Эх, времена!.. Когда тебе только плохо от отречения, это, оказывается уже – верность. А верности моей – «тьфу» цена, не остался ж с ними, когда арест объявили, генерала этого козлобородова не припорол на месте, как должно бы верному… А в тот же час сподобился видеть и слышать двух верных: один мальчик совсем, Сережей звать, корнет конного Крымского Ее Величества полка, на груди Георгий четвертый как у меня, ранен, как дошел-то, едва стоять может, пробрался сквозь толпы-своры «восторженных», чтоб только увидеть Государыню и уведомить Ее в своей преданности. С него хотели сорвать погоны с Ее инициалами – не дал: вручила, говорит их мне Она и только Она лишить может. Умолял разрешить остаться при Ней, хоть даже посуду мыть… а снизу слышится матершина, пение и смех «восторженных» из Сводного Его Величества полка… Эх, думаю, лучше Царице посуду мыть, чем в этой своре числиться. Ну, Государыня его в сторону отводит: «Сначала, – говорит, – отлежитесь, и Я вам дам поручение». А мне велит подойти к телефону и позвонить коменданту Зимнего дворца, узнать, как у них там, и сказать, что Она молится за них, мысленно с ними, и, ежели что, попытается им помочь. Эх, думаю, да как помочь-то? Этих Сводных теперь и за водкой-то посылать накладно. Звоню; трубку снимает сам комендант, князь Ратиев, представляется (это и есть второй верный), велит благодарить Ее Величество, говорит: «Пока живы, но толпы пьяной солдатни, штатских и полуштатских уже во Дворце…» Затем замолк. Я в трубку дую, кричу, затем опять слышу его. Какой голос!.. спокойный, ровный, ко всему готовый… «Передай, – говорит, – Ее Величеству мои заверения в верности и преданности, другой возможности мне уже не представится, мы будем стоять насмерть, но силы не равны и… Да, толпа ломает двери этого помещения, прощайте, полагаю, сейчас меня убьют». И тут в трубке так треснуло, будто из пушки моей выстрел, и – все… Не успела Государыня к телефону… Глава 5 …Отпросился я через пару дней в Питер, задумку заимел: ладно, думаю, нет инвалидной гвардейской команды, но Волынцы-то гвардейцы есть! В запасном батальоне Волынского полка, что в Питере стоял, у меня целый ворох знакомых, а главный знакомый – командир учебной части, капитан Лашкевич, из москвичей.

http://azbyka.ru/fiction/pepel/

11 . Так повеселившись на пиру, они разошлись по своим палаткам, беседуя о том, что произошло во время обеда, но главной темой их разговоров был Бризакий. Глава VI 1 . На утро царь Хосров перевел все союзное войско через реку Заб. Перс Мебод, посланный в Сингарон, вторгся в Вавилонию и, оказавшись вблизи царских городов, послал вестника к начальнику царского дворца, приказывая ему заготовить большой запас продовольствия, а также достаточное количество денег; он говорил, что сюда явится к нему многочисленное союзное войско и что за нерадивость он будет наказан смертью. 2 . Тот, кому было поручено заботиться о дворце, показал письмо Мебода лицу, оставленному Варамом заведовать царскими сокровищами во дворце. 3 . Тот, пораженный страхом, собрав в середине ночи бывший при нем военный отряд, удалился в Ктесифон, оставив Селевкию. 4 . Говорят, что Селевк, по прозванию Никатор 216 , выстроил Селевкию между двух рек, из которых Тигр впадает в Персидский залив, а Евфрат, протекающий в тех же местах, разделяется на три части, теряет свое обычное наименование и называется различными именами. 5 . Один из этих рукавов, разделившись на мелкие русла, мало-помалу теряется по большим каналам и ямам; этим он делает всю эту страну очень плодородной. Другой рукав течет в Вавилонию и, разлившись, заболочивает низменности Ассирии. 6 . Третий же рукав протекает по полям Селевкии, впадает в Тигр и делает этот город трудно завоевываемым, укрепив его пучинами вод, словно какой-то цепью стен и укреплений. 7 . На второй день, услыхав, что Селевкия осталась без защиты, Мебод ночью ворвался в нее, приказав ромеям поднять победный крик, начать шумные разговоры на своем языке и наносить удары мечами без разбору, как придется, всякому встречному. 8 . Итак, жители Селевкии, пораженные непобедимым страхом, сдали свой город на милость Мебода. Вследствие этого повсюду пошли шумные толки, так что и в Ктесифоне распространился страх и среди варваров, живущих по соседству с городом, начались разговоры, будто Селевкия взята ромейским войском.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда случалось, что у Давыдовой не доставало для какой-нибудь части ризы подходящих каменьев, как раз являлись от неожиданных жертвователей нужные драгоценности. В 1849 году великолепно шитая и сплошь унизанная каменьями риза была окончена, а в 1853 году было издано хромолитографическое изображение иконы. В 1863 году в Царскосельском дворце и в его храме рано утром вспыхнул пожар. Не смотря на все принятые меры, поток пламени быстро шел вперед, истребляя на пути все, что могло служить ему пищей. Попалив часть дворца, огонь почти мгновенно охватил купола и кресты дворцового собора и проник внутрь него. Тогда государь и императрица пожелали вынести из Знаменской церкви чудотворную икону. Едва венценосные хозяева вышли навстречу иконе и приложились к ней, а икону стали обносить вокруг горевшего дворца, как пожар почти мгновенно прекратился. Вот несколько случаев чудесно оказанной людям помощи через Царскосельскую икону «Знамение» Богоматери. М. Д. Воеводский, служивший при русском посольстве в Афинах, перед отъездом из Петербурга в 1849 году служил перед Царскосельской иконой молебствие о благополучном путешествии. Однажды вечером в Афинах в глухом месте напали на него разбойники, требуя часы и деньги и угрожая смертью. Не зная, как себя защитить, Воеводский неожиданно для самого себя сказал: — Я русский. Совершенно также неожиданно разбойники мирно ответили ему: — А, ты русский! Ваш Николай (т. е. император) добрый, иди с Богом... На возвратном пути из Греции корабль, на котором плыл Воеводский, подвергся в Черном море страшной буре; все были уверены в его крушении и неизбежной своей гибели. Между тем Воеводский мысленно обратился к Царскосельской иконе «Знамение» Божией Матери и с верой призвал на помощь Владычицу Небесную. В это самое время вода ударилась в корабль с необыкновенно страшной силой, и он совершенно неожиданно очутился невредимым в тихой и спокойной бухте. Жена батарейного командира Дидрикс, по выходе в замужество, в продолжение 8 лет не имела детей. Супруги очень скорбели об этом и нередко выражали скорбь свою знакомым. Сочувствуя такой горести, одна ближайшая знакомая подала им добрый совет: приобрести хромолитографическое изображение Царскосельской иконы и, освятив его, молиться перед ним каждый день Царице Небесной о разрешении неплодства своего. Супруги поспешили воспользоваться таким советом, приобрели св. икону, поставили перед ней неугасимую лампаду и начали с верой молиться милосердной Владычице об утолении своей печали. И что же?.. Вера и молитва их, сверх ожидания, скоро оправдались: через 10 месяцев Дидрикс благополучно разрешилась здоровым и красивым младенцем.

http://sedmitza.ru/lib/text/440311/

Главная из стоящих над землей находок, которая была обнаружена в последние годы, это подклеть мечети " Kapi Agasi Mehmet Aga Camii " , которая была отождествлена как основа церкви Иоанна Богослова. Она упоминается в совершенно шизофреническом трактате о церемониях византийского двора. Там описано все, вплоть до каждого шага, который в какую минуту и где и кто и как должен предпринимать, кто и где должен стоять и падать ниц, и в какой момент и так далее. И благодаря этому стало более-менее понятно, как относительно этого храма были устроены другие части дворца. Уже много лет существует и вынашивается план археологического парка на территории Большого дворца. «Он должен был быть открыт еще три года назад, но, как я знаю от археологов, которые там работают, проект наталкивается на огромные трудности, ему противостоит сильное лоббистское давление, и поэтому в ближайшие годы вряд ли мы можем ожидать его появления». Побережье Золотого Рога На побережье Золотого Рога расположены огромные торговые посады, построенные в османское время сразу после захвата Константинополя - " Balkapani Han " . И вот среди них обнаружен гигантский торговый ряд, который, как оказалось, построен не османами, а венецианцами. Этот квартал был выкуплен в поздневизантийское время венецианскими купцами. В этих торговых рядах и сейчас работают люди, даже не подозревая, что здания были построены в 1220 году, в эпоху латинян. Ориентация рядов очень много говорит нам об устройстве улиц. Неожиданная вещь на пятом холме В собрании баек, созданных в византийское время, рассказывается о том, что на Пятом холме города Константин Великий при основании города устроил квартал публичных домов. Книга «Древности Константинополя» повествует об одной интересной детали: «на вершине холма Константин Великий построил публичный дом, а перед ним на витом каменном цоколе стояла статуя Афродиты. Статуя была вещью для находящихся под подозрением жен и дев, как богатых, так и бедных. Если девушку лишили девственности, а она в этом не признавалась, родители и друзья говорили ей: «Пойдем к статуе Афродиты, и если ты чиста, это будет доказано». И вот когда она подходила к тамошней статуе, то если  женщина была безупречна, она проходила беспрепятственно; если же ее девственность была нарушена, то, когда она приближалась к цоколю статую, ее всю охватывало какое-то помрачение, и  она, против своей воли и желания задирала одежду и показывала всем свой срам. Однажды сестра жены апокуропалата Юстина отправилась в баню во Влахерны, и поскольку разразилась ужасная буря, не было возможности плыть на императорских кораблях; она поехала верхом и когда проезжала мимо статуи, ее срам заголился, доказывая, что она соблудила. Вот за это она и разрушила статую».

http://bogoslov.ru/article/1976000

Родился он в простой крестьянской семье и до самой смерти хранил простоту и смирение. В юности Спиридон женился и у него родились дети. Но когда его супруга скончалась, то всего себя предал он на служение Богу. За свое нарочитое благочестие был он избран епископом города Тримифунт. Однако и будучи архипастырем не изменил [Спиридон] простого образа жизни, лично ухаживая за своим скотом и обрабатывая землю. На себя очень мало употреблял он от плодов своего трудничества, по большей части раздавая урожай людям бедным. Божией силой явил великие чудеса: низвел с неба дождь в засушливое время, остановил течение реки, воскресил нескольких мертвецов, исцелил царя Констанция от тяжелой болезни, видел и слышал Божиих Ангелов, прозревал в грядущие события и в тайны человеческого сердца, многих обратил к правой вере и т. д. Был участником Первого Вселенского Собора в Никее и своим простым, но ясным исповеданием веры, а также могучими чудесами вернул множество еретиков в Православие. Одевался настолько просто, что, когда однажды по приглашению царя захотел переступить порог императорского дворца, воин, полагая, что это какой-то нищий, ударил его по щеке. Кроткий и незлобивый Спиридон обратил к нему и другую щеку. Прославив Бога многими чудесами и доставив много пользы как отдельным людям, так и всей Божией Церкви, [святитель Спиридон] упокоился в Господе в 348 году. Его чудотворные мощи почивают сейчас на острове Корфу, доныне прославляя Бога множеством чудес. На Кипре воссиявшая звезда и луч церковный, Спиридон, защитник чистоты духовной, Кроток, как младенец, целомудрен, чист – Для – светозарен и божественно лучист. К чему словес обилие, коль истина проста: Се – Троица Божественная, дивна и свята; Един Господь Творец в трех Ипостасях равнославных: В тройстве Отца и Сына вкупе с Духом вседержавным. На землю эту грешную Сын к людям снизошел. Во чреве Девы чистой уготовал Себе престол, Дабы спасти людей по милосердию безмерному, И чудеса творил Своею силой всеусердно. Новый Завет и словом, и делом преподал: Жить во любви и вере человеков назидал.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Памятник первому президенту Кипра Архиепископу Макарию будет перенесен за пределы Никосии 25 января 2007 г. 10:07 Гигантская статуя первого президента Кипра Архиепископа Макария будет «сослана» из центра Никосии. Как сообщило греческое Агентство церковных новостей, об этом заявил нынешний Предстоятель Кипрской Церкви Архиепископ Хризостом . «Говорят, что статуя слишком велика и неприятна глазу», — сказал Архиепископ. Десятиметровое бронзовое изваяние Макария возвышается с начала 1990-х годов во дворе архиепископского дворца в центре Никосии. Несмотря на то, что статуе далеко до мировых рекордов высоты и веса, посреди средневекового города, где большинство домов не выше двух этажей, она действительно смотрится устрашающе. Местные жители дали статуе непочтительное прозвище Биг Мак за ее непропорциональные размеры. Теперь на прежнем месте предполагается водрузить куда более скромное мраморное изваяние высотой не более двух метров. А десятиметрового бронзового архиепископа «сошлют» за пределы города. Как считает нынешний Предстоятель Кипрской Церкви, гигантская статуя будет гораздо лучше смотреться на вершине какой-нибудь возвышенности. Макарий III (1913-1977), выдающийся государственный деятель Кипра, занимает в истории своей страны столь же значительное место, как и его статуя в центре Никосии. Будучи Предстоятелем Кипрской Православной Церкви, с получением островом независимости в 1960 году он занял также пост первого президента Республики Кипр и получил титул этнарха (вождя народа). На правление Макария приходится обострение противоречий между греческой и турецкой общинами острова. В 1974 году правившая в соседней Греции хунта «черных полковников» предприняла попытку свергнуть Макария насильственным путем, что дало Турции, как одному из гарантов независимости Кипра, формальный повод для военного вторжения на остров. Последовали трагические события лета 1974 года и разделение Кипра на две части, которое до сих пор не преодолено. После смерти Архиепископа Макария посты президента Кипра и архиепископа были разделены, но православная церковь по-прежнему сохраняет большое влияние не только в кипрском обществе, но и в государственной политике. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/187704.htm...

Карпантра; Федериго Фрегозо (ок. 1480-1541), титулярный архиеп. Салерно; Реджиналд Пол (1550-1558), один из наиболее активных англ. противников протестант. реформ кор. Генриха VIII; Грегорио Кортезе (1483-1548), влиятельный бенедиктинский монах и аббат; Джироламо Алеандро (1480-1542), гуманист и папский дипломат, хорошо знакомый с церковной ситуацией в Германии; Томмазо Бадиа (1483-1547), доминиканец, исполнявший обязанности магистра священного дворца, т. е. офиц. теолога Папского престола (см.: Gleason. 1993. P. 141-142). Комиссия начала работу в нояб. 1536 г.; из-за секретности заседаний к.-л. подробные сведения о порядке подготовки и обсуждения предложений, а также о том, какой вклад каждый из участников внес в окончательный результат, не сохранились. О внимательном и благосклонном отношении папы Павла III к работе комиссии свидетельствует то, что 22 дек. 1536 г. были возведены в кардинальское достоинство 4 члена комиссии: Караффа, Садолето, Пол и Алеандро (последний in pectore, публичное объявление - 13 марта 1538; см.: Hierarchia CMRA. Vol. 3. P. 24-25). 9 марта 1537 г. К. на специально созванном заседании в присутствии папы Римского Павла III и многих членов папской курии зачитал и прокомментировал подписанный всеми членами комиссии итоговый доклад, впосл. получивший известность под названием «Рекомендации по исправлению Церкви» (Consilium de emendanda Ecclesia; текст см.: CTrident. Vol. 12. P. 131-145; ср. отчет Алеандро о заседании: Friedensburg. 1904. S. 260-263). В преамбуле документа авторы объявляют, что источником всех злоупотреблений в католич. Церкви является самоволие Римских епископов, которые нередко действовали не как распорядители, но как полновластные господа церковных благ, нарушая ими же установленные канонические нормы и законы; они призывают папу Римского окружить себя компетентными советниками и руководствоваться не земными интересами, а заботой о благе вверенной ему Богом Церкви. В основной части доклада представлен перечень многих церковных злоупотреблений, преимущественно адм.

http://pravenc.ru/text/2057148.html

Когда с Соррентской равнины переехали мы в Рим, нас ожидало вполне уже приготовленное курьером де-Мажисом помещение с мебелью и со всевозможными удобствами в двух этажах дома, который назывался «casa Dies». Он образует собою угол двух улиц, via Gregoriana и via Sistina, который выходит на небольшую площадь, отлого спускающуюся вниз; вся верхняя часть, где мы жили, называется «Capo-1e-case». Via Gregoriana, на которую обращен был фасад нашей квартиры, господствует над низменностью лучших кварталов Рима с главною улицею Corso; последняя, разделяя их, тянется прямою линиею с севера на юг от ворот городской стены с так называемою Народною площадью (piazza- dei-Popoli) и до самого Капитолия. К северу, направо от нас, минуты в две-три дойдешь до площади с церковью Trinita-di-Monte и с великолепною мраморного лестницею, спускающеюся уступами площадок на Испанскую площадь (piazza- di-Spagna), а от той церкви тотчас же начинается городское гулянье на Monte Pincio по тенистым аллеям и лужайкам, обрамленным изгородью душистых нетаспорумов и олив; кое-где высоко подымаются голенастые пальмы со своими развесистыми, длинными ветвями в виде перьев. К югу, налево от нас, по via Sistina, минут через пять будешь у дворца Барберини с площадью того же названия, на которой стоит кануцинский монастырь. А если спуститься по нашей площадке, т.е. к западу, то тут же направо будет вам знаменитая пропаганда с институтом всесветных миссионеров, а налево через несколько домов – не помню какой-то улицы – очутишься на небольшой площади, которая вся занята громадным фонтаном Треви со скалами, по которым стремятся потоки, и с мраморными статуями античных божеств. Я уже сказал вам, что мы разместились в двух этажах. Я жил в верхнем этаже. В моей комнате вместо окон были две стекольчатые двери, выходившие каждая на свой балкончик, так что, находясь у себя дома, я всегда мог любоваться бесподобною панорамою западной части Рима. Вот вам выдержки из моего римского дневника в том же выспреннем стиле, только уже без минорных нот.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Это приключение навело страх на Давида; он не осмелился внести ковчег в свою столицу, но поставил его в дому некоего Аведдара. Спустя три месяца, Давид услышал, что Бог благословил всяким избытком дом Аведдара за его любовь к святыне Божией. Царь стал размышлять, не сделано ли какой-нибудь погрешности при взятии с места ковчега Господня; и вспомнил, что его следовало бы нести левитам на раменах своих. Тогда он вновь собрал всех Израильтян; повелел Садоку и Авиафару священникам, с помощию других левитов, поднять ковчег из дома Аведдарова и нести на раменах своих; поставил левитов петь священные псалмы и играть на музыкальных орудиях, под руководством Богодухновенных мужей: Емана, Асафа и Ефама. Шествие тронулось. Когда прошли шесть шагов, в благодарность за счастливое начало перед ковчегом завета принесено было в жертву семь тельцов и семь овнов. Во время пути сам Давид, в порывах священного восторга, скакал перед ковчегом. Наконец, внесли его в город Давидов и поставили в приготовленной заблаговременно скинии. Принесены были жертвы. Царь благословил народ именем Господа воинств; и всем мужчинам и женщинам роздано было по хлебу, по части мяса и по нескольку вина. С этих пор Богослужение отличалось особенным благолепием и порядком. В Иерусалиме первосвященствовал Авиафар; а в Гаваоне, где стояла скиния Моисеева, Богослужение вверено было Садоку. Когда Давид, по окончании торжества перенесения ковчега, возвратился благословить свой дом; Мелхола, дочь Саулова, которая видела все шествие из окон своего дворца, вышла навстречу Давиду и сказала ему: «какую славу заслужил ныне царь Израильский, раскрывшись сегодня перед глазами служанок слуг своих, точно как обнажают себя люди ничтожные!» Замечание ее относилось к тому, что Давид, когда скакал перед ковчегом, не имел на себе длинной верхней одежды, а одет был в короткий ефод из тончайшего полотна. Давид отвечал ей: «пред Господом, Который меня избрал вместо отца твоего и всего дома его, и Который поставил меня вождем народу Своему Израилю, я буду веселиться, хотя бы и еще презреннее показался я на твой взгляд».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Но в то время, как в конце XVII в., пред единодержавием Петра, Московский дворец с Верхоспасским собором и другими придворными церквами находился в цветущем положении и великолепие его, а равно и храмов, бывших в нем, вполне выражало характер древней царской жизни во всем её блеске и царственном просторе, с этого времени началось его постепенное запустение и разрушение. Главной причиной того были пожары. Так, в год смерти последнего Московского царя Иоанна Алексеевич а, 6 Июня 1696 г. на дворце сгорели государевы хоромы. Новый же пожар в 1701 г., по свидетельству современника, опустошил Кремль, причем выгорел весь царев двор без остатка, деревянные хоромы и в каменных все внутри и в подклетах и в погребах запасы и в ледниках питья... и оружейная палата и святыя церкви, кои были построены вверху и внизу в государевом доме, кресты и кровли и внутри иконостасы 53 . Правда, это общее свидетельство современника о вреде, причиненном пожаром 1701 г. не дает возможности определить в точности, какие именно дворцовые церкви и насколько пострадали от огня, но те ветхости в церквах, которые были обнаружены при осмотре их в 1722 и 1730 г.г., в значительной своей части несомненно явились следствием последнего пожара. Между тем уже одни внешние войны, которые пришлось вести Петру I, как требовавшие чрезвычайного напряжения финансовых средств государства, не могли не служить главной причиной того, что капитальное возобновление поврежденных дворцовых зданий вообще и храмов в частности было отлагаемо до более благоприятного времени. Преобразовательная же деятельность Петра I также не могла не отвлекать его внимания от мысли о необходимости возобновления Московского дворца, чему, конечно, немало способствовали и редкие приезды Царя в Москву и удаление в новую столицу всей царственной семьи. По сему в лице Петра Великого Московские дворцовые церкви уже не могли иметь такого благопопечительного о них ктитора, какими были его предшественники. Все наблюдение за дворцовыми зданиями в Москве было сосредоточено в разных коллегиях и конторах, носивших немецкие названия и, в случае поднимавшегося вопроса о ремонте какой-либо церкви и отпуске на то нужной суммы, заводивших между собою длительную переписку с целью отклонить дело от себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010