясным причинам О. и близлежащими мон-рями иногда управлял один настоятель (напр., св. Иоаким (Цумедидзе) - мон-рями О. и Цкаростави; НЦРГ. А 93. Л. 234; Цкароставское Евангелие//НЦРГ. Q 907, 1195 г. Л. 6; Описание груз. рукописей. 1958. Т. 2. С. 326; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1973. Т. 1. Ч. 1. С. 443). В поминальной записи Алавердского Четвероевангелия упомянут деканоз Иосиф из О. (XV-XVI вв.) (НЦРГ. А 484. Л. 1; Описание груз. рукописей Церк. музея. 1986. Т. 2. Ч. 1. С. 215).

http://pravenc.ru/text/2581431.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства ИОСИФЛЯНЕ Иосифляне, постриженики Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря; сторонники последователей прп. Иосифа Волоцкого ИОСИФ НОВЫЙ (Фуско Иаков; ок. 1568 - 1656), свт. (пам. румын., серб. 15 сент.), митр. Темишварский (Влашкоземский) Печской Патриархии ИПАТИЙ (XIV-XV вв.), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 31 марта, 28 авг.- в Соборе преподобных Киево-Печерских отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), целебник ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.) ИППОЛИТ Николаевич Красновский (1883 - 1938), прот., сщмч. (пам. 19 мая, в Соборе Курских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИПСИСТАРИАНЕ (ипсистарии, ипсистиане), синкретическая религ. секта, существовавшая в первые века по Р. Х. в вост. регионах Римской империи, а также в Византии до IX в. ИРАКЛ [Иракла], свт. (пам. зап. 14 июля; пам. копт. 8 хойака/кихака (4 дек.)), архиеп. Александрии (230/1-246 или 248) ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим. ИРАКЛИЯ ПОНТИЙСКАЯ [Гераклея; Понтираклия], античный греч., визант. и совр. тур. город в Сев. Анатолии, на юго-зап. побережье Чёрного м., митрополия К-польской Православной Церкви ИРАКЛИЯ ФРАКИЙСКАЯ [Гераклея; тур. Мармара-Эреглиси], город на сев. берегу Мраморного м. (Пропонтиды), центр митрополии К-польской Православной Церкви ИРГИЗСКИЕ МОНАСТЫРИ исторический центр старообрядцев-поповцев (см. в ст. Беглопоповцы), возникший в 60-70-х гг. XVIII в. на землях саратовского Заволжья ИРИНА (Хвостова Ирина Михайловна; 1882- 1938), мон. , прмц. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий ИРИНАРХ (Грезин Владимир Кузьмич; род. 1951), еп. Раменский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси ИРИНАРХ (Лапшин Иоанн Игнатьевич; 1832-1902), еп. Ярославский и Костромской старообрядцев Белокриницкой иерархии (ныне Русская православная старообрядческая церковь) ИРИНАРХ (Парфёнов Иван Васильевич; 1881-1952), архиеп. Московский и всея Руси Русской православной старообрядческой церкви (см. Белокриницкая иерархия) ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) ИРИНЕЙ († кон. II в.), еп. Лионский (Лугдунский), раннехристианский богослов, полемист, отец Церкви, сщмч. (пам. 23 авг.; пам. зап. 28 июня)

http://pravenc.ru/rubrics/121236_134.htm...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010