Собор Святого Петра – сооружение странное, местами вычурное. Если вспомнить те же записки Диккенса, «это – огромное здание, где не на чем отдохнуть душою и где взор быстро утомляется». Согласен – San Pietro, но не Купол. Я тоже теперь пишу это слово с большой буквы. Ослепительно белый, парящий, словно он и на самом деле невесом, в этой особенной итальянской дымке, которую о. Бомэн назвал «утренним туманом». Нет, это, конечно, не туман, sfumato, sfumata luce (рассеянный свет) или легкая дымка. Леонардо да Винчи говорит о ней, что художник должен уметь, изображая здания, видимые на большом расстоянии, показать, что видны в них только светлые и освещенные солнцем части, тогда как невидимое для солнца остается «почти цвета тумана средней темноты»… Сколько раз именно в такой дымке видел я купол, стоя у парапета в небольшом апельсиновом садике на Авентине. Он находится у церкви Святой Сабины в двух шагах от nлoщaдu dei Cavalieri di Malma u дворца мальтийских рыцарей, в запертый сад которого можно заглянуть через замочную скважину. Площадь эта устроена в XVIII веке по проекту Джованни Пиранези. Думаю, он придумал и эту скважину, которую в Риме знает каждый. Через нее словно в подзорную трубу видна длинная аллея внутри сада и в конце ее далеко–далеко – Купол. Но из «моего» апельсинового сада Купол и вообще вся панорама Рима видны ничуть не хуже. А кроме того, здесь, в садике, идет своя жизнь: молодые матери и нянюшки гуляют с маленькими детьми, кто-то сидит в коляске, другие бегают, третьи – учат английский язык, повторяя какие-то отдельные слова и фразы… Школьники здесь неумело ухаживают за своими одноклассницами; так, один мальчишка вырвал из рук у своей пассии рюкзачок и забросил прямо на стену пристроенного к садику дома. Она, тоненькая как пальма и подвижная как обезьяна, забирается по отвесной стенке и, кажется, уже спасает свою сумку, но тут её опережает вооружившийся длинной палкой кто-то из друзей моего Танкреда, и рюкзак оказывается где-то совсем в другом месте. Воинственная Клоринда не сдается и в конце концов побеждает. Смех, крики, реплики разгневанной Клоринды, звонкие реплики, похожие на пение или на урок сольфеджио, и атмосфера какой-то абсолютной невинности, детскости и чистоты.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Именно поэтому снова и снова наполеоновцы отмечали «азиатский» стиль московской архитектуры. Путали колокольни с минаретами, некоторые храмы принимали за мечети. «В отличие от устремленных к облакам колоколен наших городов Европы, здесь тысячи минаретов одни зеленые, другие разноцветные были закруглены и блестели под лучами солнца, похожие на множество светящихся шаров, разбросанных и плывущих над необъятным городом. Восхищенные этой блестящей картиной, наши сердца забились сильней с гордостью, радостью и надеждой». Гвардия без промедления начала грабить Кремль. Золото! Серебро! Хватай, отрывай! Во дворцах расположилась верхушка Великой армии. Захваченный город полководцы отдают армии на разграбление – такова была традиция того времени. Но французы переборщили с грабежами. Москвичи смотрели на оккупантов с ненавистью, какой не встретишь в Берлине или Вене. Вена была столицей государства, которое до Наполеона называлось «Священной Римской империей германской нации». Абстракция какая-то! А теперь вспомним упрямое слово Россия. страна, которая собралась вокруг Москвы, вокруг великого князя и царя. Деревня к деревне, зёрнышко к зёрнышку. Оккупанты видели угрозу в глазах немногих оставшихся в городе москвичей – и быстро приступали к профилактическим расправам. Победное настроение ещё не улетучилось. «При виде кремлевского дворца полуготического, полусовременного, дворца Романовых, и Рюриковичей, при виде их трона, еще не низвергнутого, при виде креста колокольни Ивана Великого и красивейшей части города, увенчанной Кремлем и еще не охваченной пламенем, которое пожирало лишь пока торговый квартал, — Наполеон вернулся к своим прежним надеждам. Его тщеславию льстило такое завоевание. Он громко воскликнул: «Наконец-то я в Москве, в древнем дворце царей! В Кремле!» И он с горделивым любопытством и чувством удовлетворения рассматривал все мелочи», — вспоминал Сегюр – квартирмейстер наполеоновского штаба, сын французского посла в России екатерининских времён. Непобедимый завоеватель проводил свою первую ночь в Кремле. Наполеон на новом месте спал, как никогда, крепко и долго. Его будили – а он снова проваливался в сон, как мальчишка. Так отдыхает, отрешившись от всего, человек, ощутивший себя победителем. Кампания закончена! Теперь победителю остаётся горделиво ожидать, что Россия упадёт к его ногам, а император Александр согласится на унизительные условия. Сказалось напряжение трёх последних месяцев. Он спал то ли восемь, то ли девять часов – в два-три раза дольше, чем обычно. Проснувшись, поинтересовался: что произошло? А в окно уже врывался дым: большой город погрузился в апокалиптический пожар.

http://pravmir.ru/pozhar-moskvy-osvetil-...

Второй пример сотрудничества, можно наблюдать в Чеченской республике, где религиозное просвещение и знакомство с культурой и духовными истоками этноса неотделимо от основного образовательного курса у школьников. Еще остается ряд вопросов в связи с процентным соотношением преподавания ислама и других религиозных культур, особенно Православия. Однако видна добрая воля администрации республики к диалогу с Церковью. Это наглядно продемонстрировал прошедший в мае в г.Грозном международный форум «Ислам — религия мира и созидания», на котором доклад представителя Церкви был заслушан в числе пяти первых выступлений и проводились индивидуальные переговоры с главами ДУМ ЧР и КЦМСК. Третий пример связан с привлечением к организации досуга детей и подростков общественных организаций без нравственного контроля со стороны традиционных религиозных общин. В частности, 12 июня, в День России, был проведен с участием некоторых общественных некоммерческих организаций детский праздник на территории Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, собравший в среднем около двух тысяч детей. Уже с начала этого праздника участникам стали раздаваться листовки секты Фалуньгун, а в официальной части перед выступлением представителей традиционных религий России на сцене был показан номер по оздоровлению человека «представителями китайской медицины и систем здоровья Фалунь-дафа». Также в течение всех трех часов детского праздника по площадке среди детей и школьников курсировал а-ля бразильский карнавал — четыре обнаженные девицы и странного вида музыканты с барабанами и свистками. На фоне таких «детских» досуговых мероприятий невинной шалостью выглядит тот факт, что одними из самых больших и красиво оформленных мест на площадке Московского городского дворца детского творчества были шатры, тематически посвященные китайской культуре и традициям этого государства, что несколько странно смотрелось 12 июня. Выводы из этих примеров можно сделать вполне однозначные — только совместными усилиями властей, бизнеса, традиционных религий и общественных организаций возможно с пользой организовать образование и досуг школьников. Если какой-то компонент в этой системе взаимоотношений примет гипертрофированную форму или наоборот, будет выдавлен за ее пределы — немедленно возникнет пробуксовка всего процесса и угроза превращения детских мероприятий в пропагандистские, коммерческие, экстремистские и иные курсы. Уже давно назрела необходимость создания координационного совета хотя бы на столичном уровне по созданию эффективных условий проведения досуга и дополнительного образования на безвозмездной основе.

http://pravmir.ru/otdel-po-vzaimodejstvi...

Зоей буд. имп. Михаила V Калафата. В 1078 г. здесь отрекся от престола имп. Михаил VII Дука. В 1081 г. в храме скрывались знатные дамы из семейства Комнинов, поднявшего мятеж против имп. Никифора III Вотаниата. Ок. 1285 г. здесь проходил Собор, на к-ром Византия отказалась от Лионской унии 1274 г. и был осужден низложенный патриарх Иоанн XI Векк. 13 мая 1347 г. во Влахернском храме состоялись коронация Иоанна VI Кантакузина и его жены и венчание имп. Иоанна V Палеолога с Еленой, дочерью Кантакузина, весной 1354 г. был коронован имп. Матфей Кантакузин. Священная купальня церкви над источником во Влахернах Священная купальня церкви над источником во Влахернах В 1204 г., после захвата К-поля крестоносцами, в церкви разместилась община каноников, к-рая вскоре наряду с неск. др. вновь образованными католич. мон-рями К-поля отказалась участвовать в выборах лат. патриарха и не признавала его до 1217 г. Позднее, еще до освобождения К-поля, церковь была выкуплена православными и вошла в юрисдикцию К-польских Патриархов, живших в изгнании в Никее. В 1348 г. пираты разграбили храм и убили неск. священников. 29 февр. 1434 г. на деревянной крыше храма возник пожар, полностью уничтоживший постройку, и она более не восстанавливалась. Все святыни храма были утрачены. Руины церкви (или какой-то части дворца В.) были известны в Стамбуле до XIX в. Несмотря на разорение, среди правосл. населения Османской империи источник пользовался большим почитанием. К нему совершались крестные ходы в субботу Акафиста и на праздник Положения Честной ризы Божией Матери (2 июля). Вода из этого источника протекала под городской стеной и впадала в море. От XVII в. сохранились свидетельства о чуде, когда в день потопления вражеского флота (2 июля) вода в море, куда впадал источник, становилась кровавой и сохраняла этот цвет до 1 сент. «Оберегает все то место, откуда течет святая вода, русская полонянка, для того, что ей указано с тех людей, кто к святой воде придет, брать по деньге с человека, и тем она питается» ( Каптерев Н.

http://pravenc.ru/text/ВЛАХЕРНЫ.html

И действительно, это был человек крайне заносчивый, властолюбивый, алчный, который с крайним презрением относился к вверенному его управлению народу, смотря на него лишь как на источник государственной казны и своего личного обогащения. Не удивительно, что, при таком характере и взгляде на управляемый народ, Понтию Пилату уже на первых порах пришлось не раз приходить в крайне неприятное столкновение с иудеями, которые, невольно чувствуя всю оскорбительность для их самолюбия такого отношения к ним со стороны иноземного правителя-язычника, приходили в крайнее раздражение от всякой более или менее неприятной им меры прокуратора. Таких столкновений у Пилата в течение ого десятилетней службы в Палестине было не сколько и они no большей части заканчивались тем, что до болезненности гордый римлянин должен был отступать пред фанатизмом разъяренного народа, обнажавшего свои груди для острия римских мечей и от исступления рвавшего на себе волосы, неистово завывавшего и выкрикивавшего угрозы жалобой и доносами Тиверию на все чинимые его прокуратором беззакония. 5 Понятно, какой горький осадок в душе римского игемона должны были оставить такие столкновения, которые, во всяком случае, до крайности обострили его отношения к вождям ненавистного ему народа, и он только ради сохранения своего места держался no отношению к ним в качестве холодно-высокомерного сановника, едва сдерживавшего свою внутреннюю ненависть под личиной внешней благопристойности. Для достоинства представителя римской власти, конечно, было не особенно приятно требование вождей иудейства, чтобы он, во внимание к обрядовым тонкостям малопонятной ему религии, вышел к ним из дворца и выслушал их заявление на открытом воздухе. Но Пилат уже горьким опытом дознал, как опасно затрагивать религиозные предрассудки иудеев, и потому он не замедлил выйти из претории, тем более, что римский обычай ничего не имел против самой широкой гласности в разборе судебных и всяких правительственных дел. Римские правители, а за ними и полуязыческие Ироды ставили свои трибуналы безразлично то перед дворцом, то на базаре, даже в театре, цирке и на больших дорогах, где только оказывалась наличная надобность в разборе того или другого дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/hristo...

По всей горе Киев распространён Владимиром и Ярославом, а когда он спустился на Подол, положительно неизвестно; но после Ольги, при которой, по свидетельству летописи (под 945г.), «на подольи не седяху людье, но на горе», и более или менее задолго до 1068г., когда на Подоле является уже «торговище», и когда, следовательно, он уже был частью города более или менее населённой и застроенной. В противоположность Подолу (по древнему Подолье) половина города, находившаяся на горе, получила название, как в сейчас приведённом месте летописи, именно «Горы». Относительно части горы, которую занимал доисторический и первоначальный исторический город в теснейшем древнем смысле этого слова, т. е. в смысле места, обнесённого стенами,– крепости или кремля, обыкновенные представления совершенно ошибочны. Обыкновенно принимается, что первоначальный город «занимал северо-западную (-восточную?) часть старо-киевской горы, составляющую так называемое Андреевское её отделение» 628 , т. е. большую или меньшую местность около нынешней Андреевской церкви. Но нынешняя Андреевская церковь находится в 50 саженях 629 от Десятинной церкви (через дорогу от неё), а эта последняя была построена Владимиром вне города близь загородного княжеского теремного двора или дворца (загородного княжеского дворца, который в числе своих зданий имел каменный терем или башню). Если бы первоначальный город находился там, где его полагают, то загородный дворец приходился бы непосредственно за городской стеной: но какая цель и какой смысл строить загородный дворец тотчас же за городской стеной? Этот загородный дворец был увеселительный летние дворец, при котором находилась большая или меньшая роща (больший или меньший парк) для ловли птиц 630 : это последнее обстоятельство совместимо ли с тем, чтобы дворец находился непосредственно за городом? Первоначальный город находился у «увоза» или взвоза, т. е. взъезда, Боричева снизу на гору 631 . А увоз Боричев шёл на гору, как мы приводили свидетельства выше, не от Днепра, а из Крещатицкого оврага 632 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Итак, Лев опирался на «армянскую» клику. Противостояли же ей такие могущественные силы как, например, род, из которого вышли патриархи Тарасий и Никифор 90 , а впоследствии и Фотий 91 . Вообще, судя по тому, с какой легкостью император Никифор I подавлял мятежи «армянских» кланов (ему даже не приходилось прибегать к казням и членовредительству 92 ), он пользовался поддержкой очень значительной части византийской аристократии, и эти люди не могли быть довольны потерей влияния при Льве. Часть оппозиции в 820 г., несомненно, составили именно они. То, что при Михаиле II эта группа вернулась к власти, доказывается также следующим обстоятельством. Как известно, император Константин VI в свое время развелся со своей женой Марией и женился на фрейлине своей матери императрицы Ирины Феодоте. Никифор I принял сторону Марии и объявил второй брак Константина недействительным. Одновременно он изгнал из дворца братьев Феодоты, которые имели чин патрикиев 93 . Михаил I вернул их обратно одновременно с такими видными представителями «армянских» кланов как Лев Армянин и Лев Склир. Михаил же Аморийский женился на Евфросинье, дочери Константина от Марии. Этот династический брак не просто должен был подкрепить легитимность Михаила, как часто пишут, – это был четкий знак того, что к власти вернулась та клика, которая доминировала при Никифоре I. И все-таки в оппозиции Льву оказались не только старые соперники. Ведь и Михаил Аморийский, и Фома Славянин, будучи людьми незнатными, находились в клиентских отношениях с кланом Льва. Значит, от этого императора отвернулась даже часть тех сил, на которые он первоначально опирался. Поскольку никаких других причин тому источники, даже крайне враждебные ко Льву, не приводят, остается считать побудительным мотивом такого поворота именно репрессивные меры по нейтрализации действительных или потенциальных противников. Косвенным подтверждением этой гипотезы могут служить истории о справедливости Льва, несомненно, восходящие к 94 . В византийской практике демонстративное правосудие, как правило, оборачивалось публичными экзекуциями виновных и коррумпированных судей 95 . По-видимому, именно это имеет в виду источник, враждебный Льву, у Продолжателя Феофана:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В самом деле, если фигура орудия позорной казни, употребленная, как религиозный символ, смущала верующих первых столетий и казалась необыкновенной язычникам, то пополнение идеи искупления, именно: изображение Спасителя, пригвожденного ко кресту, должно было приводить в сильнейшее замешательство новообращенных и возбуждать еще более язвительные насмешки язычников. Не надо, притом, упускать из вида, что язычники, не понимая настоящего смысла догматов новой религии, предполагали, что христиане обоготворяют человека, распятого за свои злодеяния и поклоняются орудию Его казни, подобно тому, как они – изображению своих богов, что должно было казаться им величайшим безумием. Об этом говорит и апостол Павел в своем послании к Коринфянам: ( 1Кор. 1:23 ): «А мы проповедуем Христа распятого; для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие». Из слов церковных писателей и из деяний мучеников, известно также, что проконсулы и правители провинций, судившие христиан, не раз убеждали их не поклоняться человеку несчастному, казненному, Который, не будучи в состоянии спасти Самого Себя, не мог, потому, спасти и верующих в Него. Следствием непонимания, была насмешка, и памятник особенного рода может дать нам очень верное понятие, до какой степени она, иногда, была неумолима и едка. В Риме, на Палатинском холме, среди развалин дворца Цесарей 409 , открыли в юго-западной части его, возле церкви св. Анастасии, в 1857-м г. несколько комнат. Стены их были покрыты graffiti, т. е. фигурами и надписями, начерченными острием на штукатурке, вероятно, того рода палочками – stili – из кости или металла, которыми древние римляне писали по навощенным дощечкам. Будучи постоянно под рукою, стили служили им, также, когда они для забавы чертили на стенах и колоннах домов, все, что приходило им в голову. Следы этого рода развлечения, мы беспрестанно встречаем в Помпее. Согласно некоторым археологам, в этом крыле дворца Цесарей, жили ветераны их стражи; а по мнению других ученых – находилась школа пажей императоров (paedagogium); последнее предположение вероятнее и доказывается graffiti, усмотренными тут.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Части св. ризы Христовой имеются еще в С.-Петербурге, в соборах Зимнего дворца и Петропавловском. Лк.23:35 . И стояху людие зряще. Ругáхуся же и князи с ними, глагóлюще: иныя спасé, да спасéт и себé, áще тóй éсть Христóс Бóжий избрáнный. (И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.) И стояху людие зряще (стоял народ и смотрел). Какой контраст! Господь в ужасных страданиях молится за врагов, а народ стоит и смотрит на казнь своего невинного Учителя, как на какое зрелище! Мало этого, народ по всей вероятности, подучаемый или возбуждаемый злейшими врагами Его, начальниками, книжниками и фарисеями, и сами начальники (князи) издевались (насмехались – ругахуся) над Ним, хулили Его, говоря (глаголюще): других спасал (иные спасе) от разных бед и страданий, пусть (да) спасет Себя самого (Себе) и пр. т. е. какой же Он Мессия? Если Он действительно Мессия, Сын Божий, всесильный чудотворец, то пусть покажет теперь всемогущество над Самим Собою, избавит Себя от крестной смерти: для Него должно быть все возможно. Тогда, как говорится в Евангелии Матфея, мы признаем Его за Мессию и сейчас же уверуем в Него. «Синедрион искушает Бога, требуя чуда, пишет святит. Черниговский Филарет, после того, как видел столько чудес и смеялся над чудесами. Гораздо более значило восстать из гроба, и однако Каиафы не переменились. Нет, Сын Божий тем то и даст познать Себя, что не снидет со креста, доколе не положит душу Свою за спасение мира. Еще Давидом предсказано было о Мессии: пронзили руки Мои и ноги Мои ( Пс.21:17 ). Вот это и сбылось теперь над Искупителем мира.» «Оскверненные и пребеззаконные! восклицает св. Златоуст. Пророки разве не были пророками, или праведники праведниками оттого, что их Бог не исхитил от напасти? И они также страдали. Что может сравниться с вашим безумием?». У еванг. Матфея прибавлено: Упова (уповал) на Бога, да избавит ныне (пусть спасет теперь) Его, аще хощет Ему (если Он угоден Ему).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Отец Александр: – В нашей практике – да. Тем более что в Священном Писании этой фразы нет. Нам задают вопрос: «А как же раньше? Люди друг друга не видели, родители решали – и женили». Во-первых, может быть, это миф, я этого тоже не исключаю. А во-вторых, я не знаю, как они жили. Просто не представляю себе. Может быть, жили и мучились. А что оставалось еще? Когда приезжаешь во дворцы императоров или знатных вельмож, которые в нашем городе еще кое-где сохранились, то с удивлением узнаёшь на экскурсии, что, оказывается, дворец делился на женскую и мужскую части. Вот здесь, например, была спальня великого князя. А здесь была спальня его жены. В разных концах дворца. И возможно, они вместе-то спали считанные разы за всю жизнь. И, в общем-то, поженились потому, что так нужно было из династических соображений. Вот так и жили. Она здесь, а он – там. Откуда всякие фавориты и всё прочее бралось. Я признаюсь честно. Я мечтаю, чтобы у меня в квартире был личный кабинет, со своей библиотекой и так далее. Но я не мечтаю о личной спальне, мне это в голову не придет, понимаете. Вот в чём дело. – То есть при искренних, добросердечных отношениях к своему супругу, но при отсутствии какого-то пламенного влечения, какое в юности случается с людьми, – нельзя создать крепкую семью? По крайней мере, сотрудничество же возможно в таких отношениях? Матушка Любовь: – Ну, в 20 лет это будет, может быть, пламенное влечение, а в 40 – нечто другое. Но вот это чувство, эта искорка – должна быть. Я не очень понимаю, как можно вступать в супружеские отношения «для сотрудничества» просто с хорошим человеком, с коллегой по работе. Это совсем другое! Мой мужчина, с которым я хочу прожить всю жизнь! Я считаю, что, конечно, если такой человек не встретился, то лучше уж одной тогда жить, нежели «мне надо замуж». Можно ли простить измену – Мы немножко поговорили о возможных причинах развода. А если речь идет о психологическом насилии? Допустим, муж унижает, давит, манипулирует. Как тут быть? Отец Александр: – Иногда такие вещи происходят на уровне подсознания. Они могут быть следствием каких-то психологических травм, пережитых в детстве или, быть может, в армии. Человек может не понимать, что он унижает, что он манипулирует. Если он понимает и делает это, то, скорее всего, не любит. Если он не понимает, тогда уже появляется какой-то шанс открыть ему глаза и это исправить. Но здесь без помощи специалистов не справишься.

http://pravmir.ru/razvestis-ne-razvestis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010